Знаете ли вы, почему Венеция стоит на воде? В венеции глубина воды


Венеция затоплена или построена на островах?

Официальный исторический миф гласит, что Венеция была изначально построена на 118 островах Венецианской лагуны.

Почти два года назад sibved опубликовал статью Венеция. Территории, ушедшие под водув которой показал, как эти территории выглядят из космоса и с самолёта, а также высказал предположение, что скорее всего данные территории были затоплены уже после того, как город был построен.

А 30 декабря новостные агенства сообщили о том, что из-за аномально сильного отлива каналы Венеции остались без воды, в результате чего взору открылось то, что было под водой. И что же мы видим?

А видим мы подтверждение гипотезы Sibved'а о том, что город был сначала построен, а потом затоплен. На приведённых фотографиях хорошо видно, что у домов есть ступни у дверей, которые спускаются на дно якобы каналов. При этом дно этих якобы каналов выложено брусчаткой, причём сделаны даже уклон и канава для стока по центру, которые на дне канала делать не имеет никакого смысла.

При этом на последнем фото мы даже видим, что когда-то у здания была дверь как раз на старом уровне улицы, которая оказалась затоплена и поэтому была заложена (справа от носа лодки в центре, закрытой синим тентом).

Причём, если судить по возрасту домов и состоянию подтопленных частей, затопило их сравнительно недавно. В районе 200-300 лет, не больше.

Также вполне возможно, что имеет место быть оба факта. Изначально Венеция была построена не нескольких крупных островах, часть из которых могли быть созданы искусственно за счёт прорытых каналов, как у нас в Санкт-Петербурге. А уже потом произошёл некий катаклизм,  вследсвтии чего уровень воды в Средиземном море поднялся, территорию основательно подтопило и вместо нескольких крупных осторовов появилось много мелких, а бывшие улицы превратились в каналы.

mylnikovdm.livejournal.com

Что скрывают на дне Венецианские каналы .: handemade_ilia

Мой семинар про путешествие Марко Поло на форуме у Юли Ремпель начался всего три дня назад, и это просто потрясающе, что придумывают участники - устраивают гонки гондол в ванной, строят машины времени и мастерят венецианские башмаки из старых тапочек и дров!А Ося заинтересовался, как в Венеции строят дома, и мы полезли про это читать. Почему они не разрушаются от постоянной воды и как выдерживает их фундамент?Сначала Ося узнал, что все венецианские дома стоят на сваях. Грунт в Венеции слишком рыхлый, чтобы возводить фундамент прямо на нем, поэтому сначала фундаменты нужно было укрепить! Для этого в грунт вбивали стволы деревьев - лиственницу, ольху, дуб.

s640x480

whats-under-here-1023x551 (1)

pile-drivers-by-giovanni-grevembroch-from-goy-001

piles-stone-brick-fletcher-35-001

В морской соленой воде древесина становится очень прочной, как железо. Когда в 1827 году специально обследовали сваи, то установили, что сваи из лиственничного леса "окаменели", сделались такими твердыми, что ни топор, ни пила их не берет. Сваи обрабатывались специальными смолами и забивались на глубину до тех пор, пока не достигали твердой почвы. И представляете, когда строили церковь Санта Мария делла Салюте, то в грунт вбили больше миллиона свай, каждая из которых была длиной 4 метра. На это ушло 2 года и 2 месяца.

VENEZIA1

А еще заодно мы посмотрели, как чистят каналы. Сначала строят деревянные заграждения, потом спускают воду. Ну а потом уже убирают весь тут мусор, который скопился на дне канала.

s20110905-08

s20110905-09

А вот еще более колоритная фотография. Чистка канала в 1956 году

1441040771-150c0fa75c9b1278223c2b6da46adf3f

Заодно, когда спускают воду, можно осмотреть фундамент и восстановить те места, которые оказались разрушены морской водой. Сначала дыры заделывают, а потом еще заполняют швы специальной смесью! Чего только не узнаешь :)

Rio-di-Santa-Maria-Formosa-giugno-1998-Am032u98-596x400

Rio-de-le-Muneghete-Af013i98.-612x399

Rio-di-San-Stae-601x400

Читайте статьи на схожие темы : борьба с мусорными кучами в 18 веке в Риме . античная свалка ставшая холмом . монастырь , который постоянно затапливает . туннели Пуэбло полные земли и грязи .Рим после наводнений . подземная река Неглинка в Москве . процесс формирования культурного слоя .

handemade-ilia.livejournal.com

город возводили в воде или его затопило позже

Венеция является жемчужиной Италии и одним из самых узнаваемых городов мира. Необычное островное расположение и богатое культурно-историческое наследие являются причиной невероятной популярности этого итальянского города среди путешественников. Венецию ежегодно посещают около 20 миллионов туристов, хотя само население города не превышает и 300 тысяч человек.

Венеция располагается как на материке, так и на прилегающих островах. Пронизанная живописными каналами островная часть города стоит в буквальном смысле в воде. Это, конечно, безумно красиво, но ужасно неудобно. Как же построили все эти дома? Или изначально они стояли на суше, а впоследствии их затопило?

Как полагают исследователи, заселение Венецианской лагуны и островов началось в конце VI века, а уже к IX веку островная часть Венеции была полностью застроена. На протяжении своей истории Венеция переживала периоды взлетов и падений, когда она оказывалась под властью иноземных захватчиков. Но тем не менее ей удалось сохранить тот неповторимый образ, который сложился благодаря островному расположению.

Островная часть Венеции включает в себя более 100 островков, которые разделены сетью каналов. То есть здания города построены на небольших участках суши, которые просто не видны из-за плотной застройки. А окраины островов погружены в наступающие морские воды. Проливы между островами превратились в каналы, по которым сегодня гондольеры катают романтичных туристов. Глубина этих каналов невелика, в основном не более 2,5 метров. А все здания и сооружения, от жилых домов до мостов, в этой островной части построены на деревянных сваях по очень интересной технологии.

Выбрав место для строительства, венецианцы вбивали в илистый грунт деревянные сваи, которые были изготовлены из лиственницы. Эта порода деревьев славится своей долговечностью и устойчивостью к гниению. Лиственницу для строительства Венеции специально привозили из альпийского региона. Деревянные сваи длиной до 7-8 метров вбивали в грунт, а поверх них укладывали деревянные бревна, которые и служили фундаментом для будущего здания. Ну а уже на основание из лиственниц выкладывали ряд из кирпичей и возводили здания.

С момента основания Венеции ее острова медленно уходят под воду. По этой причине островной район города как минимум дважды перестраивался, а современные здания датируются XIV-XV веком. Таким образом, лиственничным сваям, на которых стоит островная Венеция, более 500 лет и, как показывают последние исследования, большинство из них находится в прекрасном состоянии.

К сожалению, Венеция постепенно погружается в воду. Это связано как с общим повышением уровня Средиземного моря, так и с проседанием грунта. Последнее, по мнению ученых, происходит по причине истощения артезианских скважин, эксплуатирование которых уже было прекращено. Регулярные наводнения причиняют немало неприятностей историческим постройкам. Поэтому ведется строительство защитной дамбы, которая бы отсрочила погружение Венеции.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

travelask.ru

Путешествие по каналам Венеции

О том, что Венеция — город на воде, знает каждый житель Планеты.

В предыдущие поездки я ходила по Венеции пешком, и теперь могу совершенно авторитетно заявить, что увидеть настоящую Венецию, передвигаясь на своих двоих, невозможно. Город на воде надо смотреть с борта катера или лучше гондолы.

Италия. Большой канал в Венеции

Приехав в Венецию (точнее, на окраину Венеции) на автобусе или на поезде, далее можно отправиться в путешествие на катере.

Италия. Венеция. На Большом кан

Главные транспортные артерии Венеции — Гранд-канал (Canal Grande) и канал Ла-Джудекка, которые начинаются недалеко от площади Сан-Марко (Saint Mark Basin).

Италия, Венеция. Канал Джудекка

Протяженность канала Ла-Джудекка — около 3 километров, ширина от 150 до 200 метров. Глубина канала достаточная для прохода больших круизных судов.

Италия, Венеция. На канале Джудекка

По берегам канала Джудекка во множестве располагаются дворцы и соборы постройки 15-17 веков.

Италия. Канал Джудекка в Венеции

Большой канал по сути каналом не является, это естественная протока между островами Лагуны. Канал проходит через всю Венецию. Длина Большого канала 3800 метров, ширина от 30 до 70 метров, глубина не более 5 метров.

Италия. Венеция. Большой канал

Большой канал окружают величественные здания и более 100 дворцов. Дома построены на сваях и имеют 2 выхода — на сушу и на воду. Набережных нет, фасады домов выполняют ее функции. Иногда венецианцы называют его «Канал-дворец». Поездка по Гранд-каналу превращается в настоящую экскурсию.

Дворцы Венеции

По Большому каналу курсируют водные трамваи вапоретто, на которых можно добраться до всех окрестных островов и до международного аэропорта Марко Поло.

Италия. Венеция. Большой канал

Кстати, в Венеции действуют правила движения. Скорость движения по Большому каналу не должна превышать 7 км/час для частных судов и 11 км/час для общественного транспорта. В Венецианской лагуне нельзя двигаться со скоростью свыше 20 км/час, а по узким маленьким каналам — свыше 5. Есть в Венеции светофоры, у которых всего 2 сигнала — желтый и зеленый.

Италия. Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте

 

Одна из самых известных достопримечательностей Венеции — церковь Санта-Мария делла Салюте. Белоснежный храм был построен в 1631 году в устье Большого канала в честь Девы Марии, избавившей город от чумы.

Италия, Венеция. Мост Риальто

В Венеции 446 мостов, но через Большой канал перекинуты только 3. Самый известный из них — мост Риальто.

Италия. Большой канал в Венеции

Переплывать Гранд-канал с одного берега на другой можно на гондолах-трагетто.

Италия. Венеция. Большой канал

Италия, Венеция. Площадь Сан-Марко

Италия. Венецианская башня

На площади Сан-Марко в ВенецииВсе пути в Венеции, пешком или по воде, ведут на главную площадь Сан-Марко. Здесь всегда много людей, голубей и чаек. Голубей кормить не положено, существуют соответствующие распоряжения мэрии Венеции, изданные несколько лет назад. Таким образом пытаются предотвратить слишком сильное размножение птиц в городе. Однако, запрет распространяется только на специальный корм для птиц. Голуби с неменьшим удовольствием поедают  куски сладкой плюшки.

Италия, Венеция. На площади Сан-Марко

Также нагло требуют угощение каких-то нереальных размеров чайки.

Италия, Венеция. Собор Сан-Марко

Венеция. Мозаики собора Сан-МаркоСобор Сан-Марко — главный собор Венеции. Уже без малого 1000 лет это здание в византийском стиле украшает город.

Италия, Венеция. Кафе "Флориан"

Кафе, за столиком которого когда-то сидел сам Джакомо Казанова, все также предлагает ароматный кофе.

Плывем по Большому каналу Венеции

После кофе и прогулки по площади Сан-Марко можно вернуться к железнодорожной станции пешком или вновь воспользоваться катером.

vicamilleri.com

Венеция описание города: острова, улицы, дворцы, проблемы

Описание Венеции сделать совсем не просто. Ведь это не только красивые виды. Это также город, где живут люди, где есть производство, транспорт и услуги. Но, как работает “система Венеция”? Как действуют приливы и отливы в лагуне? Как были созданы каналы и берега? На чем стоят дворцы? Где проходят газовые трубы и электричество? Какие вообще проблемы вызывает такая высокая влажность в городе?

Давайте посмотрим это видео на итальянском языке, которое даст ответы на все наши вопросы. Кстати, все, кто изучает итальянский язык получат двойную пользу:

  1. Попрактикуются в разговорном итальянском
  2. Получат много новой и интересной информации о Венеции, которую они вряд ли где-то раньше видели или слышали.

Все остальные (кто не силен в итальянском) могут прочитать перевод этого видео ниже. Но это совсем не означает, что видео смотреть не стоит! Ведь мы же не выключаем песню на иностранном языке из-за того, что не понимаем ее слов, правда? А разве итальянский язык - это не музыка?

Содержание статьи

Где находится Венеция?

Венеция находится в середине лагуны. Внимание: это не море! Это мелководный бассейн, отделенный от моря узкой полоской земли. Лагуна пустеет и наполняется новой водой 2 раза в день через 3 бухты. Вода входит и выходит 60 раз в месяц, 730 раз в год.

Венеция - это остров?

Не совсем так. Она состоит из 124 островов (631 га), которые были постепенно заселены начиная с VII века после рождества Христова. Венеция не была основана из центра, который затем расширился. Наоборот, она произошла из разных населенных пунктов, которые объединились между собой.

Острова Венеции

Основные острова на которых она расположена, были практически независимыми населенными пунктами с такими характерными общими элементами, как церковь, поле и одна или несколько скважин для воды. Каждое поле, как правило, омывалось одним каналом. Если сегодня канал не виден, значит, он ушел под землю в более поздние сроки. Таким образом, стал “земляной канал”, т. е. закрытый канал, преобразованный в пешеходный маршрут.

Если вы будете в Венеции, то могу порекомендовать вам экскурсию посвященную в том числе, венецианским островам. Экскурсия на РУССКОМ языке от местного гида Татьяны.

Как венецианцы защищают берега города от воды

Венецианцы всегда должны были отвоевывать землю у лагуны и защищать ее от воды. Края берегов острова защищены кирпичной кладкой, так, чтобы эрозия не утащила землю у города. Часто для того, чтобы иметь больше пространства, зданиями заполняли целые участки лагуны, но защитить острова от воды не так просто. С годами кирпичная кладка становится все менее водонепроницаемой, поэтому нужна реставрация. Но как это сделать?

Как чистят каналы

Закрывается участок канала и высасывается из него вся вода. Таким образом, осадки, накопленные в канале на протяжении многих лет, удаляются. Во второй половине 20-го века достаточно было 20 лет не делать такую чистку, чтобы несколько городских каналов стали непроходимыми для лодок.

Каменная защита берега постоянно подвергается воздействию солоноватой воды, которая, как правило, разрушает кирпичи и раствор между ними. Приливы, которые поднимаются и опускаются каждый день, а также водные вихри, вызванные двигателями, высвобождают кирпичи из кладки, которые уходят в "свободное плавание". В наиболее серьезных случаях нужно перестраивать все секции стены. Часто также необходимо вводить гидравлические вяжущие внутри кладки, чтобы компенсировать большую часть стены. Когда раствор растворяется, происходит нечто худшее: стена больше не водонепроницаема, вода проникает и начинает вымывать землю за кладкой.

Улицы Венеции

Улицы в Венеции называются калли, но могут иметь и другие названия: fondamenta (улица вдоль канала), ruga (улица в окружении магазинов), piscina (болотистая земля), ramo (боковая улочка главной дороги, часто тупиковая). Иногда из-за того, что площадей для строительства было мало, нужно было проектировать дорожки под зданиями или украсть кусок дороги без сужения ее ширины. Некоторые дороги называются «Salizades» (важный путь, проложенный в древние времена).

Предлагаю вам еще одну тематическую экскурсию по улицам Венеции. Вечерняя Венеция просто неповторима!

Как сделаны дороги Венеции

В прошлые века было мало мощенных дорог. С XVII века общественные зоны были вымощены с использованием брусчатки из трахитов. Trachite - это компактный и прочный камень, который имеет большое значение: при износе он остается жестким. Трахитис, однако, не вечен, поэтому периодически необходимо восстанавливать тротуар. Заменяют только безнадежно разрушенные участки. В Венеции даже дороги имеют историческое значение.

Венеция под водой

Известно, что одной из проблем в городе является «высокая вода». Достаточно прилива выше обычного, чтобы наводнить целые городские районы. При восстановлении тротуара увеличивается его высота в большинстве затопленных областей. Разница всего на несколько дюймов может быть решающей в вопросе между прогулкой по городу или невозможностью выйти из дома.

Венеция - древний город, но также современный город, и все современные города нуждаются в электричестве, воде, телефоне, газе и общественном освещении. Но где проходят все кабели и трубопроводы этих сетей? Именно под нашими ногами, или точнее под брусчаткой.

При восстановлении дорог можно навести порядок среди всех сетевых каналов и заменить старые и поврежденные. В некоторых случаях жители даже не знают какие точно коммуникации находятся под их полами.

Как все эти трубы проходят от острова к острову? Они делают это как люди. Они используют мосты.

Канализация в Венеции

В Венеции нет современной канализационной системы. Она по-прежнему в значительной степени использует историческую систему канализации, выполненную из кладочных туннелей, известных как «gatoli»:

  • Вся вода идет в эти туннели и от них до каналов.
  • Два раза в день лагуна опорожняется и полностью заполняется водой, приходящей с моря, очищая каналы.
  • Во многих зданиях есть септики, т. е. резервуары, где проводится очистка сточных вод, чтобы можно было вылить их в каналы.
  • Однако канализационная система, состоящая из "gatoli" и септиков, должна постоянно контролироваться. Иногда "gatoli" забиваются, заблокированные сточные воды давят на кладки, и рискуют разрушить целые участки галечных стен.

Мосты Венеции

В Венеции 438 мостов. Они незаменимы для городского движения, потому что  соединяют различные острова, из которых состоит город. До восемнадцатого века мостов были меньше, и венецианцы перемещались в основном на гребных лодках.

Проблемы при строительстве мостов

Когда планировали строить мост иногда возникала проблема: где его строить.  Часто выходы двух каналов не совпадали, поэтому некоторые мосты Венеции скошены.

В случае, когда местности, куда планировали устанавливать мост не могли свести, предпочитали устанавливать деревянный мост, который намного легче каменного. Простой деревянный мост экономит значительный кусок дороги пешеходам, хотя и требует постоянного обслуживания. Каменные мосты тоже не вечны: крепления смещаются, образовываются трещины, солоноватая сырость оседает на штукатурке, кирпичах и цементе. Последствия трудно измерить.

Венецианская архитектура

Венецианские здания славятся во всем мире своей красотой и изысканностью. В течении более чем тысячелетия, венецианцы кодифицировали серию приемов для собственных зданий, а также преуспели в разработке гениальных решений и адаптировали их к своей среде. Основная планировка здания восходит к дому fondaco, т. е. месту жительства купеческой семьи. На первом этаже были склад и магазин. На втором находился салон, который назывался «portego». Это было представительским местом. На верхнем этаже были апартаменты хозяев. Комнаты прислуги располагались на чердаке.

Дворцы Венеции

Главные дворцы Венеции сохранили ту же основную структуру. Городская и рабочая жизнь здесь, в основном осуществлялась на лодке, поэтому главный фасад дома выходил на канал, а не на внутренние улицы. Во многих случаях здания имеют более трех этажей, но основная трехсторонняя схема была одинаковой.

Салон, часто богато украшенный, пересекал весь "благородный" этаж и имел два более узких крыла, разделенных на комнаты. Этажи соединялись между собой гениальной  системой пересекающихся лестниц, таким образом, прислуга и хозяева имели два входа и два независимых друг от друга пути передвижения по дому. Некоторые пункты пересечения допускали, если необходимо, переход от одного пути к другому.

Обязательно сходите на экскурсию в один из венецианских дворцов Ка 'Реццонико от русского гида Кристины. Здесь вы сами почувствуете, что это такое - быть венецианским патрицием в 18 веке.

Много легенд, историй (в том числе, связанных и с дворцами) читайте в статье: Венеция интересные факты.

Как в Венеции строили дома

Но каким образом такие монументальные здания могут стоять  на столь нестабильной и болотистой почве лагун? В Венеции перед тем, как строили дома, выходящие на канал, вбивали вертикально в землю деревянные столбы, чтобы сделать ее более твердой. Затем, укладывали горизонтально 2 слоя толстых досок, а поверх слой каменных блоков. Отсюда начинался фундамент здания. Используя чуток фантазии, можно сказать, что Венеция - это лес вверх ногами.

Особенности архитектуры зданий

Здание проектировались таким образом, чтоб оно могло двигаться, адаптируясь к различным сдвигам мягкой земли. Можно представить себе дворец, как ящик, в котором стенки и дно не встроены жестко в периметр. Между кладкой нет жестких связей, и стены имеют такие опоры, чтоб обеспечить относительное передвижение отдельных частей.

Несущие стены здания практически всегда строго перпендикулярны каналам. Таким образом, они являются единственными несущими конструкциями, которые поддерживают тяжесть всех этажей. Фасад не несет функцию опорной стены, поэтому может быть украшен множеством окон, которые позволяют свободному доступу света в здание.

Сегодня, наблюдая некоторые здания, можно заметить, что стены периметра слегка наклонены внутрь. Фактически, стены в случае оседания вместо того, чтобы открываться наружу, имеют тенденцию опираться внутрь на крышу и этажи, избегая таким образом, нестабильности. Конструкция крыши помогает закрыть "ящик" из стен и этажей.

Из чего сделаны дома в Венеции

Этажи и крыши домов изготовлены из дерева, легкого и эластичного материала, который легко сопротивляется не трескаясь, изменениям геометрии здания. Этажи во время строительства или в последующие столетия были прикреплены к стенам металлическими стержнями, которые противодействуют обрушению наружной стороны периметра стены. Однако с течением времени стержни могут нанести ущерб кладке, потому что металл ржавеет и ржавчина увеличиваясь в объеме, разрушает камень, используемый в качестве головки стержня.

Влажность и сырость

Для всех городов сырость является одной из самых серьезных проблем для зданий и сооружений. Для Венеции же эта проблема намного серьезнее, чем для кого бы то ни было. Фактически, пары соленой воды уничтожают любые строительные материалы.

Наиболее разрушительной для кирпичных зданий является поднимающаяся влага. Стена не сильно отличаются от губки и поглощает влагу из фундамента через тонкие каналы, которыми они обмениваются. Еще больше ухудшает ситуацию соль. Это относится к кладке, растворенной в воде, которая затем испаряется. Соль кристаллизуется и увеличиваясь в 12-кратном объеме, разрушает кирпич.

Балки полов тоже страдают от влаги, так как вода способствует размножению в древесине грибка и бактерий. Традиционным антидотом было встраивать в стену каменные блоки из Истрии. Это очень компактный камень известняк, который служит барьером для поднимающейся влаги. Сегодня, однако, уровень воды выше. Он покрывает уровень камня, разрушает его и увеличивает проблему.

Как в Венеции избавляются от сырости

Сейчас есть много решений этой проблемы, например, не штукатурить часть здания, увеличивая тем самым воздухопроницаемость. Другим решением является, так называемая «резка стена», путем вставки водонепроницаемой мембраны, способной остановить поднимающуюся влагу. Также есть химический вариант типа инъекционных смол, которые насыщают поры кладки. Таким образом, они уменьшают их поглощающую способность.

Влажность, эрозия и болотистая почва - все это особенности лагуны, с которыми постоянно сталкиваются венецианцы. Чтобы продолжать жить в такой изменчивой среде, они должны были уметь адаптироваться к изменениям и быстро реагировать на постоянную и неизбежную деградацию города. Необходимо без устали проводить технические работы по обслуживанию, чтоб поддерживать город в надлежащем состоянии

Заключение

Как видим, Венеция является результатом 1500-летней непрерывной работы и глубокого изучения своего городского ландшафта. Только благодаря неустанной заботе своих жителей, она сохранилась на протяжении веков и будет жить в последующие.

P.S. Еще одно не менее интересное видео на итальянском языке о том, на чем же все-таки стоит Венеция смотрите по ссылке https://www.lavitanostra.net/foto-italii-goroda-italii/venezia/na-chem-stoit

Вам понравилось наше описание города Венеции? Если да, то не жадничайте и делитесь ссылкой с друзьями 🙂

Оставьте ваш комментарий:

comments

Powered by Facebook Comments

www.lavitanostra.net

Знаете ли вы, почему Венеция стоит на воде?: sense_life1

Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней – современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.

Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.

Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.

sense-life1.livejournal.com

Венецианский залив — Европа — Планета Земля

Венецианский залив

История

Название Венецианский залив в полном смысле слова историческое, ибо, не займи Светлейшая Венецианская республика (Республика Святого Марка) в конкретный исторический период, с конца VII в. по 1797 г., самое прочное положение на севере Адриатики, этот залив назывался бы, наверное, как-нибудь иначе. Пика своего могущества это государство достигло к XV в., благодаря хорошо налаженным торговым связям и выигрышному географическому положению. А влияние на Ближнем и Среднем Востоке Венеция приобрела благодаря участию в крестовых походах. Венецианцы были людьми весьма состоятельными и у себя дома тратили много сил и средств на развитие науки и искусства. С 1797 по 1866 г. Венеция принадлежала поочередно то Франции, то Австрии, пока не вошла во вновь созданное Итальянское королевство. Область Венето, к которой и теперь относится Венеция, была названа по имени племени адриатических венетов, которые появились здесь, согласно археологическим свидетельствам, в XII-XI вв. до н. э. Венецией изначально называлась группа островов (по геологическому происхождению — отмелей крупной лагуны) на северо-западе Адриатического моря. На другом конце Адриатического побережья, приблизительно в 12 км от побережья Триестского залива, в 183-181 гг. до н. э., где тоже жили венеты, римляне основали город Аквилея, который стал влиятельным в регионе раньше Венеции. Это был форпост Рима, противостоящий натиску варваров с севера и востока. До Аквилеи доходила виа Эмилия, главный путь Северной Италии. Отсюда начинались дороги, ведущие в Паннонию, Норик, Истрию, Далмацию. Население Аквилеи во II в. до н. э. составляло около 100 000 чел., это был один из самых больших городов империи. В 452 г. Аттила разрушил этот город, довершили начатое его воинами лангобарды в 568 г. Жители Аквилеи бежали в Венецию. Сейчас в этом городе живет едва ли 3000 человек. Северо-западный и западный берега залива низменные. Дно расположенных там болот и лагун заполняется наносами рек, составляющих дельту реки По, в результате чего, например, широко известный в VI в. порт Адрия, давший название морю, ныне находится от него в 22 км. Наиболее насыщена островами, образовавшимися из отмелей еще в древности, — Венецианская лагуна. Лагуны Марано, Градо и устье реки Изонцо формируют пологое побережье Фриули области Фриули-Венеция-Джулия. Восточный берег залива, особенно в районе бухты Понцано, — обрывистый и скалистый. Основное поверхностное течение в Венецианском заливе направлено с северо-востока на северо-запад. Венецианский залив богат различными видами водорослей: красных, бурых и зеленых, в зарослях которых снуют морские коньки. В лагунах обитает множество видов брюхоногих и двустворчатых моллюсков, а также иглокожих и ракообразных; осьминоги, каракатицы, морские звезды, заплывают сюда угри и мурены. Основные промысловые виды рыб залива — сардины, скумбрия, пузырная макрель и макрель-фрегат, пеламида и различные виды тунцов. Как и все Адриатическое море, Венецианский залив относительно неглубок, однако главные его порты Венеция и Триест имеют глубину (соответственно 10 и 17 м), позволяющую им принимать большие современные суда. В порту Венеции четыре гавани: Лидо (аванпорт), Арсенал, Торговая и Маргера, их соединяют судоходные каналы. В порту Триеста гаваней столько же: Старая, Новая, Таможенная и Промышленная. Грузооборот Венецианского порта составляет 25,5 млн т, Триестского — 33,3 млн т. В эти порты доставляются нефть и нефтепродукты, различное сырье для промышленности и продовольствие. В Триесте три судостроительные верфи, в Венеции — судоремонтные предприятия. Кроме того, Венеция — один из самых крупных круизных портов Средиземноморья. Нефтепровод длиной 464 км связывает Триест с городом Ингольштадт в Германии. Венецианский залив и его северо-восточная часть — Триестский залив — относится к северному региону Адриатики, геологический возраст которого — около 5 млн лет. Побережье залива простирается от дельты реки По (По-ди-Маэстра, По-делла-Пила, По-делле-Толле, По-ди-Ньокка и По-ди-Горо) в Северной Италии до мыса Каменяк (итальянское название — Промонторе) полуострова Истрия в Хорватии, на севере ограничено Альпами, на северо-востоке — Динарским нагорьем. По морю условная граница залива проходит от устья итальянской реки Тальяменто до устья хорватской реки Савудрия (итальянское название — Сальворе). Великолепие этого города в лагуне на 118 островах, его дворцов, соборов, церквей, мостов и каналов, находящихся за ними узких средневековых кале (улочек) и кампи (площадей) описано, воспето в таком количестве документальных и художественных произведений, кинофильмов, что из них можно составить отдельное внушительное собрание. Мы приведем лишь одну цитату из труда «Образы Италии» нашего соотечественника, писателя-искусствоведа П.П. Муратова (1881-1950 гг.). «Для нас, северных людей, вступающих в Италию через золотые ворота Венеции, — воды лагуны становятся в самом деле летейскими водами. В часы, проведенные у старых картин, украшающих венецианские церкви, или в скользящей гондоле, или в блужданиях по немым переулкам, или даже среди приливов и отливов говорливой толпы на площади Марка, мы пьем легкое сладостное вино забвения. Все, что осталось позади, вся прежняя жизнь становится легкой ношей». Муратов передал восприятие Венеции многими людьми — как города, символизирующего вечность искусства, изящества, в широком смысле — красоты. Эта красота не тиражируется, сколько бы других городов мира, стоящих на каналах, ни именовали себя такой-то или такой-то «Венецией».Венецианский залив на карте Сравнивать значение и архитектурные достоинства этих городов с Венецией — дело неблагодарное, каждый из них хорош по-своему, но Венеция — все-таки одна на свете, и другой быть не может. Большой канал Венеции давно приобрел репутацию «красивейшей улицы мира». Извилистой лентой он протянулся от вокзала Санта-Лючия на северо-западе города до собора Санта-Мария-делла-Салюте и здания таможни Пунта-делла-Догана на северо-востоке, представляя исторический город от XII до XX столетия. Площадь Святого Марка с одноименным собором, Дворцом дожей, Часовой башней и другими зданиями Наполеон назвал красивейшим «салоном» Европы. Хотя эти здания относятся к разным эпохам и стилям, они составляют удивительно гармоничный ансамбль. Современные события в области культуры, проходящие в Венеции, — международные биеннале современного искусства и «Образование», ежегодный Венецианский кинофестиваль, старейший в мире (проводится с 1932 г.). Сколько существует Венеция, столько раздаются пророчества о том, что рано или поздно она затонет. В Новейшее время самое сильное наводнение в городе отмечено в 1966 г. Тогда его покинуло сразу 60 тыс. жителей, и они в Венецию не вернулись. Сокращается население города и в наши дни. Венеция погружается в воды Адриатики примерно на 3-5 мм в год. Во второй половине XX в. главные причины этого были выявлены: чрезмерно интенсивный промышленный забор воды из артезианских скважин, что вызывает понижение водоносного слоя земли; давление зданий и сооружений. Скважины закрыли, и темпы оседания города замедлились, но этот процесс не прекратился. По последним прогнозам гидрологов, Венеция может стать непригодной для жизни, то есть превратиться в город-музей, в самом буквальном значении этого слова, к 2030 г. В 2003 г. началось строительство герметичных дамб по периметру города, но сейчас эти сооружения вызывают недовольство экологов: лагуне ощутимо недостает морской воды, это может привести к исчезновению многих видов ее фауны. Отдельная страница истории Венеции — ее связи с Далмацией — исторической областью Балкан (территория, относящаяся сегодня главным образом к Хорватии, а также к Словении и Черногории), испытывавшей на себе влияние Венеции начиная с конца X в. К 1420 г. Венеция подчинила себе большинство городов на далматинском побережье. На полуострове Истрия в XV-XVI вв. архитекторами Венеции было построено немало прекрасных зданий. Экономика полуострова, благодаря участию в торговых сделках могущественного города-государства, также пережила подъем. С 1797 г. Истрия принадлежала Австрии, после Первой мировой войны — Италии, после Второй мировой войны — Югославии. В 1991 г. в результате распада Югославии Хорватия и Словения обрели независимость, но их связи с Италией не прервались: Венецианский залив по-прежнему объединяет их.

Общая информация

Северный залив Адриатического моря, входящего в бассейн Средиземного моря.

Административная принадлежность: области Венето и Фриули-Венеция Джулия (обе — Италия), Хорватия, Словения.

Крупнейшие впадающие реки: Тальяменто, Пьяве, Адидже, Брента.

Крупнейший город: Венеция — 270 660 чел. (2009 г.), агломерация — 304 674 чел. (2009 г.).

Другие крупные города: Италия — Триест, Кьоджа; Хорватия — Пула.

Важнейшие порты: Венеция, Триест.

Важнейшие аэропорты: Марко Поло в Венеции, Ранчи деи Легионари в Триесте.

Цифры

Площадь: около 6800 км2.

Средняя ширина: 95 км.

Длина береговой линии: более 300 км.

Средняя глубина: 34 м.

Максимальная глубина: 43 м.Соленость: средняя — около 35%о, максимальная — 38%о.

Приливы полусуточные, в среднем — 60 см, предел — до 1,2 м.

Климат и погода

Средиземноморский, корректируют который ветры бора (северо-восточный), мистраль (северо-западный) и сирокко (южный, юго-западный).

Средняя температура января: Венеция — +2,9°С, Триест — +5°С.

Средняя температура июля: Венеция — +22,7°С, Триест — +24°С.

Средняя температура воды: в январе — +1°С, в июле — +24°С.

Среднегодовое количество осадков: Венеция — 810 мм, Триест — 1050 мм.

Экономика

Портовая индустрия.

Рыболовство, добыча моллюсков, ракообразных, осьминогов.

Промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая, цементная, металлургическая (Триест), судостроение и судоремонт, производство стекла, в том числе художественного (Венеция), кружев, одежды, обуви и других изделий из текстиля и кожи.

Сфера услуг: транспортные, стивидорные услуги, торговля, туризм.

Достопримечательности

■ Венеция и Венецианская лагуна — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.■ Венеция: площадь Сан-Марко (IX-XX вв.), собор Сан-Марко (IX-X1V вв.), колокольня Сан-Марко (XII в., реконструкция XX в.), Дворец дожей (IX-XVII вв.), Часовая башня (Башня мавров, XV в.), базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (готика, XIII-XV вв.), базилика Санта-Мария-делла-Салюте (барокко, XVII в.), Венецианский арсенал (XIV в.), дворцы Фоскари (XV в.), Доро (Золотой дом, XV в.), Реццонико (XVI-XVII вв.) — музей Венеции XVIII в., мосты Риальто (XVI в.), Вздохов (XVII в.), оперный театр «Ла Фениче» (XVIII в.), городской музей Коррер в здании Прокураций (XIX в.), галерея Академии (музей), музей современного искусства, остров Мурано и музей стекла, остров Бурано и музей кружев, остров Лидо (архитектура в стиле либерти, XX в.), Дворец кино, церковь Сан-Николо (XI в., мощи святого Николая Чудотворца).■ Триест: XV в. — базилика Сан-Джусто с усыпальницей карлистских претендентов на испанский престол, церковь Сан-Микеле, замок Сан-Джусто, созданный на месте небольшой венецианской военной крепости; замок Мирамаре (середина XIX в.), дом, в котором Джеймс Джойс писал свой знаменитый роман «Улисс», в окрестностях — «Гротта Джигантэ» («Большой Грот») в природном парке Вал Росандра, средневековый замок Дуино.■ Пула: Триумфальная арка (Золотые ворота, 27 г. до н. э.), храм Августа (между 2 г. до н. э. и 14 г. н. э.), древнеримские амфитеатр и Форум — I в. Кафедральный собор (современное здание — результат нескольких средневековых перестроек раннехристианского храма IV-V вв.), церковь Святого Николая (VI в.) — классическая византийская базилика с иконостасом XVIII в., ратуша (1296 г.), венецианская крепость Каштел (XVII в.).■ Кьоджа: романский собор Санта-Марии (перестроен в XVII в.), церкви Сан-Мартин и Сан-Доменико (обе — XIV в.).■ Венецианская Ривьера: курорты Лидо-ди-Езоло, Бибионе, Каорле, Эраклеа.■ Фриули-Венеция-Джулия: Патриаршая базилика и археологический заповедник в Аквилее (V в., объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), Линьяно, лагуны Марано и Градо, природный морской заповедник Мирамаре в Триестском заливе.

Любопытные факты

■ Линьяно-Пинеда, часть курорта Линьяно, упоминается во многих учебниках архитектуры как пример удачного решения подъездной дороги: она разворачивается спиралью.■ В Триесте сохранился единственный в Европе пляж, на котором до сих пор существует разделение на женскую и мужскую половины.

■ Атмосферу Венеции со всеми ее тайнами, романтической мистикой и изысканностью лучше всего передает Венецианский карнавал. Он известен с 1094 г. В 1296 г. Сенат Венецианской республики официально узаконил его в качестве праздника, символизирующего начало Великого поста. Повсюду в мире считается, что слово «карнавал» произошло от латинского carne vale — «прощание с мясом». Венецианцы придерживаются другой версии, по ней, это слово образовалось от carrus navelis — «потешная колесница»; такие колесницы пускали по городу в честь праздника, посвященного спасению прекрасных венецианских девушек, похищенных пиратами с Истрии. Сейчас это — костюмированное представление, но в XIII-XVIII вв. карнавал был очень важным событием. Маски надевали все — от дожа до самого мелкого торговца рыбой. Спрятав лицо под ней, можно было сказать категоричное «нет» и решительное «да», не опасаясь последствий, войти куда угодно, посмеяться над чем вздумается, завязать любовную интригу невзирая на сословные преграды. Со временем венецианцы все чаще стали надевать маски по каким-то своим личным причинам, особенно под покровом ночи, и в 1608 г. Совет десяти дожей запретил делать это кроме как на карнавале или на официальных балах. За нарушение запрета мужчин штрафовали, а женщин публично секли розгами.

geosfera.org