Венгерская национальная галерея. Венгерская национальная галерея официальный сайт


Венгерская национальная галерея

Заигрывание МИКЛОШ БАРАБАШ 1841. Холст, масло. 106,5×85

Миклош Барабаш в течение непродолжительного времени учился в Вене, после чего в 20 лет освоил технику литографии и уже в 23 года стал популярным портретистом, благодаря чему его финансовое положение было не столь затруднительным, как у большинства коллег-живописцев. Совершив поездку в Италию, мастер обосновался в Будапеште, где возглавил основанное по его инициативе в 1859 Художественное общество.

Барабаш оставил великое множество портретов (около трех тысяч), однако он писал и пейзажи, и жанровые сцены. К последним относится композиция «Заигрывание», представляющая сцену любовной игры жеманной барышни и кавалера. В компоновке их фигур чувствуется неестественность, будто автор нарисовал их отдельно, а затем просто подставил друг к другу. Да и взгляд молодого человека, который, скорее всего, в таких пикантных и романтических обстоятельствах должен быть устремлен на предмет страсти, направлен куда-то вдаль, что также неубедительно.

Вдова ЙОЖЕФ БОРСОС 1853. Холст, масло. 98,5×83

Венгерский портретист Йожеф Борсос известен также жанровыми работами. Получив образование в венской Академии художеств, Борсос остался верен добротной, академической манере письма, однако его многочисленные портреты обнаруживают несомненное тяготение к романтизму. Все они рассказывают зрителю о внутренней жизни модели, красоте ее души, не ограничиваясь воспеванием внешней роскоши и лоска. Эти произведения так же, как и жанровые полотна, имели огромный успех у публики.

Прекрасный образец последних — картина «Вдова», в которой очевиден психологический подход к изображению героини. Горе и бесприютная тоска женщины тонко подчеркиваются автором голыми стенами интерьера, в них ее тонкая фигура кажется еще более одинокой. Она стоит у входа в соседнюю комнату, где у распятия в полумраке горят свечи — эта деталь говорит о том, что и ее жизнь подошла к некоему порогу, за которым предстоит быть одной.

Скорбящий солдат ФЕРЕНЦ УЙХАЗИ 1850. Холст, масло. 50,5×63

Венгерский художник Ференц Уйхази начинал с исторических и жанровых картин, опираясь на традиции голландской живописи. В 1848—1849 он участвовал в войне за независимость от Австрийской монархии, в результате проигранной.

Полотно «Скорбящий солдат», созданное через год после окончания войны, посвящено этому трагическому событию в жизни венгров. Старый воин пришел на кладбище почтить память своих друзей, сложивших головы во время сражений. Здесь захоронены не только его товарищи, но и мечты о свободном государстве, которые объединяли огромное количество венгерских людей, но им не суждено было сбыться. Это произведение романтическое по духу, о чем говорят и выбор обстановки — скорбная кладбищенская земля с молчаливыми памятниками, и эмоциональное состояние подавленного героя, и вторящее ему настроение природы — обложенное тяжелыми тучами небо нависло над всеобщим безмолвием.

Оплакивание Ласло Хуньяди ВИКТОР МАДАРАС 1859. Холст, масло. 243×311,5

Живописец эпохи романтизма Виктор Мадарас получил художественное образование в венской Академии, а также в Школе изящных искусств в Париже. Творчество он посвятил историческому жанру и судьбе своей страны.

Действие данного полотна происходит в XV столетии. Борьба за власть всегда сопряжена с жертвами. Во время правления юного короля Ласло V из династии Габсбургов, в 1456, был убит его опекун и наставник. Монарх покарал убийцу — молодого представителя оппозиционной политической группировки Ласло Хуньяди. Его казнь многочисленными сторонниками семьи Хуньяди, желавшими видеть на престоле представителя своей нации, а не австрийца, была воспринята как национальная трагедия. По иронии судьбы не имевший наследника король правил недолго, и после его ранней смерти венгерским монархом стал младший брат казненного, Матьяш Хуньяди (Матьяш I Корвин).

На картине в интерьере капеллы Будайского замка показана сцена оплакивания убитого Ласло Хуньяди его матерью Эржебет Силади и невестой. Женщины стоят на коленях перед телом, и кажется, что в эти скорбные минуты они полны решимости продолжать борьбу. Эржебет увидит восхождение на трон своего второго сына и станет королевой-матерью.

Миклош Добоци и его жена БЕРТАЛАН СЕКЕЙ 1861. Холст, масло. 133×155

Сюжет картины Берталана Секея «Миклош Добоци и его жена» относится к печальному периоду венгерской истории, когда ослабленное внутренними проблемами королевство не смогло отразить натиска войск Османской империи и попало под ее владычество. В битве при Мохаче (1526) армия была разбита превосходившим по численности противником, турки вошли в Буду.

Художник создал произведение на тему личной трагедии людей, судьбы которых сломала война. После победы османов венгр Миклош (Михай) Добоци бежал вместе с женой на лошадях. Однако они не смогли уйти от погони, и тогда Добоци, чтобы любимая не досталась туркам, зарезал ее, после чего покончил с собой.

Вдали пылает горящий город, несчастные беглецы при приближении вражеских всадников прощаются с жизнью. Рука венгерского солдата уже занесена. Ради чести жены он решился на крайний шаг.

Спящая женщина ШАНДОР (АЛЕКСАНДР) ЛИЦЕН-МАЙЕР 1867. Холст, масло. 55×62,5

Творчество венгерского мастера Шандора ЛиценМайера получило известность как в Венгрии, так и в Германии: в 1880-х он возглавлял художественную школу в Штутгарте, после чего был профессором Академии художеств в Мюнхене. Его полотна отражали события венгерской истории. Живописец занимался также оформлением книг, необыкновенный успех имели иллюстрации произведений классиков немецкой литературы — Гете и Шиллера.

Кроме исторических работ художественное наследие Лицен-Майера составляют полотна портретного жанра, также принесшие известность. Среди них — замечательный романтический образ спящей молодой женщины, утопающей в мягкой перине. Она вся во власти грез, в прекрасном мире сновидений. Нежность ее кожи и шелк волос вдохновляют творца. Этот прелестный интимный портрет не отпускает взгляд зрителя, хотя и рождает неловкое чувство словно от непрошеного вторжения в чужую жизнь.

Качели ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1869. Картон, масло. 50,3×41,5

Пал Синьеи-Мерше окончил Академию художеств в Мюнхене и там же познакомился с искусством импрессионизма, настолько впечатлившего молодого мастера, что он ради него оставил академическую манеру живописи. Однако эти работы не нашли понимания в художественной среде. В начале 1870-х автор обзавелся семьей и почти оставил творчество, удалившись в родовое имение. Успех пришел к нему лишь через два десятка лет, когда он (уже во второй раз за это долгое время) решил вернуться в мир искусства.

Полотно «Качели» относится к первому периоду творчества художника, еще не разочаровавшегося в живописи. На нем представлена излюбленная импрессионистами сцена отдыха на природе: под сенью раскидистого дерева беззаботно летает на качелях барышня, чуть ближе к зрителю ведут оживленный разговор ее спутницы, а еще ближе, на переднем плане картины, молодая женщина нянчится с ребенком. Композиционно фигуры распадаются на отдельные группы, не связанные между собой; кажется, что произведение слегка перегружено ими. Пространство картины ограничивается стеной дома, на фоне которой и происходит сцена летнего гулянья, поэтому ему недостает глубины.

Влюбленные ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1870. Холст, масло. 53,3×63,5

В замечательном полотне «Влюбленные», признанном одним из лучших в творчестве художника, ощущается влияние живописи Эдуарда Мане и Гюстава Курбе. В изображении молодой пары нет страсти и чувственности, которых можно было бы ожидать от произведения со столь романтическим названием, однако у зрителя не возникает сомнения в том, что перед ним по-настоящему любящие, близкие и преданные друг другу люди. Они расположились среди стогов скошенного сена, девушка уютно устроилась на предусмотрительно захваченном с собой клетчатом пледе, а молодой человек улегся прямо на сено, положив ей на колени голову. Они счастливы своей молодостью, любовью и мечтами о долгой совместной жизни, такой же спокойной и безмятежной, как умиротворенные луга их родной земли, убегающие вдаль под бескрайним небом. Персонажи не взаимодействуют со зрителем, они погружены в общение друг с другом, и, кроме этого, в данный момент для них ничего не существует.

Король Ласло V и регент Ульрик Циллеи БЕРТАЛАН СЕКЕЙ 1870. Холст, масло. 122×222

Берталан Секей, получивший академическое образование в Вене, писал исторические картины в романтическом ключе. Темы своих произведений художник находил в истории родной Венгрии.

Сюжет полотна «Король Ласло V и регент Ульрик Циллеи» относится к XV веку. Ласло V был коронован во младенчестве, так как его отец умер, не дождавшись рождения сына. Его опекуном до достижения совершеннолетия был граф Ульрик Циллеи. Картина знакомит зрителя с бытом венгерского монарха: он сидит вместе со своим верным графом Ульрихом в зале, стены которого расписаны изображениями коронованных особ, их взор услаждают танцы девушек, слух ласкает игра музыкантов. Однако нет веселья и радости в глазах юного короля, и даже шут, изображенный на переднем плане, задумчив. Художник романтического мировосприятия делает акцент на эмоциональном состоянии героев.

История юного правителя и его наставника трагична, ее развязка не вошла в произведение Секея. В результате интриг и безжалостной борьбы за власть граф Ульрик был убит, когда Ласло исполнилось 16 лет. Король отомстил за смерть друга, однако месть была нечестной: монарх казнил обидчика, предварительно обещав ему неприкосновенность. Сам Ласло погиб через год, в семнадцатилетнем возрасте, не успев вступить в брак со своей невестой — французской принцессой, и родить наследника. Поговаривали, что он был отравлен.

Японка БЕРТАЛАН СЕКЕЙ 1871. Холст, масло. 169,5×120,5

В полотне «Японка» нашел отражение свойственный романтизму интерес к экзотике, в частности — увлечение японским искусством, начавшееся в Европе во второй половине XIX столетия. Гравюры из Страны восходящего солнца становились объектами копирования и коллекционирования европейскими художниками, вдохновляя их на создание собственных композиций.

Представленное полотно Секея — стилизация под японскую живопись. Художник разрабатывает восточную тему, однако решает ее в формах европейской живописи. При национальном «реквизите» картина остается типично западной, а женский образ далек от своего японского прототипа. Черноволосая модель, запечатленная во время совершения туалета перед зеркалом, больше похожа на одалиску.

Женщина с хворостом МИХАЙ МУНКАЧИ 1873. Дерево, масло. 99,7×80,3

Михай Мункачи — один из самых известных венгерских живописцев XIX столетия, получивший художественное образование в Мюнхенской и Дюссельдорфской художественных академиях, а также в Академии художеств в Вене. Он писал пейзажи, отображая простую красоту родных земель, создавал портреты, стараясь постичь внутренний мир модели. Картины исторической и бытовой тематик позволяли ему поднимать вопросы социальной несправедливости в обществе, известной ему не понаслышке: рано оставшись сиротой, художник ребенком был отдан в подмастерья, терпел лишения и с трудом зарабатывал на хлеб. В зрелом творчестве он обратился к религиозным образам.

«Женщина с хворостом» — типично жанровая картина. Образ простой женщины, уставшей от своей ноши и присевшей немного отдохнуть у обочины лесной дороги, решен в психологическом ключе. Позволив себе небольшую передышку в пути, крестьянка, вероятно, задумалась о нелегкой доле, забытых мечтах, женском счастье. Даже в это время она не разгибает спины, согнутой под тяжестью хвороста. Реалистическая манера исполнения полотна констатирует суровую правду жизни, ничуть не приукрашивая героиню и не идеализируя сельский труд.

Майская прогулка (Пикник) ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1873. Холст, масло. 127×162,5

Знаменитый «Завтрак на траве» Эдуард Мане (музей д’Орсе, Париж) создал в 1863, спустя три года было написано одноименное полотно Клода Моне (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва). «Майская прогулка» венгерского художника Пала Синьеи-Мерше является вариацией этой темы — пикника компании молодых людей и барышень на природе. Безусловно, работа ближе спокойному и умиротворенному холсту Моне, а не скандальному произведению духовного лидера импрессионистов Мане, в котором изображение современной обнаженной женщины в компании одетых спутников было воспринято публикой как оскорбление.

Венгерский живописец расположил сцену пикника на открытом пространстве холма, поднимающегося к верхнему краю картины. Трактовка сюжета немного отличается от французских прототипов, Синьеи-Мерше вводит в него легкую интригу: зритель становится свидетелем зарождения романтических отношений некоторых участников прогулки. На полотне — две барышни и четыре молодых человека, двое из них стараются завладеть вниманием девушек, тогда как остальные предоставлены самим себе. Лица этих персонажей не видны — один повернут спиной, а голова другого полностью скрыта полями широкой шляпы. Благодаря этому, а также по причине композиционной разобщенности создается впечатление их одиночества и ненужности в этом обществе. Закругленные очертания холма рождают эффект бесконечности пространства, убегающего в зеленую даль навстречу бескрайнему небу.

Дама в лиловом ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1874. Холст, масло. 103×76

Прелестный женский образ был создан после того, как молодой художник, разочарованный непониманием своего искусства публикой, покинул Мюнхен, поселился в родовом имении, женился и почти забросил живопись. В данной работе ему удалось передать и радость теплого дня, и трепетную красоту молодой женщины, сидящей на небольшом пригорке и глядящей вдаль. При этом облик дамы удивительным образом оказывается созвучным окружающему пейзажу. Погруженная в созерцание, прекрасная как внешне, так и внутренне, она пребывает в гармонии с природой, в состоянии блаженного равновесия духовного мира с внешним.

Картина несет пьянящее ощущение полноты и счастья бытия и веры в прекрасное будущее.

Воздушный шар ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1878. Холст, масло. 42×39,3

В отличие от французских импрессионистов Пал Синьеи-Мерше не создавал произведения непосредственно на пленэре. Он доверял своей памяти и работал в мастерской. Однако его, как и парижских коллег, волновали возможности передачи на холсте эффектов световоздушной среды.

Данное полотно, на котором изображены лишь огромный полосатый шар в небе и узкая полоска земли, над которой он поднялся, можно принять за этюд, поскольку в нем нет сюжета. Но небо в белых разводах легких облаков настолько глубоко, таким осязаемо-объемным получился шар, летящий над открытым бескрайним пространством, буквально пропитанным солнечным светом, что становится очевидным: именно в передаче ощущений человека, наблюдающего за полетом воздушного шара в ясный летний день, и заключена основная идея этого холста. Картина рождает чувство ликующей радости и легкости бытия, знаменуя собой воплощение вечной мечты о полете.

Эстергом и окрестности ШАНДОР БРОДСКИЙ (?) Около 1875. Холст, масло. 132×216,5

Венгерский пейзажист Шандор Бродский первоначально не помышлял о художественной деятельности, а планировал заниматься медициной. В венскую Школу изящных искусств он попал в 1841, после чего, получив образование в Мюнхене, стал известным пейзажистом. В 1856 мастер обосновался в Пеште и в течение двух лет держал фотографическую студию, однако делом его жизни осталась живопись. Творчество Бродского относится к романтической школе. Его поражающие воображение пейзажи с драматичной игрой облаков и таинственным светом, льющимся сквозь них, рождают ощущение красоты первозданного мира. Художник часто включал в них изображения древних руин, приглашая зрителя поразмышлять о скоротечности времени, житейской суете и вечности.

«Эстергом и окрестности» — панорама далеких пологих гор и вольно раскинувшегося по равнине Дуная, на берегу которого виднеется древний город. Его изображению автор отводит второстепенную роль: внимание живописца сосредоточено на необыкновенной красоте местности. Мягкий волшебный свет словно одухотворяет природу. Далекий и низкий горизонт и широта «кадра» оптически увеличивают глубину пространства, создавая эффект его бескрайности.

Дорога с диким алтеем ЛАЙОШ ДИК-ЭБНЕР Около 1880. Холст, масло. 37,3×77,6

Венгерский автор Лайош Дик-Эбнер получил художественное образование в Мюнхене. В начале 1870-х живописец переехал в Париж. На развитие его творческой манеры оказала влияние живопись французских художников-пейзажистов, запечатлевавших окрестности деревушки Барбизон.

«Дорога с диким алтеем» — умиротворяющий летний пейзаж с сельской дорогой и двумя человеческими фигурками, неспешно идущими по ней. Горизонтальный формат полотна и низкая точка зрения, с которой оно написано, позволяют художнику сконцентрировать внимание зрителя на придорожной траве, желтеющей под летним солнцем, и нежных цветках дикого алтея, виднеющихся в ней. Сорняки, растущие по обочинам и всегда остающиеся незамеченными, попадают на передний план картины, занимая почти половину этой композиции. Живописец словно призывает находить прекрасное в обыденных вещах, повсеместно и повседневно окружающих человека.

На краю деревни ЛАЙОШ ДИК-ЭБНЕР Около 1880. Дерево, масло. 41×32,5

Лайош Дик-Эбнер сложился как мастер бытового жанра, работавший в реалистическом стиле. Его творчество — галерея крестьянских образов, показанных в повседневных тяготах, заботах, занятиях и праздничных гуляньях.

Сюжет произведения «На краю деревни» прост и непритязателен. Молодая девушка с девочкой лет пяти несут в кувшине воду, только что набранную в колодце. Что-то привлекло их внимание, и они остановились на пути. Окружающий пейзаж вряд ли можно назвать примечательным: беленые стены хат, грунтовая дорога, «журавль» и возле него лошади, пьющие воду из корыта. Художник-реалист, Дик-Эбнер не склонен идеализировать или приукрашивать деревенскую действительность. Однако и в этой неприглядной серости будней он видит свою прелесть — в поэзии сельской жизни и патриархальности.

Натюрморт с цветами МИХАЙ МУНКАЧИ 1881. Холст, масло. 147×115

«Натюрморт с цветами» — замечательный пример данного жанра в творчестве Михая Мункачи. Для работы он составил композицию из простых цветов, побегов травы и широких листьев сорных растений. Пышный букет симпатично смотрится в небольшой пузатой вазе на декоративном круглом столике, его расположение на плоскости холста гармонично и радует глаз. Однако некоторые особенности этого натюрморта заставляют зрителя задуматься. То ли букет небрежно поставлен в вазу, горлышко которой слишком узко для него, то ли он не очень свеж, многие цветы опустили свои головки и вызывают уже не радость, а жалость и грусть. Кроме того, видны другие разбросанные растения, не поместившиеся в вазу и беспомощно ожидающие гибели. Эти детали вносят тревожные нотки в общее звучание работы.

Возвращение после сбора урожая ЛАЙОШ ДИК-ЭБНЕР 1881. Холст, масло. 94,5×131

«Возвращение после сбора урожая» — прекрасное жанровое полотно Лайоша Дик-Эбнера. Сельская дорога, идущая вдоль русла, заросшая речка с перекинутым через нее деревянным мостом, прочно стоящим на своих мощных опорах — такой пейзаж представлен зрителю художником. Шествие крестьян, возвращающихся с полевых работ, разворачивается по диагонали холста, позволяя рассмотреть всех его участников. Две молодые женщины что-то обсуждают, а идущий рядом крестьянин с интересом вслушивается в их разговор. Пара чуть поодаль явно выясняет отношения: они даже приостановились, мужчина в запале обернулся к своей собеседнице, а та, уперев руки в бока, совершенно очевидно ни капельки не собирается ему уступать.

Как любому жанристу, Дик-Эбнеру дорога каждая мелочь, подмеченная в поведении людей. Жизнь крестьян представляла для него неисчерпаемый источник вдохновения, предлагающий все новые типы и сюжеты.

После купания КАРОЙ ЛОТЦ Около 1880. Холст, масло. 128×99

Карой Лотц, немец по происхождению, является одним из крупнейших венгерских художников академической школы. Он известен благодаря произведениям монументального искусства, созданным в жанрах мифологической и аллегорической живописи. Мастер работал над бытовыми и историческими картинами, писал пейзажи и пользовавшиеся большим успехом у публики портреты, а также образы обнаженных женщин.

На полотне «После купания» художник изобразил трех обольстительных юных прелестниц, отдыхающих после принятия водных процедур. Героини Лотца чувственны и немного жеманны, волнующие изгибы их тел напоминают персонажей картин французских художников рококо.

Обнаженные женщины в произведениях Лотца не стыдятся своей наготы и не пытаются укрыться от глаз живописца. Он часто показывал спящих моделей, не подозревающих о том, что за ними наблюдают, это давало ему возможность изображать их в открытых позах, не рискуя быть обвиненным в излишней смелости.

Жаворонок ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1882. Холст, масло. 163×128

В «Жаворонке» Пал Синьеи-Мерше отошел от импрессионистической манеры исполнения и воплотил на холсте скорее идеальную фантазию, чем реальную сцену. Обнаженная героиня этого полотна, совершено не заботясь о своей наготе и о том, что кто-то может за ней наблюдать, лежит на сочной зеленой траве, подперев рукой щеку и задумчиво глядя на небо и парящего в нем жаворонка. Низкий горизонт открывает широкий простор синего неба, живописно испещренного облаками, тем самым перенося действие картины из мира реальности в мир мечты. Этой мечтой и явилась ранняя птаха, жаворонок — символ весны и радости. Картина Синьеи-Мерше повествует о счастье и молодости, светлых мечтах и иллюзиях.

Размышление ШИМОН ХОЛЛОШИ Холст, масло. 80×64,5

Кроме жанровых сцен в творчестве Шимона Холлоши представлены портреты, в которых художник выступает тонким, лирическим мастером. В них очевидно желание проникнуть во внутренний мир модели, найти живописные возможности, способные передать ее настроение, образ мыслей и чувств.

Образ молодой женщины, находящейся в глубоком раздумье, очень удачно найден автором. Героиня, чьи мысли витают где-то далеко, показана в профиль, ее взгляд обращен к невидимому объекту. Она полностью отрешена от действительности, всеми помыслами устремившись к своей иллюзорной реальности. В руках у девушки нежные стебельки анютиных глазок, повернувших к зрителю свои хорошенькие головки. Эти милые цветы на языке символов могут означать раздумье и память, они также считались цветами верности и любви. Таким образом, изображая растения в данном портрете, Холлоши преследует не только эстетические цели, но и раскрывает образ самой модели.

Молитва БЕЛА ИВАНИ-ГРЮНВАЛЬД 1891. Холст, масло. 120×116

Бела Ивани-Грюнвальд учился у Берталана Секея и Кароя Лотца в Школе декоративного искусства в Будапеште, после — в Мюнхенской академии художеств и Академии Жюлиана в Париже. По возвращении в Мюнхен он примкнул к Шимону Холлоши и в 1890-х писал натуралистические полотна.

К ним относится представленный холст, изображающий совсем юную девушку, молящуюся прямо на улице возле дома. Опираясь на спинку стула, она крепко скрестила пальцы рук и сосредоточилась на обращении к Всевышнему. Видимо, героиня еще недавно была занята своими повседневными делами, но что-то заставило ее прерваться и обратиться к Тому, у Кого она ищет защиту и помощь. Возле дощатого забора среди низкорослых розовых цветов, словно обрамляя фигурку, растут две лилии. Они с давних времен считались символом чистоты, возможно, и в данном полотне растения ведут свое безмолвное повествование о жизни этой девушки.

Пастух и крестьянка БЕЛА ИВАНИ-ГРЮНВАЛЬД 1892. Холст, масло. 100×119

Пастух и крестьянка — сюжет, очень характерный для творчества художника, наблюдающего за жизнью простых людей. В этой работе прослеживается увлечение живописца натурализмом — ему важны самые разные детали. Зритель различает все: от узора одежды героя до крошечных веток и травы. Глубина пространства и внимание к деталям позволяют различать предметы дальнего плана картины, где за спинами персонажей виднеется деревенский дом. О предмете разговора, происходящего между крестьянкой, теребящей в руке травинку, и опирающимся на посох пастухом, на которого она не поднимает глаз, остается только догадываться, но можно предположить, что от него зависит многое в дальнейшей жизни двух этих людей.

Женщина с птичьей клеткой ЙОЖЕФ РИПЛЬ-РОНАИ 1892. Холст, масло. 185,5×130

Йожеф Рипль-Ронаи учился в Мюнхене, после чего в 1887 переехал Париж, где его наставником стал Михай Мункачи. Пребывание во Франции не могло не наложить отпечатка на творчество художника, и уже в 1889, потеряв интерес к реалистической живописи Мункачи, он обратился к искусству Поля Гогена.

Представленная картина близка к символизму. Женская фигура почти утрачивает осязаемую плотность и превращается в певучий контур. Прослеживается влияние техники клуазонизма (достижение современной французской живописи), при которой изображение делится на плоскости разных цветов, ограниченные четкой линией. Так, отдельными пятнами воспринимаются темное закрытое платье модели, ее лицо, кисти рук, волосы и шляпка. Комната растворяется в синеватом мареве, сообщая всей сцене таинственность и недосказанность.

Моя почтенная мать ЙОЖЕФ РИПЛЬ-РОНАИ 1892. Холст, масло. 152×110,5

В портрете пожилой матери художника звучат тревожные нотки. Ее бледное лицо обращено к зрителю, однако взгляд, направленный, скорее всего, в себя, ускользает от него. Женщина сидит в чуть скованной позе на деревянном стуле, кажущемся слишком большим и неудобным для нее: чересчур высоки подлокотники, достаточно жестка и тверда спинка. Создается впечатление, что ей неуютно в этой довольно скупой обстановке, из всего убранства которой живописец запечатлел вышеупомянутый стул и белую вазочку с виднеющимися из нее листьями какого-то растения, стоящую на самом краю полки. Комната словно погружена в серую дымку, как героиня полотна погружена в свои раздумья и воспоминания. Колорит картины очень сдержанный, он ограничен тонами серого и коричневого.

Игроки в кегли ЙОЖЕФ РИПЛЬ-РОНАИ 1892. Холст, смешанная техника. 81,5×116,5

Сцена игры в кегли на природе показана не совсем обычным образом: ни один из ее участников не обращен к зрителю лицом, отчего складывается впечатление, что он сам тоже находится на этой площадке и вместе с другими игроками следит за ходом действия. Мужские фигуры в широких уличных одеждах выглядят уплощенными, сведенными почти к силуэтам, особенно в группе людей на дальнем плане, изображенных почти эскизно. Точно подмечены и переданы характерные движения и позы играющих: неестественно широкий шаг или неуклюжее ожидание. Здесь никто не заботится о том, насколько эффектно или невыигрышно он смотрится. Запал игры, увлеченность общим делом объединяют эти безликие фигуры, индивидуальность которых неважна художнику, как и самим игрокам, — все их внимание приковано к кеглям.

Oculi (с латинского — глаза) ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1884−1894. Холст, масло. 60,5×47,8

На данном холсте Пал Синьеи-Мерше изобразил замечательный осенний пейзаж с затянутым облаками небом и ярко пылающей на его фоне листвой кустарников. Тоскливо возвышаются облетевшие деревья, подставляя свои осиротевшие ветви холодному дуновению осени. На побуревшей траве кое-где уже лежит не успевший растаять первый снег. В этот безветренный и спокойный пейзаж вторгается тревожная нотка: среди безмятежной природы замер охотник, поджидающий дичь. Проследив за направлением его взгляда, зритель увидит летящую в небесной вышине птицу, на которую уже нацелено дуло ружья, отмеряя, возможно, последние минуты ее жизни. Суждено ли ей навсегда прервать свой свободный полет и стать добычей верного пса или в этот раз охотник останется без трофея?

Автопортрет в коричневой шляпе ЙОЖЕФ РИПЛЬ-РОНАИ 1897. Холст, масло. 64×88

В «Автопортрете в коричневой шляпе» художник пишет себя нарядно одетым, в окружении развешанных на стене картин, что наводит зрителя на мысль, что он застал творца не в рабочей мастерской, а на выставке. Лицо автора — чуть смещенный композиционный центр холста, и по мере удаления от него предметы теряют четкость, акцентируя внимание именно на нем. Зритель встречает обращенный на него из-под коричневой шляпы усталый и внимательный взгляд, сгорбленные плечи живописца дополняют его утомленный образ. Состояние изможденности соответствует колориту полотна, в котором преобладают серо-коричневые тона.

Во время написания этого произведения художник пользовался успехом: годом раньше он стал работать над оформлением интерьеров, занимался прикладным искусством, создавая дизайн для витражей, мебели и гобеленов; на Всемирной выставке в Париже в 1897 серебряную медаль получила вышивка, выполненная женой художника по его эскизу.

Луг с маками ПАЛ СИНЬЕИ-МЕРШЕ 1896. Холст, масло. 39,5×62,2

Картина Пала Синьеи-Мерше «Луг с маками» написана под влиянием импрессионистов и очень напоминает почти одноименное полотно Клода Моне «Поле маков у Аржантёя» (1873, музей д’Орсе, Париж). Но если французский художник включил в него несколько человеческих фигурок, то Синьеи-Мерше полностью посвятил свою работу природе. Маковое поле кажется абсолютно бескрайним, так как линия горизонта смещена. Зритель видит лишь крошечный кусочек неба над бесконечным простором луга, далеко уводящим взгляд. В этом также проявляется отличие и своеобразие картины венгерского мастера. Отсутствие четких контуров и ясных линий как нельзя лучше подходит для передачи услаждающего глаз буйства красок и изменчивости природы, так поражавшей воображение импрессионистов и ставшей основной целью их пейзажной живописи.

Допрос ЛАСЛО ПАТАКИ 1897. Холст, масло. 225×300

Ласло Патаки был венгерским последователем мюнхенской школы жанровой живописи. Сначала он учился в городской Академии художеств, потом в Париже, где работал в мастерской у Мункачи. Патаки считал себя его твердым последователем. Как и у учителя, основными источниками его вдохновения были социальные сюжеты и мрачные, порой даже жестокие жизненные сцены.

Такова и данная картина; интересно, что сам допрос остается за ее пределами. Видна лишь группа людей, собравшихся перед домом, ожидающих окончания мучительного процесса. Но о том, что происходит внутри, зрителю намекает край фигуры солдата с ружьем на плече, стоящего в дверях дома. Одна женщина плачет, отделившись от остальных, лица других угрюмы. Окружающий пейзаж полностью соответствует настроению: мокрая дорога уходит в серую даль. Единственное яркое пятнышко на всем холсте — юбка самой маленькой героини, которая, возможно, не понимает происходящего.

Золотой век ЯНОШ ВАСАРИ 1898. Холст, масло. 92,5×156

Янош Васари в 18 лет поступил в Академию художеств Будапешта. В силу того, что обучение спонсировал архиепископ, большинство его ранних картин имеет библейский сюжет. В Академии Васари провел всего два года, как и большинство современников, он отправился сначала в Мюнхен, а затем и в столицу искусств рубежа столетий — Париж, там некоторое время, как и многие соотечественники, учился в Академии Жюльен. Васари провел в Париже и путешествиях много лет, но под конец жизни вернулся на родину.

В отличие от многих живописцев он работал в самых разных направлениях — от натурализма до символизма. Мастер писал полотна на острые социальные темы и увлекался возможностями цвета. Картина «Золотой век» — пример символизма Ва- сари. Здесь нет четкого сюжета, а есть лишь образы, скрытые дымкой. Чем дальше удаляются изображенные предметы, тем больше они превращаются в бесплотные, исчезающие тени, символизирующие ушедший золотой век — полулегендарное гармоничное слияние человека и природы. Это полотно выражает ощущение «fin de siècle» (с французского — «конец века»), овладевшее европейским обществом на рубеже столетий и часто находившее отражение в современной живописи.

Тихая улица АДОЛЬФ ФЕНЬЕШ 1898. Холст, масло. 100,5×120,3

Адольф Феньеш, как и многие его современники, учился сначала в родном Будапеште, а потом отправился в Париж. Через несколько лет он вернулся в Венгрию, где состоялась его первая выставка. Феньеш, живописец реалистического направления, во многих полотнах отражал жизнь простых людей. Он писал жанровые сцены, натюрморты, пейзажи, являющиеся свидетельствами быта его соотечественников.

Представленная картина — сельский пейзаж, типи?

art-portal.tilda.ws

Венгерская национальная галерея - Ваш гид по Будапешту и Венгрии

Первая часть

Начиная с 2002 года 18 октября в Венгрии ежегодно отмечается День венгерской живописи. Этот культурный праздник стал результатом гражданской инициативы художников Тибора Брады (Bráda Tibor), Габора Жолнаи (Zsolnai Gábor), Йожефа Сентдьёрди (Szentgyörgyi József), Дьюлы Фабока (Fabók Gyula) и популярной теле- и радиоведущей Илоны Байер (Bayer Ilona).

День венгерской живописи – это большой фестиваль, призванный пропагандировать важность изобразительного искусства, знакомить любителей живописи с произведениями выдающихся венгерских мастеров и современных венгерских художников. День венгерской живописи – это событие не только для профессионалов. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его, поэтому это праздник для всех любителей прекрасного.

Кстати, дата 18 октября выбрана не случайно: в этот день отмечается день апостола Луки, который в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым покровителем живописцев. Авторству Луки приписывается около тридцати икон Богородицы.

В рамках этого культурного фестиваля проводится множество различных мероприятий и тематических выставок в учреждениях культуры, музеях, галереях, и количество участников растёт с каждым годом.

Самой важной фестивальной площадкой ежегодно становится Венгерская национальная галерея, где собраны выдающиеся творения венгерского изобразительного искусства, начиная от каменной резьбы романской эпохи до художественных произведений наших дней.

Галерея имеет полуторавековую предисторию, её основание тесно связано со всей историей венгерского музейного дела и собирания предметов искусства.

Так как в Интернете крайне мало материала на русском языке на эту тему, я решила разместить в своём журнале отрывки из статьи бывшей сотрудницы ВНГ Жужи Тарчани (Tarcsányi Zsuzsa), снабдив её некоторыми уточнениями исторических персоналий и иллюстрациями.Надеюсь, это будет интересно многим любителям венгерской живописи.

В 1808 году, после того как политический и государственный деятель граф Ференц Сечени преподнёс в дар нации свои коллекции книг, монет и гербов, государственное собрание вынесло решение об основании Национального музея. Когда в 1847 году музей открыл свои двери для посетителей, в нём уже имелось несколько отечественных художественных произведений. Одним из щедрых покровителей венгерского музейного дела был палатин Венгрии (с 1796 по 1847 годы) Иосиф Антон Иоганн Габсбург-Лотарингский, именно он первым подарил музею две скульптурные работы Иштвана Ференци: «Пастушка» и портрет политика, поэта, писателя и литературного критика Ференца Кёлчеи.

Иштвана Ференци: «Пастушка» (Ferenczy István: Pásztorlányka)

В 1836 году государство приобрело богатую коллекцию известного историка и антиквара Миклоша Янковича (Jankovich Miklós), насчитывавшую 63 тысячи старинных книг, 1400 кодексов, 4000 исторических документов, картины, монеты, ювелирные изделия и старинное оружие. Несколько предметов из этой коллекции составили основу собрания старого венгерского искусства.

Это было время, когда дворянство и зажиточная буржуазия начали собирать коллекции венгерских художественных произведений, а затем приносили их в дар нации. К середине XIX века предметы венгерского искусства накопились уже в таком большом количестве, что в 1851 году была создана самостоятельная Национальная картинная галерея, предшественница Венгерской национальной галереи.

Сохранились уникальные документы – первые тетради-каталоги, датированные 1863 годом, в которых подробно записано, какие полотна поступали в дар в коллекцию музея, и кто был дарителем. эти данные дают представление об охватившнм венгерское общество воодушевлении, направленном на поиски и приобретение лучших произведений национальной живописи. Собранные тогда полотна до сегодняшнего дня образуют основу экспозиции венгерского искусства XIX века Венгерской национальной галереи.

В 1848 году Пештский полк венгерской гражданской обороны подарил полотно Миклоша Барабаша "Румынская семья по дороге на ярмарку" (Barabás Miklós: Vásárra menő román család, 1843/44)

Крупный землевладелец Жигмонд Ковач подарил музею картину Балинта Кишша "Прощание Яноша Яблонцаи Петеша с дочерью" (Kiss Bálint: Jablonczay Pethes János búcsúja leányától, 1846)

Лига женщин преподнесла в дар полотно Шандора Вагнера "Титус Дугович" (Wagner Sándor: Dugovics Titusz önfeláldozása, 1859)

Общество по оказанию помощи Картинной галереи на собранные им средства приобрело и подарило музею полотно Виктора Мадараса "Оплакивание Ласло Хуньяди" (Madarász Viktor: Hunyadi László siratása, 1859)

Основу собрания скульптуры составило наследство венгерского скульптора Иштвана Ференци, подаренное музею супругой Андраша Яношдеака, а также работы Миклоша Ижо, приобретённые у его наследников в его мастерской.

Статуэтку Миклоша Ижо "Грустящий пастух" подарил музею Михай Гшвиндт, владелец завода спиртных напитков(Izsó Miklós:Búsuló juhász, 1862)

Кроме предметов, преподнесённых в дар, в галерею попадали и выдающиеся собрания светской и церковной знати, к примеру, коллекция  католического прелата, венгерского писателя и драматурга Яноша Ласло Пиркера (Pyrker János László).Самое значительное пополнение произошло благодаря приобретению государством собрания семьи Эстерхази - влиятельных и могущественных представителей европейской аристократии, - на протяжении пятисот лет сохранявших своё положение на вершине политической, военной и финансовой элиты, - но в его гигантском, энциклопедического характера материале произведений венгерских хужожников было совсем немного.

Среди них "Портрет Августа II" работы Адама Маньоки и полотно "Девушки после бала" Йожефа Боршоша.

Borsos József: Lányok bál utánBесьма существенным пополнением национальной галереи явились те художественные сокровища (в их числе и 76 картин, написанных маслом), которые передали ей в 1848 году по распоряжению Кошута из будайского дворца председателя казначейства, однакт и среди них венгерских авторов не было.

К концу XIX столетия отечественное искусство получает в стране всё большее признание. Благодаря не прекращавшемуся потоку пожертвований, число поступлений росло так бурно, что в здании Национального музея вскоре не стало достаточно места не только для научной, систематизированной демонстрации всего имеющегося материала, но и для простого его хранения.В 1871 году была создана Государственная картинная галерея, которой отвели помещения в здании Венгерской академии наук, но в ней смогло разместиться только собрание семьи Эстерхази. Между обоими учреждениями происходил обмен материалами: картины более поздних зарубежных мастеров и венгерских художников перекочевали из Государственной картинной галереи в Национальный музей, работы же старых европейских мастеров - из Национального музея в здание Академии наук.Наконец в 1896 году, к празднованию тысячелетия Венгерского государства, правиельство вынесло указ о т создании Музея изобразительных искусств. В 1906 году Музей открыл свои двери для широкой публики.Его основу, помимо материала, который передали из Национального музея, составила поступившая в него Государственная картинная галерея. В последующие годы музей существенно вырос благодаря таким крупным дарам, как собрание венгерского антиквара и журналиста Пала Майовски (Majovszky Pál) и антиквара, венгерского графа Яноша Ференца Палффи (Pálffy János Ferenc).

Продолжение здесь

mila-hunguide.livejournal.com

Венгерская национальная галерея - Ваш гид по Будапешту и Венгрии

Первая часть здесь

Вторая часть

Пору своего наиболее пышного расцвета музей пережил в первой половине ХХ века, в период директорства Элека Петровича (Petrovics Elek). Деятельность Петровича тесно переплелась с историей венгерского изобразительного искусства: он разработал строгую программу сбора материала, воодушевлял дарителей, установил музейную ценность таких художественных памятников, которыми до него несправедливо пренебрегали или которые были созданы в эпохи, выпавшие ранее из поля зрения. Петрович заложил основы систематизированного, научного сбора материалов, который пришёл на смену случайным приобретениям.

Именно на это время приходится спасение от гибели створчатых алтарей и венгерских барочных скульптур, которые до того считали совершенно не имеющими ценности.

Створчатый алтарь Богородицы из церкви святого Андраша в Надьсалоке. 1483 г.

Святая Доротья. Посёлок Барка (сегодня на территории Словении), 1410-1420 гг.

Приобретая романтические картины Берталана Секея (Székely Bertalan), пейзажи импрессиониста Ласло Паала (Paál László) и жанровые и исторические полотна Михая Мункачи (Munkácsy Mihály), Петрович стремился добиться полноты венгерского материала XIX столетия.

Берталан Секей: Коронация (Koronázás), 1867Ласло Паал: Полдень (Dél), 1870

В 1869 году Мункачи написал картину «Камера смертника» (Siralomház), которая была показана на Парижском салоне в 1870 году, получила золотую медаль и принесла автору известность.

Элек Петрович сумел закупить главнейшие произведения Пала Синьеи-Мерше (Szinyei Merse Pál), основоположника импрессионизма в венгерской живописи, работы импрессиониста Йожефа Рипл-Ронаи (Rippl-Rónai József) и импрессиониста и символиста Кароя Ференци (Ferenczy Károly) и сделал возможным полный показ творчества этих мастеров.Новые приобретения демонстрировались широкой публике на ежегодно устраиваемых выставках.Пал Синьеи-Мерше: Пикник в мае (Majális),1873Йожеф Рипл-Ронаи: Дама с клеткой (Kalitkás nő), 1892

Карой Ференци: Художница (Festőnő), 1903

Во время второй мировой войны огромное количество самых разнообразных предметов искусства было вывезено из Венгрии как нацистами, так и Красной армией. Их поиск и возвращение – дело очень непростое, часто пробуксовывающее по политическим причинам.

Для Венгрии это тем более непросто, так как речь идёт сразу о двух случаях, которые рассматривает международное право:

ценности, перемещаемые государством-агрессором (в данном случае нацистская Германия) с оккупированных им территорий

и

ценности, перемещаемые государством-победителем (в данном случае Советский Союз) в качестве компенсаторной реституции с территории страны являвшейся агрессором (в случае Венгрии – военным союзником).

По этой теме для владеющих венгерским языком может быть интересен следующий сайт

«По окончании Великой Отечественной войны культурные ценности Германии и её бывших военных союзников — Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии — в осуществление компенсаторной реституции (то есть, в качестве возмещения за культурные ценности, уничтоженные или разграбленные на советской территории оккупантами) вывозились на территорию СССР специальными организациями трофейных бригад по выявлению и изъятию культурных ценностей на территориях Советской военной администрации (в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Германии) в соответствии с приказами политического руководства страны и при активном участии органов СМЕРШ и НКВД. Большая часть была перемещена ещё до окончания войны и заседаний по реституции. При этом надлежащий учёт не производился, и единица измерения культурных ценностей не определялась.» отсюда

После ВММ в фонды музея поступили отдельные художественные ценности, собственники которых были вынуждены уехать из страны или погибли. К примеру, частное собрание Дьюлы Вольфнера (Wolfner Gyula), владельца огромного  кожевенного завода в Уйпеште (здесь материал на венгерском языке).Хотя в те годы музей изобразительных искусств располагал огромным импозантным зданием с большой выставочной площадью, всё же венгерские произведения были вытеснены работами зарубежного искусства и гипсовыми слепками с античных творений. Демонстрация ценностей венгерского искусства, показ его развития в хронологическом порядке или по художественным школам в рамках периодических или временных выставок был попросту невозможен.Создание нового музея стало столь же настоятельной необходимостью, как столетием раньше - основание Национального музея.В 1953 году правительство приняло решение об основании Венгерской национальной галереи.С этой целью материал Столичной картинной галереи (Fővárosi Képtár) слили с собранием музея изобразительных искусств, рассчитывая, что впоследствии из фондов обоих учреждений можно будет отобрать нужное для самостоятельной галереи венгерского искусства.

Столичная картинная галерея была основана в 1933 году и содержала работы, собранные в венгерской столице начиная с 1880 года. Первоначально одной из её целей была задача сбора художественного материала, каким-либо образом связанного с будапештом, но позже специальная комиссия, созданная для закупки художественных произведений на выставках. всё менее заботилась о тематической связи новых приобретений с Будапештом.

Как самостоятельное учтеждение Столичная картинная галерея существовала два десятилетия и пополнилась превосходными произведениями, некоторые из них не могу не показать!

Миклош Барабаш: Голубиная почта (Barabás Miklós: Galambposta), 1843Йожеф Эгри: Изола Белла (Egry József: Isola Bella). Один из самых известных венгерских мастеров импрессионизма и конструктивизма.С конца XIX в. до самых последних своих дней (1918) Шимон Холлоши был занят работой над картиной «Марш Ракоци». Он хотел создать собирательный образ венгерского народа, объединенного знаменем национально-освободительной борьбы. Осталось множество этюдов и эскизов к этой так и не завершенной картине, отличающихся острой характерностью и выразительностью (Hollósy Simon: Rákóczi-induló). 1899В историю венгерского искусства конца XIX — начала XX в. Холлоши вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как выдающийся педагог. У него учились не только крупные венгерские художники, но и мастера из Германии, Польши, России (среди них — М. В. Добужинский, В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин, Э. А. Штейнберг и др.).

Адам Маньоки (Ádám Mányoki) — венгерский художник-живописец, один из крупнейших представителей барочного портрета в венгерском искусстве. Занимался почти исключительно созданием портретов, разработал свой собственный, индивидуальный стиль, считается одним из величайших европейских художников I половины XVIII века

Портрет Ференца Ракоци II (Portrait of Prince Ferenc Rákóczi II), 1712

Якоб Богдань: Натюрморт с попугаями и белым какаду (Bogdány Jakab:

Gyümölcscsendélet papagájokkal és fehér kakaduval),1710

Дьюла Деркович: Последний ужин (Derkovits Gyula:Utolsó vacsora), 1922

Иштван Деши-Хубер: Автопортрет (Dési-Huber István: Önarckép). Выдающийся венгерский график

Роберт Берень: Женщина, играющая на виолончели (Berény Róbert: Csellózó nő), 1928

Первые четыре года после слияния двух музеев были отданы реставрации материала и его подготовке к передаче Венгерской национальной галерее, открытие которой состоялось 5 октября 1957 года в бывшем Дворце правосудия на площади Лайоша Кошута.Первая экспозиция Национальной галереи имела целью познакомить не с творчеством отдельных мастеров, а показать историю развития венгерской живописи. Однако старинные венгерские художественные произведения по-прежнему оставались в Музее изобразительного искусства, причём большая часть их находилась не в постоянной экспозиции, а в запасниках.В 1959 году правительство вынесло решение о предоставлении ВНГ постоянного помещения в бывшем королевском дворце в Буде.Разработка проектов восстановления дворца, во ВМВ совершенно разрушенного, началась в 1960-1961 годах, причём уже с учётом будущего назначения его отдельных частей, в том числе и размещения в нём ВНГ.

Восстановительные работы длились 15 лет.Венгерская национальная галерея перебазировалась в нынешнее помещение в 1975 году.

Галерея занимает четыре этажа бывшего королевского дворца, используя для демонстрации произведений отечественного искусства множество больших и малых залов и коридоров. В бывшем тронно зале размещены алтари, в анфиладе готических помещений первого этажа - средневековые картины и скульптуры, на втором этаже - выставка барочного искусства, переходящая в экспозицию живописи XIX века. На третьем и четвёртом этажах- работы художников Надьбанской школы, экспозиция работ которых переходит в выставку мастеров ХХ века и продолжается работами художников наших дней.Скульптуры расставлены в больших по размеру залах и коридорах, некоторые из них органически встраиваются в экспозиции живописи.

Я очень советую всем приезжающим в Будапешт посетить Национальную галерею. Уверена, венгерская живопись непременно станет для вас настоящим открытием!

Официальный сайт Венгерской национальной галереи

Мой рассказ о таинственно исчезнувшей частной венгерской коллекции здесь

mila-hunguide.livejournal.com

Венгерская национальная галерея в городе Будапешт

Венгерская национальная галерея (венг. Magyar Nemzeti Galéria) — один из ведущих художественных музеев Венгрии, обладающий обширной коллекцией венгерского искусства от Средних веков и до XX века. В экспозиции галереи собраны работы исключительно венгерских художников или созданные на территории Венгрии. Галерея размещается в Королевском дворце в Будайской крепости. Музей основан в 1957 году и вобрал в себя часть коллекции Музея изобразительных искусств, а также городских музеев и частных собраний. До 1957 года эта художественная коллекция демонстрировалась во Дворце правосудия на площади Кошута, где в настоящее время расположился Этнографический музей.

Коллекция Венгерской национальной галереи, насчитывающая более 100 тысяч произведений искусства, занимает три крыла Королевского дворца и расположилась на нескольких этажах дворца. На цокольном этаже находится выставка средневековой и ренессансной скульптуры, а также готической деревянной скульптуры и росписи по дереву XIV—XV веков. На первом этаже демонстрируются готические триптихи, в том числе всемирно известное «Благовещение» (1506), а также работы австрийских художников барокко XVII века и венгерских живописцев и скульпторов XIX века, в том числе работа художника бидермейера Миклоша Барабаша, художника исторического жанра Дьюлы Бенцура, постимпрессионистов, в том числе Михая Мункачи («Зевающий ученик», «Пыльная дорога»). Второй этаж отведён под венгерскую живопись и скульптуру XX века, и здесь представлены работы Йожефа Риппля-Ронаи, Кароя Ференци, Тивадара Костки Чонтвари и других.

Венгерская национальная галерея IMG_0446

Литература

Венгрия. Издательство «Вокруг света», 2009 ISBN 978-5-98652-226-5
  • Михаэль Херл. Будапешт. Издательство Polyglott, 1996 ISBN 5-88395-021-3

Ссылки

На Викискладе есть медиафайлы по теме ' IMG_0443 DSC00596.JPG Budai Vár Budapest, Royal Palace Buda Castle Budapest, Castle Hill, Royal Palace Buda Castle Buda Castle Budai Vár Buda Castle Budai Var (Buda Castle) Buda Castle

ru.advisor.travel

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Венгерская национальная галерея, Будапешт, Венгрия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Венгерская национальная галерея - ведущий художественный музей Венгрии; одна из главных достопримечательностей Будапешта. Сегодня музей расположен в стенах бывшей королевской резиденции на территории Старого города Буды, хотя раньше экспозиция располагалась во Дворце правосудия. Он включен в 1000 популярных мест мира по версии нашего сайта.

Собрание галереи насчитывает свыше 100 тысяч предметов искусства, созданных либо венгерскими мастерами, либо на территории Венгрии. Если на самом нижнем этаже можно увидеть средневековые скульптуры и роспись по дереву, то весь первый этаж отведен под полотна австро-венгерских живописцев (16-19 вв). Здесь же хранятся некоторые готические триптихи, самый известный из которых «Благовещение». Экспозиция второго этажа посвящена современному искусству.

Национальная галерея Венгрии сравнительно молода. Ее открыли в середине 20 века, а собирать предметы национального искусства стали представители Пештского общества в 1839 году. С 1989 года на цокольном этаже для посетителей открылась усыпальница Габсбургов. Фото- и видеосъемку в музее можно вести только с разрешения администрации. Музей открыт ежедневно с 10 часов утра. Выходной - понедельник. Три раза в год в честь государственных праздников вход бесплатный.

Добраться до здания галереи, а именно до Королевского дворца, можно на автобусах 16, 86 (ост. Palota út) или на трамваях 19, 41 (ост. Clark Ádám tér‎).

 

Фото достопримечательности: Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

Венгерская национальная галерея

 

Венгерская национальная галерея на карте:

www.1000mest.ru

Венгерская национальная галерея — необычные экскурсии в Будапеште

Приглашаю любителей искусства посетить главный художественный музей страны — Венгерскую национальную галерею, расположенную в будайской крепости. В ее собрание входят шедевры живописи и скульптуры венгерских и европейских мастеров XIII - XX веков, созданные на территории Венгрии или по венгерскому заказу, а также экспонаты выставки современного искусства «Меняем шаг».

Программа

Коллекция музея необыкновенно богата: вы можете выбрать любой интересующий вас период или принять участие в обзорной экскурсии. Я расскажу об истории здания, которое, увы, никогда не было королевским дворцом, и покажу единственный зал, напоминающий о его прошлом. Сейчас в нем прекрасная выставка створчатых алтарей позднего готического периода: у каждого алтаря есть своя история и своя тайна.

Небольшая экспозиция эпохи Возрождения напоминает о славном прошлом Венгерского королевства времен короля Матяша. Вы узнаете, кто такая Беатриче и как она повлияла на венгерское искусство, а также когда и как погнулся крест на королевской короне.

XIX век — время реформ и развития венгерского искусства, век национальных трагедий, драм, путешествий, романов и, конечно, прекрасных муз. Как стала музой поэтов мраморная «Пастушка», что изображает первый венгерский пейзаж, в каких зданиях Будапешта спрятал свою красавицу Корнелию Карой Лотц и почему Пал Синеи Мерше повернулся к нам спиной на «Майском пикнике»? Я отвечу на все эти вопросы и представлю вам венгерскую Джоконду кисти Синеи Мерше. Вы узнаете, что делала в Будапеште Айседора Дункан и с кем из венгерских художников хотел сотворить кубизм Пикассо. Вам предстоит решить, похожа ли живопись Чонтвари на картины Пиросмани, и я непременно покажу вам залы Михая Мункачи, ведь его произведения постепенно исчезают. Поверьте, венгерское искусство – одно из самых увлекательных в Европе!

Организационные детали

В стоимость экскурсии не входят билеты в музей — 1.800 HUF за человека.

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

Похоже, у гида мало свободных дней В Будапеште у нас 42 экскурсии, выберите дату, и мы найдем доступные

День свободен

День занят

Скидка 32%

Заказать

При заказе вам не нужно ничего платить.

Задайте гиду любые вопросы по экскурсии.

гид в Будапеште

Обычно отвечает в течение 2 часов.

Я живу в Венгрии уже почти 30 лет, работаю экскурсоводом и музейным педагогом в Венгерской национальной галерее. Буду очень рада представить нашу прекрасную коллекцию на русском языке.

Подробнее

experience.tripster.ru

Панорама Венгерская национальная галерея. Виртуальный тур Венгерская национальная галерея. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Венгерская национальная галерея (венг. Magyar Nemzeti Galéria) — один из ведущих художественных музеев Венгрии, обладающий обширной коллекцией венгерского искусства от Средних веков и до XX века. В экспозиции галереи собраны работы исключительно венгерских художников или созданные на территории Венгрии. Галерея размещается в Королевском дворце в Будайской крепости. Музей основан в 1957 году и вобрал в себя часть коллекции Музея изобразительных искусств, а также городских музеев и частных собраний. До 1975 года эта художественная коллекция демонстрировалась во Дворце правосудия на площади Лайоша Кошута, где в настоящее время расположился Этнографический музей. Коллекция Венгерской национальной галереи, насчитывающая более 100 тысяч произведений искусства, занимает три крыла Королевского дворца и расположилась на нескольких этажах дворца. На цокольном этаже находится выставка средневековой и ренессансной скульптуры, а также готической деревянной скульптуры и росписи по дереву XIV—XV веков. На первом этаже демонстрируются готические триптихи, в том числе всемирно известное «Благовещение» (1506), а также работы австрийских художников барокко XVII века и венгерских живописцев и скульпторов XIX века, в том числе работа художника бидермейера Миклоша Барабаша, художника исторического жанра Дьюлы Бенцура, представителя романтизма Виктора Мадараса, постимпрессионистов, в том числе Михая Мункачи («Зевающий ученик», «Пыльная дорога»). Второй этаж отведён под венгерскую живопись и скульптуру XX века, и здесь представлены работы Пала Синьеи-Мерше, Йожефа Риппля-Ронаи, Кароя Ференци, Тивадара Костки Чонтвари и других.

Литература

Венгрия. Издательство «Вокруг света», 2009 ISBN 978-5-98652-226-5 Михаэль Херл. Будапешт. Издательство Polyglott, 1996 ISBN 5-88395-021-3

Ссылки

На Викискладе есть медиафайлы по теме Венгерская национальная галерея Официальный сайт Венгерская национальная галерея — статья из Большой советской энциклопедии.…   ... (Русский)

www.streetvi.ru