Кострома. Главная святыня. Святыни костромы


Кострома. Главная святыня. / Интересные места

Главная святыня Костромы – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – хранится в Костромском  Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. Феодоровская икона считается также покровительницей православной семьи и молодежи.

 

 1

 

 

 2

 

 

   История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали св. вмч. Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а св. вмч. Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

 

   В день обретения Феодоровской иконы, 16 (29) августа, в память этого события совершался крестный ход со святыней из кафедрального собора на Запрудню. Традиция таких крестных ходов была прервана лишь в советское время и возобновилась в 1991 г.

 

   Перед Феодоровской иконой молились все русские цари. Св. благоверный князь Димитрий Донской молился перед ней об упокоении душ православных воинов, павших в Куликовской битве.

 

3

 

   Феодоровская икона Божией Матери никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. В 1991 г. святыня была перенесена в возвращенный Церкви Богоявленско-Анастасиин собор.

 

   В 2001 г. положено начало традиции крестных ходов с Феодоровской иконой в различные города России. В 2001 г. икона побывала в Москве и Екатеринбурге, в 2002 г. – в Архангельске, Соловецком монастыре и Санкт-Петербурге. В ходе этих путешествий святыне смогли поклониться сотни тысяч верующих.

letobudet, 12 декабря 2010 в 04:37

Выделить в результатах поиска

Дополнительно

imesta.ru

святыни Костромы и области: описание

В рукописи 1773 года, что хранится в костромских архивах, есть строки, в которых значится, что уже в XVII веке в Костроме насчитывалось 40 церквей и 5 монастырей.Часть из них дожила до наших дней в первозданном виде, не поддавшись ни пожарам, практически дотла уничтожавшим город, ни политическим натискам последнего столетия.

Ипатьевский монастырь с высоты

И теперь взглядам православных верующих и светских туристов предстают златоглавые купола десятков костромских храмов и монастырей.

Самый известный и почитаемый – Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. В 1613 году в стенах Ипатьевского монастыря первый российский царь рода Романовых – Михаил, взошел на российский престол. Тогда началась история монаршего рода, и впоследствии каждый российский император считал долгом в начале своего правления посетить Кострому.

Богоявленско-Анастасьин монастырь

Другой монастырь – женский Богоявленско-Анастасиин является хранилищем одной из главных святынь православных – Феодоровской иконы Божией Матери. Иконы, которая более 700 лет покровительствует православным верующим. Еще Александр Невский брал икону с собой в военные походы, перед ее ликом принял монашество.

Церковь Воскресения на Дебре – прекрасный пример посадского храма, построенного «всем миром». Большую художественную ценность представляет стенопись церкви, выполненная в 1670 году артелью знаменитого Гурия Никитина, который также расписал и Троицкий собор Ипатьевского монастыря…

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на Дебре

Но эти короткие строки – лишь упоминание о трех костромских святынях. А их – десятки. Посетите костромской край, побывайте в святых местах и прикоснитесь к истории.

Другие туристические бренды Костромы и области

lifekostroma.ru

Паломничество в Костромскую область – Азбука паломника

Россия

Костромска́я о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ. Административный центр - город Кострома.

Православие в Костромской области

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.

« Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »

С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем – после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.

Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий.

18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить во Владимире, Костроме, Переславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.

Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года , императрица Елисавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.

Подробнее...

Населённые пункты

Кострома

Святыни Костромской области

Монастыри Костромской области

Все монастыри Костромской области

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Дата основания: 1426

Архитектор:

1990-е: Васильев Л. С.: - реставрация

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26

Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок "Безбожник". В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители.

Подробнее...

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Телефон: (4942) 37-22-41; (4942) 31-25-89

E-mail: [email protected]

Web: http://ipatievsky-monastery.ru/

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Подробнее...

Знаменский женский монастырь (Кострома)

Дата основания: 1993

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Web: http://kostroma.cerkov.ru/

Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.

Подробнее...

Храмы Костромской области

Основные храмы

Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехты)

Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.

В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочённый иконостас, выполненный Костромскими мастерами-Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.

Адрес: Россия,Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34

Телефон: +7 (910) 809-17-67

Электронная почта: [email protected]

Подробнее...

Церковь Богоявления (Красное-на-Волге)

Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Церковь расположена на Красной площади. Является единственным каменным шатровым храмом, оставшимся в Костромской области. Памятник архитектуры федерального значения.

Церковь Богоявления Господня — это единственный каменный шатровый храм в Костромской области XVI века. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.

Адрес: 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область

Телефон: +7 (49432) 2-75-76

Электронная почта: [email protected]

Подробнее...

Никольский храм (Незнаново)

Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах.

О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях.[1]

В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде, был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792).[2]

Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно.

Адрес: Костромская область, Нерехтский район, с. Незнаново

Телефон: +7-910-661-91-36 (протоиерей Сергий)

Подробнее...

Где остановиться

Детский православный лагерь при братстве прп. Авраамия Городецкого с. Святица

Действует с 2004.

Братство прп. Авраамия Городецкого было создано при Свято-Покровском Авраамиево-Городецком мужском монастыре с. Ножкино. В лагерь принимаются дети из воцерковленных семей. Необходима предварительная договоренность родителей с администрацией. Дети проходят собеседования с директором лагеря. Вносится посильная оплата. Заезд с 15 июня, проводится 2 смены по 20 дней. В настоящее время при братстве продолжается строительство детского приюта, требующее значительных финансовых вложений.

Адрес: Россия, Костромская область, Чухломской район, с. Святица

Телефоны: +7 (49441) 2-13-79

Фото

  • Церковь иконы Божией Матери "Знамение"

  • Церковь Воскресения Христова на Дебре

  • Знаменский монастырь. Вид сверху

  • Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Ссылки

Кострома. Фоторассказ о. Константина Пархоменко

Костромская митрополия

azbyka.ru

Святыни костромской земли - Sazonow.Ru

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволж­ского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

001По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Нев­ского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кост­рому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне (воздвигнутому на месте явления святыни). Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

00214 марта (по старому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи (в том числе все российские императоры, начиная с Николая I) считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

003В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня (учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви). С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Кост­ромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

004По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь и Киев, посетила многие города Украины.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход (в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей) в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

В ответ на многочисленные пожелания костромичей и паломников, притекающих со всего мира к чудотворному образу Царицы Небесной, Костромская епархия, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приступила к сбору средств и разработке проекта по воссозданию драгоценного оклада для Феодоровской иконы Божией Матери.

005Образ Спаса Нерукотворного является главной святыней Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. По одному из сохранившихся преданий, икона была написана в ХIII веке по повелению костромского князя Василия Ярославича для учрежденного им на реке Запрудне, на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, монастыря в честь Нерукотворного образа Спасителя.

История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией, совершавшихся по молитвам перед этой святой иконой. Особенно памятным для жителей Костромы был 1853 год. Страшная эпидемия холеры поразила весь город. Ни искусство врачей, ни молебные пения в церквях о прекращении всеобщего бедствия не смогли остановить смертоносной язвы – она все более и более усиливалась. Бедствия прекратились только тогда, когда согласно откровению, во сне полученному неким гражданином, вокруг города был совершен крестный ход с запрудненским образом Спасителя. Плоды этой усердной молитвы были явлены весьма скоро, и, по свидетельству современников, уже через неделю в городе были закрыты все холерные больницы.

С 1857 года образ из Спасо-Запрудненской церкви по распоряжению архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского) участвовал во всех ежегодных, называемых генеральными, крестных ходах по Костроме.

19 мая 1913 года образ Спасителя был несен в крестном ходе из Успенского кафедрального собора в Ипатьевский монастырь для встречи прибывших туда в связи с 300-летием Дома Романовых святого страстотерпца императора Николая II и членов Царской фамилии.

Традиция изнесения чудотворного образа Спаса Нерукотворного для участия в общегородском крестном ходе в день празднования явления Феодоровской иконы Божией Матери 29 августа была возрождена в 2004 году. 

006007Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол.

В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

008Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора.

Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым.

В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых ХIХ столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.  

В 1847 году в Костроме вновь случился страшный пожар. Нещадное пламя уничтожило внутреннее убранство Смоленской церкви, однако, как и в пожаре 1779 года, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой. Весть об этом чуде мгновенно облетела всю Кострому, и, по свидетельству современника, «многие толпы народа, стоявшие вблизи Смоленской церкви, с верою и благоговением повергались пред этим ликом Богоматери, прося Ее о заступлении и спасении горевшего города».

Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченой ризой. Многие годы оклад украшал древнюю святыню, прославившуюся не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудотворениями, являемыми через нее силой благодати Божией.

В 1920 году, несмотря на активное сопротивление верующих, Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церковных ценностей.

В 1990 году Смоленский храм, в котором долгие годы находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, некогда сохраненная в огне опустошительных пожаров, оказалась сильно поврежденной – от изображения остались практически одни контуры. Реставраторы сделали неутешительные выводы: изображение Божией Матери полностью утеряно, и икону нужно писать заново. Однако случилось чудо – одна из членов экспертной комиссии все-таки взяла вату и спирт и сделала пробный мазок. Внезапно на месте мазка появился глаз Богородицы, затем другой. Произошло чудесное обновление иконы – казалось бы, навсегда исчезнувшее изображение восстановилось. Опытные реставраторы были поражены этим чудом: такого за 50 лет своей работы они никогда не видели.

23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза.    

009Галичская икона Божией Матери «Умиление» была обретена великим подвижником костромского края преподобным Авраамием Городецким, Чухломским чудотворцем, в 1350 году близ града Галича.

Как и его великий духовный наставник – игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский – преподобный Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера.

Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Матери Господней». Исполнив повеление, преподобный увидел на вершине горы на одном из деревьев икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.

На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель – первую из четырех монастырей, созданных им в пределах костромского края. Икона Божией Матери «Умиление», прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.

 

 

 

 

010Овиновская икона Пресвятой Богородицы была явлена галичскому боярину Иоанн Овину в 1425 году. В Сказании о явлении этой иконы повествуется, что Иоанн Овин в Николаевском монастыре г. Галича взамен обветшавшей Никольской церкви задумал построить новый храм. В воскресный день он вышел посмотреть место строительства и по приближении к монастырским воротам увидел двух прекрасных юношей, которые навстречу ему несли икону Божией Матери. Юноши, в образе которых явились ангелы Божии, отдали боярину икону и заповедали на месте старого храма построить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иоанн исполнил данное ему поручение, однако вскоре новая церковь загорелась и была полностью уничтожена огнем. Это несчастье послужило к прославлению святой иконы. Вынесенная из пламени преподобным Иаковом Галичским икона, несмотря на то, что на ней расплавились все металлические украшения, сохранилась невредимой.

Из истории Паисиева монастыря известно другое замечательное событие, связанное с Овиновской иконой. Когда великий князь Василий Темный, воюя со своим дядей галичским князем Георгием, в 1433 году взял Галич, он перенес чудотворную икону со всеми ее драгоценными украшениями в Москву и поставил в храме. Однако в ту же ночь икона невидимою силою была перенесена на прежнее место.

После закрытия Паисиево-Галичского монастыря Овиновская икона бесследно исчезла. Ее явление совершилось в годы Великой Отечественной войны – икону нашли в лесу дети.

7 декабря 2004 года для чудотворной Овиновской иконы Божией Матери была освящена новая серебряная риза, украшенная эмалью и драгоценными камнями.

 

011 Словинская икона Пресвятой Богородицы была явлена в 1628 году жителю деревни Шерстнево Галичского уезда Титу Гаврилову, больному чрезвычайным расслаблением тела, в церкви, стоявшей без пения более 60 лет и чрезвычайно обветшавшей. По благословению Патриарха Филарета на месте явления иконы был построен монастырь, который существовал до 1764 года.

 

 

012 Смоленская-Полонская икона Божией Матери. По преданию эта икона была явлена одному православному воину, находившемуся в плену (по-старославянски «в полону») у татар. Воин имел при себе список Смоленской иконы Божией Матери и усердно молился перед ним о спасении из плена. Его молитва была услышана: воин совершил побег и благополучно достиг своей родины – села, которое ныне носит название Спас-Верховье (дореволюционное название – погост Верховье Галичского уезда). Здесь икона была помещена в местном Преображенском храме, где и пребывала неотлучно в течение многих столетий.

 

013И014ерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале ХVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе. Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога; бугор этот со временем сгладился, а остался только видимый и доселе на руке ее знак, как будто на том месте была болезнь».

 Икона была украшена серебряной позолоченной чеканной работы ризой весом 34 фунта 84 золотника. Список с иконы, написанный также Корнилием, ежегодно выносился из обители для совершения молебнов по Макрьевскому, Юрьевецкому и Кинешемскому уездам. Празднование чудотворной иконе совершалось три раза в год: во второе воскресение святой Четыредесятницы (в память написания ее), 13 июля (в память избавления обители от пожара) и 20 августа (в память освящения иконы при игумене Леонтии (1711-1714), который составил особую службу Богородице).

С Иерусалимской иконы Божией Матери иеромонахом Кривоезерской пустыни Никоном в 1825 году была сделана точная копия и отправлена на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, где стала почитается как чудотворная.

В 1928 году один из списков афонской копии Иерусалимской-Кривоезерской иконы был в качестве подарка послан императрице Марии Феодоровне, проживавшей на своей родине в Дании и тяжело болевшей. Впоследствии этот список, известный под именем «плачущей Копенгагенской» иконы Божией Матери был прославлен мироточением.

 

015Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен.

016После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли.

После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

13 мая 2004 года Владимирский собор г. Нерехты был передан Церкви, и в его стены на прежнее место возвратилась Нерехтская икона Божией Матери.    

В Нерехте почиталась другая икона Божией Матери, которая также именовалась Владимирской. Спустя год после явления первой иконы ярославская вдова Екатерина Вавилова, услышав об основании в Нерехте девичьего монастыря, исполнилась усердием написать в новоустроенный храм запрестольный образ Владимирской Богоматери с изображением на обороте святых Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских, преподобного Алексия, человека Божия и святой великомученицы Екатерины, соименных ей и ее ближайшим родственникам. Икона была написана и вскоре прославилась чудесами, слух о которых быстро распространился, так что храм, в котором она стояла, не мог вместить всех притекающих к образу. Узнав о том, что предназначенная для Нерехты икона пребывает в Ярославле, горожане стали просить отдать образ, но получили отказ от ярославцев, заявивших, что у них нет другого сокровища драгоценнее Владимирской иконы. Лишь после обращения нерехтчан к патриарху Иоасафу икона была отдана и 1 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно встречена в Нерехте.

 

017Макарьевская икона Пресвятой Богородицы является чудотворным списком с иконы Божией Матери «Одигитрия», явленной в 1442 году преподобному Макарию Унженскому.

В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.

В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриар-шего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».

Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери (иконография которой является основой для Макарьевского образа). Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака.

В это время в монастыре сохранялась, видимо, и икона, явленная преподобному Макарию – в 1863 году архимандрит Платон писал, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Судьба Макарьевской иконы и ее прообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.

 

018 Чтимый список Макариево-Унженского монастыря с Тихвинской иконы Божией Матери был написан в 1716 году настоятелем Троицкой Кривоезерской пустыни, бывшим изографом Оружейной палаты, Корнилием (в миру Кириллом) Улановым. Сначала икона стояла в церкви Рождества Богородицы села Коврово (ныне город Макарьев), затем была перенесена в монастырь, а в ХIХ веке – в Александро-Невский собор. Икона не сохранилась, единственный известный список находится в музее города Юрьевца.

 

Смоленская Игрицко-Песоченская икона Божией Матери была обретена 12 июня 1622 года пастухами деревни Савинской в церкви святителя Николая Чудотворца погоста Игрицы (или Игрищи) на реке Песочне. Войдя в полуразрушенную, «зело престаревшуюся» церковь, пришедшую в запустение после моровой язвы 1571 года, пастухи обнаружили в алтаре храма образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», сияющий красками, «яко новописан». От иконы стали происходить чудотворения, первым из которых стало исцеление местного помещика Емельяна Ивановича Исаева, пораженного в течение 5 лет слепотой.

 

 

Вскоре, в 1624 году, на месте обретения иконы по благословению Святейшего Патриарха Филарета был основан монастырь. С 1792 года из Песоченско-Игрицкого монастыря, ставшего одной из самых значимый иноческих обителей костромской земли, с Игрицкой иконой Божией Матери в Кострому ежегодно совершался крестный ход.

В 1932 году, после закрытия последнего храма Песоченской обители, Игрицкая икона Божией Матери хранилась в Воскресенской церкви села Любовниково. В 1958 году святыня была похищена из храма, ее дальнейшая судьба неизвестна.

 

sazonow.ru

Описание Костромы | Православные паломничества

Описание Костромы

Кострома - город в России, административный центр Костромской области, крупный порт на Волге.

По преданию, город был основан в 1152 (по версии Василия Татищева), в ходе экспансии князя Юрия Долгорукого в Поволжье. Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В этом году ростовский князь Константин сжёг принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов . В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома была сожжена войсками Батыя, разорившим все волжские города «до Галича Мерьского».

Кострома, торговые ряды

После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Фёдора Стратилата, имя которого он носил в крещении.

В 1246 год город отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества.

В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав её тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.

В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор ее история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В том же Ипатьевском монастыре был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и таким образом Кострома стала родиной царской и императорской династии Романовых.

В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

С 1778 года Кострома - губернский город. С 1786 по 1796 годы должность правителя Костромского наместничества занимает Ламб, Иван Варфоломеевич. В 1790-х Костроме работало уже пять суконных фабрик, город выходит на первое место в России по производству льняных тканей.

В 1905 году в Костроме создается один из первых в России Советов рабочих депутатов.

После революции, 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

 

Сайт:   http://www.gradkostroma.ru

Предложения паломнических поездок

palomniki.su

Кострома, музеи и достопримечательности, Ипатьевский монастырь

Замечательный волжский город Кострома лежит довольно далеко от столицы. За один день если и обернёшься, то только галопом. Мне, к счастью, нередко доводилось бывать в Костроме,  поэтому и картинки будут то осенними, то зимними, то летними. 

Первое, что бросается в глаза, когда спускаешься к городу с Волжского моста — это изумительный древнерусский храм Воскресения на Дебре.    Построил эту церковь костромской купец Кирилл Исаков, торговавший с Англией. Он закупал там заморскую краску. Однажды среди бочонков с краской ему попался один, полный золота. Будучи честным человеком, Исаков решил употребить золото на богоугодное дело и построил на эти средства каменный храм. 100 лет тому назад во время торжеств, посвящённых 300-летию дома Романовых, церковь посетил Николай II с своими 4-мя дочерьми.  Государь вместе с Ольгой,Татьяной,Марией и Анастасией поднимался на соседнюю колокольню Знаменской церкви и любовался панорамой волжских берегов.

Колокольня служит доминантой прибрежной части Костромы. Скромная Знаменская церковь начала XIX века  была возведена рядом с Воскресением на Дебре как тёплый зимний храм.  Колокольню сломали в советское время и лишь в начале XXI века Нижняя Дебря вновь украсилась этим изящным сооружением.

Древняя Кострома начиналась отнюдь не на Дебре, ведь дебря — это дремучий лес. По Василию Татищеву  Кострому основал наш дорогой и бесконечно любимый князь Юрий Долгорукий, о чём напоминает стоящий в центре города памятник, слава Богу не Зураба нашего Церетели, а Церковникова.

Костромской  Град послужил надёжным убежищем Дмитрию Донскому во время нашествия Тохтамыша в 1382 году. А в 1413 году деревянные стены и башни сгорели. Стоял тот древний Град на пригорке  прямо напротив этого купеческого особняка.

Новый Кремль был возведен несколько ниже по течению на крутом волжском берегу по повелению Василия I.  В Кремле был возведён великолепный соборный ансамбль, состоявший из Успенского и Богоявленского соборов (прям, как в Московском Кремле, только Архангельского не хватает 🙂 ), колокольни и 2 домов архиерейского подворья. Только эти дома и уцелели после безжалостной «чистки» 1934 года.

фото взято отсюдаЗато теперь в Кремлёвском саду стоит самый невероятный в нашем царстве-государстве памятник Ленину. «Вождь» возвышается на пьедестале так и незаконченного памятника ЗОО-летию династии Романовых (ну вот — опять зоолетие 🙂 ) и,по моему скромному мнению, отражает всю глубину парадоксальной сущности нашего зазеркалья тридевятого царства.Кострома точно знаменита не Ульяновым, который здесь и не бывал никогда, ведь в Швейцарии ему явно было уютнее. Бесспорный, как сейчас говорят, бренд Костромы — это Иван Сусанин.

Да-да, тот самый, что отдал жизнь за царя. А ещё говорят, что Сусанин был первым гидом-переводчиком, работавшим с иностранными группами на «Золотом кольце» 🙂 Однако, по мнению костромского коллеги Иван Сусанин не владел польским языком, а работал с иноземцами под перевод.

Старинный памятник Ивану Сусанину был разрушен коммунистами. Какой же он герой, если жизнь за царя отдал?! Но всё возвращается на круги своя и к 400-летию Дома Романовых в Костроме должны восстановить ту самую памятную колонну с бюстом Михаила Романова и коленопреклонённым Иваном Сусаниным.

От  Костромы(финно-угорского «кострума»-укрепления) времён Юрия Долгорукого не осталось ничего. От романовских времен осталась разве что знаменитая Феодоровская икона Богородицы, хранящаяся в кафедральном Богоявленском соборе.

Снимать не только в соборе, но и на территории  строго запрещено, а снаружи не особо получается. Чтобы заснять собор пришлось обойти вокруг, забраться во двор, поросший бурьяном, и только оттуда ухитриться сделать снимок.Кафедральный собор XVII в стоит на территории женского Богоявленско-Анастасьина монастыря и, по совместительству, служит монастырским храмом.  Посторонним вход в монастырь практически запрещен, фото и видеосъемка — тем более. Попасть в собор можно войдя сквозь надвратную башню-колокольню…в длинную закрытую галерею, которая приведет Вас не в сам собор, а в краснокирпичную пристройку начала ХХ в. В ней и находится Феодоровская икона. В советское время икона была черным-черна, в 90-е годы начала самообновляться, светлеть.  Старинный храм обращен в алтарь и доступа туда нет.

Еще можно зайти в церковь Смоленской иконы Богородицы, изначально возведённую в 1823 году, а затем перестроенную в «византийском стиле» в конце ХIХ в.От монастыря продолжим путь по Богоявленской (Симановского) ул.Сразу за монастырем стоят когда-то роскошные «Третьяковские дома». Построены вовсе не Павлом Михайловичем и, даже, не его братом Сергеем, совладельцами «Большой Костромской мануфактуры», а  выходцем из Судиславля Петром Третьяковым. Издалека дома поражают воображение богатством отделки, несвойственным провинциальному городу……а вблизи — удручающим состоянием. Похоже, что с 1917 года  их никто и не ремонтировал 🙁Дальше по улице стоят  купеческие домики один краше другого. Деревянный дом с замечательными резными наличниками и подзорами принадлежал не купцу, а архитектору Аркадию Смурову. Последний был большим любителем деревянного зодчества.К сожалению он только с фасада деревянный, а изнутри — кирпичный. Ведь оригинальное здание пришло в ветхость, а отстроили его уже из кирпича, закрыв сверху деревянной «декорацией».

Каменный особнячок с налетом провинциального модерна пристроен к старинному дому XVIII века. в пристройке находилась шляпная мастерская Маянцева.А на его фасаде укреплена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь родился Фёдор Волков. По словам знатока костромской старины доску до дома Волкова просто не донесли — уж больно тяжёлой она оказалась.И, наконец, дивной красоты деревянная ограда гауптвахты…Гауптвахта — это одно из украшений главной площади города, официально именуемой Сусанинской. Сквер в центре площади местные жители в просторечии именуют «сковородкой».Гауптвахта входит в административный ансамбль Костромы, возведенный по «высочайше конфирмованному плану» после визита в город Государыни Екатерины II.  Пожарная каланча, стоящая чуть южнее гауптвахты, служит символом города. Эта каланча, наверное, самая красивая во всей России. Гауптвахту и каланчу построил губернский архитектор  Петр Иванович Фурсов в 30-е годы XIX века.Полукруглая площадь, от которой веером расходятся радиальные улицы, названа была Екатеринославской. На ней велено было строить только казенные здания. Однако один из самых приметных на площади  — частный дом генерала Семёна Сергеевича Борщева, героя Отечественной войны 1812 г. Сам Борщев не жил в  своём особняке. Он был назначен сенатором и перебрался в Петербург. В 1849 году особняк приобрёл купец А.Первушин и устроил в нём первостатейную гостиницу «Лондон». Как тут не вспомнить М.Ю.Лермонтова, писавшего, правда, не о Костроме, а о Тамбове: » … Трактиров — два, средь них один — «Московский», а другой — «Берлин». В этой гостинице останавливались император Николай I, наследник цесаревич Александр (II) со своим воспитателем В.А.Жуковским. Бывал здесь и Н.А.Некрасов. Согласно некоторым источникам Александр Дюма-отец, будучи в Костроме, также остановился в этой гостинице. Уж не здесь ли он пил чай «под развесистой клюквой»? 🙂А собственно «Присутственные места» оказались сдвинуты на восточную сторону площади. Главное казённое здание губернии нарисовал петербургский зодчий А.Д.Захаров более 200 лет назад. Он предполагал построить этот корпус прямо в центре площади. Однако строил его местный архитектор Метлин. Именно Метлину принадлежит блестящая идея сместить корпус Присутственных мест из центра площади на восток, подчеркнув таким образом её продольную ось.Теперь здесь расположилась мэрия с многочисленными мэрскими чиновниками.Теперь пройдемся немного по Павловской ул.(пр.Мира) Здесь стоит внушительное здание Романовского музея, возведенное к… 300летию Царствующего Дома Романовых естественно. Проект здания, составленный Н.Горлицыным, утверждал лично Николай II. Его Величество почтил своим присутствием церемонию открытия музея.Соседнее здание Благородного собрания, весьма скромное на вид, было построено ещё в 1780 г. для купца Дурыгина. В 1838 году дом перестроили для Благородного дворянского собрания. К сожалению у меня нет фото его изысканных интерьеров: двусветного Белого зала, Золотого или Екатерининского зала и изящной чугунной Парадной лестницы. В следующий раз постараюсь исправиться.

Вернувшись на  «сковородку», стоит найти на нейтрогательную скульптуру-копилку для пожертвований в помощь брошенным и бездомным животным. В последний приезд в Кострому копилка была полна. Еле-еле запихнул туда десятку.

Ансамбль костромского центра состоял из трёх комплексов: полностью утраченного соборного, полностью сохранившегося чиновничье-административного и колоссального, самого большого на Волге торгового. Комплекс торговых рядов в Костроме состоит из более чем 2 десятков зданий и поражает своими масштабами.Через дорогу от  каланчи стоят Большие Мучные ряды. Когда-то в них торговали только хлебом — в каждой арке была одна мучная лавка. Сейчас здесь торгуют всякой всячиной. В  Мучных рядах находится городской рынок.Симметрично им возведены Красные ряды(их еще зовут Гостиным двором). Красные ряды были предназначены для «красного» товара — тканей, украшений и т.п. На южной стороне  Гостиного двора стоит колокольня……церкви Спаса что на Торгу. Видать, чтили наши купцы Спасителя, свечки ему за успех торгового дела ставили.Позади Красных рядов на склоне волжского берега стоят Пряничные ряды. Неужто во всех здешних лавках  пряниками торговали?Вроде ряды и невелики, но так только кажется. На первом фото — фасад, а на втором — тот же корпус, но со стороны двора. Сзади те же ряды имеют 2, а то и 3 этажа.Вот так  выглядят  со двора соседние Зеленные ряды. Сейчас в них торгуют…золотом. Не только Спас, но и Никола покровительствуют торговому делу. Николе посвящена часовня рядом с  бывшей Народной чайной и Биржей. Часовня и Народный дом стоят на улице Молочная гора. В здешних рядах торговали молоком, сметаной, творогом. Товар держали на льду в глубоких подвалах — лЕдниках.Внутри Красных рядов стоят 6 корпусов Мелочных рядов. В них торговали мелочью — пуговицами,тесемками,лентами,гребнями и т.п. Внизу находились лавки, а под крышей — освещенные полукруглыми  окошками — купецкие конторы или, по старинному, амбары.К востоку от Красных рядов стоят ряды овощные или табачные. Вот интересно, табак это овощ, фрукт или все ж таки зелье?А за углом есть ещё и  масляные ряды.

В Ипатьевском монастыре, наверное, побывали уже все, кто мог. Но мимо все равно не пройдешь. Как писал А.Дюма-отец : «В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии — озера, как в Италии — вулканы. Наступает момент, когда и горы, и озера, и вулканы становятся уделом вашего сознания, все их посещают, но никто их не описывает.»Я, все же, рискну. По преданию монастырь основал татарский мурза Чет, отправившийся к Ивану Калите и смертельно заболевший под Костромой. На месте монастыря ему явились Богородица с апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским. Мурза уверовал во Христа, крестился, после чего выздоровел и основал на памятном месте монастырь во имя священномученика Ипатия. От мурзы Чета ведет свое начало род Годуновых, которые неустанно заботились об этой обители и вносили туда богатые вклады. Часть вкладов Годуновых, также, как и дары Романовых, представлены в церковно-археологическом музее на территории монастыря.

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1435 году. В это время на Русской земле немилосердно враждуют между собой Василий Тёмный с одной стороны, и Василий Косой с Дмитрием Шемякой  — с другой. Монастырь упомянут в связи с заключением мирного докончания между «противоборствующими сторонами».

Главный храм освящен во имя Троицы. Построен был при Алексее Михайловиче в 1652 году вместо прежнего, разрушенного взрывом пороховой казны. Спустя 2 года замечательный костромской мастер Гурий Никитин начинает расписывать храм.  В его роду не было иконописцев, но Господь даровал мастеру большой талант. Благодаря Божьему дару и трудолюбию Гурий Никитин стал старшиной костромских мастеров. Он не был женат и отдал всего себя художеству. Известно, что умер он в 1691 году и «двор его пуст».

За фотографирование в храме братия берет совсем не божеские деньги — 500 р. Кроме того во время службы фото запрещены. Посему ограничимся фасадом собора и стоящей рядом звонницей.

На берегу реки Костромы, у впадения которой в Волгу и был основан монастырь, стоит надвратная церковь с очень редким освящением во имя  Дарьи и Хрисанфа. Построили её в конце XIX в.Водяные ворота монастыря закрыты, а входят в обитель через триумфальные Екатерининские ворота, специально построенные  к приезду Государыни-Матушки и украшенные ее вензелем.С внутренней стороны на воротах изображено Всевидящее око.В пределах монастырских стен стоят «палаты Романовых», «реставрированные», как это понимали 100 лет тому назад к юбилею династии.В них устроена экспозиция церковного музея.Ипатьевский монастырь стал местом зачала династии Романовых. Не могу не упомянуть о страшном совпадении: Ипатьевский дом в Екатеринбурге стал местом конца династии.  14 марта 1613 года в стенах Ипатьевского монастыря Великое Московское посольство уговорило инокиню Марфу — матушку Михаила Романова  согласиться на избрание её сына Государем Московским и Вся Руси.  Марфа совершенно справедливо опасалась за жизнь своего сына, ведь таких избранных царей в смуту было несколько и большинство из них плохо кончили. Лишь после 6 часов переговоров Марфа дала своё согласие. С весны 1613 года из стен Ипатьевского монастыря ведёт свою историю династия Романовых. В центре монастыря установлен памятный столб (или обелиск), посвященный все тому же 300-летию Дома Романовых.

Ипатьевский монастырь, побывавший в ХХ веке рабочим городком и Костромским музеем-заповедником, был возвращён церкви в 2005 году. Однако он по прежнему остаётся главным туристическим объектом Костромы. Рядом раскинулся льняной рынок, для меня малоинтересный. Зато Ипатьевская слобода, прилегающая к монастырю, оказалась в стороне от туристических троп. В слободе стоит  Иоанно-Богословская церковь середины XVII в. Узкие улочки, застроенные деревянными домами, как нельзя лучше подходят к этому храму. Или, наоборот, церковь как нельзя лучше вписана в эти улочки. Храм окружает старинная ограда, в которую встроены Троицкая часовня…и святые врата.Щербатый асфальт  густо усыпан осенней листвой, церковь закрывают разросшиеся старые деревья. Это место дышит особым покоем и благолепием, столь разительно контрастирующим с суетой перед Ипатьевским монастырем. Всего-то сотня метров в сторону — и попадаешь в совершенно иной мир.Если Ипатьевский монастырь — это крайняя западная точка Костромы, то терем Снегурочки можно считать её восточным пределом. Конечно, за теремом город тянется ещё на добрую пару километров, но это сталинские и современные кварталы, где царём Берендеем и не пахнет 🙂

За Снегурочку Кострома должна быть благодарна А.Н.Островскому, придумавшему Берендеево царство и поселившему Снегурочку в Щелыково. Но добираться до этого Щелыкова ох как неблизко. Посему и построили терем Снегурочки в губернском городе.

Скучать у Снегурочки не принято.

Да и не даст скучать красавица. Сказку расскажет, потешками потешит, в ледяной комнате из ледяных чарок угостит чем положено  🙂

kraeved1147.ru

Кострома - Костромская область - Святые места

Кострома - город в России, административный центр Костромской области, крупный порт на Волге.

По преданию, город был основан в 1152 (по версии Василия Татищева), в ходе экспансии князя Юрия Долгорукого в Поволжье. Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В этом году ростовский князь Константин сжёг принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов . В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома была сожжена войсками Батыя, разорившим все волжские города «до Галича Мерьского».

После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Фёдора Стратилата, имя которого он носил в крещении.

В 1246 год город отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества.

В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав её тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.

В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор ее история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В том же Ипатьевском монастыре был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и таким образом Кострома стала родиной царской и императорской династии Романовых.

В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

С 1778 года Кострома - губернский город. С 1786 по 1796 годы должность правителя Костромского наместничества занимает Ламб, Иван Варфоломеевич. В 1790-х Костроме работало уже пять суконных фабрик, город выходит на первое место в России по производству льняных тканей.

В 1905 году в Костроме создается один из первых в России Советов рабочих депутатов.

После революции, 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

 

Сайт:   http://www.gradkostroma.ru

svyatsy.ru