Ангкор (столица государства кхмеров). Та пром камбоджа википедия


Храмы Камбоджи: Та Пром (Ta Prohm)

Я в своем старом блоге показывал старым френдам почти все знаменитые храмы Камбоджи. К сожалению, теперь постов не осталось, а мне бы хотелось иметь у себя напоминание об этом чуде древних цивилизаций. Вот и сейчас не смог пройти мимо фотографии одного из храмов. Давайте расскажу еще раз, на более качественном уровне, а если френдам понравиться то и продолжим изучать Камбоджу.

Product placement (англ.), размещение продукции  -  приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах,  на иллюстрациях и картинах,  имеет реальный коммерческий аналог.

Неизвестно, знаком ли властям Камбоджи термин product placement, но то, что они удачно воспользовались им на всю катушку – факт. Произошло это с выходом в свет в 2001 году голливудской ленты «Лара Крофт: расхитительница гробниц». Натурные съемки проходили в Камбодже. Анжелина Джоли в главной роли традиционно ловко прыгала, метко стреляла и, выгодно подчеркивая формы, взбиралась по древним развалинам и воздушным корням гигантских деревьев. Так широкой публике был представлен Та Пром, храм, признаваемый многими визитной карточкой Ангкора – остатков огромной и мощной средневековой империи Камбуджадеша. Product placement сработал, деньги от туристов – вчерашней аудитории «Лары Крофт» - потекли в казну рекой…

Та-Пром (Ta-Prohm) это современное название храма в Ангкоре (Angkor), расположенного в провинции Сиемреап (Камбоджа). Храм был построен кхмерами в конце 12 начале 13 века. Первоначально этот храм имел название Раджавихара (Rajavihara). Храм расположен примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома и на южной окраине Восточного Барайа.

Та-Пром был основан кхмерским королем Джаяварманом VII как буддистский университет и монастырь.  Страна пребывала в зените своей славы – на троне сидел просвещенный монарх, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил – построил в память о ней монастырь. 

В отличие от большинства храмов Ангкора, Та-Пром остался практически в том состоянии, в котором его нашли - руины храма с вросшими в него джунглями. Именно такое причудливое состоянии храма сделало его одним из самых посещаемых храмов Ангкора и самой Камбоджи.

В те времена, как в Европе, так и в Камбодже, монастыри представляли собой небольшие настоящие города. Монахи несли службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества. А вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. Размеры его богатства впечатляли даже тогда, когда империя катилась к упадку.

Точное описание имущества Та Прома дал Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце XIII века. К храму к тому времени были приписаны:

3 140 деревень с населением почти 80 тысяч человек;

12 640  человек обслуживающего персонала, включая 18 высших священников и 615 танцовщиц;

500 килограммов золотых пластин;

35 алмазов;

40 620 жемчужин;

4 540 драгоценных камней;

512 шелковых паланкинов;

876 китайских покрывал;

523 зонтика от солнца.

Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том – город Джаявармана VII.

 Раджавихара ("королевский храм") был одним из самых первых построенных храмов согласно этой программе. Стела датирует храм 1186 годом.

Джаяварман VII построил этот храм в честь своей семьи. Главное храмовое изображение представляет Праджняпарамита (Prajnaparamita), олицетворение мудрости, моделью для которого послужила мать царя. Северным и южным спутником храма в третьем корпусе стали царский гуру и его старший брат. По существу, Та-Пром образует дополнительную пару с храмом Преа Хан, построенным в 1191 году, где основным изображением являются бодхисаттва Авалокитешвара, прототипом которого стал отец царя.

Стела храма повествует, что в храме жили более 12500 человек (включая 18 верховных жрецов и 615 танцовщиц). Также, дополнительно 80 тыс. человек в окрестных деревнях обслуживали храм. Стела также отмечает, что в храме были накоплены значительные богатства, включая золото, жемчуг и шелк. Активно развиваться храм продолжал аж до конца 13 века.

В 15 веке после падения империи кхмер, храм Та-Пром стал заброшен и забыт на протяжении нескольких веков. Храм обнаружили уже в 20 веке, когда началась программа восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма так впечатлил всех, что Та-Пром решили оставить в том виде, в котором он был найден. Тем не менее, было многое сделано для реставрации и укреплению руин храма, чтобы обеспечить безопасный доступ к нему туристов. На данный момент, как можно заметить, храм является уникальным памятником истории 2-х архитекторов - человека и природы.

Сегодня Та Пром - большой, но, в общем-то, ординарный храм – окутан особым очарованием. Кому-то из французов, ведших здесь раскопки, пришла в голову светлая мысль: а что, если мы оставим на месте деревья? Да, они разрушают древние стены. Но они же не дают им упасть! Реставраторы пощадили огромные баньяны с их воздушными корнями. Сохраненный симбиоз камня и дерева позволяет и нам увидеть Та Пром в том виде, что предстал перед изумленными первыми исследователями Камбоджи. В практике гидов нередки случаи, когда их клиенты сознательно ломают программу пребывания в Ангкоре, отказываясь от посещения других храмов ради повторного визита в Та Пром. Джаяварман VII блестяще увековечил память своей матери…

После того как храм был заброшен  на него наступили джунгли – неостановимо, величественно и эффектно. Сейчас настоящие пейзажи Та Пром намного фантазийней сконструированных кадров фильма «Жизнь после людей», предполагающего, что растения быстро скроют следы нашей цивилизации, если вдруг человек с Земли исчезнет.

Так и здесь – деревьям-исполинам совершенно все равно, есть ли тут какие-то постройки. Они вытянулись прямо – как такое возможно? – на потолочных сводах, обрамили входы и оконные проемы. Джунгли, кажется, захотели потягаться в величии с созданием человеческих рук и, конечно же, победили. Во всю высоту стен деревья выпустили огромные свисающие корни, вросшие прямо в мягкий песчаник стен и перекрытий. А уже там, над стенами, распустили крону. Но и камни не сдались без борьбы – уподобили себе, погубили деревья. Видимо, питания для корней на стенах оказалось недостаточно, кроны высохли, и теперь некогда живые великаны стоят художественным продолжением стенок.

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх надо человеком и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Джунгли надежно скрыли некогда многолюдный храм – теперь его издалека не заметишь. Так же обстояли дела и с другими постройками, например, с находящимся всего в километре комплексом Ангкор-Ват. В XIX веке, когда храмы вызвали интерес, Ангкор-Ват очистили от деревьев и максимально восстановили. А Та Пром – оставили так, уж очень он живописен. Двери, выглядывающие между корней, стали самыми узнаваемыми фотографиями Камбоджи. Странно было бы не снять ни одного загадочного фильма в этих декорациях – Та Пром стал съемочной площадкой для «Лары Крофт – расхитительницы гробниц».

Однако, с 2010 года в Та-Проме власти решили подойти более агрессивно к реставрации храма. Были убраны многие кустарники и деревья, также появились дорожки, площадки, а некоторые здания восстанавливаются практически с нуля.

Храм посещает огромная толпа туристов, особенно много китайцев. Они повсюду! Стараются везде пролезть без очереди, орут и толкают всех окружающих. Что бы сфотографироваться у знаменитого дерева, приходится стоять в очереди. Только настроишься, только прицелишься, как опять прибегает небольшая группка китайцев «в несколько миллионов», и приходиться всё начинать сначала.

На стеле храма сохранилась запись о том, что храм был домом для более чем 12500 человек, в том числе для 18 верховных священников, 2740 должностных лиц, 2202 сотрудников и 615 танцоров. Кроме того, в окрестных селах проживало около 80000 душ рабочих, которые занимались обслуживанием храма. Стела также отмечает, что в храме накопились значительные богатства. Среди имущества был набор золотых блюд весом более 500 килограмм, 35 бриллианта, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камня, 876 покрывал из Китая и 523 шелковых зонта.

Ta-Пром имеет всего лишь несколько галлерей с изображениями. Одно из объяснений этой нехватки заключается в том, что многое из оригинальных работ буддийского описания храма было уничтожено со стороны индуистских иконоборцев после смерти Джаяварман VII.

Деревья, растущие из-под развалин, пожалуй, самая отличительная особенность Та Прома. Преобладают два вида: Nudiflora Tetrameles и Ficus gibbosa. Забавляет то, что в фантастическом превышении масштаба стволы деревьев опутывают руины.

Камбоджа — очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант — взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:

Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:

Многие блоки пронумерованы,  в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:

Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично,

Давайте посмотрим по сторонам прям на месте нашей экскурсии. Нажимайте на картинки.

источникиhttp://turbina.ruhttp://www.planeta-universal.comhttp://vokrugmira.infohttp://xn--80aad5b0ag5b.kz

masterok.livejournal.com

при чем здесь Анджелина Джоли?

Наш читатель Игорь М. завершает свой рассказ о поездке в Ангкор. В сегодняшней статье – фото и рассказ про заросший джунглями храм Та Прохм в Камбодже, известный как Храм Анджелины Джоли. А также вас ждет поучительная история его создателя, короля Джаявармана VII, который из мудрого правителя превратился в тирана и самодура.

Продолжение. Начало рассказа читайте здесь:

Храм Та Прохм в Камбодже: скромный дар великой богине

Храм Та Пром в Камбодже (он же Та Прохм, а Википедия называет его Та Прум) – величественный храм, который построил король кхмерской империи Джаяварман VII. Этот монарх правил страной в 1181 — 1218 годах, почитал себя не менее чем воплощением Будды. А свою мать, соответственно, отождествлял с матерью всех божеств и богиней мудрости заодно. В ее честь он и построил Та Прохм.

За долгие годы запустения (напомним, комплекс Ангкор был заброшен с XV по XIX век) этот храм был отдан на милость джунглям, поэтому природа там основательно «похозяйничала». Но до недавних пор его специально не восстанавливали, чтобы можно было увидеть, что делают джунгли даже с такими монументальными творениями человека. Храм Та Прохм в Камбодже знаменит тем, что там растут хлопковые деревья, врастают в сооружения и разрушают их.

Храм Та Прохм в Камбодже.

Та Пром, Камбоджа. Фото сделано внутри храма.

Именно здесь, в храме Та Прохм, проходили съемки фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. Поэтому местные жители недолго думая и нарекли его храмом Анджелины Джоли. Кстати, одного из своих детей актриса усыновила именно в Камбодже.А джунгли действительно очень сильно вросли в храм. И до сих пор они медленно, но верно разрушают каменные дороги и даже здания.

Фото храма Та Прохм в Камбодже.

Вот хлопковое дерево выросло и разрушило часть дороги, сделанной из каменных плит.

Храм Та Прохм в Камбодже (храмовый комплекс Ангкор).

Храм Та Прохм, Камбоджа. Небольшая площадь города – деревья просто врастают в стены и оплетают их.

Как мы узнали на экскурсии, Та Прохм и другие храмы Ангкора были построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Поэтому реставрируют их обычно так.

Сначала строение очищают от растительности. Это очень трудоемкий процесс, так как корни деревьев вросли и переплелись с камнями. На удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца. Беспорядочно валяющиеся обрушившиеся каменные блоки разбирают и фотографируют. Также частично разбирают и остатки еще стоящих стен. Полученную таким образом информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Компьютер по форме вырезанных на блоках «замков» и фрагментов резьбы воссоздает изначальное взаимное положение этих блоков. Потом сооружение заново собирают из оригинальных блоков и новых, изготовленных взамен утраченных из такого же песчаника.

Иногда можно видеть “лишние” блоки – то ли они когда-то выпали и валяются, то ли во время реставрации не понадобились или были заменены другими.

Храм Та Пром в Камбодже (храмовый комплекс Ангкор).

Фото храма Та Прохм, Камбоджа. Дерево оплело стену. Затем, когда деревья стареют и падают, они заваливают с собой и стену, которую оплели.

Храм Та Пром в Камбодже (храмовый комплекс Ангкор).

Как и другие строения комплекса Ангкор в Камбодже, стены храма Та Прохм украшены гравировками.

После Та Прома мы посетили еще какие-то храмы, но уже менее значимые. В них я уже запутался и даже не помню, где на снимке какой храм. Так что на этом, пожалуй, я и закончу свой рассказ. Пора возвращаться «домой», в Паттайю!

Царям на заметку

Хотя нет – мы забыли про Джаявармана нашего седьмого. А ведь начатая история о нем имела продолжение…

Напомним, законный король до 50 лет прожил в отшельничестве, изучая мудрые книги. Когда страна впала в глубокий кризис, он возглавил империю и вернул ее на путь процветания. Но проверку медными трубами спаситель нации не выдержал: строительство Байона, где он изображался в качестве божества, стало началом безумия.

Нет числа тем, кто владел народами и городами; тех, кто владел собой, можно перечесть по пальцам.

Луций Анней Сенека.

Когда человек считает себя божеством, это серьезный симптом. С ним явно происходят какие-то перемены. Легко быть скромным отшельником-философом, живя в отдаленной провинции и читая книги. Но как трудно им остаться, когда ты – верховный властелин и у твоих ног ползают все вельможи, когда иностранные послы смиренно просят тебя принять от них дары, а поэты восхваляют тебя и провозглашают живым богом! Культ бога-царя, превращающий человека в тирана, просто ждал удобного момента.

И дождался. Джаяварман VII забывает о своих принципах. Ему хочется больше и больше славы! Ему уже недостаточно, что его подданные мирно и хорошо живут. Пускай все увидят, как империя встала с колен за годы его правления и славят его все больше и больше! Пускай увидят, как он заставил уважать Ангкор другие государства, которые раньше презрительно смотрели на соседнюю слабую страну! А для этого, понятное дело, нужна победоносная война. Джаяварман VII собирает огромное войско и вторгается в соседнюю Тямпу (сильное средневековое государство на территории современного Вьетнама). Тямпа покорена, а ее король привезен в цепях в Ангкор. В стране эйфория – все славят своего императора, который таким образом показал народу, насколько он велик и как их империя встала с колен. Далее идут вторжения в Южную Бирму, Южную Малайю…

Джаяварман VII.

Некогда скромный отшельник Джаяварман VII построил два великих храма в честь двух великих богов. Байон – в свою честь, Та Прохм – в честь своей матери.Фото Musée national des arts asiatiques — Guimet

Завоевательные войны будут продолжаться до самой смерти императора. Но они не приносят никакой выгоды народу – покоренные страны через некоторое время поднимают восстания против завоевателей и выгоняют их. Но мания величия не проходит и стареющий император увлекается безумным строительством сооружений, возвеличивающих его культ царя-бога. Давно заброшены нацпроекты, в стране перестали строить больницы и гостиницы, каналы и водоемы. Наоборот, в столицу завозят из ближайших каменоломен все добытые камни, чтобы соорудить новый храм или башню, восхваляющую императора-бога.

Но от многочисленных храмов и монументов, созданных в последние годы жизни Джаявармана VII, почти ничего не сохранилось. Эти здания строились как попало – сами архитекторы понимали, что от них никто не требует шедевров, им нужно лишь «штамповать» все больше и больше храмов. А обезумевший от веры в собственное величие царь садился каждое утро в носилки и его несли по новым и новым стройплощадкам.

Так вчерашний спаситель полностью обескровил государство. Прожил он очень долго – до 90 лет и умер в 1218-м году. Через год после смерти Джаявармана VII его сын вынужден окончательно вывести войска из Тямпы. Дни империи были сочтены…

На этом рассказ Игоря о поездке в Камбоджу закончен. Дорогие читатели, а вам доводилось бывать в этой удивительной стране? Ждем ваши фото и отзывы, а также рассказы для рубрики «Статьи от читателей» на e-mail: [email protected] Ваш опыт поможет другим путешественникам!

Экскурсия в Камбоджу из Паттайи: сколько стоит и как записаться

Напоминаем вам, что экскурсию в Камбоджу и любые другие экскурсии в Паттайе вы можете заказать у авторов сайта Уехали.com. Для этого вам нужно просто связаться с нами любым удобным вам способом. Наши контакты:

  • WhatsApp: +66927323280
  • Viber: +66927323280
  • Тел.: 0927-32-32-81, 0927-32-32-80

Самая актуальная информация о программах и ценах — в нашем прайс-листе:

У нас для вас есть еще много интересного:

uehali.com

Храм Та Пром в Камбодже.

Камбоджа – практически музей под открытым небом. Она очень проста, легка и понятна для самостоятельных путешествий. Цены тут небольшие, виза выдается по прилету, жители добродушные и всегда рады вас видеть. Каждый турист, посещающий эту страну, обязательно должен побывать в храмовом комплексе Ангкора. Впечатления, которые вы здесь получите, описать словами невозможно. Это надо увидеть своими глазами.

IMG_1455

_DSC7685Комплекс располагается лишь в нескольких километрах на северо-запад от современного, модернизированного международного аэропорта Камбоджи.В комплексе Ангкор находится сразу несколько десятков храмов, при этом каждый из них уникален и своеобразен, безумно красив и необычен. Вы можете взять в аренду как кондиционированный автомобиль, так и экологичный велосипед и самостоятельно объехать все древние постройки.

Храм Та Пром.

Особенно выделяется среди всех храмов Та Пром. Это, пожалуй, самый живописный и мистический храм комплекса. Весь Та Пром пророс многочисленными вековыми деревьями, которые, слово обнимая стены, пронизывают весь храм и буквально сливаются воедино с древними стенами. Появляется ощущение, что храм потихоньку отвоевывают джунгли.

DSC_2576Храм был построен в конце 12 века кхмерским царем Джаяварманом VII в честь своей матери. Занимает храм огромную площадь. Первоначально он строился как буддийский монастырь, там проживало свыше 12 тысяч человек: монахов, жрецов, слуг, танцовщиц. В сокровищницах Та Прома хранилось бесчисленное количество драгоценностей. Сейчас это сложно представить, ведь на сегодняшний день храм напоминает скорее хранилище камней, нежели драгоценностей.

По своей архитектуре Та Пром абсолютно не похож на остальные храмы, он простирается в одной плоскости и напоминает древний лабиринт. Подняться тут можно лишь на маленькую башенку, однако она дает полного обзора, поэтому придется походить и повертеть головой. Но оно того стоит.

_DSC7688_DSC7691_DSC7706За сотни лет храм практически не меняет свой облик, он остается таким же, каким и нашли его исследователи. Та Пром включает в себя цепочки длинных одноэтажных построек, соединяющихся между собой различными галереями, залами и проходами. Вокруг храма возведена огромная крепкая стена, но и она не спасает его от джунглей.

_DSC7736Кое-какие деревья проросли прям посреди залов. Они обвивают храм своими мощнейшими воздушными корнями, как бы шагая по нему. И именно эти самые деревья и предоставляют наибольший интерес и представляют собой главную достопримечательность храма, притягивающую сотни туристов. Через сотни лет после постройки храм оказался полностью заброшенным и отданным джунглям.

_DSC7742_DSC7754DSC_2550Новую жизнь храм начал только в 19 веке, и тогда вновь найденные строения даже попытались отреставрировать и очистить от деревьев. Однако не все так просто: деревья одновременно и рушат храм, и тут же являются единственной силой, держащей и скрепляющей Та Пром. Поэтому буйную растительность убирать не стали, и, отказавшись реставрировать, оставили храм в первоначальном состоянии, сохранив его загадочность и уникальность.

DSC_2553

 

DSC_2558

Храм, где снимали «Лару Крофт»

Конечно, такое удивительное место не могли оставить без внимания режиссеры Голливуда. Именно здесь снимались самые яркие сцены фильма «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с Анжелиной Джоли. Именно по этому храму отважно бегала красотка Джоли. В итоге храм стал известен даже тем, кто не только не был, но и не слышал про Камбоджу и тем более про Ангкор и Та Пром. После выхода блокбастера сюда хлынул огромный поток туристов, желающих лично, собственными глазами посмотреть на чарующий Та Хром.

DSC_2603Поскольку теперь в храме довольно много туристов, и, если вы хотите остаться наедине с этим чудесным творением двух архитекторов: человека и природы, если вы хотите в полной мере насладиться всей загадочностью и понять все прелести этого храма, то посещать его лучше будет ранним утром или вечером, ближе к закрытию, чтобы не толпиться среди громогласным туристических групп.

IMG_1451IMG_2404Обычно экскурсия по храму начинается с западных ворот, и пройдя через весь Та Пром, заканчивается у противоположного восточного входа. Однако вы сами можете выбрать для себя маршрут и осматривать храм так, как это будет удобно вам. В Та Проме кроме груды камней и сотен деревьев можно встретить и множество интересных, уникальных растений, и представителей животного мира – маленьких ящериц и змеек.

IMG_2439IMG_2464 Так как храм уже очень древний, он нуждается в постоянной заботе, уходе, и реставрации. Без вмешательства человека он долго, увы, не протянет. Храм входит в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и очень важно его сохранить. Поэтому, с 2010 года власти Камбоджи решили более активно поддерживать Та Пром. Были убраны некоторые явно мешающиеся кустарники, деревья. Появились новые дорожки, постаменты площадки. Кое-какие здания даже были восстановлены

Читайте, как получить визу в Камбоджу.

dnevnik-neposedi.com

Та Пром — храм посреди джунглей (Ангкор (столица государства кхмеров), Камбоджа)

Приступая к написанию этого материала, я достаю из глубины сердца одни из самых приятных и ценных своих воспоминаний. Разговор пойдет о древних храмах Камбоджи.

Наверное моя "сбыча мечты" зародилась, как и у многих других, при просмотре известного фильма "Лара Крофт. Расхитительница горобниц." Когда на экране непобедимая амазонка Анджелина Джоли совершала свои добрые дела среди шикарных каменюк, оплетенных гигантскими корнями, я задышала чаще, приоткрыла рот, придвинулась к экрану и подумала "Симпатичненько!"

Понравилось!

20

Автор: ilonariga2

Было это в далеком 2001 году. Мне и в голову не приходило, что я могу однажды побывать в этих сказочных местах, дотронутся рукой до причудливых корней, изогнувшихся вокруг всего, что видно глазу, похожих на взбесившихся змей, накинувшихся на жертву. Кажется, что невидимый повелитель вдруг приказал им: "Замри!" И весь калейдоскоп каменных стен и живых деревьев остановился, слившись воедино!

Понравилось!

16

Автор: ilonariga2

Когда человека, впервые посетившего Ангкор, спрашивают, какой из храмов ему понравился больше всего, обычно он отвечает: "Конечно же — Та Пром!" Умышленно не расчищенный, оставшийся во власти джунглей, покинутый город, оставляет у посетителей самые романтические и загадочные ощущения. Деревья, которые растут среди руин и оплетают их, придают Та Прому особую атмосферу и делают его более запоминающимся, чем любая другая достопримечательность Ангкора. Здесь несколько разновидностей этих деревьев — это шелково-хлопковое дерево с толстыми, узловатыми корнями. И поменьше — фиговое дерево-душитель с большим количеством тонких, гладких, серых корней. Дерево вырастает из щели в кладке, прокладывает себе путь среди камней, разрастаясь и утолщаясь со временем.

Понравилось!

10

Автор: ilonariga

Понравилось!

11

Автор: ilonariga

Иной раз кажется, что не дерево выросло в стене, а стену воздвигли вокруг деревьев. На мой взгляд именно храмовые постройки Та Прома показывают полную победу природной мощи над человеческим гением.

Понравилось!

14

Автор: ilonariga2

Часто нужно увидеть стоящего рядом человека, чтобы понять всю масштабность происходящего.

Глядя на этот огромный и обширный по занимаемой площади комплекс, невольно возникает вопрос "Зачем все это здесь? Для чего строилось?". Вкратце напомню историю возникновения кхмерских городов.

Храм Та Пром в Камбодже (он же Та Прохм, а Википедия называет его Та Прум) – величественный храм, который построил король кхмерской империи Джаяварман VII. Этот монарх почитал себя не менее чем воплощением Будды. А свою мать, соответственно, отождествлял с матерью всех божеств и богиней мудрости заодно. В ее честь он и построил Та Прохм.

Законный правитель прожил в отшельничестве до 50 лет, изучая умные книги. Но когда страна впала в кризис, решил вернуть ее на путь процветания, возглавив империю. Легко быть отшельником-философом в маленькой келье. Но как трудно удержаться, когда ты властитель мира и все блага лежат у твоих ног! Король Джаяварман рухнул в объятья обычной мании величия и стал строить огромные храмы с изображением себя в роли божества. Затем, как водится, ему захотелось все больше и больше славы. Необходимы были победы в завоеваниях и пленение соседних территорий. Увы, эти завоевания не приносят обычно народу никакой пользы. Но стареющий император упорно воевал и параллельно увлекался строительством огромных сооружений, возвеличивающих его культ царя-бога. Прожил он очень долго, до 90 лет. Почти сразу после его смерти, его наследник залончил войны и вывел войска с соседних территорий. Но дни сильнейшей империи были уже сочтены.

После съёмок в храме сцен фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» камбоджийцы стали называть Та Пром храмом Анджелины Джоли.

Это было первый храм, куда мы приехали в Камбодже. Та Пром расположен подальше, чем другие объекты и водитель сказал нам, что сразу надо ехать именно туда. Нам несказанно повезло и мы очутились здесь ранним утром, до приезда туристических групп и поймали здесь свою "магию места". Рано утром здесь было тихо и прохладно.

Понравилось!

13

Автор: ilonariga

Понравилось!

17

Автор: ilonariga2

Птицы оглушительно вырисовывали свои утренние трели. И бабочки... Вы не поверите, вокруг порхали огромные бабочки! А перед нами был этот божественный симбиоз человека и природы! С каменными стенами, покрытыми тонкой резьбой. И с чередой окон "в никуда", словно сказочные порталы переносят нас в другие миры.

Словом, нечасто бывает возможность побыть тет-а тет со своей давней мечтой. В таких местах даже разговаривать не хочется. Просто бродить с фотоаппаратом и любоваться окружающим миром. Я, например, даже не стала искать то дерево, которое запало мне в душу после просмотра фильма. Ведь вокруг было на что полюбоваться!

Понравилось!

12

Автор: ilonariga

Понравилось!

10

Автор: ilonariga1

Восстановительные работы в Та Проме решили практически не проводить, чтобы оставить его в виде, приближенном к первозданному, и показать, каковы нетронутые храмы Ангкора. Однако, кое-что сделать все-таки пришлось и приходится постоянно, дабы давать возможность посетителям прикоснуться к прекрасному, сохранить то, что имеется и не допустить дальнейших разрушений.

Меня поразило, когда уже по приезду домой, я читала, как аккуратно разбирают стены, которым без реставрации уже никак, пронумеровывают камни, а потом собирают все воедино. Вначале на компьютере, потом в реальной жизни. На очистку от одного большого дерева уходит примерно четыре месяца.

Повсюду полно выпавших или "лишних" блоков, пока еще неохваченных восстановительными работами. И это только добавляет шарма прогулке, ведь хаотично разбросанные, изъеденные веками камни и запутавшиеся в мощных корнях стены — это визитная карточка Та Прома. А с другой стороны, начни все восстанавливать и уничтожать хитросплетения стволов — рухнут все постройки, поскольку все сплелось воедино. Вот такой вот нерушимый союз!

Я прочла массу статей и отзывов о храмах Камбоджи, а за свои впечатления собралась сесть только спустя три года. Наверное многие меня поймут. То, что особенно дорого, не так легко описать словами. Ну вот теперь гора с плеч! Поделилась с вами и очень рада. Ведь, глядя на распечатанную фотографию у меня дома, я часто улыбаюсь. "Мы здесь были!"

Продолжение в материалах:Ангкор Ват. Царство гармонииЛики Байона

turbina.ru

Та Пром. Камбоджа. | Путешествия с Ириной Яровой

Июл 9 2016

Та Пром — это один из древних храмов, который входит в структуру легендарного храмового комплекса Ангкор Ват в Камбодже.

Та Пром. Камбоджа.

Та Пром. Камбоджа.

Он был возведен в 1186 году в честь матери короля Джайявармана VII. В середине XV в. был частично разрушен сиамскими войсками и заброшен.

та пром камбоджа

Расчищать Та Пром стали в 20-х годах XIX в., но без изменения его внешнего вида и обстановки вокруг. Особенностью этого храма является «поглощение джунглями» — архитектуру древнего комплекса опутывают корни деревьев, которые придают мистический вид этому месту. Поэтому Та Пром любят посещать большое количество людей, наравне с известным Ангкор Ватом.

та пром камбоджа

Здесь можно увидеть высоченные вековые деревья.

та пром

Еще большую популярность Та Пром завоевал после съемок фильма «Лара Крофт. Расхитительница гробниц» с участием Анжелины Джоли.

Храмы Ангкора.

Храмы Ангкора.

Та Пром ближе всего располагается к комплексу Ангкор Том. На тут-туке от Байона с нашим проводником Сейхо мы доехали за 15 минут. Поехали во второй половине дня специально, потому что становится не так жарко и народа поменьше.

Из-за популярности Та Прома здесь сложно сделать безлюдные фотографии. По пути встретили группу монахов и туристов.

та пром камбоджа

Для неторопливого осмотра комплекса стоит выделить не меньше часа, чтобы осмотреть сохраненные и восстановленные барельефы на стенах комплекса, а также восхитится произрастающими здесь деревьями.

та пром

При входе всем желающим одевают веревочки на удачу. Сумма вознаграждения — по Вашему желанию.

та пром камбоджа

Гиганты с причудливой корневой системой.

Деревья своими мощными корнями-щупальцами постепенно разрушают здание.

ангкор Ват самостоятельно

Песчаник впитывает много влаги, семена попадают между камнями и активно прорастают, постепенно разрушая здание.

та пром камбоджа

та пром

та пром

та пром

Корни такие большие, что их невозможно охватить руками.

та пром камбоджа

та пром камбоджа

Сотрудники храмового комплекса Ангкор Ват следят, чтобы не происходили обрушения и всячески укрепляют балками и трубами слабые места, устанавливают предостерегающие таблички, на которые нужно всегда обращать внимание при осмотре комплекса.

та пром камбоджа

Весь храмовый комплекс Та Пром занимает большую площадь, на которой сконцентрировались башни, различные постройки и статуи божеств.

та пром камбоджа

та пром камбоджа

та пром

Лианы опутали дерево, «задушили» его и разрослись, превратившись в дерево.

Лианы опутали дерево, "задушили" его и разрослись, превратившись в дерево.

Вокруг витает запах древности, поют птицы в кронах деревьях, а джунгли подходят так близко — удивительные ощущения. Этот храм обязательно включите в список своих посещений в храмовом комплексе Ангкор Ват!

Если время позволяет, то не забывайте, что Вы можете подняться над храмовым комплексом на воздушном шаре, покататься на слонах, добраться до дальних храмов, например, Бантей Срей, встретить рассвет над Ангкор Ватом, а  также посетить национальный музей в Сием Рип. Удачного путешествия и активного отдыха!

By Ирина Яровая • Камбоджа • • Tags: Камбоджа, Сием Рип

yarovaya-travel.ru

Камбоджа Википедия

Дата независимости Официальный язык Столица Крупнейшие города Форма правления Король Премьер-министр Председатель Национальной ассамблеи Госрелигия Территория  • Всего  • % водной поверхн. Население  • Оценка (2015)  • Плотность ВВП  • Итого (2015)  • На душу населения
Королевство Камбоджа
ព្រះរាជាណាចក្រកម្ពុជាPreăh Réachéanachâkr Kâmpŭchéa
Флаг Герб
Девиз: «ជាតិ សាសនា ព្រះមហាក្សត្រ។(Нация, Религия, Король)»
Гимн: «Величественное Королевство»
9 ноября 1953 года (от Франции)
кхмерский
Пномпень
Пномпень, Такмау, Баттамбанг
конституционная монархия[1]
Нородом Сиамони
Хун Сен
Хенг Самрин
буддизм
88-я в мире
181 040 км²
2,5
▲15 708 756[2][3] чел. (65-е)
86,8 чел./км²
54 170 млн.[4] долл. (107-й)
3 500[4] долл.

ru-wiki.ru

История Камбоджи — WiKi

Утрата независимости

11 августа 1863 года, стремясь избавиться от вмешательства Сиама, король Нородом (прав. 1860—1904) подписал с Францией тайный договор о французском протекторате над Камбоджей. Это вызвало противодействие Сиама, однако 3 марта 1864 года французские войска заняли столицу. Над королевским дворцом был водружён французский флаг. Договор о протекторате был ратифицирован. С этого момента Камбоджа утратила независимость.

В 1866 году столица страны была перенесена в Пномпень. В 1867 году Франция и Сиам подписали соглашение о разделе Камбоджи, в результате которого к Сиаму отошли провинции Баттамбанг и Ангкор, однако в начале XX века эти провинции были возвращены в результате франко-сиамских войн и последующих договоров (1904, 1907).

Под давлением Франции в конце 70-х годов XIX века в Камбодже были осуществлены политические реформы, существенно ограничившие власть короля. Был учреждён Верховный суд, однако его юрисдикция не распространялась на европейцев. Колониальная администрация постепенно концентрировала у себя всё больше властных полномочий. Это вызывало недовольство населения и в начале 80-х годов 19-го века по стране прокатилась волна восстаний, которые были подавлены.

В составе Индокитайского союза

17 октября 1887 года Камбоджа была официально включена в состав Индокитайского союза — объединения колониальных владений Франции в Индокитае, которым руководил генерал-губернатор. Королевская власть в Камбодже сохранилась, но король оказался полностью зависим от французской колониальной администрации.

Французский протекторат над Камбоджей имел определённые позитивные стороны. Так, ещё в конце 70-х годов XIX века в стране было отменено пожизненное рабство, создавались рыночные экономические и юридические институты. В то же время, французская администрация сосредоточила в своих руках фискальные функции, в результате чего король и его администрация оказались в полной финансовой зависимости от французских резидентов.

С 1897 года король фактически утратил рычаги государственного управления, оставаясь лишь главой буддисткого духовенства. Формально он издавал указы, но они становились действительными только после утверждения французским наместником.

Под французским протекторатом
  Протекторат Камбоджа в составе Индокитайского Союза

После смерти короля Нородома престол занял Сисоват (правил в 1904—1927 годах), двор которого находился на содержании генерал-губернаторства. Фактически страной правил кабинет министров, который возглавлял французский наместник. Однако в 1913 году французская администрация начала вводить первые элементы парламентаризма: появилась т. н. консультативная ассамблея, часть членов которой избиралась. В том же году было установлено равенство перед законом кхмеров и европейцев.

Французский протекторат способствовал развитию городской и транспортной инфраструктуры, совершенствовались системы образования и здравоохранения. Так, с 1911 года существовал королевский лицей, носивший имя Сисовата и последующих королей — первое светское образовательное учреждение. В Камбодже появились и промышленные предприятия.

Появление рабочего класса способствовало и росту национального самосознания. На протяжение ряда лет в различных провинциях вспыхивали крестьянские восстания, а на рубеже 30-х годов уже появилось забастовочное движение. В 1930 году в была создана Коммунистическая партия Индокитая, а с 1935 года началось объединение национально-освободительных групп вокруг молодого лидера Сон Нгок Тханя. В этот период королём Камбоджи был Сисоват Монивонг (правил в 1927—1941 годах).

В годы Второй мировой войны

Национально-освободительное движение заставило французскую администрацию пойти на многочисленные уступки. В 1940 году было принято решение заменить консультативную ассамблею Палатой народных представителей, депутаты которых избирались. Однако, начало Второй мировой войны помешало дальнейшему развитию демократических процессов.

Первоначально, воспользовавшись слабостью Франции после поражения от Германии, свои претензии на Камбоджу предъявил Таиланд при поддержке Японии. Позднее Япония оккупировала территорию Камбоджи, превратив её в свою военную базу, хотя формально французский протекторат признавался и французская администрация действовала в соответствии с договором между Японией и правительством Виши. Лишь в начале 1945 года Япония полностью распустила французскую администрацию. При поддержке Японии в Камбодже было создано националистическое правительство во главе с Сон Нгок Тханем, которое просуществовало лишь несколько месяцев. После поражения Японии во Второй мировой войне французские войска вновь заняли территорию Камбоджи, а правительство Сон Нгок Тханя было арестовано.

Путь к независимости

После капитуляции Японии в сентябре 1945 года в Камбодже была восстановлена французская колониальная администрация. В 1946 году Франция заключила с правительством короля Нородома Сианука (прав. 1941—1955, 1993—2004) временный договор об автономии в рамках Индокитайской Федерации. С этого момента в Камбодже началась активная политическая жизнь. В сентябре 1946 года состоялись выборы в Народную палату, в которых победила Демократическая партия Камбоджи. Правительство страны возглавил принц Ютевонг. В 1947 году была провозглашена конституция Камбоджи, как автономии в составе Французского союза и на её основе проведены новые выборы в Национальное собрание, которые также выиграла Демократическая партия, признававшая французский протекторат. В тот же период возникло прокоммунистическое партизанское движение Кхмер Иссарак, добивавшееся полной независимости Камбоджи. Это движение нанесло существенный урон французским силам. В таких условиях Франция была вынуждена начать переговоры о предоставлении Камбодже независимости. В ноябре 1949 был подписан договор, согласно которому Франция признавала Камбоджу независимым государством, а Камбоджа, в свою очередь, добровольно присоединялась к Французскому союзу.

Этот договор вызвал раскол в камбоджийских политических кругах, против него выступило большинство членов Национального собрания, однако под нажимом Франции Национальное собрание было распущено. Это способствовало активизации Кхмер Иссарак, которое контролировало часть территории страны и созвало в апреле 1950 Конгресс народных представителей. Так был образован Национальный фронт Камбоджи, предпочтительные позиции в котором занимали коммунисты, объединившиеся в феврале 1951 в Народно-революционную партию Камбоджи (НРПК). При этом, националисты оказались в оппозиции как официальной власти, так и Национальному фронту. Их лидер Сон Нгок Тхань со своей стороны создал на территории Таиланда антикоммунистическую и антифранцузскую боевую организацию Кхмер Серей.

В условиях фактической гражданской войны король Нородом Сианук в январе 1953 распустил Национальное собрание и ввёл чрезвычайное положение. При этом он объявил о стремлении к полной независимости страны, что способствовало замирению с повстанцами. Этому способствовала и личность Сианука, который отчасти разделял и националистические и социалистические взгляды. В результате переговоров с Францией 9 ноября 1953 года было официально объявлено о прекращении деятельности французской администрации в Камбодже. В тот же день из Пномпеня были выведены французские войска. Этот день официально считается Днём независимости Камбоджи. Однако и после этого на части территории французские и вьетнамские войска ещё оставались, а Камбоджа формально входила в состав Французского союза. Лишь в результате решений Женевской конференции 1954 года иностранные войска полностью покинули страну. 25 сентября 1955 Камбоджа заявила о выходе из Французского союза и, таким образом, независимость государства была полностью восстановлена.

Первые годы после восстановления независимости

Молодой король Нородом Сианук, воодушевлённый достигнутыми успехами принял решение сложить с себя королевские полномочия, чтобы реально заняться политической деятельностью. 2 марта 1955 года он отрёкся от престола в пользу своего отца Нородома Сурамарита (прав. 1955—1960). Однако, фактически Сианук сохранил за собой управление страной, возглавив кабинет министров.

Сианук создал левоцентристское общественно-политическое объединение Народное социалистическое сообщество (Сангкум), объединившее большинство ведущих политических сил страны. Основной доктриной этого объединения стало создание в Камбодже национально-буддистского либерального социализма при сохранении монархии. Эти эклектические идеи, благодаря умелой пропаганде, позволили Сиануку уже к 1960 году объединить в Сангкум уже миллиона кампучийцев.

Внутренняя разнородность и противоречия внутри правящей организации приводили к частой смене правительственных кабинетов. Но чаще всего их возглавлял в этот период сам Сианук (1955—1956, 1956, 1957, 1958—1960, 1961). В 1959 году была предпринята неудачная попытка правого государственного переворота со стороны Сам Сари и сторонников Кхмер Серей во главе с Сон Нгок Тханем.

Правительства партии Сангкум провели ряд реформ: ограничили ростовщичество, создали кредитные и снабженческо-сбытовые кооперативы в деревне, поощряли развитие национального частного предпринимательства при одновременном ограничении иностранного капитала. Был учреждён Национальный банк Камбоджи и введена в обращение национальная валюта. Государство выкупило у французских компаний некоторые промышленные и коммунальные предприятия. Активно развивались государственный и смешанный секторы экономики. Во внешней политике камбоджийское правительство проводило нейтралистский курс. Оно договорилось в 1955 году с США о предоставлении американской экономической и военной помощи, но отказалось войти в военный блок СЕАТО, а в 1956 году установило дипломатические отношения с СССР. Осенью 1957 Национальное собрание приняло Акт о нейтралитете.

После смерти короля Нородома Сурамарита в апреле 1960 года королевский трон формально остался не занят, а главой государства стал бывший король, принц Нородом Сианук. В последующие годы правящую партию Сангкум раздирали внутренние противоречия между левыми и правыми. Сианук фактически потерял контроль над объединением и вынужден был проводить политику примирения. Социалистические реформы не принесли желаемого успеха.

Вторая Индокитайская война

Во время Второй Индокитайской войны силы НФОЮВ и Северного Вьетнама создали в восточных районах Камбоджи сеть базовых лагерей и складов, куда отступали после каждого серьёзного поражения в Южном Вьетнаме. В 1966 году принц Сианук заключил с Китаем, поддерживавшим Северный Вьетнам в войне, соглашение о присутствии северовьетнамских войск в Камбодже[2] и использовании морского порта Сиануквиль для доставки им военных материалов, что являлось нарушением нейтралитета страны. Путь, по которому осуществлялось снабжение коммунистических сил через Камбоджу, получил название «тропа Сианука».

В 1966 году в результате выборов в Национальное собрание власть перешла к правым силам во главе с генералом Лон Нолом. Одновременно оппозиция правительству, возглавляемая коммунистами, начала формирование вооружённых повстанческих отрядов (Красные Кхмеры). Таким образом, во второй половине 60-х годов 20-го века в Камбодже вновь разгорается гражданская война.

Сианук пытался лавировать между правыми и левыми силами, однако в результате не получил поддержки ни тех, ни других. В условиях ухудшающейся экономической ситуации, усугублённой засухой 1969-го года, в августе 1969 года Сианук поручил Лон Нолу сформировать «правительство спасения». Лон Нол, ориентированный на США, готовил смещение Сианука и это удалось в марте 1970, когда принц выехал на лечение. Фактически был совершён государственный переворот. Лон Нол добился того, что Национальное собрание проголосовало за смещение Сианука с поста главы государства. Лон Нол запретил партизанам НФОЮВ использовать морской порт Сиануквиль для транспортировки оружия и припасов, а от северовьетнамской армии потребовал покинуть страну. В ответ на это северовьетнамцы развернули крупное наступление против правительственных сил. К середине апреля камбоджийская армия находилась в тяжёлом положении. С этого момента гражданская война в Камбодже развернулась в полной мере. Красные Кхмеры использовали идею возвращения Сианука к власти.

Камбоджийская кампания

Лон Нол призвал на помощь войска Южного Вьетнама и части вооружённых сил США. 30 апреля и 1 мая 1970 года вооружённые силы США и Южного Вьетнама начали интервенцию в Камбоджу. Продвигаясь вглубь страны, они не встретили значительного сопротивления, так как основные силы северовьетнамской армии в это время вели боевые действия на западном фронте против правительственной армии Камбоджи. Были обнаружены несколько крупных базовых лагерей. В ходе этой операции американская армия захватила самые крупные трофеи за время Вьетнамской войны. Однако вторжение вызвало всплеск активности антивоенного движения в США, что вынудило Никсона вывести войска из Камбоджи к 30 июня. Южновьетнамские войска продолжали операции здесь ещё несколько месяцев. В ходе вторжения погибло более 400 американских и около 800 южновьетнамских солдат. Потери северовьетнамцев оцениваются в 13 тысяч человек убитыми и пленными.

Режим Пол Пота

Несмотря на усилия иностранных интервентов, «красные кхмеры» под руководством Пол Пота одержали победу и в 1975 году вступили в столицу. Режим Лон Нола (Кхмерская республика) был свергнут, а сам он бежал. В течение года формально главой государства считался принц Нородом Сианук, а премьер-министром — Пенн Нут, однако оба находились под домашним арестом и политической роли не играли.

Фактически власть перешла к коммунистам-маоистам «красным кхмерам», которые установили в стране политическую диктатуру. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым.

Была введена специфическая лексика, напоминающая новояз, литературные слова, вплоть до слов вроде «мать» или «отец», заменялись диалектными, были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот — официально Брат № 1, Нуон Чеа — Брат № 2, Иенг Сари — Брат № 3, Та Мок — Брат № 4, Кхиеу Сампхан — Брат № 5) держались в тайне от населения.

Демократическая Кампучия была почти полностью изолирована от внешнего мира, полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем, Албанией и Северной Кореей, частичные — с Румынией и Францией.

Внутренняя политика «красных кхмеров» была закрытой от внешнего мира, вся сущность режима выяснилась позже. В течение пяти лет истории Демократической Кампучии нарушения прав и свобод человека, включая право на жизнь, затрагивали значительную часть населения.

В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма», основанная на идеях Пол Пота.

На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет какой-либо религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.

Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться.

Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём, в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом — в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

Обобществлённых детей изолировали в концлагеря, где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков — им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

Были «отменены» (полностью уничтожены) медицина, система образования. Больницы, школы, вузы были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

Воров карали расстрелом без суда. Смертная казнь грозила и осуществлялась за малейшую провинность (например, рождение ребёнка без разрешения руководства коммуны, за «ностальгию» по дореволюционным временам, сорванный с дерева банан, собранный с поля после уборки урожая рис и т. п.), практиковался геноцид по национальным и социальным параметрам — уничтожались этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование, большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов, врачи.

В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. В ходе репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» — один из самых жестоких режимов в истории человечества. Официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».

Ещё в 1973 году в районах, контролируемых «красными кхмерами», начались восстания населения и поддержавших его военнослужащих, а в провинциях Ратанакири и Кахконг – восстания национальных меньшинств. В сентябре 1975 года имело место восстание в провинции Сиемреап, в январе 1976 года — мятеж во главе с министром информации Ху Нимом, в 1977 году — в дивизии, на которую была возложена охрана Пномпеня (заместитель начальника генштаба Ча Край был расстрелян, три других руководителя восстания заживо сожжены на столичном стадионе). Примерно тогда же восставали 2 уезда в провинции Кампонгтхом, которые было подавлено, в том числе, при помощи авиационных бомбардировок и был раскрыт заговор в Пономпене. В 1978-м имели место восстания в провинциях Кратьэх (апрель 1978), Свайриенг, Прейвэнг и Кампонгтям (все три – в мае 1978).

Война с Вьетнамом

В 1978 г. экономика страны была полностью истощена, и Пол Пот развязал войну с Вьетнамом. Однако на сторону вьетнамцев практически сразу же начали переходить большие группы Красных Кхмеров, недовольных репрессиями. 7 января 1979 г. вьетнамские войска вошли в Пномпень и оккупировали большую часть территории страны. Красные Кхмеры сохранили за собой контроль ряда западных территорий.

Народная республика Кампучия

На территории, подконтрольной вьетнамской армии, власть была передана Народно-революционному совету Народно-революционной партии Кампучии во главе с Хенг Самрином. При этом сама страна была переименована в Народную республику Кампучия. Согласно конституции 1981 года, высшим органом государственной власти стал Государственный совет под председательством Хенг Самрина, который назначал Совет министров.

Первые два года в стране был массовый голод, вызванный полным разрушением инфраструктуры страны при Пол Поте. Администрация Хенг Самрина предприняла меры по преодолению последствий режима Пол Пота: постепенно восстанавливались города, промышленные предприятия, была восстановлена денежная система, осуществлены реформы в сельском хозяйстве. Также были восстановлены институты буддизма.

Однако провьетнамский характер политики режима Хенг Самрина не способствовал национальному единению. ООН отказалась признавать его правительство; место в ООН по-прежнему занимали «красные кхмеры». В их рядах национально-освободительные настроения восторжествовали над марксистскими, и уже в 1981 году Пол Пот был частично устранён от руководства, Коммунистическая партия Камбоджи была распущена, а на её основе создана Партия Демократической Кампучии под номинальным руководством Кхиеу Самфана (реально во главе «красных кхмеров» оставался Пол Пот). Партия заявила о своем отказе от марксизма-ленинизма, признала принципы рыночной экономики и попросила прощения за репрессии, осуществлённые в период правления «красных кхмеров».

В июне 1982 Партия Демократической Кампучии, сторонники принца Сианука (ФУНСИНПЕК) и приверженцы Сон Санна (Национальный фронт освобождения кхмерского народа) образовали Коалиционное правительство Демократической Кампучии, получившее официальное признание ООН. Сианук был объявлен президентом Демократической Кампучии, Сон Санн — премьер-министром, Кхиеу Самфан — министром иностранных дел. Были объединены и скоординированы военные усилия полпотовской Национальной армии Демократической Кампучии (командующий — Сон Сен), сиануковской Национальной армии сианукистов (командующий — Нородом Ранарит) и сонсанновских Вооружённых сил национального освобождения кхмерского народа (командующие — Дьен Дель, Сак Сутсакан). При этом в военном отношении в коалиции однозначно доминировали «красные кхмеры». Сторонники Сон Санна были значительно слабее, сторонники Сианука располагали формированиями скорее символического свойства.

Снова Камбоджа

В 1987 правительство Народной Республики Кампучия во главе с Хун Сеном было вынуждено согласиться на диалог с оппозицией, вывод вьетнамских войск и проведение свободных выборов под контролем ООН. В апреле 1989 страна была переименована в Государство Камбоджа, в июле Национальное собрание в Пномпене одобрило декларацию о постоянном нейтралитете страны, и к концу сентября 1989 из неё были выведены вьетнамские войска.

23 октября 1991 на Международной конференции по Камбодже в Париже были подписаны Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства, а также Декларация о восстановлении и реконструкции. С ноября того же года в стране осуществлялась миротворческая операция ООН, которую координировал Временный орган ООН в Камбодже[en] . На период её проведения высшим органом власти в стране являлся Высший национальный совет, чья деятельность регламентировалась Парижскими соглашениями. В него вошли 6 представителей Государства и по 2 представителя от «красных кхмеров», сторонников Сианука и Сон Санна. Одновременно оба лагеря сохраняли до проведения всеобщих выборов собственные органы власти.

В мае 1993 под международным наблюдением и контролем ООН в Камбодже были проведены многопартийные выборы в Конституционное собрание. В них приняли участие основные политические группировки и течения, за исключением Красных кхмеров. Победу одержали сторонники Сианука, объединённые в ФУНСИНПЕК. Второе место заняла Народная партия Камбоджи во главе с Хун Сеном, представлявшая прежний режим. В парламент прошла также Буддистская либерально-демократическая партия, созданная Сон Санном и его сторонниками.

Королевство Камбоджа

21 сентября 1993 Конституционное собрание приняло новую конституцию страны. В соответствии с ней, Королевство Камбоджа становилась конституционной монархией с многопартийной системой. 24 сентября 1993 года Нородом Сианук официально вернулся на королевский трон. В октябре 1993 года было сформировано коалиционное правительство ФУНСИНПЕК и НПК, в котором сын короля Сианука Нородом Ранарит занял пост первого премьер-министра, а Хун Сен — второго[3].

Красные кхмеры, по-прежнему контролировавшие значительную часть территории и обладавшие значительными вооружёнными силами, заявили о признании Сианука королём, но не признали конституцию в полной мере. С начала 1994 между ними и правительственными войсками вновь развернулись бои. В июле 1994 года Национальное собрание объявило Красных кхмеров вне закона. Тогда же состоялась неудачная попытка государственного переворота, организованная бывшим министром внутренних дел Син Сонгом и сыном Сианука — принцем Нородомом Чакрапонгом.

Положение правительства стало укрепляться с 1996 года, после того, как в лагере Красных кхмеров наметился раскол: один из бывших соратников Пол Пота Иенг Сари со своими сторонниками прекратили вооружённую борьбу и создали новую партию — Движение демократического национального союза, которая заключила мирное соглашение с правительством. В конце того же года тысячи бойцов Красных кхмеров стали переходить на сторону правительственной армии. Лидеры Красных Кхмеров, под давлением обстоятельств в июле 1997 были вынуждены приговорить Пол Пота к пожизненному аресту. Но это не способствовало их легитимации, а лишь усилило раскол. В декабре 1998 года последние боевики Красных кхмеров сложили оружие. Многолетняя гражданская война была окончена. Однако, западные области страны на границе с Таиландом продолжал контролировать бывший соратник Пол Пота, Иенг Сари, подписавший перемирие с правительством Хун Сена.

Одновременно с постепенным затуханием войны с «красными кхмерами» происходило быстрое ухудшение отношений между НПК и ФУНСИНПЕК, партиями, составляющими коалиционное правительство. В начале июля 1997 года, когда Ранарит и король находились за границей, Хун Сен в результате кровопролитных боёв и расправ с деятелями ФУНСИНПЕК отстранил Ранарита от власти, обвинив его в сотрудничестве с «красными кхмерами» и подготовке гражданской войны. В это время смещённый премьер-министр и король находились за границей. Первым премьер-министром был назначен занимавший до этого пост министра иностранных дел Унг Хуот из ФУНСИНПЕК, однако реальной властью обладал Хун Сен.

Переворот Хун Сена был осуждён мировым сообществом, было отложено вступление Камбоджи в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, предоставление международной помощи Камбодже было приостановлено.

В отдельных районах Камбоджи начались вооружённые столкновения, но армия, существенно превосходящая все группировки повстанцев по численности, быстро разгромила их. Король вернулся в страну. При этом он не согласился отречься от престола, как предлагал Хун Сен.

В феврале 1998 года, по плану, предложенному Японией, Хун Сен и Ранарит призвали силы, поддерживающие их, прекратить огонь. В марте 1998 г. после суда Ранарит был помилован королём, возвратился в Пномпень и вновь встал во главе ФУНСИНПЕК, обязавшись прекратить всякие переговоры с «красными кхмерами»[4].

24 ноября 2000 года антикоммунистическая повстанческая организация Бойцы за свободу Камбоджи во главе с Ясит Чхуном предприняла попытку вооружённого переворота. Акция была подавлена правительственными силами после часового боя в Пномпене[5].

7 октября 2004 король Нородом Сианук отрёкся от престола, а 14 октября 2004 Королевским советом Камбоджи был провозглашён новый король — Нородом Сиамони.

28 июля 2013 года в Камбодже состоялись очередные парламентские выборы. Было объявлено о победе правящей Народной партии, но оппозиционная Партия национального спасения Камбоджи добилась крупного успеха, получив почти 45% голосов. Оппозиция не признала итоги голосования, объявив их фальсифицированными. С июля 2013 по июль 2014 Пномпень был охвачен массовыми антиправительственными выступлениями.

ru-wiki.org