Путешествие в Тунис: От блаженного Августина до Боба Марли. Святые места туниса


Тунис — Азбука паломника

Туни́с (араб. تونس‎‎), официальное название — Туни́сская Респу́блика (араб. الجمهورية التونسية‎‎, аль-Джумхуриййа ат-Тунисиййа) — государство в Северной Африке. Население, по итогам переписи 2010 года, составляет более 10 миллионов человек, территория — 163 610 км².

Крупнейшие города

Православие в Тунисе

Карфагенская митрополия

Карфаге́нская митропо́лия (греч. Ιερά Μητρόπολη Καρθαγένης) — епархия Александрийской Православной Церкви с кафедрой в городе Тунис. Юрисдикция митрополии распространяется на территорию четырёх государств Северо-Западной Африки: Туниса, Алжира, Марокко и Мавритании. Кафедральный собор — Георгиевский в Тунисе.

Является преемницей древней Карфагенской Церкви.

Христианство распространилось в Северо-Западной Африке ещё в апостольские времена — первым епископом Карфагенским стал святой апостол от семидесяти Епенет. Кафедра Карфагена, как столицы провинции и второго по величине (после Рима) города в западной части империи, с самого начала имела преимущество чести в Церкви. Уже во II веке Карфаген становится одним из важнейших христианских центров. Епископ Карфагена носил титул «епископа Африки, Нумидии, Триполитании и Мавретании». К 180 году в его области уже было 70 епископских кафедр. Карфагенская Церковь в конце II века становится средоточием одной из двух основных школ богословия первых столетий (вторая — Александрийская). Выдающимися богословами Карфагенской Церкви стали священномученик Киприан Карфагенский и блаженный Августин Гиппонский. С III по V век Карфаген был местом череды важных церковных соборов. Некоторое время епископ Карфагена носил почётный титул патриарха Карфагена.

Халкидонский собор в 451 году окончательно определил округа пяти первенствующих епископов, закрепив за ними титул патриархов. Карфагенская Церковь вошла в патриарший округ Римской Церкви, но сохранила самоуправление в качестве автокефальной митрополии. Уже в VI веке Римская империя распалась, в связи с чем пришёл в упадок и Карфаген. В 698 году его захватили арабы, остатки зданий пошли на строительство города Тунис.

Вместе с разделением церквей Карфагенская кафедра отошла к Римско-католической церкви.

Православная митрополия Карфагена была возрождена лишь в XX веке, в составе Александрийской Православной Церкви. Патриарх Александрийский Мелетий II, предпринявший активную миссионерскую деятельность по распространению Православия в Африке, в ходе своих путешествий учредил ряд новых кафедр, одной из которых стала Карфагенская. Она была восстановлена патриаршим и синодальным указом в 1931 году.

В 1959 году Триполийская митрополия была присоединена к Карфагенской, но 27 октября 2004 года вновь выделена как самостоятельная кафедра в пределах Ливии и северо-западной части Египта.

В связи с событиями «арабской весны» произошёл отток христиан с территории Карфагенской митрополии.

Святые

  • св. свщмч. Киприан Карфагенский
  • св. свт. Августин Блаженный

Святыни

  • Христианские катакомбы в городе Сус

Православные храмы

Видео

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.

Страницы в категории «Тунис»

Показаны 2 страницы из 2, находящихся в данной категории.

azbyka.ru

Достопримечательности Туниса: 12 лучших мест

На южном берегу теплого Средиземного моря уютно расположилась удивительная страна, которая завораживает своим величием и богатой историей. Речь идет о Тунисе – жемчужине Африканского континента, которая привлекает к себе каждый год миллионы туристов со всего мира. Это государство славится не только теплым морем, восхитительными пляжами и неповторимым восточным колоритом, но и уникальными архитектурными и природными объектами. Достопримечательности Туниса не оставят равнодушным ни одного путешественника – настолько они величественны и грандиозны.

1. Амфитеатр в Эль-Джеме

Амфитеатр в Эль-Джеме – одна из самых известных достопримечательностей Туниса. Был возведен в III веке по образцу римского Колизея. Историки предполагают, что первые камни в основание этого грандиозного сооружения были положены в 230 г. Строительство продолжалось на протяжении восьми лет, однако, так и не было завершено. Вплоть до VII столетия здание так и стояло невостребованным и едва не исчезло с лица Земли – местные жители стали разбирать его и использовать камни для своих нужд.

Амфитеатр в Эль-Джеме строился специально для боев гладиаторов и гонок на колесницах. Именно поэтому под этим сооружением античными архитекторами был задуман настоящий подземный город со специальными помещениями для животных, рабов и гладиаторов. Посмотреть на их кровавые сражения могли одновременно около 30 тысяч зрителей, которые размещались на ступенях амфитеатра. В этом сооружении проходили съемки знаменитого фильма «Гладиатор».

2. Руины Карфагена

Развалины одного из самых величественных городов древнего мира, основанного в IX веке до н. э., находятся в пригороде Туниса. На протяжении нескольких столетий этот город-государство воевал с римлянами, и во II веке до н. э. был полностью ими уничтожен. На его месте был возведен новый город, который впоследствии стал самым влиятельным во всем Средиземноморье. Именно его руины туристы и видят сейчас.

Археологам удалось частично восстановить лишь немногие сооружения того времени. В числе таковых – римский амфитеатр на 5 тысяч зрителей, в котором проводились морские бои. Среди руин Карфагена есть остатки жилых кварталов, святилищ, римских терм, а также самого длинного в античное время водопровода. В наше время экскурсии к этой достопримечательности Туниса пользуются большой популярностью у туристов.

3. Крепость Гази Мустафы

Достопримечательности Туниса

Крепость Гази Мустафы считается самой монументальной достопримечательностью острова Джерба. Сооружение было воздвигнуто арабами в IX веке для защиты от постоянных нападений кровожадных пиратов. Крепость поражает своей неприступностью – по всему периметру она окружена глубоким рвом, а ее каменные стены имеют ширину 4 метра.

За всю свою историю это здание неоднократно разрушалось и модернизировалось. Дополнительный этаж и угловые боевые башни она приобрела только в XVI столетии. В это же время крепость получила и свое название, которое было ей дано по имени турецкого военачальника. В пределах стен крепости на протяжении трех веков возвышалась пирамида из черепов испанцев, которые пытались отвоевать это сооружение в течение трех месяцев. Имеет крепость и второе название – Бордж эль-Кебир.

4. Медина города Тунис

Историческим и духовным сердцем Туниса считается Медина, то есть старый центр города. Первые постройки были возведены здесь еще в XII-XV столетиях. По всему периметру Медина была окружена крепостной стеной, от которой сейчас ничего не осталось. Напоминают об этом грандиозном строении только каменные ворота и часть укреплений.

В настоящее время Медина Туниса привлекает туристов своим лабиринтом запутанных узких улочек со зданиями разных эпох и стилей, старинным рынком со множеством магазинов и сувенирных лавок, а также Великой мечетью (мечеть Джами эз-Зейтуна), являющейся духовным центром всей страны. Особенностью этой достопримечательности является ее овальная форма, в то время как классической считается прямоугольная. Изменение формы произошло в результате ее многократных расширений за последнее тысячелетие.

5. Синагога Ла-Гриба

Ла-Гриба считается древнейшей синагогой не только Африки, но и мира. Расположена она на территории тунисского острова Джерба в одной из бывших иудейских деревень. Историки предполагают, что она была воздвигнута в VI в. до н. э. Его основателями стали изгнанные евреи, которые устремились искать себе пристанище после вторжения в Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора и разрушения им Храма царя Соломона.

От древней синагоги до наших дней дошла только небольшая часть фундамента. Современное здание, которое видят туристы, было построено в XIX столетии на месте постройки XVI века. Название синагоги – Ла-Гриба – в переводе с арабского на русский язык означает «удивительная». И эта достопримечательность, на самом деле, удивляет – не только богатым внутренним убранством, но и настоящей сокровищницей ценнейшей религиозной литературы. В числе священных свитков находится древнейший в мире экземпляр Торы.

6. Форт Хаммамет

Достопримечательности Туниса: форт

В список самых популярных туристических направлений в Тунисе входит форт Хаммамет. История форта, который возвышается в центре Медины города Хаммамет, берет свое начало в конце X столетия. Эта крепость, как и другие на этом побережье, была возведена специально для защиты последователей мусульманства от воинствующих христиан и язычников с пустыни и моря. Впоследствии сооружение несколько раз модернизировали, в результате чего появилась возможность размещать на нем стрелков и огнестрельные орудия. В XX веке его снова реставрировали и превратили в музей.

Крепость имеет форму деформированного квадрата со стенами высотой 13 метров. В настоящее время на ее территории можно увидеть старинный турецкие пушки, крепостную стену, музей истории форта и сувенирный магазин. В центре форта находится усыпальница монаха-воина Сиди Бу-Али, который жил в нем XV веке.

7. Крепость Рибат

Старинная крепость Рибат относится к числу самых ярких достопримечательностей тунисского города Монастира. Сооружение возводилось в VIII столетии для защиты от нападений врагов, и поначалу было небольшого размера. Но со временем оно преобразовалось в масштабный оборонительный комплекс, первый по величине из возведенных в Северной Африке в Средние века. Защитниками крепости были преданные монахи-мусульмане, которые были обучены основам военного дела и тактике ведения боя.

Крепость занимает территорию более 4 тысяч квадратных метров. Из-за многочисленных перестроек в стенах здания появилось множество проходов и переходов, вследствие чего Рибат стала похожа на лабиринт. Постройка прекрасно сохранилась, и поэтому в ней часто проходят съемки фильмов. Одними из наиболее популярных блокбастеров, снятых в Рибате, являются «Индиана Джонс» С. Спилберга и «Иисус из Назарета» В. Дзеффирелли.

8. Пустыня Сахара в Тунисе

Лучшие достопримечательности Туниса

Пустыня Сахара – это одно из самых интересных мест в Тунисе для туристов. Сахара является самой крупной жаркой пустыней на планете. Она занимает более 8,6 млн квадратных километров, что составляет около трети площади всей Африки. Многие ошибочно полагают, что пустыня – это сплошные пески, безлюдные просторы и бесконечные золотые равнины с барханами и котлованами. Однако пески занимают только 25% территории Сахары, вся остальная площадь – это горы вулканического происхождения и каменистые породы.

Пустыня имеет немало достопримечательностей, в числе которых руины форпоста Римской Империи – форта Тисавар, высочайшая дюна восточного Эрга Землет-эль-Борма, монолитная священная гора Тембаин, и, конечно, самые живописные места Сахары – оазисы, окруженные пальмовыми рощами.

9. Национальный музей Бардо

Этот музей, расположившийся в пригороде Ле Бардо тунисской столицы, по праву считают достопримечательностью всей Северной Африки. Он является обладателем ценнейших фондов – большого количества уникальных артефактов, а также самой крупной в мире коллекции римских мозаик, датированных разными эпохами.

Национальный музей Бардо расположился в загородном дворце XIII столетия, возведенном для правящей в то время династии Хафсидов. Впервые он распахнул свои двери для посетителей в 1888 году. Благодаря представленным в нем экспонатам, можно познакомиться с историей Туниса и легендарного Карфагена, увидеть предметы быта, ювелирные изделия, керамику древних римлян, а также рассмотреть мраморные статуи их богов. Но главным богатством в этом музее являются мозаики – в нем представлены как первые образцы этого искусства, простые по технике исполнения и скромные по масштабам, так и так и монументальные, богатые композиции римлян нашей эры. Это обязательное место для посещения в Тунисе!

10. Мечеть Семи Спящих

Что посмотреть в Тунисе?

В небольшой горной берберской деревушке, которая носит название Шенини, расположилась Мечеть Семи Спящих. На ее территории находятся пятиметровые гробницы, в которых, согласно преданию, покоятся великаны. По легенде, этот храм основали берберы в память о семи христианах, живших во времена Римской Империи. Спасаясь от преследования римских легионеров, они укрылись в пещере, где и погрузились в беспробудный сон на четыре столетия. При этом их тела продолжали расти, и когда они проснулись, то предстали перед местными жителями самыми настоящими гигантами. После смерти их тела были погребены в соответствии с мусульманскими обрядами, так как в то время в стране уже вовсю процветал ислам.

11. Медина Сусса

Главные достопримечательности Туниса

Медина города Сусс была построена в Средние века, примерно в IX-XI столетиях. Этот архитектурный комплекс является одним из превосходных образцов арабской архитектуры, дошедшей до наших дней в своем первозданном облике. Извилистые узкие улочки Медины окружены кольцом стен, сделанных из каменных блоков, которые остались от разрушенных древнеримских построек.

Медину Сусса украшают живописные старинные здания. Именно здесь расположены главные достопримечательности города – молельные дома, среди которых Большая мечеть, Бу Фтата, Сиди-Али аль-Аммар и другие, крепость Касба, археологический музей, крепость-монастырь Рибат, а также торговый квартал с изделиями местных ремесленников и сувенирами.

12. Оазис Шебика

Достопримечательности Туниса это не только архитектурные памятники. Убедиться в этом можно, посетив у подножия горы Джебель-эль-Негуб поистине райское место – оазис Шебика, который считают одним из самых красивых оазисов на всей планете. Ежегодно десятки тысяч туристов со всего мира приезжают, чтобы увидеть этот природный феномен – небесно-голубое озеро с пышной зеленой растительностью, со всех сторон окруженное обжигающими песками пустыни и бесплодными скалами.

В древности на территории Шебики находился римский форпост, позднее в этих местах были построены убежища для берберов. Однако их деревня была практически полностью уничтожена селевыми потоками, и поэтому жителям пришлось покинуть эти края. Сейчас Шебика является излюбленным местом туристов и кинорежиссеров. Этот горный оазис стал естественной декорацией для фильма Э. Мингеллы «Английский пациент», который был снят в 1996 году.

Оцените статью, поделившись с друзьями, пожалуйста:

www.topkurortov.com

25 лучших достопримечательностей Туниса 2018 (Рейтинг)

Загадочная страна тёплого солнца, пустынного зноя и прохлады оазисов, финиковых пальм и пряного жасмина — это волшебный Тунис. Для многих отдыхающих это страна чистейших песчаных пляжей, безмятежный отдых в атмосфере тепла и покоя, но безусловно, есть что посмотреть в Тунисе и за пределами пляжа, отправившись в путешествие по интересным местам — таким как священные храмы, величественный Карфаген, Колизей, знойная Сахара и другие памятные достопримечательности Туниса. Страна отличается высоким уровнем сервиса: отели в Тунисе соответствуют высоким международным стандартам, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы, а гиды в Тунисе организуют познавательные экскурсии в Тунисе, насыщенные яркими впечатлениями.

Что посмотреть в Тунисе в первую очередь

Обзор главных достопримечательностей с кратким описанием станет вашим мини-помощником в планировании предстоящей поездки. Изучив данный рейтинг, каждый желающий найдёт что посмотреть в Тунисе за 1 день и за любой другой промежуток времени, куда сходить в Тунисе, в зависимости от возможностей и предпочтений.

1. Древний город Карфаген

Руины древнего города Карфаген

Сегодня Карфаген — самый известный пригород Туниса, и оказавшись там, вам действительно будет что посмотреть в Тунисе: руины древнего города по наши дни стоят на берегу Тунисского залива, впечатляя своим величием и богатейшей историей. До наших дней, к сожалению, учёным-историкам так и не удалось найти достаточно информации о происхождении Карфагена, но на окрестных территориях продолжаются масштабные раскопки. Так, в процессе раскопок под эгидой ЮНЕСКО уже обнаружены руины нескольких античных городов, некогда существовавших на этой красивой приморской земле.

2. Амфитеатр в Эль-Джеме

Хорошо сохранившейся Колизей в Эль-Джеме

Амфитеатр нередко сравнивают с римским Колизеем — возраст этого грандиозного сооружения уже насчитывает 2 тысячи лет, и хотя сегодня его арена располагается уже значительно ниже уровня современных улиц Эль-Джема, стены его по-прежнему возвышаются над современными сооружениями города и обозримы издалека. Внутри амфитеатра можно совершить рейд по многочисленным подземным ходам, или поднявшись на зрительные ряды, вообразить, какие зрелища разворачивались на глазах у публики.

3. Город Сиди-Бу-Саид

Бело-голубой город Сиди-бу-Саид на фоне Карфагенского залива

Прекрасный Сиди-бу-Саид – красивейшая достопримечательность Туниса, городок в бело-голубых тонах, стоящий на скале, у подножья которой расстилается Средиземное море, вдали виднеются Атласовы горы и древний Карфаген. Городок необычен тем, что все его сооружения окрашены белый цвет, а окна, ограждения и решётки — в небесно-голубые тона. Согласно рассказам гидов, когда-то в этом тихом живописном местечке купил дом один знатный французский барон, именно он и предложил жителям покрасить их жилища в бело-голубые цвета, чтобы те меньше накалялись под лучами яркого африканского солнца

4. Национальный музей Бардо

Зал с экспонатами в национальном музее Бардо Bernard Gagnon

Тунисский музей Бардо — главный музей древности, куда более сотни лет завозятся уникальные ценные находки, добытые в процессе археологических раскопок по всей стране. Экспозиция музея представляет собой богатейшее собрание римских мозаик и других артефактов, отражающих историю цивилизаций в Тунисе, насчитывающую более 3 тысяч лет. Сейчас там представлено более 3 сотен мозаик, обширная коллекция мраморных статуй, старинная керамика, надгробия жрецов, терракотовые статуи и многое другое.

5. Древний город Дугга

Знаменитый храм — Капитолий в древнем римском городе Дугга

Дугга — это одно из первых мест, что посмотреть в Тунисе стоит среди древних руинированных городов. Когда-то Дугга был крупным процветающим городом с численностью более 25 тысяч человек, а сегодня это один из отлично сохранившихся археологических памятников Северной Африки. До нашего времени сохранили первозданное состояние множество римских храмов, фонтанов, водных резервуаров, а также театры, рынки, акведук, некрополи и мавзолеи, и даже кое-где на мощёных улицах сохранились следы от колесниц.

Официальный сайт: http://whc.unesco.org/en/

6. Древний город Керкуан

Фундамент некрополя на скалистом холме в Керкуане

На северо-востоке Туниса, на полуострове Кап-Бон располагается одна из важнейших достопримечательностей Туниса — руины древнего города Керкуан. С 1952 года в этих местах не прекращаются раскопки. Пунический город, основанный в период между 6 и 3 веками до н.э., был разрушен римлянами в 146 году до н.э. Всё, что от него осталось, надёжно сохранилось под толстым слоем песков и дошло до наших дней, дав возможность нашим современникам своими глазами увидеть древнейшие сооружения. Сам город был защищён от внешних нападений двойной стеной, а внутри была отлично организованная система дренажа со множеством водных канавок.

7. Пустыня Сахара в Тунисе

Бескрайние песчаные просторы пустыни Сахара в Тунисе

Сахара — одно из самых загадочных и одновременно самых привлекательных мест Туниса. Огромная территория Сахары пустынна, но существуют народности, населяющие эти края в местах оазисов. Растительность и фауна в пустыне крайне скудная, но есть нечто другое в Сахаре, что манит в эти края. Это своеобразная красота и очарование, которыми наделены песчаные равнины, барханы, соляные озёра, редкие оазисы и необыкновенные местные закаты. Экскурсии по Сахаре, включая прогулки на верблюдах или поездки на джипах, проводятся чаще всего ранним утром.

8. Пещерный город Матмата

Жилища троглодитов в пещерном городе Матмата

Более полутора тысячелетий в рукотворных меловых пещерах, вырытых в склонах местных гор, живут племена берберов. Эти необычные 1-2-этажные жилища представляют большой интерес для посетителей, но такой способ жизни в пустыне не прихоть, а единственный способ уберечься от палящего зноя африканского солнца и от небывалых перепадов температур в течение суток. Так, при жаре в 40-50 градусов внутри пещер сохраняется комфортная температура 20-23 градуса.

9. Деревня Геллала

Керамические изделия ремесленников острова Джерба Citizen59

На тунисском острове Джерба находится ещё одна интересная достопримечательность Туниса — деревня Геллала, известная также как деревня гончаров. Само название говорит за себя — эта местность с незапамятных времён славится гончарным ремеслом, изделиями из глины и керамики. Именно здесь можно увидеть, как появляются на свет красивые глиняные кувшины, большие блюда и маленькие очаровательные сосуды для специй. Всего в селе работает около 450 гончарных мастерских, имеющих свои секреты изготовления прочной и качественной керамической посуды.

10. Медина города Тунис

Морские ворота — главный вход в медину города Тунис Dennis Jarvis

В общем понимании медина представляет собой город, обнесённый защитной крепостной стеной. Медина Туниса отлична тем, что стену здесь около 200 лет назад снесли за ненадобностью, остались одни лишь ворота. Другие отличительные особенности медины Туниса — округлая форма, а не прямоугольная, как в классическом представлении, а также смешение стилей — испанского, арабского, турецком и персидского, связанное с возведением разных кварталов в разные времена. Туристам также этот район интересен обилием традиционных восточных базаров.

11. Собор Святого Викентия де Поля

Песочно-бежевый фасад кафедрального собора Святого Викентия де Поля

Католический храм в классическом стиле возведён в честь известного священника Викентия де Поля, который был выкуплен из арабского рабства. Величественное здание, расположенное на площади Независимости в городе Тунис, восхищает своей внешней отделкой и богатым интерьером. Размеры храма удивляют не меньше — около 80 метров в длину и почти 30 — в высоту. Над оформлением святыни работал ряд художников и скульпторов. Особой гордостью храма является органный зал, размещающий два мощных инструмента, заказанных в своё время у великого органостроителя Аристида Кавайе-Коля.

12. Мавзолей Хабиба Бургибы

Усыпальница первого президента независимого Туниса

Это важная достопримечательность Туниса в городе Монастир, весьма живописное здание, внешне имитирующее мечеть, отделанное белым мрамором и каменной резьбой. Здесь покоится тело тунисского политического деятеля, известного строителя независимости Хабиба Бургибы. Не только внешняя отделка, но и внутренний интерьер мавзолея заслуживает внимания: например, в экспозиции музея, размещённого здесь, хранятся некоторые личные вещи президента — письменный стол, стул и одежда. А саркофаг, хранящий тело покойного, установлен в особой комнате на постаменте.

13. Синагога Эль-Гриба

Внутренний двор, помещения для паломников в синагоге Эль-Гриба

Что посмотреть в Тунисе на острове Джерба? Тунисский остров славен своей известной достопримечательностью — синагогой Эль-Гриба в поселении Эр-Рияд. Существует великое множество версий основания святыни: согласно одной из них, священники, сбежавшие из Иерусалима из рабства, вывезли камень из Храма Соломона и заложили его в фундамент будущей синагоги. Другая легенда говорит о том, что на холме, где ныне возвышается синагога, раньше в хижине жила одна прекрасная девушка, и какая-то неведомая сила не позволяла жителям приближаться к ней. Однажды ночью её жилище загорелось, девушка погибла. Жители поняли, что девушка была святой, и возвели в её честь синагогу. И это далеко не все легенды о происхождении синагоги, и уже трудно разобраться, где правда, а где вымысел.

14. Мечеть Укба

Внушительные стены Великой мечети Кайруана

Сиди-Укба 670 года — одна из немногих мусульманских мечетей, внутрь которой допускаются сторонники других вероисповеданий. Сегодня это одна из крупнейших святынь в Тунисе, созданная в процессе непрерывного строительства на протяжении нескольких веков. В целом, каждый лидер, находившийся у власти, привносил в строительство мечети что-то своё. Сегодня крупное пространство мечети включает большой молельный зал, огромный двор, вымощенный мрамором, и большой минарет. Отделка мечети и прилежащих территорий отличается уникальными приемами декоративных работ, отличными от традиционной византийской техники.

Официальный сайт: http://www.patrimoinedetunisie.

15. Мечеть аз-Зайтуна (Мечеть Олив)

Квадратный минарет и патио мечети аз-Зайтуна (Мечеть Олив) Citizen59

Оливковая мечеть, или аз-Зайтуна — крупнейшая столичная мечеть древности. Согласно поверью, на месте, где теперь находится эта достопримечательность Туниса, росла олива, под которой выполнял свой молитвенный обет самый первый проповедник будущей мечети. Считается, что строительство стартовало в 698 году, и с тех пор мечеть неоднократно претерпевала изменения. Территория, занимаемая мечетью, составляет около 5 тысяч кв.м. В здании в 1450 г. также основана и библиотека, которая располагается в левой стороне двора. В целом, внутренний двор — это единственное место в мечети, доступное для посещения людьми другого вероисповедания.

Официальный сайт: http://www.patrimoinedetunisie

16. Крепость Рибат в Суссе

Одна из стен крепости-монастыря Рибат в Суссе

В медине города Сусс на холме возвышается крепость Рибат 859 года. Она имеет форму квадрата со стороной 38 метров, а её мощные 4-метровые в толщину оборонительные стены возвышаются на 12 метров. Рибат имеет довольно непростую историю: изначально на её месте была византийская крепость, которую позже сравняли с землей. Позже, в 9 веке, здесь была возведена 77-метровая башня Кхалеф аль-Фат, которая благодаря своей высоте стала выполнять роль маяка. Лишь в 1063 году была возведена сама крепость, а её стены — и того позже, к 1205 году. Сегодня в крепости можно посетить археологический музей, экспонирующий большое собрание артефактов.

17. Крепость Рибат в Монастире (Рибат Хартем)

Вид на средневековую крепость Рибат Хартем Vajta

В Монастире тоже есть своя крепость — Рибат Хартем 767 года, и свой окончательный вид она также обрела не сразу. Изначально она занимала площадь всего около 33 кв.м, но со временем она росла и укреплялась, и к 19 веку её площадь составляла уже примерно 4200 кв.м. Рибат имеет 3 уровня, здесь есть масса переходов и винтовых лестниц. В своё время Рибат был религиозным центром и местом паломничества, а оборонительную роль сыграл лишь несколько раз. Сегодня внутри крепости можно посетить музей исламского искусства.

18. Крепость Келибия

Крепость Келибия на вершине скалистого отрога David Stanley

На вершине мыса Бон, примерно в 100 километрах от Туниса, устремилась ввысь крепость Келибия — старейшая крепость, основанная в 3 веке до н.э. Первыми крепость начали возводить ещё карфагеняне. Сегодня это крупнейшее уцелевшее фортификационное сооружение в стране. В основании крепости лежат крупные камни, заложенные карфагенянами, а верхняя часть представляет собой кладку из природного камня. Во внутреннем дворе можно увидеть остатки небольшой мечети и византийской крепости, а на северной оконечности — отреставрированную часовню.

19. Зоопарк Фригия

Отдыхающие тигры в зоопарке Фригия

Что посмотреть в Тунисе среди природных памятников? Например, великолепный зоопарк Фригия, расположенный на большой территории в 36 гектаров между городами Сусс и Хаммамет. Он основан в 2000 году и исполнен в национальном стиле — его обитатели проживают на больших открытых пространствах, не заключенные в клетках. Но несмотря на то, что по сути, животные обитают здесь на воле, их свобода только частична: посетители могут наблюдать за хищниками лишь со специально предназначенных настилов, а с травоядными — общаться на расстоянии протянутой ладони.

20. Национальный парк Ишкёль

Пейзаж национального парка Ишкёль

В 25 километрах от Бизерты находится природное место гнездования водоплавающих и перелётных птиц. Из-за расположения вблизи густонаселенных пунктов Туниса это место нуждалось в специальной защите. Так был создан национальный парк Ишкёль. Ещё в 13 веке здесь была запрещена охота на местных озёрах. Сегодня в парке есть большое озеро площадью 50 кв.км, горы и холмы из известняка, на которых произрастают оливковые и фисташковые деревья. На холмах обитает примерно 180 видов перелетных и постоянных птиц, среди которых лебеди, утки, фламинго и некоторые более редкие виды.

На этом основной список лучших достопримечательностей завершается, но это далеко не всё, что посетить в Тунисе стоит его гостям.

Достопримечательности Туниса: что ещё посетить в Тунисе

Список, что посетить в Тунисе, можно продолжать бесконечно — его достопримечательностей с лихвой хватит на несколько поездок. После первого яркого знакомства со страной приходит время других, не менее интересных достопримечательностей Туниса — приведём рекомендации к их посещению.

21. Атласские горы

Заросли финиковых пальм в долине Атласских гор

Огромная гряда Атласских гор протянулась вдоль побережья Африканского материка.

Для многих путешествие в Атласовы горы – это шанс насладиться их величественными пейзажами, сделать фото, а также увидеть уникальные виды флоры и фауны, часть из которых обитает только здесь. Когда-то раньше в этих горах даже обитал единственный на континенте вид медведей — атласский, но сейчас он вымер. Название Атласских гор родом из Греции, от имени Атласа — одного из могучих титанов. Легенда повествует о том, что Атлас был приговорен к наказанию — держать на своих плечах небосвод. Для этого Персей обратил титана в камень — так и образовались, согласно поверью, горы Атласа.

22. Остров Джерба

Пляжный отдых на белоснежном песке у моря

Гостеприимный остров Джерба имеет всё необходимое для безмятежного отдыха на побережье Средиземного моря: это и великолепный климат, позволяющий наслаждаться солнцем и купаться большую часть года, и комфортабельные отели, и масса вариантов развлечений, и уникальные достопримечательности. Остров утопает в оливковых рощах, здесь также много ферм, выращивающих финики. Население Джербы самобытно — здесь также, как и на материковой земле, жили берберы, и арабским завоевателям не удалось изгнать здешние племена. Берберы Джербы сегодня входят в религиозную общину ибадитов.

23. Озеро Шотт-Эль-Джерид

Прекрасный рассвет на солёном озере Шотт-эль-Джерид

По факту эта достопримечательность Туниса представляет собой солончаковую впадину в пустыне Сахара. Озеро в течение года то высыхает, то наполняется вновь, и водоёмом в классическом понимании оно становится лишь зимой, в дождливый сезон. Летом же, когда температура воздуха достигает 50 градусов, оно пересыхает, оставляя на поверхности толстую корку соли, которая сверху заносится сухим песком.

Удивительное явление в окрестностях этого озера — «розы пустыни», образующиеся из минералов в почвах, окружающих солончаки. Эти каменные изваяния действительно по форме напоминают замысловатые цветы разнообразных оттенков.

24. Рынок Сук эль-Джума

Продажа разнообразных специй на рынке matthew Hunt

Помимо разнообразных исторических достопримечательностей Тунис известен своими колоритными рынками. Один из таковых — рынок Сук эль-Джума, главной направленностью которого является торговля керамикой местного производства. Тунисская керамика здесь продаётся по максимально доступным ценам, поэтому многие гости страны, оказавшись здесь, стремятся непременно приобрести какое-нибудь красивое изделие на память для себя или в подарок — вазу, блюдо, сервиз. Помимо керамики, здесь можно закупиться другой местной атрибутикой — берберскими украшениями, благовониями, платками специями и другими полезными вещицами.

25. Остатки декораций к «Звездным Воинам»

Декорации от съёмок фильма «Звёздные воины»

Когда-то в 1976 году именно Тунис, с его необычными ландшафтами, выбрали для съёмок эпизодов фильма «Звёздные войны». Всего в стране более 2 десятков мест, где снимали знаменитую сагу. Наиболее известное из таких мест — городок Матмата, известный подземными жилищами берберов. В одном из таких домов и проходили съёмки 4 эпизода саги, где была возведена масса декораций. В 1995 году один из фанатов знаменитого фильма восстановил заброшенные декорации, и сейчас каждый желающий может своими глазами увидеть легендарное место съёмок таким, какое оно было 40 лет назад.

Тунис, благоухающий ароматами средиземноморской зелени и пряных восточных специй, сочетает в себе тысячелетние африканские традиции и культуру новой Европы. Приморские курорты, удивительные природные и рукотворные достопримечательности Туниса удивят любого любителя экзотического отдыха на африканском материке.

Читайте также про лучшие достопримечательности Алжира и вдохновляйтесь на свое дальнейшее путешествие по странам Африки!

www.tripzaza.com

Что посмотреть в Тунисе - Куда Билет.net

Что-посмотреть-в-тунисеТунис – уникальный уголок земного шара, сочетающий в себе современные курорты и древние мусульманские традиции. Для туристов это пока достаточно новая и малоизведанная страна, ведь развитие туристического бизнеса в Тунисе началось лишь около 30 лет назад.

Путешествуя по Тунису, невозможно не оценить красоту его песчаных пляжей и историческую ценность достопримечательностей. Если для вашего отдыха вы выбрали Тунис, непременно посетите следующие места.

Карфаген (Carthago)

Руины этого древнего финикийского города располагаются в 35 км от Туниса, на севере от района Да-Гулетт. Во времена Римской империи Карфаген отличался своим величием и красотой архитектурных построек. Отчасти благодаря своему географическому положению (на полуострове, разделяющем Африку на восточную и западную), Карфаген попал в тройку выликих портов Средиземноморья.

Сейчас, туристы приезжают в Карфаген, чтобы посмотреть на останки древнего города, руины великих храмов и знаменитых бань.Карфаген

Дугга (Dougga)

Дугга – это руины древнего города, располагающиеся в 110 км от столицы, если ехать на юго-запад. Что интересно, Дугга находится под охраной ЮНЕСКО, как объект всемирного исторического наследия. Из всех городов Северной Африки, пережившими набеги римлян, Дугга сохранилась лучше всего. Туристы приезжают в Дуггу, чтобы насладиться такими архитектурными произведениями, как Капитолий, Римский театр, а также невероятной красоты Трифолиум (древний публичный дом для знатных господ).Дугга

Большая мечеть Кайруана

Большую мечеть Кайруана еще называют мечетью Укба, в честь основателя города Сиди Укба. Это крупнейшая и самая значимая мечеть для тунисского народа, их “исламская святыня”. Она также находится под защитой фонда ЮНЕСКО. Мечеть Укба – крупнейший и самый величественный образец исламской архитектуры на территории Северной Африки.

Куда поехать

Туристы по достоинству оценят красоту и убранство мечети (мраморные античные колонны, массивные люстры и потрясающие ковры).Большая-мечеть-Кайруана

Храм Александра Невского

Храм Александра Невского строился как память о последних кораблях императорского флота в городе Бизерта. В 1920 году к берегам Бизерты подплыли русские корабли, на борту которых находились священники и офицеры, не пожелавшие служить большевикам. Получив разрешение, в 1936 году они начали возводить первый в Тунисе православный храм – храм Александра Невского. Белые стены храма и голубые купола поражают своей красотой и величием.Храм-Александра-Невского-Тунис

Сиди-бу-Саид

Сиди-бу-Саид – это город, расположенный на севере Туниса, в 20 км от столицы страны. Именуют его не иначе как “бело-голубой рай”, и действительно, атмосфера там поистине ангельская. История этого города началась в 12 веке, когда исламский проповедник Абу Саид ибн Халеф ибн Яхъя Эттамини аль-Беджи возвел небольшой рибат (сторожевое укрепление), чтобы проповедовать суфизм. После его смерти образованную деревню назвали в его честь.

Сейчас эта “тунисская жемчужина” охраняется ЮНЕСКО. Для посещения здесь обязателен Дар-эль-Аннаби – дворец 18 века, а ныне музей. Также стоит взглянуть на внутреннее убранство и великолепный сад дворца Рудольфа д’Эрланже.Сиди-бу-Саид

Мечеть Зитуна (Мечеть аз-Зайтуна)

Мечеть Зитуна, или Мечеть Олив, располагается неподалёку от центра города Тунис. Это древнейшая и самая большая по территории мечеть этой страны. Дата постройки мечети – 732 год, название “зитуна”, что переводится как “олива” мечеть получила благодаря оливковому дереву, росшему у стен мечети.

По своей планировке Мечеть Зитуна похожа на Кайруанскую Мечеть. На площади в 5000 кв.м расположились древние мраморные колонны, привезенные из самого Карфагена, а также огромный каменный минарет. Ценность представляет и библиотека Зитуна, богатейшая во всей Северной Африке.Мечеть-Зитуна

Собор святого Венсана де Поля (фр. Cathédrale Saint-Vincent-de-Paul de Tunis)

Продолжая путешествие по святым местам Туниса, нельзя не упомянуть знаменитый римско-католический собор. Храм расположен напротив Французского посольства на площади Независимости в столице Туниса. В современном виде, сохранив традиции романо-византийского стиля, храм был отстроен в 1897 году.

Из-за уменьшения в Тунисе числа католиков, многие церкви закрыли, но Собор святого Венсана да Поля встал под охрану тунисской Римско-католической церкви.Собор-святого-Венсана-де-Пол

Рибат в Монастир

Тунисский город Монастир славится своим рибатом (крепостью). Монастир находится на северо-востоке Туниса. Монастир – это популярный ныне тунисский курорт, привлекающий туристов сочетанием прекрасного пляжного отдыха и разнообразием достопримечательностей.

Куда поехать

Зимние каникулы- хорошее время для отпуска! Почитайте о незабываемых местах для вашего отдыха.

Готовьтесь к замечательной зимней поездке! Читайте о популярных февральских курортах.

Знаменитый Рибат занимает площадь в 4200 кв.м. Это огромная крепость, за фасадом которой скрываются галереи и балюстрады. Со смотровой башни Рибата открывается прекрасный вид на весь город и морское побережье.Рибат-в-Монастир

Заповедник крокодилов в Джербе

Джерба – это принадлежащий Тунису остров в Средиземном море, расположенный в заливе Габис. Туристов привлекает расположенный там заповедник крокодилов, являющийся самым большим на Средиземноморье. Здесь крокодилов спасают от их повального истребления во многих районах Африки. В заповедник крокодилы доставляются с африканского острова Мадагаскар.

Гуляя по специально построенным мостикам, туристы могут с безопасностью наблюдать за большими опасными хищниками.Заповедник-крокодилов-в-Джербе

Национальный музей Бардо (фр. Le musee national du Bardo)

Национальный музей Бардо располагается в предместье Туниса, пригороде Ле Бардо (Le Bardo). Ценители искусства едут сюда, чтобы воочию увидеть самую большую коллекцию древней римской мозаики. Этот музей входит в число лучших музеев Северной Африки. Коллекция музея расположена в хронологическом порядке для упрощения осмотра.

Интересно и само здание музея – это здание бывшего дворца 17 века, расположенное в великолепном загородном парке.

Многообразие достопримечательностей Туниса делает эту североафриканскую страну привлекательной для туристов со всего мира.Национальный-музей-Бардо

kudabilet.net

От блаженного Августина до Боба Марли / Православие.Ru

Тунис в последнее время становится все более модным центром отдыха. Однако для христианского путешественника это не только страна моря, солнца, талассотерапии, восточных базаров и прочих удовольствий, но в первую очередь один из древних центров христианской цивилизации. К сожалению, узнать об этом подробнее современному туристу не так легко: в путеводителях и альбомах по Тунису, в том числе местных, христианская тема представлена крайне скупо и не всегда адекватно, да и гиды порой не готовы ответить на простейшие вопросы, связанные с православными святынями. Более того, русскоязычный гид настойчиво отговаривал нас посещать раннехристианские катакомбы, мотивируя это самыми оригинальными соображениями. Впрочем, его совет мы, к счастью, проигнорировали…

 

СОКРОВИЩА КАРФАГЕНА

Карфаген… Почему-то у подавляющего большинства этот топоним вызывает единственную ассоциацию: «Карфаген должен быть разрушен!» Спору нет, Катон Старший немало постарался, чтобы упомянутый лозунг был воплощен на практике. Однако Карфаген был не только разрушен во II в. до Р.Х., но и возродился в еще большем величии, став центром распространения христианства в Северной Африке. Уже во времена Страбона он становится одним из самых цветущих городов Ливии, не случайно Страбон называет Карфаген «кораблем на якоре». К III в. по Р.Х. город, по словам историков, уступает в богатстве и населенности только Риму и оспаривает у Александрии ее право на второе место после столицы империи.

Блаженный Августин
Священномученик Киприан Карфагенский (величественный собор в его честь до сих пор поражает туристов), мученицы Перпетуя, Филицитата, мученики Ревокат, Сатир, Саторнил и Секунд, принявшие смерть в карфагенском амфитеатре (на его остатках построена католическая часовня), Тертуллиан с его «Credo, quia absurdum est» и, конечно же, блаженный Августин, который здесь учился, – вот лишь некоторые имена, дорогие сердцу православного человека.

«Я прибыл в Карфаген… Я искал, что бы мне полюбить, любя любовь: я ненавидел спокойствие и дорогу без ловушек. Внутри у меня был голод по внутренней пище, по Тебе Самом, Боже мой, но не этим голодом я томился, у меня не было желания нетленной пищи не потому, что я был сыт ею: чем больше я голодал, тем больше ею брезговал». В этих словах блаженного Августина из его знаменитой «Исповеди» проявился весь горячий темперамент африканского юноши, ищущего свою дорогу к солнцу.

Блаженный Августин родился около нынешней границы Алжира и Туниса, в городке, носящем сегодня имя Сук-Арас; он принадлежал к племени берберов, которые и сейчас привлекают своей доброжелательностью и теплотой – по крайней мере, нам так показалось. В Карфагене будущий учитель Церкви получил образование, а впоследствии стал епископом Гиппона (ныне приморский город Аннаба, недалеко от алжирской границы), чья юрисдикция распространялась и на часть территории современного Туниса. В Карфагене с 401 по 407 год состоялось целых семь Церковных Соборов, направленных против донатистского раскола. Донатисты обвиняли архиереев и священников в сотрудничестве с властями, требовали «чистки Церкви» и создавали параллельную организацию. Именно блаженному Августину, который лично принимал участие в этих Соборах, принадлежит главная заслуга в преодолении раскола. Теперь мощи святого покоятся в церкви города Павия на севере Италии, но его духовное влияние на православных африканцев неоспоримо.

Храм Воскресения Христова г. Тунис
В столице Туниса находится кафедральный собор митрополита Карфагенского, епархия которого принадлежит к Александрийской Православной Церкви. Недалеко от собора, в центре города, расположена и русская церковь Воскресения Христова в юрисдикции Московского Патриархата. Ее настоятель, отец Димитрий, радушно принял нас в своем доме, расположенном на первом этаже, под храмом, проявив в далекой африканской стране подлинно русское гостеприимство. Миссионерская деятельность христианам здесь запрещена: за крещение аборигена отец Димитрий может поплатиться свободой. Внешне светское государство, Тунис все же тщательно блюдет свою религиозную идентичность.

Среди местных законов нас поразили несколько, относящихся к семейной жизни. Так, разводы в принципе дозволяются, но его инициатор и виновник лишается всех прав на имущество и детей, а за прелюбодеяние и вовсе положено уголовное наказание в виде тюремного заключения сроком до года. Женщин в чадрах практически не встретишь, но и распущенность отнюдь не приветствуется.

Одним словом, «тлетворное влияние» Европы еще не настолько ощутимо, хотя, конечно, следы французского протектората остались – например, в виде замечательных местных вин, которые могут удовлетворить вкусу любого гурмана. И, разумеется, во французском языке, которым прекрасно владеют тунисцы. Не случайно многие французы покупают себе дома на побережье, чтобы на каникулах вкушать «невыносимую легкость бытия» своей прежней колонии.

 

РИМСКИЕ МОЗАИКИ

Христианское надгробие
Когда-то Северная Африка была самой процветающей провинцией Римской империи. Сейчас об этом напоминают великолепные собрания античной и раннехристианской мозаики – одни из лучших в мире. В первую очередь, это музей Бардо в столице и Археологический музей в Сусе. Жаль только, что христианским мозаикам уделяется мало внимания – к примеру, в красочном альбоме, выпущенном министерством культуры Туниса, из 420 страниц им посвящено только 30, тогда как их реальный удельный вес значительно больше.

Большая часть мозаик была найдена в здешних катакомбах, поэтому в основном они представляют собой могильные плиты с рисунками и эпитафиями. Любопытно, что надписи сделаны не только на латыни, но, подчас, и на греческом языке. Архиереи, священники, диаконы, миряне «in pace» – покоятся в мире. В изобилии представлены древние христианские символы: хризма, процветший крест, рыбы, павлины и т.д.

Особого внимания заслуживает знаменитый мозаичный баптистерий VI в. из храма «священника Феликса» в Келибии, где доныне сохранилась византийская крепость того же времени. Сейчас баптистерий является центральным памятником христианского искусства музея Бардо в Тунисе. На пороге мозаикой выложены три слова: pax, fides, caritas (мир, вера, милосердие). Баптистерий построен, как гласит латинская надпись, в честь «святого и блаженного епископа Киприана» (Карфагенского?). Описывать его – занятие неблагодарное, лучше своими глазами увидеть это творение человеческого гения, осененного Божественной благодатью. Едва ли оно чем-то уступает памятникам Равенны. Скажем лишь, что в оформлении баптистерия различными деталями многократно представлена тема Ноева ковчега, символизирующего Церковь Христову.

Любопытно, что в музеях Туниса напольные мозаики часто не огорожены и по ним разрешается свободно ходить. Как сообщил гид, они от этого становятся лишь более яркими. Православие тоже порой пытаются представить музейным экспонатом. Но необузданная критика Церкви лишь усиливает ее блеск.

Вергилий с музами
Что касается языческих мозаик, которым во всех альбомах и путеводителях уделяется значительно большее внимание, то и здесь просвещенному христианину есть на что посмотреть. Так, одна их самых знаменитых мозаик, датируемая III в. по Р.Х., представляет Вергилия с двумя музами – Клио и Мельпоменой, которые диктуют поэту, о чем писать. При этом на свитке у Вергилия написан 9-й стих из его «Энеиды»: «Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине…». Считается, что это самый точный портрет знаменитого римлянина. Надо думать, что и муз тоже.

Кстати, тремя стихами позже в «Энеиде» помянут и Карфаген: «Город древний стоял – в нем из Тира выходцы жили, / Звался он Карфаген – вдалеке от Тибрского устья…». Именно в Карфагене высадился после кораблекрушения Эней, где был радушно встречен царицей Дидоной.

Творчество Вергилия представляет особый интерес для христиан, потому что его считают предсказателем Боговоплощения. В своей знаменитой Четвертой эклоге поэт пишет о грядущем «золотом веке», который наступит после рождения необыкновенного Младенца от Девы. И не случайно именно Вергилий становится проводником по загробному миру в «Божественной комедии» Данте. Видимо, музы, шептавшие ему, были почти православными…

 

ХРИСТИАНСКИЕ КАТАКОМБЫ

Останки в катакомбах, отгорожены стеклом
Как уже говорилось выше, многие мозаики обязаны своим появлением раннехристианским катакомбам, расположенным на окраине города Сус. Казалось бы, и сами катакомбы, протянувшиеся более чем на 5 км, включающие в себя 240 галерей и около 15 тысяч могил, должны были стать центром паломничества. Однако в действительности о них трудно даже узнать, поскольку информации практически нет, гиды отмалчиваются и даже не все таксисты понимают, о чем идет речь и куда надо ехать, хотя им французским языком объясняют.

К сожалению, для посещения открыта лишь небольшая часть катакомб, но в ней, вопреки убеждениям гидов, ничего «грязного» не наблюдается – напротив, все достаточно чисто и аккуратно. В отличие от римских катакомб, где все останки давно перенесены в другие места, здесь остались захоронения: тысячи исповедников Христовой веры на африканском континенте покоятся на прежних местах, в нишах. В некоторых из них исследователи даже сделали стеклянную перегородку, чтобы посетители могли видеть особенности погребения.

Добрый Пастырь
В отличие от подземных раннехристианских городов на территории современной Турции или от тех же римских катакомб, считается, что в Сусе христиане не скрывались под землей, а лишь хоронили почивших. Даже вопрос о подземном храме остается дискуссионным, хотя трудно себе представить кладбище без церкви. По сути, это огромный некрополь, где обрели вечный покой первые православные африканцы. Его принято делить на три части: катакомбы Доброго Пастыря (здесь находится копия изображения на мраморе, оригинал которого можно увидеть в Археологическом музее Суса), катакомбы Гермеса и катакомбы Севера. Все они датируются III–V веками по Р.Х., а открыл их французский ученый Колонель Венсан в 1885 году.

Не будучи убежденным тафофилом, хочу все же сказать, что в этих катакомбах испытываешь светлое чувство, ощущая неразличимые ухом молитвы. Хорошо, что мы здесь побывали.

 

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ АФРИКАНЕЦ

«Жизнь – это дар Божий. Тот, кто видел Бога, не может умереть», – говорил культовый персонаж современной культуры, популяризатор рэгги знаменитый Боб Марли. Для Африки он значит примерно то же, что Че Гевара для Кубы.

Боба Марли знают как растафарианца со всеми атрибутами в виде марихуаны и т.п., но далеко не всем известно, что незадолго до своей смерти африканский певец принял крещение в Эфиопии. Его христианское имя – Берхан Селассие. Боб Марли пересмотрел свою жизнь и раскаялся в увлечениях молодости, которым он отдал столько сил, тогда как рядом всегда был бесконечно любящий его человек – жена Рита Марли, которая, кстати, всю жизнь оставалась христианкой. По названию одной из песен мужа она написала книгу «No Woman, No Cry: My Life with Bob Marley».

Боб Марли
Изображения и скульптуры Боба Марли встречаются в Тунисе на каждом шагу, с обязательной сигаретой в зубах, с экстатическим черным лицом, но на вопрос, знают ли продавцы, что их кумир стал христианином, те лишь сердито отвечают, что «это его проблемы».

«Я не стою ни на чьей стороне. Ни на стороне черных, ни на стороне белых. Я на стороне Бога, который побуждает меня говорить от лица всех людей, независимо от цвета кожи», – эти слова Боба Марли остаются актуальными и по сей день.

К Богу люди приходят независимо от цвета кожи, темперамента и языка, приходят разными путями и в разные периоды своей жизни. Но вечно живыми остаются слова великого африканца, блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

www.pravoslavie.ru

русская история, православные храмы, связи с ИППО. В.А. Куликов

Летом 2010 года мне выпала возможность совершить ознакомительную, познавательную поездку в Тунис и посетить там православные храмы. В этой далекой, казалось бы, от православного мира Северной Африке, на берегу Средиземного моря, в мусульманской стране Тунис находятся удивительные по своей истории два православных храма-памятника: Храм святого Благоверного Великого князя Александра Невского в Бизерте и Храм Воскресения Христова в столице, городе Тунис.

Тунис одно из африканских государств, где православие имеет многовековые корни. На протяжении многих веков Карфаген был центром поместной Церкви на территории Северной Африки. С давних времен в Тунизию, государство, возникшее на месте древнего Карфагена, заходили русские корабли, и их гостеприимно встречало местное население.

Но никто не мог предвидеть, что в конце 1920 - начале 1921 года 33 русских военных корабля придут к этим берегам в поисках спасения и убежища, и, с разрешения тунисских и французских властей — Тунис был тогда под протекторатом Франции — останутся в Бизерте, военно-морской базе, на долгие годы. Всего в Тунис прибыло более 6000 офицеров, моряков, членов их семей, других россиян. Среди них оказалось 13 священников. Они продолжили благородное дело сохранения веры на далеких берегах. Были устроены церкви на броненосце «Георгий Победоносец», на котором жили семьи офицеров, и в Сфаяте, где расположился Морской корпус, эвакуированный из Севастополя. В самой столице, в Тунисе, с разрешения тунисцев, под церковь приспособили один из домов в центре города. Так, несмотря на потерю родной страны, церковь продолжала жить, сначала на кораблях, потом в лагерях, в казематах, в частных квартирах.

Когда в 1924 году русские моряки были вынуждены покинуть свои корабли, пришла идея построить в Бизерте Храм-Памятник в честь кораблей Русской эскадры и русских людей, оказавшихся в Тунисе. В сборе пожертвований участвовали все: и те русские офицеры и моряки, которые еще оставались в Тунисе, и те, кто уже уехал из Туниса в другие страны.

В 1937 года состоялась торжественная закладка Храма. В закладной камень были вложены икона Спасителя и коробочка с русской землей. 10 сентября 1939 года Храм был освящен в честь святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Это единственный Храм-Памятник Русской эскадре.

Храм Александра Невского в Бизерте

Памятная доска, установленная на стене Храма Александра Невского в Бизерте

Посещение Храма Александра Невского в Бизерте производит большое впечатление. Всё в этом храме, и элементы интерьера, и иконы, и церковная утварь, наполнено идеей увековечения славы русского оружия, его морской гордости и чести. Морская символика присутствует уже на подступах к храму. Ещё издалека можно увидеть изображения корабельных якорей, украшающих церковную ограду. Удивительное зрелище – голубые купола православного храма под ярким тунисским небом. Внутреннее убранство Храма Александра Невского

Внутри Храма Александра Невского на стене установлены мраморные доски в память русских кораблей и русских моряков-офицеров

На внутренней стене внутри храма памятные доски, Центральная – в память 33-х русских военных кораблей, ушедших из Крыма в 1920 году – содержит их названия. По сторонам от неё – две доски русским морякам – офицерам, закончившим свой жизненный путь, как и их корабли, в Бизерте. В храме хранятся многие реликвии, связанные с русским флотом. Это люстры, якоря, мраморные плиты. Над входом в церковь надпись: «Блаженны изгнаны правды ради, яко тех есть царство небесное». Воистину воздастся тем, кто в годы безвременья и гонений сохранил память, веру, любовь к ближнему и надежду на будущее.

После Второй мировой войны начался сбор средств на строительство православного храма в столице Туниса. В 1953 году местные власти дали разрешение, и состоялась закладка первого камня Русского Православного Храма Воскресения Христова.

Русский  Православный Храм Воскресения Христова в г. Тунисе, построен по подобию церкви Покрова на Нерли в г. Владимире

Действительный член Владимирского отделения ИППО Валерий Куликов около Храма Воскресения Христова в г. Тунисе

Храм Воскресения Христова, который расположен на одной из центральных улиц и является одной из достопримечательностей тунисской столицы, мне тоже удалось посетить. С удивлением и восхищением, я увидел, что здесь на севере Африки, находится православный храм, подобный храму на далекой родине — во Владимирской области. Храм Воскресения Христова был построен по проекту архитектора М. Ф. Козмина, возведен по образу и подобию знаменитой церкви Покрова на Нерли, которая находится близ Боголюбова во Владимирской области. В селе Боголюбово (8 км. от Владимира) сохранился монастырь, где находилась резиденция князя Андрея Боголюбова, а неподалеку находится в поле у слияния реки Нерль и реки Клязьма белокаменный храм Покрова на Нерли (1165 г.) – храм-памятник воинской победы Владимирских полков над волжскими булгарами.

Главная святыня Храма Воскресения Христова — напрестольный крест, в котором имеется частица Животворящего Древа Креста Господня и частица мощей святого Киприана Карфагенского. Иконостас, большие и часть малых икон, а также подсвечники и хоругви — с русских военных кораблей: линкора «Генерал Алексеев», крейсера «Кагул» и броненосца «Георгий Победоносец». В Храме находятся иконы с кораблей, это иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Свежие цветы около мраморных досок. Горят свечи поминовения у Распятия. Вазы для цветов — гильзы от корабельных орудий Русской Эскадры.

Действительный член ИППО Николай Алексеевич Сологубовский и действительный член Владимирского отделения ИППО Валерий Анатольевич Куликов в Тунисе

Здесь же в Тунисе я встретился с действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества Сологубовским Николаем Алексеевичем. Журналист и писатель, кинематографист, востоковед, Николай Сологубовский несколько лет живет в Тунисе, занимается творческой, общественной деятельностью. С благодарностью я принял от него в подарок диск с полнометражным документальным фильмом «Анастасия» (2008 г.), автором сценария и оператором которого является Николай Сологубовский, режиссер — Виктор Лисакович. Фильм, который рассказывает о судьбе Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, получил призы на нескольких кинофестивалях в России, Франции и Украины. Но, прежде всего, фильм «Анастасия» — это гимн русской женщине, которая прошла в жизни удивительно насыщенный путь — от первых шагов рано повзрослевшей дочери моряка, волею судьбы оказавшейся в русской колонии в арабской стране, до славы самой уважаемой русской женщины в Тунисе (и не только!). Анастасия Александровна была Почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. На кладбище около стелы, установленной «в память о моряках русской эскадры и всех российских людях, покоящихся в тунисской земле». Также я приобрёл книгу Анастасии Александровны Ширинской «Бизерта. Последняя стоянка». Дочь старшего лейтенанта Александра Сергеевича Манштейна, командира эскадренного миноносца «Жаркий», вместе со своими родителями и сестрами оказалась в 1920 году в Бизерте. Последняя свидетельница эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны. Она получила российское гражданство в 1999 году, и в возрасте 87 лет впервые после эмиграции приехала в Россию. Анастасия Ширинская-Манштейн была старейшиной русской диаспоры в Тунисе, хранительницей многих реликвий, перевезенных в период эмиграции. Кроме того, глава русской общины следила за двумя православными кладбищами, где похоронены русские моряки. Эта потрясающая женщина тридцать лет делала все возможное для сохранения православных храмов.   Старейшина русской православной общины в Тунисе Анастасия Ширинская-Манштейн скончалась в Бизерте на 98 году жизни в 2009 году. В Бизерте в честь нее переименована площадь, на которой находится храм  Александра Невского. Книга отзывов посетителей музея в г. Бизерте хранит запись, оставленную действительным членом ИППО Валерием Куликовым   В Бизерте я посетил музей, расположенный недалеко от храма Александра Невского. Этот музей посвящен жизненному пути Анастасии Александровны Ширинской, русскому флоту, русским офицерам и морякам, волею судьбы оказавшихся в Тунисе. Создателем, хранителем этого музея является Богданова Лариса Васильевна, которая на добровольных началах, не щадя своих сил, не жалея времени, много работает над организацией работы музея, сохраняет его реликвии. После знакомства с музеем я оставил запись в книге отзыва посетителей, в которой выразил благодарность людям, которые дорожат историей России и свято чтут  память о людях той эпохи.

Куликов Валерий Анатольевич,действительный  член Императорского  Православного  Палестинского  Общества, Владимирское отделение2.10.2010 г.

ros-vos.net

Руины древнего Карфагена в г. Тунис - Тунис

В Карфагене, в центре Амфитеатра, на арене которого сражались гладиаторы, возвышается мраморная витая колонна, а ниже, на стене -мраморная доска с именами двух христианок: Перпетуи и Фелициты. Эти молодые девушки, жившие в Карфагене, уверовали в учение Христа, начали делать добрые дела во имя Христа и распространять его учение. Римляне схватили их и после жестоких пыток, под злорадное улюлюканье толпы, жаждущей крови, бросили на арену Амфитеатра. Имена девушек занесены в список святых.

Когда впервые Евангелие попало в Карфаген?

Карфаген к моменту появления в нем первых христиан являлся центром североафриканской провинции Африка, соперником Александрии и, подобно ей, житницей Рима. Как выразился Апулей, сам уроженец Африки, "всё здесь дышит изобилием". Это была эпоха великого экономического процветания, основанного на торговле зерном и оливковым маслом.

В IV веке Августин ограничился лишь констатацией факта, что Евангелие привезли сюда с Востока - оттуда же, откуда пришли основатели самого города. В Карфагене, как и в Риме, первые случаи обращения в христианство, должно быть, имели место среди представителей еврейской колонии, многочисленной, как и в других приморских портовых городах. На кладбищах под Карфагеном и около Хадрумета (современный город Сусс) могилы евреев и христиан располагаются рядом.

Тертуллиан, автор "Защиты от язычников", еще помнил о временах, когда христианство жило "в тени" иудаизма. Последовавшие затем размежевание и вражда между двумя религиями не может вычеркнуть из памяти их союза в эпоху зарождения христианства.

Евангелие впервые было завезено в Карфаген, можно предположить, на одном из судов, прибывших из Палестины, Египта или Сирии, если еще раньше не проникло сухопутным маршрутом через Египет и Ливию. Можно представить первую христианскую общину, весьма пеструю по составу, включавшую в себя местную бедноту - ремесленников, портовых рабочих, прислугу, торговцев из разных стран и, несколько позже, римлян, как образованных, так и простого сословия. Как и в других городах, основную массу членов общины составляли бедные и униженные.

Они говорили на греческом, пунийском или берберском языках и занимались своей работой или торговлей. Торговцы и прочие зажиточные горожане отдавали предпочтение пунийскому языку, особенно в приморских городах Северной Африки. Святой Августин был вынужден переводить на пунийский язык латинские слова, смысл которых ускользал от части его слушателей.

Евангелие, точно огонь по степи, распространялось от города к городу. К середине II века оно достигло дальних поселений, вплоть до отрогов горного хребта Телль-Атлас и песков Сахары. И даже кочевые племена берберов, упорно противостоявшим влияниям извне и спускавшимся с гор или выходившим из пустыни лишь для торговли или обмена, к концу века познакомились, как утверждает Тертуллиан, с Евангелием. Дух терпимости, присущий жителям Африки, несомненно, послужил одной из причин столь быстрого распространения нового вероучения, нашедшего приверженцев во всех слоях общества.

Во втором веке христиане в Карфагене были уже достаточно многочисленны, чтобы возбудить подозрение. Начавшиеся в 180 году гонения подвергли  их первому испытанию. Двенадцать христиан, пять женщин и семь мужчин, жителей маленькой деревни, столь незначительной, что и до сих пор не удается установить ее местонахождение, были арестованы по доносу и позднее, 17 июля того же года, обезглавлены в Карфагене. Двенадцать мучеников были простыми крестьянами... Так началась эпопея христианского мученичества, развернувшаяся в римских амфитеатрах и продолжавшаяся два с половиной века.

 "Мы все равны - и работник, и господин!"

В годы правления Марка Аврелия христианская община Карфагена приобрела блестящего защитника в лице Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, сына римского центуриона. В ту эпоху христианская община Карфагена располагала местами для собраний и собственными кладбищами. Тертуллиан говорит о "тысячах людей обоего пола, всех возрастов, любого общественного положения". Он даже утверждает, что "в каждом городе больше половины жителей составляют христиане", добавляя, что, если бы христиане ушли, "города опустели бы". В 197 году он писал, обращаясь к римлянам: "Мы появились недавно и уже заполонили землю, заняв всё принадлежащее вам: города, доходные дома, крепости, муниципии, деревни... дворцы, сенат, форум. Мы оставляем вам лишь храмы".

Что особенно поразило Тертуллиана в морали христиан Карфагена и побудило его присоединиться к ним, так это их милосердие и сплоченность, о чем он и пишет в своей "Защите от язычников"? Это была разноликая по составу община, обеспеченные члены которой оказались довольно щедрыми, чтобы пополнять общую кассу. "Взнос милосердия" служил для оказания поддержки бедным, а особенно, отмечает Тертуллиан, сиротам, бесприданницам, старикам, потерпевшим кораблекрушение, приговоренным за исповедание веры к ссылке на рудники, тюремному заключению или изгнанию.

Именно это позволило в конце III века писателю Лактанцию утверждать: "Среди нас нет ни рабов, ни господ. Мы не устанавливаем различий между собой, но называем друг друга братьями, поскольку считаем всех нас равными. Слуги и господа, великие и малые - все равны своей простотой и благорасположением собственного сердца, удаляющим от всяческого тщеславия".

Быть добрым тружеником!

И в Древней Греции, и в Римской империи, в отличие от пунического Карфагена, с презрением относились к ручному труду. В государствах, владевших колониями и обогащавшихся за счет чужого труда, работа считалась чем-то унизительным. А для христиан трудиться ради хлеба насущного, а не для наживы, не из жадности, считалось идеалом. Сам Павел изготовлял палатки, и с его легкой руки Церковь реабилитировала труд и социальное положение трудящегося. В надгробных надписях первых христиан выражаются слова признательности им за то, что они были добрыми тружениками.

Апостол Павел, слова которого перефразировал Климент Александрийский, говорил первым христианам: "Паши, говорим мы, если ты пахарь, но веруй в Бога на пашне; плавай на кораблях, если ты любишь плавать, но доверься небесному кормчему; если вера нашла тебя в армии, повинуйся приказам командира". Труд на земле и на море, ручная работа, полезная для общества, ремесло скульптора, пекаря, плотника, портного, каменотеса, гончара или ткача и тысячи других ремесел и искусств - всё это достойный труд для христианина.

Братство, открытое для всех

Исповедь Киприана Карфагенского содержит весьма важные для нас сведения. От прочих известных нам рассказов об обращении в христианство она отличается развернутой мотивацией этого обращения. Киприан, богатый человек, блестящий аристократ, был сражен тем, с какой стойкостью принимали смерть мученики за веру. Хотя поначалу он и представить себе не мог, что сам перейдет в христианскую веру, именно это и случилось с ним. Он стал святым, снисходительным к другим и беспощадно требовательным к самому себе.

Эти свидетельства самих христиан убедительно подтверждаются их братством в повседневной жизни, объединявшим членов различных христианских общин и связывавшим их между городами и странами. Это братство находило свое выражение в совершенном равенстве всех и в достоинстве каждого, особенно тех, кого античность делала отверженными: детей, женщин, рабов. Это было братство, ломавшее все барьеры и соединявшее сердца. Слова "брат" и "сестра", с которыми христиане обращались друг к другу, выражали новые отношения между богатыми и бедными, хозяевами и рабами, доходившие до совместного пользования имуществом ради поддержания тех, кто нуждался или не мог обеспечить себя.

Обращение в новую веру требовало изменения образа жизни. Современники отмечали строгость соблюдения моральных правил в половой жизни не только женщинами, от которых мужья требовали добродетельности и верности, но также и самими мужчинами, что было не в обычае римских граждан.

Глядя на эти новые отношения, Тертуллиан решил обратиться в христианство. Внимательно читая его первую книгу "Защиту от язычников", понимаешь, что. этот блистательный карфагенский юрист не мог найти ответ на мучившие его философские вопросы. Но в этом окружавшем его мире, разобщенном, враждебном, подверженном упадническим настроениям, он мог воочию наблюдать, как в Карфагене живет и процветает некая общность мужчин и женщин, среди которых богатство одних не служит причиной зависти других, поскольку его делят и перераспределяют в пользу малообеспеченных, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся; у них бедняки отнюдь не служат предметом презрения и не рассматриваются как существа второго сорта, а являются равноправными членами общины, и все пользуются любовью и поддержкой со стороны всех других собратьев.

Это братство не замыкалось в узком кругу людей - оно было открыто для всех, даже для язычников. Юстин особо отмечает: "Мы говорим язычникам: "Вы - наши братья". И Тертуллиан заканчивает описание христианской общины обращением к языческому миру: "Мы - братья даже вам".

Когда сама порядочность подозрительна.

В обычные времена народ не проявлял нетерпимости или фанатизма. Увлеченный астрологией и магией человек с улицы без особого энтузиазма воспринимал Евангелие, требовавшее столь крутых перемен в жизни; человек с улицы великодушно отказывался от Евангелия в пользу других. В обычные времена христианам не досаждали, но стоило произойти чему-то экстраординарному, возникнуть угрозе или случиться катастрофе, как улица приходила в неистовство.

Христианин мог жить, как и все прочие, посещать термы и базилики, заниматься теми же ремеслами, что и окружавшие его люди, и все же было в его жизни нечто отклонявшееся от принятой нормы, удивлявшее других. 

Народ, в конце концов, замечал происходившие перемены с христианами: женщина избегала кричащих нарядов, а ее супруг не клялся именем Бахуса, бога вина. И даже уплата христианином налогов вызывала подозрение: "Он хочет преподать нам урок" - говорили его сограждане, жители Карфагена, предпочитавшие уклоняться от исполнения этой прямой гражданской обязанности. Все знали, что в торговле христиане скрупулезно соблюдают веса и меры, и это тоже вызывало пересуды. Порядочность и честность, правдивость и верность слову обращались против христиан.

Тертуллиан сохранил для нас некоторые из циркулировавших тогда в Карфагене уличных пересудов: "Славный человек этот Гай Сей, но какая жалость, что он христианин!" Нечто похожее говорит и другой римлянин: "Я был немало удивлен, узнав, что Луций Титий, человек столь просвещенный, вдруг стал христианином". В заключение Тертуллиан замечает: "Им даже и в голову не приходит задаться вопросом, не потому ли Гай добродетелен, а Луций просвещен, что они - христиане? И не потому ли они стали христианами, что один из них добродетелен, а другой просвещен?" 

"Бей христиан! Спасай Рим!"

Народные верования представляют собой смесь суеверий, страхов и прагматизма. Язычники молили своих богов о ниспослании земных благ, здоровья и мира. Если возникала внешняя угроза, если варвары снова стояли у ворот, то, полагали римляне, боги опять прогневались на них.

И тогда умы распалялись, и обвинение, всегда готовое сорваться с уст язычника, звучало так: "Христиане приносят нам неудачу! У них дурной глаз, они сглазили нас". Что может быть тяжелее такого обвинения в эпоху, когда народ был запуган колдунами, боялся порчи и злых чар?!

Аресты и преследования христиан были прямо связаны с угрозами, нависшими над Римской империей. Какие только беды не обрушивались на нее в годы правления Марка Аврелия! В 162 году самая тяжелая из эпидемий, когда-либо бушевавших в античности, заставила отвести солдат из Азии на Запад. Вскоре после этого германцы вторглись в Империю, форсировав Дунай и проникнув в Италию и Грецию. В 167 году эпидемия вспыхнула в Риме. Небывалый подъем воды в Тибре, затопившем город, тоже спровоцировал погромы христиан, которых обвинили в потопе - это были времена апокалиптических потрясений и ужаса.

На страну обрушивается засуха или неурожай, свирепствует голод. У простого народа одно объяснение: боги опять прогневались на нас из-за христиан.

Тертуллиан описал царившую тогда атмосферу в Карфагене: "Выйдет ли Нил из берегов, погубит ли засуха урожай, случится ли землетрясение, разразится ли эпидемия в Африке... - тотчас же крик: "Христиан на растерзание львам!"

Августин в "Граде Божьем" был вынужден взять под защиту христиан, в вину которым вменялся даже захват в 410 году Рима варварами, поскольку, как считали язычники, те вызвали гнев богов и боги решили наказать город.

На протяжении столетий верующие во Христа продолжали считаться ответственными за все беды Римской империи. Для власти надо было найти виновных, отвести от себя народный гнев, и вновь звучит приговор толпы в адрес христиан: "От них проистекает всё зло! От них, окаянных!". Движимая ненавистью толпа обрушивалась на христиан, на их семьи, на детей и стариков с камнями и кольями. Она оскверняла христианские кладбища, и самое тяжкое из преступлений, убийства и насилие, совершенные против христиан, оставалось безнаказанным. Власти закрывали на это глаза. 

Перпетуя: "Мое истинное имя - христианка!"

"Я не верю никаким историям, кроме тех, свидетели которых готовы собственной смертью доказать свою правоту". Блез Паскаль

Император Септимий Север, правивший на рубеже II и III веков... На его совести мученическая смерть тысяч христиан, в том числе Фелициты и Перпетуи в Карфагене. Сохранившийся до нашего времени дневник Перпетуи позволяет нарисовать ее живой образ.

...Римляне схватили ее и других христиан в городе Тубурбо (современная Тебурба в сорока километрах от Карфагена). Многие из них только стали христианами. Фелицита и Ревокат, ее возлюбленный, были простого происхождения, тогда как Перпетуя принадлежала к одному из знатных семейств города. Родители Перпетуи позаботились о ее воспитании, дав ей блестящее образование. Весь город еще говорил о ее недавно состоявшейся свадьбе с местным аристократом.

Когда их схватили, то человек по имени Сатур, проповедовавший им Евангелие, донес сам на себя, чтобы разделить с ними их участь, подобно тому, как они разделили с ним его веру. Всех отправили в Карфаген, в тюрьму, примыкавшую ко дворцу проконсула, расположенному на склонах Бирсы. Заключенным грозила смертная казнь, если они не откажутся от своей веры.

Перпетуя была молода и красива, ее благородство внушало чувство уважения. Она была рождена для счастья, для жизни в радости, когда другие разделяют твое веселье; она была способна и на героические решения, с неотвратимым упорством воплощая их.

У нее был ребенок - младенец, которого она кормила грудью до смертного часа и который скрашивал ей долгие дни заточения.

Ее стойкость не лишала ее чувствительности, скорее наоборот. Она продолжала глубоко и нежно любить своих близких, которые страдали из-за нее и хотели помочь ей. Собственные страдания ей были нипочем, но заставлять страдать тех, кого любишь, - это было для нее настоящим мучением. Сокрушаясь при виде горя своих близких, она утешалась, убеждая себя, что наступит день -  и они одобрят ее решение, разделив с нею надежду на вечное блаженство. И, тем не менее, она разрывалась между своей дочерней любовью к отцу, собственной материнской любовью и своим желанием отстоять веру, зародившуюся в ее сердце. И лишь о своем муже она ничего не написала в дневнике, и это осталось неразгаданным секретом.

А какая нежность в отношениях между Фелицитой и Перпетуей! Одна заботилась о том, чтобы не пострадало целомудрие другой. Какое взаимопонимание между этими молодыми христианками, сколь они женственны в самом благородном смысле этого слова!

В тюрьме она в первую очередь думала о своем младенце. В минуты, когда можно было нянчить его, она пребывала на вершине счастья. Материнская любовь оказалась самым уязвимым местом этого великого сердца. "Посмотри на своего сына, который не сможет жить без тебя", - упрекал ее отец. Эта сцена повторялась и на заседаниях суда. "Отец появился с моим сыном, - записала Перпетуя в свой дневник. - Отведя меня в сторону, он говорил мне умоляющим тоном: "Сжалься над своим ребенком".

Судья, явно растроганный, также по-отечески наставлял ее: "Пощади своего сына! Откажись от веры!". Однако молодая женщина оставалась непреклонной.

...В день казни обреченные покинули тюрьму и направились в амфитеатр. Их лица были светлы, они были прекрасны. Перпетуя шла последней, степенным шагом... У входа на арену на женщин хотели надеть наряд жриц Цереры. Перпетуя, как свидетельствует очевидец, решительно воспротивилась этому: "Мы пришли сюда по доброй воле защищать нашу веру и свободу. Неправда должна отступить перед лицом правды".

Перпетуя беспокоилась за Фелициту. Когда она увидела ее, бледную, с большим трудом поднимавшуюся на ноги, она подошла к ней и протянула ей руку, помогая подняться.

В последний момент она обратилась к присутствующим с просьбой передать семье и другим христианам ее последнее пожелание: "Будьте крепки в вере! Любите друг друга!"

svyatsy.ru