Зелёный мост (Вильнюс). Зеленый мост вильнюс


Зелёный мост (Вильнюс)

Координаты: 54°41′29″ с ш 25°16′48″ в д / 5469139° с ш 2528000° в д / 5469139; 2528000 G O ЯКоординаты: 54°41′29″ с ш 25°16′48″ в д / 5469139° с ш 2528000° в д / 5469139; 2528000 G O Я Официальное название Область применения Пересекает Место расположения Конструкция Тип конструкции Общая длина Ширина моста Эксплуатация Открытие Полезные ссылки

Зелёный мост лит Žaliasis tiltas — один из важнейших мостов в Вильнюсе через реку Вилию Нерис; соединяет улицу Вильняус Vilniaus gatvė; в советское время улица Л Гирос с улицей Калварию Kalvarijų gatvė; в советское время улица Дзержинского

Сооружённый в этом месте мост неоднократно разрушался и заново отстраивался Нынешний мост был построен после Второй мировой войны и стал одним из первых и самых важных мостов города, восстановленных после войны

Содержание

  • 1 История
  • 2 Мост Черняховского
  • 3 Зелёный мост со скульптурами
  • 4 В нумизматике
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Историяправить

Зелёный мост на акварели Юзефа Пешки

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, в уже в конце XIV века

Зелёный мост в 1870-х гг

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил воеводе виленскому и канцлеру великому литовскому Альберту Гоштовту Альбрехту Гаштольду построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён В 1536 году Сигизмунд Старый привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир Укмярге и взимание платы за проезд, в возмещение расходов по возведению, выдал виленского городничему Ульриху Гозиусу Сооружение моста было завершено его сыном Мост был деревянным на каменных опорах, на его концах стояли каменные ворота с жилищем на втором этаже для стражников и мытников Мост был крытым; у его концов были построены торговые лавки За переезд по мосту взималась значительная плата В 1545 году мост был передан в ведение виленского магистрата В начале XVII века мост, по описанию Алессандро Гваньини, был каменным и сверху крытым После пожара 1655 года мост долго не отстраивали

Зелёный мост в начале XX века

Новый мост был построен только в 1674 году Построенный Фиком по проекту архитектора полковника Джамбаттиста Фредиани мост был деревянным, с арками При весенних паводках ему наносился ущерб, отчего мост приходилось часто чинить В 17592 или 1766 году34 мост был выкрашен в зелёный цвет; с тех пор он носил своё название Для охраны моста по его концам были построены каменные ворота

В 1789 году проект нового моста разработал Лауринас Гуцявичюс Однако к постройке был принят проект Маураха Работами руководил Мартин Кнакфус Новый мост сгорел в 1791 году и был восстановлен только около 1805 года Восстановленный мост изображён на акварели Юзефа Пешки 1808 При нашествии Наполеона в 1812 году мост был сожжён отступающими русскими частями Его отстроили в 1827—1829 годах позднее реставрировался в 1848 году; в отсутствие моста переправа осуществлялась посредством парома

Мост на почтовой открытке начала XX века

Восстановленный мост был четырехпролетным деревянным арочным на каменных опорах Для защиты промужуточных опор от ледохода были устроены деревянные ледорезы За время эксплуатации моста было произведено несколько ремонтов без изменения конструкции

В 1893—1894 годах56 в некоторых источниках ошибочно указывается 1896 год7 по проекту и под наблюдением профессора Н А Белелюбского мост был перестроен Мост стал однопролетным с пролетным строением в виде металлической фермы двухраскосного типа с ездой понизу длиной 85 метров5 По традиции он был выкрашен в зелёный цвет

Журнал «Неделя строителя» в 1894 году писал, что «общий вид моста производит весьма благоприятное впечатление»8

Мост был взорван отступавшими немцами в 1944 году

Мост Черняховскогоправить

Современный мост сооружён по проекту ленинградского института «Проектстальконструкция»1 в 1948—1952 годах силами советских военно-инженерных войск Прибалтийского военного округа и получил имя генерала И Д Черняховского Мост однопролётный балочный с криволинейным очертанием нижнего пояса Длина моста составляет 102,9 м, ширина — 24 м, высота над уровнем воды — 15 м1 Устои моста облицованы гранитом На устоях моста устроены гранитные спуски к воде Перила моста чугунные, художественного литья

Архитектурно-декоративную часть проекта разрабатывал авторский коллектив в составе архитектора Виктора Аникина, конструктора Э Попова, скульпторов Бронюса Пундзюса, Юозаса Микенаса, Пятраса Вайвады, Наполеонаса Пятрулиса, Бернардаса Бучаса, Юозаса Кедайниса, Бронюса Вишняускаса

Мост был украшен четырьмя скульптурными группами, установленными в 1952 году на гранитных постаментах, сооружённых в 1950 году архитектор Виктор Аникин, по углам моста:

  • «Учащаяся молодёжь» лит Mokslo jaunimas, скульпторы Ю Микенас и Ю Кедайнис, изображающая студента и студентку с книгами, в северо-западном углу моста
  • «На страже мира» лит Taikos sargyboje, скульптор Б Пундзюс, два солдата со знаменем, в северо-восточном углу моста
  • «Сельское хозяйство» лит Žemės ūkis, скульпторы П Вайвада и Б Бучас, механизатор и девушка-земледелец, в юго-западном углу моста
  • «Строительство и промышленность» лит Pramonė ir statyba, скульпторы Н Пятрулис и Б Вишняускас, шахтёр и строитель, в юго-восточном углу моста

Скульптуры были отлиты из чугуна на ленинградском заводе художественного литья «Монумент» вероятно, имеется в виду ленинградский завод «Монументскульптура» Высота скульптурной группы «На страже мира» вместе с постаментом — 4 метра, остальных скульптурных групп — 3,2 метра Мост имел статус памятника истории местного значения с кодом IV 1144, скульптуры — статус памятника искусства местного значения с кодом DV 509

Во время ремонта покрытия моста в 1975 году сооружены металлические барьерные ограждения, отделяющие проезжую часть от тротуара, в 1978 году перекрашены металлические конструкции, в 1980 году специалисты кафедры металлических конструкций Вильнюсского инженерно-строительного института провели инженерные исследования, испытания статическими и динамическими нагрузками9

Зелёный мост со скульптурамиправить

В начале 1990-х годов власти переименовали мост Черняховского в Зелёный мост, и 28 января 1993 года он был внесён в регистр культурных ценностей Литвы10 31 декабря 1997 года мост был зарегистрирован в регистре недвижимых культурных ценностей Литовской Республики как «Зелёный мост со скульптурами» лит Žaliasis tiltas su skulptūromis под кодом G148K, при этом сам мост имел код G148K1, скульптурная группа «Строительство и промышленность» — G148K2, «Сельское хозяйство» — G148K3, «На страже мира» — G148K4, «Учащаяся молодёжь» — G148K511 29 апреля 2005 года «Зелёный мост со скульптурами» признан культурной ценностью, охраняемой государством12, в том же году сменились коды, они стали равны, соответственно, 8048 весь комплекс, 16900 мост и 23573—23576 скульптурные группы10

18 сентября 1999 года 47-летний литовский лётчик Юргис Кайрис чемпион СССР, Литвы, Европы и мира в отдельных видах высшего пилотажа на своём спортивном самолёте Су-26 пролетел под этим и девятью другими мостами в том числе и под Жверинским мостом с высотой пролёта всего 6 м, причём подряд, завершив свою программу пилотажа «мертвой петлей» Мосты и сам пилот были застрахованы на сумму в 2,5 млн долл За этот полёт Кайрис получил в подарок от спонсоров «Фольксваген»источник не указан 463 дня

В 2006 году был произведен ещё один ремонт моста — заменены гидроизоляция, покрытие проезжей части и тротуаров, коммуникации и освещение1

После провозглашения независимости Литвы появились предложения о демонтаже скульптур, однако общественность и интеллигенция выступали против этого решения13 Осенью 2009 года планировалось произвести реставрацию скульптурных групп моста, состояние которых было признано неудовлетворительным По оценкам специалистов требовалось около 40 тыс лит В октябре 2009 муниципалитет Вильнюса объявил, что не в состоянии выделить средства на проведение ремонта14

Одним из сторонников сохранения скульптур на мосту был мэр Вильнюса Артурас Зуокас, однако в начале 2015 года он проиграл на очередных выборах мэра, и сменившимися городскими властями в июле 2015 года было принято решение скульптуры с моста демонтировать15 Скульптуры были демонтированы 20 июля16 При этом отмечалось, что реставрировать и возвращать их на мост не планируется1718

По состоянию на 29 июля 2015 года мост зарегистрирован в регистре культурных ценностей Департамента культурного наследия при министерстве культуры Литвы как «Зелёный мост со скульптурами» со статусом «охраняется государством» лит valstybės saugomas10

  • Вид с южного берега

  • Вид с северной набережной

  • «Строительство и промышленность» во время пребывания на мосту

  • «На страже мира» во время пребывания на мосту

  • «Учащаяся молодёжь» во время пребывания на мосту

  • «Сельское хозяйство» во время пребывания на мосту

Монета Банка России 2016 года

В нумизматикеправить

1 августа 2016 года Центральным банком России была выпущена пятирублёвая монета из серии «Города—столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков», посвящённая Вильнюсу, на реверсе которой изображена скульптурная группа «На страже мира» на Зелёном мосту в Вильнюсе Количество экземпляров — два миллиона19

Примечанияправить

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Прошлое и настоящее мостов через Нерис
  2. ↑ Drėma, Vladas Dingęs Vilnius — Vilnius: Vaga, 1991 — С 376 — 388 с — 15 000 экз — ISBN 5-415-00366-5 лит
  3. ↑ Kirkoras, Adomas Honoris Pasivaikščiojimai po Vilnių ir jo apylinkės = Przechadzki po Wilnie i jego okolicach / vertė Kazys Uscila — Vilnius: Mintis, 1991 — С 108 — 280 с — 20 000 экз — ISBN 5-417-00514-2 лит
  4. ↑ Мацейка Ю, Гудинас П Вильнюс Путеводитель по городу / Перевод с литовского Д Гельпернаса — Вильнюс: Государственное издательство политической и научной литературы Литовской ССР, 1962 — С 95—97 — 392 с — 15 000 экз
  5. ↑ 1 2 Пунин А Л Архитектура отечественных мостов — Стройиздат Ленинградское отделение, 1982 — С 62 — 152 с
  6. ↑ Venclova, Tomas Wilno Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka — R Paknio leidykla, 2006 — С 194 — 216 с — ISBN 9986-830-47-8 польск
  7. ↑ Maceika J, Gudynas P Vadovas po Vilnių — Vilnius: Politinės ir mokslinės literatūros leidykla, 1960 — С 240 — 388 с — 15 000 экз
  8. ↑ Пунин А Л Архитектура отечественных мостов — Стройиздат Ленинградское отделение, 1982 — С 72 — 152 с
  9. ↑ 1 2 65 I Černiachovskio tiltas // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988 — Т 1 — С 126-127 — 592 с — 25 000 экз лит
  10. ↑ 1 2 3 Kultūros vertybių registras «Žaliasis tiltas su skulptūromis» Kultūros paveldo departamentas prie kultūros ministerijos Проверено 29 июля 2015 Архивировано из первоисточника 29 июля 2015
  11. ↑ Kultūros ministerijos kultūros vertybių apsaugos departamento direktorės 1997 m gruodžio 31 d įsakymas Nr 380 «Dėl objektų įrašymo į registrą», текст
  12. ↑ Lietuvos Respublikos kultūros ministro 2005 m balandžio 29 d įsakymas Nr ĮV-190 «Dėl nekilnojamųjų kultūros vertybių pripažinimo saugomomis», текст
  13. ↑ Rudenį bus atnaujinamos Žaliojo tilto skulptūros  лит
  14. ↑ Žaliojo tilto skulptūrų neremontuos  лит
  15. ↑ На Зеленом мосту в Вильнюсе готовятся к сносу советских скульптур
  16. ↑ В Вильнюсе спорят о судьбе скульптур советской эпохи на Зеленом мосту // 20 июля 2015
  17. ↑ В Вильнюсе демонтировали советские скульптуры на Зеленом мосту // newsrucom, 20 июля 2015
  18. ↑ Показали место, где будут стоять скульптуры с Зеленого моста // 21 июля 2015
  19. ↑ Вильнюс 13071944 г Центральный банк России

Литератураправить

  • Мацейка Ю, Гудинас П Вильнюс Путеводитель по городу / Перевод с литовского Д Гельпернаса — Вильнюс: Государственное издательство политической и научной литературы Литовской ССР, 1962 — С 95—97 — 392 с — 15 000 экз
  • Drėma, Vladas Dingęs Vilnius — Vilnius: Vaga, 1991 — С 376 — 388 с — 15 000 экз — ISBN 5-415-00366-5 лит
  • Vilnius 1900—2005 Naujosios architektūros gidas A guide to modern architecture / redaktoriai Darius Osteika, Jūratė Tutlytė — Vilnius: Architektūros fondas, 2005 — С G 2 — ISBN 9955-9812-0-2
  • Venclova, Tomas Wilno Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka — R Paknio leidykla, 2006 — С 194 — 216 с — ISBN 9986-830-47-8 польск

Ссылкиправить

  • Газета The New York Times заинтересовалась скульптурами на Зеленом мосту в Вильнюсе // «15min», 13 ноября 2013
  • Литва на пороге рая Охранники врат уже уничтожены // 2082015

Зелёный мост (Вильнюс) Информация о

Зелёный мост (Вильнюс) Комментарии

Зелёный мост (Вильнюс)Зелёный мост (Вильнюс) Зелёный мост (Вильнюс) Просмотр темы.

Зелёный мост (Вильнюс) что, Зелёный мост (Вильнюс) кто, Зелёный мост (Вильнюс) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Žaliasis tiltas

автомобильный и пешеходный

Нерис

Вильнюс

однопролетный

102,9 м1

24 м1

1952 современный

на Картах Google

Зелёный мост на Викискладе

www.turkaramamotoru.com

Зеленый мост в Вильнюсе. - AtlasMap.ru

Зеленый мост в Вильнюсе.

Мост через Вилию, по всей вероятности, деревянный существовал с незапамятных времён. Стоял он ближе к замку, несколько ниже места впадения Вильни в Вилию (перед зданием библиотеки Академии наук). Одна из улиц, ведущих к мосту, в древнейших документах носит название Мостовой (Тилто). Кроме того, в актах капитульного архива начала XVIII века упоминается о старинной литовской дороге, которая вела из замка к улице и мосту через Вилию, ”стародавнему, бывшему во время оно, при великих князьях”.

Статья: Зеленый мост в Вильнюсе.

Сайт: Виртуальная Европа

Зелёный мост и его окрестности

В панораму Вильнюса, пересекаемую Вилией (Нярис) и Вильней (Вилейкой), накрепко вросся самый старый в городе Зелёный мост, соединяющий улицы Вильняус и Калварию. Велико значение моста в жизни столицы. Это доказало и прошлое, когда его разрушали войны, пожары и половодья, и настоящее, когда проводятся его реконструкции или ремонт. Мост через Вилию, по всей вероятности, деревянный существовал с незапамятных времён. Стоял он ближе к замку, несколько ниже места впадения Вильни в Вилию (перед зданием библиотеки Академии наук). Одна из улиц, ведущих к мосту, в древнейших документах носит название Мостовой (Тилто). Кроме того, в актах капитульного архива начала XVIII века упоминается о старинной литовской дороге, которая вела из замка к улице и мосту через Вилию, ”стародавнему, бывшему во время оно, при великих князьях”.Нынешний мост первоначально был известен под названием ”Мурованного”, ”Великого” или ”Виленского” и только с середины XVIII века ”Зелёного” (от цвета его окраски). Важное поручениеВ 1529 году Жигимантас Старый поручил виленскому воеводе Альбрехту Гоштаутасу выстроить новый прочный мост через Вилию. Он обратил внимание на те неудобства, громадные потери и расходы, которые несли и виленцы, и прибывающие в город при отсутствии постоянного моста, а главное, на то, что перевозы на паромах были небезопасны и затруднительны. Поскольку А. Гоштаутас медлил с постройкой, она была передана виленскому городничему Ульриху Гозию, который в 1636 году, в год своей кончины, успел завершить строительство моста на том месте, где он находится и поныне.В вознаграждение понесенных на строительство расходов разрешалось взимать известную плату как за проход, так и за переезд через мост. По утверждённой великим князем таксе от одноконной подводы с сеном, дровами или хлебом платили по одному олову или денару. Ту же плату вносили от штуки рогатого скота, если его гнали на торг, от одноконного воза с товаром платили 3 денара, от пароконного – 5, а от воза кирпича – по 20 грошей. Одна часть дохода шла на содержание госпиталя Святой Троицы при Доминиканском костёле, другая - на содержание и ремонт моста. Чтобы эти сборы не уменьшались, новых мостов строить не позволялось. Закрывались и все перевозы на паромах между селами Вяркяй и Паняряй. Виновные в нарушении распоряжений подвергались конфискации имущества. Шляхта и духовенство не платили ”мостового”. Покойных на еврейское кладбище за Вилией разрешалось перевозить на лодках.Рост городаС устройством удобного сообщения заречных районов с центром города он стал быстро заселяться. Шнипишки, Заречье (Ужупис) с XVI века становятся нераздельной частью города. Нет точных данных, когда Шнипишками стала называться местность за Зелёным мостом по левой его стороне. Историк Нарбутас передаёт, что ещё при Витаутасе Великом там жил богатый купец Снипис – от него якобы и осталось это название. В актах Виленской комиссии впервые название ”Снипишки” встречается в конце XVI века. Часть Шнипишкяй с 1593 года принадлежала канцлеру Ляонасу Сапеге и называлась ”Селко Шнипишки”. Из указанных документов следует, что Шнипишки в давнее время имели множество кирпичных и черепичных цехов и фабрик, а также хорошо развитое гончарное производство – местность была богата гипсовыми залежами, и известковый камень добывался в больших количествах. Благодаря этому город стал расширяться и обустраиваться каменными зданиями. В Шнипишках Сапеги, Воловичи и Жеромские имели дворцы и фольварки. Направо от Зелёного моста по берегу Вилии с восточной стороны Шнипишкяй расположилось предместье Рыбаки, население которого было преимущественно рыбопромышленниками. В 1652 году во избежание оплаты мостовой пошлины они устроили новую дорогу через свой посёлок, причём соединили ее с главной улицей и другими просёлочными дорогами, ведущими к мосту. Жители селений стали направляться в город не только сухопутным, но и новым водным путём – через Вилию. Таким образом рыбаки открыли для себя новый способ промысла и заработка. Водный путь стоил дешевле, чем проезд через Зелёный мост. В XVI столетии Шнипишкяй и Рыбаки представляли собой очень оживлённую местность. На купленных площадях городские власти построили дворец для приёма и размещения иностранных послов. Для удобства жителей столицы и их гостей с разрешения великого князя была открыта ”корчма, вольная мёдом и пивом шинковати”, весь доход от которой шёл на благоустройство города. В первой половине XVI века в Рыбаках Мартинас Палецкис построил первый в Вильнюсе стекольный завод. Здесь же находились многочисленные склады товаров, справляемых по Вилии, а также два принадлежащих замку кирпичных завода. Заречье славилось своими банями, мельницами и фабриками для производства бумаги и пороха. Первая бумажная фабрика в Вильнюсе появилась в 1522 году. Зелёный мост в прошломМост, построенный Ульрихом Гозием был деревянным на каменных устоях и имел вид пассажа; он был покрыт щепной крышей и по обеим его сторонам были устроены лавки для продажи товаров. Этажом выше размещались небольшие квартиры для досмотрщиков и таможенников. С обеих концов моста имелись ворота. В прошлом река Вилия была более многоводной, песчаные наносы на ней образовывали несколько островков. Во время весенних половодий мост не раз разрушался льдинами и плотами, поэтому в 1621 г. он был почти заново отстроен. Вскоре, в 1655 г. при наступлении русской армии он был сожжен польскими войсками. В 1674 г. мост был отстроен по проекту военного архитектора И. Фридиани. Славным для него стал 1766 год, когда после очередной реконструкции по проекту Маураха он был окрашен в зелёный цвет, и, вероятно, с той поры стал называться Зелёным. В 1791 г. мост сгорел, а в 1805 г. его отстроили заново. В его отсутствие виленцы пользовались паромом. В 1812 г. перед вступлением французской армии в Вильнюс, Зелёный мост был сожжен отступающими русскими войсками. Вступив в столицу, Наполеон приказал немедленно навести временный понтон, и лично следил за ходом работ, сидя на набережной. В 1829 г. на прежнем месте вырос новый мост, четыре арки которого были поставлены на трёх каменных устоях и предмостных укреплениях. Идея выстроить прочный металлический мост была осуществлена в 1894 г., на средства города и земства. Его конструкции были упрощены в 1901 г. инженером П. Вилейшисом. В 1944 г. немцы взорвали мост, а в 1952 г. на его месте появился новый, более легкий, украшенный четырьмя скульптурными группами. Окружение мостаВ давние времена на пригорке напротив Зелёного моста возвышалась часовня с чудотворной иконой Спасителя, воздвигнутая в 1719 г. в память жертв моровой эпидемии. Часовня была начальным пунктом Крестного хода в Калварию. По преданию на этом холме до 1655 г. стоял деревянный замок, из которого следили за въездом в город. В начале улицы Укмяргес в первой половине XVIII века иезуиты построили костёл Святого Рафаила и монастырь при нём. Костёл в стиле барокко с элементами рококо сегодня славится картинами С. Чехавичюса.На восток от моста находится древнейшее еврейское кладбище. Рядом с ним в 1902 г. была построена первая в столице электростанция. Там, где сейчас находится Дворец спорта, возвышался деревянный макет памятника Адаму Мицкевичу (проект скульптуры был подготовлен З. Пронашко из Кракова). Разрушен он был во время половодья 1931 г. Замысел почитателей поэта осуществил скульптор Гядиминас Йокубонис в 1984 г. – монумет его работы находится у костёла бернардинцев.Набережные Вилии и Вильни издавна были любимым местом отдыха и прогулок горожан. В XIX веке здесь были устроены пристани и купальни. Для этой цели их владельцы брали участки в аренду. Согласно установленным нормам купальни были трёх классов. Они строились из высококачественных материалов с душевыми, зеркалами, добротной мебелью. Купальни не должны были мешать навигации, и с окончанием летнего сезона их аккуратно разбирали до следующего. Побережья рек постоянно укрепляли вязанками прутьев и камнями. Историки считают, что Вильня по сравнению с Вилией намного раньше и более тесно влилась в жизнь Вильнюса. С самого рождения столицы она подключалась к ее обороне и развитию промыслов в городе – столетиями ее бурные воды были движущей силой для городских предприятий. Кроме того, Вильня как бы демократичнее Вилии. У ее берегов издавна ютились хижины бедняков, бани, мельницы. Имения и храмы она игриво огибала, но и та, и другая всегда были одинаково щедры на освежающую прохладу в знойные летние дни.

atlasmap.ru

Зелёный мост (Вильнюс) - Вики

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса. Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, в уже в конце XIV века.

Зелёный мост в 1870-х гг.

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил воеводе виленскому и канцлеру великому литовскому Альберту Гоштовту (Альбрехту Гаштольду) построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён. В 1536 году Сигизмунд Старый привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир (Укмярге) и взимание платы за проезд, в возмещение расх

ru.wikiredia.com

Зелёный мост (Вильнюс) Википедия

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса. Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, в уже в конце XIV века.

Зелёный мост в 1870-х гг.

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил воеводе виленскому и канцлеру великому литовскому Альберту Гоштовту (Альбрехту Гаштольду) построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён. В 1536 году Сигизмунд Старый привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир (Укмярге) и взимание платы за проезд, в возмещение расходов по возведению, выдал виленского городничему Ульриху Гозиусу. Сооружение моста было завершено его сыном. Мост был деревянным на каменных опорах, на его концах стояли каменные ворота с жилищем на втором этаже для стражников и мытников. Мост был крытым; у его концов были построены торговые лавки. За переезд по мосту взималась значительная плата. В

ruwikiorg.ru

Зеленый мост в Вильнюсе | Мосты

Вильнюс пересекают две реки Вилия (Нярис) и Вильня (Вилейка). И как важнейшая часть города, его истории и современности, заслуживает внимания один из мостов через реку Вилию, соединяющий улицу Вильняус (в советское время улица Л. Гирос) с улицей Калварию (в советское время улица Дзержинского).

Этот мост, согласно письменным источникам конца XIV века, был вначале деревянный и пережил немало разрушений и возрождений. За прошедшие века он имел несколько наименований: Мурованный, Великий, Виленский, мост Черняховского, Зеленый мост.

В 1529 году королем польским и великим князем литовским Сигизмундом Старым было поручено построить каменный мост, но этот замысел начал осуществляться только в 1536 году. Право на строительство моста и получения платы за проезд, было выдано виленскому городничему Ульриху Гозиусу.

Возведен он был деревянным на массивных опорах из камня. Как и многие средневековые мосты, он выполнял функцию не только средства связи между частями города, но и был мостом-улицей, мостом-рынком, имеющим по обеим сторонам ворота. Через мост можно было переехать, только заплатив значительную сумму. В воротах сидели сборщики, собиравшие плату за проезд, часто ссорившиеся и нередко доходившие до драки с проезжими. На мосту так же были расположены торговые лавки, покрытые щепной крышей, на втором этаже которых располагались квартиры для досмотрщиков и таможенников.

Река Вилия в прошлом была довольно полноводная, во время весенних паводков намывались песчаные наносы, лед и плоты подтачивали конструкцию моста, что привело к почти полной его замене в 1621 году. Спустя всего 34 года, во время Русско-польской войны он был сожжен польскими войсками при отступлении.

В 1674 году мост был заново отстроен полковником королевской службы, инженером Дж. Б. Фридиани. Но его конструкция была не достаточно прочной и весенний разливы наносили ему серьезный ущерб. Достопамятным для него был 1766 год, когда к постройке был принят проект Маураха, тогда же мост был окрашен в зеленый цвет, с тех пор он носит своё название Зеленый. По краям моста были установлены каменные ворота.

Во второй половине XVIII века нередко страшные пожары разоряли город, в 1791 году пожар уничтожил многие здания города и мост, который был отстроен заново только через 14 лет. Горожанам долгое время приходилось использовать для переправы паром.

Во время войны 1812 года Зелёный мост был сожжен отступающими русскими войсками перед наступлением французской армии. Армией Наполеона был возведен временный мост на понтонах. И только в 1829 г. было возведено более основательное сооружение с арками на трёх каменных укреплениях.

Более прочный металлический мост построили в 1893-1894 годах на средства города и земства. Проект принадлежал профессору Н. А. Белелюбскому. Теперь он был построен однопролетным с металлическими фермами, от прежнего вида сохранился только зеленый цвет, ставший для моста уже традиционным.

В 1944 г. война опять не пощадила это сооружение, немцы при отступлении взорвали мост. В послевоенные годы в 1948—1952, когда быстро шло восстановление экономики, мост был отстроен советскими военно-инженерными войсками Прибалтийского военного округа. Ему было присвоено имя генерала И. Д. Черняховского. Тогда главной темой искусства, архитектуры являлся пафос героического труда и пропагандистской тематики поэтому мост создан в духе того времени: однопролетный, на основаниях облицованных гранитом, с чугунными перилами художественного литья он украшен скульптурными группами.

На гранитных подножиях по углам моста установлены фигуры изображающие: студентов, военных, колхозников и рабочих. Длина моста почти 103 м, ширина — 24 м, высота над уровнем воды — 15 м.

Авторами проекта являются: архитектор В. Аникина, конструктор Э. Попова, скульпторы: Б. Пундзюс, Ю.Микенас, П.Вайвад, Н. Пятрулис, Б. Бучас, Ю. Кедайнис, Б. Вишняускас.

Оригинальной достопримечательностью сегодняшнего времени являются набережные реки вблизи Зеленого моста: в летнее время они "признаются друг другу в любви". Из цветов созданы надписи на литовском языке «Я люблю тебя», «И я тебя». Проект «Берега любви» создан художником Гитянисом Умбрасасом весной 2000 года.

Рекомендуем почитать:

allmosti.ru