Ораниенбаум - достопримечательности. Как добраться в Ораниенбаум. Парк ораниенбаум карта


достопримечательности. Как добраться в Ораниенбаум

Среди загородных резиденций, расположенных в пригородах Северной Пальмиры, выделяется Ораниенбаум. Достопримечательности его вошли в художественный комплекс, созданный вдохновенным трудом известных зодчих, талантливых умельцев, живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия и занимающий особое место в истории русской и мировой культуры.

Ораниенбаум

В 1707 году земли вблизи впадения в Финский залив реки Карасты были пожалованы Петром I (императором) своему сподвижнику Александру Меньшикову, бывшему в то время губернатором Ингерманландии, отошедшей к Российской империи по окончании Северной войны. По приказу фаворита императора на прибрежном участке напротив острова Котлин архитекторами Г. Шеделем и Д. Фонтана был возведен Большой дворец, практически не уступающий своим великолепием дворцу император в Петергофе. Здесь же был спроектирован Нижний регулярный сад - один из первых в России. Вокруг загородной резиденции Александра Меньшикова, названой им Ораниенбаум, возникла одноименная придворцовая слобода.

Ораниенбаум достопримечательностиПроисхождение необычного названия пытаются объяснять разными версиями. Одна из легенд гласит, что здесь во время фаворита Петра I располагалась померанцевая оранжерея (Oranienbaum в переводе с немецкого – померанцевое дерево). На террасах и открытых лестницах Большого дворца в летнее время выставляли в кадках диковинку для Севера - вечнозеленые растения рода цитрусовых.

История резиденции

За свою историю, насчитывающую уже более 300 лет, резиденция сменила немало хозяев, а поселение получило статус города.

В 1743 году резиденция была передана в подарок Петру III, взошедшему на престол в 1761 году. После дворцового переворота 1762 года для Екатерины II строится дворец в Ораниенбауме, вошедший в комплекс "Собственная дача". Постройки его зданий стали единственными образцами архитектурного стиля рококо, представленного в России.

С 1796 года загородная резиденция была собственностью императорской семьи и передавалась следующим поколениям. Перед революцией ее последними владельцами значились герцоги Мекленбург-Стрелицкие.

Дворец в ОраниенбаумеПосле событий 1917 года часть зданий историко-архитектурного памятника были переданы основанному на территории Ораниенбаума Лесному техникуму. В некоторых дворцах, в частности в Китайском, были открыты музеи. В 1948 году город был переименован в Ломоносов. "Ораниенбаум" (как название) сохранилось лишь за историческим комплексом. Присвоение городу имени великого русского ученого произошло не случайно. Здесь недалеко, в деревне Усть-Рудица, находилась его усадьба, и лаборатория по приготовлению цветного стекла.

В послевоенное время Ораниенбаум пришел в запустение, его серьезная реставрация началась только в конце 90-х годов.

В 2007 году уникальный комплекс был введен в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Следует заметить, что в пригородах Петербурга единственным не подвергшимся разрушению в годы ВОВ и сохранившим свою историческую подлинность являлся историко-архитектурный ансамбль «Ораниенбаум», достопримечательности которого завершают череду репрезентативных резиденций Петергофской дороги.

Архитектурно-ландшафтный комплекс

Ломоносов ОраниенбаумДворцы и парки Ораниенбаума составляют три художественных ансамбля, создававшихся на протяжении XVIII века. В их создании исключительную роль сыграл Антонио Ринальди. Манеру итальянского архитектора отличал рационализм, перемеженный консерватизмом. В Ораниенбауме его работами являются Китайский дворец, Оперный дом, Дворец Петра III и «Катальная горка».

Все парковые сооружения составляют своеобразную композицию, которая делится на Нижний сад с дворцом Меньшикова и на Верхний парк с его многочисленными памятниками истории.

Уникальные сооружения петровской эпохи

Строительство Большого дворца и создание вокруг него Нижнего парка, отличительной особенностью которого является архитектурно-художественное единство, послужило началом создания комплекса «Ораниенбаум». Достопримечательности этой части архитектурного комплекса, помимо дворца Меньшикова, включают Екатерининский корпус, Дворец Монплезир, Дворец Марли, Морской канал и красивейшие аллеи фонтанов.

Все они сохранились до нашего времени. Сам Большой Дворец, несмотря на неоднократные переделки, не сильно изменил свой внешний облик. Он всегда оставался близок своему первоначальному замыслу, что позволяет причислить его к числу уникальных возведений петровской эпохи.

Ландшафтное искусство

Ораниенбаум паркВ ландшафтном искусстве того времени уже пытались отходить от принципов регулярной разбивки садов. При создании Верхнего парка Ринальди удалось добиться плавного перехода одной его стилистической части в другую. Талантливый мастер учел особенности живописной местности, отличающей Ораниенбаум. Парк, состоящий из Собственной дачи и Петерштадского ансамбля, объединился воедино. В нем нет строгих линий, аккуратно подстриженных крон деревьев, характерных для регулярной планировки. Зато явственно ощущается гармоничное единство, в котором слились сложные геометрические узоры аллей, площадок, водный лабиринт прудов и искусственных озер, соединенных протоками, буйство дикой природы и уникальная архитектура. Последняя представлена неповторимым сочетанием стиля рококо с элементами еще только зарождающегося классицизма.

Исключительной особенностью Верхнего парка является то, что его планировка и проекты всех сооружений в нем выполнены одним архитектором. Художественное конструирование Ринальди соединило в себе магию синтеза красоты и целесообразности. Смешение разных стилей в декоре, соединение регулярного и пейзажного принципов, равноправное участие методов обоих направлений отличает Ораниенбаум, достопримечательности которого гармонично слились в единое целое с ландшафтом, поражая своей красотой и величием.

Архитектурно-художественные ансамбли парка

В глубине Верхнего парка взору открывается Китайский дворец, являющийся частью комплекса Собственной дачи. Интересно, что первоначально сооружение называли «голландским домиком». Новое наименование появилось позже и обусловлено скорее модой на «китайщину». Отделка интерьеров дворца выполнена в духе китайского и японского искусства.

Ораниенбаум фотоВ комплекс Собственной дачи входит также знаменитая беседка Пергола, состоящая из 54 пилонов и спускающейся к воде пруда каменной лестницы. Она была создана в XIX веке и является превосходным украшением садово-парковой архитектуры того времени. Пергола возведена на месте Кофейного домика, который так и не был воплощен в жизнь Ринальди.

Привлекает внимание «Катальная горка», представляющая собой грандиозное парковое сооружение. Здесь придворные развлекались катанием с ледяных горок, идущих одна за другой и составляющих в длину 532 метра. Традиционная народная забава была доступна и в летний период.

Сооружение "Каменное зало", вероятно, предназначалось для проведения концертов. В настоящее время здесь находятся интерактивный кинотеатр и выставка интерьерной и парковой скульптуры.

В Верхнем парке также можно увидеть Кавалерский корпус, Почетные ворота, павильон, именуемый «Китайской кухней».

Петровский парк

Петровский парк - еще одно творение Ринальди. Его планировка проводилась с участием мастера Ламберти. При его создании по принципу итальянских садов были использованы также элементы регулярного направления. Многочисленные каскады, террасы перемежаются миниатюрными павильонами, среди которых - двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик.

Ныне Петровский парк выполнен в пейзажном стиле. Его композиционную основу составляют река Караста, Верхний и Нижний пруды.

Как доехать в «Ораниенбаум»?

Как добраться в Ораниенбаум

Царские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга включены в разнообразные экскурсионные туры. Посетить их можно и самостоятельно, если заранее узнать, как добраться.

Ораниенбаум расположен в городе Ломоносов, находящемся в 40 километрах от северной столицы. Лучше всего сюда добираться из юго-восточной части города. Так, до железнодорожной станции «Ораниенбаум» (в Ломоносове) можно доехать от станции метрополитена «Автово» на маршрутном такси К-424а, автобусе №200; от станции «Проспект Ветеранов» - на автобусе №343. От Балтийского вокзала в Ломоносов регулярно отправляются электропоезда.

Ранее из Кронштадта в музей-заповедник можно было попасть на пароме, сейчас легче добраться рейсовым автобусом №175.

Портативный путеводитель

На входе в парк расположена карта с ключевыми местами, которыми славится Ораниенбаум. Фото плана в дальнейшем поможет правильно распланировать свою экскурсию. Стоит обратить внимание на инструкцию для скачивания портативного путеводителя по парку - это электронное приложение «Парк Ораниенбаум». В нем есть план, герб, информация об истории комплекса и небольшое видео.

fb.ru

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум", Санкт-Петербург. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — комплекс дворцов и парков XVIII века, расположенный на южном берегу Финского залива в 40 км западнее Санкт-Петербурга. Общая площадь парков составляет 162 га. Каждый из трех комплексов архитектурных ансамблей, составляющих Ораниенбаум, относится к отдельному временному промежутку XVIII века.

Большой Меньшиковский дворец — центральное сооружение комплекса Ораниенбаум. Он представляет собой великолепный дворец, построенный для царского фаворита А. Д. Меньшикова в 1711 году по проекту итальянского архитектора Джованни Фонтана. К дворцу с севера примыкает сад с фонтанами, скульптурами, оранжереей и галереей. У ворот сада располагается пристань на канале, подведенном из Финского залива.

Когда Ораниенбаум стал владением царя Петра III, в 1861 году архитектором Антонио Ринальди был построен ещё один дворец — «Петерштадт», в комплекс которого входили также крепостные сооружения, Почетные ворота и обширный парк.

При императрице Екатерине II в. 1762 — 1774 годах архитектором Антонио Ринальди была возведена третья часть комплекса — Собственная дача императрицы. Центральным строением является Китайский дворец, и как следует из названия, оформленный в китайском стиле. Он знаменит одним из своих помещений — Стеклярусным кабинетом. Стены этого помещения украшены большими панно из стекляруса, созданного на фабрике М. В. Ломоносова, и шелковыми гобеленами, вышитыми золотом русскими мастерицами. Кроме того, в комплекс входили другие сооружения: Катальная горка с павильонами, Фрейлинский домик и обширные сады и парки.

Комплекс «Ораниенбаум» не пострадал в годы Второй мировой войны, так как был защищен кронштадтскими военными кораблями. Сегодня комплекс внесен в Список всемирного наследия как часть памятника «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

www.tourister.ru

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум в Санкт-Петербурге

Если вы побывали во всех дворцово-парковых комплексах Санкт-Петербурга и теперь не знаете, куда еще отправиться на выходных, можно заглянуть в парк Ораниенбаум, расположенный в небольшом городе Ломоносов.

Большой Меншиковский дворец в ОраниенбаумеPhoto by Chezenatiko Wikimedia.org Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — интересное место, куда приезжают тысячи петербуржцев и гостей города. Созданный еще при Петре I, комплекс претерпел значительные изменения за последние 300 лет. Сегодня это единственная достопримечательность России в стиле рококо.

История Ораниенбаума

История дворца и парка начинается с фаворита Петра I – Александра Меншикова. Существует легенда, связанная с названием местности. «Ораниенбаум» в переводе с немецкого языка означает «апельсиновое дерево». Согласно легенде, в начале Северной войны (1710-1721 гг.) на южном берегу Финского залива обнаружили небольшую оранжерею, где росли апельсиновые деревья. Над каждым деревом висела табличка с надписью Oranienbaum.

Петр I оценил находку и решил дать такое же название всей усадьбе своего фаворита. Интересно, что в 1703 году император дал название еще одной усадьбе Меншикова – Ораниенбургу под Воронежем. Кроме того, изображение апельсинового (померанцевого) дерева стало центральным элементом герба Меньшикова.

Ораниенбаум в 1755-1761 гг. Рисунок М.И. МахееваОраниенбаум в 1755-1761 гг.. Рисунок М.И. Махеева (Public Domain)

Официально история Ораниенбаума начинается с 1710 года, когда Петр I подарил А. Меншикову территорию на южном берегу Финского залива, неподалеку от Петергофа. Фаворит решает возвести дворец и парковый комплекс, которые станут украшением побережья.

В 1711 году начинается строительство. К 1717 основной корпус дворца был завершен, однако работы по внутренней отделке велись до 1727 года, когда Меншиков попал в опалу. Ораниенбаум переходит в казну, а в 1737 году здесь устраивают морской госпиталь. Но уже в 1743 году императрица Елизавета передает усадьбу в руки великого князя Петра Федоровича (Петр III). Для будущего императора здесь возводят «потешную» крепость Петерштадт. В это же время вокруг дворца великого князя начинает формироваться город.

Макет потешной крепости ПетерштадтPhoto by Chezenatiko Wikimedia.org Макет потешной крепости Петерштадт

В 1762 году происходит дворцовый переворот, во время которого императрицей становится Екатерина II. Для нее в Ораниенбауме возводится комплекс Собственной дачи, которая является единственной в России постройкой в стиле рококо.

С 1796 по 1917 годы усадьба остается в руках великокняжеского дома. После Революции некоторые здания комплекса были переданы Лесному техникуму, а в других устроили музеи. В 1941-1945 гг. на территории дворцово-паркового ансамбля развернули «Ораниенбаумский плацдарм», поэтому усадьба практически не пострадала во время войны.

Китайский дворец в ОраниенбаумеPhoto by Florstein Wikimedia.orgКитайский дворец в Ораниенбауме

Однако в послевоенные годы комплекс оказался никому не нужен и стал разрушаться. Реставрация дворцовой усадьбы началась лишь в конце 1990-ых годов.

Достопримечательности Ораниенбаума

Большой Меншиковский дворец

Большой дворец Ораниенбаума напоминает о главном Петергофском дворце: выполненный в в стиле петровского барокко, он также протянулся на краю естественной террасы с видом на Финский залив. К центральной двухэтажной части дворца примыкают две одноэтажные галереи, образующие дугу. Галереи заканчиваются павильонами, украшенными куполами. Перпендикулярно каждому павильону пристроены два флигеля, благодаря которым дворец образует букву «П».

Большой Меншиковский дворецPhoto by Florstein Wikimedia.orgБольшой Меншиковский дворец с южной стороны

На террасе перед дворцом разбит регулярный Нижний сад. Из сада открывается и с террасы перед дворцом открывается великолепный вид на Финский залив. В прошлом от ворот Нижнего сада начинался Морской канал, ведущий к заливу.

Во второй половине XVIII века над отделкой дворца и парка работали такие архитекторы, как Б. Растрелли и А. Ринальди. При Петре III восточный павильон дворца стал называться Японским: здесь разместили коллекцию фарфора. Согласно легенде, именно в Японском павильоне Петр III отрекся от престола в пользу жены.

После Революции в роскошных интерьерах Большого Меншиковского дворца поочередно размещались морской госпиталь, Лесной техникум, учреждения ВМФ.

Большой дворец в ОраниенбаумеPhoto by Vitold Muratov Wikimedia.orgПанорама Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме

Нижний сад

Регулярный Нижний сад был заложен в 1713 году. Сад состоял из трех цветников, трех фонтанов, четырех свинцовых скульптур и 39 деревянных скульптур, окрашенных под мрамор. В 1760-ых в саду были установлены мраморные скульптуры. Сегодня в саду нет фонтанов, его украшают цветники и скульптуры.

Нижний сад в ОраниенбаумеPhoto by Florstein Wikimedia.orgНижний сад в Ораниенбауме

Верхний парк

Верхний пейзажный парк располагается к западу от Большого Меншиковского дворца и занимает территорию площадью в 162 гектара. Парк включает в себя ансамбль Собственной дачи и Петерштадтский комплекс. По территории парка протекает речка Караста.

Верхний парк в ОраниенбаумеВерхний парк в Ораниенбауме

Ансамбль крепости Петерштадт

В 1758-1762 гг. на территории Ораниенбаума была выстроена потешная крепость для будущего императора Петра III. Комплекс расположился на правом берегу Карасты. Крепость была выполнена в форме 14-конечной звезды и состояла из 4 бастионов, арсенала, гауптвахты, порохового погреба, офицерского и комендантского дома.

Центром крепости был 5-угольный плац, к которому вели Почетные Въездные ворота. Рядом с ними был возведен дворец Петра III. После смерти Петра III ансамбль Петерштадта еще некоторое время поддерживался в надлежащем виде, но к середине XIX века от комплекса сохранились лишь дворец императора и ворота.

Дворец Петра III в ОраниенбаумеPhoto by Florstein Wikimedia.orgДворец Петра III в Ораниенбауме

Комплекс «Собственная дача»

Самым интересным местом в Ораниенбауме по праву считается ансамбль Собственная дача, построенный для Екатерины II. Особенную ценность комплексу придает то, что это единственный в России пример стиля рококо.

Китайский дворец в ОраниенбаумеКитайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец

В 1762-1768 гг. архитектор А. Ринальди занимался строительством Китайского дворца, расположившегося в глубине Верхнего парка. Дворец возведен в стиле рококо. Изначально дворец был одноэтажным, однако в середине XIX века к нему пристроили второй этаж и остекленную галерею.

Китайский дворец в парке ОраниенбаумPhoto by Евгений Булбовас Wikimedia.orgКитайский дворец в парке Ораниенбаум

Свое название Китайский дворец получил из-за интерьеров, выполненных в китайском стиле и оформленных с использованием оригинальных предметов, привезенных с Востока. Центральным помещением дворца является Большой зал, украшенный искусственным мрамором, позолоченной лепкой и мозаикой. Стены зала украшены мраморными барельефами Петра I и Елизавета Петровны.

Самым известным залом Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, в котором сохранилась оригинальная отделка 1760-ых годов. Стены кабинета украшены панно из стекляруса. Интересно, что стеклярус для панно был создан на мозаичной фабрике, основанной М.В. Ломоносовым.

Стеклярусный кабинет в Китайском дворцеPhoto by Chezenatiko Wikimedia.orgСтеклярусный кабинет в Китайском дворце

Павильон Катальной горки

Одним из самых необычных строений Ораниенбаума является павильон Катальной горки, построенный по проекту А. Ринальди. Своим внешним обликом здание напоминает Эрмитаж, расположенный в Царском селе.

Павильон состоит из нескольких ярусов, украшенных террасами и колоннадами. К центральному корпусу примыкают три флигеля. Здание являет собой удивительное сочетание двух стилей: классицизма и барокко.

Павильон Катальной горки в ОраниенбаумеПавильон Катальной горки в Ораниенбауме

Павильон Катальной горки был построен для катаний с ледяных горок. С южной стороны к павильону примыкал большой деревянный скат с тремя колеями. Каждая колея имела ширину больше 6 метров. Средняя колея предназначалась для спуска на колясках, а боковые колеи – для подъема колясок наверх.

На террасе третьего этажа Павильона начинался скат: с террасы можно было подняться на спусковую площадка, которая располагалась на высоте 20 метров. С обеих сторон от ската были устроены колоннады-галереи, с крыш которых открывался панорамный вид на Верхний парк и Финский залив.

Павильон катальной горкиПавильон Катальной горки (высота — 33 м)

Интерьеры помещений павильона Катальной горки относятся к середине XVIII века. В Фарфоровом кабинете находится коллекция лепных фигурок из фарфора, в Круглом зале – удивительный пол из разноцветного искусственного мрамора.

Другие постройки Ораниенбаума

В Ораниенбауме в есть и другие достопримечательности. Среди них – музыкальный павильон «Каменное зало», павильон «Китайская кухня», пруд перед Катайским дворцом с беседкой-перголой, Картинный дом и Кавалерийский корпус.

Павильон Каменное зало в ОраниенбаумеПавильон Каменное зало

Как добраться до Ораниенбаума?

Ораниенбаум находится в городе Ломоносов, в Петродворцовом районе СПб. Расстояние от ближайшей станции метро «Проспект Ветеранов» составляет 28 км.

Доехать до Ораниенбаума можно на маршрутных такси и автобусов от станций метро «Автово», «Проспект Ветеранов» и «Балтийская». Также до Ломоносова идут пригородные электрички, отправляющиеся от Балтийского вокзала. Время в пути на электричке составляет в среднем 55 минут.

Режим работы парка Ораниенбаум С 9:00 до 20:00
Стоимость билета Летом 2016 года вход в парк бесплатный

Похожие записи

locusterra.ru

Дворец Ораниенбаум - Ломоносов, Ленинградская область

Ораниенба́ум (нем. Oranienbaum — «померанцевое дерево») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года — Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».

История

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году — Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.

В 1743—1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756—1762, сохранились Почётные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти — их наследникам.

Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией — герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).

После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Композиция паркового ансамбля

А — Нижний сад

В — Верхний парк

С — Нижний пруд

D — Красный (Верхний) пруд

E — Карпин пруд

F — Китайский пруд

G — П-образный пруд

H — Морской канал

1 — Большой (Меншиковский) дворец (1711—1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)

2 — Картинный дом (1710-е — 1730-е гг., либо 1752—1754 гг.)

3 — Нижние дома (1710-е — 1720-е гг., либо 1749—1751 гг.)

4 — ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)

5 — дворец Петра III (1758—1762 гг., А. Ринальди)

6 — Каменное зало (1749—1751 гг., предположительно Б. Растрелли)

7 — Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)

8 — Китайский дворец (1762—1768 гг., А. Ринальди)

9 — павильон Катальной горки (1762—1774 гг., А. Ринальди)

10 — павильон «Китайская кухня» (1852—1853 гг., Л. Бонштедт)

11 — Пергола (1870-е гг.)

Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710—1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части — это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.

Верхний парк делится опять же на две части — это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и ансамбль Собственной дачи, включающий в себя павильон Катальной горки и Китайский дворец.

Ансамбль Большого Меншиковского дворца

Большой Меншиковский дворец

Японский павильон Большого дворца

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.

Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер , а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях

К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.

Северный фасад Большого Меншиковского дворца

Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого — померанцевое дерево) существует несколько версий. Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Третья версия гласит, что, выбирая наименование для своей усадьбы, А. Д. Меншиков стремился сделать приятное Петру и использовал несколько измененное название Ораниенбург, которое Пётр I дал в 1703 году новому имению Меншикова вблизи Воронежа. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением. .

В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы проводил Б. Растрелли), а в 60-х — 70-х годах А. Ринальди перестраивает террасы перед дворцом и создает систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

Ремонтно-реставрационные работы над дворцом, активная фаза которых началась с начала 1990-х, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина. В 2010 году реставрация фасадов Большого Меншиковского дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.

Нижний сад

Вид на Нижний сад с террасы Большого дворца

Нижний сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца. Это один из первых регулярных садов в России. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников, три фонтана (фонтанный водовод был подведён к Нижнему саду от плотины, сооружённой на Красном пруду) и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры.

На территории Нижнего сада также располагались плодовые деревья и ягодные кусты — дань традиции московских садов XVI—XVII веков. Яблони и вишни с подстриженными деревьями других пород (клёны, липы, вязы) имели не только декоративное, но и практическое значение.

В 60-е года XVIII века сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой. Перед Большим дворцом в 1762 году А. Ринальди были сооружены два фонтана. К концу XVIII — началу XIX века Нижний сад теряет свой регулярный облик, а к началу XX века в саду сохраняется только центральная аллея и появляются газоны с клумбами.

Морской канал

Канал, связывающий дворец с морем — характерная особенность дворцовых ансамблей петровского времени (в Петергофе от Большого дворца также идет Морской канал). В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка.

В течение XVIII века канал и особенно пристань неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал разрезается на две части построенной железной дорогой. Сейчас он находится в запущенном состоянии, так как в XX веке был пересечён ещё и шоссе с интенсивным автомобильным движением.

Картинный дом

Картинный дом

У северной границы Нижнего сада (у Дворцового проспекта) симметрично (у восточного края ограды Нижнего сада и западного) располагались два одинаковых здания — Оранжерея и Картинный дом. Оранжерея была утрачена ещё в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно — одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века, другие — что строительство началось в 1752 году .

При Петре III в Картинном доме, вероятно, хранилась его коллекция живописных полотен (более 300 картин), а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как во дворце Петра III в крепости Петерштадт.

В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась т. н. Парковская школа (с сентября 1942 по май 1944 г.), единственная школа на территории г. Ораниенбаума в годы «малой блокады» (Ораниенбаумского плацдарма)

Нижние дома

Нижние дома протянулись вдоль Дворцового проспекта, к востоку от Большого дворца. Весь комплекс этих домов состоит из П-образно расположенных пяти зданий. Три дома, объединенные сплошной каменной оградой протяженностью в 160 метров, обращены к проспекту, а два дома углублены в парк. Нижние дома были воздвигнуты в 1710-х — 1720-х гг. (С. Б. Горбатенко, однако, полагает, что Нижние дома были возведены в 1749—1751 гг. ) и предназначались для служащих дворца и первоначально назывались служебными. Четыре здания из пяти были жилыми.

В XIX веке дома частично подверглись перестройке. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.

Верхний парк

Верхний парк, занимающий территорию около 160 га, расположен на плато, простирающееся на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Он состоит из двух исторически сложившихся частей — Петерштадтского ансамбля и ансамбля Собственной дачи. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

Работы по созданию Верхнего парка велись ещё при А. Д. Меншикове. Расчищались леса, прокладывались осушительные каналы, рылись искусственные водоемы. При Петре III (в 1758—1762 годах) создается Петровский парк, одновременно со строительством Собственной дачи (1762—1774) ведутся работы по благоустройству Западной части Верхнего парка.

Пространство Верхнего парка пересекает речка Караста, а также многочисленные аллеи — Ореховая, являющаяся южной границей парка; Сойкинская, проходящая с севера на юг и делящая Верхний парк на две приблизительно равные части; параллельная ей Тройная липовая аллея, которая ведет от Каменного зала к Китайскому дворцу, и другие.

Каменное зало

Каменное зало

Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.

Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 гг. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем — Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов — в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II.

На протяжении XIX—XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году — здание приспосабливали под лютеранскую кирху. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде.

По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме — будущей Собственной дачи Екатерины II.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус был построен в середине XVIII века по проекту А. Ринальди. Это было одноэтажное прямоугольное в плане здание. В 1807 году был надстроен второй этаж, а к середине XIX века здание приобретает современный вид — в планировке имеет форму буквы «Ш», имеет строгий внешний вид, причиной чего является утилитарное назначение постройки.

Павильон «Китайская кухня»

Павильон «Китайская кухня»

В 1852—1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт воздвигает кухню для Китайского дворца, стилизованную под середину XVIII века постройку, подражая основным приемам А. Ринальди.

Здание в плане представляет собой квадратный греческий крест, имеет купольное завершение, увенчанное дымовой трубой. Такое расположение трубы позволяло сконструировать несколько печей разных видов в центре павильона. Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов. Внутреннее пространство кухни имело семь служебных комнат, где размещались сервизная, буфетная, скатертная, кондитерская и др.

После революции 1917 года здание использовалось под хозяйственные и бытовые нужды (как жилое, как летнее кафе). В годы Великой Отечественной войны в Китайской кухне жил комендант Китайского дворца Н. М. Михайлов с детьми. В 1983 году здание переходит в ведение музея-заповедника.

Летом 2010 года в павильоне располагалась выставка «Спасенная красота», посвященная бытованию Ораниенбаума (города и парка) во время Великой Отечественной войны и приуроченная к 65-летию Победы.

Пергола

Пергола — беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Она состоит из 54 пилонов, к воде ведет небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.

Пергола находится на том месте, где А. Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи). Рядом с Перголой располагается большой древний камень-валун, в котором высечена скамья и вырублена надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Ансамбль Петерштадта

Ансамбль крепости Петерштадт создавался в 1758—1762 гг.. На правом берегу реки Карасты располагалась потешная крепость для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Она имела форму четырнадцатиконечной звезды, в ней было 4 бастиона и по факту была перестроена из более маленькой крепости Святого Петра, возведенной на этом месте ранее. Петр Федорович был комендантом Петерштадта, а гарнизон её составляли голштинские солдаты и офицеры, приехавшие на службу Петру из герцогства Гольштейн.

Внутри крепости находились различные строения — арсенал, пороховой погреб, дома коменданта, офицеров, гауптвахта В центре располагался пятиугольный плац. Он был окружен одноэтажными строениями, между которыми возвышались каменные Почетные Въездные ворота. Практически напротив них, у северо-восточного бастиона крепости по проекту А. Ринальди был построен небольшой двуэтажный дрорец для Петра Федоровича.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года и смерти Петра III Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III. Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.

Дворец Петра III

Дворец Петра III

Дворец возводился одновременно с крепостью, в 1758—1762 гг. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по дуге. Именно эта часть здания и является его главным фасадом — благодаря срезанному углу дворец обозревается сразу с трех сторон, что визуально делает его больше и массивнее.

Общее планировочное решение дворца сохранилось в первоначальном виде. Здесь нет парадной анфилады комнат, рассчитанных на торжественные приемы. Помещения располагаются по периметру здания. На второй этаж ведет винтовая гранитная лестница.

Комнаты первого этажа дворца, не имеющие декоративного убранства, в XVIII веке были служебными помещениями. Второй этаж, вмещающий в себя шесть комнат, являет собой подлинное убранство середины XVIII века. В главном зале дворца — Картинном — главным элементом декора является шпалерная развеска картин XVII—XVIII веков кисти европейских мастеров.

Уникальной является отделка картинного зала, кабинета и спальни — лаковые росписи, расположенные на панелях стен, откосах дверей и окон и на самих дверях. Они были выполнены в китайском стиле крепостным мастером Федором Власовым.

Антонио Ринальди, будучи архитектором дворца, являлся также и декоратором его помещений. В частности, именно по его эскизам выполнена лепка потолочных перекрытий в комнатах второго этажа. Дворец был для архитектора первой самостоятельной работой в России, и здесь он впервые пробует многие приемы, используемые им в дальнейшем, в том числе и знаменитый «цветок Ринальди».

Во время Великой Отечественной войны во дворце Петра III хранились музейные ценности, которые не были вывезены в эвакуацию.

В 1953 году дворец открывается как музей, в нём располагалась постоянная выставка китайского декоративного искусства(организация выставки была связана с расцветом советско-китайских отношений). В середине 1960-х гг. в Картинном зале дворца производится воссоздание шпалерной развески картин, которая была утрачена в конце XVIII века. После этого открывается музей с современным названием «Дворец Петра III»

Въездные Почетные ворота

Въездные Почётные ворота

Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Святого Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт, более крупную по размерам. В Петерштадте ворота были въездом на небольшой пятиугольный плац, на котором проводились учения голштинских войск Петра III.

Композиция сооружения построена на контрасте мощных пилонов с легкой венчающей ворота башней. Восьмигранная башенка завершается высоким тонким шпилем с флюгером с выбитой на нём датой постройки — 1757 год. В пролёте арки были установлены створы ворот из перекрещивающихся кованых полос, напоминающих трельяжную решётку. Сейчас створы ворот сняты с петель, и под аркой можно пройти. Архитектор ворот — Антонио Ринальди. Очень пропорциональные и своеобразные Почётные ворота — уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.

Петровский парк

Уже к началу XX века от первоначальной планировки Петровского парка, разбитого на правом берегу реки Карасты одновременно с постройкой крепости Петерштадт, ничего не осталось. Парк был создан по принципу итальянских садов архитектором А. Ринальди при участии садового мастера Ламберти. Помимо террас, каскадов, лестниц в парке находилось несколько миниатюрных павильонов: двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Менажерия с фонтаном и Китайский домик. В парк также были включены элементы регулярного стиля — подстриженные кустарники и деревья в аллеях, геометрической формы площадки и лужайки.

Сейчас Петровский парк является пейзажным. Его композиционная основа — Верхний (Красный) и Нижний пруды и речка Караста, которая течет в долине. Через неё переброшено три моста, самым большим из которых является трехарочный Петровский мост, сооруженный в 1874 г. по проекту архитектора Г. Прейса . Он соединяет Восточную часть Верхнего парка с Западной (Петровский парк с ансамблем Собственной дачи).

В Петровском парке на реке Кароста из гранитных ступеней и каменных глыб устроено также несколько водопадов.

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах — два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII — середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе — к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений. В Царском селе в середине XVIII века по проекту Ф.Растрелли была воздвигнута каменная катальная гора. Однако Катальная горка в Ораниенбауме богатством архитектурного и скульптурного декора превзошла все подобные сооружения. Это признавали и современники А. Ринальди.

К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный скат. Он имел три колеи шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками, а боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений.

Вид на павильон со стороны луга

Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа — от неё шёл подъем на спусковую площадку, которая была расположена на высоте приблизительно в 20 метров. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью в 532 метра. Их плоские крыши, огражденные балюстрадой, служили верхними галереями для прогулок.

Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, постройка постепенно приходила в упадок. В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858—1861 гг. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.

Внутренние помещения павильона Катальной горки представляют собой подлинное убранство середины XVIII века. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Уникальным является пол искусственного мрамора — с помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы узоры и сложные рисунки.

В убранство Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные в 1772—1775 гг.на Майсенском заводе в Саксонии группы украшений из фарфора. Они установлены на стенные полочки-консоли, которые поддерживаются лепными фигурками орлят, амуров, обезьян. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменской битве 1770 года.

В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал больше других построек в Ораниенбаумском парке и был отреставрирован лишь к 1959 году.

tropki.ru

Режим работы парка «Ораниенбаум» «Ораниенбаум»

Информация от 3 мая 2018 г.

  • Заходить за ограждения объектов, в служебные помещения, на площадки и в здания, закрытые для посещения
  • Приносить и распивать спиртные напитки, находиться в состоянии алкогольногно либо наркотического опьянения, или каким-либо инымобразом нарушать общественный порядок
  • Курить на территории и в помещениях музея-заповедника (согласно Федеральному закону от 23.02.2013 №15-Ф3 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма ипоследствий потребления табака")
  • Проносить и иметь при себе огнестрельное, холодное и любое другое оружие, боеприпасы, наркотические, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие вещества, предметы, способные причинить вред окружающим
  • Проводить экскурсии и культурно-массовые мероприятия, распространять билеты, торговать продукцией, осуществлять любую коммерческую деятельность без письменного разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • Наносить надписи, расклеивать объявления, плакаты и другую продукцию информационного содержания
  • Передвигаться и размещаться на газонах
  • Засорять территорию бытовым мусором, разводить костры, собирать плоды, ягоды, грибы, срывать цветы, ловить насекомых, птиц, животных, ломать зеленые насаждения
  • Посещать территорию ГМЗ "Петергоф", в том числе музеи и дворцы с животными любых видов, пород и размеров. Кормить на территории парков бездомных и диких животных
  • Купаться, загорать, ловить рыбу
  • Использовать пиротехнические средства без специального разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • Заходить в чаши фонтанов, взбираться на скульптуру и архитектурные элементы
  • Наносить надписи на здания, скульптуру, элементы отделки
  • Передвигаться на велосипедах в Нижнем саду и Южном дворе Большого Меньшиковского Дворца
  • Передвигаться на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах, гужевых повозках, верхом на лошадях, санях и иных подобных транспортных или спортивных средствах без специального разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • Проносить в здания музеев напитки и продукты
  • Пользоваться в залах музеев мобильной связью
  • Прикасаться к экспонатам
  • Проводить запуски каких-либо летательных аппаратов (парапланов, дельтапланов, аэростатов, воздушных шаров, воздушных змеев и иных), производить съемку с воздуха (видео и фото) с использованием коптеров и дронов без письменного согласования с ГМЗ "Петергоф" и иными компетентными органами
  • Самостоятельно завозить, устанавливать и подключать звуковое, световое, сценическое, электрическое и прочее оборудование и установки, без письменного согласования администрации ГМЗ "Петергоф". Подключение вышеуказанного оборудования разрешается только специалистом ГМЗ "Петергоф"
  • Проводить без письменного согласования с администрацией ГМЗ "Петергоф" массовые, развлекательные, игровые, спортивные и иные публичныемероприятия
  • Осуществлять работу точек общественного питания без письменного согласования с администрацией ГМЗ "Петергоф"
  • Осуществлять для коммерческих целей профессиональную фото и видеосъемку, с использованием профессионального оборудования (осветители, светоотражатели, софтбоксы, студийные стойки и т.п.) без специального письменного разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • Использовать аудио технику с включенными средствами звукоусиления без специального разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • Въезжать и передвигаться по территории парков на автотранспортных средствах без разрешения администрации ГМЗ "Петергоф"
  • При посещении музея родителям запрещается носить детей на плечах

Парк открыт с 9:00 до 20:00

Вход в парк бесплатный с 26.05.2018

Вход в музеи до 17:00

Стоимость входных билетов: Admission

Взрослые/For adults 200 р.
Учащиеся/For students and children (children under 7 years old are free) 100 р.
Фотосъемка со штативом/Shooting with tripod 200 р.

Налоговые резиденты РФ и граждане СНГ пользуются правом приобретения входного билета по следующим ценам:

Взрослые 70 р. по будням 100 р. по выходным
Учащиеся, школьники 30 р.
Льготный 50 р.

Экскурсионное обслуживание по парку

на группу до 10 чел 800 р.
на группу до 30 чел 1000 р.

Режим работы музеев:

Санитарный день: последняя среда месяца

Большой Меньшиковский двореци исторический музейный проект "Ораниенбаум сквозь века" Открыт: 10:30 - 18:00 Касса работает: 10:30 - 17:00 Выходной: вторникСанитарный день: последняя среда месяца
Дворец Петра III открыт с 26.05.2018 Открыт: 10:30 - 18:00 Касса работает: 10:30 - 17:00 Выходной: понедельник
Каменное зало Открыт: 10:30 - 18:00 Касса работает: 10:30 - 17:00 Выходной: вторник
Китайский дворецОткрыт с 26.05.2018 по 30.09.2018 (включительно)Открыт: 10:30 - 18:00 Касса работает: 10:30 - 17:00 Выходной: понедельник Санитарный день: последний вторник месяца В дождь и при повышенной влажности дворец закрывается
Картинный дом Открыт: 10:30 до 18:00 час Касса работает: 10:30 до 17:00 час Выходной: понедельник Санитарный день: последний вторник месяца
Павильон "Китайская кухня"Открыт с 26.05.2018 по 30.09.2018 (включительно) Открыт: 10:30 до 18:00 час Касса работает: 10:30 до 17:00 час Выходной: понедельник
Павильон Катальной горки Закрыт на реставрацию

У информационного киоска возле Нижнего пруда с 10:30 до 17:00 работает зона Wi Fi. Вы можете бесплатно загрузить экскурсию "Ораниенбаум сквозь века" (мобильное приложение) на Ваш смартфон.

Справки и заказ экскурсий по телефону : 8 (812) 422-80-16

В парке ведутся реставрационные работы

www.oranienbaum.org

достопримечательности. Как добраться в Ораниенбаум

Путешествия 20 августа 2014

Среди загородных резиденций, расположенных в пригородах Северной Пальмиры, выделяется Ораниенбаум. Достопримечательности его вошли в художественный комплекс, созданный вдохновенным трудом известных зодчих, талантливых умельцев, живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия и занимающий особое место в истории русской и мировой культуры.

Ораниенбаум

В 1707 году земли вблизи впадения в Финский залив реки Карасты были пожалованы Петром I (императором) своему сподвижнику Александру Меньшикову, бывшему в то время губернатором Ингерманландии, отошедшей к Российской империи по окончании Северной войны. По приказу фаворита императора на прибрежном участке напротив острова Котлин архитекторами Г. Шеделем и Д. Фонтана был возведен Большой дворец, практически не уступающий своим великолепием дворцу император в Петергофе. Здесь же был спроектирован Нижний регулярный сад - один из первых в России. Вокруг загородной резиденции Александра Меньшикова, названой им Ораниенбаум, возникла одноименная придворцовая слобода.

Ораниенбаум достопримечательностиПроисхождение необычного названия пытаются объяснять разными версиями. Одна из легенд гласит, что здесь во время фаворита Петра I располагалась померанцевая оранжерея (Oranienbaum в переводе с немецкого – померанцевое дерево). На террасах и открытых лестницах Большого дворца в летнее время выставляли в кадках диковинку для Севера - вечнозеленые растения рода цитрусовых.

История резиденции

За свою историю, насчитывающую уже более 300 лет, резиденция сменила немало хозяев, а поселение получило статус города.

В 1743 году резиденция была передана в подарок Петру III, взошедшему на престол в 1761 году. После дворцового переворота 1762 года для Екатерины II строится дворец в Ораниенбауме, вошедший в комплекс "Собственная дача". Постройки его зданий стали единственными образцами архитектурного стиля рококо, представленного в России.

С 1796 года загородная резиденция была собственностью императорской семьи и передавалась следующим поколениям. Перед революцией ее последними владельцами значились герцоги Мекленбург-Стрелицкие.

Дворец в ОраниенбаумеПосле событий 1917 года часть зданий историко-архитектурного памятника были переданы основанному на территории Ораниенбаума Лесному техникуму. В некоторых дворцах, в частности в Китайском, были открыты музеи. В 1948 году город был переименован в Ломоносов. "Ораниенбаум" (как название) сохранилось лишь за историческим комплексом. Присвоение городу имени великого русского ученого произошло не случайно. Здесь недалеко, в деревне Усть-Рудица, находилась его усадьба, и лаборатория по приготовлению цветного стекла.

В послевоенное время Ораниенбаум пришел в запустение, его серьезная реставрация началась только в конце 90-х годов.

В 2007 году уникальный комплекс был введен в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Следует заметить, что в пригородах Петербурга единственным не подвергшимся разрушению в годы ВОВ и сохранившим свою историческую подлинность являлся историко-архитектурный ансамбль «Ораниенбаум», достопримечательности которого завершают череду репрезентативных резиденций Петергофской дороги.

Видео по теме

Архитектурно-ландшафтный комплекс

Ломоносов ОраниенбаумДворцы и парки Ораниенбаума составляют три художественных ансамбля, создававшихся на протяжении XVIII века. В их создании исключительную роль сыграл Антонио Ринальди. Манеру итальянского архитектора отличал рационализм, перемеженный консерватизмом. В Ораниенбауме его работами являются Китайский дворец, Оперный дом, Дворец Петра III и «Катальная горка».

Все парковые сооружения составляют своеобразную композицию, которая делится на Нижний сад с дворцом Меньшикова и на Верхний парк с его многочисленными памятниками истории.

Уникальные сооружения петровской эпохи

Строительство Большого дворца и создание вокруг него Нижнего парка, отличительной особенностью которого является архитектурно-художественное единство, послужило началом создания комплекса «Ораниенбаум». Достопримечательности этой части архитектурного комплекса, помимо дворца Меньшикова, включают Екатерининский корпус, Дворец Монплезир, Дворец Марли, Морской канал и красивейшие аллеи фонтанов.

Все они сохранились до нашего времени. Сам Большой Дворец, несмотря на неоднократные переделки, не сильно изменил свой внешний облик. Он всегда оставался близок своему первоначальному замыслу, что позволяет причислить его к числу уникальных возведений петровской эпохи.

Ландшафтное искусство

Ораниенбаум паркВ ландшафтном искусстве того времени уже пытались отходить от принципов регулярной разбивки садов. При создании Верхнего парка Ринальди удалось добиться плавного перехода одной его стилистической части в другую. Талантливый мастер учел особенности живописной местности, отличающей Ораниенбаум. Парк, состоящий из Собственной дачи и Петерштадского ансамбля, объединился воедино. В нем нет строгих линий, аккуратно подстриженных крон деревьев, характерных для регулярной планировки. Зато явственно ощущается гармоничное единство, в котором слились сложные геометрические узоры аллей, площадок, водный лабиринт прудов и искусственных озер, соединенных протоками, буйство дикой природы и уникальная архитектура. Последняя представлена неповторимым сочетанием стиля рококо с элементами еще только зарождающегося классицизма.

Художественное конструирование. Синтез красоты и целесообразности

Исключительной особенностью Верхнего парка является то, что его планировка и проекты всех сооружений в нем выполнены одним архитектором. Художественное конструирование Ринальди соединило в себе магию синтеза красоты и целесообразности. Смешение разных стилей в декоре, соединение регулярного и пейзажного принципов, равноправное участие методов обоих направлений отличает Ораниенбаум, достопримечательности которого гармонично слились в единое целое с ландшафтом, поражая своей красотой и величием.

Архитектурно-художественные ансамбли парка

В глубине Верхнего парка взору открывается Китайский дворец, являющийся частью комплекса Собственной дачи. Интересно, что первоначально сооружение называли «голландским домиком». Новое наименование появилось позже и обусловлено скорее модой на «китайщину». Отделка интерьеров дворца выполнена в духе китайского и японского искусства.

Ораниенбаум фотоВ комплекс Собственной дачи входит также знаменитая беседка Пергола, состоящая из 54 пилонов и спускающейся к воде пруда каменной лестницы. Она была создана в XIX веке и является превосходным украшением садово-парковой архитектуры того времени. Пергола возведена на месте Кофейного домика, который так и не был воплощен в жизнь Ринальди.

Привлекает внимание «Катальная горка», представляющая собой грандиозное парковое сооружение. Здесь придворные развлекались катанием с ледяных горок, идущих одна за другой и составляющих в длину 532 метра. Традиционная народная забава была доступна и в летний период.

Сооружение "Каменное зало", вероятно, предназначалось для проведения концертов. В настоящее время здесь находятся интерактивный кинотеатр и выставка интерьерной и парковой скульптуры.

В Верхнем парке также можно увидеть Кавалерский корпус, Почетные ворота, павильон, именуемый «Китайской кухней».

Петровский парк

Петровский парк - еще одно творение Ринальди. Его планировка проводилась с участием мастера Ламберти. При его создании по принципу итальянских садов были использованы также элементы регулярного направления. Многочисленные каскады, террасы перемежаются миниатюрными павильонами, среди которых - двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик.

Ныне Петровский парк выполнен в пейзажном стиле. Его композиционную основу составляют река Караста, Верхний и Нижний пруды.

Как доехать в «Ораниенбаум»?

Как добраться в Ораниенбаум

Царские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга включены в разнообразные экскурсионные туры. Посетить их можно и самостоятельно, если заранее узнать, как добраться.

Ораниенбаум расположен в городе Ломоносов, находящемся в 40 километрах от северной столицы. Лучше всего сюда добираться из юго-восточной части города. Так, до железнодорожной станции «Ораниенбаум» (в Ломоносове) можно доехать от станции метрополитена «Автово» на маршрутном такси К-424а, автобусе №200; от станции «Проспект Ветеранов» - на автобусе №343. От Балтийского вокзала в Ломоносов регулярно отправляются электропоезда.

Ранее из Кронштадта в музей-заповедник можно было попасть на пароме, сейчас легче добраться рейсовым автобусом №175.

Портативный путеводитель

На входе в парк расположена карта с ключевыми местами, которыми славится Ораниенбаум. Фото плана в дальнейшем поможет правильно распланировать свою экскурсию. Стоит обратить внимание на инструкцию для скачивания портативного путеводителя по парку - это электронное приложение «Парк Ораниенбаум». В нем есть план, герб, информация об истории комплекса и небольшое видео.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Природный парк Новости и общество Природный парк "Щербаковский": описание, природа, достопримечательности, как добраться

В мире существует множество прекрасных парков. Такие чистые зеленые зоны всегда привлекают посетителей и позволяют получить незабываемые впечатления. В этих местах приятно прогуляться и отдохнуть от суеты крупных горо...

Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»?Новости и общество Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»?

На юго-востоке Москвы находится самый крупный и наиболее любимый горожанами Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Усадьба-музей Новости и общество Усадьба-музей "Коломенское". Как добраться в музей-заповедник "Коломенское"?

Богата наша столица достопримечательностями и памятными местами. Многие из них стали заповедными. В них собрана вся история нашего народа, страны. В этой статье мы хотим вам представить интереснейший музей-заповедник ...

Как добраться в музей-усадьбу Новости и общество Как добраться в музей-усадьбу "Царицыно"? "Царицыно" (музей-усадьба): цены, фото и режим работы

На юге Москвы расположен уникальный старинный дворцово-парковый комплекс, являющийся величайшим памятником архитектуры, истории и культуры. «Царицыно» - музей под открытым небом.

Форт «Шанц»: достопримечательности, как добраться, пляжиПутешествия Форт «Шанц»: достопримечательности, как добраться, пляжи

Когда Петр Первый закладывал новый город под самым носом у шведов, с которыми тогда воевал, он должен был тщательно продумать систему обороны. В Финском заливе находится немало островков. Они, при разумном использован...

Как добраться в Карловы Вары из Праги самостоятельно?Путешествия Как добраться в Карловы Вары из Праги самостоятельно?

Чешская Республика – прекрасное место для проведения отпуска. Большинство туристов, которые сюда приезжают, проводят время в столице страны. Но ведь Чехия славится многочисленными замками и курортами. Самым попу...

Как добраться в аквапарк в Подмосковье? Фото и отзывыПутешествия Как добраться в аквапарк в Подмосковье? Фото и отзывы

Многие мечтают провести выходные или праздничные дни за городом. Прекрасным местом для семейного отдыха и оздоровления является Подмосковье. Среди множества отелей, домов отдыха, пансионатов обязательно найдётся идеал...

Соликамск: достопримечательности, как добратьсяПутешествия Соликамск: достопримечательности, как добраться

«Соляная столица России» - гордое прозвище, которое вот уже не первый век носит Соликамск. Достопримечательности города – замечательная причина для его посещения, знакомство с ними поможет узнать нас...

Парк Тропарева, Москва: отзывы и фото. Как добраться в парк ТропареваПутешествия Парк Тропарева, Москва: отзывы и фото. Как добраться в парк Тропарева

Лесной массив – парк Тропарева - занимает часть юго-западных земель Москвы. В его владения входит усадьба «Тропарево». Старинная усадьба Подмосковья с живописными пейзажами и реликтовыми деревьями га...

Где находится Московский зоопарк? Станция метро, ближайшая к зоопарку, как добраться в зоопаркПутешествия Где находится Московский зоопарк? Станция метро, ближайшая к зоопарку, как добраться в зоопарк

Зоопарки давно стали популярны во всем мире, только здесь можно вживую увидеть экзотических животных, понаблюдать за ними, сфотографировать. Дети, которые сейчас растут, редко видят даже представителей местной флоры и...

monateka.com

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум", Ломоносов. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — комплекс дворцов и парков XVIII века, расположенный на южном берегу Финского залива в 40 км западнее Санкт-Петербурга. Общая площадь парков составляет 162 га. Каждый из трех комплексов архитектурных ансамблей, составляющих Ораниенбаум, относится к отдельному временному промежутку XVIII века.

Большой Меньшиковский дворец — центральное сооружение комплекса Ораниенбаум. Он представляет собой великолепный дворец, построенный для царского фаворита А. Д. Меньшикова в 1711 году по проекту итальянского архитектора Джованни Фонтана. К дворцу с севера примыкает сад с фонтанами, скульптурами, оранжереей и галереей. У ворот сада располагается пристань на канале, подведенном из Финского залива.

Когда Ораниенбаум стал владением царя Петра III, в 1861 году архитектором Антонио Ринальди был построен ещё один дворец — «Петерштадт», в комплекс которого входили также крепостные сооружения, Почетные ворота и обширный парк.

При императрице Екатерине II в. 1762 — 1774 годах архитектором Антонио Ринальди была возведена третья часть комплекса — Собственная дача императрицы. Центральным строением является Китайский дворец, и как следует из названия, оформленный в китайском стиле. Он знаменит одним из своих помещений — Стеклярусным кабинетом. Стены этого помещения украшены большими панно из стекляруса, созданного на фабрике М. В. Ломоносова, и шелковыми гобеленами, вышитыми золотом русскими мастерицами. Кроме того, в комплекс входили другие сооружения: Катальная горка с павильонами, Фрейлинский домик и обширные сады и парки.

Комплекс «Ораниенбаум» не пострадал в годы Второй мировой войны, так как был защищен кронштадтскими военными кораблями. Сегодня комплекс внесен в Список всемирного наследия как часть памятника «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

www.tourister.ru