Софийский собор в Стамбуле: многолетнее прошлое и красота исполнения. Стамбул мечеть святой софии


Мечеть Айя София - собор Святой Софии фото история храма

Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»

posmotrim.by

Айя-София - Собор Святой Софии в Стамбуле – внутренние пространства. Первый уровень. Часть 2.

Айя-София. Софийский собор. Стамбул.Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать – внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами – это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще – здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам – Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии – первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.

В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его еще увидим.

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...02.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.03.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Нартекс сохранил изначальный, юстиниановский декор - потолки выложены золотой мозаикой, а на стенах - уникальный византийский мрамор с зеркальным узором. Предположительно, мраморные пластины распиливались на тонкие слои, разворачивавшиеся подобно переплету книги.

04.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.05.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.06.Айя-София

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.07.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.08.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.09.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.10.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!11.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.12.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.13.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.14.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.15.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.16.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.17.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.18.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар  из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.19.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.20.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.21.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Неф справа.22.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.23.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон -  Храм  Девы-Афины.24.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).25.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Алтарная часть в апсиде.26.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.27.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.28.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.29.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный – темно-синий на золотом фоне – сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.30.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.31.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.32.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.33.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.34.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.35.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.36.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.37.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.38.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.39.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.40.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.41.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.42.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

С трех сторон подкупольное пространство  Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.43.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.44.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.46.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

У одного из серафимов все же открыли его лик.47.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.48.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.49.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На медальонах  арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.50.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.51.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище  Айя-Софии.52.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.53.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.54.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.55.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.56.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.57.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.58.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.59.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.60.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.61.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.62.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.63.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.64.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.65.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.66.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.67.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.68.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.69.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.70.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.71.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.72.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.72.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Сейчас мы зайдем в правый неф.74.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.75.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.76.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.77.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.78.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.79.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.80.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.81.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.82.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.83.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.84.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.85.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.86.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.87.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.88.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда I, в XVIII веке. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в другом музее.89.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.90.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.91.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Мы снова вышли в нартекс и сейчас пройдем к "плачущей колонне", что находится в левом нефе к которой невозможно сейчас добраться сразу из главного.92.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Золотые юстиниановские мойоликовые потолки просто поражают звоим "золотым сиянием". Вообще находясь в Айя-Софии ты как будто непрерывно находишься в состоянии возвышенной радости мгновения которой бывают столь редки в обычной мирской жизни.93.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Минуем правые от Царских врата...94.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

...Царские врата...95.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

... и вскоре оказываемся в пространстве левого нефа Айя-Софии.Уже знакомые нам порфировые колонны...96.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

... многочисленные арки, окна, восхитительные мозаики...97.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.98.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.99.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.100.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.101.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в этом мраморном столбе в северо-западном углу здания.

...и вот она - "плачущая колонна"!102.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Обычно к ней стоит большая очередь чтобы исполнить три своих самых заветных желания... Надо вставить в отверстие в медном листе закрепленном на колонне большой палец ощутив влагу и "прокрутить" свою ладонь на 360 градусов касаясь медных листов колонны не отрывая ее от поверхности меди и сделать это трижды произнося про себя нужные просьбы. Реально исполняется ритуал довольно затейливо. Говорят загаданные желания непременно сбудутся.103.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Вот так "волшебная плачущая колонна", а точнее ее участок "исполнения желаний" выглядит вблизи.104.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.105.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Ну, что ж, все желания мы загадали. Теперь самое время подняться на второй этаж собора, на второй его уровень - будет любопытно. Там мы увидим внутренние объемы Айя-Софии с высоты императорской ложи, восхитительные мозаики и узнаем о других загадках и тайнах Айя-Софии.Нам как раз сюда...106.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Источники:

Википедия и отовсюду понемногу

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть перваяЧасть третьяЧетвертая частьПятая часть

vladimirdar.livejournal.com

Собор Святой Софии и Голубая Мечеть

 

Приехав в Стамбул, первыми достопримечательностями, которые посещают туристы и поломники со всего мира, являются Собор Святой Софии (с 1453 года – мечеть, с 1934 год – музей) и Мечеть Ахмедие (Голубая Мечеть), расположенные на площади Султанахмет. Я приглашаю вас на прогулку, которую я совершила в Междунарожный женский день 8 марта 2008 года. К счастью цветов и солнца в Стамбуле было достаточно.

Площадь Султанахмет (Sultanahmet Meydanı) ранее носила название «Площадь Ипподром». Одним из самых старых памятников, расположенных не только на этой площади, но и во всем Стамбуле, является Египетский обелиск (Dikilitaş/Egyptian obelisk) привезенный из Луксора. 

 

Возраст обелиска датируется примерно XVI  веком до н.э. Египетский фараон Тутмос III воздвиг перед храмовым комплексом Карнак в Луксоре два обелиска из редкого розового гранита, прославляющих победы его армии в Месопотамии.  Один из обелисков, перевезенный из Луксора сначала в Александрию, а затем в Рим, по приказу  византийского императором Феодосия I в 390 году  был установлен в Константинополе, и по сей день является одним из самых заметных памятником Стамбула. Некоторое время обелиск называли Obelisk of Theodosius.Высота обелиска с пьедесталом в настоящее время составляет около 19 метров, вес около 300 тонн.

цветочная клумба на Площади Султанахмет в начале марта

Святая София (Ayasofya) и Голубая Мечеть (Sultanahmet Camii).  Более 400 лет эти два великих памятника двух мировых религий смотрят друг на друга, соревнуясь в величие и красоте. Два символа современного Стамбула, при виде которых захватывает дух. Одни из самых грандиозных построек за всю историю христианства и ислама, создатели которых пытались превзойти уже существующие культовые сооружения.

 Собор Святой Софии 

Голубая Мечеть

На строительство собора Святой Софии было потрачено 5 лет (532-537 годы).

Строительство Голубой Мечети  длилось 7 лет (1609-1616 годы).

Император Юстиниан после окончания строительства собора Святой Софии воcкликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!», имея ввиду Иеруслимский храм.

После падения Византийской империи Собор Святой Софии превратили в мечеть и пристроили к ней 4 минарета, которые до сих пор «украшают» христианскую святыню. Сейчас Святая София не действующее культовое сооружение, а музей.

4 минарета Святой Софии

Султан Ахмед  в свою очередь пытался превзойти императора Юстиниана и построенный при нем собор Святой Софии, а также Великую мечеть в Мекке и жертвовал деньги на строительство из собственной казны.

 

Собор Святой Софии оставался самым большим храмом христианского мира более тысячи лет вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

 

После окончания строительства Голубая Мечеть имела 6 минаретов как и Великая  мечеть в Мекке Аль-Масджид аль-Харам. Но 6 минаретов Голубой Мечети имам Мекки назвал святотатством. Ни одна мечеть в мире не должна была равняться с Запретной мечетью, и к великой мечети в Мекке был пристроен седьмой минарет. Сейчас Аль-Масджид аль-Харам (Запретная мечеть) имеет 9 минаретов.

6 минаретов Мечети Султана Ахмеда (Султанахмет)

внутренний двор Голубой Мечети

К моему стыду, мне не удалось побывать внутри Голубой мечети,  чтобы увидеть ее убранство и в том числе голубые керамические изразцы, благодаря которым она получила свой народное название.

Но не зайти внутрь Собора Святой Софии было просто невозможно.

Грандиозность собора Святой Софии поражает воображение

Здесь чувствуешь себя маленьким человечком

Христианские фрески с изображением Богоматери и Архангелов в сочетании с мусульманскими молитвами на щитах приводят в шок.

Собор Святой Софии и Голубая Мечеть — это памятники, без которых невозможно представить Стамбул.Я много видела фотографий этих сооружений перед посещением этого города, но не могла даже представить, какое впечатление они производят на человека в реальности. Первый раз я увидела их поздно ночью при умопомрачительной подсветке с крыши ресторана отеля, в котором мы остановились. Это был шок. Чувства, которые ты испытываешь, глядя на них, невозможно передать словами. Святую Софию и Голубую Мечеть надо видеть. От них исходит какая-то невероятная энергия. Это символы веры. Веры, которая у каждого своя. Не откладывайте на завтра возможность увидеть их. Посетите Стамбул.

источник

kayrosblog.ru

Софийский собор в Стамбуле, мечеть Айя София, фото и видео

Что здесь можно увидеть

Музей Айя София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора. Огромный купол символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Под куполом можно увидеть изображение Богоматери и Иисуса Христа. Довольно необычно рядом с ними смотрятся огромные щиты с арабской вязью - с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов.

Стоит обязательно подняться на хоры по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, и посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок. В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Информация для посещения

Софийский собор находится в исторической части города - Султанахмет, напротив Голубой мечети. Самый простой способ добраться до него - доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet.

Поскольку это музей, особых требований к одежде и внешнему виду нет. Можно взять аудиогид на русском языке (15 лир) и карту музея. В залог берут 50 евро или паспорт. На осмотр собора хватит полутора часов. 

turktrip.ru

Мечеть Айя-София в Стамбуле

Турция – традиционно одно из наиболее посещаемых туристами государств. Турецкая республика – так правильно называется эта страна – расположена главным образом в юго-восточной Европе, а частично на Ближнем Востоке. Восток, как известно, «дело тонкое», он всегда привлекал, точнее, манил путешественников из разных стран света.

Общие сведения

Крупнейший город Турецкой республики – Стамбул, древний город, бывшая столица Византийской, Римской, Османской и Латинской империй.

айя софия

Город Стамбул: Айя-София - место, которое стоит посетить

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) – это древний храм, наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София – одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции мечети (мусульманское религиозное строение), а ныне это – музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

айя софия в стамбуле

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки Собора Святого Петра (Рим, Италия). Высота собора – 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

История постройки собора

Собор Айя-София был построен в 324 – 337 годах на главной рыночной площади Августеон при императоре Константине Первом (по некоторым другим данным – при императоре Констанции Втором). Сначала храм был арианским («арианство» - одно из течений в христианстве, утверждающее сотворенную природу бога-сына), затем был передан христианству императором Феодосием Первым. Но прожило здание недолго. Во период народного восстания в 404 году собор погиб в огне. Выстроенный на его месте новый храм тоже сгорел (415 год).

По приказу Феодосия на том же месте была возведена новая базилика. Базилика – это тип прямоугольного строения с нечетным количеством нефов (разных по высоте). Но и этот собор был уничтожен огнем. Это произошло в 532 году, но развалины этой постройки были найдены лишь во время раскопок в XX веке на территории собора.

После этого, третьего пожара, по велению императора Юстиниана и был возведен собор, который ныне носит название Айя-София.

стамбул айя софия

Для постройки были приглашены лучшие архитекторы, имеющие уже большой опыт построек храмового типа. Это были Анфимий Тралльский и Исидор Мелецкий. По легенде, задумку зодчих воплощали ежедневно более десяти тысяч рабочих!

В стольный град Константинополь свозили лучшие материалы, мрамор и колонны с древних строений (колонны из Храма Солнца, колонны из зеленого мрамора – из Эфеса). И действительно, постройка стала самым богатым и самым большим храмом того времени. Это строение и превратилось впоследствии в нынешний Собор Святой Софии.

История собора во времена Византийской империи

В исторический период Византийского царства Айя-София несколько раз страдала от землетрясений, следовательно, достраивалась и перестраивалась. В частности, она получила более высокий купол. Для усиления устойчивости стен были достроены контрфорсы (выступающие из них колонны для укрепления несущих конструкций), и это, конечно, изменило вид собора.

С собором Святой Софии по легенде связано историческое разделение христианских церквей на католическую и православную, так как именно в этом здании в июле 1054 года кардинал Гумберт вручил Михаилу Курулларию отлучительную грамоту.

мечеть айя софия

До 1204 года одной из святынь храма являлась знаменитая Туринская плащаница, в которую, согласно преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после мучений и смерти.

История после завоевания османами

После исторического завоевания османами в 1453 году собору Святой Софии пришлось сменить религию. Ее обратили в ислам, пристроив по углам четыре минарета и превратив в мечеть. Как известно, в мусульманской религии важно при молитве обращаться на древний храм, Мекку. Османам пришлось переиначить внутри собора все, фрески были замазаны штукатуркой (благодаря чему сохранились сквозь многие века), а молящиеся располагались под углом относительно прямоугольного здания.

Дальше, вплоть до середины девятнадцатого века, никаких работ по перестройке собор Айя-София в Стамбуле не претерпевал. В XIX веке было решено реставрировать здание в связи с угрозой обрушения. Вскоре после реставрации, в 1935 году, мечеть превратили в музей, оставив лишь небольшое помещение для мусульманских богослужений.

Архитектурные особенности мечети

Архитектурно собор представляет собой прямоугольник, образующий четыре нефа (центральный – побольше и боковые – поменьше). Это увенчанная куполом базилика с средокрестием, представляющим собой четырехугольник. Здание было шедевром купольной системы своего времени, а прочность стен, по легенде, сохраняется благодаря экстракту листьев ясеня, добавленному в раствор. Сложная система тройных арок и колонн поддерживает купол со всех сторон и тем самым укрепляет его.

Достопримечательности мечети

Итак, мечеть Айя-София в Стамбуле – одна из самых главных достопримечательностей. Рассмотрим основные реликвии этого интереснейшего музея.

• Покрытая медью «плачущая колонна», по поверью, исполняет желания тех, кто положит руку в отверстие и ощутит влагу.

• «Холодное окно» - еще одно чудо природы, из него даже в самый жаркий и душный день веет холодный ветерок.

• Древние фрески с изображением Иисуса Христа и Богоматери, сохранившиеся под плотными слоями штукатурки, представляют собой величественное зрелище.

собор айя софия

• В верхней галерее храма на перилах можно увидеть граффити. Многие из них сделаны много сотен лет назад и охраняются государством (для этого покрыты прозрачным пластиком). Это надписи - скандинавские руны - предположительно были нацарапаны на парапете собора воинами в Средние века.

• Мозаики собора представляют собой интересный образец монументального искусства Византии.

• Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

• Минбар (место, откуда имам проповедует).

• Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).

• Михраб.

айя софия турция

Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

Заключение

Если вам посчастливится побывать в Стамбуле хотя бы пару дней, обязательно посетите собор Айя-София. Турция заиграет для вас новыми красками благодаря этому храму.

fb.ru

Голубая мечеть, Собор Святой Софии, Галатская башня

Прогуляться по извилистым улочкам Стамбула — само по себе удовольствие. Совместите прогулку с осмотром достопримечательностей. Гуляя по городу, будьте готовы к постоянным крутым подъемам и спускам. Если путешествуете в теплое время года, как мы, то лучше захватить с собой воду.

За один день можно успеть посетить лишь несколько интересных мест, поэтому планируйте маршрут заранее. Мы предлагаем вам один из самых популярных вариантов: Голубая мечеть, Собор Святой Софии, Галатская башня.

Как добраться

Самый простой и быстрый способ — метро. Нужно доехать до одной из пересадочных станций, далее пересесть на ветку скоростного трамвая. Доехать до станции Sultanahmet, собственно, дальше пешком.

Пункт 1. Голубая мечеть

Буквально в 5 минутах ходьбы от трамвайной остановки находится Голубая мечеть. Она является одной из визитных карточек города. История ее строительства достаточно интересна. Сооружение мечети длилось 6 лет и завершилось в 1616 году. Голубая мечеть поражает своими размерами, высота купола — 43 метра, а диаметр — 23. Изнутри в отделке использованы керамические изразцы белого и голубого цветов. Отсюда и название.

Голубая мечеть (Султанахмет)

На территории мечети

Мечеть является действующим религиозным сооружением, поэтому ее посещение возможно только в перерывах между молитвами, зато есть плюс — вход бесплатный. Также следует соблюдать определенный стиль в одежде: вход без обуви, с прикрытыми ногами и покрытой головой для женщин.

Пункт 2. Собор Святой Софии

Выходим из мечети, переходим дорогу, проходим через парк, кстати очень живописный, и оказываемся рядом с собором Святой Софии. Первая церковь на месте собора была построена в 324–337 годах. В современном виде Святая София была построена в 537 году. Несколько раз она подвергалась воздействию разрушительных землетрясений. С 1453 года после завоевания Константинополя Османской империей собор стал использоваться как мечеть. С 1935 года Ая-София является музеем.

Собор Святой Софии

Внутри собора

Вид на Голубую мечеть

Вход в музей платный — 40 лир (апрель 2018). Можно воспользоваться аудиогидом или заказать экскурсию. Оптимальное время для осмотра — 1,5–2 часа. С верхней галереи открываются живописные виды на Стамбул. Очередь в музей небольшая и движется быстро.

Пункт 3. Прогулка к Галатской башне

Выйдя из собора, идите вдоль трамвайных путей в сторону Kabatas. У вас будет уникальная возможность перейти бухту Золотой Рог по Галатскому мосту и насладиться прекрасным видом. Кстати, на нижнем ярусе моста разместились рыбные рестораны. Цены в них не очень демократичные. Зато рядом с рыболовным рынком делают отличный рыбный донер.

Пункт 4. Галатская башня

До башни можно добраться двумя способами: пешком по крутому подъему от улицы Tersane (быстрее) или на фуникулере Tunel до станции Beyoglu, затем пешком вниз (проще, но дольше). Собственно, о Галатской башне. Она была построена в 1348–1349 годах и служила ориентиром для торговцев и моряков. За свою долгую историю башня многократно перестраивалась. В 1875 году она получила вид, наиболее приближенный к текущему. В 1967 году к башне был пристроен купол, впоследствии были сделаны лифты. Сейчас в верхней части расположена открытая смотровая площадка и рестораны.

Вид с Галатской башни

Вход в башню платный — 25 лир, есть лифты и открывается завораживающий вид.

Если кратко, в целом:

  •   прогулка на целый день;
  •   отличные виды на историческую часть города;
  •   возможность попробовать блюда местной кухни.

4traveler.ru

История Софийского собора (православный храм Святой Софии) в Стамбуле (сезон 2018)

Софийский собор в Стамбуле

Софийский собор в Стамбуле является одним из узнаваемых символов города и ежегодно привлекает тысячи туристов.

У собора интересная и длинная история: за полторы тысячи лет он был христианским храмом и мечетью, а в настоящее время является музеем с уникальными экспонатами и представляет собой памятник архитектуры.

к содержанию ↑

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле

вход в храм

Адрес, по которому находится Собор: площадь Айя София, квартал Султанахмет, район Фатих, Стамбул, Турция (Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL). Добраться до него можно на трамвае, курсирующем по маршруту «Эминеню-Зейтинбурну», а также на любом автобусе, который идет из районов Беязит или Эминеню в сторону Султанахмета.

В настоящее время объект работает в качестве музея по зимнему (1 октября – 15 апреля) и летнему (15 апреля – 1 октября) времени.

В первом случае часы работы – 09:00–17:00, во втором 09:00–19:00. Каждый понедельник, а также в первые дни Рамадана в музее выходные, в день праздника Курбан-Байрам Айя София открыта с 13 часов.

к содержанию ↑

История создания

История этой церкви начинается примерно в 320-330 годах нашей эры, во времена правления императора Константина. Тогда это был христианский храм, который за последующие два века несколько раз перестраивался, хотя остатки самого первого комплекса частично сохранились и сегодня.

Не можете определиться, в какое время года ехать в Турцию? Читайте статью о погодных условиях в течение года.

к содержанию ↑

Возведение первого храма

начальное возведение здания

Заложенный в начале IV века храм получил имя мученицы Святой Софии, а чуть меньше века спустя (в 404 и 415 годах) он два раза почти полностью сгорал в пожарах, но каждый раз восстанавливался. Возведенная на этом месте после второго пожара христианская базилика тоже простояла около века, а в 532 году также была уничтожена огнем.

После этого по велению императора Юстиниана I началась грандиозная стройка нового собора. В работе участвовали более 10000 рабочих, а в качестве материала использовался мрамор, слоновая кость, золото, серебро и другие самые дорогие материалы, которые только можно было найти в империи.

Христианским собором Святой Софии храм пробыл вплоть до XIV века, когда Константинополь был завоеван османами.

к содержанию ↑

Строительство мечети

постройка мечети

29 мая 1453 года османский султан Мехмед II официально провозгласил храм мечетью Айя София. В этом же году началась постройка четырех минаретов вокруг собора, дополнительно была проведена перепланировка: изначально алтарь собора был обращен на восток, теперь же потребовалось его убрать и перенести михраб в юго-восточный угол храма.

Интересно, что фрески с изображением христианских сюжетов не были уничтожены мусульманами и даже остались в храме, хотя и были заштукатурены.

Именно благодаря штукатурке эти фрески хорошо сохранились до настоящего времени.

к содержанию ↑

Появление музея

Мечеть выполняла свои функции вплоть до 1935 года, затем в силу отделения религии от государства в Турции храм упразднили, отдав его здание под музей. В это же время была проведена реставрация интерьера, в том числе – с фресок была удалена штукатурка, а все элементы декора (как мусульманские, так и оставшиеся со времен Византийской Империи) также были реставрированы.

Несмотря на то, что сегодня Софийский Собор является одной из главных и посещаемых достопримечательностей страны и столицы, принося в городскую казну хорошие деньги, с начала XXI века наблюдается активное выступление стамбульских общественных деятелей и даже некоторых политиков в пользу того, чтобы музей был закрыт а собор вновь стал храмом.

к содержанию ↑

Интерьер Айя Софии — фото

Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

Отправляясь в Турцию, узнайте в нашей статье, какой аэропорт будет ближе к месту вашего отдыха.

к содержанию ↑

Наружное оформление

экстерьер

Параметры собора можно описать следующим образом:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метров;
  • высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
  • радиус купола – 31 метр.

Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из Греции с острова Родос. При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку. С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.

Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть, которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.

Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы.

Но остались еще обширные неисследованные участки – работы можно продолжить только после откачки воды.

Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.

к содержанию ↑

Внутренне убранство

В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла, терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.

По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима. Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в Риме и транспортировались в Стамбул по морю.

внутреннее оформление

Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.

В Турции большое разнообразие возможностей для отдыха, потому что страну омывает не один водоем. Читайте здесь, какие моря омывают государство.

к содержанию ↑

Мозаики

Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.

  1. Особую историческую ценность представляет мозаичное изображение Божьей Матери.
  2. Другой примечательной мозаикой является мозаика входного помещения, которая изображает сидящего на престоле Христа с Евангелием в руках. Это украшение появилось в IX веке, в период правления императора Льва VI.
  3. мозаичные изображения

  4. Один из столбов северо-западной галереи украшен мозаикой с изображением другого императора – Александра. Эту мозаику обнаружили случайно и относительно недавно, когда проводили реставрационные работы (это событие произошло в 1958 году).
  5. Над дверью, которая ведет в нарфик (входная пристройка храма), находится мозаичное изображение Богородицы на престоле. Она держит в руках младенца, а по левую и правую руку от нее стоят императоры Константин и Юстиниан.
к содержанию ↑

Ценные достопримечательности храма

В одной из колонн нижней галереи имеется ниша, в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.

В этой нише есть отверстие, и согласно поверьям если вставить в него большой палец руки и, не вынимая его, провернуть ладонь на 360 градусов, исполнится любое желание (очевидно, выполнить это действие невозможно).

В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.

Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.

к содержанию ↑

Другие храмы турецкой столицы

В Стамбуле есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение.

к содержанию ↑

Православный храм Св. Ирины

церковь Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой, которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Отдыхающие с детьми предпочитают выбирать отели с аквапарком или водными горками, чтобы малышам не было скучно. Читайте в этой статье о турецких гостиницах, предоставляющих такую возможность.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея, а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

к содержанию ↑

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

kudavtur.ru