Тимбукту. Тимбукту это


Тимбукту - это... Что такое Тимбукту?

Тимбукту́, Томбукту́ (Timbouktou, Tombouctou, Tin-Bouktou, Timboutch) — город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Столица самопровозглашённого государства Азавад. Население составляет 35 330 человек (на 2012 год).

Экономического расцвета город достиг при мансе Мусе[1][2]. В это время Тимбукту был интеллектуальным и исламским духовным центром в центральном Судане. Сегодня в городе находится несколько крупных медресе, в том числе медресе Санкоре, а также три старейшие мечети Западной Африки.

География и климат

Стоянка кочевников

Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли. Ещё в начале XX века город был труднодосягаем: по реке Нигер в Тимбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.

Климат жаркий и резкоконтинентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм/м². Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм/м²)[3]. Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.

Население

По данным на 2012 год население Тимбукту составляет 35 330 человек; по данным переписи 1998 года оно насчитывало 31 973 человека[4]. Город географически расположен на пересечение областей расселения кочевого берберского и оседлого африканского и арабского населения; основные этнические группы: сонгай, туареги, фульбе и манде. Большинство населения говорит на сонгайских языках. Также распространен арабский, французский и тамашек.

История

Основание

Тимбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север). По другой этимологической версии, выдвинутой французским востоковедом Рене Бассетом, на языке тамашек «Тин-букт» означает отдаленное место «на краю земли». Первые описания города были сделаны Львом Африканским и Ибн Баттутой (1353 год).

Расцвет

В XIV веке Манса Муса возвёл здесь свой дворец (от которого не осталось и следа), а также соборную мечеть с характерной башней (перестроена). К XV в. Тимбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото.

Вслед за купцами (берберскими, арабскими и еврейскими) в процветающий город хлынули арабские учёные и книжники, которые вели преподавание в одном из самых старинных медресе Санкоре[5]. В городе до сих пор хранятся античные греческие манускрипты[6]. В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами.

В 1468 году Тимбукту вошёл в состав государства Сонгаи. Местный правитель Сонни Али предпринял гонения на учёных мусульман, однако его сын Мамаду Туре (Мухамад Аския) повёл дело таким образом, что в город стали, наоборот, стекаться учёные из Мекки и Каира, многих из которых просвещённый правитель приблизил ко двору и сделал своими советниками. Приезжие из Магриба выменивали здесь на сахарскую соль золото и рабов.

Завоевание и упадок

Золотой век Тимбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен армией марокканского султана, оснащенной огнестрельным оружием. Учёное сообщество было обвинено в предательстве и либо истреблено, либо угнано в Марокко. Размещённый султаном в городе отряд был не в состоянии противостоять набегам берберов-кочевников, которые время от времени подвергали город полному разорению. Так продолжалось до 1893 года, когда в Тимбукту пришли французские колонизаторы. К этому времени экономическая мощь города была существенно подорвана, в связи с упадком транссахарской торговли, после налаживания торговых связей с Европой по морю.

Поиск города европейцами

Караван, приближающийся к Тимбукту, 1853 год немецкая карта 1855 г.

Со времени Средневековья о Тимбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII в. европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. В 1795 и в 1805 гг. Мунго Парк в составе Африканской Ассоциации попытался обнаружить город и одновременно исследовать устье реки Нигер. Возможно, М. Парк стал первым европейцем побывавшем в городе, но он умер на территории Нигерии, не успев письменно рассказать об увиденном[1][2].

В 1824 г. Французское географическое общество предложило приз в 10 тыс. франков тому не-мусульманину, кто сумеет побывать в городе, вернуться обратно и написать об увиденном. В сентябре 1826 г. Александр Гордон Ленг достиг Тимбукту, но был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания.

17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путем — через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал направиться в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу. Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты — Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1469 год), вошедшим туда добровольно. В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей. Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сегу, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено. Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали[7].

В 1829 году француз Рене Калье, переодевшись мусульманином, сумел побывать в городе, благополучно вернуться в Европу и получить приз. Кроме того, в 1813 году Роберт Адамс, афроамериканский моряк, прибывший в британское консульство в Танжере, заявил, что он сумел побывать в городе в 1811 году, после того как его корабль потерпел кораблекрушение у берега Африки[8]. В 1816 году он издал книгу The Narrative of Robert Adams, a Barbary Captive, однако исследователи подвергают сомнению истинность его пребывания в городе. Известно, однако, что ещё три европейца достигли город до 1890 года: это немцы Генрих Барт и Оскар Ленц в 1853 г., и испанец Кристобал Бенитес в 1880-м г.

Современный город

В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных средневековых рукописей, которые хранятся в Тимбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.

В 1990-е гг. Тимбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).

1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА[9], а 6 апреля стал столицей самопрозглашённого Независимого Государства Азавад[10]. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья[11]. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Тимбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения[12].

Экономика

Сегодня Тимбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времен Средневековья добывают каменную соль.

Тимбукту — центр исламского обучения

Двор медресе Санкоре

В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре (1581 г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей)[13].

О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».

Манускрипты из библиотеки Тимбукту

Главное достояние города — более 100 000 рукописей, некоторые из которых датируются XII в., хранимые несколькими семьями[14]. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники Тарих ал-Фатташ, написанная Мухмуд Кати в XVI в. и Тарих ас-Судан (Суданские Хроники), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в).

Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество средневековых рукописей[15]. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).

Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Тимбукту средневековых документов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.

В феврале 2006 г. было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Тимбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото)[16].

Архитектура и достопримечательности

Образец городской архитектуры

Большинство зданий глинобитны[17] и построены в сахельском стиле.

Наиболее крупные сооружения — мечети.

Другие достопримечательности — музей, висячие сады и водонапорная башня.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Тимбукту

Тимбукту — до сих пор все еще завораживающее место. После распада империи Мали Тимбукту был заброшен и покинут жителями, постепенно пески пустыни засыпали его некогда широкие проспекты, и он всё больше отдалялся от цивилизованного мира, приобретая репутацию недоступного и отдаленного места. Тем не менее, сейчас Тимбукту и славится тем, что сохраняет на себе исчезающий отпечаток тайн и загадок, как говорят местные жители: «Он всё ещё живой и умеет чувствовать, в отличие от любого другого города по Нигеру».

Месторасположение Тимбукту

Легендарный город Тимбукту, овеян большим количеством мифов. Некоторые люди даже сомневаются, что он существует. Тем не менее, Тимбукту очень даже реален. Расположен он на севере Мали, на самом краю пустыни Сахара.

Сегодня Тимбукту, окруженный раскаленными на солнце песчаными барханами, находится практически в полной изоляции. Добраться до него можно по единственной сохранившейся дороге. Однако, несмотря на огромные сложности, тысячи туристов ежегодно прибывают в этот африканский город.

История Тимбукту

Описание древнего города впервые встречается в арабских хрониках: «гаванью в пустыне» назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В каталонском атласе времен Карла V город Тимбукту обозначался как «Тенбух», а в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о «Тумбетту», очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.

Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII веке поселок «Колодец стражницы Букту» («тим» на туарегском языке как раз и означает «колодец») сначала был просто местом отдыха бродячих пастухов, перемещающихся между Нигером и пустыней.

Расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке. Берберы-мусульмане племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую кость, кожу и рабов в Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении.

В 1325 году путешествующий архитектор Канхан Мусса украсил город великолепными дворцами и мечетями. Тогда же была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер — прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами. Полностью выдержанный в «суданском стиле» приземистый конический минарет сужается кверху. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни.

Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями «суданского гуманизма», завоевав прочную славу главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, известно, что в этом древнем университете существовала огромная библиотека. К сожалению, до наших дней ничего от нее не сохранилось.

Тимбукту в течение длительного времени выполнял и роль религиозного центра. Но, начиная с XVI века, в связи с открытием новых морских торговых путей, значение города ослабевает.

С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился. В 1780 году Тимбукту был завоеван французами.

Тимбукту в наши дни

На сегодняшний день Тимбукту вполне соответствует своей репутации «край света», а когда-то это был процветающий город, стоящий на пересечении торговых караванных путей.

О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из песчаника или обожженной черепицы. У более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные узоры украшают деревянные дверные рамы жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль. Над стенами, мастера возводили крыши из коротких и тонких досок: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало, поэтому его старались экономить.

Несмотря на то, что город практически полностью разрушен, ежегодно огромное количество туристов съезжаются посмотреть на руины древнего Тимбукту. Роль гидов выполняют мальчики-подростки, которые знают тысячи историй — от стародавних сказок до новейших сплетен. Традиционно экскурсии проходят по улицам города, но при желании можно отправиться в бескрайние пески пустыни, в романтичное и опасное путешествие.

geographyofrussia.com

Тимбукту, Мали — подробная информация о городе с фото

Город Тимбукту (Timbouktou)

Тимбукту — город в Мали, свидетель великолепного прошлого, расположенный вблизи реки Нигер на краю Сахары. В 1988 г. город был занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, уничтожаемых пустыней. Была разработана специальная программа сохранения города, и уже в 2005 г. Тимбукту удалили из этого списка.

Его основали кочевники-туареги в XII в., и благодаря близкому расположению к реке Нигер он быстро превратился в один из богатейших городов мира. Караваны привозили сюда рабов, слоновую кость, золото и соль, затем их отправляли дальше, на север или юг. Потрясающие богатства Тимбукту прославились на весь мир. К XV в. город исполнял роль интеллектуально-духовного центра. Мечеть Джингеребер, здание из саманных кирпичей, построено в 1327 г., старейшее в Западной Африке. Говорят, именно эта постройка вдохновляла испанского архитектора Гауди. В 1581 г. был возведен университет Санкоре и несколько других медресе-колледжей. Ученые писали книги, и в 120 библиотеках накопилось феноменальное собрание манускриптов.

В 1591 г. в страну вторглись наемники из Марокко, на город совершали нападения местные племена. В 1898 г. Мали оккупировали французы и увезли многие собрания библиотек в Европу. При этом оставшиеся манускрипты были надежно спрятаны в пустыне. Сегодня строится новая библиотека, и старинные рукописи постепенно возвращаются, так что библиотека обещает стать настоящей сокровищницей письменной истории Африки.

Город Тимбукту неряшлив, пылен и беден, однако его узкие, выжженные солнцем улицы во многом остаются такими же, как и сотни лет назад.

Лучшее время для посещения

С октября по февраль.

Не пропустите

  • Мечеть Сиди Яхья построена в честь первого имама Томбукту в 1400 г. Минарету придана форма зубчатой крепости.
  • Этнологический музей - здесь можно увидеть колодец Букту, в честь которого и назван город, осмотреть выставку одежды, инструментов и древних наскальных рисунков.
  • Дом и музей Генриха Барта.
  • Катания по Сахаре на верблюдах.
  • Поездка по реке Нигер.

Следует знать

Мали подарил миру множество прославленных музыкантов, таких как Али Фарка Туре и Тумани Джабати. Каждый год в январе, начиная с 2001 г., в Эс-Сувейре (в 65 км) проходит Фестиваль в пустыне, где выступают туарегские музыканты и знаменитые на весь мир исполнители.

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Другие города Мали Тимбукту Тимбукту Тимбукту — город в Мали, свидетель великолепного прошлого, расположенный вблизи реки Нигер на краю... Бамако Бамако Бамако — столица Мали, государства в Западной Африке. Город расположен на берегу реки Нигер, в... Дженне Дженне Дженне — город в Мали, находится в дельте реки Нигер в центральной части страны. Это старейший из...

Смотрите также: Фото Денпасара, Достопримечательности Швейцарии, Города Люксембурга, Кокосовые острова, Нарва, Аяччо, Курорт Чимбулак, Карибское море

wikiway.com

Тимбукту Википедия

Томбукту́[1][2][3][4][5] (Томбу́кту[6][7]; фр. Tombouctou; устар. передача Тимбу́кту[8], Тимбукту́[9]; фр. Timbouktou, тамашек Tin-Bouktou) — город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Столица самопровозглашённого государства Азавад. Население составляет 35 330 человек (на 2012 год).

Экономического расцвета город достиг при мансе Мусе[10][11]. В это время Томбукту был интеллектуальным и исламским духовным центром в Центральном Судане. Сегодня в городе находится несколько крупных медресе, в том числе медресе Санкоре, а также три старейшие мечети Западной Африки.

География и климат

Стоянка кочевников

Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли. Ещё в начале XX века город был труднодосягаем: по реке Нигер в Томбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.

Климат жаркий и резкоконтинентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм. Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм)[12]. Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.

Климат Томбокту Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средний максимум, °C 29,6 32,9 36,3 39,4 42,0 41,4 38,5 36,7 38,2 38,7 34,6 29,9 40,0 Средняя температура, °C 21,1 23,9 27,4 30,9 33,9 34,3 32,2 30,8 31,5 30,5 25,9 21,5 28,7 Средний минимум, °C 12,6 14,9 18,4 22,4 25,8 27,3 25,9 24,9 24,7 22,3 17,2 13,2 20,8 Норма осадков, мм 0,4 0,3 0,0 1,1 4,3 14,7 45,2 63,5 27,4 2,3 1,3 0,3 160,8
Источник: [3]

Население

По данным на 2012 год население Томбукту составляет 35 330 человек; по данным переписи 1998 года оно насчитывало 31 973 человека[13]. Город географически расположен на пересечении областей расселения кочевого берберского, оседлого африканского и арабского населения; основные этнические группы: сонгай, туареги, фульбе и манде. Большинство населения говорит на сонгайских языках. Также распространен арабский, французский и тамашек.

История

Основание

Томбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север). По другой этимологической версии, выдвинутой французским востоковедом Рене Бассетом, на языке тамашек «Тин-букт» означает отдаленное место «на краю земли». Первые описания города были сделаны Львом Африканским (1526 год) и Ибн Баттутой (1353 год).

Расцвет

В XIV веке Манса Муса возвёл здесь свой дворец (от которого не осталось и следа), а также соборную мечеть с характерной башней (перестроена). К XV в. Томбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото.

Вслед за купцами (берберскими, арабскими и еврейскими) в процветающий город хлынули арабские учёные и книжники, которые стали преподавать в одном из самых старинных медресе Санкоре[14]. В городе до сих пор хранятся античные греческие манускрипты[15]. В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами.

В 1468 году Томбукту вошёл в состав государства Сонгаи. Местный правитель Сонни Али предпринял гонения на учёных мусульман, однако его сын Мамаду Туре (Мухамад Аския) повёл дело таким образом, что в город стали, наоборот, стекаться учёные из Мекки и Каира, многих из которых просвещённый правитель приблизил ко двору и сделал своими советниками. Приезжие из Магриба выменивали здесь на сахарскую соль золото и рабов.

Завоевание и упадок

Золотой век Томбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен армией марокканского султана Ахмада аль-Мансура, оснащенной огнестрельным оружием. Учёное сообщество было обвинено в предательстве и либо истреблено, либо угнано в Марокко. Размещённый султаном в городе отряд был не в состоянии противостоять набегам берберов-кочевников, которые время от времени подвергали город полному разорению. Так продолжалось до 1893 года, когда в Томбукту пришли французские колонизаторы. К этому времени экономическая мощь города была существенно подорвана, в связи с упадком транссахарской торговли, после налаживания торговых связей с Европой по морю.

Поиск города европейцами

Караван, приближающийся к Томбукту, 1853 год Немецкая карта 1855 г.

Со времени Средневековья о Томбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII в. европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. В 1795 и в 1805 гг. Мунго Парк в составе Африканской Ассоциации попытался обнаружить город и одновременно исследовать устье реки Нигер. Возможно, М. Парк стал первым европейцем, побывавшем в городе, но он умер на территории Нигерии, не успев письменно рассказать об увиденном[10][11].

В 1824 г. Французское географическое общество предложило приз в 10 тыс. франков тому немусульманину, кто сумеет побывать в городе, вернуться обратно и написать об увиденном. В сентябре 1826 г. Александр Гордон Ленг достиг Томбукту, но был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания.

17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путём — через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал нася в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу. Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты — Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1466 год), вошедшим туда добровольно.

В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей. Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сегу, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено.

Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали[16].

В 1829 году француз Рене Калье, переодевшись мусульманином, сумел побывать в городе, благополучно вернуться в Европу и получить приз. Кроме того, в 1813 году Роберт Адамс, афроамериканский моряк, прибывший в британское консульство в Танжере, заявил, что он сумел побывать в городе в 1811 году, после того как его корабль потерпел кораблекрушение у берега Африки[17]. В 1816 году он издал книгу «The Narrative of Robert Adams, a Barbary Captive», однако исследователи подвергают сомнению истинность его пребывания в городе. Известно, однако, что ещё три европейца достигли город до 1890 года: это немцы Генрих Барт и Оскар Ленц в 1853 г., и испанец Кристобал Бенитес в 1880 г.

Современный город

В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных средневековых рукописей, которые хранятся в Томбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.

В 1990-е гг. Томбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).

Разрушение

1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА[18], а 6 апреля стал столицей самопрозглашённого Независимого Государства Азавад[19]. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья[20]. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Томбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения[21].

В ходе антитеррористической операции, начавшейся в январе 2013 года, 27 января город был занят малийскими и французскими войсками[22]. Повстанцы оставили город без боя, однако при этом сожгли здание исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тыс. арабских и древнегреческих рукописей, входящих в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО)[23] (впоследствии стало известно, что рукописи были тайно спасены[24]). На протяжении нескольких месяцев под контролем исламистов Томбукту жил по законам шариата[23].

Экономика

Сегодня Томбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времен Средневековья добывают каменную соль.

Томбукту — центр исламского обучения

Двор медресе Санкоре

В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре (1581 г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей)[25].

О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».

Манускрипты из библиотеки Томбукту

Главное достояние города — более 100 000 рукописей, некоторые из которых датируются XII в., хранимые несколькими семьями[26]. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники «Тарих ал-Фатташ», написанная Махмудом Кати в XVI в. и «Тарих ас-Судан» («Суданские Хроники»), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в.).

Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество средневековых рукописей[27]. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).

Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Томбукту средневековых манускриптов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.

В феврале 2006 г. было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Томбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото)[28].

29 января 2013 года боевики-исламисты подожгли библиотеку.

Архитектура и достопримечательности

Образец городской архитектуры

Большинство зданий глинобитны[29] и построены в сахельском стиле.

Наиболее крупные сооружения — мечети.

Другие достопримечательности — музей, висячие сады и водонапорная башня.

См. также

Примечания

  1. ↑ Малый атлас мира. — М.: ГУГК, 1983; Роскартография, 2007.
  2. ↑ Мали. Справочная карта. Масштаб 1:2 500 000. — М.: ГУГК, 1982.
  3. ↑ Агеенко Ф. Л., Зарва М. В.. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Под редакцией Д. Э. Розенталя. — Издание 6-е, стереотипное. — Москва: Русский язык, 1985. — С. 754. — 808 с.
  4. ↑ Томбукту // Тихоходки — Ульяново. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — С. 62. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 26).
  5. ↑ Томбукту // Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Главный редактор А. Ф. Трёшников. — Издание второе, дополненное. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 482. — 592 с. — 210 000 экз.
  6. ↑ Томбукту // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 369.
  7. ↑ Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / Отв. ред. P. A. Агеева. — 2-е, стереотип.. — М.: Русские словари: Астрель: ACT, 2002. — С. 419. — 5 000 экз. — ISBN 5-17-001389-2.
  8. ↑ Тимбукту // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 366.
  9. ↑ А. Ю. Юрьева. Тимбукту (Томбукту) // Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — Москва: Центрполиграф, 2009. — С. 451. — 523 с. — ISBN 978-5-9524-4545-1.
  10. ↑ 1 2 Amazon.com listing for the "Cruelest Journey: 600 Miles to Timbuktu". Архивировано 27 августа 2011 года.
  11. ↑ 1 2 Salak, Kira Kira Salak's official webpage on "The Cruelest Journey". Архивировано 27 августа 2011 года.
  12. ↑ [1] Просечне климатске вредности за Томбукту
  13. ↑ Mali: largest cities and towns and statistics of their population
  14. ↑ Okolo Rashid. Legacy of Timbuktu: Wonders of the Written Word Exhibit — International Museum of Muslim Cultures [2]
  15. ↑ Timbuktu. (2007). Encyclopædia Britannica. Chicago: Encyclopædia Britannica.
  16. ↑ https://web.archive.org/web/20050509010527/http://hronos.km.ru/biograf/bio_l/leng.html Ленг Александр Гордон
  17. ↑ Calhoun, Warren Glenn; From Here to Timbuktu, p. 273 ISBN 0-7388-4222-2
  18. ↑ Mali rebels seize Timbuktu — Telegraph
  19. ↑ Боевики-туареги провозгласили независимость региона Азавад на севере Мали
  20. ↑ Lenta.ru: В мире: Потерянные святыни
  21. ↑ Heritage sites in northern Mali placed on List of World Heritage in Danger. // whc.unesco.org. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  22. ↑ Войска Мали взяли под контроль Тимбукту, Взгляд.ру (27 января 2013). Проверено 27 января 2013.
  23. ↑ 1 2 Боевики сожгли сто тысяч древних рукописей
  24. ↑ «Осторожно, люди!»: горят ли рукописи? — BBC Russian — Ваше мнение
  25. ↑ http://jv.gilead.org.il/dima/cinq/index.html Жюль Верн. Пять недель на воздушном шаре
  26. ↑ Un patrimoine inestimable en danger : les manuscrits trouvés à Tombouctou, par Jean-Michel Djian dans Le Monde diplomatique d’août 2004.
  27. ↑ Reclaiming the Ancient Manuscripts of Timbuktu
  28. ↑ Curtis Abraham, "Stars of the Sahara, " New Scientist, 18 August 2007: 37-39
  29. ↑ Timbuktu — World Heritage (Unesco.org)
  30. ↑ Salak, Kira Photos from "KAYAKING TO TIMBUKTU". National Geographic Adventure. Архивировано 27 августа 2011 года.
  31. ↑ Von China bis nach Mali — Chemnitz ist international Sz Online — 11 December 2003
  32. ↑ «Search on for Timbuktu’s twin» BBC News, 18 October 2006. Retrieved 28 March 2007

Ссылки

wikiredia.ru

Интересное о мире

Тимбукту 9

ТимбуктуЗатерянный в песках Сахары город Тимбукту (Томбукту) известен во всем мире как один из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы — «городом золота».

Первоначально Тимбукту (на языке туарегов это название означает «колодец стражницы Букту»), вероятно, был просто местом отдыха пастухов, перегонявших стада в долине Нигера. Возвышение города, возникшего на пересечении пяти караванных путей, что вели через Сахару от побережья Северной Африки, началось около тысячи лет назад, на рубеже XI—XII вв.

Тимбукту 12

В XII в. Тимбукту вошел в состав могущественной империи Мали, основанной народом малинке, входящим в группу племен мандинго. Ее воинственный правитель Сун- диата (1230—1255) создал прекрасно организованное государство. Позднее, при султане Мусе I (Манса Мусе 1307—1332). Мали достигло наивысшего расцвета. Манса Муса взбудоражил весь исламский мир, когда в 1324 г. отправился в паломничество в Мекку в сопровождении более полтысячи рабов и ста верблюдов, на каждого из которых было нагружено по 135 кг золота. Планируя остановиться в Каире после изнурительного перехода через Сахару, Муса послал египетскому султану 50 000 золотых динаров. Даже двенадцать лет спустя, как пишет египетский хронист аль-Омари, визит царя в Египет вспоминали с изумлением: «Этот человек затопил Каир морем щедрости: не было ни одного придворного чиновника или обладателя любой другой официальной должности, который бы не получил от него награду в виде золотых монет». В Мекке Муса разбросал толпе нищих 20 тысяч мискалей золота. В результате его щедрость так пошатнула курс золота, что он восстановился лишь спустя несколько лет.

Тимбукту 2

В средние века Тимбукту являлся узлом всей транссахарской торговли. Наивысшего расцвета эта торговля достигла к 1300 г. Из внутренних областей Африки сюда привозили золотой песок, слоновую кость, соль, кожи и рабов. Караваны купцов непрестанно тянулись в Тимбукту, ибо он, как писал португальский географ начала XVI в. Валентин Фернандиш, «есть складочный пункт всегозолота, что обменивается на соль как в восточном, так и в западном направлениях». «Там величайшее изобилие зерна и скота», — вторит ему Лев Африканский (XVI в.). Выходец из Гранады Абу Хамид аль-Андалузи, совершивший несколько путешествий в Тимбукту, писал: «В песках этой страны есть золото — сокровище невыразимое. Торговцы продают за него соль, привозя эту соль на верблюдах из соляных копей». В 1426 г. итальянский географ Беккари сообщал о сахарском городе «Тумбетту», блиставшем своими мечетями с высокими башнями и украшенными золотом дворцами.По различным оценкам, в средневековом Тимбукту, изобиловавшем лавками купцов, ремесленников и ткачей, проживало от тридцати до ста тысяч человек. Улицы Тимбукту заполняли караваны, перевозившие самые экзотические товары. Шум оживленных портняжных мастерских и мастерских резчиков по сандаловому дереву смешивался с криками лодочников на Нигере и монотонным бормотанием учеников ста пятидесяти мусульманских школ-медресе; здесь сверкали на солнце минареты, украшенные листовым золотом, а над стенами дворца возвышались гигантские глиняные башни, похожие на голубятни.

Тимбукту 3

В XV столетии империя Мали распалась, и Тимбукту вошел в состав нового западноафриканского государства — Сонгаи. Просуществовав около ста лет, империя Сонгаи пала в результате внутренних распрей, расколовших страну на отдельные части и сделавших ее легкой добычей для врагов. К 1591 г. империи больше не существовало. Блистательный период истории Тимбукту завершился.В середине XIX в. Тимбукту оставался оживленным торговым городом, но от некогда знаменитых ремесленных мастерских, школ и дворцов не осталось и следа. Посетивший в 1853 г. Тимбукту немецкий путешественник Генрих Барт отыскал здесь «Тарик- эс-Судан» — ценнейшую рукописную хронику по истории Западной Африки, созданную в XVII в., а также другие ценные рукописи.

Тимбукту 11

С 1893 г. Тимбукту вошел в число французских колониальных владений в Западной Африке, а с 1960 г. город находится в составе Республики Мали. О былом великолепии Тимбукту сегодня напоминают многочисленные жилые дома XV и XVI вв., сооруженные из глины на деревянном каркасе. Фасады домов выкрашены в белый или небесно-голубой цвет и скромно украшены узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы. Причудливые резные узоры, местами сохранившие свою яркую полихромную окраску, украшают косяки дверей.

Тимбукту 4

Тимбукту сохранил уникальные памятники глиняной архитектуры — знаменитые мечети Джингеребер, Санкор и Сиди Яхья. В 1988 г. все три памятника включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Мечеть Джингеребер построена султаном Мали Канкан Мусой после его возвращения из паломничества в Мекку в 1325 г. Немецкий исследователь X. Барт в 1853 г. еще видел над главным входом в мечеть дату «1327» и имя «Канкан Муса». Строителем мечети был андалузский архитектор Абу Ишап Эс-Сахели, которого малийский султан встретил в Мекке и убедил поехать с ним в Тимбукту, посулив за это 40 тысяч м искал ей золота. Между 1570 и 1583 гг. разрушенное в результате междоусобных войн здание мечети было реконструировано и расширено имамом Аль- Акибом, городским кади (кади — мусульманский судья).

LS019831

LS019831

Мечеть Джингеребер, как и три других мечети Тимбукту, почти целиком сооружена из банко — глины, смешанной с резаной соломой. Для большей прочности стены глиняных мечетей Тимбукту пронизывает каркас из жердей, также обмазанных глиной.В ансамбль мечети входят три внутренних двора и два минарета. Молитвенный зал напоминает зал знаменитой Кордовской мечети: двадцать пять рядов глинобитных колонн пересекают его в направлении с востока на запад.

Тимбукту 5

Другое архитектурное чудо, мечеть Санкор, была построена на средства богатого горожанина-солеторговца в эпоху мандинго (1325—1433). Она также сильно пострадала в XV столетии и была восстановлена в 1578— 1582 гг. имамом Аль-Акибом. Измеривший мечеть Каабы веревкой во время своего паломничества в Мекку, он хотел, чтобы мечеть в Тимбукту имела точно такие же размеры. Также построенная из банко и в стиле, очень напоминающем мечеть Джингеребер, мечеть Санкор имеет молитвенный зал с тремя рядами колонн и открытый внутренний двор, в центре которого высится единственный минарет высотой около пятнадцати метров. Входные двери украшены древним мавританским орнаментом.

Тимбукту 8

Северную часть мечети занимает знаменитый во всем исламском мире университет, основанный еще в эпоху средневековья. В XV столетии здесь одновременно обучалось до 25 тысяч студентов, а в числе преподавателей были многие выдающиеся арабские ученые того времени. Наряду с другими предметами в университете Санкор преподавались богословие, исламское право, грамматика, риторика, медицина, астрология и история. При университете имелась обширная библиотека. Университет Санкор до сих пор остается одним из важнейших центров мусульманского образования.

Тимбукту 7

Мечеть Сиди Яхья — лучшая из трех мечетей Тимбукту. Она была построена около 1400 г. шейхом Эль-Мухгаром Хамаллахом, которому было предсказано свыше о скором явлении святого имама. Этот имам появился сорок лет спустя, и звали его Сиди-Яхья, чье имя сегодня носит мечеть. После разрушений, причиненных зданию в ходе междоусобных войн, она в 1577—1578 гг. была восстановлена кади Аль-Акибом.

Тимбукту 6

Главными врагами построенных из глины мечетей Тимбукту на протяжении столетий являются ветер и песок пустыни. Раз в два года хрупкие глиняные колоссы нуждаются в ремонте. Эта работа рассматривается жителями Тимбукту как исполнение религиозного долга. Для небольших восстановительных мероприятий привлекается городская гильдия каменщиков, но во многих случаях на работу выходит все мужское население города. В последние годы к спасению древних памятников Тимбукту активно подключились ЮНЕСКО и другие международные организации.

mirxenia.com

Загадки истории. Спорные факты и домыслы.: Тимбукту в Мали

На языке туарегов, жителей дельты африканской реки Нигер, «тим» означает колодец. Колодец же в Сахаре, одной из самых засушливых пустынь земного шара – это не только место, где из земли можно добыть воду, это – жизнь. По легенде, в незапамятные времена жила в излучине Нигера старая женщина по имени Букту. Женщина отличалась редким гостеприимством, поэтому арабские торговцы, ведущие караваны на север континента, с удовольствием становились на отдых у ее колодца. Со временем здесь выросло поселение, увековечившее Букту и ее колодец – легендарный город древности Тимбукту. Город был основан туарегами около тысячи лет назад и пережил расцвет, завоевание чуждыми племенами, упадок и длящееся до сих пор прозябание.

Расцвет

Период расцвета Тимбукту начался с покорения верховьев Нигера народом малинке (мандинго). У колодца устроили себе постоянное место жительства берберы-мусульмане, черные рабы и арабские торговцы, поселившиеся каждый в своей части города. Благодаря удобному географическому положению, Тимбукту быстро становился развитым торговым центром. Сюда привозились золотой песок, слоновая кость, кожа, орех колы, рабы и другие товары для отправки через Судан в северном направлении. В южном направлении в город поставлялись соль, шелковые ткани и другие предметы восточной роскоши.Период наибольшего расцвета Тимбукту связан с именем правителя Мали (мансы) первой трети 14в по имени Мусса. Возвращаясь в 1325г. из хаджа в Мекку, манса решил надолго остановиться в городе. По его приказу здесь выстроили не дошедший до наших дней царский дворец, а также великолепные мечети. Именно тогда была возведена одна из достопримечательностей Тимбукту - мечеть Джингеребер.Мечеть Джингеребер Мечеть, как и большинство старинных зданий города, выстроена в так называемом «суданском стиле». Данную архитектуру характеризуют постройки из сырцового кирпича или из камней на глиняном растворе. Для суданского стиля отличительными чертами являются пилястры, расчленяющие фасады зданий, башни и минареты конические, или в форме усеченной пирамиды, главное визуальное отличие - торчащие наружу балки перекрытий. Снаружи такое строение весьма схоже с куличиком из песка, утыканным по наружным плоскостям спичками.Мечеть Джингеребер в плане представляет собой четырехугольник. У нее плоская крыша, здание украшено глинобитными колоннами. Невысокий сужающийся кверху минарет снабжен поверху глиняными башенками. Верхушка минарета сильно пострадала от времени и непогоды. Углы здания содержат многочисленные башни в виде голов сахара, сделанные из той же глины. Во дворе мечети большое место занимает арабское кладбище.

В 15в Тимбукту становится видным центром торговли континента. Главные товары - текущие навстречу друг другу соль и золото. В процветающем городе открылся университет, состоящий из 180 медресе. В лучшие годы он вмещал до 2000 студентов. Город наполнили арабские ученые и книжники. Тимбукту был знаменитейшим учебным центром мусульманской части Западной Африки. Местные ученые завоевали непререкаемый авторитет в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку. Остатки былой роскоши до сих пор хранятся в городе, насчитывающем, кроме государственных, более 60 частных библиотек и книжных коллекций. Здесь и сегодня можно найти античные греческие манускрипты.

Одно из древнейших медресе города находилось при мечети Санкоре, чей приземистый пирамидальный минарет поныне выделяется на общегородском фоне, в северо-восточной части поселения.

Мечеть Санкоре Архитектурное решение мечети было создано андалузским поэтом Эс-Сахели. Квартал, где расположено строение, изначально был заселен крупными солеторговцами. Отличительная черта Санкоре – ее фасад. Декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими же капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, убраны древним мавританским орнаментом. Как и мечеть Джингеребер, Санкоре была полностью перестроена в 16в.К 1492г. Тимбукту вошел в состав Сонгайской империи, достигшей наибольшего расцвета при правителе Мухамаде Аския. Во времена его правления в город съехалось большое количество ученых и мудрецов из Мекки и Каира, которых просвещенный монарх приближал к своему двору, сделав своими советниками. Приезжие с запада континента, из Магриба, на невольничьих рынках города выменивали рабов на сахарскую соль.

Упадок ТимбуктуПериод процветания закончился для города в 1591г. Тимбукту был захвачен воинами марроканского султана, вооруженными невиданным здесь огнестрельным оружием. Цвет местного общества – ученых и книжников обвинили в предательстве и либо истребили, либо угнали в Марокко. Для защиты от набегов кочевников-берберов, султан оставил в городе вооруженный гарнизон, однако он, зачастую, не справлялся со своими обязанностями, и берберы захватывали и разграбляли город. Город постепенно хирел, количество его жителей потихоньку сходило на нет. Так продолжалось до 1893г., когда Тимбукту захватили французские колонизаторы.

Титмбукту и европейцы Со времен великих географических открытий по Европе ходили слухи о городе в Африке, колыбели золота и мудрости – Тимбукту. Невероятно, сказочно богатым называли в своих записях этот город купцы постсредневековья. Наибольшие сведения почерпнули европейцы из записей Лео Африкануса, арабского торговца, жившего в первой половине 16 века. Он торжественно называл город «королевой пустыни» и описывал его, как поселение, улицы которого вымощены золотыми слитками, а жители – мудрецы и ученые. Европейцы, охочие и до золота, и до мудрости, неутомимо искали это вожделенное место. Французское Географическое общество даже объявило награду в 10000 франков тому европейцу, кто сумеет побывать в африканском Эльдорадо. Существенная оговорка: чтобы получить приз, необходимо было вернуться из путешествия живым. Мусульманские торговцы долгое время хранили местоположение города в секрете, поэтому случайно забредшие сюда европейцы обязаны были или принять ислам и натурализироваться, или умереть.Первым попытку отыскать город официально предпринял британский офицер Александр Ленг. Целью и задачами его было не только обнаружить Тимбукту, но и подчинить его Британской короне. Заносчивый и самоуверенный, как всякий белый человек в Африке тех лет, в 1825г. он отправляется в экспедицию, одетый в парадный мундир гвардии Его Величества. Большей ошибкой было бы, наверное, только появиться у меккийской Каабы в сверкающих сапогах, шляпе и с вызолоченным крестом наперевес. В результате гордый британец вожделенный город все-таки нашел, но это стало последним деянием в его жизни. Загадочное исчезновение Ленга только подогрело интерес европейцев к тайне Тимбукту.

По следам англичанина отправляется француз Рене Кайо. Выучив арабский язык и обычаи мусульман, ему удается войти в «сказочный» город. И что же видит первооткрыватель «королевы пустыни»? Жалкие лачуги, мусор и грязь – вот все, что осталось на этом месте от золотого просвещенного века. Великая европейская мечта об обретении мудрости и богатства рухнула. Что не помешало практичным французам захватить город и объявить его подданным республики.

К началу 20в Тимбукту превратился в вымирающий город, каким до сих пор и является. В первые годы века 21-ого население Тимбукту не достигало и 40 тысяч человек. О былом великолепии напоминают только старые дома, практически не претерпевшие изменений со времен расцвета города.

Архитектура старой части Тимбукту Жилые дома 15 и 16вв постройки характеризуются узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы, горизонтально разделяющими фасады. Самые старые постройки щеголяют традиционными, искусно выпиленными полуциркульными мавританскими окнами по образцу марокканских. Деревянный дверной проем украшен искусными резными узорами, выкрашенными в красный и зеленый цвета. Перед входом в жилую часть дома располагается просторный вестибюль без окон. Стены обычно покрыты белой или светло-голубой краской, глинобитные полы присыпаны свежим песком, которого в пустыне всегда с избытком, в отличие от дерева. Крыши домов, поэтому, выложены короткими жердями.Эти дома, мечети, да мудрость веков, изложенная в древних книгах, позволили ЮНЕСКО объявить Тимбукту объектом мирового наследия человечества. Было это в 1989г, а в 2000г. правительство крошечного, но чрезвычайно благополучного европейского государства Люксембург, совместно с рядом международных фондов, инициировали проект по изучению письменного наследия древнего города. В Тимбукту и его окрестностях до сих пор хранятся сотни тысяч рукописей, самые старые из которых восходят к 12в. Большинство трактатов написаны на арабском языке или на языке фула исламскими учеными, и посвящены астрономии, музыке и биологии. Велико также количество религиозной литературы и книг по вопросам нравственности и благочестия.

Даже вмешательство ЮНЕСКО не делает эту землю счастливее. Пустыня мало-помалу обратно отвоевывает территорию, некогда отобранную у нее людьми. Исследования журнала «Forbes» ставят Тимбукту в первую десятку городов, могущих к концу нашего века исчезнуть с лица земли. Горожанами, правительством Мали принимаются меры, способные отогнать пески и снова сделать землю зеленой, в частности, высаживая деревья. Но усилия эти малоэффективны, некоторые части города уже наполовину засыпаны песком…

atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com

Томбукту — WiKi

  Стоянка кочевников

Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли. Ещё в начале XX века город был труднодосягаем: по реке Нигер в Томбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.

Климат жаркий и резкоконтинентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм. Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм)[12]. Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.

Климат Томбокту Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средний максимум, °C 29,6 32,9 36,3 39,4 42,0 41,4 38,5 36,7 38,2 38,7 34,6 29,9 40,0 Средняя температура, °C 21,1 23,9 27,4 30,9 33,9 34,3 32,2 30,8 31,5 30,5 25,9 21,5 28,7 Средний минимум, °C 12,6 14,9 18,4 22,4 25,8 27,3 25,9 24,9 24,7 22,3 17,2 13,2 20,8 Норма осадков, мм 0,4 0,3 0,0 1,1 4,3 14,7 45,2 63,5 27,4 2,3 1,3 0,3 160,8
Источник: [3]

Основание

Томбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север). По другой этимологической версии, выдвинутой французским востоковедом Рене Бассетом, на языке тамашек «Тин-букт» означает отдаленное место «на краю земли». Первые описания города были сделаны Львом Африканским (1526 год) и Ибн Баттутой (1353 год).

Расцвет

В XIV веке Манса Муса возвёл здесь свой дворец (от которого не осталось и следа), а также соборную мечеть с характерной башней (перестроена). К XV в. Томбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото.

Вслед за купцами (берберскими, арабскими и еврейскими) в процветающий город хлынули арабские учёные и книжники, которые стали преподавать в одном из самых старинных медресе Санкоре[14]. В городе до сих пор хранятся античные греческие манускрипты[15]. В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами.

В 1468 году Томбукту вошёл в состав государства Сонгаи. Местный правитель Сонни Али предпринял гонения на учёных мусульман, однако его сын Мамаду Туре (Мухамад Аския) повёл дело таким образом, что в город стали, наоборот, стекаться учёные из Мекки и Каира, многих из которых просвещённый правитель приблизил ко двору и сделал своими советниками. Приезжие из Магриба выменивали здесь на сахарскую соль золото и рабов.

Завоевание и упадок

Золотой век Томбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен армией марокканского султана Ахмада аль-Мансура, оснащенной огнестрельным оружием. Учёное сообщество было обвинено в предательстве и либо истреблено, либо угнано в Марокко. Размещённый султаном в городе отряд был не в состоянии противостоять набегам берберов-кочевников, которые время от времени подвергали город полному разорению. Так продолжалось до 1893 года, когда в Томбукту пришли французские колонизаторы. К этому времени экономическая мощь города была существенно подорвана, в связи с упадком транссахарской торговли, после налаживания торговых связей с Европой по морю.

Поиск города европейцами

  Караван, приближающийся к Томбукту, 1853 год   Немецкая карта 1855 г.

Со времени Средневековья о Томбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII в. европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. В 1795 и в 1805 гг. Мунго Парк в составе Африканской Ассоциации попытался обнаружить город и одновременно исследовать устье реки Нигер. Возможно, М. Парк стал первым европейцем, побывавшем в городе, но он умер на территории Нигерии, не успев письменно рассказать об увиденном[10][11].

В 1824 г. Французское географическое общество предложило приз в 10 тыс. франков тому немусульманину, кто сумеет побывать в городе, вернуться обратно и написать об увиденном. В сентябре 1826 г. Александр Гордон Ленг достиг Томбукту, но был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания.

17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путём — через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал направиться в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу. Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты — Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1466 год), вошедшим туда добровольно.

В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей. Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сегу, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено.

Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали[16].

В 1829 году француз Рене Калье, переодевшись мусульманином, сумел побывать в городе, благополучно вернуться в Европу и получить приз. Кроме того, в 1813 году Роберт Адамс, афроамериканский моряк, прибывший в британское консульство в Танжере, заявил, что он сумел побывать в городе в 1811 году, после того как его корабль потерпел кораблекрушение у берега Африки[17]. В 1816 году он издал книгу «The Narrative of Robert Adams, a Barbary Captive», однако исследователи подвергают сомнению истинность его пребывания в городе. Известно, однако, что ещё три европейца достигли город до 1890 года: это немцы Генрих Барт и Оскар Ленц в 1853 г., и испанец Кристобал Бенитес в 1880 г.

В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных средневековых рукописей, которые хранятся в Томбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.

В 1990-е гг. Томбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).

Разрушение

1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА[18], а 6 апреля стал столицей самопрозглашённого Независимого Государства Азавад[19]. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья[20]. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Томбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения[21].

В ходе антитеррористической операции, начавшейся в январе 2013 года, 27 января город был занят малийскими и французскими войсками[22]. Повстанцы оставили город без боя, однако при этом сожгли здание исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тыс. арабских и древнегреческих рукописей, входящих в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО)[23] (впоследствии стало известно, что рукописи были тайно спасены[24]). На протяжении нескольких месяцев под контролем исламистов Томбукту жил по законам шариата[23].

Экономика

Сегодня Томбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времен Средневековья добывают каменную соль.

Томбукту — центр исламского обучения

  Двор медресе Санкоре

В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре (1581 г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей)[25].

О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».

Манускрипты из библиотеки Томбукту

Главное достояние города — более 100 000 рукописей, некоторые из которых датируются XII в., хранимые несколькими семьями[26]. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники «Тарих ал-Фатташ», написанная Махмудом Кати в XVI в. и «Тарих ас-Судан» («Суданские Хроники»), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в.).

Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество средневековых рукописей[27]. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).

Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Томбукту средневековых манускриптов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.

В феврале 2006 г. было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Томбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото)[28].

29 января 2013 года боевики-исламисты подожгли библиотеку.

ru-wiki.org