Город Амьен – сердце региона Пикардия. Порт с музеем жюля верна


экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей Жюля Верна в Нанте (Нант, Франция) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Музей Жюля Верна в Нанте находится в том самом месте, где будущий классик приключенческой литературы еще в юном возрасте любил смотреть на выходящую к морю Луару и мечтал о необыкновенных путешествиях. В Нанте также сохранился дом, в котором он родился (rue Olivier de Clisson, 4), но там сегодня можно увидеть только мемориальную табличку. А музей со множеством подлинных вещей писателя расположен на утесистом берегу Луары. Это элегантное белое здание с мавританскими арками, построенное в конце 19 века. Именно отсюда открывается вид на разворот реки, который послужил Жюлю Верну своего рода отправной точкой для его воображения.

Что посмотреть

Жюль Верн жил в Нанте до 20 лет, затем регулярно приезжал сюда вплоть до 1887 г. В музее есть копия комнаты из дома в Амьене, где писатель создал большинство своих работ.

Экспозиции расположены на трех уровнях и хранят книги, документы, выдержки из работ, иллюстрации к романам, лично утвержденные писателем, плакаты к фильмам по произведениям Верна. Среди экспонатов также имеются вещи, принадлежавшие классику и пожертвованные для музея его родственниками — в их числе уникальные глобус, компас и орган — прототип музыкального инструмента на «Наутилусе».

Представлены подлинники писем и рукописей с чертежами на полях. Макеты не только вполне реальных когда-то шхун и поездов, но и фантастических изобретений Верна — подводная лодка с крыльями смотрится очень живописно, впрочем, как и космический корабль в разрезе. Рядом — чучела экзотических животных. Артефакты жюльверновского времени — например, телеграф. Макеты декораций к спектаклям — посетители крутят ручку, и игрушечные фигуры на маленькой сцене оживают.

Неподалеку от музея находится памятник юному Жюлю Верну. Рядом с фигурой мечтательного мальчика установлен памятник главному герою «20 тысяч лье под водой» Капитану Немо. А за Луарой стоит огромный механический слон, воплощающий гиганта из романа «Паровой дом». Слон может передвигаться и даже поливать прохожих водой из хобота.

Практическая информация

Адрес: Нант, rue de l’Hermitage, 3, 44100. Веб-сайт на англ.

Как добраться: автобус Chronobus 1 до ост. Lechat, затем 10 минут пешком от площади по ул. Дидро и пр-ту Сент-Ан; трамвай № 1 до ост. Gare Maritime, далее 15 минут пешком вдоль Луары.

Время работы: понедельник, среда, четверг, пятница: для групп с 10:00 до 12:00, для индивидуального посещения с 14:00 до 18:00. В субботу с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00, в воскресенье с 14:00 до 18:00. Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Цены: полный билет — 3 EUR, льготный — 1,50 EUR — за 1 час до закрытия, для молодежи в возрасте от 18 до 26 лет и для групп свыше 12 человек, бесплатно — лица до 18 лет и инвалиды. Экскурсии — на фр. языке. Цены на странице указаны на октябрь 2017 г.

tonkosti.ru

Амьен - достопримечательности, музеи, фото, видео

На берегах реки Сомма, располагаясь в самом сердце региона Пикардия, очаровательный город Амьен полон сюрпризов.

В окружении тихой загородной местности, сам город Амьен полон энергии, особенно в модном квартале Сен-Ле. Многие из главных достопримечательностей города зажигают воображение. Далее в статье мы расскажем о потрясающем световом шоу, которое освещает собор в цвета радуги. Также полюбуемся одним из первых небоскребов в Европе и окунемся в творческий мир Жюль Верна в его доме, который отображает его модели летательных аппаратов и морских судов.

В этом городе вы сможете наслаждаться мощеными улочками старого города, отдохнуть в кафе на террасе и насладиться изысканными блюдами в гавани. Есть также интересные места поблизости, такие, как поля сражений первой мировой войны на реке Сомма и парк развлечений на реке Самара, который разыгрывает сцены из доисторических времен.

Собор Нотр-Дам

Собор Нотр-Дам в Амьене

Собор Нотр-Дам в Амьене – это шедевр готической архитектуры, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является самой большой церковью во Франции на основе его общей площади в 7700 квадратных метров. С длиной 145 метров, в соборе может поместиться футбольное поле.

Построенный в период 1220-1288 годов, собор считается настолько внушительным, что его фасад вдохновил на постройку подобного в Кельне, Германия. Фасад имеет три входа, похожих на Нотр-Дам в Париже. Дверные проемы украшены множеством статуй: апостолов, пророков и фигурой Христа в позе благословения. Впечатляющий интерьер достигает 42 метров в высоту и 126 основ. Это достижение высокого готического стиля в своем наибольшем совершенстве. В 16-м веке хор был украшен резьбой более чем 3,650 цифр.

За главным алтарем находится гробница, которая украшена знаменитым плачущим ангелом. В левом трансепте находится очень известная святыня (Иоанна Крестителя). В эпоху средневековья фасад собора снаружи был ярко окрашен. Поэтому сейчас проводятся световые шоу, которые воспроизводят оригинальную средневековую цветовую схему во всей красе.

Музей де Пикарди (музей изобразительных искусств)

Музей Пикардии в Амьене

Музей де Пикарди является одним из лучших музеев за пределами Парижа и был построен по образцу Лувра. Музей Пикардии также является одним из крупнейших провинциальных музеев с обширной коллекцией изобразительного искусства. Он расположен в великолепном здании в стиле второй Империи, созданный между 1855 и 1867 годами, с изящными фресками Пюви де Шаванна.

В коллекции собраны археологические находки, средневековые искусства, скульптуры и европейская живопись. Коллекция включает археологию палеолита и галло-римских объектов, а также египетские, греческие и местные находки. Коллекция скульптур включает в себя потрясающие произведения от 12-го до 16-го века, а картины – шедевры с 17 по 20 века художников Эль Греко, Тьеполо, Фрагонар, Курбе, Коро и других. Есть также современные произведения известных художников 20-го века, таких как Пикассо и Миро.

Квартал Сен-Ле

Квартал Сен-Ле в Амьене

Наиболее фешенебельный район города Амьен – это квартал Сен-Ле. Это очаровательный средневековый квартал, в котором приятно провести время. Квартал Сен-Ле простирается от кафедрального собора до порта д’Аваль-Харбор на реке Сомма. В нем можно погулять по лабиринтам узких мощеных улочек с уютными фахверковыми домами и открытыми арт-галереями, книжными магазинами и бутиками.

Окрестности города можно посетить на лодке или карете. Район пересекают живописные каналы, которые напоминают миниатюрную Венецию. В центре квартала находится Церковь Сен-Ле – интересная позднеготическая церковь с деревянной крышей. Квартал Сен-Ле славится своей праздничностью. Обязательно загляните в одно из кафе на открытом воздухе, где с террасы открывается вид на Собор Нотр-Дам. По утрам в субботу гавань становится “рынком на воде”, в котором дачники из окрестностей города продают свои товары.

Плавучие сады

Плавучие сады в Амьене

Туристы будут приятно удивлены посещением необыкновенного сада, в который можно попасть только на лодке. В болотистых районах города Амьен находятся несколько болотных садов, которые кажутся плавающими в воде. Сады были выращены дачниками в средние века. Территория включает более 300 гектар уникальной флоры и фауны, а осмотреть их можно на специальных лодках. Лодки предназначены для стоянки на берегах реки, при этом не повреждая их. Экскурсии в лес доступны по вечерам с апреля по октябрь. Амьен также организовывает фестивали в лесу, такие как музыкальный, цирковые номера и поэтические конкурсы (с середины июня до середины октября).

Музей Жюль Верна

Дом Жюль Верна

Знаменитое место, которое вдохновляет воображение – дом Жюль Верна, в котором знаменитый французский писатель Жюль Верн и его жена жили с 1882 по 1900 год. Именно здесь Верн написал шедевр – “Вокруг света за 80 дней”. Эта книга является наиболее известным французским романом в мире (она была переведена на разные языки больше, чем любое другое французское издание).

Дом Жюль Верна позволяет посетителю получить представление творческого гения автора. Этот красивый особняк 19-го века раскрывает источники вдохновения и показывает, где ожил его воображаемый мир. Также посетители смогут увидеть свои любимые книги, включая произведения Шекспира, Купера, Диккенса, Вальтера Скотта и Эдгара По.

Также на выставке экспонируются модели летательных аппаратов, которые были придуманы Жюль Верном и сформировалась задолго до изобретения самолетов. Помимо этого, здесь хранится модель яхты Сен-Мишель III, английской яхты конца 19 века, и письменный стол, где Жюль Верн начал писать свой роман “Двадцать тысяч лье под водой” в 1869 году.

Городской цирк Жюль Верна

Городской цирк Жюль Верна

Амьен имеет традиции циркового искусства, а городской цирк Жюль Верна берет свое начало в далеком 1889 году. Цирк был открыт самим Жюль Верном. Зрительный зал предоставляет вместимость в 3000 человек, но по-прежнему предлагает теплую, уютную атмосферу. Программа мероприятий включает в себя традиционные цирковые, танцевальные и театральные номера, а его концерты – это всегда что-то новое и интересное.

Башня Перре

Башня Перре днем

Самой знаковой достопримечательностью в Амьене является Тур Перре. Это один из первых небоскребов в Европе. Башня достигает более 100 метров в высоту и находится почти так же высоко, как шпиль собора Парижской Богоматери. Ежедневно, после наступления темноты, башня Перре освещается ярким световым шоу.

Кукольный театр в Амьене

Кукольный театр в Амьене

Кукольные спектакли являются любимой традицией в регионе Пикардия, а ее 200-летняя история по-прежнему жива и здорова в Амьене. Очаровательные куклы ручной работы из дерева и глины созданы для представления всех видов персонажей. Типичный кукольный театр имеет много юмора и разработан, чтобы заставить людей смеяться. Шоу ориентировано на детей, но взрослые также найдут его забавными.

Chés Cabotans d’Amiens Théâtre de Marionnettes делает замечательную работу по приведению традиционной куклы к жизни. Этот театр выполняет забавные кукольные спектакли, такие как “Петя и Волк” (по-французски), для детей от трех лет и старше. Посетители также найдут ателье (небольшие ремесленные мастерские) в городе Амьен, где местные умельцы создают и продают традиционные марионетки.

my-france.club

Амьен (Франция): ТОП достопримечательностей

Город Амьен – это административный центр одноимённого округа и департамента Сомма. Населённый пункт располагается на севере Франции, через весь город проходит река Сомма. Ранее Амьен был центром Пикардии, на данный момент эта область страны упразднена.

Географическое положение и климат Амьена

Город Амьен находится в северной части Франции, на хорошо возделанной, плодородной равнине. Населённый пункт расположен на семи рукавах реки Сомма. Исторический район Пикардия, центром которой является город, располагается посредине между Англией и Фландрией.

Уклад жизни местного населения, смешанный – наполовину промышленный, наполовину сельскохозяйственный. Благодаря этому район является одним из наиболее заселённых во всей стране. Амьен расположен в окружении двух крупных французских городов, Парижа и города Лилль.

Погода в Амьене формируется под влиянием Атлантического океана. Поэтому здешний климат во многом напоминает английский – постоянный холодный ветер и тучи. Средняя температура зимой – 5–6 градусов выше нуля. Летом температура в Амьене практически никогда не превышает 22 градусов. Осадки в Амьене более или менее равномерно распределены по всему календарному году.

Погода Амьена в апреле относительно засушливая – осадков выпадает всего 40 мм. Больше всего дождей, 68 мм, выпадает в ноябре.

Наибольшая средняя температура воздуха – в июле, 17,6 градуса. Наиболее холодная погода Амьена в январе – в первом месяце года средняя температура воздуха равна всего 3,1 градуса.

Город расположен на реке Сомма

Река Сомма

История

Стоит отметить, что город Амьен имеет очень древнюю историю. Первые поселения здесь были ещё во времена палеолита. До того как Франция была завоёвана Римской империей, на территории Амьена жили амбианы – одно из галльских племён. Во времена галлов населённый пункт назывался Самаробрива, то есть мост через Самару (Сомму). Римское название города – Самаробрива Амбианорум (Амбианум). В IV веке Амьен стал христианским.

Гид по Парижу

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции.

Задать вопрос эксперту

В средневековой Франции в разное время Амьен входил в состав двух графств – Амьенуа и Вермандуа. В 859 и 882 гг. норманны разграбили город и сожгли его собор. В 1185 г. этот населённый пункт стал частью королевского домена. С 1435 по 1477 г. Амьен входил в Бургундские Нидерланды.

Город Амьен находится всего в 150 км от столицы страны, Парижа. Именно поэтому во времена различных войн, захватнических походов город, словно знамя, переходил из рук в руки. В 1597 г. Амьен стал испанским. Столица Пикардии была взята хитростью: вражеские солдаты переоделись в крестьян. Когда ворота крепости открыли, тысячи солдат ворвались в город. Французскому королю Генриху Великому понадобилось целых полгода, чтобы вернуть Амьен под свою юрисдикцию.

В 1802 г. здесь было заключено мирное соглашение, которое позволило всем участникам наполеоновских войн немного передохнуть. В 1870 г. под Амьеном состоялось сражение между французами и немцами. Победили немцы.

Первая мировая война принесла городу неисчислимые беды: обстрелы разрушили 10 тысяч домов. Немецкие войска дважды пытались взять Амьен – в 1914 и 1918 г. Первый раз врагов остановили в 29 км от города, а второй – на расстоянии 13 км.

Достопримечательности

Несмотря на то, какая погода в Амьене, поток туристов сюда не иссякает ни зимой, ни летом. Всему виной местные достопримечательности: , дом-музей Жюля Верна и Музей Пикардии.

Амьенский собор

Собор Амьенской богоматери

Фасад Амьенского собора

Фасад Собора

Без тени лишней скромности Амьенский собор может быть назван визитной карточкой города. Кафедральный собор Нотр-Дам – самый высокий храм во всей стране. Наряду с главными церквями и соборам в Реймсе и Шартре этот храм является ярким примером готической архитектуры. Здесь находится лицевая часть головы самого Иоанна Крестителя. 7 января, в день его рождения, в храм приезжает масса паломников со всего мира.

Все жаждут прикоснуться к святыне, веря в магическую, целительную силу мощей. В 1981 г. собор в Амьене был отнесён к числу объектов наследия ЮНЕСКО. Местные жители считают, что во время Второй мировой войны мощи Иоанна Крестителя спасли храм от люфтваффе: бомбы меняли траекторию сами по себе и пролетали мимо христианской святыни.

Целых 18 лет вместе со своей семьёй в Амьене жил и творил знаменитый французский писатель Жюль Верн. Теперь знаменитый «дом с башней» стал музеем. Здесь каждый желающий может увидеть записные книжки и рукописи писателя, фотографии и личные вещи великого человека. Тут есть выставка, а также центр литературного наследия Жюля Верна. В Амьене родился ещё один известный на весь мир литератор – Шодерло де Лакло. Он написал роман «Опасные связи».

Музей Жюля Верна

Музей Жюля Верна внутри

Дом-музей Жюля Верна с улицы

Дом-музей Жюля Верна

Город Амьен имеет интересную достопримечательность – Музей Пикардии. В нём можно ознакомиться с экспонатами искусства разных времен и народов. Обязательно побывайте в одном из самых крупных французских региональных музеев. Кстати, его основал Жюль Верн. Здесь есть работы Франса Халса, Эль Греко, Коро, Шардена, Пюви де Шаванна и Курбе. Изюминкой музея являются картины, относящиеся к пикардийскому примитивизму. Это произведения из Братства горы Нотр-Дам.

Музей Пикардии с фасада

Музей Пикардии

Музей Пикардии внутри

В музее Пикардии

Среди туристов пользуется большой популярностью Сент-Ле, средневековый квартал. Этот район состоит из уютных мощеных улочек и каналов. Здесь есть магазины и оживленные кафе, городские дискотеки и престижные отели. Посетив квартал Сент-Ашель, вы с головой окунетесь в древнюю историю. Здешний музей археологических раскопок представляет собой руины поселения Самаробрива, находящиеся под крышей из стекла.

В здании бывшего казначейства находится музей истории и искусства региона. Он состоит из двух частей – художественной и витражной. В художественной части есть деревянные изделия, гарнитуры, относящиеся ко временам двух Людовиков, XV и XVI, имеется мебель и камины XVII века. В витражной галерее можно ознакомиться с витражами на христианскую тематику.

Футбольный клуб «Амьен»

В городе базируется одноименный ФК «Амьен». На данный момент он выступает во второй лиге. ФК «Амьен» основан 6 октября 1901 г. Домашние матчи клуба проходят на стадионе «Стад де ла Ликон» вместимостью свыше 12 тысяч болельщиков. Клуб никогда не играл в первой лиге, а лучшим его результатом во второй лиге является 4 место, занятое в сезоне 2006-2007 гг. Заняв 3 место в розыгрыше Национальной лиги в 2015-2016 гг, команда снова вернулась во вторую лигу. Извечным противником команды является ФК «Труа».

Кухня Амьена

Город Амьен богат и своими изысканными национальными яствами – французы во все времена слыли большими гурманами, и насыщенная пикардийская кухня подтверждает это. В ресторанах города вы можете заказать: пикардийскую колбасу, морские деликатесы из залива Соммы, шампанское из провинции Эсн, сидр Бре, сыры Тьераш, фуа-гра, утиный паштет, изумительные пирожные с кремом Шантийи.

Как добраться в Амьен

Каждый час из Парижа отправляется поезд, который всего за 1 час 14 минут домчит вас до Северного вокзала в Амьене. Наиболее низкая стоимость билета – 19 евро, самая высокая – 29. На машине можно доехать до Амьена по автомобильной магистрали А16.

Гид по Парижу

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции.

Задать вопрос эксперту

По самому городу курсирует множество автобусов. Исторический центр Амьена обслуживают автобусы № 58 и № 8. Часовой билет стоит 1,3 евро, билет на 10 поездок без учета времени – 10,8 евро. Целый день по Амьену вы можете ездить за 3,50 евро. Это идеальный вариант для тех, кто хочет быстро ознакомиться со всеми достопримечательностями. Если вы в Амьене надолго, имеет смысл приобрести абонемент на 7 дней стоимостью 12 евро.

Выбрать отель в Амьене

Путешествие во французский Амьен – хороший шанс отдохнуть от суеты мегаполисов и погрузиться в атмосферу маленького тихого городка с богатого историческим прошлым. Амьен – это не курорт и даже не туристический город в привычном понимании этого слова. Но тем спокойнее и вдумчивее вы сможете ознакомиться с красотой здешних мест и архитектурными памятниками.

pari.guru

Тихая провинциальность Амьена или по следам великого Жюля Верна

amien06

Я уже рассказывал вкратце о нашем недавнем путешествии по Нормандии. Там я упоминал, что сразу же по прилёту во Францию, мы отправились в Амьен – небольшой городок соседней с Нормандией провинции Пикардии. Крюк сюда я сделал в первую очередь из-за огромного желания соприкоснуться с наследием великого писателя Жюля Верна. Его романы, которые я с упоением читал в детстве, во многом сформировали мой сегодняшний образ мышления, стиля жизни и многие мои увлечения. Эти книги открыли когда-то для меня целый мир, который я со временем решил познать самостоятельно, что и делаю с большим или меньшим успехом по сей день. Одним словом посетить город, где писатель провёл большую часть своей жизни и где находится его могила для меня было делом чести. Что из этого получилось читайте далее.2.amien07

 Из городка Бове, являющийся обладателем главнейшего для лоукостовых компаний аэропортом во  Франции, до Амьена  всего то километров 80. Их можно проскочит очень быстро по платному шоссе.  Но мы не ищем лёгких и дорогих путей,  поэтому добирались до намеченной точки целый час по второстепенной дороге в идеальным асфальтным покрытием и почти полным отсутствием движения. Такая Франция мне начала нравиться с первых же минут. Ведь я хорошо помнил гигантские пятничные пробки возле Страсбура, во время нашего путешествия по Эльзасу двухгодичной давности.3.amien32

Сам Амьен на первый взгляд не внушает особого уважения. Городок этот небольшой и к тому же полностью перестроенный после бомбёжек Второй мировой войны. Тогда дружественная английская авиация практически стерла с лица земли  этот важный транспортный и промышленный центр.  Перестраивать всё здесь заново французам приходилось  и после Первой мировой войны, когда бои с немцами происходили на самых окраинах этого города. Естественно, в наши дни за редким исключением Амьен выглядит слегка уныло.4.amien04

Удивительным образом во время обеих этих войн в Амьене каким-то чудом сохранился почти без повреждений огромный Амьенский собор. Его размер хорошо чувствуется при сравнении собора с кажущимися крохотными трёхэтажными жилыми домиками, построенными почти рядом с боковым входом.5.amien03

Прихожане верят, что этот самый большой готический храм Франции спасла от разрушения хранящаяся здесь уже много столетий лицевая часть черепа самого Иоанна Крестителя. Эта христианская святыня была перевезена в Амьен прямиком из Константинополя, подвергшегося разграблению мусульманами.6.amien30

Более правдивая версия отчего не был разрушен этот храм, когда весь город лежал в руинах, прозаичнее. Английские лётчики часто выбирали особенно приметные точки с воздуха, как своеобразные ориентиры на местности для ковровых бомбёжек. Таким же образом остался не разрушенным и Кёльнский собор.7.amien29

Конечно, мы не смогли удержаться и заглянули внутрь этого собора, издали более похожего на драгоценный ларец. Более всего  в Амьенском соборе поразили меня десятки, если не сотни удивительных скульптур и барельефов. Многие из низ были раскрашены цветными красками.8.amien28

Здесь можно было увидеть не только библейских персонажей, но и простых смертных, возможно, реальных жителей средневекового Амьена.9.amien26

 Необычайно красивы здесь и цветные витражи.10.amien24

Конечно, в таком соборе не обойтис без большого органа, услышать который нам не получилось.11.amien22

Внутри здесь сохранилось множество древностей, к примеру, деревянные сидения 500-летней давности рядом с алтарём.12.amien21

В нишах стен можно увидеть оригинальные надгробия важных персон, имевших честь быть похороненными здесь.13.amien27

В одной из боковых крипт, посвящённых жертвам последних войн,  на стене я увидел боевые знамёна американцев, англичан и австралийцев. Они хранятся здесь уже 70 лет.14.amien25

Величина Амьенского собора хорошо чувствуется и внутри. Ведь одновременно здесь может собираться до 10 тысяч прихожан.15.amien31

На близлежащей площади рядом с собором стоит памятник ещё одному известному уроженцу Амьена – Пётру Пустыннику. Не так давно я уже писал об этой легендарной личности, считающейся  одним из самых главным организаторов Крёстных походов в Иерусалим.16.amien19

Амьенский собор по достоинству включён в всемирный список наследия Юнеско. К тому же даже в разгар туристического сезона вход сюда бесплатен, а посетителей совсем немного. Отсутствие массового туристического психоза делает Амьен особенно привлекательным для посещения.17.amien23

Но мы немного отвлеклись от главной цели нашего посещения Амьена. Немного поплутав по местным липовым аллеям, мы вышли на бульвар Жюля Верна.18.amien01

В самом его начале размещается особняк из красного кирпича с  характерной башенкой на самом верху. Именно по ней легко не перепутать это здание, где когда-то в течении 30 с лишним лет прожил великий писатель.19.amien05

К сожалению, для него это не были самые лучшие годы. Амьен был родным городом жены Жюля Онорины Де Влане. И писатель поселился здесь уже на закате своей жизни и творческой карьеры. Рассказывают, что писатель имел привычку вставать в пять утра вместе с первыми булочниками Амьена и начинал работать над своими рукописями. Здесь же Жюль Верн собрал уникальную картотеку технических изобретений и научных открытий того времени. Видимо именно она помогала ему приоткрывать занавес будущего и предугадывать появление многих привычных для нас вещей. Писатель любил прогуливаться по улочке рядом со своим домом до муниципального цирка, который ему была поручена честь открыть в 1889 году. Это сооружение сохранилось до наших дней и работает по своему начальному предназначению.20.amien02

Здесь же этот великий человек был тяжело ранен в лодыжку своим собственным психически ненормальным племянником. После этого Жюль Верн более не вставал с кровати, постепенно слеп и умер от сахарного диабета в 1905 году.21.amien20

 Удивительна история последнего романа этого писателя. В 1994 году был впервые издан его роман „Париж в XX веке“. Его рукопись обнаружил праправнук писателя, отрыв случайно обнаруженный на чердаке старинный сейф . Даже в своём последнем произведении Жюль Верн остался верен себе, предсказав ряд таких изобретений будущего, как факс и электрический стул.22.amien11

К сожалению, мы не смогли попасть  в сам музей Жуля Верна. Он был закрыт на обед, который у французов оказывается длится в течении трёх часов. Для нас ожидание открытия было непозволительной тратой времени.  Пытаясь скрыть своё разочарование, я поспешил на окраину Амьена. Здесь на старинном кладбище Мадлен был похоронен великий писатель.23.amien12

Найти его могилу оказалось делом не простым. Дело в том, что это кладбище, действующее с 1817 года, представляет собой удивительный лабиринт из горок и петляющих дорожек вдоль старинных могил и склепов.24.amien09

И если в городском новострое Амьена сложно прочувствовать дух прошлого, то здесь его можно найти в избытке. Во время нашей прогулки поэтому кладбищу мы местами чувствовали себя попавшими  в джунгли со свидетельствами древних цивилизаций.25.amien08

Многие могильники почти слились с окружающим лесами.26.amien13

Другие, судя по списку фамилий и имен хранили в себе целые семейные династии на протяжении многих десятков лет.27.amien16

Некоторые фамильные склепы представляли собой настоящие произведения искусства.28.amien17

Немного странным нам показалось, что это кладбище ещё действующее. На его отдельных участках хоронят  и в наши дни.29.amien18

Правда, современные могилы разительно отличаются от старинных. На многим надгробиях здесь принято оставлять странные мраморные таблички. На некоторых могилах подобных каменных открыток скопилось по несколько десятков. Возможно, кто-то из моих читателей может объяснить эту странную традицию?30.amien15

Блуждая по территории кладбища в 18 гектаров, мы уже отчаялись найти, то ради чего сюда приехали. В какой-то момент я не выдержал и обратился к нескольким случайным встречным с призывом о помощи. Имя Жюль Верна оказалось хорошо знакомым здесь. Нам мигом показали дорогу. Оказалось, что мы прошли несколько раз совсем рядом, но так и не разглядели среди леса крестов нужный памятник.31.amien10

А ведь он на самом деле очень особенный. Из под могильной плиты вверх вырывается и тянет вверх руку человек, символизирующий того, кто смог стать кумиром и увлечь за собой многие поколения людей. Я отдал дань человеку, творчество которого и для меня стало чем-то вроде азбуки для будущего путешественника и неугомонного исследователя.32.amien14

На этом мы простились с Амьеном и двинулись дальше. Впереди нас ждал Кале – ещё один очень необычный город Франции...    

lavagra.livejournal.com

III. «Сен-Мишель». Рядом с Жюлем Верном

III. «Сен-Мишель»

1.

С тех пор как писатель приобрел в 1866 году старый рыбацкий баркас и переоборудовал его в парусное судно «Сен-Мишель», большую часть времени, с весны до осени, он проводил в «плавучем кабинете» – на борту своей яхты. В синей каскетке и морской робе, с обветренным загорелым лицом, коренастый, плотный, он походил на человека, привыкшего чувствовать под ногами шаткую палубу и, заходя в какой-нибудь порт, радовался, когда даже бывалые моряки принимали его за собрата.

«Чтобы воспевать море и понимать его поэзию, – пишет Жан Жюль-Верн, – он должен был постоянно общаться с ним. Трудно переоценить значение «Сен-Мишеля» в жизни писателя. Он пользовался любым предлогом, чтобы как можно чаще выходить в море, и провел на борту «Сен-Мишеля» значительную часть своей жизни… Он был настоящим моряком, и этим объясняются его познания и опыт в морском деле, осведомленность во всех вопросах, связанных с модем… Сомневаться не приходится: мысли, которые высказывают его герои, избороздившие океаны, – это его собственные мысли, а в образе капитана Немо воплотилась его собственная личность».

Внук писателя прослеживает маршруты каждой из трех яхт, дополняя «морскую биографию» деда новыми неизвестными фактами.

Баркас водоизмещением в восемь тонн был достаточно прочен, чтобы смело пускаться в каботажные плавания. Этот выработанный веками тип небольшого шлюпа, которому рыбаки от Северного моря до океана вверяют свою жизнь, не сложен в управлении парусами. Обычный экипаж такого судна состоит из трех человек. Чтобы иметь возможность постоянно выходить в море, Жюль Верн нанял двух бретонских матросов, пенсионеров военного флота, Александра Дюлонга и Альфреда Берло, которые сопровождали его во всех плаваниях.

Писатель избрал своей «резиденцией» рыбацкий поселок Ле-Кротуа, расположенный в семидесяти километрах от Амьена на Северном берегу Соммской бухты. И здесь же стоял на якоре его «Сен-Мишель», названный именем покровителя французских моряков, столь же широко распространенным в Нормандии и Бретании, как и у русских поморов «Святой Николай». Вместе с баркасом Жюль Верн покупает в Ле-Кротуа скромный домик, проводит в нем даже зимние месяцы и отдает сына в местную школу.

В первый же сезон он добрался до Нанта и оттуда взял курс на Бордо, где служил его брат Поль, офицер торгового флота. «Я не мог отказаться от соблазна повидаться с Полем и взять его к себе на борт», – сообщает он в письме к Этцелю. В Бордо писатель гостил около двух недель, а на обратном пути выдержал шквальный ветер и впервые «испытал все, что испытывают настоящие моряки».

Этцель, предпочитавший лечиться и отдыхать на Лазурном берегу, отнюдь не разделял его чувств. В этом отношении друзья решительно расходились во вкусах. В то время, как один упивался голубизною неба, другой обожал бороться с морской стихией. Но зато частым гостем и спутником Жюля Верна был сын издателя Жюль Этцель-младший, которому писатель охотнее рассказывал о своих рейсах, чем его отцу.

«Стоит ли объяснять, почему я не ответил на Ваше письмо? – писал он своему юному другу. – Я плавал на «Сен-Мишеле». Прекрасная поездка из Кротуа в Кале и возвращение в штормовую погоду с остановкой в Булонии. Ну, и качало же нас! Ну и качало! А не будь этого, в чем же тогда очарование?»

Яхта «Сен-Мишель». Рисунок Жюля Верна. 1866 г.

Выходы в море не обходятся без некоторого риска. Летом 1868 года он вынужден был долго отстаиваться в Дьепе в ожидании, пока не уляжется шторм. В Ле-Кротуа владелец яхты рассчитывал застать Поля, чтобы после короткого отдыха совершить с ним переход в Булонь, Кале и Лувр.

«Благодаря некоторой переделке, – уверял он Этцеля, – «Сен-Мишель» стал одним из лучших ходоков в Соммской бухте, и, когда дует попутный ветер, он, как цветок, тянется к солнцу. Ах, почему Вы не любите моря! А нам случалось плавать и в шторм, корабль шел прекрасно».

Вряд ли бы он поверил тогда, что в один прекрасный день назовет свой парусник, которым так гордился («лучший ходок Соммской бухты!»), примитивным баркасом.

Между прочим, мы узнаем из того же письма, что писатель решил окончательно осесть в Ле-Кротуа и отказаться от парижской квартиры. Он хотел бы теперь проводить в Париже не более трех-четырех месяцев в году.

А издатель все не может смириться с тем, что его автор предается риску морских плаваний, которые он считает не только опасными, но и бесполезными. В ежемесячных отчетах бюро «Veritas» приводились сведения о потерпевших крушение коммерческих парусниках. В списке значилось не менее сотни судов, и это заставило Этцеля забить тревогу.

В письме, отправленном из Ле-Кротуа (1868), Жюль Верн пытается его успокоить: «Не гневайтесь на «Сен-Мишеля», он сослужил мне немалую службу. Вы преувеличиваете опасности, которые приносит море. Поверьте, моя жена, сопровождавшая меня во время последнего плавания, ни минуты не испытывала страха. Мне еще предстоят далекие путешествия: одно – в Лондон, другое – в Шербур, а может быть, доберусь и до Остенде».

Намерение удалось осуществить. Этцель-младший, жалея, что не смог участвовать в переходе, потребовал подробного «отчета о лондонском турне». «Но ведь о таких вещах не расскажешь и всего не опишешь – это слишком прекрасно! Такие путешествия легче совершать, чем о них рассказывать», – писал ему в ответ Жюль Верн.

После рождества 1868 года, проведенного в Нанте у родителей, он целиком отдается работе над вторым томом «Двадцать тысяч лье под водой». В письме к Этцелю из Ле-Кротуа (июнь 1869 г.) он говорит о вдохновляющем воздействии океана: «Ах, мой друг, какая это будет книга, если получится так, как задумано! Сколько я извлек интереснейших сведений о море и почерпнул наблюдений, плавая на «Сен-Мишеле»!»

Жюль Верн и сын издателя Жюль Этцель-младший (слева) на палубе миноносца, предположительно, во время франко-прусской войны.

Летом 1870 года началась франко-прусская война. Приказ о мобилизации застал Жюля Верна в пригороде Нанта Шантене, где он гостил с семьей у родителей. Призванный в армию по месту жительства, в Ле-Кротуа, он был зачислен в береговую оборону и назначен командиром сторожевого судна «Сен-Мишель». Вместе со своим «экипажем», Дюлонгом и Берло, писатель днем и ночью патрулировал бухту Соммы. Исправно неся караульную службу, Жюль Верн в эти месяцы вынужденного одиночества написал на борту яхты «Сен-Мишель» два романа: «Ченслер» и «Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке».

Биографы утверждают, что он вел судовой дневник, занося в него кроме обычных сведений также и личные впечатления. Но по-видимому, «морской дневник» Жюля Верна утрачен, так как маршруты «Сен-Мишеля» восстанавливаются из переписки романиста с издателем, родителями и братом Полем. В плавучем кабинете, где все было приспособлено для работы (стол, кресло, кровать, книжные полки и каждый предмет, вплоть до чернильницы-«невыливайки», предохранялись от качки особыми креплениями), Жюль Верн усердно трудился: если не мешала погода, работал, как и у себя дома, с пяти до одиннадцати утра, и в эти «священные часы» никто его не смел тревожить.

2

«Сен-Мишель» из Ле-Кротуа верой и правдой служил своему хозяину более десяти лет, пока в 1877 году на верфи в Гавре не был спущен на воду заказанный писателем парусник длиной 13,27 метра и шириной – 3,56. Яхта прошла ходовые испытания с экипажем из семи человек под управлением капитана Оллива, старого знакомого семьи Вернов. Судно оказалось на редкость удачным. «С таким можно отправиться и в Америку», – с гордостью заявил Жюль Верн. Он планировал трудные переходы, уговаривая Этцеля отважиться хотя бы на морскую прогулку, но, вопреки ожиданиям, эта элегантная яхта удержалась у него недолго.

Летом 1877, когда Жюль Верн находился в Нанте, готовясь к очередному рейсу на полюбившемся ему «Сен-Мишеле II», капитан Оллив вдруг узнал о продаже первоклассной паровой яхты, только что построенной для некоего маркиза де Прео, который к тому времени разорился. Жюль Верн из любопытства отправился на верфь, пригласив в качестве эксперта своего брата Поля. Бывший морской офицер, он отлично разбирался в судостроении и пришел от яхты в восторг. Паровая машина в сочетании с парусами давала неоценимые преимущества по сравнению с обычными яхтами. На таком судне можно было пускаться без риска в дальние моря.

Жюль Верн поддался искушению и вступил в переговоры с владельцем «Сен-Жозефа», мечтая поскорее переименовать его в «Сен-Мишель IJI». 1 сентября 1877 года он уведомляет Этцеля: «Наконец, я закончил крупное дело – покупку нового «Сен-Мишеля».

«Какое безумие! – восклицает он в следующем письме. – 55 000 франков! Половину я плачу наличными, а остальные через год! Но зато какое судно и какие плавания в перспективе! Средиземное море, Балтика, северные моря, Константинополь и Петербург, Норвегия, Исландия и так далее, какие впечатления меня ждут, какие богатые идеи. Я уверен, что мне удастся возместить цену яхты, да впрочем, она и через два года будет стоить не меньше своей теперешней цены… Повторяю, такие эмоции мне просто необходимы, я предвижу несколько хороших книг. Брат весьма доволен моим приобретением, он-то и подтолкнул меня на этот шаг».

Гонорар за последние две книги «Истории великих путешествий», поступления за спектакли по роману «Вокруг света в восемьдесят дней», имевшиеся у писателя сбережения и, наконец, срочная продажа «Сен-Мишеля II» – все это, вместе взятое, позволило ему в течение года выложить 55 000 франков – по тем временам целое состояние.

Новое судно обременило бюджет Жюля Верна: нужно было его оборудовать, привести в полный порядок, нанять и содержать экипаж.

Итак, «Сен-Мишель III»…

Сохранилось подробное описание: длина 28 метров (с бушпритом более 32-х), ширина 4,6 и осадка 3 метра. Железный корпус с пятью водонепроницаемыми переборками, разделявшими его на форпик, носовые жилые помещения, кочегарку, машинное отделение, кормовые каюты и ахтерпик. Двухцилиндровая машина «компаунд» с конденсатором для отработанного пара и одним винтом развивала свыше ста эффективных лошадиных сил, обеспечивая скорость девять – девять с половиной узлов.

Кормовая часть была отведена под салон, облицованный красным деревом, и спальню, отделанную светлым дубом. Носовая часть разделялась на каюту капитана, столовую, камбуз и буфетную. Все помещения, включая и капитанскую рубку, имели спальные места – диваны или постоянные койки. Одновременно могли разместиться 12–14 человек.

«Сен-Мишель III» был двухмачтовой шхуной с клиперским носом и бушпритом. Грот-мачта со стеньгой вздымалась над палубой почти на 15 метров, и ее гик выходил за корму. Фок-мачта была немного короче, а пятиметровый гик при перемене галса приходилось подбирать на топенанте, чтобы не задеть за дымовую трубу. Впереди яхта несла стаксель и кливер. Общая парусность составляла свыше трехсот квадратных метров. Корпус был покрыт черным лаком с золотой отделкой на корме и носу, а белая труба при поставленных парусах была малозаметна. Сильный наклон мачт и трубы придавал облику яхты стремительность.

О таком корабле можно было только мечтать! Интересно, что описание шхун подобного типа можно встретить в разных книгах Жюля Верна («Найденыш с погибшей «Цинтии», «Матиас Шандор» и других).

«Сен-Мишель III» с легкостью выдержал на испытаниях штормовую погоду. Капитаном был приглашен тот же многоопытный Оллив; боцман, имевший за плечами двадцать пять навигаций, был прекрасным моряком и очень осторожным человеком. Остальной экипаж, также сплошь из бретонцев, включал механика, двух кочегаров, парусного мастера, двух матросов, юнгу и кока.

«Сен-Мишель III» на фоне Везувия. Картина из фондов Музея Жюля Верна в Нанте.

3

В 1878 году, после пробного перехода в Брест, Жюль Верн совершил на «Сен-Мишеле III» первое значительное плавание: выйдя из нантского порта, к которому было приписано судно, он побывал в Виго, Лиссабоне, Кадисе, Танжере, Гибралтаре, Малаге, Тетуане, Оране и Алжире – в компании Поля Верна, его сына Мориса, амьенского знакомого Рауля Дюваля и Жюля Этцеля-младшего. Протяженность морских переходов теперь измерялась не сотнями, а тысячами миль.

Следующее большое плавание привело Жюля Верна в Эдинбург, к восточным берегам Англии и Шотландии.

Осенью 1879 года, когда «Сен-Мишель III» стоял на рейде в Сен-Назере, ночью, во время сильной бури, на него навалило большое трехмачтовое судно, сорвавшее его с якоря и нанесшее повреждения: был разбит форштевень и сломан бушприт. Наспех засветили огни, и, чтобы избежать новых столкновений, сдрейфовали и ошвартовались у берега.

«Какая ночь! – писал Жюль Верн Этцелю-младшему. – …Если бы купец ударил нас в борт, мы пошли бы ко дну и Вашему отцу самому пришлось бы закончить «Паровой дом». Поль, Мишель (сын писателя) и три его двоюродных брата впопыхах выскочили на палубу в одних сорочках. К счастью, повреждения не слишком серьезные».

Не проходило лета, чтобы Жюль Верн не совершил одного или двух дальних переходов. Нет, его не манили гонки паровых яхт, хотя «Сен-Мишель III» вполне мог бы занять призовое место! Писатель знакомился с портами разных морей, набирался впечатлений о жизни, культуре и обычаях народов, населяющих прибрежные страны.

Жюля Верна давно манило Балтийское море с белыми ночами в Ботническом и Финском заливах, хотелось повидать «Северную Пальмиру» – столицу Российского государства, на просторах которого полностью или частично протекают события не менее чем в семи романах его многотомной серии («Михаил Строгов», «Клодиус Бомбарнак», «Сезар Каскабель», «Найденыш с погибшей «Цинтии», «Упрямец Керабан», «Драма в Лифляндии», «Робур-Завоеватель»).

Плавание в Петербург удалось предпринять лишь в 1880 году. Крайне неблагоприятная погода – два мощных циклона с неизбежными для июня резкими похолоданиями – выбила из намеченного графика и не позволила «Сен-Мишелю» не только достичь Петербурга, но выйти даже в центральную часть Балтики.

Об этом плавании остались воспоминания Поля Верна «От Роттердама до Копенгагена на борту яхты «Сен-Мишель», напечатанные в виде приложения к роману «Жангада» (1881).

Первоначальный маршрут в Петербург через Северное море, вокруг Ютландского полуострова, через проливы Скагеррак и Каттегат с заходами в Христианию (Осло), Копенгаген и Стокгольм, пришлось изменить в ходе плавания.

Из Ле-Трепора «Сен-Мишель» взял курс через Ла-Манш в Северное море, но сильный шторм заставил прижаться к юго-восточному, подветренному берегу Англии и с помощью лоцмана, взятого в Диле, искать убежища в Ярмуте, обычном месте встречи английских, французских и голландских рыбаков.

В Ярмуте Жюль Верн вместе со своими спутниками – братом Полем, его старшим сыном и адвокатом из Амьена Робером Годфруа – внимательно осмотрел город и съездил к памятнику адмиралу Нельсону, воздвигнутому в 1817 году. Как только погода позволила, «Сен-Мишель III» снова вышел в море, но вскоре полным курсом под штормовыми парусами вынужден был спуститься под ветер и попал в Роттердам.

Сильное волнение задерживало выход из порта, и тогда Жюль Верн решил повернуть обратно и плыть по каналам, соединяющим реки Маас и Шельду. Миновав Антверпен и войдя в восточное устье Шельды, «Сен-Мишель» стал на якорь на рейде Зирикзе, в тринадцати милях от выхода в море.

Как только утихло, яхта перешла во Флиссинген, где запаслась углем, но ввиду неустойчивой погоды решено было идти в Гамбург. От намерения пересечь Балтику пришлось отказаться.

И тут новый циклон, обрушившийся на Северное море, заставил искать укрытия в бухте германского военного порта Вильгельмсхафена. Хотя экипаж яхты был принят портовыми властями весьма учтиво, в посещении знаменитого арсенала Жюлю Верну было отказано. Здесь он узнал, что в Балтику можно пройти кратчайшим путем по внутренней водной системе.

Яхта взяла курс на небольшой порт Теннинг, расположенный в устье реки Эйдер, впадающей в Северное море в самом узком месте основания Ютландского полуострова. Кильский канал тогда еще не был открыт, но яхта с осадкой в три метра могла в полную воду подняться по реке Эйдер до шлюза в городе Рендсбурге, оттуда по каналу перейти в Кильскую бухту и выйти в южную часть Балтийского моря.

Гавань Теннинга позволяла во время прилива заходить судам с осадкой до четырех метров. «Сен-Мишель III» благополучно достиг этой гавани, но на телеграфный запрос администрация канала в Рендсбурге ответила, что шлюз пропускает суда длиною не свыше ста футов. А «Сен-Мишель III» с бушпритом имел более ста пяти!

– Ну и что же! – воскликнул Жюль Верн. – «Сен-Мишель» слишком длинен? Укоротим ему нос, а если и бушприта будет мало, срежем гербовой щит у форштевня. Никто не посмеет сказать, что бретонцев могут остановить препятствия!..

Однако «укорочения носа» удалось избежать: шлюз оказался настолько широк, что яхта, став по диагонали, поместилась без снятия бушприта.

Выйдя из Рендсбурга 17 июня по каналу, миновав шесть шлюзов, два железнодорожных и несколько шоссейных мостов, наши путешественники прибыли в Кильскую бухту, одну из самых красивых и живописных в Европе.

18 июня яхта направилась в Копенгаген. В течение восьми дней писатель и его спутники осматривали достопримечательности датской столицы. Поль Верн поднялся со своим сыном по трудной винтовой лестнице на самый верх старинной готической церкви и заметил по этому поводу в путевом очерке: «Мой брат в «Путешествии к центру Земли» дал нам возможность присутствовать на «уроке бездны», который профессор Лиденброк преподал своему племяннику Акселю. Нам же приходилось обеими руками цепляться за перила, чтобы удержаться и устоять от ужасных порывов ветра».

Вернувшись по каналу Эйден в Северное море, «Сен-Мишель» через три дня вновь оказался близ Ярмута, на рейде Дила. Отсюда яхта снова пришла в Ле-Трепор и затем возвратилась в Нант.

4

Жюль Верн не раз еще совершал круизы к берегам Англии и Шотландии, но самым длительным и самым впечатляющим было плавание 1884 года по Средиземному морю.

15 мая яхта покинула порт прописки и сделала первую остановку в испанской гавани Виго, откуда Жюль Верн писал Этцелю: «Я позволил всей веселой компании – Дювалю, Жюлю (сын издателя. – Евг. Б.) и моему брату, несмотря на жару, отправиться в десятичасовую прогулку в глубь страны. Но подобный зной не для меня… Что касается Онорины, то она отправилась с Мишелем и Годфруа прямо в Оран, где будет жить у своего шурина Леларжа и ожидать там прихода «Сен-Мишеля III».

Еще одна короткая остановка была в Гибралтаре, английской военно-морской крепости, произведшей на писателя гнетущее впечатление, которое через несколько лет отразилось в сатирической новелле «Жиль Бралтар».

27 мая достигли Орана, где Жюль Верн встретил жену и сына. Местное географическое общество устроило заседание в его честь.

Затем «Сен-Мишель III» направился дальше вдоль Африканского побережья в город Алжир. 10 июня он бросил якорь у стен укрепленного алжирского города Бон, неподалеку от границы с Тунисом. Этот маленький порт находится в одной миле от развалин древнего города, бывшего когда-то резиденцией нумидийских царей. Писатель с любопытством осмотрел все, что от нее осталось.

Следующий отрезок пути – в порт Тунис, проходил между северным берегом Африки и островами Сардиния и Сицилия, в местах, известных бурями и сильными течениями. Недавнее крушение трансатлантического судна в этом районе Средиземного моря так напугало Онорину, что Жюль Верн, уступая ее настойчивым просьбам, согласился сойти на берег и продолжать путешествие по суше, в то время как капитан Оллив должен был привести яхту в порт Ла-Гуллет в Тунисском заливе.

Чтобы облегчить писателю поездку, местные власти прикомандировали к нему в качестве проводника французского чиновника Дюпорталя. Железная дорога обрывалась в Сахаре. От конечной станции курсировал дилижанс и довозил до Гарнадау, где снова можно было сесть в поезд. Пришлось остановиться на ночлег в отвратительной харчевне. Здесь супруги Верны подверглись нашествию клопов, провели бессонную ночь и вдобавок еще заболели от недоброкачественной пищи. Затем они проехали сто километров по ужасной дороге в дилижансе и вконец измученные добрались до железнодорожной станции. Там их ожидал сюрприз – специальный поезд бея, оказавшего им в Тунисе великолепный прием.

Пребывание во французских колониях Северной Африки оставило у писателя живые впечатления, получившие отзвуки в ряде романов («Удивительные приключения дядюшки Антифера», «Кловис Дардентор», «Вторжение моря»).

В гавани Ла-Гулетт, которая соединяется каналом с городом Тунисом, хозяина яхты встретил капитан Оллив. Отсюда взяли курс на Мальту, но не успели выйти в открытое море, как поднялась буря, заставившая искать укрытия за мысом Бон, гористым выступом, образующим восточную оконечность Тунисской бухты. Пока «Сен-Мишель» стоял на якоре, путешественники отправились купаться на пустынный пляж. Место было безлюдное, кругом дюны, и ничего не выдавало присутствия посторонних глаз. Не будь рядом яхты, легко было вообразить себя на необитаемом острове.

И вот знаменитый писатель, вспомнив, как он мальчишкой играл в Робинзона, танцует вокруг воображаемого костра. Сын Жюля Верна, оставшийся на борту «Сен-Мишеля III», восхищенный этими плясками, салютует отцу выстрелом из ружья. Жители арабской деревушки, скрытно наблюдавшие за пришельцами, решив, что их атакуют, тоже открывают стрельбу. Ошеломленные купальщики бросаются к шлюпке. К счастью, никто не пострадал.

На следующий день яхта подняла якорь и взяла курс на юго-восток. И тут ожидала настоящая опасность. Поднялся сильнейший шторм: судно могло разбиться о скалы у острова Мальта, капитан Оллив стал подавать сигналы бедствия, но никто не откликнулся. Всю ночь ему пришлось бороться с бурей и только на заре, когда волнение улеглось, появился лоцман и прежде всего выразил удивление, что застал яхту целой и невредимой.

– А вы еще сомневались, месье Верн, стоит ли приобретать это судно, – сказал капитан Оллив. – Будь мы на «Сен-Мишеле II», давно бы уже покоились на дне!

Лоцман благополучно провел корабль в военный порт Ла-Валетта, столицу Мальты, где скучающие английские офицеры с радостью встретили писателя, по слухам, очень известного.

Жюль Верн в то время работал над «Матиасом Шандором», романом, в котором действие развертывается в Средиземном море. Трудно было отказаться от продолжения плавания, отказаться от Адриатики, но Онорина с нетерпением ожидала минуты, когда можно будет покинуть яхту и ступить на твердую землю.

Сотня километров, отделявшая Мальту от Катании, была пройдена при хорошей погоде. В гавани старинного сицилийского порта, в 1693 году совершенно разрушенного землетрясением, «Сен-Мишель III» отдал якорь, ошвартовавшись кормой к каменному молу. Путешественники смогли осмотреть когда-то знаменитый город и съездить к Этне. Вулкан бездействовал. По сравнительно сносной дороге, проложенной местными жителями и приносившей им изрядный доход, Жюль Верн и его спутники поднялись на вершину Этны в повозке, запряженной мулами.

Покинув Сицилию, они перешли Мессинский пролив, направились в Неаполь, а потом в Чивитавеккью. И тут Онорина, испытывая терпение мужа, решительно отказалась продолжать плавание и потребовала того же от Жюля. Чтобы избежать ссоры, он согласился покинуть «Сен-Мишель III», поручив капитану Олливу провести судно до устья Луары. Впрочем, Жюль Верн и не очень сопротивлялся, так как давно мечтал повидать дорогую его сердцу Италию.

В Рим отправились поездом. Неожиданно для писателя он был принят в «вечном городе» как почетный гость и даже получил аудиенцию у папы Льва XIII, который одобрительно отозвался о нравственной чистоте его сочинений, невзирая на то, что пронизывающий их дух материализма противоречит религиозным догматам. Очевидно, главе католической церкви было выгодно поощрить знаменитого романиста, чьи книги распространялись в Италии и во всем «христианском мире».

Впервые оказавшись в Риме, Жюль Верн обнаружил доскональное знание города, вплоть до мельчайших топографических подробностей, чем немало удивил префекта, пригласившего его на обед.

Во Флоренции и Милане (здесь он долго рассматривал инженерные эскизы и заметки Леонардо да Винчи) писателю удалось сохранить инкогнито. Чтобы не привлекать праздного любопытства, он останавливался в отелях под именем своего дяди Прюдана Аллота. Но в Венеции все же дознались, кто этот путешественник. Перед отелем собралась толпа. В честь Жюля Верна было устроено факельное шествие с фейерверком и светящимися транспарантами: «Eviva Giulo Verne!» (Да здравствует Жюль Верн!). Стоя на балконе, смущенный писатель отвечал на приветствия экспансивных итальянцев.

Меньше всего он тогда мог помыслить, что фактически завершил «морскую карьеру», что это одно из последних плаваний…

Казалось бы, все у него складывалось удачно. В 57 лет он был полон сил, энергии, оптимизма, строил планы на много лет вперед, и в эти планы входило также «освоение» новых морей и стран. Однако в начале 1886 года он неожиданно продает свою яхту менее чем за полцены, никому не объясняя, что заставило его принять такое решение.

Возможно, содержание экипажа из десяти человек обременяло его бюджет, и он подумывал о более скромном «Сен-Мишеле IV». Возможно, были какие-то иные причины, о которых можно только догадываться. Но роковым образом вскоре после продажи яхты на Жюля Верна обрушилась «черная серия» несчастий, превративших его в «амьенского затворника».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Музеи Долины Луары - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Дом-музей Леонардо да Винчи Кло-Люсе

Дом-музей Леонардо да Винчи Кло-Люсе (фото)

Рекомендовать место

1

Дом-музей Леонардо да Винчи Кло-Люсе расположен в готическом замке XII века. Это первый дом во Франции, который был выполнен из розового кирпича и белого камня. В расположенном возле замка саду находятся полотна из шёлка с изображениями картин великого художника. Кроме того, большой интерес вызывает собранная коллекция макетов транспорта, чертежи к которым создал великий мастер. Самолёт, вертолёт, танк, разводной мост, парашют - вот далеко не весь перечень макетов, которые вы сможете увидеть в саду.

Интерьер замка полностью отображает эпоху Возрождения. Мебель сохранилась со времен Людовика XV.

Стоит отметить, что до того как Леонардо да Винчи принял приглашение короля Франциска I поселиться в замке, Кло-Люсе принадлежал Карлу VIII.

В королевской резиденции Леонардо да Винчи прожил всего 3 года, 2 мая 1519 года он скончался в спальне замка. Копия личных апартаментов художника детально воссоздана, и сегодня можно увидеть даже кровать, на которой провел свои последние часы да Винчи. Также на территории замка находится капелла XVIII века и подземный ход, ведущий в город Амбуаз.

Музей карнавальных машин общества "Руаяль де Люкс"

Музей карнавальных машин общества Руаяль де Люкс (фото)

Рекомендовать место

1

Музей карнавальных машин общества "Руаяль де Люкс" был основан в 1979 году. Экспонаты, выставленные в музее, в прошлом принимали участие в уличных парадах и шоу не только во Франции, но и в Бельгии, Англии, Германии, Исландии и даже Чили, Австралии и Мексики.

Один из экспонатов - так называемый Слон Султана. Появление этого 12-метрового механического сооружения на улицах Лондона в 2006 году произвело настоящий фурор. Таким оригинальным способом его создатель, Франсуа Деларозье, решил отметить годовщину со дня смерти своего любимого писателя, мастера приключенческих романов Жюля Верна. Слон Султана сейчас рассматривается в качестве официального символа города Нант, а также является одним из излюбленных экспонатов среди туристов. Остальные экспонаты ни в чем не уступают слону и производят грандиозное впечатление на посетителей.

Музей Жюль Верна Нант

Музей Жюль Верна Нант (фото)

Рекомендовать место

1

2

Музей, посвященный личности и творчеству писателя Жюля Верна, был открыт в 1978 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя. Музей был открыт в городе Нант, где родился знаменитый французский писатель.

Этот крупный город и университетский центр, расположен в устье Луары. Наличие на реке островков, заселенных с ХVII века, способствовало строительству мостов, делая Нант торговым и транспортным центром между Нижней Бретанью и Пуату.

В музее хранятся рукописи 98 романов, новелл, пьес и других произведений Жюля Верна.Эти рукописи открывают широкое поле для исследования творчества писателя. С 1955 года его произведения являются объектом исследования, в рамках задач Центра изучения творчества в городской Библиотеке Нанта.Коллекции регулярно пополняются произведениями Жюля Верна и результатами исследований о нем, в том числе в качестве дарителя выступает и потомки его семьи.

В 1966 году наследники, потомки его младшей сестры, пожертвовали его первые литературные очерки. Гордостью музея, благодаря Жан-Жюлю Верну, его внуку, является мебель для гостиной его дома и его компас.Среди многочисленных экспонатов музея – личные вещи писателя, предметы, вдохновляющие его на создание своих произведений.

www.openarium.ru

Французский стимпанк-парк или ожившие мечты Жюля Верна

Когда вы задумываетесь о французском регионе Бретань, на ум приходят картинки средневековых городов, ветреных пляжей и тарелок с вареными лангустинами, но только не гигантский механический слон, способный самостоятельно передвигаться. Именно с таким необычным зрелищем сталкиваются гости острова Иль-де-Нант, расположенного в центре Нанта, на западной окраине Бретани...

Несмотря на то, что Нант является довольно-таки приятным глазу городом, который встречает своих гостей белыми и серыми каменными зданиями, выстроенными вдоль берегов Сены, особых архитектурных достопримечательностей в нем нет. Несколько исторических зданий заняты трехзвездочными ресторанами, а в целом в Нанте и посмотреть не на что. Вот и решило руководство города создать собственный уникальный аттракцион, который получил название Les Machines de L'Île

Необычный парк развлечений был построен на месте старой судоверфи и в 2007 году начал принимать первых посетителей. Купив билет, вы попадете на карнавал, только по улице будут идти не танцовщицы и музыканты, а огромные машины, выполненные в стиле стимпанк – уникальной комбинации элементов старины и современности.

Многие аттракционы и экспонаты парка были созданы по образу и подобию механизмов, описанных в романах Жюля Верна, который, кстати, появился на свет именно в Нанте. Например, трехэтажная карусель высотой 25 метров посвящена роману «Двадцать тысяч лье под водой», написанному еще в 1870 году. Посетители могут выбирать, на каком из уровней они хотят прокатиться: на третьем, на спине медузы или в лодке; на втором – верхом на рыбе; или на самом низком – на кальмаре или крабе. «Marine Worlds Carousel» отличается от обычных каруселей тем, что все ее люльки оборудованы дополнительными механизмами, которыми собственноручно управляет тот, кто катается. Когда вы будете нажимать на рычаги и педали, изо рта рыб будет вырываться рычание, из трубы катера – выходить пар и т. д.

Все посетители парка замирают, когда рядом появляется главное чудо парка – 48-тонный механический слон, перевозящий на своей спине до 50 пассажиров. Слон исполняет роль общественного транспорта. Он начинает свое путешествие у входа в парк, идет мимо судоверфи и старого склада до каруселей. Здесь пассажиры выходят, и слон снова возвращается к воротам, чтобы доставить новых посетителей. Поездка верхом на механическом слоне занимает примерно 30 минут.

Слон тоже был придуман Жюлем Верном и описан в романе «Паровой дом». Именно на таком механическом слоне герои романа путешествовали по Индии. Попав на «борт» механического слона, вы получите уникальную возможность рассмотреть Нант, корабли и особняки XVIII века с другого ракурса – с высоты 12 метров. Это все равно что ехать по улице в доме на балконе третьего этажа. Но самое интересное, что в хоботе слона находится распылитель, и он обливает водой ничего не подозревающих зрителей в самый неожиданный момент.

Машины поменьше размещены внутри «Galerie Des Machines». Здесь вас ждет механическая летающая цапля, целый зверинец доисторических животных, пауки и другие невероятные создания. Все они оборудованы местами для водителей, и вы можете сесть в них и, крутя педали, заставить металлических монстров двигаться.

Связанные со стимпанком и механикой инсталляции есть не только за воротами парка, но и в самом Нанте. В одном из дворов недалеко от «Острова Машин» вы увидите огромную запутанную рулетку, которая, кажется, выпала из кармана гигантского архитектора. А на другом берегу реки, в оборонительном рву Замка бретонских герцогов, есть необычный лабиринт, сплетенный из лозы. Как и у большинства экспонатов современного искусства Нанта, рядом с лабиринтом вы не найдете таблички, на которой было бы написано, кто и зачем это сделал. В Нанте предпочитают ничего не объяснять, а позволять гостям города думать, что все здесь делается спонтанно, в течение одной ночи.

Подробнее о турах и отдыхе во Франции

jazztour.livejournal.com