Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1. Византийские храмы фото


Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1: ludmylasavina

_SCN4331

Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.

Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.

Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.

На местах евангельских событий именно матерью Константина были основаны храмы: на Голгофе - Храм Гроба Господня, в Вифлееме - базилика Рождества Христова, на Елеонской горе - церковь над местом вознесения Христа и целый ряд других всемирно известных храмов. Надо отметить, что занималась этой миссией царица Елена в возрасте примерно 80 лет.

За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.

На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.

Церковь Святых Апостолов

Церковь всех Апостолов Картинка из Википедии

Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.

Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как  главный храм новой столицы с намерением сделать его  собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.

После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.

Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.

Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.

Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.

В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.

В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.

Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:

[000149]

Церковь Девы Марии Влахернской

_SCN3568

Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.

Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.

Здесь хранили Покрова Богоматери, которые были тайно привезены (читай - похищены) паломниками из Иерусалима в пятом веке и помещены в специально построеном здании возле Влахернской церкви. Это событие православная церковь празднует в день Ризоположения Честной ризы Пресвятой Богородицы.В X веке, когда русы-язычники осадили Константинополь, защитникам города явилась Богородица и накрыла город своей ризой. Сразу после этого покрова Богоматери вынесли из Влахернской церкви и окунули в воды Золотого Рога. Поднялась сильная буря и потопила русские ладьи. На уцелевших русов это произвело очень сильное впечатление и надолго осталось в памяти. После принятия христианства на Руси одним из главных праздников, отмечаемых преимущественно в русском православии, является праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.

29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.

Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.

Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.

Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.

Vlahernskaya-GMMK Картинки из Википедии

Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.

Однако: по оценкам современных исследователей на основе иконографического и стилистического анализа, икона была создана не ранее Vll века, а древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине XV - началу XVl веков.

Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).

В Третьяковской галерее хранится список этой иконы, изготовленный в той же технике, что и оригинал. Список принадлежал Строгановым, а потом - Голицыным, по семейным преданиям которых царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы:

VlahernskayaВ 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:

_SCN3571

Вокруг часовни уютный садик:

_SCN3570

Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:

_SCN3584

Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.

_SCN3573

_SCN3577

Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы._SCN3576

_SCN3574

Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.

Студийский монастырь

P1011059

Базилика Студийского монастыря - самая древняя из сохранившихся византийских церквей Константинополя. Здание давно в руинах.Основанный в 462 году, монастырь связан с важнейшими событиями в христианской жизни, являлся центром борьбы иконопочитателей с иконоборцами. Здесь жил патриций по имени Студий, в честь которого и назван монастырь. В монастыре долгое время хранилась голова Иоанна Крестителя.

P1011060

В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.

P1011062

Студийский монастырь подвергался разрушениям при разграблении Константинополя крестоносцами и взятии города турками. Какое-то время он был мечетью, страдал от пожаров и землетрясений. В предреволюционные годы на территории монастыря действовал Русский археологический институт.Сто лет назад под тяжестью снега рухнула крыша монастыря, что для Стамбула несколько удивительно.В развалинах сохранились остатки полов - малахит, порфир, мрамор.

P1011065

Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.

Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)

P1011118

Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.

С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей "Живоносный Источник".

После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.

Турецкое название храма Балыклы, что означает - рыбное. С этим названием тоже связана легенда. Византийский монах шел из маленькой часовенки через рощу, неся себе на ужин несколько жареных рыбешек, споткнулся и уронил рыбу в ручей. На глазах у изумленного монаха рыба ожила. Рыбы в источнике плавают до сих пор. На боках у многих коричневые пятна, как будто рыбок поджарили.

_SCN3738

_SCN3746 Икона Живоносного источника

_SCN3741

_SCN3737

Икона, изображающая событие обретения Живоносного источника - воин ведет слепого старца:

_SCN3743 Обретение Живоносного источника,

На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:

_SCN3735 Живоносный источник

Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.

_SCN3736 Живоносный источник

С древних времен известна икона Богоматери "Живоносный источник" и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери "Живоносный источник". Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:

1     3   2  Иконы с сайта

Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.

Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):

_SCN4334

Википедия:Церковь Святых Сергия и Вакха - одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для собора Святой Софии (отсюда и второе название - "Малая Айя-София"). Вероятно, является работой тех же мастеров - Исидора Милетского и Артемия Тральского.

Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.

_SCN4319

В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.

После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.

_SCN4329

Место не туристическое, сейчас здесь действующая мечеть, вход свободный.

_SCN4328

Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.

_SCN4326

Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от "малой Софии". По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.

_SCN4331

Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.

Продолжение следует...

ludmylasavina.livejournal.com

Византийские храмы X века

На территории древнего аланского городища недалеко от поселка Архыз сохранились три средневековых христианских храма. Одни из самых древних христианских храмов, историки считают датой их возведения X век. Среди черкесов, населявших в прошлом предгорные равнины, зеленчукские храмы были известны как "дома эллинов". Именно в этом веке древнее государство Алания располагавшееся на месте нынешней Карачаево- Черкессии, приняла христианство.

Северный храм

Первым нижнеархызским храмом был величественный и монументальный Северный храм-самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в X-XIII вв. нашей эры.

Во время раскопок внутри собора , в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из самых таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. именно здесь в начале X века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены византийского храма в интерьере были покрыты великолепной живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней.

В 1940 г. под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение с множеством золотых украшений, хранящихся сейчас в Государственном историческом музее. Особенно интересна надпись на перстне с именем армянского царя Ашота I, правившего Арменией в 886-891 гг. Возможно, здесь находилась резиденция аланских митрополитов.

Cредний храм

Средний зеленчукский храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Средний византийский храм меньше Северного. Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Монахи в конце XIX в. "реставрировали" его - заштукатурили стены с остатками фресок, которые, судя по старым зарисовкам, были весьма интересными. В целом же, храм хорошо сохранился благодаря прочной кладке каменных тесаных блоков на известковом растворе. В его облике, как и в Северном храме, видно влияние Византии. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1987 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Здание строго пропорционально и соразмерно. Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. в конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.

Южный (Ильинский) храм

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкессии, единственными исследованиями, эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена святому пророку – Ильи. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.

Фотогалерея Архыза

v-puty.com

Византийский шедевр, который нельзя пропустить в Стамбуле

Когда меня спросили, что из посещенного за 5 дней в Стамбуле я запомнил больше всего, я без раздумий назвал это место - Церковь Хора.Да, она в стороне от всех главных достопримечательностей древнего города, да, о ней не пишут во всех путеводителях и ее изображений почти не найти на магнитах.Но просто невероятная красота мозаик (которые многие специалисты сравнивают с мозаиками Ая-София), удивительная история церкви, ее судьбы, и того каким образом мозаики удалось сохранить от варварского уничтожения, просто обязывает включить Церковь Хора в список мест настоятельно рекомендуемых к посещению в Стамбуле.Сама церковь - настоящий шедевр византийской архитектуры, а мозаики и фрески, которым более 700 лет, создавались в эпоху экономического и социального упадка империи, пережили разграбление Константинополя, огромное количество войн и землетрясений и были обнаружены совершенно случайно ... их нашли под слоем штукатурки, которой османы замазали все росписи, переделывая церковь в мечеть...

Istanbul

2. Сегодня на воротах можно увидеть надпись "Музей Карийе", храм, несколько раз менявший свое предназначение, с недавних пор обрел свой новый статус.А начиналось все с монастыря Хора, который был построен в этом месте еще при Юстиниане. В 11 веке вместо него построили Храм Христа Спасителя, который довольно быстро был разрушен землетрясением. Церковь несколько раз восстанавливали, она снова разрушалась, и ее снова восстанавливали, пока в 14 веке церковь основательно не отремонтировали. Именно тогда была выделена довольно приличная сумма денег, на которую императорский советник Феодор Метохит приказал, помимо непосредственно серьезного ремонта, покрыть стены и своды храма чудесными мозаиками.Но храм был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, и на него пришелся мощный удар турецкого воинства во время захвата Константинополя в 1453 году. Удивительно, как во время невероятного трехдневного разграбления павшей столицы Византийской империи, в изобилии сохранились мозаики, созданные в 1316-21 годах, ведь христианские храмы разграблялись и уничтожались с особым пристрастием. Но их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Часто возникает вопрос "Почему некоторые уцелевшие в церквях мозаики были не сбиты, почему их замазали штукатуркой?" Скорее всего, дело в банальной человеческой лени, и для турок это было самое простое и наименее трудоемкое решение, которое оказалось спасительным для мозаик и фресок – их словно законсервировали.Церковь Хора

3. После захвата османами Константинополя церковь переделали в мечеть Карийе, которая долгое время служила храмом для мусульман.Но однажды ей понадобился ремонт. Каково же было удивление реставраторов, когда они совершенно случайно, сковырнув старую штукатурку, увидели открывшиеся древние изображения...Ремонтные работы приостановили и за свою работу взялись ученые и реставраторы. Слои штукатурки аккуратно сняли, обнажив в прямом смысле остатки последнего взлета византийской культуры, шедевральные мозаики и фрески.С 1948 года бывшая церковь Хора и мечеть Карийе стала музеем. Посетитель не успевает войти в двери, как его голова задирается вверх.Увиденное в прямом смысле слова поражает.Церковь Хора

4. Стены храма-музея покрыты мраморными плитами, здесь изображения не сохранились. Все самое невероятное наверху - на куполах и нартексах.Фрески и мозаики Церкви Хора повествуют о земной жизни Иисуса Христа, присутствуют библейские персонажи и сюжеты. Исследования показали, что стены расписывались в разное время. Тем не менее, существует общий стиль.Церковь Хора

5. Эпизод "Введение Богородицы во храм"Церковь Хора

6. "Рождество". Эта мозаика на внешнем нартексе.Церковь Хора

7. Эпизод "Умножение хлебов"Церковь Хора

8. Рядом эпизод "Брак в Кане Галилейской. Превращение воды в вино""Церковь Хора

9. Сон Иосифа и бегство святого семейства в ЕгипетЦерковь Хора

10. Мария и Иосиф перед писцами царя Ирода.Церковь Хора

11. На куполах, в их центре, изображения святых. Богоматерь на северном куполе.Церковь Хора

12. История детства МарииЦерковь Хора

13. Первые семь шагов МарииЦерковь Хора

14.Обручение Марии Иосифу. Из 12 посохов, над которыми молилась Мария, зацвел посох именно Иосифа, что было знаком при выборе мужа.Церковь Хора

15. Христос Пантократор и БогородицаЦерковь Хора

16.Женщина, страдающая кровотечениями, молит Христа о помощиЦерковь Хора

17. Мольба страждущихЦерковь Хора

18. Сон ИосифаЦерковь Хора

19. В южном приделе церкви усыпальница с нишами для саркофагов. Здесь стены и купола расписаны фресками.Их состояние несколько хуже, но все же поразительная сохранность за 700 лет консервацииЦерковь Хора

20. Сцена Страшного судаЦерковь Хора

21. Ангел, свертывающий небо в свиток. Так симолизируется РайЦерковь Хора

22. Некоторые эпизоды не распознал, буду благодарен, если дополните.Церковь Хора

23. Сцены в Раю. Благоразумный разбойник в Раю и шествие праведников в РайЦерковь Хора

24. Праотец Авраам с душой праведникаЦерковь Хора

25. Архангел Гавриил держит прозрачный глобус - символ мирового пространстваЦерковь Хора

26. Сошествие в АдЦерковь Хора

27. Воскрешение Христом единственного сына вдовы из города НаинЦерковь Хора

28. Службы Святых Отцов. Святители Иоанн Златоуст и Василий ВеликийЦерковь Хора

29. Церковь Хора

30.Церковь Хора

31.Церковь Хора

Чтобы добраться до Церкви Хора, нужно в районе Султанахмет на остановке скоростного трамвая Beyazıt сесть на автобус № 38 (маршрут YUNUS EMRE MAHALLESİ – BEYAZIT ) и доехать до остановки Edirnekapı и далее пройти пешком.Музей в апреле-октябре с 9.00 до 19.00 и с 9.00 до 16.30 в ноябре-марте, кроме среды. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.Входной билет стоит 15 лир.

За очень насыщенную экскурсию и подробные рассказы об истории Стамбула снова огромное спасибо Жанне jannasaban!

Партнером моего путешествия в Стамбул выступает сервис поиска авиабилетов http://aviasales.ru

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

aquatek-filips.livejournal.com

Византийский стиль и первые русские храмыСовсем не объективные размышления о стилях в архитектуре (продолжение)

Третья часть статьи >>Четвертая часть статьи >>

Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре.

Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты.

Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма.

Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов.

План византийского храма
Киев, Софийский соборКиев, Софийский собор
Великий Новгород,Софийский соборВеликий Новгород, Софийский собор
Полоцк, Софийский соборПолоцк, Софийский собор
Владимир, Успенский соборВладимир, Успенский собор
Чернигов, Спасо-Преображенской соборЧернигов, Спасо-Преображенской собор
Овруч, ВасильевскиймонастырьОвруч, Васильевский монастырь
Владимир-Волынский,Успенский соборВладимир-Волынский, Успенский собор
Чернигов, Успенский соборЧернигов, Успенский собор
Киев, Успенский соборКиев, Успенский собор
Киев, соборМихаила АрхангелаКиев, собор Михаила Архангела
Чернигов,Борисоглебский соборЧернигов, Борисоглебский собор
Великий Новгород,Никольский соборВеликий Новгород, Никольский собор
Переславль-Залесский, cоборСпаса ПреображенияПереславль-Залесский, cобор Спаса Преображения
Спас-Нередицы, церковьСпаса ПреображенияСпас-Нередицы, церковь Спаса Преображения
Киев, Киево-Печерская лавра.Надвратная церковьТроицы ЖивоначальнойКиев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной
Киев, церковьСпаса Преображенияна БерестовеКиев, Церковь Спаса Преображения на Берестове
Великий Новгород,Георгиевский соборВеликий Новгород, Георгиевский собор
Великий Новгород,собор Рождества БогородицыВеликий Новгород, собор Рождества Богородицы
Псков, РождестваИоанна Предтечи, соборПсков, собор Рождества Иоанна Предтечи
Псков, соборСпаса ПреображенияПсков, собор Спаса Преображения
Старая Ладога,церковь ГеоргияПобедоносцаСтарая Ладога, церковь Георгия Победоносца

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

В крупных храмах к четырём центральным опорам могла добавляться дополнительная пара колонн, позволяющая увеличить размеры храма. Если дополнительные колонны ставили в восточной части, перед апсидами, то получался храм с вимой. Чаще дополнительные колонны ставили с западной стороны, увеличивая пространство перед нартексом.

Колонны разделяли храм на три нефа, центральный и два боковых. С восточной стороны нефы заканчивались полукруглыми апсидами. Поперечный неф, образующий вместе с центральным нефом крест, называется трансепт. Центральный неф и трансепт были шире и выше боковых нефов. Апсида могла быть одна центральная, но чаще устраивали три апсиды.

Крылья креста перекрывали цилиндрическим сводом, который выходил на фасады в форме полукруглой закомары. Угловые ячейки (компартименты) более низкие и могли перекрываться различными типами сводов. На фасаде форма свода угловых ячеек обычно не выражена, эти части стен имеют горизонтальное завершение. В пятиглавых храмах в угловых ячейках ставили малые световые барабаны. Полукруглые апсиды перекрывались конхой (полукуполом).

К западной части храма добавлялся нартекс, отделённый от основного помещения стеной с проёмами. Над нартексом делали хоры, в виде второго яруса, открытого в пространство храма, в больших храмах они могли продолжаться и в боковые нефы. На хоры попадали по лестнице, которую в небольших храмах делали в стене, а в крупных пристраивали в виде башни.

Обычно византийский храм одноглавый, реже пятиглавый. Иногда в одноглавых храмах ставили две дополнительные главы для освещения хоров. Покрытие глав храма имеет простейшую посводную форму, то есть покрытие укладывается непосредственно на кирпичную поверхность купола. Покрытие глав делали из черепицы или применяли свинцовые листы. На всех главах устанавливался греческий равноконечный крест.

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), который называется плинфой. В Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась цемянка - известковый раствор с добавлением керамической крошки. Стены храма приобретали декоративный полосатый вид.

Византийские храмы имели характерную форму окна - два или три арочных проема, объединенных общей аркой.

Такова в общих чертах структура византийского крестово-купольного храма. Это была вполне законченная конструктивно-художественная система.

Именно её и получила Русь после крещения. Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Новая религия потребовала быстрого строительства храмов и поэтому первые церкви были построены из дерева, практически сразу после принятия христианства. В "Повести временных лет" сказано, что после крещения киевлян в Днепре, Владимир "повелъ рубити церькви и поставляти по мъстомъ, идеже стояше кумиры.". Греки вряд ли могли научить русских строить из дерева, но проблем с постройкой рубленых церквей не возникло. Как выглядели эти церкви сказать трудно, но характерной их чертой являлось многоглавие, которое позже было перенесено и на каменные церкви.

Первая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Первоначально это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.

Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых соборов Руси именно размер храма имел огромное значение. Поэтому, взяв за основу схему крестово-купольного храма, его центральный объем в русских соборах обстраивается с трех сторон дополнитель¬ными галереями. Так произошло и с Десятинной церковью. Это схема уже не имела прямых аналогов в архитектуре Византии.

В киевской Софии 1037 года , ради увеличения внутреннего пространства, к византийской трёхнефной части было добавлено ещё два нефа, а уже эта пятинефная пятиапсидная часть с трёх сторон была окружена галереями. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры. Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы двенадцать малых световых глав. Дополнительные нефы и галереи ступенчато повышались к центру, создавая пирамидальный силуэт храма, подчеркнутый многоглавием, так же повышавшимся к центральной главе.

В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки. В соборе цилиндрические своды чередуются с двускатными перекрытиями, которые выступают на фасаде в виде треугольных фронтончиков. Крайние нефы, в которых на втором ярусе были устроены хоры, перекрыты половиной цилиндрического свода, на восточном и западном фасадах они образуют полузакомары. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав.

От семиглавой полоцкой Софии (1066) практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной стороны. Сейчас собор полностью перестроен в стиле "виленского барокко". Первоначально полоцкая София была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии

Все три пятинефных Софийских собора построены в византийской традиции крестово-купольного храма. Однако, в устройстве дополнительных нефов, видно желание русских князей повторить в своих храмах великолепие столичных императорских соборов, в первую очередь константинопольской Софии. Позднее пятинефные соборы на Руси уже не строили. Облик пятинефного храма приобрёл в 1189 году владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом "Большое Гнездо" из трёхнефного собора Андрея Боголюбского 1160 года.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года. Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове. Крупная центральная закомара, завершающая ветви креста, по византийской традиции подчёркивается горизонтальным завершением боковых нефов. Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн. С восточной стороны перед апсидами добавлена пара столпов, образующая виму и позволившая сделать больше центральную часть храма. В западной части размещается нартекс. С севера к храму была пристроена круглая лестничная башня, ведущая на хоры, устроенные над нартексом и в боковых нефах. Важной особенностью Спасо-Преображенского собора было то, что хоры в боковых нефах доходили до подкупольного пространства, от которого отделялись тремя арочными проёмами. На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня. У собора пять световых глав со сферическими куполами. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.

Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К сожалению, церковь была окончательно уничтожена во время войны. Сейчас она воссоздана в пышных формах украинского барокко с позднейшими пристройками и совсем не напоминает древнюю церковь.

В первоначальном четырёхстолпном одноглавом храме с нартексом, на фасаде появляются лопатки, соответствующие столпам храма, а все прясла (участки стен между лопатками) завершаются закомарами, образуя на фасадах непрерывную волнистую линию. Такое решение фасада уже очень сильно отличалось от византийских образцов.

По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила Архангела Михайловского монастыря. В этом соборе впервые была позолочена глава, за что собор получил наименование "Златоверхий". Собор неоднократно перестраивался, а в 1930-е годы был взорван. Сейчас он воссоздан, но не в первоначальных формах, а в позднейшем стиле украинского барокко. Возможно, такое решение связано с тем, что сегодня собор принадлежит неканонической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Фасады Великой Успенской церкви с позакомарным покрытием, в дальнейшем стали традиционными для русских храмов. В этом стиле построены Борисоглебский собор в Чернигове (1123), Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде (1136), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152), церковь Спаса на Нередице (1197) и многие другие русские храмы.

К храмам построенным в византийском стиле относится Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (1119) который хотя и был значительно перестроен в 17 веке, но сохранил характерные центральные закомары с тремя окнами. В этом же стиле была построена Васильевская церковь в Овруче (1190), с двумя лестничными башнями и Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), но их внешний вид реконструирован в 19 веке в предполагаемых формах.

Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане. У церкви нет нартекса и хоров. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены. Каждый фасад разделялся плоскими лопатками на три прясла, центральное несколько шире боковых. Все прясла завершались полукруглыми закомарами. Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. В дальнейшем именно тип небольшого четырёхстолпного храма стал самым распространённым на Руси.

Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. Они имели трёхлопастное завершение фасада. В этот период такое завершение не получило распространения, но в дальнейшем стало характерным для новгородской архитектуры. От древнего храма сохранился почти на полную высоту только нартекс с крещальней и лестничной башней, остальное было полностью утрачено.

Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119). В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом. Однако мастер Пётр, построивший собор, добавил к основному объёму квадратную лестничную башню. Это было бы вполне традиционным решением, но Пётр поставил её как продолжение западного фасада и в одном уровне с центральным объёмом храма. За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. Над башней мастер добавил вторую главу, а чтобы уравновесить общую композицию сделал третью главу над хорами. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор.

По похожей схеме и, возможно, тем же мастером построен трёхглавый собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1117), но в нём лестничная башня круглой формы резко выделена из основного объёма храма. В этом храме западные столпы наоса сделаны не крещатыми, а восьмигранными.

Три главы имеет собор Ивановского монастыря в Пскове, в нём две дополнительные главы, как и в византийских храмах, симметрично поставлены над хорами.

Возведение большого количества каменных храмов было бы невозможно без наличия собственный строительной школы. Поэтому, хотя первые храмы строились греками, довольно быстро появились свои, русские мастера. Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Его строили приглашённые греческие мастера и поэтому он повторяет наиболее ранний вариант византийских крестово-купольных храмов. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами. Угловые ячейки и боковые апсиды первоначально имели пониженную высоту, выделяя форму центрального креста. Такие храмы на Руси не строили и русские мастера практически сразу подняли высоту угловых частей собора. От греческого храма сохранились пониженные апсиды и арки на боковых фасадах, соответствующие первоначальной высоте угловых ячеек.

Подобную архаичную структуру имела и церковь Георгия в Старой Ладоге (1165), но её строительство было прервано и достраивалась она уже в виде традиционного храма с позакомарным покрытием.

Первые древнерусские храмы имели скромный декор в виде уступчатых нишек и простых кирпичных фризов, киевские храмы за счёт применения скрытых рядов кладки получали декоративные полосатые стены. Новгородские и псковские храмы были ещё более сдержанные. В противовес скромной отделке фасадов, интерьеры храмов богато украшались мозаиками и фресками, имеющими не только художественный, но и глубокий символический смысл.

К сожалению, храмов этого периода сохранилось очень мало, а те, что сохранились, были неоднократно перестроены. Но даже на их примере видно, насколько разнообразными были первые древнерусские храмы. Вместо простого копирования византийских образцов, на Руси происходило активное освоение возможностей новой архитектуры.

В заключение хочется сказать следующее:

В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант. К этому времени опыт создания огромных купольных базилик, по подобию константинопольской Софии, был, скорее всего, утрачен. Поэтому передать эти знания на Русь, греки уже не могли. В результате все первые русские каменные храмы по своему типу являются крестово-купольными. Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя "на небесах". Не зря, первые великокняжеские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке носят имя Святой Софии Премудрости Божией.

Получив самую совершенную в христианстве византийскую художественную систему, Русь практически сразу начала её творчески переосмысливать. Это косвенно говорит о наличии развитой дохристианской архитектурно-художественной традиции. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Но его пластическое решение, оставаясь в рамках византийской художественной традиции, практически сразу приобретает черты национального своеобразия. Поэтому, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов.

Ещё нет единого стиля, он только формируется. В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут. Многоглавие, живописная пирамидальность общей композиции, появление на фасадах закомар, завершающих все прясла, а не только крылья креста, трёхлопастные завершения, это уже черты русской архитектуры. Характерной особенностью первых великокняжеских соборов стали обширные хоры, присущие не византийским крестово-купольным храмам, а императорским купольным базиликам. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам.

Византийские храмы этого времени имеют скорее горизонтальную композицию. Это подчёркивается полосатой кладкой и горизонтальным завершением боковых прясел. Древнерусские храмы практически сразу устремляются вверх. Где-то это выражено в большей мере, где-то в меньшей, но эта вертикальная устремлённость является, на мой взгляд, главным отличием древнерусских храмов от их византийских образцов.

Все эти черты, возникшие в первых храмах Киевской Руси, получат своё дальнейшее развитие в древнерусской архитектуре отдельных земель. Но об этом позже...

sobory.ru

Византийский храм на Сентинской горе

На Кавказе находятся самые древние на территории России храмы. Построены они в раннем Средневековье, в период VI-XIII столетий, расположены в горах, труднодоступны и малоизвестны. Наиболее активно строительство храмов велось в X–XII веках. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи, под влиянием которой в те времена и находился этот регион.  Сентинский храм, о котором пойдёт речь, является одним из пяти самых древних храмов Х века на территории Российской Федерации. Он был построен ещё во времена Аланского  государства, что располагалось на этих землях.

Путь к храму начинается у подножия Тебердинского ущелья, возле аула Нижняя Теберда и ведёт высоко-высоко в горы.

С одной стороны тропу ограждают скалистые горы, с другой крутое ущелье.

Сентинский храм расположен на высоком утёсе массива Бурун-Сырт над аулом Нижняя Теберда (бывшее поселение Сынты, в русской транскрипции Сенты - отсюда одноимённое название храма). Нижняя Теберда раскинулась  на правом берегу реки Теберды.Вид на Нижнюю Теберду с горного утёса.

Время постройки храма до недавнего времени было объектом дискуссий.  Большинство ученых сходились во мнении, что храм построен в период расцвета Аланского царства и датируется рубежом Х-XI веков, т.е когда аланы освободились от хазарской зависимости и образовали независимое государство. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись на греческом языке, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 года.Продолжаем свой долгий и "опасный" путь сквозь горные породы и крутые обрывы.

Благо тропа широченная и чтобы упасть с неё не может быть и речи. Но при взгляде вниз дух захватывает однозначно!

Вид на долину реки Теберды.

А вот завиднелся наш конечный пункт - Сентинский храм.

Место для строительства храма было выбрано не случайно. Вспомним, что по ущелью Теберды шло одно из ответвлений Великого шёлкового пути, которое вело из степей Предкавказья к восточному побережью Черного моря. Устанавливая христианский храм на высоком скальном выступе, аланы, а через них и византийцы, сооружали своеобразный опорный пункт - проводник своих экономических и политических интересов.

В IX-XI столетиях в Алании (нынешняя территория Карачаево-Черкесси входила в раннефеодальное Аланское государство) велось широкое строительство каменных храмов. До наших дней из памятников культуры аланов сохранились гробницы и подземные склепы, городища и христианские храмы X-XI веков византийского типа. В то время Аланское государство находилось под влиянием  Византии. Способом  политического влияния Византии на эти земли были:  укрепление позиций христианства и ассимиляция культуры аборигенов в византийскую культуру. Задачи эти решались влиянием Святого Византийского престола и империи на умы местного населения через христианские приходы Аланской епархии.

Науке известно, что в 920 году состоялось массовое крещение ЗИХОВ и в этом же году состоялось массовое крещение АЛАН (то есть, на 68 лет раньше, чем крещение славян Киевской Руси).  К этому времени Восточная Римская империя – Византия со столицей в городе Константинополе  контролировала огромные территории в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Закавказье и т.д.. Государственной религией в Византийской империи было христианство. Оно же было воспринято и большинством населения обширных и богатых земель, на всей территории расселения алано-ясских племен в VI-XIII вв.

Как показали исследования ученых-археологов, Сентинская гора являлась культовым местом задолго до постройки на ней храма. Вокруг памятника, также на склоне горы обнаружены многочисленные древние погребения с предметами V-VIII столетий. Сам храм построен на месте древнего языческого святилища. Об этом свидетельствует то, что в его кладке найдены каменные блоки с петроглифическими изображениями змей и геометрических узоров.

Кладка великолепна и отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание (было специально выравнено), на котором покоится фундамент, объясняют отличную сохранность сооружения - в нем нет даже трещин.

Зайдём внутрь храма.

Наиболее подробно Сентинский храм и прилегающие территории наиболее полно изучены в 1976-1977 года. В южном притворе храма была обнаружена могила, содержавшая остатки архиерейского облачения, включая митру и золотую византийскую монету эпохи императоров Василия II и Константина. В гробницах около храма были обнаружены свинцовый византийский крест и медный набалдашник посоха в виде пятиконечной звезды и золоченые "дутые" бубенчики-пуговицы от одежды.

Было открыто богатое погребение в храме под его полом. В могиле, содержавшей захоронение двух человек, обнаружено несколько уникальных вещей, в том числе хрустальная шахматная фигура, золотой колт (украшение головного убора) с фигуркой птицы, фрагменты шёлковой красной ткани с золотой вышивкой из "полос чистого золота". Установлено византийское происхождение ткани XI в., известно, что красный цвет для византийцев относился к числу высших цветов. Золотой колт также византийской работы XI в.. Судя по этим археологическим реалиям, статус погребенных в южном рукаве храма был очень высоким.Пожалуй, одна из главных достопримечательностей Сентинского храма - его фрески, покрывавшие весь интерьер. Сейчас от них сохранились незначительные фрагменты, к тому же сильно покрытые "автографами" современных посетителей.

Известно, что в 1897 году в трёх верстах от храма был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову - сестру милосердия в русско-турецкой войне. Благодаря устройству женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и заново освящен.

Рядом с храмом находится древний каменный мавзолей - "костница".

Это уникальное по архитектуре строение, подобного которому больше нет нигде на Кавказе. Т.к. по местным традициям строились полуподземные и надземные гробницы и склепы, нежели одноэтажные домики с двухскатной крышей. Мавзолей был построен для успокоения представителей местной социальной элиты - светской или духовной. Найденные в нем обрывки парчи, ткани сложно-узорчатой на шёлковой основе и содержащей нити из золота и серебра, подтверждают сказанное: золото-узорная парча производилась византийскими ткачами и была очень дорогой.

Вообще это место было обширным христианским могильником из каменных гробниц и склепов, не только окружавших храм, но и занявших склоны Сентинской горы.Погода совсем портится и мы вынуждены закончить наше исследование этого древнейшего храма...

...и возвращаться для новых путешествий по Тебердинскому заповеднику Карачаево-Черкесской Республики.

deni-spiri.livejournal.com

ВИЗАНТИЯ В КАРТИНКАХ

Цитата записи vladimirdar Айя-София - Собор Святой Софии в Стамбуле – внутренние пространства. Первый уровень. Часть 2.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать – внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами – это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще – здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам – Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии – первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.

( Read more...Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть перваяЧасть третья

theofilakt.livejournal.com

Византийская архитектура

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи. Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

ранневизантийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии. Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.). Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок. Характерные черты Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией. Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы. С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах. Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки. Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми. Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

План и разрез классического трехнефного крестово-купольного храма. Аксонометрия.Типы сооружений Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане. В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов. Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви. В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами. К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой. С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование последующей архитектуры. Но византийские заимствования подверглись глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия

Похожие статьи:

poznayka.org