Собор Святой Софии в Стамбуле — знаменитая Айя София. Святая софия в константинополе фото


Храм Святой Софии. Константинополь. Фото. Часть 1.

На днях вернулась  из поездки в Константинополь. Впечатления просто незабываемые. Предлагаю Вашему вниманию часть 1 моего фотоотчета.

Храм Святой Софии в Константинополе в Турции, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам известного русского византиниста Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

DSC03652

История храма началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь — во имя Святой Софии. Император Констанций, сын и наследник Константина, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек.

DSC03651

После этого император Юстиниан I заложил новый собор — беспримерный в истории. В ту эпоху в Константинополе уже существовало около тридцати церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал еще построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире.

DSC03650

Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был, вдобавок, выдающимся изобретателем и Ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.

DSC03645

Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, а Эфеса — колонны из зеленого мрамора. Строительство продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Освящен был собор 26 декабря 538 года.

DSC03612

Когда строительство завершилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в храм чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя». Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!»

DSC03617

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина здания составляет 81м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.

DSC03619

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира.

DSC03623

Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг, подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

DSC03633

В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, однако силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город.

DSC03635

«В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли», — пишет очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина и нашли его под грудой убитых — императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отрубить голову императора и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи.

DSC03637

Существует легенда, что, когда турки ворвались в собор, служивший там священник исчез за таинственной дверью в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта Дверь была впервые за четыреста лет вскрыта — за ней оказалась Крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором...

DSC03638

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II внешние стены храма укрепили грубыми контрфорсами, совершенно изменившими первоначальные пропорции собора. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и лишь в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке к храму была устроена султанская усыпальница — здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

DSC03639

Святая София за свою долгую жизнь пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия собор находился под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. Но великое искусство нельзя убить. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.

DSC03640

Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена, и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. «Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, — писал известный искусствовед Л.Д. Любимов. — Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».

DSC03641

Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного, совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.

Автор фото: slavynka88

slavynka88.livejournal.com

Айя-София. Тайны, легенды и мистика Софийского собора. Мусульманские строения. Часть 5.

Собор Святой Софии. Константинополь - Айя-София. Стамбул.Всего 79 фото

Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Кроме всего прочего никак не избежать того, что величайшая жемчужина христианского мира была под гнетом мусульман около 500 лет. Это не могло не отразиться как на внешнем, внутреннем облике Софийского собора так и появлении османских строений на территории Айя-Софии. Этим материалом я завершаю свой рассказ об Айя-Софии, великолепнейшем и впечатляющем храме, бывшим центром христианского мира почти тысячу лет. Для меня история Софийского собора тем ни менее не закончена. В процессе работы над этими пятью частями возникло множество вопросов, понимание того, что я многого еще не увидел. А казалось бы!?) В общем, история Айя-Софии продолжается, но не только как музея, но и как одного из самых интригующих и мистических мест на земле. Из этого мы и будем исходить. Из этого же и будет складывается содержание этой пятой части моего рассказа об Айя-Софии. Сразу скажу что легенды связанные со строительством и функционированием собора могут показаться невероятными, но на то они и существуют чтобы их рассказывать, удивляться, очаровываться, задавать трепетные вопросы и идти дальше по жизни помня о чудесах, тайнах и говоря себе, что в твоей жизни все точно также - твоя жизнь точно также полна легенд, тайн и загадок. Именно поэтому они так и сильны и поэтому притягивают человеческое воображение.Главный императорский храм Византийской империи - несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое - к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее - к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула.02.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Никогда не устану восхищаться этим уникальнейшим собором, его неповторимым образом. Всем нутром чувствуешь что это не просто храм, а средоточие мощнейшей как говорят энергетики, то есть того, что не выражается человеческими словами, но того что чутко видит чувствует душа. Все это и воплощено в загадки, тайны Айя-Софии, которых просто не могло не быть по определению.

Началось же все с местоположения и строительства императорского собора.03.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Начнем с того, что Айя-София возведена на месте акрополя античного Византия. Что было еще ранее на этом месте точно неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать что находилось здесь в архаические языческие времена нечто значительное, исходя хотя бы из того в каком ключевом месте находится Айя-София. А находится она в месте слияния бухты Золотой Рог и пролива Большой Босфор. И место это было древнейшим морским путем из Средиземного моря через Мраморное в Черное - величайшим историческим торговым путем - из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами...04.Айя-София - вид со стороны Мраморного моря

05.Айя-София. СтамбулАйя-София - вид с Галатской башни Галатского холма залива Золотой Рог

06.СтамбулБольшой Босфор. Залив Золотой Рог справа. Айя-София за кадром - правее.

Об истории Айя-Софии я уже рассказывал. Сосредоточимся теперь на любопытных особенностях строительства Софийского собора. Как мы помним первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.07.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все восемь колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Не исключено что здесь есть элементы архитектуры и отделки еще более ранних христианских храмов. Есть даже легенда, что колонны Айя-Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии. Для устройства фундамента собора был выкопан котлован глубиной до 70 метров. По легендам он был заполнен заполнен золотом и серебром, чтобы в случае, если храм обрушится, его можно было быстро отстроить заново. Таким образом Айя-София есть средоточние бесчисленных и уже беззвестных для нас шедевров мировой архитектуры и искусства. Не забываем и о нематериальных вещах. Айя-София сконцентрировала в себе необъятную духовную энергию языческих храмов и сооружений древнего мира в виде использованных строительных материалов из этих храмов.

Считается, кстати, что эти императорские врата Айя-Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради стоит отметить что они изготовлены в середине XIX века. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII-го. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери с обоих сторон от главной.08.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Именно поэтому когда ты входишь во внутренние пространства Айя-Софии тебя охватывает одновременно с величием и восхищением странное чувство, что ты находишься на перекрестке миров, где эти причудливо смешанные в удивительных сочетаниях разнородные элементы строительных конструкций, их цветовые оттенки, затейлевые фризы, мраморные плиты облицовки огромного количества культовых сооружений древности зажигают неповторимый в своем духовном спектре огонь света Софийского собора. Наверное это и есть одна большая тайна, живое чудо и незабываемое впечатление для человека кто впервые попадает сюда. Замечу что разочарованных не бывает. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Все до одного выходят из Айя-Софии пораженными ее величием и одновременно невольно и навсегда изменившимися.09.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.Это только сейчас я понимаю, что не рассмотрел и десятой части того, чего стоило бы. Но еще не вечер)

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану например приснился сон в котором ангел якобы поведал императору план строительства Айя-Софии. Всего в храме насчитывается 361 дверь. Сто одна из них - большая, покрытая символами. Говорят, что каждый раз, когда их пересчитывают, обнаруживаются новые. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, Айя-София покоится на мощных сваях.10.Айя-София

К достопримечательностям Святой  Софии  относится так называемая Колонна Святого Григория - «плачущая   колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В анонимном древнерусском описании Царьграда утверждается даже, что “у левой стороны близ стены в столпе замурован святый Григорий Богослов”. А вот что говорит Антоний Новгородец: “Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем...”.

11.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.Известный путешественник Эвлия Челеби писал, что во время превращения Айя-Софии в мечеть в строительный раствор возле этой колонны была добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам, после чего столб начал потеть. Согласно другой легенде, в ходе перестройки церкви в мечеть в куполе появился небольшой изгиб. Святой Илья (Хызыр), держась за эту колонну, выровнял дефект, но на столбе осталось отверстие от его пальца и след руки вокруг него.12.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Есть и другая загадка Собора Святой Софии: в правой его части есть ниша, из стены которой раздается легкий шум. По  легенде , когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда османы ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Загадкой храма является также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. Вот какой из этого окна открывается вид со второго этажа Айя-Софии на "Голубую мечеть".13.Археологический музей Айя-София

На втором этаже Айя-Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что тот возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София – крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь – плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в соборе Святой Софии, но сегодня его гробница пуста.14.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

После завоевания Стамбула в 1453 году султан Мехмед Фатих II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».

В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими на в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились. К сожалению и у меня не было времени их разыскать и сфотографировать. Уж в следующий раз)

Подземные пространства Айя-Софии

Интригуют сведения о наличии этих подземных лабиринтов. Айя-София не могла не иметь такого рода загадочных и будоражащих человеческое сознание сооружений. Из разрозненных источников известно, что под Айя-Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных личностей. Испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 году сообщает: «В церкви Святой Софии под землей находилась очень большая цистерна, и была она так велика, что говорили, будто в ней могли уместиться десять кораблей. Обо всех этих и многих других сооружениях этой церкви невозможно ни рассказать, ни написать вкратце». Еще два европейских путешественника уже в османское время спускались в резервуары под Святой Софией: англичанин Джон Ковель в 1676 году видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на 17 футов (около 5 метров), а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 году писал о десяти резервуарах, своды которых держались на сорока колоннах.15.

В 1945 году американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Айя-Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. Лезть под воду тогда никто не решился.

Турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой и его команда исследовали историю и легенды, скрытые под Айя-Софией. Результаты исследований группы были сфотографированы и выставлены в кафе «Пепо» в районе Бейоглу. Над своим проектом Гёксель Гюленсой работал около 15 лет. Исследователи обнаружили туннели, которые выходили из-под Айя-Софии на поверхность. Команда Гюленсоя провели погружения в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 годах. Некоторые из подземных легенд подтвердились, а некоторые оказались неправдой. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках. Подземные склепы - это помещения для захоронений, скрытые под землей. Разница между этими захоронениями состоит в том, что в катакомбах тела располагаются в специальных нишах. До того как мы спустились под Айя-Софию, легендой оставался даже вопрос о том, похоронен ли кто-то под землей. Мы были первыми, кто сделал снимки подземных захоронений.16.

Также одна из легенд утверждала о существовании подземного склепа. Кто-то говорил, что никаких его чертежей нет. Кто-то говорил, что такой склеп существует. Были известны подобные легенды. Мы решили проверить на достоверность легенды, скрытые под Айя-Софией. В процессе исследования возникли и новые вопросы. Потому что всегда, когда ведется исследование, возникают новые вопросы», - отметил руководитель группы исследователей Гюленсой. Был исследован колодец около главного входа. Резервуар, как оказалось, имел 12 метров  в глубину. На полу водолазы увидели два толстых куска дерева, напоминавших черенок от лопаты и ведро, которые рассыпались от первого прикосновения.17.

Затем они спустились в другой колодец, ближе к центру здания. На дне колодца были обнаружены осколки гигантского светильника.18.Гёксель ГюленсойПубликация "Вокруг Света".

На всех посетителей храм Божественной Премудрости производил особое впечатление своей освещенностью. По словам Стефана Новгородца, «кадил множество неисчетно в Святой Софии». Робер де Клари, один из крестоносцев, захвативших город в 1204 году, насчитал в храме 100 светильников. Но ни одного старого экземпляра до нынешнего момента пока не находили. Кроме того, водолазы нашли кусочки витражного стекла семи разных цветов. Наконец, в стенах водолазы увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Им было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.19.

Наконец, последний спуск был осуществлен в сухой каменный коридор высотой 70 сантиметров, который начинался под нартексом Святой Софии и вел в двух противоположных направлениях: один на юго-запад, в сторону Ипподрома, второй на северо-восток, в направлении нынешнего дворца Топкапы. Первый через 50 метров разветвлялся надвое, но вскоре упирался в тупик. Видимо, он был сооружен не для существующего храма, а для его предшественника, сгоревшего в январе 532 года. Другой коридор также раздваивался. Один его рукав, постепенно сужаясь, выводил во двор Топкапы, а второй вел в две обширные камеры площадью 5 м2 с двухметровыми потолками. В каждой из них были обнаружены человеческие кости. Не было обнаружено и тайных ходов, якобы связывавших храм с далеким дворцом Текфур Сарай или даже Принцевыми островами.20.

Еще одной примечательной достопримечательностью является кот Гли. Это хранитель и хозяин Айя-Софии и самый известный в Стамбуле кот. Он попадается чаще всего именно сидящим или гуляющим почему-то у Императорского места (Центра земли).21.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Гли знаменитость, его гладил Обама)22.Кот Гли и Обама

Кот очень необычный, ведет себя действительно как хозяин Айя-Софии. Может это дух Юстиниана воплотился в  нем. Уж очень Гли любит Императорское место.23.Археологический музей Айя-София

Это то самое "Императорское место" облюбованное Гли. Однако по правде говоря императоры здесь никогда не короновались потому как изготовлен этот Омфал не ранее XIV века. Кстати и совсем не ясно где все же стоял императорский трон. Существует мнение, что трон стоял в юго-восточной экседре, справа, у самой стены.24.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.

Маленькие и большие кружки, роящиеся по периметру центрального круга, образуют загадочный, несимметричный рисунок, причем для пущей головоломки цвета некоторых кругов совпадают. Считали, будто это астрологическое пророчество или зашифрованное гностическими символами словосочетание “Христос София”, однако все эти объяснения были впоследствии опровергнуты. И эта загадка до сих пор не разгадана...

Вот с этой мраморной колонной, что находится справа на фото ниже связана удивительная история начала строительства и падения Византии.Юго-восточный столб галереи - это то место, в котором обитал ангел, стороживший Святую Софию. В Константинополе была популярна легенда о том, как во время строительства Святой Софии рабочие однажды пошли обедать, оставив на стройплощадке одного лишь мальчика. Ему-то и явился “светозарный муж”, показавшийся вначале одним из дворцовых евнухов. Он спросил, в чем причина перерыва, а затем велел мальчику идти к рабочим и побудить их работать безустанно. Тот возразил, что его поставили охранять инвентарь и отлучиться он не может, - но пришелец заверил, что сам посторожит, пока мальчик не вернется. Когда тот явился с этим известием к обедавшим строителям, среди них находился и Юстиниан. Тот быстро пересчитав своих евнухов (именно им в Византии чаще всего уподобляли ангелов) и убедившись, что все на месте, император сообразил, что речь идет о неземном существе. Он тотчас отправил мальчика в Рим, причем навсегда - с тем, чтобы ангел вечно охранял новую церковь.25.Айя-София. Столб Ангела.

Все константинопольцы и “гости столицы” точно знали, где именно затаился ангел, тем более что Сказание о Софии не оставляет на этот счет ни малейшей неясности: “С правой стороны столба, от которого арка поднимается к куполу”. Увы, по свидетельству  Нестора-Искандера, христианина, служившего в османском войске, вечером, накануне решающего штурма Константинополя турками, ангел "снялся" со своей 800-летней вахты и в виде огненного столба ушел в небо: “Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо. Онем же зря-щим начеша плакати горько. Свету же оному достигшу до небес, отверзошася двери небесные, и приявше свет паки затворишась. На утрие патриарх  поиде к цесарю и рече: ангел Божий, его же укрепи Бог при Устиниане цесаре, на со-хранение святыя церкви, в сию бо ночь отидоше на небо, и се знаменует, яко хочет Бог предати град наш врагом нашим”.

Османский период

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания.26.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Кстати, совершенным чудом в камне можно вполне считать купол Айя-Софии. Для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию. Купол Айя-Софии доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. Ранее в центре купола находился лик Христа, а сейчас причудливая вязь цитат из корана.27.Айя-София

Теперь рассмотрим что за строения османского периода, что мы видим вокруг Айя-Софии.28.Справа на фото выше - гробница Султана Мурада III.

Она же на фото ниже.29.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

На втором плане гробница султана Селима II, справа - гробница султана Мехмеда III. Доступа к гробницам кстати нет.30.31.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.32.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.Слева от гробницы Султана Мурада III - Muvakkithane (Дом с Часами).

33.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Вот он - слева на фото ниже. Сейчас мы во дворе Айя-Софии на выходе из музея.34.35.

Справа от выхода из музея Айя-София - Начальная школа.36.37.

Правее от нее - Фонтан для омовений.38.39.Археологический музей Айя-София

Остатки патриаршего дворца. Справа - южный выход (вход) из Айя-Софии.40.41.Археологический музей Айя-София42.43.

Место для омовений44.Археологический музей Айя-София

Здесь в скверике находятся солнечные часы османских времен довольно любопытной конструкции .45.Археологический музей Айя-София46.Археологический музей Айя-София

Гробница Мустафы I47.

Слева - Гробница Мустафы I48.

Капители колонн османского периода.49.Археологический музей Айя-София

Гробницы Принцев (левее) и султана Мурада III50.

Сейчас мы вышли на Площадь Султанахмед и обходим Айя-Софию к северо-востоку - в сторону Топкапы.51.52.53.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.54.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Минареты  Айя-Софии  были возведены в разное время.55.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.56.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Визуально "под минаретом" и справа "от красного корпуса" - подпорные сооружения Айя-Софии османского периода.57.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Гробница султана Мехмеда III58.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.

Первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде...59.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.60.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.61.

...северо-восточный минарет в правление Баязида II.62.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.63.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.64.65.

Мы сейчас с восточной стороны Айя-София.66.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.67.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.68.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.69.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.70.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.71.72.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.73.74.

Ворота имарета (убежища для мусульманских странников) у стен Топкапы. Сейчас здесь салон ковров.75.

Два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III.76.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.77.Собор Святой Софии - Айя-София. Стамбул.78.79.

Ну, вот, пока это все истории. Но возможно мы услышим другие и не менее интересные.

Источники:

История, скрытая под Айя-Софией, становится достоянием общественности. МК-Турция. 09 марта 2013.Лабиринты Премудрости. Вокруг Света. Сергей Иванов. 01 августа 2010 года.Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель. Вокруг Света.

© Vladimir d’Ar, 2017

Первая частьВторая частьТретья частьЧетвертая часть

vladimirdar.livejournal.com

описание, история, фото, точный адрес

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов — центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул. 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 40 TRY. Цены на странице указаны на январь 2018 г.

tonkosti.ru

Константинополь: Софийский собор! - Бегущая по волнам

Пришло время отчетов о нашей поездке в Константинополь. Начну с собора Агия София и потому что с него в хронологическом порядке началось наше знакомство с городом, и потому, что это самое яркое впечатление от города за наше трёхдневное путешествие! Более тысячи лет Софийский собор был самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме (последний, кстати, меня менее впечатлил).Собор пережил обращение в мечеть, и вот уже почти сто лет имеет статус музея. Я уже довольно искушённый турист, но когда я попала внутрь этого собора, то у меня пропал дар речи от красоты! И я действительно почувствовала сильную положительную энергетику этого места – как будто собор настолько огромен, что действительно наверху соединяется с небесной канцелярией! Я не очень религиозна, но здесь ощутила веру и Бога очень сильно! Хотелось побыть там подольше, зарядиться спокойствием, светом и позитивом.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0135.jpg

Предистория строительства собора не очень радужная. Многие церкви, которые были построены на этом месте, в итоге или сгорели или были разрушены.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0019.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0028.jpg

Первый собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине. Он сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время очередного восстания.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0026.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0027.jpg

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0133.jpg

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0128.jpg

Возведение собора закончилось к 537 году. Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.

Невиданное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0038.jpg

По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0039.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0040.jpg

На строительство собора ушло три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0065.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0066.jpg

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0033.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0084.jpg

Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0049.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0052.jpg

В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.

С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0054.jpg

Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами Айя София безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0071.jpg

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0075.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0076.jpg

И еще фотографии собора

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0062.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0063.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0064.jpg

Из практической информации – вход в собор платный, очередь большая, но двигается быстро

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0072.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0074.jpg

Из окна видна Голубая мечеть

Мы довольно долго гуляли по собору, впитывая его энергетику! Красота собора поражает! Это надо увидеть и почувствовать! Смотреть надо и под ноги, и по сторонам, и вверх, и даже внутрь себя, чувствуя как тело и душа наполняются чем-то светлым и прекрасным!

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0077.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0078.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0080.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0082.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0085.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0087.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0088.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0092.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0093.jpg

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0094.jpg

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0095.jpg

Фото с нами, что редкость

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0056.jpg

И со мной

 photo 2014-04-18-AgiaSofia-tulips-bazaar-0097.jpg

Рассказы о поездке в Константинополь

Стамбул: сводный отчет о нашей поездкеНаш пасхальный гетевей в Константинополе: планКонстантинополь: Софийский собор!Стамбул: Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет)Стамбул: Гранд БазарСтамбул, парк тюльпанов ГюльханеСтамбул: цистерна БазиликаСтамбул: башня ГалатаСтамбул: Чукурджума и французский кварталСтамбул: Прогулка по БосфоруКонстантинополь - монастырь Хора.Дворец Топкапы.Стамбул:прогулка.

Автор фотографий - Фотограф на Кипре, обработка моя_______________________________________________________________________________________________

Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux

Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.

 photo 2012-08-10_wedding_Evgeniya_Roman-0273.jpg

smarty-yulia.livejournal.com

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии или Айя София, как ее называют в Стамбуле — главная достопримечательность города, которую посещают все туристы, впервые приехавшие в Стамбул. Отправляясь в город на Босфоре, мы обязательно планировали сходить в Софийский собор и то, что мы увидели, впечатлило нас больше всех других мест в Стамбуле. Об этом уникальном месте мы и расскажем в своем фотоотчете.

Содержание статьи

  1. Собор Святой Софии — история создания

Собор Святой Софии — история создания

Информации о создании Софийского собора на просторах интернета очень много, поэтому не видим большого смысла ее снова пересказывать. Остановимся на нескольких, по-нашему мнению ключевых моментов истории храма Святой Софии в Стамбуле. Собор, в том виде, который мы можем видеть в наши дни был построен в 532 году, после того, как были неоднократно сожжены храмы, которые находились до него на этом месте. Поэтому императором Юстинианом было принято решение построить такой величественный храм, который никто не осмелится бы сжечь.

Строительство продолжалось долгих пять лет, был использован лучший строительный материал. Говорят, что на возведение собора Святой Софии в Стамбуле ушло более трех годовых бюджетов Константинополя.

Айя София Стамбул

Собор Святой Софии в Стамбуле

У читателя может возникнуть резонный вопрос, как у православного Византийского храма в Константинополе появились минареты и статус мечети. После падения Константинополя перед Османской империей в 1453 году к храму было пристроено четыре минарета и он был обращен в мечеть. В мусульманских храмах не принято украшать стены изображениями людей и животных, обычно используется керамика и орнаменты, поэтому христианские изображения Айя Софии в спешке замазывали штукатуркой.

Сейчас же, после того, как Собор Святой Софии получил статус музея, это место действительно стало одной из самых популярных достопримечательностей Стамбула, стоит посмотреть на очередь, которая выстраивается из желающих попасть внутрь храма, чтобы увидеть смешение эпох, религий и изящество архитектурной мысли.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Очередь в Айя Софию — приходится стоять больше получаса

Айя София внутри — наша фотопрогулка

По-настоящему же собор Святой Софии впечатляет своими истинными масштабами лишь когда зайдешь внутрь храма. Во время нашего путешествия в Стамбул в Айя Софии проводились реставрационные работы, поэтому часть храма была ограждена строительными лесами, что очень сильно мешало сделать красивые панорамные фото собора.

Ознакомившись с планом софийского собора, мы отправились, следуя за огромным количеством туристов осматривать Айя Софию.

Айя София Стамбул

План Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Под сводами Софийского собора в Стамбуле

Айя София Стамбул

Массивные люстры освещают собор

Высота Софийского собора более 55 метров, но больше всего впечатляет купол. Диаметр купола собора Святой Софии — 31 метр.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Потрясающий купол Софийского собора в Стамбуле

Уникальность собора Святой Софии в сочетании в храме православной и мусульманской религий бок о бок. На четырех медальонах  арабской вязью написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов. А между арабскими медальонами расположилась православная фреска с изображением Богородицы.

Айя София Стамбул

Сочетание мусульманства и православия в соборе Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле

Фреска православной Богородицы в Айя Софии

Айя София Стамбул

Главный символ мусульманства в Айя Софии — медальон с арабской вязью

Собор Святой Софии в Стамбуле

Вид на второй уровень собора с первого этажа

Храм Святой Софии в Стамбуле

Невероятно сочетание религий в одном месте

О том насколько популярно это место среди туристов очень ярко показывает следующее фото. Во время нашего визита в Айя Софию в Стамбуле просто яблоку было негде упасть. Примечательно, что ни один посетитель собора Святой Софии не смотрит вниз.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Посетителей в соборе Святой Софии очень много

Айя София Стамбул

И снова один из медальонов — они привлекают больше всего внимания

Осматривать собор хотелось бесконечно, даже просто находится в этом уникальном историческом месте было уже великим для нас событием, поэтому мы не спешили уходить из Айя Софии, зная, что со второго этажа открывается потрясающе красивый панорамный вид на Софийский собор.

Храм Святой Софии в Стамбуле

Второй этаж Софийского собора в Стамбуле

Софийский собор в Стамбуле

Еще одно напоминание о мусульманстве — плитка на стенах

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Айя София Стамбул

Мощные мраморные колонны придают сооружению легкость

За позолоченным ограждением на первом этаже собора Святой Софии располагается старинная библиотека Махмуда I.

Храм Святой Софии в Стамбуле

Старинная библиотека в Айя Софии

Айя София Стамбул

Золотое ограждение старинной библиотеки

Вдоволь полюбовавшись первым этажом софийского собора, мы по очень узкому коридору поднялись на второй уровень собора Святой Софии.

Храм Святой Софии в Стамбуле

Узкая лестница на второй уровень Айя Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле

Чтобы сделать фото со второго уровня нужно отстоять очередь

Айя София Стамбул

На втором уровне храма Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Панорамный вид со второго этажа Софийского собора

Айя София Стамбул

Со второго этажа знаменитые медальоны кажутся огромными

Возможно если бы в соборе Святой Софии не было второго уровня, на который пускают туристов, она бы настолько не впечатляла посетителей. Ведь именно благодаря выходу на второй этаж, мы можем видеть всю красоту этого величайшего строения.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Знаменитый Софийский собор в Стамбуле — вид внутри

Айя София Стамбул

Минбар, в котором имам читал проповеди

Храм Святой Софии в Стамбуле

Балкон второго этажа Айя Софии

Храм Святой Софии в Стамбуле

Уникальные резные росписи на колоннах собора

На втором этаже расположены знаменитые мраморные ворота, которые в свое время отделяли основную часть собора от приватных императорских комнат.

Храм Святой Софии в Стамбуле

Мраморные ворота в Софийском соборе

Собор Святой Софии в Стамбуле

Очень красивый расписной потолок на втором этаже храма

Айя София Стамбул

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Очень трудно поместить весь храм в объектив фотоаппарата

Софийский собор в Стамбуле

Панорамный вид на Святую Софию

Собор Святой Софии в Стамбуле

Еще одно потрясающее фото Айя Софии в Стамбуле

Айя София Стамбул

Огромные леса в храме не мешают общей картине

Храм Святой Софии в Стамбуле

Айя София — фото внутри храма

Собор Святой Софии в Стамбуле

Медальон с арабской вязью

Мозаики Святой Софии

По указанию первого президента Турции, собор Святой Софии получил статус музея и сразу после этого начали восстанавливать старинные православные фрески, очищая стены от штукатурки.

Православных мозаик сохранилось немного. Одна из них XIII века, на фото ниже, на которой изображены Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель была частично восстановлена. Говорят что, остальные части этой мозаики растянули на сувениры.

Мозаики собора Святой Софии

Мозаика в соборе Святой Софии

Мозаики собора Святой Софии

Так должна была выглядеть мозаика

На следующей мозаике изображена Дева Мария с императором Иоанном II c женой и сыном. В свое время император Иоанн II выделил очень большие средства на строительство храма Святой Софии в Константинополе.

Храм Святой Софии в Стамбуле

Мозаика с изображением Девы Марии и императора Иоанна II

Мозаики собора Святой Софии

Мозаика с изображением Иисуса Христа на престоле с Евангелием

Айя София Стамбул

Под медальонами расположена ложа султана

Храм Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

В Софийском соборе в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Айя София в Стамбуле — медальоны в храме

Собор Святой Софии фото

Вид на Голубую мечеть из окна собора Святой Софии в Стамбуле

Спустившись со второго этажа, мы отправились изучать старинные артефакты, которые выставлены на первом уровне собора Святой Софии. Также там располагается магазин сувениров, где можно приобрести памятные вещи на любой вкус.

Подробнее о том, что привезти из Стамбула, можно прочесть на блоге.

Айя София Стамбул

Старинная чаша для жертвоприношений

Собор Святой Софии в Стамбуле

Ну и как же без главного обитателя Стамбула — кота

Софийский собор в Стамбуле

Уникальная расписная посуда в сувенирном магазине при соборе

Собор Святой Софии фото

Сувенирная лавка в соборе Святой Софии

Храм Святой Софии в Стамбуле

Украшенная драгоценностями расписная посуда

Айя София Стамбул

Коран на всех языках мира

Собор Святой Софии в Стамбуле

В Софийском соборе можно купить православные иконы

Софийский собор в Стамбуле

Тарелки с изображением Святых

Собор Святой Софии фото

Медальон с арабской вязью в качестве сувенира

Айя София Стамбул

Православная мозаика над одним из входов в храм

Когда мы вышли из собора Святой Софии в Стамбуле уже начинало темнеть и мы полюбовались храмом в ночном городском освещении. Что хочется сказать в завершении прогулки, Айя София, действительно уникальное место, со своим ярким колоритом и тысячелетней историей. Если вы нас спросите, стоит ли посетить софийский собор Стамбуле? Мы может ответить однозначно, что стоит. Мы обязательно сходим туда еще раз в следующую нашу поездку в Стамбул.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Айя София в Стамбуле ночью

На карте Стамбула

Стоимость билетов и часы работы

  • C 15 апреля по 30 сентября собор работает с 9:00 до 19:00
  • В зимнее время с 9:00 до 17:00
  • Стоимость билета — 30 турецких лир
  • Стоимость аудиогида — 20 турецких лир
  • http://ayasofyamuzesi.gov.tr — официальный сайт собора Святой Софии

Как добраться до собора

Проще всего добраться до собора Святой Софии на общественном транспорте. На скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет.

С уважением, авторы BlogTravel Виталий и Анна!

blogtravel.by

Собор Св. Софии в Константинополе.

Шикарные фото Собора  и фресок внутри.

Это был самый большой собор в Византийской империи. И один из самых древних, Софию закончили в 537 году. Удивительно, как здание простояло столько времени. Я видел много руин ранневезантийской эпохи, как правило, одни фундаменты - а здесь сооружение, почти нетронутое временем. Понятно, что главный храм империи подновляли, как сами византийцы, так и сменившие их турки. Но все равно, это кажется загадочным.Я думаю, что не стоит как-то детально описывать здесь все этапы строительства св. Софии, это все общеизвестные факты. Поэтому ограничусь своими личными впечатлениями от посещения великого собора.

Осматривать храм Премудрости Божьей стоит во второй половине дня, так как с утра у ее входа часто накапливаются огромные очереди. Сюда автобусами свозят множество туристических групп, и простоять можно час, а то и больше.

Св. София внешне выглядит хоть и тяжеловесно, но весьма величественно. Сразу ощущается, что она ближе к тому, дальнему от нас, римскому времени, чем к более позднему средневековью. Даже пристроенные турками контрфорсы "отдают" чем-то римским.

Контрфорсы главного входа в храм возвели еще 10 веке, впоследствии турки добавили еще свои. Также они пристроили к церкви четыре минарета, которые смотрятся здесь очень неуместно.

Северо-западный угол св.Софии. Здесь видны руины Патриаршей школы.

Своды в "Вестибюле воинов". Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.

Мозаика над входом изображает Богоматерь с Младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий этот собор.

Экзонартекс - внешняя галерея Св.Софии. Здесь стоит мраморный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина.

Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.

Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.

Нартекс - внутренняя галерея Софийского собора.

Двери в главный неф храма.

Признаюсь, что когда я стоял под куполом Св. Софии и смотрел вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может рухнуть на голову в любой момент, ведь это очень, очень древняя конструкция. Было немного жутковато. Совершенно непонятно, каким образом эта огромная тарелка держится наверху.

Интересно, что подобного страха у меня никогда не было в османских мечетях, хотя они все строились по примеру Св.Софии и с явным желанием ее перещеголять.В определенном смысле геометрия больших турецких мечетей, типа Сулеймание и прочих, совершеннее византийского храма. Они какие-то более "правильные", симметрично-выверенные в отличии от Софии. Она смотрится более тяжеловесно  и порой иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого эффекта "парящего" купола, который и достигается этой иррациональностью, когда плоская гигантская каменная тарелка держится не пойми какой силой на высоте более 50 метров... 

И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, которые высились здесь до самого купола, наверно целое десятилетие.

Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св.Софии.

Султанская ложа.

Фрагмент пола. Наверно этот круг на полу предназначался для императора.

Алтарная апсида Св.Софии.

Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей.

Деревянные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, появились во время реконструкции собора 1847 -1849 гг., под руководством швейцарцев - братьев Фоссати.

Внешняя галерея собора.

Коридор, ведущий на галерею второго этажа.

Галерея второго этажа.

Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей здесь сотни.

"Матфей - поп галичский", был здесь)

Мозаики галереи второго этажа.Лучшее мозаичное произведение в соборе - Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель).

Чтобы лучше разглядеть структуру мозаик, я выложил две из них в большом размере, они увеличиваются после клика.

Христос, император Константин IX Мономах и его жена Зоя.

Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов - Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).

Ниже, могила венецианского дожа - Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Фактически, именно этот человек уничтожил Византию, он был инициатором и вдохновителем четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь.Могила была воссоздана в 19 веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было уничтожено османами еще в 15 веке. По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя собакам...

Вид на Св. Софию с другой стороны залива Золотой Рог.

Предыдущие посты, посвященные фортификации Константинополя:Последний оплот Константинополя.Морские стены Константинополя.Крепостные стены Константинополя

Посты, посвященные Стамбулу:Музей Древнего Востока в Стамбуле.Археологический музей Стамбула. Византия.Достопримечательности района Лалели в Стамбуле.Путешествие в Константинополь.

Другие посты о Турции:Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.Сельджукские "дворцы" торговых караванов.Аланья. Замок на реке Алара.

mu-pankratov.livejournal.com

Турция, в Стамбуле ((Константинополе), где находится храм айя София?

Собор Айя-София: жемчужина СтамбулаСобор Айя-София: жемчужина Стамбула

Это историческое сооружение является свидетелем многих событий в древнейшем Константинополе (нынешнем Стамбуле) и имеет многовековую историю, насыщенную событиями: войнами, пожарами, землетрясениями, разрушениями.

Достопримечательность указывается почти во всех туристических буклетах, так что можно представить какой популярностью это место пользуется у туристов.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Историческая справка

Историческая справка

Историческая справкаСобор Софии Константинопольской открылся для прихожан в 537 году, спустя почти 6 лет с момента, когда был заложен первый камень при закладке святыни. Какие знания потребовались строителям собора святой Софии? При строительстве были использованы фрагменты других разрушенных храмов, колонны из храма Артемиды, золото, серебро и драгоценные камни.

Даже иностранные послы, приезжавшие в Константинополь, замирали от восхищения перед храмом святой Софии Константинопольской. Собор этот впоследствии не единожды горел, но каждый правящий император того времени повелевали отстраивать святыню заново.

После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. В начале 20 века турецким правительством было принято решение превратить Айя-Софию в музей.

Описание

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

Клиники в АнталииКлиники в АнталииКлиники в Анталии дают возможность получить высококвалифицированную помощь и консультацию в интересующем вас вопросе.

Аспендос исторический город, от которого остались лишь незаметные крупицы. Более детальную информацию ищите на этом сайте.

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.

Из-за цвета мрамора первые два этажа собора святой Софии в Константинополе кажутся темно-серыми, почти черными. А ближе к куполу, особенно верхние ярусы, отливают золотом – из-за тепло-золотого цвета фресок и росписей на куполе.

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Описание

ОписаниеОсобенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери, которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон, относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

  • если встать прямо под центром купола, то справа от алтаря можно разглядеть отметку, выложенную цветным камнем. Это так называемый «омфалион», «центр мироздания» — именно здесь торжественно короновались многие императоры Византии;
  • ОписаниеОписаниев соборе есть «холодное окно» — возле него всегда веет прохладой и возникает небольшой сквозняк. Примечательно, что такое явление наблюдается даже в самую жаркую и безветренную погоду;
  • место, особо любимое туристами – «плачущая колонна». Поверхность ее действительно влажная на ощупь. Ранее на этой колонне, обитой листами меди, находилась икона святого Григория Чудотворца, которая обладала исцеляющими свойствами.Сотни и тысячи паломников устремлялись сюда в надежде избавиться от недугов и обрести здоровье. После превращения собора в мечеть икону сняли, а под ней обнаружилось небольшое отверстие. Теперь уже колонна стала мусульманской святыней.В это отверстие нужно было вставить палец и повернуть его по часовой стрелке, сделав круг по медной поверхности колонны, загадывая при этом желание. Если потом палец оказывается влажным – желание исполнится. За годы посещений это место до того отполировано руками туристов, что превратилось в золотой круг.

Галерея

На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.Галерея

ГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалереяГалерея

Галерея

ГалереяГалереяГалерея

Где находится и время работы

Где находится собор святой Софии? Адрес: Istanbul, Cankurtaran Mh., Soğuk Çeşme Sk 14-36. Официальный сайт музея: //ayasofyamuzesi.gov.tr. Телефон: +90 (212) 528-45-00.

Время работы:

  • в зимний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 17 часов;
  • в летний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 19 часов;

Билетные кассы закрываются за 1 час раньше, чем сама достопримечательность.

Стоимость билетов: 10 евро. Здесь действует «музейная карта», по которой можно пройти внутрь Айя-Софии без очереди. Дети до 12 лет включительно могут пройти внутрь собора бесплатно.

Добраться до достопримечательности можно на городском транспорте: сюда ходят автобусы (например, маршрут Т4) или скоростные трамваи TR1. Нужная остановка – «Султанахмет».

От аэропорта Ататюрка можно доехать на метро Havalimani – Aksaray (красная ветка) до станции Zeytinburnu, а на этой станции пересесть на ветку скоростного трамвая TR 1, который идет прямо до площади Султанахмет (остановка так и называется), где и расположена достопримечательность. Из района Сисли можно доехать на метро до станции Taksim, а оттуда пересесть на скоростной трамвай.

Важно знать

  1. Важно знатьВажно знатьМеры безопасности при входе в достопримечательность впечатляющие: суровые охранники с металлодетектором и металлическая рамка, как в аэропорту. Музей не раз подвергался попыткам кражи ценных предметов, поэтому нужно отнестись с пониманием к принимаемым мерам безопасности.
  2. Во время священного мусульманского месяца Рамадан музей Айя-София закрыт для посещений.
  3. Вплоть до 13 века именно в соборе Софии в Стамбуле хранилась Туринская плащаница – полотно, в которое заворачивали тело Иисуса Христа после его распятия. Сейчас христианская реликвия хранится в Турине.
  4. Кстати, собор Софии в Константинополе открыл еще не все свои тайны – в 2010 году во время исследований подземной части мечети турецким кинодокументалистом были обнаружены потайные ходы и тоннели, которые соединяют Айя-Софию с другой достопримечательностью – дворцом Топкапы. Также были найдены старинные золотые украшения, человеческие останки и две заколоченные двери. Исследования останавливает только высокий уровень подземных вод, который никак не удается снизить.

Не лишне будет заранее ознакомиться с правилами поведения в этой мусульманской стране и правилами въезда в Турцию для россиян.

Пещера КараинПещера КараинПещера Караин еще одно место в Турции, где туристы могут увидеть красоты турецкой природы.

Торговый центр Migros — рай на Земле для заядлого шоппоголика. Сомневаетесь? Тогда жмите сюда //turk-in.ru/antaliya/shopping/migros.html.

Стамбул очень богат на всевозможные храмы, церкви, дворцы, мечети, которые достойны вашего внимания.

Сегодня ведутся споры турецких общественных деятелей и политиков о том, что нужно лишить Айя-Софию статуса музея и восстановить «историческую справедливость», то есть, вернуть собору Святой Софии в Турции статус действующего религиозного учреждения – мечети. Находятся как сторонники, так и противники этой идеи. А на сегодняшний день достопримечательность остается самой посещаемой в Стамбуле и приносит немалый доход в казну города.

Важная информация для тех, кто любит шоппинг: торговые центры (заходите сюда), магазины, рынки. Посетите великолепные парки Стамбула.

turk-in.ru