Стамбул святая софия Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Святая софия картинки


Святая София: что было до мечети и музея.

Когда входишь в Святую Софию, понимаешь, что чувствовали послы Владимира Красно Солнышко, которые, посетив православное богослужение в Константинополе, не могли понять "на небе они были или на земле". Даже сегодня, потеряв большую часть своих золотых мозаик, будучи превращенной в музей с толпой туристов и обязательными сувенирами на входе и выходе, София сохранила какую-то непередаваемую атмосферу "того самого храма", в который стремились попасть паломники со всего христианского мира. В этой заметке я попробую показать, какой Святую Софию видели люди до того, как Константинополь был завоеван турками, и она была обращена в мечеть.

Вход в Святую Софию через царские врата.03_2

Заметка написана на основе книги С. Иванова "В поисках Константинополя".

Внешний вид храма Святой Софии.001

Рассматривая внешний облик Святой Софии сложно абстрагироваться от минаретов. Они, конечно, искажают впечатление от храма, но София и в византийское время была со всех сторон обстроена помещениями, с которыми ее соединяли внутренние проходы.

Реконструкция части Константинополя, включающей Большой дворец, храм Святой Ирины, храм Святой Софии и ипподром (по Giroux-A. Vogt).

0001_Patr-Arhikos_2

Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

Реконструкция храма Святой Софии и окружающих его зданий (по A. Pasadaios)

0002_Patr-Arhikos2_2

Источник: http://www.ec-patr.org/mones/fanarion/ENG/a-period-eng.htm

На стене храма до сих пор можно увидеть следы от примыкавших к ней высоких сводчатых помещений патриаршего дворца.

Вид на южную стену Святой Софии.27

Минарет сейчас находится как раз на том месте, где была винтовая лестница, которая вела в покои патриарха.

Минарет на месте лестницы в покои патриарха.28

Сегодня здание не производит впечатление особенно высокого. Однако храм 900 лет удерживал рекорд самого высокого здания в мире по высоте внутреннего пространства – побил его только флорентийский Дуомо в 1436 году.

Внешний вид храма Святой Софии.01

Нынешнее впечатление от храма во многом определяют пристроенные к нему в разные периоды контрфорсы, то есть мощные поперечные стены-подпорки. Главной их целью было спасти гигантскую постройку от землетрясений, а также остановить «разъезжание» стен и колонн под колоссальным давлением купола.

Самыми ранними контрфорсами считаются те, что пристроены к нему с западной стороны. Они датируются 9-10 вв.

Контфорсы с западной стороны храма.02

Теперь в собор заходят через западные двери, но в древности (не позднее, чем с 7 в.) они отпирались только по большим праздникам.

Нартекс. Слева - открытые западные двери, справа - двери в неф. Источник: Википедия.

Обычно в храм заходили через юго-западный вестибюль, там где сейчас находится выход.

Юго-западный вестибюль.10_3Источник: http://anatoly-ve.livejournal.com/57571.html#cutid1

Над этим входом до сих пор можно видеть мозаику с изображением Богородицы с младенцем на троне, перед которой, склонив головы, стоят: справа – император Константин, посвящающий Приснодеве город Константинополь, а слева – император Юстиниан, подносящий ей же храм Св. Софии. Датируется эта мозаика 10 в.

Мозаика над входом.05

Двери вестибюля отделаны бронзой лишь со стороны улицы. На дверях есть надпись «[Феофил] (уничтожена) и Михаил Победители». Император Феофил был иконоборцем и последующие иконопочитатели постарались вымарать все напоминания о нем.

Двери юго-западного вестибюля.06_Beautiful_Gate_Hagia_Sophia_March_2008pano_sofiaИсточник: Википедия

Через бронзовые двери люди попадали в нартекс храма. (Нартекс - это нечто вроде "предбанника" (как бы приземленно это слово не звучало) - помещение, располагающееся с западной стороны и отделенное от основного объема храма. Туда могли входить не только оглашенные и кающиеся, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники).

Нартекс Святой Софии.06_2_nartexИсточник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html

Потолки здесь украшены золотыми мозаиками. Это изначальный, юстиниановский декор. Когда-то все поверхности храма были покрыты золотым ковром. Единственный вид орнамента, который позволили себе строители – это гирлянды цветов. Они и сейчас видны в арках оконных проемов.

Потолок нартекса.03

Черные кресты с «каплями» на поперечных планках относятся уже к эпохе иконоборчества (8 -н ачало 9 вв.).

Потолок и окна нартекса.04

Аляповатые пятна желтой краски – это следы реставрации 19 в.

Потолок нартекса.07

Центральные двери, что вели из нартекса в основное помещение храма назывались Царскими и никто, кроме василевсов не имел права через них входить.

Царские врата09_2_Imperial_Gate_Hagia_Sophia_2007a_wikiИсточник: Википедия

Над царскими вратами расположена мозаика, изображающая Христа, восседающего на троне между двумя медальонами: в правом Богородица простирает к Нему руки в умоляющем жесте, в левом – архангел Михаил, глядящий прямо перед собой. Внизу же распростерся перед троном Христа император Лев VI Мудрый.

Мозаика над царскими вратами.09_3

По обе стороны от Царских дверей на высоте человеческого роста сохранились ниши, в которых помещались две знаменитые (видимо, мозаичные) иконы. Той иконе, на которой изображался Христос, по преданию можно было исповедаться, если стыдно было идти к священнику. О популярности такой исповеди говорит ямка в мраморном полу слева от Царских дверей, протертая коленями грешников.

Пол под иконами08

Купол Святой Софии словно парит над зданием.

Подкупольное пространство Святой Софии.12_4

От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в.). Купол виден почти отовсюду в храме. На куполе заметны следы нескольких починок. По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола. Одна секция на западе была изготовлена во время второй реконструкции в 989 г., а одна на востоке – во время третьей реконструкции в 1346 г. Получившиеся в результате нестыковки особенно заметны на карнизе.

Купол Святой Софии.09

Гигантское пространство все залито светом, и это при том, что контрфорсы заслонили собой многие окна. Изначально их было 214, а сейчас всего 181. Храм ярко освещался и изнутри: некоторые светильники спускались с потолка, другие – крепились на стенах или на колоннах.

Естественное и искусствоенное освещение Святой Софии.09_2

На многих колоннах и сейчас можно заметить следы крепления светильников на уровне чуть выше человеческого роста.

Колонна с креплением в виде кольца. 10

Колонны в Святой Софии увенчаны не классическими, а особенными ранневизантийскими «корзиночными» капителями. Бронзовые воротники сверху и снизу многих колонн, как и протянутые иногда между ними свинцовые прутья были установлены в средневизантийское время – это следы усилий по выравниванию давления купола.

Колонны с бронзовыми воротниками и свинцовыми прутьями.10_1

На капителях многих колонн можно рассмотреть вензеля: вперемежку «Юстиниан Император» и «Феодора Августа».

По центру капителей видны круглые вензеля.11

Все стены нефа декорированы мраморными плитами. Каждая мраморная плита расщеплялась на две и разворачивалась как «книга», поэтому две соседние створки всегда образуют симметричный рисунок.

Мраморная плита, раскрытая как "книга".

Источник: https://plus.google.com/photos/103590228738112936103/albums?banner=pwa&gpsrc=pwrd1#photos/103590228738112936103/albums/5336808837052258497

Над входом в центральный неф (основное подкупольное пространство) с внутренней стороны расположена большая плита зеленого мрамора. На ней когда-то висела икона, изображающая сцену из жития Святой Феодосии.

Вид из собора на вход в неф.12

Чуть выше этой плиты -  сделанное в технике мраморной аппликации изображение Голгофского креста под балдахином в окружении двух растворенных и подвязанных занавесок (9-10 вв.). Возможно, эта картинка воспроизводит конструкцию, украшавшую алтарь храма. Сама эта конструкция, целиком изготовленная из драгоценных металлов, была похищена крестоносцами после взятия Константинополя в 1204 г.

Изображение Голгофского креста под балдахином.12_2

В византийское время в Софии хранилось множество величайших реликвий христианства: от колесницы Святых Константина и Елены до сосуда с кровью и молоком (!) Святого Пантелеймона. Реликвии были выставлены вдоль стен храма, в «простенке» между ними и колоннами, обрамляющими основное подкупольное пространство. Все паломники двигались строго в одном направлении – по часовой стрелке – чтобы не создавать давки.

PLAN

Некоторые рекликвии закладывались в колонны – с западной стороны колонн, ограничивающих пространство южного нефа с северной стороны, хорошо видны прямоугольные проплешины со следами креплений.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Единственный сохранившийся до наших дней византийский объект паломничества – это колонна Св. Григория. Влажность, идущая из-под земли сделала камень хрупким, он уже в древности был забран металлическим коробом. Считалось, что потерев колонну, можно было получить исцеление от болезней. Десятки поколений паломников протерли дырку в металлическом футляре. Сегодня через нее руку к колонне просовываю туристы.

Очередь туристов к колонне Святого Григория.13

В северо-восточном углу Софии, позади порфировых колонн, до сих пор сохранились кольца для портьер. За ними клирики готовились к Великому Входу (часть литургии, во время которой перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол).

Кольца для портьер на потолке.13_2

Алтарное возвышение, сейчас скошенное к югу, было таким образом перестроено турками для устройства мирхаба. В византийские времена оно было симметричным.

Апсида и алтарное возвышение.23_2

Самые ранние из сохранившихся в Святой Софии фигуративных мозаик – это изображение Богоматери на полукруглом своде, перекрывающем алтарь, и архангела Гавриила на южном склоне свода (второй архангел на северном склоне практически утрачен). Они относятся ко 2-й половине 9 века.

Изображение Богоматери и архангела Гавриила. 14

Пространство под мозаику с фигурой Богоматери специально перестраивалось: во времена Юстиниана окна, прорезающие конху были еще больше.

Конха апсиды с окнами и мозаикой.15

Изображение Богоматери сдвинуто влево, относительно центрального окна, Младенец на ее руках также развернут влево. Изгиб поверхности апсиды усиливает впечатление, что Божественная Семья смотрит на юг, туда, где во время богослужения находился император.

Вид на конху апсиды с юго-западного угла Храма, где во время Богослужения сидел император.16

Где находился сам трон императора не вполне понятно. Справа от алтаря есть круг из порфира, но он чересчур мал, чтобы на нем мог поместиться престол. Здесь водружали крест Константина, когда его вносили в церковь перед шествующим туда императором.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Около юго-восточного опорного столба на полу выложен огромный круг из гранита в окружении кругов поменьше из красного порфира и зеленого мрамора. Иногда полагают, что императорский трон стоял здесь, но выложен этот круг был не ранее 14 в.

В литературе это место проходит как "омфал" - пуп земли.17

У западной грани юго-восточного опорного столба на полу заметны следы квадрата 80х80 см – они также могут быть следом от трона.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Полы в Святой Софии беломраморные, значительная их часть сохранилась еще со времен Юстиниана. Из значительных утрат: исчезли три из четырех полос зеленого мрамора, которые уподобляли четырем райским рекам. Теперь в целости осталась только одна «река». Видимо, здесь находилась алтарная преграда, которая в те времена представляла собой невысокую ограду на колонках.

Рек (даже единственной сохранившейся) на фото не видно (и в живую мы тоже не нашли) - видимо, она спрятана под алтарным возвышением.19

Над святым престолом висело много корон, в разные века пожертвованных императорами храму. В Византии не существовало специального и единственного царского головного убора. Корон было множество на разные случаи, причем носили их и даже заказывали не только сами императоры, но и их родственники.

Апсида, перед которой когда-то был расположен алтарь. 18

Все четыре арки, образовывающие маленькгий купол в юго-восточном углу храма снабжены крепящимися к потолку кольцами, по 9 штук с каждой стороны. С колец до полу свешивались драгоценные занавески, огораживая так называемый мираторий – особое пространство, где император мог находиться во время литургии, оставаясь невидимым для подданных.

Еще раз покажу план, чтобы сориентироваться на местности.PLAN

Западнее миратория в южном нефе стояли за литургией высшие должностные лица Империи.

Вид на подкупольное пространство и южный неф.

На галерее второго этажа изначально стояли еще не принявшие крещения «оглашенные». Но с тех пор как крестить византийцев стали в младенчестве, слово утратило смысл и на втором этаже обычно находились женщины.

Галерея второго этажа19_2

Женщины поднимались наверх по пандусу, расположенному в северо-восточном углу храма.

Подъем на галереи второго этажа.Источник: http://dibazolllll.livejournal.com/41582.html

В самом центре проходившей над нартексом западной галереи, прямо напротив алтаря, стоял трон императрицы. Его место помещено квадратом зеленого мрамора на полу.

Туристическая табличка обозначает место, где стоял трон императрицы. 19_3_Empress_loge_Hagia_Sophia_2007_002_wikiИсточник: Википедия

Вокруг толпились прихожанки, многие из которых оставляли на парапетах свои надписи.

Граффити на парапетах галереи второго этажа.19_4

Вообще все мраморные парапеты второго этажа сплошь изрезаны граффити на различных языках. Среди них есть примерно 80 древнерусских.

Древнерусское граффити.19_5_2

Есть и руническая надпись, оставленная викингами, служившими телохранителями византийского императора, в 9 в.

Руническое граффити19_6

В северной галерее сохранилась мозаика с изображением императора Александра, расположенная в глубине тоннельного свода. Он стоит в пурпурном облачении, в какое император одевался только на Пасху. В правой руке императора – акакия (принадлежность парадного императорского облачения - мешочек с прахом, который император носил в руке в напоминание о бренности всего земного), в левой – скипетр.

Мозаика с изображением императора Александра.21

Южная галерея примыкала к Патриаршему дворцу и была зарезервирована за церковными соборами.  Между юго-западным угловым пространством и собственно южной галереей стоит резная мраморная преграда, названная в позднейшее время «Врата Рая и Ада».

Резная мраморная преграда, пересекающая пространство южной галереи.

20

Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Видимо, они разделяли духовные и светские власти.

Врата Ада и Рая

Источник: Википедия

Из галерей второго этажа открывался великолепный вид на мозаики в тимпанах.

Тимпаны - это полукруглые или треугольные поверхности, на которых размещались изображения. На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами. Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш - это и есть тимпаны.PB041798

Сегодня из мозаик в тимпанах  южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. Из мозаик в тимпанах северной стены сохранились только три: Игнатий Младший, Иоанн Златоуст и Игнатий Богоносец.

Вид на южную сторону Святой Софии. Под окнами - шесть тимпанов.PB041810_2

Иоанн ЗлатоустИсточник: Википедия

Игнатий МладшийИсточник: Википедия

Фото изображения Игнатия Богоносца, к сожалению, не смогла найти.

Все эти мозаики исполнены чуть позже, чем Богоматерь в апсиде. Однако их было гораздо больше.

Мозаики тимпана южной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати (они реставрировали Св. Софию), 19 в.

Источник: Википедия

Мозаики тимпана северной стороны (шесть патриархов). Рисунок братьев Фоссати, 19 в. Источник: Википедия

Лик серафима в северо-западном парусе купола был расчищен только в 2009 г. Закрыт он был после превращения Св. Софии в мечеть.

Парус купола с изображением серафима.

22

В южной галерее сохранилась верхняя часть огромной мозаики палеологовского времени с изображением Христа Вседержителя и предстоящих ему в молитве Богоматери и Иоанна Предтечи – так называемый Деисус. Повреждена мозаика была еще крестоносцами. Сколы расположены как раз на уровне человека на коне.

Деисус.Источник: Википедия

Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». Здесь когда-то покоился прах венецианского дожа, бывшего одним из инициаторов похода крестоносцев на Константинополь. Когда в 1261 г. Константинополь отвоевали у латинян его кости выбросили собакам.

Плита с именем Энрико Дандоло.23

С этой плитой не все ясно: во-первых, зачем бы византийцы ее сохранили? Во-вторых, почему надпись выполнена не тем готическим шрифтом, что прочая латинская эпиграфика Города? В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Ответа пока нет. (В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. При всем уважении к Вики, С. Иванову, который не знает, откуда плита, я как-то склонна больше доверять).

В восточной стене южной галереи до сих пор сохранилась дверь, которая вела в переход, по которому императорская процессия могла попасть из Дворца в собор, не появляясь при этом в городе.

Фото, к сожалению, нет. Если вдруг у кого найдется что-то подходящее, чем не жалко поделиться, буду очень признательна!

Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями. Мимо них путь лежал к балюстраде, с которой открывался вид на все внутреннее пространство Св. Софии.

Общий вид двух мозаик.Источник: Википедия

Левая из мозаик изображает Христа в окружении царственной четы. Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Но если с императором все понятно – после очередного замужества императрицы Зои художники скололи с мозаики лицо ее второго мужа Романа Аргира и изобразили третьего – Константина Мономаха, то зачем было заменять лицо самой Зои, а уж тем более Христа, не вполне понятно. Августейшая чета изображена в парадном облачении, которое было очень тяжелым и одевалось лишь по особым случаям.

Христос в окружении царственной четы.

24

Правая мозаика сильно уступает по качеству предыдущей. Она выполнена в 1122 г. и представляет семейство Комнинов: Иоанна II, его жену Ирину и их сына Алексея.

Мозаика с изображением семьи Комнинов.

25 (1)

Царевич Алексей изображен на боковой поверхности.25 (2)

Вот и все, что у меня есть сказать по заявленной теме. Хотела как-то красиво завершить, но не знаю как :) Буду благодарна за любые комментарии и дополнения!

Фото: неотмеченные - Alienordis, все остальные подписаны внизу.Текст подготовлен на основе книги Сергея Иванова "В поисках Константинополя" (М., 2011).

alienordis.livejournal.com

Картинки стамбул святая софия, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения стамбул святая софия

Собор Святой Софии Стамбул — стоковое фотоСобор Святой Софии мечети, Стамбул, Турция — стоковое фотоВечерний вид на собор Святой Софии в Стамбуле, Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии, Стамбул - Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии интерьер — стоковое фотоМечеть Святой Софии в Стамбуле Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии, Стамбул — стоковое фотоИнтерьер собора Святой Софии в Стамбуле Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии в ночное время — стоковое фотоАйя-София — стоковое фотоВид с внутри собора Святой Софии, потолок и стены оформлены — стоковое фотоИнтерьер собора Святой Софии в Стамбуле Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии Стамбул — стоковое фотоМузей Айя-Софии — стоковое фотоСобор Святой Софии в зимний вечер — стоковое фотоСверхширокоугольный панорама Стамбула старого района города в дневное время — стоковое фотоСобор Святой Софии в Стамбуле, Турция — стоковое фотоАйя-София в Стамбуле — стоковое фотоАйя-София — стоковое фотоСофийский собор вид из парка — стоковое фотоСобор Святой Софии интерьер — стоковое фотоСобор Святой Софии в Стамбуле в сумерках — стоковое фотоСобор Святой Софии в ночное время — стоковое фотоСобор Святой Софии-мечеть — стоковое фото

EpicStockMedia

4200 x 2800

Башня Девы — стоковое фотоСобор Святой Софии Стамбул — стоковое фотоСобор Святой Софии Стамбул, Турция — стоковое фото

sakhanphotography

6016 x 4016

Музей Святой Софии (Ayasofya Muzesi) в Стамбуле, Турция — стоковое фотоМозаика Иисуса Христа на собор Святой Софии — стоковое фотоГород Стамбул — стоковое фотоСобор Святой Софии. Стамбул, Турция — стоковое фотоСтамбул, столица Турции — стоковое фотоВнутри собор Святой Софии в Стамбуле — стоковое фотоСобор Святой Софии и городской пейзаж — стоковое фотоГолубая мечеть стамбул — стоковое фотоЗакат над Голубая мечеть (Султанахмет camii), Стамбул, Турция — стоковое фотоИнтерьер собора Святой Софии - Стамбул, Турция — стоковое фото

Leonid_Andronov

3121 x 4802

Собор Святой Софии интерьер в Стамбул, Турция — стоковое фотоДевичья башня в Стамбул, Турция — стоковое фотоСтамбул, столица Турции — стоковое фотоСтамбул панорамный вид с башни Галата. Турция — стоковое фотоПланета Стамбул — стоковое фотоСофийский собор мечети на площади Султанахмет, Стамбул, Турция — стоковое фотоСтамбул панорамный вид с башни Галата. Турция — стоковое фотоСобор Святой Софии интерьер в Стамбул, Турция — стоковое фотоСтамбул, столица Турции — стоковое фотоСобор Святой Софии, Стамбул — стоковое фотоХристианский крест в интерьере собора Святой Софии - величайший памятник — стоковое фотоСобор Святой Софии интерьер в Стамбул, Турция — стоковое фотоИнтерьер Айя-Софии в Стамбуле — стоковое фото

olegbreslavtsev

4896 x 3264

Собор Святой Софии — стоковое фотоАйя-София - Стамбул - индейка — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Мозаики Айя Софии - vita_colorata

В Святой Софии испытываешь удивительные ощущения от близости истории. То нацарапанный автограф крестоносца, то крест на стене.

Её стены хранят следы перестроек  и ремонтов и оттого кажутся еще более древними, сколько людей над ней трудилось, сколько молилось, сколько пряталось за её стенами в годины бедствий.  Эта энергетика места очень действует, кажется – останься здесь на ночь,  и она наполнится призраками в тогах и доспехах и сами стены её возопиют. Для археолога она объект исследования, здесь каждый камень может рассказать о чем-то.

Отдельная история – мозаики Айя Софии. Они появились позже и, к сожалению, были во многих местах сбиты турками, заметно, что на размер вытянутой руки с саблей, но частично заштукатурены, « рука бойца колоть устала. «  То, что было заштукатурено – осталось жить. Мозаики были расчищены в 1935 году, когда Айя София была превращена в музей.

Мозаики в начальный период византийского искусства  были в основном орнаментальными. То, что считается относящимся к периоду Юстиниана.

В первые века христианства на стенах храмов были орнаменты, пейзажи и животные. Верующим нужны были образы своих святых,  но не было еще установившегося канона.

Иисус Христос мог быть изображен в виде доброго пастыря молодым и в латах римского легионера. Зеленый цвет фона символизирует юность и бодрость жизни. Мозаика 6 века в Равенне.

Стадо овечек довольно рано стало символом паствы. Постепенно формировалась  сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь. Павлин – бессмертия. Петух - рассвет, возрождение дня. Конь - двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Грифон - власть над небом и землей. Заяц - возрождение и свет во тьме. Олени , пьющие воду – символ христианских душ, жаждущих приобщения к вере, чаша с водой – символ крещения.  Виноградная лоза – символ крови Христовой, кто-то вспомнит любимый сюжет резьбы иконостасов времен барокко – вьющаяся виноградная лоза. Хлеб – тело Христово. Сложился язык символов, понятный христианину.

 Довольно быстро установилось отдельное отношение к золоту, византийские мозаики в основном делались на золотом фоне. Золото в храме для византийца  – совсем не нынешний синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Мозаики , в отличие от античных, которые делались из гальки, выполнялись из смальты. Смальта , благодаря своей неровности создает на поверхностях зыбкий отсвет, менее ровно ложащийся и от этого таинственный.

Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На мозаиках, сохранившихся в Айя Софии , можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.

В апсиде находится изображение богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью, потому она владычица храма. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует Красоту, Фотий написал о ней:» Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины «. Красота для византийца была синонимом божественности, неслучайно была изгнана одна из императриц, не отличавшаяся красотой. Цвет одежды – темно-синий на золотом фоне – возвышенный, сочетание, связанное позже с имперским духом наполеоновского времени.

По преданию мозаика была выполнена греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев. (умер в 854 году).

Ангел, предстоящий перед Богоматерью.

 На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц , он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии.Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.

Около 878 года были созданы образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев.  Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях , выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства , символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.

Во времена пребывания на  троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму, правда, при этом несколько утратилась цельность и величественность предыдущих периодов.Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII , изображенная юной красавицей ( ей было на самом деле в тот момент 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.

История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предудыщего мужа был сбит и замененен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.

На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи :императора Иоанна Комнина и его жены Ирины , стоящих слева и справа от Богородицы.Императрица была венгерской принцессой Пирошкой ,что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло, родилась в городе Эстергоме в 1088 году, замуж её выдали вопреки её желанию. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины.

Там также находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).

Если сравнить три приведенных изображения Христа в Святой Софии, можно заметить развитие его образа и приближение к канону, который нам хорошо известен.

Мозаика выполнена очень живописно. Золотые "тени" - лучики богоносного света, которые традиционно изображаются на одежде святых.

Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, мозаики Софии Киевской перекликаются с мозаиками Святой Софии Константинопольской. 

vita-colorata.livejournal.com

ФотоТелеграф » Прогулки по Стамбулу. Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (28 фотографий)

См. также: Прогулки по Стамбулу. Знакомство с городом контрастов, Прогулки по Риму

Собор Святой Софии

1. Ая София внутри. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

2. История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

3. Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

4. Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако это все туфта, поскольку к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

5. Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

6. Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость). (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

7. Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли не верна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

8. Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе,он был построен султаном Сулейманом и, конечно, намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительства храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

9. На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

10. Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

11. Потолок в одной из галерей. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

12. Главная часть храма. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

13. Туристы-муравьи копошаться внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах, и я не смог запечатлеть интерьер во всей его красе. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

14. Вообще, напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые, вообще-то, имели своей целью завоевать Иерусалим. Место это в истории очень темное, но да бог с ним. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

15. В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

16. Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

17. Колонна с отпечатком ладони султана. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

18. В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил Константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

19. Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, более ровно и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

20. Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

21. Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

22. Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

23. Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

24. Еще несколько фото Ая Софии. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

25. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

26. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

27. Случайное фото: кораблик на Босфоре. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Собор Святой Софии

28. В следующий раз мы посмотрим на стамбульские мечети. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

fototelegraf.ru

Храм Святой Софии, Фессалоники - ВИЗАНТИЯ В КАРТИНКАХ

Построен между 690 и 730 гг., мозаики конца 8 в. (времен Константина VI и Ирины). Собственно, почитать о нем кое-что можно, напр., тут, а большего я все равно не знаю (можно, конечно, в Жанена заглянуть, но лень :)) Так что просто покажукартинки.

Чтобы подойти к храму, надо спуститься, т.к. он, как и все храмы византийского времени там, стоит в яме из-за культурного слоя. Территория ему отведена довольно большая и огорожена забором.

Фасад не особо впечатляет.А вблизи даже и вовсе смотрится неказисто.Мы, конечно, пришли туда в надежде на приятный просмотр мозаик, но жестоко обманулись, т.к. там было весьма темно - это обстоятельство меня неизменно бесило почти во всех греческих храмах, где мы были: греки явно экономят электричество и расходовать его для каких-то туристов вовсе не собираются. А уж о таких вещах, как подсветка мозаик, и там и вовсе следует забыть.Алтарь поздний, разумеется, и как-то он в этом антураже не смотрится, на мой вкус (но скажем спасибо, что это хотя бы не иконостас от пола до потолка в русском стиле):Нижеследующие фото сделаны с поправкой на темноту и еще слегка обработаны, на самом деле все это было видно куда хуже. Я теперь даже могу сказать, что на фото с большим разрешением можно рассмотреть больше, чем в реале, тем более что я еще и бинокль не брала. Боюсь, мы там даже и не все рассмотрели, что есть византийского.Богоматерь в апсиде над алтарем:Вознесение Господне в куполе:

Такие вот украшения:

Колонны, конечно, аутентичные, а вот насчет росписи не знаю, какого она времени:Главное паникадило там такое огромное, что я бы лично побоялась под ним стоять - такое ощущение, что оно сейчас рухнет тебе на голову. Правда, на фото этого не видно, но поверьте на слово - оно смотрится как какой-то монстр :))Императорское место (кажется, довольно позднее):В общем, как-то так.В общем, впечатление все это производит, скорее, мрачное. Может, было бы там посветлее, смотрелось бы все иначе, но увы!

theofilakt.livejournal.com

Мозаики и фрески Софии Киевской: описание, фото

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Владимира I Святославовича. Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому храм Святой Софии считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

софия киевская

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

фрески софии киевской

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

софия киевская фрески

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную библиотеку Ярослава Мудрого, которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески – это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

софия киевская фото

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

софия киевская фото внутри

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

софия киевская как памятник духовной культуры

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

софия киевская описание

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая Софийская площадь, на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

fb.ru

Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют  византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

pravlife.org