Особенности архитектуры Суздаля. Суздаль архитектура


Архитектура Суздаля

Кремль, Суздаль. Фото Стукаловой О. Щёлкните по картинке, чтобы увидеть фотогалерею.

На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор. 

Рождественский собор ( XII - XVI вв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. 

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания. 

Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой. 

В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII - XVIII веков, собор сохранился до наших дней. 

В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635–1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). 

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года. 

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав. 

В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами. 

В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550–1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня. 

Кремль, Суздаль. Соборная колокольня.Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен. 

В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон. 

Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром. 

В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова. 

Кремль, Суздаль. Архиерейские палаты.Архиерейские палаты ( XV - XVIII вв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Федоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967–1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина. 

В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь ( XVII в.), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская. 

Кремль, Суздаль. Никольская церковь.Деревянная Никольская церковь (1766) была перевезена в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке. 

Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий. 

С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля. 

Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон. 

Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами. 

Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества. 

Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей. 

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца. 

В нижней трапезной Архиерейских палат работает ресторан «Трапезная», одно из самых престижных и дорогих заведений города.

Суздаль – гостиницы, рестораны, архитектура, монастыри и памятники, отдых в Суздале.

www.delfin-tour.ru

Архитектура Суздаля

Архитектура Суздаля

Введение

Обширные земли между Окой и Волгой - плодородные "ополья", окруженные дремучими лесами, позднее были заселены славянскими племенами: смоленскими кривичами, вятичами, овгородскими словенами. На местах поселений племени меря, слившегося позднее со славянами, в связи с расширением ремесла и торговли возникают новые крупные по тому времени города: Ростов (IX-X вв.), Муром (IX-X вв.), Суздаль (X-XI вв.), Белоозеро (IX- XI вв.). Основные торговые пути проходили по Волге, Оке и Клязьме. По этим рекам приплывали варяжские "гости" и купцы из Булгар - столицы Волжско-Камской Болгарии, поступали в богатый край среднеазиатские товары. Слабее были связи Северо-Восточной Руси с Киевом.

Рисунок 1.1. - Спасо-Преображенский собор (1152-1157 гг.) в Переславле-Залеском а - продольный разрез; б - южный фасад; в - план на уровне хоров, г - деталь карниза апсиды

Большие трудности встречает обращение в христианство населения далекого "залесского" края, где еще были очень сильны язвмеские верования. Поэтому расслоению сельской общины и формированию феодальных отношений в XI в. сопутствовали восстания смердов (крестьян), возглавлявшиеся фанатичными волхвами. Наступление церкви, освящавшей новые феодальные порядки, сопровождалось возведением храмов. Так, во второй половине XI в. в Ростове рубится из дуба Успенский собор, а на подворье Киево-Печерского монастыря в Суздале - церковь. Дальнейшая феодализация приводит в конце XI в. к образованию самостоятельного княжества со "стольным градом" Суздалем.

1. Период княжения Владимира Мономаха

Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. Для укрепления своей власти Мономах использовал противоречия между родовой знатью - боярами Ростова и Суздаля и "мизинным" (неимущим) людом. В 1108 г. он завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя - Владимир. На высоком клязьменском берегу, в месте впадения р. Лыбеди, возводятся мощные деревоземляные укрепления, под защиту которых стекаются приверженцы князя и торгово-ремесленный люд. Новый город, как и древний Суздаль, увенчивается каменным храмом. Первые каменные строения: Спасская церковь во Владимире (1108- 1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало XII в.) не дошли до наших дней. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти постройки продолжали традиции киевского кирпичного зодчества.

Смерть Владимира Мономаха еще больше усилила княжеские распри. Его, сын и наследник Ростово-Суздальского княжества - Юрий Долгорукий (1125-1157 г.) ведет упорную борьбу за киевский престол. Только в конце своего княжения, после первых неудач в борьбе за Киев и нападения болгарской рати в 1152 г., Юрий Долгорукий начинает осуществлять большое стратегическое строительство, готовясь к решительной схватке за великокняжеский престол.

2. Крепости Суздаля

На северо-западных рубежах Ростово-Суздальского княжества возводятся городские крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров и Москва (1156 г.). В четырех километрах от Суздаля, близ устья р. Каменки, Юрий Долгорукий строит в 1152 г. свою резиденцию. Ограждения княжеского замка в Кидекше явились отражением нараставших противоречий между князем и родовитым боярством, которое он стремился подчинить своей власти. Строительство защищенного княжеского двора вне стольного города, стратегическая роль крепости, замыкавшей выход в р. Нерль, отразили притязания Юрия на самовластие. Важное значение княжеского двора в Кидекше подтверждается сохранившейся белокаменной церковью Бориса и Глеба (1152 г.). Возведение в те времена каменного храма было важным событием, так как только большие города могли похвалиться культовыми постройками из камня. Ансамбль княжеской резиденции дополнялся гражданскими постройками, частично, возможно, каменными.

В крупной крепости на Плешеевом озере - Переславле-Залесском - тоже сооружается каменный собор. Внутри кольца мощных земляных валов с деревянными стенами в 1152-1157 гг. возводится Спасо-Преображенский собор. Этот монументальный, несмотря на небольшие размеры, собор имеет характерную объемно-пространственную схему четырехстолпного крестово-купольного храма с хорами. Но, в отличие от киевских построек, он, как и церковь в Кидекше, сложен из отесанных блоков светлого известняка. Наружная и внутренняя поверхности стен выложены хорошо пригнанными и тщательно "перевязанными" камнями прямоугольной формы, а промежуток между лицевыми стенками заполнен валунами и осколками известняка, пролитыми известняковым раствором. Эта техника строительства малораспространенная на Руси, а также характер архитектурных деталей и высокое мастерство обработки камня дают основание предположить об участии в строительстве мастеров из Галицкой Руси.

Первые белокаменные постройки на Владимиро-Суздальских землях, несмотря на очевидное участие в их сооружении пришлых артелей, знакомых с техникой каменного строительства, по сути, развивают опыт приднепровских зодчих, но в ином материале - камне. Мастера включают и архитектурную пластику, и романские детали. Некоторые из них - и аркатурный пояс (фриз), и уступчатые порталы - были уже известны на Руси (Борисоглебский собор и Успенская церковь Елецкого монастыря в Чернигове).

В храмах Кидекши и Переславля-Залесского проявляются особые черты владимиро-суздальской архитектурной школы. Так, в обоих храмах фасады расчленены поясом на уровне хоров, отражающим их внутреннюю объемно-пространственную структуру. А в церкви Бориса и Глеба плоскость прясла выше аркатурного пояса заглублена и образует дополнительное членение. Заметное уменьшение толщины верхней части стены и дополнительное членение, примыкающее к лопатке, играли тектоническую роль, художественно выявляя несущие функции опор и подчеркивая усиление нагрузки в нижних участках кладки. Этот прием будет развит во владимиро-суздальских постройках.

Характерно также появление, правда в небольшом количестве, архитектурных резных деталей. Карниз апсид Спасо-Преображенского собора, как и поясок церкви Бориса и Глеба, включает, кроме аркатурного пояска, типичного для построек из кирпича, поребрик. Завершался карниз полосой резного орнамента. Поребрик, примитивность и плоскостной характер резьбы, а также пилообразный орнамент, близкий деревянным подзорам, на барабане собора позволяют предположить об участии в его строительстве мастеров, знакомых с народным зодчеством.

. Расцвет Владимиро-Суздальского зодчества

оборонительный крепость зодчество суздаль

Храмы периода княжения Юрия Долгорукого монументальны и суровы в своей белокаменной наготе. Особенно величественное впечатление производит Спасо-Преображенский собор. Он, как былинный богатырь, черпающий силы в родной земле, устойчиво стоит на ней. Его мощная глава, увенчанная в те годы шлемообразным куполом, горделиво возвышалась над грандиозными земляными валами.

Расцвет владимиро-суздальского зодчества совпадает с годами княжения сына Юрия Долгорукого - князя Андрея (1157-1174 гг.). Властолюбивый князь Андрей еще при жизни отца покидает Вышгород и уезжает во Владимир. Он дерзко нарушает отцовский "ряд", принцип наследования, и начинает княжить в суздальских землях, которые как более второстепенные предназначались младшим братьям. В своих притязаниях на главенствующую роль среди князей он меняет политику и борется не за киевский престол, а против великодержавного ореола Киева. Он переносит столицу Руси во Владимир, а в 1169 г. захватывает и разоряет древний Киев.

Стремление князя Андрея объединить все русские земли и стать "самовластцем" совпадало с чаяниями простого люда о прекращении братоубийственных войн, ведущихся князьями. Укрепляя свое положение на владимирском престоле, Андрей опирается на горожан. Оплоту родовитого боярства - Ростову и Суздалю - своевольный князь . противопоставляет молодой город Владимир и борется со "старой чадью" с помощью новой политической силы: торгово-ремесленного люда и мелких землевладельцев - дворян (зависевших от княжеских пожаловании, милости)-"милостьников".

Уже через год после начала княжества он начинает грандиозные оборонительные работы во Владимире. За шесть лет (1158-П64 гг.) разросшийся город Мономаха был опоясан широким рвом и почти десятиметровым валом с рублеными стенами общей протяженностью около 7 км в обе стороны от Печернего города (Мономаха) протянулись вдоль плато, ограниченного Клязьмой и Лыбедью укрепления. Посады, окруженные боевыми стенами, встали в один ряд со старым княжеским городом, защищая его.

Въезды во Владимир с запада и востока замыкали каменные башни Золотых и Серебряных ворот. Закрепляя линейный характер развития города, между величественными воротами протянулась главная улица, связавшая все три части столицы. Значение Золотых и Серебряных ворот, вставших, как грозные стражи по концам города, в общем силуэте Владимира XII-ХШ вв. можно по достоинству оценить в настоящее время. Белокаменный, высотой в семиэтажный дом, монументальный объем Золотых ворот, прорезанный почти четырнадцатиметровой аркой, с расположенным на нем храмом поражает даже современного человека. К сожалению, лаконичность и сила художественного впечатления были ослаблены ремонтами и перестройками ворот, главным образом в XVIII в.

Очевидно аналогичный облик имели Серебряные ворота. В беспокойные дни княжения Андрея статичные почти кубические массивы ворот с примыкавшими к ним валами, увенчанные небольшими храмами со сверкавшими главами и тяжелыми створами ворот, обитых золоченой медью или окованных серебром вселяли в горожан уверенность и чувство патриотической гордости Присвоение главным воротам города наименования Золотых, как в Киеве, свидетельствует о великодержавных замыслах князя.

Над обрывом, как бы осеняя не только город, но и безбрежные заклязьменские дали, вырос Успенский собор (1158-1160 гг.). Это главное культовое здание Владимира было построено по характерной для городских соборов схеме шестистолпного храма с хорами. К основному его объему примыкали три притвора, а западный фасад дополнялся каменными зданиями епископского двора. Собору предназначалась роль, аналогичная роли Софии Киевской. Художественный образ храма должен был утверждать главенствующее его значение в новом стольном городе Владимире.

Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор превосходил по высоте (32,3 м) Софию Киевскую. Стремление князя Андрея сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обусловило поиски новых идейно-художественных средств. Для этого всемерно используется религия, распространяется культ Богородицы, внушается мысль об особом ее покровительстве князю и земле Владимирской, учреждается специальный праздник Покрова Богородицы, получает хождение легенда об основании города не Мономахом, а Владимиром - крестителем Руси. Естественно поэтому, что внешнему облику Успенского собора придавалось особое значение. Он должен был олицетворять честолюбивые замыслы владимирского "самовластия" и затмить своим великолепием предыдущие сооружения.

Мастера "из всех земель" успешно выполняют княжеский заказ. Вместе с местными зодчими они творчески претворяют опыт ряда архитектурных школ и развивают основы белокаменного строительства времен Юрия Долгорукого. Здание ставится на простой в виде откоса цоколь, вертикальные членения - лопатки - усложняются тянутыми колонками с лиственной капителью, скромный аркатурный поясок превращается в богатый аркатурно-колончатый пояс, который не только членит храм, но и увенчивает его главу. Очень показательно развитие приема углубления верхней плоскости прясла, примененного в Борисоглебской церкви в Кидекше. В Успенском соборе мастера делают еще один уступ, усиливая тектоничность стены. Пластика белокаменных архитектурных форм с резными камнями в полукружиях верха стен обогащалась красочной росписью и позолотой, которые вносили мажорные тона в образ главного собора.

Подобно нишам с фресками приднепровских храмов, аркатурно-колончатый пояс был расписан. Между вызолоченными колонками аркатуры встали во весь рост фигуры пророков (рисунок 1.1.). Своеобразный облик храма, перетянутого цветным поясом, с окованными, видимо, золоченой медью порталами притворов, как бы впитавший в себя языческую приверженность к красочности и праздничной нарядности, был далек от суровых, несколько аскетичных романских базилик.

Фрагменты фасадов Успенского собора можно видеть в интерьере ныне существующего здания, которое заключило после пожара более раннюю постройку в своеобразный футляр.

Опасаясь боярской верхушки, предусмотрительный князь возвел в 10 км от Владимира укрепленный замок Боголюбове (1158-1165 гг.), позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский двор представлял собой очень сильную крепость. Археологические раскопки и уцелевшие фрагменты позволили воссоздать в чертежах общий облик этого ансамбля. Из въездных ворот открывался ряд вытянувшихся в одну линию белокаменных построек. Композиционным центром ансамбля был собор Рождества Богородицы, который фланкировали, как и Успенский собор во Владимире, два башнеобразных объема (рисунок 3.4.). Они выполняли функции лестничных башен: северная соединяла дворец с хорами собора, а южная вела на крепостные стены (рисунок 4.4.).

Целостность величественного фронта зданий, сверкавших белизной на фоне темных деревянных построек, усиливалась стилевой общностью и торжественностью замощенной парадной площади. На каменных плитах, своеобразным ковром объединявших застройку, стоял выдвинутый вперед необычный киворий. Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх, который прикрывал чашу с освященной водой; это изящное воздушное сооружение еще больше подчеркивало величественность дворца с домовой церковью (рисунок 4.4.,б).

Рисунок 3.4. - Вид сохранившейся части фасада Успенского собора во Владимире

Рисунок 4.4. - Дворцовый комплекс с собором Рождества Богородицы (1158 - 1165 гг.) в Боголюбове, а - план; б - реконструкция Н.Н. Воронина

В данном комплексе культовых и гражданских построек проявляются черты владимиро-суздальской школы, превращающей мотив аркатуры в ведущий композиционно-пластический элемент. Объемные арки кивория, трехарочные проемы окон, арочные обрамления порталов, членения стены полуколонками, многоуступчатые полуциркульные завершения закомар, аркатурно-колончатый пояс, который, как бы перебегая с плоскости стен храма на переходы, опоясывал башни и главу собора Рождества Богородицы,- композиционно связывали весь ансамбль. Ритмический строй арочных пластических форм организовывал пространство площади так, что она становилась сомасштабной человеку. Развитой профилированный цоколь Рождественского собора, типичная для романской архитектуры форма баз колонок с "рогами", круглые колонны с лиственными капителями в интерьере, перспективные порталы, редкая для Руси композиция кивория - позволяют предполагать об участии в его строительстве иноземных мастеров. Но это участие отвечало общей направленности развития владимиро-суздальского зодчества и координировалось единым идейно-художественным замыслом, настойчиво проводимым в жизнь грозным князем Андреем. А в его планы входили не только стратегические задачи, но и далеко идущие идеологические цели, которые получали выражение в разных формах общественного сознания, в том числе и в искусстве.

Весьма наглядное представление о замыслах князя дает церковь Покрова на Нерли (1165 г.), сохранившая в основном свои первоначальные формы. Этот небольшой с четырьмя обычными крестообразными столбами храм, расположенный в полутора километрах от Боголюбова в устье р. Нерль, входил в комплекс резиденции князя Андрея (рисунок 5). Церковь была посвящена неизвестному в Византии празднику Покрова Богородицы, введенному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита. Строительством особого храма Покрова Богородицы утверждалась в присущих средневековью аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав "богоизбранного" князя Андрея.

Белокаменный изящный храм, воздвигнутый у "водных ворот" Владимирской земли, должен был убедительно демонстрировать покровительство небесных сил. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого на Руси храма Покрова.

Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь легко связывалась у наших предков с идеей заступничества божественных сил.

Рисунок 5.4. - церковь Покрова на Нерли

Поток вертикальных линий, образованный уступами стены, не только в верхней, но и в нижней части, усиленный тянутыми колонками и учащенным ритмом колончатого пояса, поддержанный вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию движения масс вверх, их невесомости. Этому способствует и доведенное до совершенства тектоническое решение стены, намеченное еще в первых белокаменных постройках владимиро-суздальского зодчества (рисунок 6.4.). Верхние участки прясел, более заглубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными деталями; это усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности верхней. Раскопками, проведенными под руководством Н. Н. Воронина, установлено, что церковь Покрова была окружена с трех сторон открытой аркадой, на которой покоилось гульбище.

Рисунок 6.4. - Церковь Покрова на Нерли. Современный вид (фото А. А. Тица)

Центричность композиции основана на выделении средних осей фасадов. Все они, кроме восточного, имеют в центральном прясле развитой перспективный портал, пластичное пятно которого с орнаментальными лентами архивольтов резко контрастирует с гладью нижних участков стены. Над порталами в полукружиях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид (рисунок 7.4.). В боковых пряслах фантастические чудища - грифоны, олицетворяя охранительные функции, повернулись в сторону Давида, к центральной оси обращены и нижележащие львы. Соединяя в единое целое этот иносказательный гимн Давиду - царю-объединителю (как и князь Андрей), протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся народом, воспитанным на религиозных притчах, как символ девы Марии - покровительницы и заступницы.

Стремление усилить воздействие драгоценных архитектурных произведений, всемерно использовать образность изобразительного искусства для выражения в религиозной форме политических идей характерно для строительства, осуществлявшегося князем Андреем. Эта тенденция, постепенно нарастая, получит дальнейшее развитие во владимиро-суздальском зодчестве и станет одной из наиболее характерных его черт.

Резные рельефы, правда, в гораздо меньшем количестве, украшают также интерьеры храмов. Так, в местах опирания подпружных арок на столбы и в Успенском соборе, и в церкви Покрова высечены царственные фигуры львов.

Рисунок 7.4. - Димитриевский собор (1194-1197 гг.) во Владимире. Современный вид (фото А. А. Тица)

В отличие от Успенского собора во Владимире, церковь Покрова сохраняла белизну своих каменных одежд ни пятна фресок, ни блеск позолоты не разрушали девственной красоты камня. Отказ от живописных приемов придал еще большую целостность и одухотворенность этому поэтическому произведению владимирских "каменосечцев" и окончательно сформировал особенности их художественного языка. В полную силу этот язык проявился в годы княжения брата Андрея - Всеволода (1176- 1212 гг.) по прозвищу "Большое гнездо", который довершил политические замыслы Андрея Боголюбского: сломил сопротивление "крамольных" бояр, разбил оппозицию рязанских князей и по праву стал носить титул "владимирского самовластца".

В важнейших сооружениях "Великого Всеволода", в первую очередь в Димитриевском соборе (1194-1197 гг.), построенном на княжеском дворе во Владимире, четко отразилось изменившееся положение князя. Величественные формы собора, украшенные роскошным резным нарядом, впечатляют своей торжественностью и царственной мощью (рисунок 7.4.).

Возведенный на краю клязьменских склонов в 200 м от Успенского собора, Димитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной. Епископский и княжеский соборы, гордо возвышаясь над кольцом стен и рядовой застройкой, олицетворяли могущество церковной и светской власти, господство "помазанников божьих" над душами и телами простого люда. Всеволод посвящает собор уже не заступнице земли Владимирской и ее народа, а своему небесному покровителю - Димитрию Солунскому.

По типу Димитриевский собор близок церкви Покрова на Нерли. Это четырехстолпный одноглавый храм, который, вероятно, тоже был охвачен с трех сторон галереей. Торжественность западного фасада дополнялась двумя лестничными башнями, которые вели, как и в Софии Киевской, на хоры и, видимо, соединялись с хоромами князя. Эти уникальные детали еще сохранились в начале XIX в. и были варварски уничтожены в ходе "реставрации" собора при Николае I.

Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Почти шестьсот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен. Заглубленные участки прясел выше аркатурного пояса сплошь покрыты резным "ковром", зрительно дематериализующим кладку. В силу этого нижние участки стены из притесанных гладких квадров кажутся особенно прочными, а здание приобретает зрительную устойчивость и величественность.

Аркатурно-колончатый пояс отделяет нижнюю - "земную" часть Храма от верхней - "небесной", как бы проводя грань между материальным и духовным. Четкий ритм колонок, покрытых орнаментальным плетением, дополнен фигурами святых и небожителей, среди которых мы встречаем русских князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимирских князей. Поэтому нет ничего удивительного, что в восточной закомаре северного фасада помещен скульптурный портрет самого Всеволода, от одного имени которого "трепетали все страны", как сообщает летописец, в окружении сыновей своего "большого гнезда". Показательно, что плоскости других закомар заполняют библейские и другие персонажи, в том числе Давид и Александр Македонский, символизирующие мудрость и могущество властителей.

Плоскостной строчной характер резьбы, напоминающей народную вышивку, подавляющее количество (470) рельефов с изображением зверей, птиц и растений убедительно свидетельствуют о значительности светского начала в придворном храме князя Всеволода. Весь облик Димитриевского собора отличается оптимизмом, праздничной нарядностью, столь близкой народным массам, все еще преломлявшим христианские праздники сквозь призму языческого почитания природы.

В ином художественном плане был решен Успенский собор. Сильно пострадавшее во время опустошительного пожара в 1185 г. здание этого собора было увеличено по площади более чем в два раза. Обстройка его с трех сторон широкой галереей и удлинение апсид были вызваны не только стремлением увеличить вместимость и техническими соображениями, но и требованиями престижа, необходимостью повысить значение главного собора стольного града и сохранить за ним господствующее положение в ансамбле детинца. Кроме того, галерея предназначалась для установки в специальных нишах - аркосолиях - каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык.

В отличие от Димитриевского, в Успенском соборе плоскости стен и колонки аркатурного пояса не имеют орнаментальной резьбы, ибо епископскому собору не подобало светское узорочье и языческая жизнерадостность. Вместо стройных динамичных форм княжеского храма епископский собор величаво распростерся вширь, его строгое статичное основание, резко очерченное гранями стен, а не мягкой формой полуколонок, с широко расставленным пятиглавием внушало уважение и создавало впечатление нерушимой мощи этого оплота церкви (рисунок 8.4.).

Рисунок 8.4. - Успенский собор.

Крупные архитектурные формы перестроенного Успенского собора (1185- 1189 гг.), лаконичность пластических деталей, два ряда закомар способствовали наиболее эффектному восприятию собора с дальних точек и усиливали его главенствующее положение в силуэте города.

Наметившиеся в конце XII в. две линии в трактовке культовых зданий - светская и церковная - получили дальнейшее развитие в творчестве владимиро-суздальских зодчих. Более простые, строгие сооружения без нарядного каменного узорочья лучше отвечали богословским идеям отрешения от радостей мирской жизни. Примером таких построек может служить собор Рождественского монастыря (1192- 1196 гг.), в котором даже богатый аркатурно-колончатый фриз заменен скромным городчатым поясом.

Светская линия представлена соборами Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.) и Георгиевским в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.). Особенно примечателен княжеский собор в Юрьеве-Польском - заключительный аккорд в белокаменной симфонии владимиро-суздальских каменосечцев, в котором декоративное начало начинает преобладать над структурным.

Георгиевский собор был построен сыном князя Всеволода - Святославом Всеволодовичем в стольном городе своей вотчины. Пространство этого небольшого четырехстолпного храма с одной главой было расширено за счет трех сильно выступающих притворов, причем западный притвор был двухэтажным. В его верхней части, как и в суздальском соборе Рождества Богородицы, находилась княжеская ложа. Крестообразное, уступчатое построение с ярко выраженной центричностью, чему способствовал больший объем западного притвора, уравновешивавшего апсиды, видимо, дополнялось динамичным завершением главы, окруженной вторым рядом закомар. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы. Незнакомые с идейно-художественным замыслом и стилевыми особенностями владимиро-суздальского зодчества москвичи, используя упавшие камни, клали резные детали как попало, превратив восстановленные части собора в архитектурный ребус. Его "прочтение", реконструкция композиционного замысла и семантического содержания были выполнены советскими учеными Н.Н.Ворониным и Г. К. Вагнером.

Через полтысячелетия мы "читаем" запечатленные в каменном кружеве сплошной резьбы политические идеи владимирских князей, выраженные языком христианской символики, направленные на обоснование и утверждение их прав на главенство в русских землях. Аркатурно-колончатый пояс включал изображения святых покровителей владимирских князей и внушал мысль о "богоизбранности" княжеского рода. В рельефах на библейские сюжеты, расположенных в закомарах, развивалась тема небесного покровительства земным владыкам.

Несмотря на упомянутые параллели в общем идейно-художественном замысле Георгиевского и Димитриевского соборов, характер их скульптурного убранства различен. Тончайший плоский узор, высеченный без учета швов кладки на всей поверхности стен Георгиевского собора, оплетающий портал, угловые колонки и аркатурный фриз, снижает тектоничность его архитектурных форм. Показательно, что колончатый пояс углублен в толщу стены, которая выше почти не утоняется. Аркатура приобрела неконструктивную трехлопастную форму, причем основание арок высечено на одном камне, а завершение на другом.

Рисунок 9.4. - Деталь резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (фото А. А. Тица)

4. Храм Бориса и Глеба в селе Кидекша (близ г. Суздаля)

Время строительства - 1152г. Авторы проекта - мастера из Галича.

В селе Кидекша, в 4-х километрах к востоку от Суздаля, на берегу реки Нерли расположен живописный архитектурный ансамбль. Древнейший памятник ансамбля - белокаменная церковь Бориса и Глеба.

Храм был возведен в эпоху правления здесь князя Юрия Долгорукого, который, потерпев неудачу в борьбе за Киев, начал строительство в своем княжестве. Из Южного Галича были приглашены мастера, обучавшиеся ранее в Польше. Они принесли сюда свою традицию белокаменного строительства, которая потом развивалась на этой территории на протяжении столетий.

На новом месте под названием Кидекша строится княжеский замок и храм в нем. Церковь была посвящена похороненным возле Киева братьям Борису и Глебу - родственникам Юрия Долгорукого - и представляет собой небольшой 4-столпный храм с тремя апсидами. Снаружи фасады храма разделены на широкие доли плоскими вертикальными лопатками. Лишенные украшений стены, узкие щелевидные, как бойницы, окна придают церкви суровый облик. Единственная декоративная деталь - поясок поребрика и аркатурный пояс. Строгостью и красотой отличается внутренний вид храма. В восточной стороне находилась небольшая алтарная преграда, в западной - хоры. В полукруглых нишах стен позднее были установлены белокаменные гробницы, в которых похоронили сына Юрия Долгорукого - Бориса и его жену.

В 1238 г. церковь была сожжена татаро-монголами, но уже через год восстановлена.

В конце XVII в. на храме были заменены глава и кровля, переделаны окна. В XIX в. пристроен притвор.

Церковь Бориса и Глеба - первый на северо-востоке Руси белокаменный храм, в котором наметились основные черты владимиро-суздальской архитектуры.

В состав архитектурного ансамбля позднее вошли и другие здания: шатровая колокольня (XVIII в.), церковь Стефана (1780 г.), каменная ограда, Святые ворота.

Заключение

Владимиро-Суздальские мастера талантливо развили тенденции использования скульптуры в фасадах здания, проявлявшиеся в постройках Галича, Чернигова и Рязани. Они придали своеобразный облик лучшим своим произведениям, внося в культовые сооружения светское, политическое содержание. Связь художественных образов с общегосударственными целями объединения раздробленных княжеств, с чаяниями народа о прекращении братоубийственных войн возвышает памятники владимирского зодчества над узкорелигиозными и феодальными задачами. Сквозь концепцию апофеоза силы Владимирской земли и ее князей, наиболее выразительно прозвучавшей в Димитриевском и Георгиевском соборах, сквозь религиозную символику пробивались общенародные идеи единения Русской земли. В роскошный изысканный декор княжеских храмов вплетались народные мотивы, в суровый облик церкви, карающей непокорных, проникают красочные, жизнерадостные нотки, что следует связывать с народными представлениями и с меньшим воздействием византийской церкви.

Достижения владимиро-суздальского зодчества во многом обусловлены временным совпадением политических интересов владимирских князей и торгово-ремесленного люда в борьбе против родового боярства и феодальной раздробленности, аналогичным характерному для Западной Европы союзу королевской власти и горожан (Ф.Энгельс), способствовавшему развитию в XIII в. готической архитектуры.

Неправомерна переоценка в литературе влияния романских строителей на сложение владимиро-суздальского зодчества. Не говоря уже о чисто типологических отличиях владимирских храмов от романских базилик, следует отметить совершенно иную идейно-художественную трактовку образа зданий при внешнем сходстве отдельных архитектурных форм.

Романский стиль - это гимн одухотворенной тяжести, "тяжелое молчание"- по образному выражению Огюста Родена. Скульптура же владимирских каменосечцев более оптимистична, это не символы мистического пророчества о конце мира и наказании грешников, а в значительной степени сказочные образы, повествующие о добре и зле, имеющие параллели в народном творчестве, отличающемся непосредственностью и любовью к праздничной нарядности.

Об исконно русских чертах владимиро-суздальского зодчества говорит и обращение к нему Москвы в период борьбы за единение Руси и становления национальной архитектуры. К заслугам замечательных владимирских мастеров следует отнести также влияние их архитектурных творений на формирование общерусской художественной культуры.

Список использованной литературы

1.Пастухова З.И. "шедевры русского зодчества". - Смоленск: Русич, 2000 г.

2.В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. "История русской архитектуры". Учебник для вузов. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1984 г.

.Иконников А. В Архитектура и градостроительство. Энциклопедия.- М.: Стройиздат.,2001.-688ст., ил.

Теги: Архитектура Суздаля  Курсовая работа (теория)  СтроительствоПросмотров: 26788Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Архитектура Суздаля

diplomba.ru

Суздаль архитектура

Суздаль

    Архитектурный облик города складывался на протяжении восьми веков, но архитектура Суздаля – это прежде всего единство разновременных построек, чувство такта и меры.

    Суздаль был основан в крутой излучине р. Каменки, где были возведены городище, валы и первый деревянный Суздальский кремль. В конце XI в., когда идет феодальная война за обладание этим богатым краем, в Суздале уже есть княжеский двор.

    Архитектурный стиль этого времени называют иногда монументальным историзмом, подразделяя его на соборные и башнеобразные жанры. Один из первых каменных храмов Суздаля – не дошедший до нас Успенский собор XII в. – содержит черты соборного жанра: многонефность, круговые галереи, равномерный ритм фасадных членений и закомар. Особенности архитектуры этого жанра – величавая образность, многосложная символика, она несет государственную функцию. Археология свидетельствует, что храм строился в киевских традициях, тем не менее к этому времени уже можно говорить о владимиро-суздальской архитектурной школе. Это белокаменные храмы, в самых ранних из которых почти полностью отсутствует декор: разве что апсиды украшены арочным пояском, а стены посередине пересекает горизонтальная полочка – отлив, выше которой стена становится тоньше. Окон мало, они узкие, напоминают бойницы. Свод опирается на толстые крестообразные столбы.

    Сын Мономаха Ю. Долгорукий больше интересовался Киевом и только под конец жизни, поняв тщетность своих притязаний, строит ряд городов-крепостей в суздальской земле, и в частности княжеский замок в Кидекше с церковью Бориса и Глеба (1152). Ее можно отнести к другому жанру монументального историзма, называемому башнеобразным. Это небольшие четырехстолпные храмы без круговых галерей, без фасадных башен, как правило одноглавые. Большое значение в них придается фасадному декору (который в данном случае, однако, весьма скромен). Функция их придворно-княжеская, образность – неканоническая.

    В XII веке основывается Ризположенский монастырь, строится монастырь Косьмы и Демьяна, город обрастает многочисленными укреплениями. К концу века намечается две линии в архитектуре храмов: церковная, яркий образец которой Успенский собор Мономаха, и светская, представленная собором Рождества Богородицы (1222-1225).

    Хотя в строительстве суздальских храмов участвуют византийские и другие пришлые мастера, он, по сути, развивают приднепровские архитектурные традиции, но переносят их в камень и перерабатывают византийскую архитектуру на русской основе. В небольшом количестве появляются резные детали: аркатурные пояски, поребрики, резной орнамент, как в церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

    Всеволод III и его сын Георгий снова укрепляют город (1191) и перестраивают собор Мономаха (1222-1225) в соответствии с народными вкусами.

    В XIV в. усиливается Суздальско-Нижегородское княжество, и город продолжает обустраиваться: основаны Покровский и Спасский (Спасо-Евфимьев) монастыри – это были деревянные церкви. С падением в 1392 г. княжества Суздаль навсегда сходит с политической арены; собор, обрушившийся в 1445 г., 80 лет лежит в руинах, и только в монастырях создаются монументальные постройки (московские зодчие работают в Покровском, Спасо-Евфимьевом, Ризположенском монастырях). Таким образом, архитектура Суздаля того времени несет в себе слияние столичных мотивов с суздальскими архитектурными традициями.

    Строятся деревянные церкви в кремле (их семь, не считая собора) и на посаде (14), загородные монастыри с их 27 церквами. И это на 400 с небольшим дворов – такого соотношения, вероятно, не было больше нигде.

    XVII в. был тяжел и разрушителен в том числе для суздальской архитектуры: польско-литовское вторжение, набег крымских татар, пожары нанесли городу большой урон. Однако уже с 30-х гг. возрождается храмовое строительство. Строится соборный комплекс в кремле: колокольня, дворец архиерея, стены и башни (зодчий Никифор Беклемишев из Москвы). Монастырские архитектурные ансамбли стремятся ни в чем не уступить кремлю.

    На рубеже XVIII в. появляются местные мастера: Иван Мамин, Иван Грязной, Андрей Шмаков. К этому времени сформировались отличительные особенности архитектуры суздальской школы: кубовидная форма храма с завершением основного объема поясом кокошников; сложные очертания барабана и главы, отличающиеся тонкостью и изяществом; стройный вогнутый шатер колокольни со «слухами».

    Теперь строительство ведет суздальское купечество – не богатое, но сумевшее создать замечательные памятники архитектуры на местах прежних деревянных храмов, полностью в рамках суздальских архитектурных традиций и лишь с небольшими новшествами XVIII в. Несмотря на все сложности, именно в XVIII в. храмов строится особенно много. Архитектура церквей того времени многолика, и ее можно определить по-разному, но, возможно, в это время уместнее всего говорить о специфическом суздальском стиле архитектуры. И только в одном храме рубежа XVII-XVIII вв. прослеживаются явные черты стиля барокко – это Борисоглебская церковь Борисоглебского монастыря.

    XIX в. для суздальской архитектуры храмов – период относительного безвременья. Из церковных сооружений стоит отметить разве что колокольню Ризоположенского монастыря (1813-1819), построенную в классическом стиле, и, возможно, церковь Флора и Лавра (1803).Одним из последних суздальских храмов стала построенная в начале ХХ в. в псевдорусском стиле церковь Александра Невского.

    И сегодня архитектура города Суздаль - это контраст высоких акцентных зданий и окружающей среды: 25-30-метровые соборы возвышаются среди небольших домов, и даже современные постройки по возможности не нарушают дух Древней Руси.

www.suzdal360.ru

Особенности архитектуры Суздаля | Отдых в России 2018

Старинный город Суздаль славиться не только церквями и храмами, но и монументальной архитектурой

Современные постройки идеально сочетаются с купеческими домами и деревянными избами. Несмотря на то, что город неоднократно перестраивался, в Суздале смогла сохраниться, а изюминка, которой славились местные умельцы.

Традиционные суздальские постройки живы по сей день, они представляют собой избушки с диковинными крыльцами, и узорчатыми крышами. В таких усадьбах ныне проводятся интерактивные представления для гостей, где знакомят с древними русскими традициями.

Посадский дом

1 4 Особенности архитектуры Суздаля

1 4 Особенности архитектуры Суздаля

Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148Телефон: (49231) 2-07-46

Старинное здание относится к XVII-XVIII веку. Объект является единственным сохранившимся каменным жилым домом в городе. Точная дата постройки неизвестна, по некоторым сведениям он был сооружен в конце XVIII века, ведь именно в этот период в Суздале стали появляться каменные постройки, вместо деревянных изб. В данное время в доме расположилась музейная экспозиция. Во время экскурсии вы сможете насладиться суздальской архитектурой, а также познакомиться с бытом купеческого жителя города.

Дом купца Еремина

2 5 Особенности архитектуры Суздаля

2 5 Особенности архитектуры Суздаля

ул. Васильевская, 28

Одной из интересных построек XIX века, является дом купца Еремина. Здесь прошло детство народной артистки Веры Михайловны Фирсовой. Благодаря историей и архитектурному облику, здание внесено в список памятников архитектуры регионального значения.

Дом с мезонином

3 3 Особенности архитектуры Суздаля

3 3 Особенности архитектуры Суздаля

Адрес: Суздаль, ул. Кремлевская, 3

Постройка XIX века является ярким примером архитектуры Суздаля прошлых лет. Ныне в его стенах разместился музей восковых фигур.

Дом Табачникова

4 1 Особенности архитектуры Суздаля

4 1 Особенности архитектуры Суздаля

ул. Лебедева, 3

Согласно документам здание было построено примерно в XIX веке. В былые времена здесь располагалась самая знаменитая сувенирная лавка в городе. Посетив дом, можно увидеть сохраненную вывеску «Суздальская лавка».

Торговые ряды

5 1 Особенности архитектуры Суздаля

5 1 Особенности архитектуры Суздаля

Торговые ряды, ул. Ленина, 63а

На западной стороне Торговой площади расположен Гостиный двор, построенный в 1811 году по проекту архитектора А.Вершинского. В прошлом здесь располагались магазины и торговые лавки, местные жители любили по выходным дням устраивать променад по этой части Суздаля. От былой постройки сохранилась лишь небольшая часть, в начале 70-х годов были достроены современные магазины, которые функционируют и в наши дни.

Памятник Дмитрию Пожарскому

Вблизи Спасо-Ефимовского монастыря расположен памятник Дмитрию Пожарскому. Он был воздвигнут в 1955 году, с виду представляет собой массивное основание, на котором установлен бюст князя Пожарского.

Памятник В. И. Ленину

Прогуливаясь по Красной площади города можно увидеть памятник В. И. Ленина. Он был установлен в 1978 году, над проектом работал московский скульптор А. А. Тюренков.

Дом крестьянина-середняка

6 Особенности архитектуры Суздаля

6 Особенности архитектуры Суздаля

Дом представляет собой стандартную постройку обычного жителя Суздаля времен XIX века. У входа с левой стороны расположен главный атрибут – печь, справой стороны находится мужская лавка, здесь обычно хозяин дома столярничал. Во время посещения вы сможете воочию увидеть быт и обстановку обычного горожанина.

Дом купца Лихонина

Купеческий дом был построен в начале XVIII века. На сегодняшний день он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Конечно, постройка была несколько раз отреставрирована, однако основная мысль смогла сохраниться. В отличие от избы обычных жителей, дом пропитан купеческим духом, это отражается и в самой обстановке усадьбы.

На территории Суздаля сохранилось множество культурных объектов, а также храмов и других комплексов. Колыбель Золотого Кольца приглашает любознательных туристов совершить увлекательные экскурсии по Главной христианской столице Руси. Уважаемые читатели, поделитесь с нами своим опытом путешествия по Суздалю, расскажите в комментариях, в каких интересных местах вы бывали.

Комментарии

xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai

Архитектурные памятники Суздаля |

Ныне Суздаль стал городом-музеем, городом-заповедником, сокровищницей национальной культуры. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных. Автодороги и автотрассы связывают его теперь с Владимиром, Ивановом, Москвой. Экскурсанты и туристы со всех концов страны, а также из зарубежных стран, потоком устремились в этот город. Суздаль ожил в своей первозданной красоте и прочно занял подобающее ему место среди достопримечательных городов страны.

Памятники архитектуры города Суздаля, включают в себя: архитектурный комплекс кремля XIII—XVIII вв.; Никольская церковь из с. Глотово, Никольская церковь, Воскресенская церковь, гостиный двор, собор Ризположенского монастыря. XVI в., ворота Ризположенского монастыря, Преображенская церковь из с. Козлятьево, собор Покровского монастыря, Надвратная Благовещенская церковь Покровского монастыря, Спасо-Евфимиевский монастырь, проездная башня Спасо-Евфимиевского монастыря, Вознесенская церковь Александровского монастыря, церкви Лазаря и Антипия, жилой дом, архитектурный комплекс в Кидешке

Гостиницы Гороховец

Если ранее в Гороховце особого выбора мест «где переночевать» не было, то сейчас появились новые мини-отели, хотя с очень небольшим количеством номеров.

(далее…)

Запись в категории Архитектурные памятники Суздаля, Достопримечательности Гороховца. Куда сходить и что посмотреть? Где разместиться? |

Церковь Космы и Дамиана в Суздале

Фотограф — Gordienko Anatoly

Все-таки древние поселения язычников в суздальских краях оставили о себе неизгладимую память названиями гор и местностей. На одном из холмов, окружающих город, стояло в древние времена капище языческого божества солнца Яруна, или Ярилы. Горка эта с тех пор носит имя Ярунова.

(далее…)

Архирейские палаты в Суздале

Архирейские палаты в Суздале

Огромное двух-трехэтажное каменное здание архиерейских палат — композиционный центр кремлевского архитектурного комплекса. Оно объединяет колокольню и Рождественский собор, а также небольшую деревянную Никольскую церковь, перевезенную сюда из села Глотово и поставленную на месте сгоревшей такой же церкви XVII века.

(далее…)

 

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

В Суздале сохранилось много памятников древнерусского искусства и зодчества, среди которых главенствующее положение занимает комплекс памятников кремля, а также ансамбли монастырей: Спасо-Евфимиева, Покровского, Ризположенского, Александровского и Васильевского, кроме того, около 30 городских приходских древних церквей города и большое количество гражданских домов. Все это, слившись на площади около трех квадратных километров, представляет исключительное и неповторимое архитектурное произведение созданное гением русского человека.

(далее…)

book33.ru

Город Суздаль: история, памятники Суздаля

Город Суздаль по праву считается «жемчужиной» Золотого кольца России – ведь по обилию в нем архитектурных памятников равных ему городов нет.

История города Суздаля

Упоминание о Суздале в русских летописях датируется 1024 годом.

А в 11 столетии Суздаль уже является крупным городом, расположенным на северо-востоке Киевской Руси. Это время наивысшего расцвета города, который стал крупным торгово-ремесленным центром и столицей Ростово-Суздальского княжества. Правил тогда сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий, первый самостоятельный князь в Суздале.

При правлении сына Долгорукого – Андрее Боголюбском, столицей княжества был назначен город Владимир.

А Суздаль, переставший быть главным городом, постигли и другие неудачи – он был сожжен и разграблен во время монголо-татарского нашествия, а в плен попала большая часть горожан.

Не раз доведется этому городу перенести и разрушения, и пожары, и эпидемии, но каждый раз он будет возрожден к жизни.

Так и не вернув себе былую политическую самостоятельность и экономическое значение, к 15 веку Суздаль входит в состав Московского княжества.

Лишившись роли политического центра, в средние века Суздаль становится значительным культурным, религиозным и ремесленным центром России.

В каждом крупном историческом событии в России участвовал и город Суздаль со своими гражданами.

С суздальской землей связаны такие имена, как Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и многие другие имена, известные всем россиянам.

Весь 16 и 17 века в Суздале продвигается активное строительство церквей, монастырей и городских построек.

А к началу 19 столетия городской ансамбль складывается окончательно.

Архитектурные памятники Суздаля

«Город-музей» - так принято называть Суздаль, который и на самом деле весь является огромным музеем.

Сохранивший свой первоначальный облик, Суздаль хранит в себе более двухсот памятников архитектуры 12-19 веков, как культовой, так и гражданской. И всё это на площади 9 квадратных километров.

Город остался в границах 18 столетия, что позволило ему сохранить тот колорит древнего русского города, который сложно уловить в городах, прореженных современной архитектурой.

А древнерусская архитектура поражает своей гармонией с окружающей средой.

Суздальский Кремль

Суздальский Кремль

Строительство Кремля - крепости на реке Каменка, положило начало городу Суздаль. Для постройки крепости выбиралось защищенное естественными преградами с трех сторон место. Дополнительно были насыпаны земляные валы, которые можно увидеть и сейчас. Центром Кремля стал возведенный в 12 веке кафедральный собор Рождества Богородицы. Подтверждением уникальности декоративно-прикладного искусства древней Руси являются выполненные в технике огневого золочения, врата собора. В ансамбль Кремля входит и самый древний гражданский памятник архитектуры Суздаля – Архиерейские палаты 15-17 веков, а также знаменитая часами-курантами колокольня, возведенная в 1635 году. Немного восточнее Кремля находился посад, также огороженный валами – место, где жили ремесленники и торговцы. Уже вокруг посада начали постепенно одна за другой выстраиваться слободы. Сейчас на первом этаже Архиерейских палат размещен ресторан русской кухни «Трапезная», а в самом Суздальском Кремле находятся экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во дворе Кремля в 1967 году была установлена перевезенная из соседнего района деревянная Никольская церковь, постройки 1776 года.

Покровский монастырь

Суздаль, Покровский монастырь

Одним из красивейших суздальских монастырских ансамблей считается женский Покровский монастырь, известный в истории, как место, куда ссылались неугодные и опальные представительницы царских фамилий и знатных родов. Сюда была сослана по приказанию Лжедмитрия I и Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова и внучка Малюты Скуратова, героиня многих художественных произведений. Также и Евдокии Лопухиной, первой жене Петра I, довелось находиться здесь, насильно постриженной в монахини по приказу мужа. Посетив Покровский монастырь можно увидеть в одноэтажном каменном здании восстановленный интерьер монастырского подземелья 17 века, в котором находилась тюрьма «Каменный мешок». А в подклете собора Покрова Богородицы расположена усыпальница – место упокоения многих известных особ, в том числе и царских кровей. Похоронены там Соломония Сабурова – жена Василия III, Великого московского князя, и Александра, дочь царя Ивана III, и Анна Васильчикова, пятая жена Ивана Грозного. Основан Покровский монастырь в 14 столетии и действует по сей день.

Александровский монастырь

Александровский монастырь был основан в 1240 году Александром Невским над рекой Каменкой. Именовали его в те времена Большой лаврой. К сегодняшнему времени в монастыре не сохранилось древних построек, а архитектурный ансамбль состоит из отреставрированных в 1947 году Святых врат и церкви Вознесения с колокольней, построенной в 1695 году.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположился на противоположном берегу реки Каменки, на месте Димитриевского монастыря, не сохранившегося до наших дней. Это музей под открытым небом – целое древнее село. Ведь на это место из разных сел Владимирской области свезли самые интересные деревянные строения 18-19 веков. Здесь стоят и крестьянские избы, и многочисленные хозяйственные постройки: овины, амбары, ветряные мельницы, колодцы, а также Воскресенская и Преображенская церкви.

Спасо-Евфимиев монастырь

Основан этот монастырь Борисом Константиновичем, суздальско-нижегородским князем, в 1352 году. Бывший вначале Спасским, монастырь позже был переименован в честь первого игумена монастыря, и стал называться Спасо-Евфимиевым монастырем. Деревянные постройки в 16 веке были заменены каменной кладкой. Самой древней постройкой является маленький храм, возведенный над могилой игумена Евфимия, в 1564 году ставший приделом построенного вблизи собора, Спасо-Преображенского.

Суздаль, Спасо-Евфимиев монастырь

В 1642 в своей родовой усыпальнице был похоронен Дмитрий Михайлович Пожарский, национальный герой России, спасший в Смутное время Москву от интервентов. В 1885 году на месте скромной усыпальницы, на средства, собранные по всей России, было возведено замечательное сооружение – памятник-мавзолей с литыми дверями и белокаменной резьбой. Но с приходом советской власти было решено, что сооружение нужно разрушить, так как оно не вписывается в идеологию социализма, что и было исполнено в 1933 году. Но прошло время, и вновь на деньги жертвователей мавзолей Пожарскому восстановлен в первозданном виде. Благо, что в архивах Петербургской Академии художеств сохранились все чертежи и эскизы. Правда, были использованы и современные технологии: на кирпичном остове наложено мраморное морозостойкое литье. А Зураб Церетели выполнил барельеф князя на бронзовой двери усыпальницы. Соборная площадь Спасо-Евфимиева монастыря вмещает на себе Успенскую трапезную шатровую церковь постройки 1525 года, относящийся к 17 столетия корпус архимандрита, монастырскую звонницу 16-17 веков. Вся территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью башнями 17 столетия.

Кидекша

Село Кидекша стоит на берегу реки Нерли недалеко от Суздаля. Здесь в 12 веке находилась резиденция князя Юрия Долгорукого. И отсюда же началось белокаменное зодчество на северо-востоке Руси, после постройки в 1152 году величавой церкви Бориса и Глеба. Тут же погребен сын Долгорукого Борис, а также его супруга и дочь.

Суздаль в настоящее время является крупным туристическим центром, в который стремятся российские и иностранные туристы. Ещё в 1974 году Суздаль был награжден орденом «Знак почета» за развитие туризма и сохранение культурного наследия. В 1982 году Суздалю было вручено «Золотое яблоко» - приз международной организации журналистов, пишущих о туризме - ФИЖЕТ. А в 1992 году в Список Всемирного Наследия Юнеско были внесены Кидекшская церковь Бориса и Глеба, и главные архитектурные ансамбли Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Автор: Лилия Юрканис

xn----htbbacbpccnglsso1ag.xn--p1ai

Суздаль: достопримечательности - Суздальский кремль, музей деревянного зодчества, Спасо-Евфимиев монастырь.

Суздаль — один из самых интересных сохранившихся древнерусских городов. Он славен старинной архитектурой — нарядными белокаменными храмами и памятниками деревянного зодчества. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов: Суздаль входит в маршрут Золотого кольца России.

Предлагаем познакомиться с историческим наследием города-музея Суздаля.

Суздальский кремль. Фотография: Сергей Лаврентьев / фотобанк «Лори»

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

Суздальский кремль

Суздальский кремль возвели в XI–XII веках, чтобы защищать город от врагов с востока, юга и запада. С северной стороны Суздаля путь неприятелю преграждала река Каменка. Кремль опоясывали земляные валы протяженностью более километра, на них были сооружены ворота, башни и бревенчатые стены. Развалины валов и рвов сохранились до наших дней.

Самая древняя постройка Суздальского кремля — собор Рождества Богородицы. Его построили в XIII веке при князе Георгии Всеволодовиче. В XVII веке в центре главной площади Кремля возвели каменные здания Архиерейских палат, которые включали в себя жилые и хозяйственные постройки. До конца XVIII века Суздальский кремль служил резиденцией владимиро-суздальских архиереев. Сегодня он представляет собой музейный комплекс, памятник древнерусского искусства и зодчества.

СПАСО-ЕВФИМИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Монастырь на высоком берегу реки Каменки основал суздальский и нижегородский князь Борис Константинович в 1352 году. Когда первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, монастырь получил название Спасо-Евфимиев. В XVII веке деревянные монастырские постройки сгорели во время польско-литовского нашествия, после чего обитель стала обрастать мощными оборонительными башнями. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь был одним из крупнейших в России.

В 1766 году по решению Екатерины II в монастыре учредили тюрьму для политических и душевнобольных арестантов. В XX веке здесь расположился политический изолятор, а затем проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. До 1960-х годов на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Только в 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь стал музеем. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей и культурой суздальской земли.

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Музей деревянного зодчества г. Суздаль

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта — это комплекс архитектурных памятников под открытым небом. Экспозиция музея воспроизводит небольшое село с избами, церквями, хозяйственными постройками и ветряными мельницами XVII–XIX веков, которые привезли сюда из разных уголков Владимирской области.

Над воссозданной деревней возвышаются два храма, возведенные без единого гвоздя. Здесь можно увидеть избу простого батрака, зажиточного крестьянина и купца. В интерьерах изб хранятся самовары и мебель, посуда и игрушки, деревянные прялки и ткацкие станки.

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО ИЗ ПАТАКИНО В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Храм Воскресения Словущего из Патакино в Музее деревянного зодчества в Суздале

Храм Воскресения Словущего привезли в Музей деревянного зодчества из села Патакино. Церковь возвели в 1776 году, ее освятили в честь Воскресения Христова. В то время храм принадлежал помещику Ивану Акинфову. Долгое время деревянная церковь служила кладбищенским храмом, который был приписан к Троицкой каменной церкви села Патакино.

Сооружение имеет архитектурную форму корабля — алтарь, колокольня и западное крыльцо церкви выстроены вдоль одной оси. Храм Воскресения Словущего стал экспонатом Музея деревянного зодчества в 1969–1970 годах. Его восстановлением занимался архитектор Валерий Анисимов.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ИЗ КОЗЛЯТЬЕВО В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Храм Преображения Господня из Козлятьево в Музее деревянного зодчества в Суздале

Храм Преображения Господня построили в селе Козлятьево неизвестные мастера в 1756 году. При строительстве они использовали исключительно деревянные элементы. Основное сооружение и боковые пристройки во имя Николая Чудотворца и Симеона Столпника венчают изящные деревянные купола.

Внутри церкви сохранились изображения святых, резной иконостас XVIII века и Царские врата, украшенные изображениями Благовещения и четырех евангелистов. В 1966 году храм Преображения Господня перевезли в Музей деревянного зодчества.

Больше культурных объектов в городах Золотого кольца — на сайте Ассоциации Туроператоров России.

www.culture.ru