Канатный трамвай Сан-Франциско. Трамвай канатный


Канатный трамвай Сан Франциско: levik

Как я уже писал, в Сан Франциско целых три системы трамвая. Самая старая из них, и пожалуй самая знаменитая за пределами города - это сеть канатных трамвайчиков (cable cars). С одной стороны, в отличии от исторических трамваев F-line, эти милые старые вагончики скорее являются забавой для туристов, нежели серьёзным видом общественного транспорта. С другой, уникальность этой системы делает её очень интересной с инженерной точки зрения.

Плюс, на сегодняшний день ни один другой город в мире не может похвастаться действующими трамвайчиками, работающими по такому принципу...Как можно догадаться по названию, канатный трамвай двигается за счёт троса, который тянется по всей длинне его маршрута. Стальной трос диаметром в полтора дюйма проходит под землёй, в специальной канавке между трамвайными рельсами. Если туда заглянуть его прекрасно видно - он всегда движется с постоянной скоростью - около 15 км/ч.

Соответсвенно в самих вагончиках отсутствует какой-либо мотор - чтобы ехать, они цепляются за этот трос специальным зажимом. Если надо остановиться, кондуктор откывает зажим, отпуская трос, и приводит в действие тормоза (есть целых три системы торможения). Зажим сверху узкий, чтоб пролезть в щель между рельсами, а снизу похож на кулак, которым и хватается трос.

Вся система в разрезе выглядит примерно вот так (тут изображён другой тип зажима):

Первый канатный трамвай появился в Сан Франциско в 1873 году. В центре города много очень крутых холмов, по которым трудно было подниматься пешеходам и конным повозкам. Трамвайчик тянущийся тросом решал эту проблему. Первая линия была очень прибыльной, и за следующие двадцать лет в городе были построены 23 линии канатного трамвая!

В самом конце 19-го века стали появляться электрические трамваи, такие к которым мы все привыкли. Городские власти посчитали, что строить такие линии в два раза дешевле канатных, а стоимость их содержания вообще была в шесть раз ниже! Поэтому к 1912 году в Сан Франциско осталось лишь восемь канатных линий. Зато все они карабкались на знаменитые здешние холмы. Электрические трамваи попросту не могли осилить такие крутые склоны. Максимальный наклон - 21 градус. Так что канатный трамвай уцелел, хотя на протяжении 20-го века было несколько попыток закрыть систему полностью.

На сегодняшний день работают три линии. Как я уже сказал, на серьёзный общественный транспорт канатный трамвай нынче не тянет. Вагоны ходят медленно, с частыми остановками, а подавляющее большинство пассажиров, готовых заплатить $6 за поездку - туристы. При этом трамваи часто забиты под завязку, а у конечных станций стоят длинные очереди приезжих, желающих прокатиться.

Вагоны канатного трамвая полу-открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки, на них тоже вроде можно ездить, вывесившись сбоку трамвая. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу. Сразу ясно, сделано для туристов.

Но я не зря сказал, что система очень интересна с инженерной точки зрения. Ведь протянуть несколько многокилометровых тросов под улицами большого города - задача не из простых. Все эти тросы сходятся к одному зданию, в подвале которого находится моторная станция. Там, внутри, огромные моторы General Electric крутят четыре набора больших колёс, которые и гонят по городу четыре длинных троса (по одному для каждого из маршрутов, и ещё один, чтоб доставлять трамваи в депо на ночь).

Колёса эти могут ездить взад-вперёд, чтоб поддерживать нужное напряжение в троссе (иначе он может соскочить!) Каждый трос с годами ослабевает, и колесо отодвигается всё дальше и дальше, чтоб держать его натянутым. Когда дальше отъезжать уже некуда, трос меняют - это трудный процесс, но механики должы успеть всё сделать за одну ночь, пока трамваи стоят.

Кстати помещение это открыто для посетителей, там работает музей канатных трамвайчиков, и если вас эта тема интересует, туда стоит заглянуть.

На участках, где рельсы лезут в гору останавливаться проблематично, поэтому в таких местах все остановки происходят на перекрёстках - там дорога горизонтальная.

Говорят, что светофоры на таких перекрёстках специально насторены переключаться на красный, когда на них выезжает трамвай. Вагон останавливается посреди улицы, и люди выходят и садятся.

Кстати от водителей канатных трамваев (их называют "грипмэнами") требуется огромная координация и сила. Рычаг, который управляет зажимом очень тяжёлый, а закрывать и раскрывать его надо в очень точных местах. Отпусти трос на секунду раньше нужного, и трамвай покатится назад вниз по склону. Ещё в системе есть одно место, где два троса пересекаются, и один проходит поверх другого. Грипмэн трамвая на "нижнем" тросе должен в правильном месте отпустить его, чтоб вагон проехал это пересечение по инерции. Если он зазевается, и не сделает этого в нужнуй момент, то верхний трос может получить серьёзные повреждения. Пройдя опасное место, трос захватывается вновь, и трамвай едет дальше, а пассажиры даже не замечают, что что-нибудь произошло - для них дёрганье рычага грипмэном схоже с переключением скоростей водителем автобуса.

Интересное дополнение из комментария af1461 в сообществе ru_tramvay:

Еще там проблема с поворотами: в них тоже нет троса (он уходит в сторону), т.к. очень трудно обеспечить его плавное закругление.

В результате повороты проходятся по инерции. И вот если на перекресток перед трамваем вылез нерадивый автолюбитель на своем ведре, трамвай останавливается, но тронуться уже не может.

Я в такую ситуацию попал. Поругавшись на водителя автоведра, грипмэн отказался от предложенной пассажирами помощи в толкании трамвая и позвонил на моторную станцию. Буквально через пару минут (дело было как раз недалеко от нее) оттуда прикатил пикап-грузовичок с этаким специальным бампером спереди, больше похожим на снежный отвал или скотосбрасыватель паровоза. Он бодро подъехал к трамваю сзади, уперся бампером в его упряжь и дотолкал до прямого участка, где трос уже есть.

Вся операция вместе с матюканием водителя автоведра заняла около пяти минут. Как оказалось, этот пикап дежурит специально для таких случаев с первого и до последнего рейса трамвая.

Но самое интересное и зрелищное - это как трамвайчики разворачивают на конечной остановке маршрута. Разворачивать трос так, чтоб трамвай мог бы вместе с ним развернуться было бы очень сложно, поэтому в конце каждой линии стоят вот такие круги с отрезком рельсов:

Вагон подкатывается к такому, отпускает трос, и его руками заталкивают на круг.

После этого кондуктор разворачивает трамвай на месте, пока он не поравняется с рельсами в обратную сторону.

Вот как это выглядит в действии (извините за качество видео, оно очень старое):

Вот такие чудные трамвайчики, остатки старого Сан Франциско второй половины 19-го века.

В следующий раз, расскажу вам про Улицы Сан Франциско.

levik.livejournal.com

Канатный трамвай Сан-Франциско - Страница путешественника

Система канатного трамвая раскинувшегося на крутых холмах Сан-Франциско была открыта в 1873 году. Учредителем дороги стал Эндрю Смит Хэллидай, механик, родившийся в Лондоне и в 1852 году эмигрировавший в Сан-Франциско, где основал компанию, занимавшуюся изготовлением проволочных тросов. Холлидай занялся решением проблемы перевозки людей по крутым склонам города после того, как стал свидетелем несчастного случая, когда трамвай на конной тяге соскользнул вниз по склону, утащив за собой лошадей. Хэллидай лично проехал на первом трамвае Сан-Франциско, и вскоре изобретенный им вид транспорта стал функционировать на восьми городских линиях - система оказалась необычайно успешной. В 1947 году, с развитием автобусных маршрутов, были приняты попытки закрыть канатный трамвай, но в результате общественных протестов три линии трамвая, проходящие в центре города, были сохранены, и сейчас Сан-Франциско просто невозможно представить без смело карабкающихся по холмам поскрипывающих вагончиков, оккупированных стоящими на подножках туристами с фотоаппаратами.

1.

2.

3.

4. Поворотный круг в конце линии. Кабина трамвая на круге поворачивается вручную!

5. Хорошо кататься на подножке!

Принцип работы канатного трамвая довольно интересный. Под городскими улицами проложен петлеобразный трос, направляемый специальными шкивами. Трос непрерывно тянут двигатели на центральной силовой станции. Когда водитель канатного трамвая перемещает рукоятку захвата, специальный захват проходит через зазор в проезжей части, зажимает движущийся трос, и трамвай начинает движение со скоростью 15,5 км/ч. Для остановки водитель отпускает захват и включает тормоз. Всё управление механикой трамвая осуществляется рычагами вручную! Неудивительно, что водитель канатного трамвая должен быть очень сильным человеком с хорошей реакцией. Особое мастерство от водителя требуется на перекрестках, где трамвай проходит над направляющими шкивами каната – здесь необходимо отпустить захват и пройти шкивы «накатом».

6. Водитель трамвая за работой.

7. На перекрестках канатных линий специальные стрелочники вручную переключают рычаги.

8. Поворотный круг на набережной в районе Рыбацкой пристани.

В депо, где хранятся и обслуживаются вагоны, а также находятся центральные двигатели, которые тянут проложенные под улицами Сан-Франциско тросы, действует необычайно интересный музей канатного трамвая. К сожалению, мы не успели его посетить, но тем, кто будет в Сан-Франциско подольше, очень советую туда сходить. Там представлена подробная история и описание системы канатного трамвая Сан-Франциско, можно посмотреть интересные исторические вагоны (в том числе и тот, на котором 2 августа 1873 года первым проехал Эндрю Смит Хэллидай), понаблюдать работу двигателей и движение канатов и много чего еще интересного. Если меня еще когда-нибудь занесет в Сан-Франциско – обязательно туда схожу!

9. Единственная в мире сохранившаяся до наших дней линия канатного трамвая! Ну разве это не прекрасно!? :)))

10. Помимо уникального канатного трамвая на улицах Сан-Франциско действуют линии и обычных трамваев, обслуживаемые также преимущественно раритетными вагонами.

11.

12.

13.

14.

К оглавлению >>>

uritsk.livejournal.com

Трамваи на веревочках - Авиамастер

cablecarKopie

Нет, речь не об игрушках. Не так давно я разместил цикл статей о городском общественном транспорте эпохи стимпанка. Их можно найти по тэгу "транспорт". Но кое-что было упущено, причем - весьма интересное. Я говорю о так называемых канатных или тросовых трамваях, приводимых в движение стационарным паровым двигателем посредством длинных канатов или тросов, проложенных в желобах между рельсами. Эти трамваи не надо путать с фуникулерами, поскольку, в отличие от фуникулеров, их вагоны не прикреплены намертво к тяговым "струнам". Они могут отцепляться и останавливаться в любом месте, а затем - вновь начать движение, если вагоновожатый включит зажим. Также, в отличие от кареток фуникулера, они оборудованы тормозами.

Изобретателем канатного трамвая считается американский генерал Эбнер Даблдэй, запатентовавший эту машину в 1873 году. И в том же году первая линия такого трамвая была пущена в Сан-Франциско, причем она действует до сих пор, хотя паровой привод давно заменен электрическим. В дальнейшем, до конца XIX века, канатные трамваи появились во многих американских и европейских городах, а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен. Только в 1935 году его оснастили обычными электропоездами.Между тем, появившиеся вскоре после изобретения Даблдэя электрические трамваи оказались гораздо более выгодными в экономическом плане и намного более удобными. Прокладка линии электротрамвая стоила вдвое дешевле, чем канатного, а его эксплуатация обходилась дешевле почти в шесть раз. К тому же, на канатном трамвае невозможно регулировать скорость движения, а желоб с тросом зимой забивается снегом и льдом, из-за чего этот вид транспорта сложно и хлопотно использовать в холодных районах.

Единственным очевидным преимуществом "канатника" является возможность преодолевать крутые подъемы, недоступные обычным трамваям. Но такие участки пути встречаются крайне редко, поэтому к середине ХХ канатные трамваи почти повсеместно были заменены электрическими, либо вообще исчезли. Только канатный трамвай Сан-Франциско сохранен в качестве городской достопримечательности, памятника истории и туристического аттракциона. На заставочном фото он карабкается в гору на фоне здания шведского и норвежского консульств.

brooklyn

Слева - приводная станция канатного трамвая с тремя мощными паровыми машинами, справа - поперечный разрез вагона и рельсового пути.

philadelphia-Scientific-American

Рисунки из журнала "Сайентифик Эмерикэн" с изображениями стационарного оборудования канатного трамвая Филадельфии.

chicagocablecar

Полуоткрытый вагон чикагского канатного трамвая.

img993

Закрытый вагон более позднего образца.

cccrc_csh_trainСхема сочлененного канатного трамвая с тяговым и прицепным вагонами.

cincinatti Closed Trailor 14Утепленный канатный трамвай из города Цинциннати с печным отоплением.

cablerpo

Почтовый вагон канатного трамвая.

Cable_car_on_Yesler_Way_at_3rd_Avenue_in_1940-seattle

В Сиэттле канатный трамвай продержался до 1940-х годов.

Grip_car_and_trailer_car_of_cable_street_railway,_Seattle,_1888

В конце XIX века по "тросовым" маршрутам Сиэттла ходили такие миниатюрные сочлененные трамвайчики.

cincinatti Auburn Grip Car 21Тяговый вагон канатного трамвая Цинциннати.

sdcab_fairchild

Канатный трамвай из Сан-Диего.

Urbana-team-

И он же - на фото.

cccrc_fig_5Путевое хозяйство канатного трамвая представляло собой довольно непростую конструкцию.

vikond65.livejournal.com

Канатный трамвай Сан-Франциско — Википедия

Канатный трамвай в Сан-Франциско (англ. San Francisco cable car system) — один из видов общественного транспорта в Сан-Франциско и одна из достопримечательностей города. Канатный трамвай представляет собой гибрид трамвая с фуникулёром и канатной дорогой, от которых взято приведение вагона в движение механическим соединённым с ним металлическим тросом, перемещаемым вдоль трассы за счет энергии двигателя, находящегося не в подвижном составе, а на стационарной площадке в депо или на тяговой подстанции.

Система канатного трамвая включена в Национальный регистр исторических мест США. Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов.

Система канатного трамвая эксплуатируется муниципальной организацией San Francisco Municipal Railway, которая эксплуатирует все виды общественного транспорта Сан-Франциско, за исключением пригородного метрополитена BART. Тарифная система канатного трамвая несколько отличается от тарифной системы других видов транспорта Muni (электрический трамвай, автобус, троллейбус): одноразовые билеты Muni действительны на канатном трамвае только после дополнительной доплаты, но проездные Muni действуют без доплаты.

История

Возникновение системы

Первая успешно работающая канатная уличная железная дорога была открыта в Сан-Франциско в 1873 году, она называлась Clay Street Hill Railroad. Учредителем этой дороги был Эндрю Смит Хэллидай (Andrew Smith Hallidie), а главным инженером — Уильям Эппелшеймер (William Eppelsheimer). Патент на эту конструкцию принадлежал Эбнеру Даблдею. На линии использовались вагоны, которые цеплялись к тросу с помощью специального механизма.

Перевозки пассажиров по линии начались 1 сентября 1873 года. Её успешное функционирование стало образцом для последующих операторов уличной канатной железной дороги в Сан-Франциско и в других местах.

Канатный трамвай пользовался успехом. Многие предприниматели строили трамваи такого типа в Сан-Франциско и других городах. Благодаря патентным выплатам Эндрю Хэллидай стал богатым человеком.

Развитие системы

В конце XIX века линии канатного трамвая строились и эксплуатировались многочисленными частными компаниями-операторами.

Следующая после Clay Street Hill Railroad система канатного трамвая в Сан-Франциско называлась Sutter Street Railway, она пришла на смену конке в 1877 году. На вагонах этой линии цепляющий рычаг находился сбоку от движущегося каната. В этом заключалось отличие от первой линии, где рычаг находился снизу каната. Однако система с нижним захватом (а не боковым) оказалась более успешной, так как нижним захватом гораздо удобнее прицеплять трамвай к канату.

В 1878 году Лиланд Стэнфорд (Leland Stanford) открыл свою канатную железную дорогу Cal Cable. Первая линия этой железной дороги проходила по California Street. Линия канатного трамвая сохранилась на этой улице до сих пор, и на сегодняшний день она является самой старой действующей линией канатного трамвая.

В 1880 начинают работать операторы Geary Street, Park & Ocean Railway. А через два года — компания The Presidio & Ferries Railway. Этот оператор был первым, на маршрутах которого встречались кривые и повороты. Для прохождения кривой трамвай мог отцепляться от троса и прокатываться накатом. По окончании кривой трамвай снова цеплялся за трос.

Канатный трамвай в 1870 году

В 1883 году компания Market Street Cable Railway открыла свою первую линию. Это компания действовала под контролем железнодорожной компании Southern Pacific Railroad. Постепенно компания выросла и стала величайшим оператором канатных трамваев в Сан-Франциско. На пике своего развития компания управляла пятью линиями, которые сливались на Маркет-Стрит и вели к общей конечной остановке, находящейся у здания паромного терминала. В часы пик трамваи отходили от конечной каждые 15 секунд.

В 1888 году железнодорожная компания Ferries and Cliff House Railway открыла свою изначальную систему из двух линий. Линия Powell-Mason line по сей день работает по своему изначальному маршруту; другая их линия, была Washington-Jackson line, некоторые участки которой по сей день используются линией Powell-Hyde. Компания Presidio & Ferries Railway несла также ответственность за строительство депо, совмещённого с моторной станцией, которые и по сей день находятся на пересечении улиц Washington and Mason. В том же году Компания Presidio & Ferries Railway перекупила самую первую в городе компанию кабельного трамвая Clay Street Hill Railway, и была инкорпорирована в компанию Sacramento-Clay line.

В 1889 году компании Omnibus Railroad & Cable Company стали последними из самых новых операторов канатного трамвая в Сан-Франциско.

В 1890 году компания California Street Cable Railroad открыли ещё две линии. Одной из них была линия O’Farrell, Jones and Hyde, участок этой линии на Гайд Стрит по сей день используется канатными трамваями линии Powell-Hyde.

Упадок системы

Вагон канатного трамвая на разворотном кругу Powell & Market. См. также видео разворота вагона на круге.

Электрические трамваи появились на улицах Сан-Франциско в 1891 году. К этому времени выяснилось, что строительство одной линии канатного трамвая обходилось вдвое дороже, чем строительство линии электрического трамвая, а стоимость эксплуатации канатного трамвая в шесть раз превышала стоимость эксплуатации электрического трамвая. Поэтому линии канатного трамвая стали переоборудоваться под электрическую тягу.

В начале 1906 года многие из оставшихся в Сан-Франциско линий канатных трамваев перешли под контроль компании United Railroads (URR), в то время как Cal Cable and the Geary Street Company остались независимыми. Компания URR настаивала на переводе линий канатного трамвая на электротягу и замене движущегося кабеля контактной сетью. Но этот проект был быстро отвергнут на том основании, что контактная сеть будет уродовать город.

Однако решающую роль в судьбе канатных трамваев сыграло землетрясение, случившееся в 5:12 утра 18 апреля 1906 года. Толчок землетрясения, сопровождающийся пожарами, разрушил и моторную станцию канатного трамвая, и депо, а также линии по улицам California & Powel. Также было разрушено 117 вагонов канатного трамвая. В процессе восстановления города многие линии перешли с канатной тяги на электрическую. Среди них и Geary Street line, ставшая первой линией Муниципальной железной дороги Сан-Франциско (San Francisco Municipal Railway).

Однако к 1912 году было восстановлено восемь линий канатного трамвая. Они проходили по тем трассам, где были самые крутые спуски и подъёмы, которые были не под силу электрическим трамваям. В двадцатых-сороковых годах по США прокатилась волна массовой ликвидации трамвайных систем с заменой трамваев автобусами (эти события также известны как «трамвайный заговор»). Современные на тот момент автобусы уже могли преодолевать крутые подъёмы, поэтому линии канатного трамвая начали заменять автобусами.

К 1944 году в Сан-Франциско осталось пять линий канатного трамвая. Две линии принадлежали компании Powel Lines, а другие три — Cal Cable.

Борьба за канатный трамвай

В 1947 году мэр Города Роджер Лэпхем (Roger Lapham) предложил закрыть две муниципальные линии канатного трамвая, проходящих по Powel Street. В ответ на это совместное собрание 27 женских гражданских групп, возглавляемое Фридел Классман (Friedel Klussmann), сформировало комитет спасения канатных трамваев (Citizens' Committee to Save the Cable Cars). В ходе борьбы комитет вынудил мэрию организовать референдум о закрытии линий канатного трамвая в центре города. В результате за сохранение трамвая проголосовало 166 989 человек, против — 51 457.

В 1951 году три линии, принадлежавшие компании Cal Cable, были закрыты из-за того, что компания была не в состоянии платить за страховку. Городское правительство выкупило эти линии, и заново открыло в 1952 году. Но поправки главы города не смогли их защитить, и в результате линии исторических канатных трамваев заменили банальными автобусами. И вновь Классман начинает борьбу за сохранение канатного трамвая, но с гораздо меньшим успехом.

В результате был достигнут компромисс: существующая и поныне линия по California Street достаётся компании Cal Cable, линия Powell-Mason уже перешла в собственность города, а третья линия формируется Hyde Street из участков на Гайд-стрит, принадлежавшими компании Cal Cable’s O’Farrell, Jones. Линия Hyde укорачивается в линию Powell-Washington-Jackson (ныне, линия Powell-Hyde).

Реконструкция

Решение 1952 года потребовало реконструкции путей на Гайд-стрит и конечной, для работы с одностороними трамваями на линии Powell. Также понадобилось сделать возможным обслуживание всей системы единой моторной станцией и депо. Но большая часть инфраструктуры осталась без изменений относительно состояния после землетрясения в 1906 году.

Продолжение реконструкции

В 1979 году система канатных трамваев стала небезопасной для пассажиров и закрылась на семь месяцев для срочных ремонтов.

В 1982 году система снова закрылась для поведения срочного ремонта, который включал в себя полную замену путей и канатных каналов вдоль 69 кварталов города. Также в ходе этого ремонта была проведена реконструкция депо и моторной станции. Система снова открылась 21 июня 1984 года.

В наши дни

Пассажиры Канатного Трамвая

Управление муниципального транспорта Сан-Франциско продолжает работы по улучшению системы. Работы заключаются в реконструкции вагонов, в приобретении 9 новых вагонов, строительстве нового круга у конечной на Гайд-стрит в Жирардели-сквере, а также на конечной Powell and Market.

Видео по теме

Описание системы

Вагон канатного трамвая поднимается на холм в Чайна-тауне.

На сегодняшний день, сеть маршрутов канатного трамвая в Сан-Франциско состоит из трёх линий.

Линия Powell-Hyde line следует на север, под большим уклоном наверх по улице Powell от конечной Powell and Market Streets, до пересечения с линией California Street. Линия Powell-Hyde проходит по вершине холма. Опустившись с холма, эта линия поворачивает налево до Джексон Стрит, где снова поднимается (Улица Дексон односторонняя, в обратную сторону вагоны идут по Вашингтон Стрит), к высокой точке на Гайд-стрит. Там она поворачивает направо, где идёт резко под уклон вниз, по Гайд-стрит. К конечной у площади Жирардели, где разворачивается в скверике недалеко от миниатюрного пляжа. Там же находится музей морского флота.

Линия Powell-Mason идёт по общему пути с линией Powell-Hyde до улицы Mason, где она пересекается с улицами Washington, Jackson. Там она поворачивает направо и едет по улице Mason под уклон вниз, сразу за Columbus Avenue, поворот налево под углом 45 градусов на Taylor Street к конечной Taylor and Bay. Эта конечная находится недалеко от набережной и Рыбацкой пристани.

Линия California Street Line продвигается на запад от конечной на углу улиц California & Market, близко от пересечения Маркет-стрит и района набережной Эмбаракадеро. Линия проходит полностью по California Street, сначала резко поднимаясь на возвышенность Nob Hill, а затем плавно опускаясь к конечной Van Ness Avenue.

Системой канатного трамвая пользуются в основном туристы. Система обслуживает часть города, которая и без того обслуживается автобусами и троллейбусами.

  • Линии Powell-Mason и Powell-Hyde только спальные, а также туристические районы (Union Square, Chinatown, North Beach, Nob Hill, Aquatic Park and Fisherman’s Wharf). Южная конечная этих линий находится в «даунтауне», но далековато от финансового центра.
  • Линия California Street используется горожанами чаще, но не так, как параллельная ей линия 1-го троллейбуса, идущего далее и гораздо быстрее по той же California Street.

Характерной особенностью канатного трамвая является наличие широких боковых подножек и поручней на вагонах. Пассажирам разрешается осуществлять проезд снаружи вагонов, ввиду чего данный способ проезда пользуется у пассажиров высокой популярностью.

Примечания

Литература

  • Val Lupiz and Walter Rice (2004). San Francisco: cable cars are here to stay. Tramways & Urban Transit: October 2004. Ассоциация легкорельсового транспорта (Light Rail Transit Association) и Ian Allan Publishing Ltd.
  • Robert Callwell and Walter Rice. Of Cables and Grips: The Cable Cars of San Francisco. — Friends of the Cable Car Museum, 2000. — ISBN ISBN unknown.

Ссылки

wikipedia.green

Канатный трамвай — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Канатный трамвай — вид рельсового транспорта, близкий к фуникулёру.

Одна из возможных схем движения канатного трамвая

С фуникулёром канатный трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через трос от расположенного статически двигателя (в наши дни — обычно электрического, ранее использовались паровые машины). В отличие от фуникулёра, где вагоны жёстко соединены с тросом, у вагона канатного трамвая закрепление с тросом осуществляется при помощи специального захвата. Таким образом, вагон может останавливаться независимо от движения троса и других вагонов.

Вагоны канатного трамвая способны преодолевать крутые подъёмы, что, в сочетании с их относительной автономией (возможность останавливаться независимо от движения троса и других вагонов), привело к тому, что в городах с холмистым рельефом они выполняли роль уличных трамваев.

Канатные трамваи в Сан-Франциско

Канатные трамваи были популярны в первую очередь в США на рубеже XIX—XX веков. Вагоны по внешнему виду практически не отличаются от обычных трамвайных. Они движутся по улицам общего пользования, в связи с чем трос уложен в расположенный между рельсами жёлоб. Преимуществами таких фуникулёров по сравнению с трамваями была их способность преодолевать крутые подъёмы. Однако невозможность регулировать скорость и некоторые другие недостатки привели к их практически полному исчезновению. До наших дней сохранился только самый первый такой трамвай на канатной тяге, запатентованный Эбнером Даблдеем и построенный в Сан-Франциско.

В конце XIX века также предпринимались попытки создания городского внеуличного транспорта на этой основе. 1 июля 1868 года была открыта эстакадная линия в Нью-Йорке, но в 1870 году линия обанкротилась и была продана всего за $950; в дальнейшем линия была переоборудована для использования паровозов, в 1903 электрифицирована, в 1958 закрыта и впоследствии разобрана[1]. В 1896 году была открыта подземная кольцевая линия в Глазго, однако в 1935 году она была электрифицирована и превратилась в обычный метрополитен[2].

См. также

Примечания

wikipedia.green

Канатный трамвай Сан-Франциско Википедия

Канатный трамвай в Сан-Франциско (англ. San Francisco cable car system) — один из видов общественного транспорта в Сан-Франциско и одна из достопримечательностей города. Канатный трамвай представляет собой гибрид трамвая с фуникулёром и канатной дорогой, от которых взято приведение вагона в движение механическим соединённым с ним металлическим тросом, перемещаемым вдоль трассы за счет энергии двигателя, находящегося не в подвижном составе, а на стационарной площадке в депо или на тяговой подстанции.

Система канатного трамвая включена в Национальный регистр исторических мест США. Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов.

Система канатного трамвая эксплуатируется муниципальной организацией San Francisco Municipal Railway, которая эксплуатирует все виды общественного транспорта Сан-Франциско, за исключением пригородного метрополитена BART. Тарифная система канатного трамвая несколько отличается от тарифной системы других видов транспорта Muni (электрический трамвай, автобус, троллейбус): одноразовые билеты Muni действительны на канатном трамвае только после дополнительной доплаты, но проездные Muni действуют без доплаты.

История

Возникновение системы

Первая успешно работающая канатная уличная железная дорога была открыта в Сан-Франциско в 1873 году, она называлась Clay Street Hill Railroad. Учредителем этой дороги был Эндрю Смит Хэллидай (Andrew Smith Hallidie), а главным инженером — Уильям Эппелшеймер (William Eppelsheimer). Патент на эту конструкцию принадлежал Эбнеру Даблдею. На линии использовались вагоны, которые цеплялись к тросу с помощью специального механизма.

Перевозки пассажиров по линии начались 1 сентября 1873 года. Её успешное функционирование стало образцом для последующих операторов уличной канатной железной дороги в Сан-Франциско и в других местах.

Канатный трамвай пользовался успехом. Многие предприниматели строили трамваи такого типа в Сан-Франциско и других городах. Благодаря патентным выплатам Эндрю Хэллидай стал богатым человеком.

Развитие системы

В конце XIX века линии канатного трамвая строились и эксплуатировались многочисленными частными компаниями-операторами.

Следующая после Clay Street Hill Railroad система канатного трамвая в Сан-Франциско называлась Sutter Street Railway, она пришла на смену конке в 1877 году. На вагонах этой линии цепляющий рычаг находился сбоку от движущегося каната. В этом заключалось отличие от первой линии, где рычаг находился снизу каната. Однако система с нижним захватом (а не боковым) оказалась более успешной, так как нижним захватом гораздо удобнее прицеплять трамвай к канату.

В 1878 году Лиланд Стэнфорд (Leland Stanford) открыл свою канатную железную дорогу Cal Cable. Первая линия этой железной дороги проходила по California Street. Линия канатного трамвая сохранилась на этой улице до сих пор, и на сегодняшний день она является самой старой действующей линией канатного трамвая.

В 1880 начинают работать операторы Geary Street, Park & Ocean Railway. А через два года — компания The Presidio & Ferries Railway. Этот оператор был первым, на маршрутах которого встречались кривые и повороты. Для прохождения кривой трамвай мог отцепляться от троса и прокатываться накатом. По окончании кривой трамвай снова цеплялся за трос.

Канатный трамвай в 1870 году

В 1883 году компания Market Street Cable Railway открыла свою первую линию. Это компания действовала под контролем железнодорожной компании Southern Pacific Railroad. Постепенно компания выросла и стала величайшим оператором канатных трамваев в Сан-Франциско. На пике своего развития компания управляла пятью линиями, которые сливались на Маркет-Стрит и вели к общей конечной остановке, находящейся у здания паромного терминала. В часы пик трамваи отходили от конечной каждые 15 секунд.

В 1888 году железнодорожная компания Ferries and Cliff House Railway открыла свою изначальную систему из двух линий. Линия Powell-Mason line по сей день работает по своему изначальному маршруту; другая их линия, была Washington-Jackson line, некоторые участки которой по сей день используются линией Powell-Hyde. Компания Presidio & Ferries Railway несла также ответственность за строительство депо, совмещённого с моторной станцией, которые и по сей день находятся на пересечении улиц Washington and Mason. В том же году Компания Presidio & Ferries Railway перекупила самую первую в городе компанию кабельного трамвая Clay Street Hill Railway, и была инкорпорирована в компанию Sacramento-Clay line.

В 1889 году компании Omnibus Railroad & Cable Company стали последними из самых новых операторов канатного трамвая в Сан-Франциско.

В 1890 году компания California Street Cable Railroad открыли ещё две линии. Одной из них была линия O’Farrell, Jones and Hyde, участок этой линии на Гайд Стрит по сей день используется канатными трамваями линии Powell-Hyde.

Упадок системы

Вагон канатного трамвая на разворотном кругу Powell & Market. См. также видео разворота вагона на круге.

Электрические трамваи появились на улицах Сан-Франциско в 1891 году. К этому времени выяснилось, что строительство одной линии канатного трамвая обходилось вдвое дороже, чем строительство линии электрического трамвая, а стоимость эксплуатации канатного трамвая в шесть раз превышала стоимость эксплуатации электрического трамвая. Поэтому линии канатного трамвая стали переоборудоваться под электрическую тягу.

В начале 1906 года многие из оставшихся в Сан-Франциско линий канатных трамваев перешли под контроль компании United Railroads (URR), в то время как Cal Cable and the Geary Street Company остались независимыми. Компания URR настаивала на переводе линий канатного трамвая на электротягу и замене движущегося кабеля контактной сетью. Но этот проект был быстро отвергнут на том основании, что контактная сеть будет уродовать город.

Однако решающую роль в судьбе канатных трамваев сыграло землетрясение, случившееся в 5:12 утра 18 апреля 1906 года. Толчок землетрясения, сопровождающийся пожарами, разрушил и моторную станцию канатного трамвая, и депо, а также линии по улицам California & Powel. Также было разрушено 117 вагонов канатного трамвая. В процессе восстановления города многие линии перешли с канатной тяги на электрическую. Среди них и Geary Street line, ставшая первой линией Муниципальной железной дороги Сан-Франциско (San Francisco Municipal Railway).

Однако к 1912 году было восстановлено восемь линий канатного трамвая. Они проходили по тем трассам, где были самые крутые спуски и подъёмы, которые были не под силу электрическим трамваям. В двадцатых-сороковых годах по США прокатилась волна массовой ликвидации трамвайных систем с заменой трамваев автобусами (эти события также известны как «трамвайный заговор»). Современные на тот момент автобусы уже могли преодолевать крутые подъёмы, поэтому линии канатного трамвая начали заменять автобусами.

К 1944 году в Сан-Франциско осталось пять линий канатного трамвая. Две линии принадлежали компании Powel Lines, а другие три — Cal Cable.

Борьба за канатный трамвай

В 1947 году мэр Города Роджер Лэпхем (Roger Lapham) предложил закрыть две муниципальные линии канатного трамвая, проходящих по Powel Street. В ответ на это совместное собрание 27 женских гражданских групп, возглавляемое Фридел Классман (Friedel Klussmann), сформировало комитет спасения канатных трамваев (Citizens' Committee to Save the Cable Cars). В ходе борьбы комитет вынудил мэрию организовать референдум о закрытии линий канатного трамвая в центре города. В результате за сохранение трамвая проголосовало 166 989 человек, против — 51 457.

В 1951 году три линии, принадлежавшие компании Cal Cable, были закрыты из-за того, что компания была не в состоянии платить за страховку. Городское правительство выкупило эти линии, и заново открыло в 1952 году. Но поправки главы города не смогли их защитить, и в результате линии исторических канатных трамваев заменили банальными автобусами. И вновь Классман начинает борьбу за сохранение канатного трамвая, но с гораздо меньшим успехом.

В результате был достигнут компромисс: существующая и поныне линия по California Street достаётся компании Cal Cable, линия Powell-Mason уже перешла в собственность города, а третья линия формируется Hyde Street из участков на Гайд-стрит, принадлежавшими компании Cal Cable’s O’Farrell, Jones. Линия Hyde укорачивается в линию Powell-Washington-Jackson (ныне, линия Powell-Hyde).

Реконструкция

Решение 1952 года потребовало реконструкции путей на Гайд-стрит и конечной, для работы с одностороними трамваями на линии Powell. Также понадобилось сделать возможным обслуживание всей системы единой моторной станцией и депо. Но большая часть инфраструктуры осталась без изменений относительно состояния после землетрясения в 1906 году.

Продолжение реконструкции

В 1979 году система канатных трамваев стала небезопасной для пассажиров и закрылась на семь месяцев для срочных ремонтов.

В 1982 году система снова закрылась для поведения срочного ремонта, который включал в себя полную замену путей и канатных каналов вдоль 69 кварталов города. Также в ходе этого ремонта была проведена реконструкция депо и моторной станции. Система снова открылась 21 июня 1984 года.

В наши дни

Пассажиры Канатного Трамвая

Управление муниципального транспорта Сан-Франциско продолжает работы по улучшению системы. Работы заключаются в реконструкции вагонов, в приобретении 9 новых вагонов, строительстве нового круга у конечной на Гайд-стрит в Жирардели-сквере, а также на конечной Powell and Market.

Описание системы

Вагон канатного трамвая поднимается на холм в Чайна-тауне.

На сегодняшний день, сеть маршрутов канатного трамвая в Сан-Франциско состоит из трёх линий.

Линия Powell-Hyde line следует на север, под большим уклоном наверх по улице Powell от конечной Powell and Market Streets, до пересечения с линией California Street. Линия Powell-Hyde проходит по вершине холма. Опустившись с холма, эта линия поворачивает налево до Джексон Стрит, где снова поднимается (Улица Дексон односторонняя, в обратную сторону вагоны идут по Вашингтон Стрит), к высокой точке на Гайд-стрит. Там она поворачивает направо, где идёт резко под уклон вниз, по Гайд-стрит. К конечной у площади Жирардели, где разворачивается в скверике недалеко от миниатюрного пляжа. Там же находится музей морского флота.

Линия Powell-Mason идёт по общему пути с линией Powell-Hyde до улицы Mason, где она пересекается с улицами Washington, Jackson. Там она поворачивает направо и едет по улице Mason под уклон вниз, сразу за Columbus Avenue, поворот налево под углом 45 градусов на Taylor Street к конечной Taylor and Bay. Эта конечная находится недалеко от набережной и Рыбацкой пристани.

Линия California Street Line продвигается на запад от конечной на углу улиц California & Market, близко от пересечения Маркет-стрит и района набережной Эмбаракадеро. Линия проходит полностью по California Street, сначала резко поднимаясь на возвышенность Nob Hill, а затем плавно опускаясь к конечной Van Ness Avenue.

Системой канатного трамвая пользуются в основном туристы. Система обслуживает часть города, которая и без того обслуживается автобусами и троллейбусами.

  • Линии Powell-Mason и Powell-Hyde только спальные, а также туристические районы (Union Square, Chinatown, North Beach, Nob Hill, Aquatic Park and Fisherman’s Wharf). Южная конечная этих линий находится в «даунтауне», но далековато от финансового центра.
  • Линия California Street используется горожанами чаще, но не так, как параллельная ей линия 1-го троллейбуса, идущего далее и гораздо быстрее по той же California Street.

Характерной особенностью канатного трамвая является наличие широких боковых подножек и поручней на вагонах. Пассажирам разрешается осуществлять проезд снаружи вагонов, ввиду чего данный способ проезда пользуется у пассажиров высокой популярностью.

Примечания

Литература

  • Val Lupiz and Walter Rice (2004). San Francisco: cable cars are here to stay. Tramways & Urban Transit: October 2004. Ассоциация легкорельсового транспорта (Light Rail Transit Association) и Ian Allan Publishing Ltd.
  • Robert Callwell and Walter Rice. Of Cables and Grips: The Cable Cars of San Francisco. — Friends of the Cable Car Museum, 2000. — ISBN ISBN unknown.

Ссылки

wikiredia.ru

Канатный трамвай Сан-Франциско - это... Что такое Канатный трамвай Сан-Франциско?

Вагон 58, рассекает улицу Калифорния Стрит

Канатный трамвай в Сан-Франци́ско (англ. Cable Car) — один из видов общественного транспорта в Сан-Франциско и одна из достопримечательностей города.

Система канатного трамвая включена в национальный регистр памятников истории США (National Register of Historic Places). Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов.

Система канатного трамвая эксплуатируется муниципальной организацией San Francisco Municipal Railway, которая эксплуатирует все виды общественного транспорта Сан-Франциско, за исключением пригородного метрополитена BART. Тарифная система канатного трамвая несколько отличается от тарифной системы других видов транспорта Muni (электрический трамвай, автобус, троллейбус): одноразовые билеты Muni действительны на канатном трамвае только после дополнительной доплаты, но проездные Muni действуют без доплаты.

История

Вагон канатного трамвая на разворотном кругу Powell & Market. См. также видео разворота вагона на круге.

Возникновение системы

Первая успешно работающая канатная уличная железная дорога была открыта в Сан-Франциско в 1873 году, она называлась Clay Street Hill Railroad. Учредителем этой дороги был Эндрю Смит Хэллидай (Andrew Smith Hallidie), а главным инженером — Уильям Эппелшеймер (William Eppelsheimer). Патент на эту конструкцию принадлежал Эбнеру Даблдею. На линии использовались вагоны, которые цеплялись к тросу с помощью специального механизма.

Перевозки пассажиров по линии начались 1 сентября 1873 года. Её успешное функционирование стало образцом для последующих операторов уличной канатной железной дороги в Сан-Франциско и в других местах.

Канатный трамвай пользовался успехом. Многие предприниматели строили трамваи такого типа в Сан-Франциско и других городах. Благодаря патентным выплатам Эндрю Хэллидай стал богатым человеком.

Развитие системы

В конце XIX века линии канатного трамвая строились и эксплуатировались многочисленными частными компаниями-операторами.

Следующая после Clay Street Hill Railroad система канатного трамвая в Сан-Франциско называлась Sutter Street Railway, она пришла на смену конке в 1877 году. На вагонах этой линии цепляющий рычаг находился сбоку от движущегося каната. В этом заключалось отличие от первой линии, где рычаг находился снизу каната. Однако система с нижним захватом (а не боковым) оказалась более успешной, так как нижним захватом гораздо удобнее прицеплять трамвай к канату.

В 1878 году Лиланд Стэнфорд (Leland Stanford) открыл свою канатную железную дорогу Cal Cable. Первая линия этой железной дороги проходила по California Street. Линия канатного трамвая сохранилась на этой улице до сих пор, и на сегодняшний день она является самой старой действующей линией канатного трамвая.

В 1880 начинают работать операторы Geary Street, Park & Ocean Railway. А через два года — компания The Presidio & Ferries Railway. Этот оператор был первым, на маршрутах которого встречались кривые и повороты. Для прохождения кривой трамвай мог отцепляться от троса и прокатываться накатом. По окончании кривой трамвай снова цеплялся за трос.

В 1883 году компания Market Street Cable Railway открыла свою первую линию. Это компания действовала под контролем железнодорожной компании Southern Pacific Railroad. Постепенно компания выросла и стала величайшим оператором канатных трамваев в Сан-Франциско. В пик своего существования компания управляла пятью линиями, которые сливались на Маркет-Стрит и вели к общей конечной остановке, находящейся у здания паромного терминала. Во время часов-пик трамваи отходили от конечной каждые 15 секунд.

В 1888 году железнодорожная компания Ferries and Cliff House Railway открыла свою изначальную систему из двух линий. Линия Powell-Mason line по сей день работает по своему изначальному маршруту; другая их линия, была Washington-Jackson line, некоторые участки которой по сей день используются линией Powell-Hyde. Компания Presidio & Ferries Railway несла также ответственность за строительство депо, совмещённого с моторной станцией, которые и по сей день находятся на пересечении улиц Washington and Mason. В том же году Компания Presidio & Ferries Railway перекупила самую первую в городе компанию кабельного трамвая Clay Street Hill Railway, и была инкорпорирована в компанию Sacramento-Clay line.

В 1889 году компании Omnibus Railroad & Cable Company стали последними из самых новых операторов канатного трамвая в Сан-Франциско.

В 1890 году компания California Street Cable Railroad открыли ещё две линии, которые оказались самыми новыми из построенных последними. Одной из них была линия O’Farrell, Jones and Hyde, участок этой линии на Гайд Стрит по сей день используется канатными трамваями линии Powell-Hyde.

Увядание системы

Электрические трамваи появились на улицах Сан-Франциско в 1892 году. К этому времени выяснилось, что строительство одной линии канатного трамвая обходилось вдвое дороже, чем строительство линии электрического трамвая, а стоимость эксплуатации канатного трамвая в шесть раз превышала стоимость эксплуатации электрического трамвая. Поэтому линии канатного трамвая стали переоборудоваться под электрическую тягу.

В начале 1906 года многие из оставшихся в Сан-Франциско линий канатных трамваев перешли под контроль компании United Railroads (URR), в то время как Cal Cable and the Geary Street Company остались независимыми. Компания URR настаивала на переводе линий канатного трамвая на электротягу и замене движущегося кабеля контактной сетью. Но этот проект был быстро отвергнут на том основании, что контактная сеть будет уродовать город.

Однако решающую роль в судьбе канатных трамваев сыграло землетрясение, случившееся в 5:12 утра 18 апреля 1906 года. Толчок землетрясения, сопровождающийся пожарами, разрушил и моторную станцию канатного трамвая, и депо, а также линии по улицам California & Powel. Также было разрушено 117 вагонов канатного трамвая. В процессе восстановления города многие линии перешли с канатной тяги на электрическую. Среди них и Geary Street line, ставшая первой линией Муниципальной железной дороги Сан-Франциско (San Francisco Municipal Railway).

Однако к 1912 году было восстановлено восемь линий канатного трамвая. Они проходили по тем трассам, где были самые крутые спуски и подъемы, которые были не под силу электрическим трамваям. В двадцатых-тридцатых годах по США прокатилась волна массовой ликвидации трамвайных систем с заменой трамваев автобусами (эти события также известны как «трамвайный геноцид»). Современные на тот момент автобусы уже могли преодолевать крутые подъёмы, поэтому линии канатного трамвая начали заменять автобусами.

К 1944 году в Сан-Франциско осталось пять линий канатного трамвая. Две линии принадлежали компании Powel Lines, а другие три — Cal Cable.

Борьба за канатный трамвай

В 1947 году мэр Города Роджер Лэпхем (Roger Lapham) предложил закрыть две муниципальные линии канатного трамвая, проходящих по Powel Street. В ответ на это совместное собрание 27 женских гражданских групп, возглавляемое Фридел Классман (Friedel Klussmann), сформировало комитет спасения канатных трамваев (Citizens' Committee to Save the Cable Cars). В ходе борьбы комитет вынудил мэрию организовать референдум о закрытии линий канатного трамвая в центре города. В результате за сохранение трамвая проголосовало 166 989 человек, против — 51 457.

В 1951 году три линии, принадлежавшие компании Cal Cable, были закрыты из-за того, что компания была не в состоянии платить за страховку. Городское правительство выкупило эти линии, и заново открыло в 1952 году. Но поправки главы города не смогли их защитить, и в результате линии исторических канатных трамваев заменили банальными автобусами. И вновь Классман начинает борьбу за сохранение канатного трамвая, но с гораздо меньшим успехом.

В результате был достигнут компромисс: существующая и поныне линия по California Street достаётся компании Cal Cable, линия Powell-Mason уже перешла в собственность города, а третья линия формируется Hyde Street из участков на Гайд-стрит, принадлежавшими компании Cal Cable’s O’Farrell, Jones. Линия Hyde укорачивается в линию Powell-Washington-Jackson (ныне, линия Powell-Hyde).

Реконструкция

Решение 1952 года потребовало реконструкции путей на Гайд-стрит Hyde Street и конечной, для работы с одностороними трамваями на линии Powell. Также понадобилось сделать возможным обслуживание всей системы единой моторной станцией и депо. Но большая часть инфраструктуры осталась без изменений относительно состояния после землетрясения в 1906 году.

Продолжение реконструкции

В 1979 году система канатных трамваев стала небезопасной для пассажиров и закрылась на семь месяцев для срочных ремонтов.

В 1982 году система снова закрылась для поведения срочного ремонта, который включал в себя полную замену путей и канатных каналов вдоль 69 кварталов города. Также в ходе этого ремонта была проведена реконструкция депо и моторной станции. Система снова открылась 21 июня 1984 года.

В наши дни

Пассажиры Канатного Трамвая

Управление муниципального транспорта Сан-Франциско продолжает работы по улучшению системы. Работы заключались в реконструкции вагонов, в приобретении 9 новых вагонов, строительстве нового круга у конечной на Гайд-стрит в Жирардели-сквере, а также на конечной Powell and Market.

Описание системы

Вагон канатного трамвая поднимается на холм в Чайна-тауне.

На сегодняшний день, сеть маршрутов канатного трамвая в Сан-Франциско состоит из трёх линий.

Линия Powell-Hyde line следует на север, под большим уклоном наверх по улице Powell от конечной Powell and Market Streets, до пересечения с линией California Street. Линия Powell-Hyde проходит по вершине холма. Опустившись с холма, эта линия поворачивает налево до Джексон Стрит, где снова поднимается (Улица Дексон односторонняя, в обратную сторону вагоны идут по Вашингтон Стрит), к высокой точке на Гайд-стрит. Там она поворачивает направо, где идёт резко под уклон вниз, по Гайд-стрит. К конечной у площади Жирардели, где разворачивается в скверике недалеко от миниатюрного пляжа. Там же находится музей морского флота.

Линия Powell-Mason идёт по общему пути с линией Powell-Hyde до улицы Mason, где она пересекается с улицами Washington, Jackson. Там она поворачивает направо и едет по улице Mason под уклон вниз, сразу за Columbus Avenue, поворот налево под углом 45 градусов на Taylor Street к конечной Taylor and Bay. Эта конечная находится недалеко от набережной и рыбацкой пристани.

Линия California Street Line продвигается на запад от конечной на углу улиц California & Market, близко от пересечения Маркет-стрит и района набережной Эмбаракадеро. Линия проходит полностью по California Street, сначала резко поднимаясь на возвышенность Nob Hill, а затем плавно опускаясь к конечной Van Ness Avenue.

Системой канатного трамвая пользуются в основном туристы. Система обслуживает часть города, которая и без того обслуживается автобусами и троллейбусами.

  • Линии Powell-Mason и Powell-Hyde только спальные, а также туристические районы (Union Square, Chinatown, North Beach, Nob Hill, Aquatic Park and Fisherman’s Wharf). Южная конечная этих линий находится в «даунтауне», но далековато от финансового центра.
  • Линия California Street используется горожанами чаще, но не так, как параллельная ей линия 1-го троллейбуса, идущего далее и гораздо быстрее по той же California Street.

Характерной особенностью канатного трамвая является наличие широких боковых подножек и поручней на вагонах. Пассажирам разрешается осуществлять проезд снаружи вагонов, ввиду чего данный способ проезда пользуется у пассажиров высокой популярностью.

Литература

  • Val Lupiz and Walter Rice (2004). San Francisco: cable cars are here to stay. Tramways & Urban Transit: October 2004. Ассоциация легкорельсового транспорта (Light Rail Transit Association) и Ian Allan Publishing Ltd.
  • Robert Callwell and Walter Rice Of Cables and Grips: The Cable Cars of San Francisco. — Friends of the Cable Car Museum, 2000. — ISBN ISBN unknown

Ссылки

veter.academic.ru