Пушкин царское село официальный сайт


Контактная информация

ГМЗ «Царское Село» 196601 Санкт-Петербург г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7 Факс: (812) 465-21-96  [email protected]

 

 

Информация о посещении ГМЗ «Царское Село»:  

Тел.: (812) 465-20-24 (автоответчик)

Информационный центр:

(812) 415-76-67 (812) 415-76-68  (с 10:00 до 18:00, выходной день: вторник)

 

Администратор Екатерининского дворца [email protected]

Тел.: (812) 465-94-24  
Администратор музея «Россия в Великой войне» (Ратная палата) Тел.: (812) 415-76-92  
Администратор музея «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия»   Тел.: (812) 415-76-51  
Детский центр   Тел. (812) 415-76-15 / (812) 466-80-12  
Гостиница «Екатерина» [email protected] Тел. (812) 466-80-42 / (812) 415-76-42  

Директор:Таратынова Ольга Владиславовна [email protected]

 

 

Секретарь директора: Тел.: (812) 466-66-69 Факс: (812) 465-21-96  

Зам. директора по реставрации:Кудрявцева Наталья Николаевна [email protected]

Тел.: (812) 451-76-62  

Зам. директора по учету и хранению (главный хранитель):Серпинская Татьяна Владимировна [email protected]

Тел.: (812) 465-20-17

 

Зам. директора по научной и просветительской работе:Ботт Ираида Куртовна [email protected]

Тел.: (812) 465-54-23

 

Зам. директора по международным отношениям и культурным программам:Филимонова Ольга Федоровна [email protected]Отдел международных связей [email protected]

Тел.: (812) 466-58-31 (812) 415-76-38

 

Заместитель директора по государственному заказу и материально-техническому обеспечению:Максимов Михаил Сергеевич [email protected]

Тел.: (812) 465-21-42  

Главный бухгалтер:Орлова Светлана Викторовна [email protected]

Тел.: (812) 466-61-33

 

Начальник отдела кадровМищенко Владимир Александрович [email protected]   Тел.: (812) 476-98-82  
Главный инженерДавыдкин Антон Анатольевич [email protected]   Тел.: (812) 415-76-10  
Начальник службы безопасностиВинник Александр Яковлевич [email protected] Тел.: (812) 451-71-32  

Начальник отдела по связям с общественностью:Начарова Ирина Анатольевна [email protected]

Тел. (812) 415-76-05 Факс: (812) 465-22-81

 

Ученый секретарь:Тоесева Александра Владимировна [email protected]

Тел.: (812) 465-20-18

 

Начальник экскурсионно-методического отдела:Жукова Наталья Сергеевна [email protected]

Тел.: (812) 466-66-74

 

Начальник отдела культурно-художественных программ:Бараш Елена Викторовна [email protected]

Тел.: (812) 466-66-66

 

Диспетчер отдела эксплуатации   Тел.: (812) 470-56-75  

www.tzar.ru

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

 

www.tzar.ru

Дворцы и парки

Дворцы и парки

Государственный музей-заповедник "Царское Село" (ГМЗ "Царское Село") — выдающийся памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие талантливых зодчих, скульпторов, живописцев, садовых мастеров, инженеров воплощало амбициозные замыслы российских государей. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей: русского барокко-рококо (Ф.-Б. Растрелли), классицизма (Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Стасов и другие) и последующих стилистических направлений XIX - начала XX века. Все царствования, начиная с Петра I, оставили здесь свой отпечаток.

Роль композиционного ядра всего ансамбля играет Екатерининский дворец — грандиозные сооружение в стиле русского барокко. Поражают роскошью отделки Большой зал дворца и "золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната. Попав сюда, Вы почувствуете дух елизаветинской и екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.

Одним из лучших образцов мировой архитектуры классицизма является Александровский дворец. Открыты созданные Дж. Кваренги для Александра I парадные залы, пройти в них можно через величественную центральную колоннаду дворца. Экскурсия по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны  дает возможность ознакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более сотни архитектурных сооружений: от величественных дворцов и мраморных монументов до многочисленных павильонов, мостиков, экзотических сооружений, придающих паркам неповторимый характер.

Панорама из приложения «Царское Село» для iPad

Дворцы и парки

www.tzar.ru

Детские центры музея

1. Детский центр в Екатерининском дворце.

Многофункциональный Детский центр Екатерининского дворца распахнул свои двери для детей и родителей в дни весенних школьных каникул 2015 г. Здесь вы можете при помощи компьютерных технологий отправиться на бал в Екатерининском дворце, узнать о женской и мужской моде разных эпох, о наградах и орденах императорской России и многом другом. Для самых маленьких посетителей подготовлены раскраски с изображениями дам и кавалеров XVIII века, которые можно забрать на память. На плазменной панели демонстрируются интересные видеоролики, темой которых является история Царского Села.

2. Павильон «Холодная баня», Екатерининский парк.

Режим работы: с июня по сентябрь (включительно) по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00

В Детском центре при помощи мультимедийных технологий (интерактивный стол) юные посетители могут совершить путешествие на Урал, познакомиться с процессом добычи и обработки разных видов яшм, использованием этого минерала в интерьерах Агатовых комнат и почувствуют себя настоящими мастерами, раскрасив гипсовые отливки – копии элементов декора павильона и собрав «каменный цветок» из кусочков яшм.

Вместе с детьми выполнять творческие задания могут и родители. Таким образом, и дети, и взрослые станут свидетелями возрождения выдающегося памятника русской художественной культуры XVIII века, погрузившись в интересный и сложный процесс его реставрации. Интерактивная среда, в которую попадут дети, знания, полученные «через руки», помогут оживить и сделать более близкими и понятными страницы русской истории и культуры.

  • День рождения в Агатовых комнатах

Хозяйка медной горы встретит гостей и познакомит с убранством знаменитых Агатовых комнат, а также поможет каждому ребенку создать каменный цветок. С помощью современных технологий дети совершат виртуальное  путешествие на Урал, где добывали яшму для отделки павильона, познакомятся с видами яшмы, способами ее обработки и сами соберут мозаику.

Продолжительность программы – 2 часа.Стоимость на группу до 15 человек: 9000 р. Запись на программу по телефонам: (812) 466-80-12; (812) 415-76-15.

3. Павильон «Белая башня», Александровский парк.

Режим работы: со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00).

«Белая башня» – это первый восстановленный павильон Александровского парка, высотная доминанта царскосельских парков (37,8 м.) С 2012 года здесь работает интерактивный центр музея-заповедника.

Группа «Белая башня» в социальной сети Вконтакте

Программы центра:

  1. Абонемент «Музейная палитра»
  2. Интерактивные программы: «В гости к рыцарю», «Развитие приятных талантов», «По следам Айвенго».
  3. День рождения в «Белой башне»
  4. Обзорные экскурсии с выходом на смотровую площадку проводятся с 1 мая по 13 октября.
  5. Мастер-классы выходного дня для детей с родителями.
  6. «Новогодняя программа в Белой башне»
  • День рождения «В гости к рыцарю»

Юных гостей встретит экскурсовод в образе Средневековой дамы. С помощью мультимедийной программы ребята перенесутся во времена Средневековья, девочки почувствуют себя прекрасными дамами, а мальчики – рыцарями. В самом красивом зале башни состоится праздничное чаепитие. Завершением программы станет мастер-класс: гости могут выбрать «Средневековый танец» или «Изготовление гравюры». 

Длительность программы: 2 часаСтоимость на группу до 15 человек: 9000 р. Запись на программу по телефону: (812) 466-80-12

  • День рождения «Развитие приятных талантов»

Именинника и его гостей встретит в "Белой башне" императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Этот павильон Александровского парка был в свое время местом образования и воспитания их детей.В ходе программы дети узнают о жизни императорской четы, об отношениях между родителями и детьми, смогут проявить свои таланты в литературной викторине, танцевальном мастер-классе и выполнить свой рисунок в художественном ателье. Затем дети отправляются на «пир» в зале Рыцаря, где чествуют именинника.

Длительность программы: 2 часаСтоимость на группу до 15 человек: 9000 р. Запись на программу по телефону: (812) 466-80-12

4. Конный комплекс

C января 2017 года и до окончания реставрационных работ на комплексе «Императорская ферма» программы не проводятся.

Предлагает увлекательные программы для детей от 3-х лет, групповые и индивидуальные. Программы включают прогулки на конном экипаже по Екатерининскому и Александровскому парку, посещение императорской фермы и конюшни, знакомство с лошадьми и их кормление, ознакомительное катание верхом на территории комплекса.

Также возможно проведение детских праздников на территории конного комплекса, проведение уроков верховой езды, занятий по выездке и конкуру. Запись по телефону +7 (921) 954-58-16.

Программы проводятся весь год. Подробная информация на странице «Программы Конного комплекса».

www.tzar.ru

Историческая справка

Историческая справка

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.

В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, мы можем почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров: это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

Теперь, по прошествии более чем полувека после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

www.tzar.ru

Временные выставки

01.08.2018 - 31.12.2018

«Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”»

В Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”». Музей-заповедник «Царское Село» посвятил ее 200-летию со дня рождения императора. На открытии присутствовал Павел Эдуардович Куликовский, потомок Александра II.
Подробнее→

03.07.2018 - 30.10.2018

Сон в летнюю ночь

Музей-заповедник «Царское Село» решил соединить то, что обычно существует в разных измерениях: подлинные предметы из музейных фондов и произведения современных дизайнеров одежды. Выставка «Сон в летнюю ночь» открылась в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.
Подробнее→

20.06.2018 - 30.09.2018

«Диалог цветов»

В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Диалог цветов». Пятнадцать букетов, выполненных в технике керамической флористики, украсили павильон «Верхняя ванна» в Екатерининском парке.
Подробнее→

02.06.2018 - 25.09.2018

«Дети в Великой войне»

В музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате открылась выставка «Дети в Великой войне». Выставка рассказывает о том, как переживали тяготы военной жизни, чем увлекались, о чём мечтали дети во время Первой мировой войны.
Подробнее→

29.05.2018 - 30.09.2018

«Агатовые комнаты. Путь к возрождению»

26 сентября 2013 года после реставрации открылись Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» – архитектурный шедевр XVIII века.
Подробнее→

30.06.2017 - 30.09.2018

«Царское Село. 1917. Накануне…»

30 июня в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Царское Село. 1917. Накануне…». Экспозиция разместилась в Камероновой галерее. Выставка отражает переломные моменты: жизнь семьи последнего российского императора под арестом в Александровском дворце, создание в императорской резиденции музея.
Подробнее→

www.tzar.ru

Янтарная комната

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

Панорама из приложения «Царское Село» для iPad

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном  углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал «Петербургский янтарный марш». Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Your browser does not support this audio format.

www.tzar.ru