Город грюйер швейцария


Швейцария. Грюйер. Старый город. Музей Гигера.

Пункт второй. Старый город Грюйера.

Точнее, всего одна улица. Улица, ведущая от ворот к замку на вершине холма. Да, всего одна улица, но уверяю вас, почему-то, совершенно непонятным образом, у вас займёт довольно много времени пройти её из конца в конец. Нет, ну правда, совершенно необъяснимо, короткая же она!

Скорее всего, сначала, пройдя через городские ворота, вы остановитесь и будете пытаться охватить взглядом открывшийся вид.

Потом обратите внимание, что в каждом здании находится что-нибудь заманчивое, например, сувенирная или продуктовая лавка с местным колоритом или ресторанчик, с чрезвычайно влекущими после посещения сыроварни запахами.

Потом всё-таки решите сначала осмотреть окрестности и только потом садиться перекусить. И это будет правильным решением.

В 1963 году, благодаря национальному сбору пожертвований «Золотой Экю», был основан фонд «Про Грюйер», который сделал возможным проведение многих реставрационных работ на территории бывшего средневекового города.

Единственная улица старого Грюйера вся сплошь состоит из архитектурных памятников. Самые старинные дома города относятся к 15 веку. Ансамбль несколько напоминает театральную декорацию. У этого средневекового города определённо есть свой шарм, и он в его живописной архитектурной целостности.

Несколько картинок с этой улицы с небольшими комментариями.

В былые времена в городе были только скважины и емкости для хранения воды. Так что когда в 1755 году провели водопровод с проточной водой, это был грандиозный праздник. Цветочное оформление фонтана 1806 года гармонирует с цветами на окнах и балконах домов.

Журавль – геральдическая птица города. Часто попадается на глаза в оформлении фасадов, в дизайне интерьеров.

Поэтому сейчас самое время задаться вопросом: откуда вообще взялось название «Грюйер»? И что оно значит?

В переводе с французского слово grue и означает «журавль». И серебристо-белый журавль на красном фоне – это герб города. Журавль - символ бдительности, долголетия и вечности.

На следующем фото обратите внимание на небольшое белое здание с серыми наличниками на окнах. Внизу ресторан, который и сейчас носит старое название - L'Auberge de la Halle, написано на маркизе. Здание играло немаловажную роль в жизни средневекового города.

Французского языка я не знаю, но с помощью словарей удалось выяснить, что Auberge – это постоялый двор, или гостиница с рестораном, а Halle – рынок или склад. Можно предположить, что все эти функции здание и выполняло, тем более что пишут, здесь продавалось большинство товаров, в том числе соль и алкоголь.

Каменные формы на переднем плане использовались для измерения объема зерна под бдительным оком графа, стоящего на балконе Auberge de la Halle. Формы заполнялись зерном, а граф мог контролировать продажи. На старинных литографиях L'Auberge de la Halle изображалось с длинными карнизами, идущими вплоть до самых мер.

Дорога поднимается вверх и, минуя придорожное распятие, ведёт до самого верхнего города. «Придорожное распятие» - на самом деле вовсе не распятие, а здание, получившее такое название из-за соответствующей скульптурной группы над входом.

Построено ещё в 16м веке. Сначала тут находилась гауптвахта, с 17-го века здание служило saunerie - местом, где хранится и продается соль. Позже оно превратилось в пожарную вышку, а потом стало выставочным залом. Сейчас с Пасхи до середины октября здесь выставляют свои работы местные мастера. В тот момент, когда там была я, там можно было посмотреть и купить украшения из соломы – древнее местное искусство плетения, практически утерянное умение.

Улочка постепенно забирает вверх.

В конце концов, она приведёт нас к замку, но визит в него мы оставим на потом. Потому что по пути заглянем ещё в одно любопытное место. Слева привлекает взгляд кафе с необычным интерьером.

Ну и стулья, думаете вы.

И как только такое могло прийти кому-то в голову? И кому? Ответ на второй вопрос справа от вас – музей Гигера.

Как вам такие «девушки» у входа? :)

Фрагмент ооформления фасада.

Пункт третий. Музей Гигера.Кто такой Гигер? «Оскар» за кошмар.

«У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение, подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены, он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живёт».Г. Ф. Лавкрафт.

«Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили».Ганс Рудольф Гигер.

Так как в музее запрещено фотографировать, многие иллюстрации взяты из сети.

Ганс Рудольф Гигер (Hans Rudolf Giger, его имя часто пишется также как H.R. Giger) – швейцарский художник сюрреалист, личность в искусстве чрезвычайно заметная и неоднозначная. В книге отзывов музея в Грюйере можно встретить полярные отзывы о посещении: от «Он гений» до «Он сумасшедший».

Вот живописный образ, тоже с Яндекса.

Также Гигера часто характеризуют как представителя течения, название которого звучит для моего уха как оксюморон: фантастический реализм. Но, может быть, это определение, действительно, правомерно: нельзя отрицать того, что его фантастические существа, изображения которых вы увидите в музее, ужасающе реальны.Картинка с Яндекса.

Мне также были любопытны другие термины, использующиеся для характеристики его работ в интернете: некроготика, эротомеханика, биомеханические миры. Только чтобы представлять себе, что это такое, решила я, уже стоит пойти в этот музей. Эротомеханика – это, наверное, что-то типа вот этого.

А вот это - некроготика?

Входной билет на одного взрослого стоит 10 франков, но если покупать объединённый билет (combined ticket) в музей Гигера и замок Грюйера, то можно немного сэкономить – заплатить 17 франков за оба объекта.

Кто же такой этот Гигер и как он дошёл до жизни такой? :)

Родился он в 1940 году в швейцарском городке Кур. Начинал свою творческую карьеру с рисунков для подпольных журналов и плакатов. Именно один из сборников его постеров привлёк внимание английского режиссёра Ридли Скотта, который в результате пригласил Гигера для разработки концепта и создания образа инопланетных существ для своего нового фильма «Чужой». Дело было так…

В середине 1970-х Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало самого главного – жуткого монстра-пришельца. И тут он видит книгу-сборник под названием «Некрономикон Гигера» - альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Скотт впоследствии вспоминал: «Когда я увидел книгу, у меня глаза на лоб полезли». Больше всего режиссёра привлекла картина под названием Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после нескольких переделок и стало знаменитым Чужим.

От его изначального образа отказались, потому что признали его чересчур эротически вызывающим. Помимо работы над образом пришельцев, Гигер также проектировал интерьеры космического корабля и создавал пейзажи планеты.

Работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за лучшие визуальные эффекты. С этого времени популярность Гигера и его «детища» шла по нарастающей и стала прямо-таки запредельной, чего стоят одни компьютерные игры с использованием его персонажа и сюжета. Гигер говорит, что у него развилась настоящая «аллергия на вопросы о Чужом».

Однако не стоит ассоциировать Гигера только с «Чужим». Он работал и над другими фантастическими фильмами, известен как создатель скульптур, ювелирных украшений, оформитель обложек альбомов рок-групп, а тату-мастера без его творчества вообще никуда.

Итак, подводя итог, к чему быть готовым, если вы соберётесь в этот музей? Основная тематика картин Ганса Рудольфа Гигера – созданные его воображением существа и биомеханизмы. Отдельная тема – эротика с участием тех же существ. В некоторых работах просматриваются оккультные мотивы. Для изображения используются не только традиционные кисти-краски, но и распылитель – аэрограф.

В музее запрещено фотографировать. И думаю, это правильно: зачем раскрывать заранее секреты, которые так захватывающе раскрывать самому? Но если вы видели фильм «Чужой», у вас уже есть определённое ощущение того, что там можно увидеть. К тому же я уже показала интерьеры готического бара напротив и оформление входа в здание музея. Поэтому, думаю, что пара пиратских фотографий ни на что особо не повлияет, ну если только поразит вас своим ужасным качеством, там довольно темно. Ну, просто не могла не попытаться снять это на память.

Вот что он хотел этим сказать? Фото с Яндекса.

Зал, посвящённый «Чужому». Качество оставляет желать много лучшего, но для общего впечатления.

А эта комната вообще отделена от других занавеской, намекающей на то, что здесь всё ну такого эротического содержания! Фотографий оттуда не получилось, но скажу, что ничего там такого уж прям шокирующего нет. Ну или нас уже сложно чем-то шокировать.

Гигер приобрёл этот особняк Сен-Жермен в Грюйере в 1998 году, сделал его своим действующим музеем и хранилищем своих работ. Также Гигер как владелец музея и мэтр предоставляет экспозиционные площади для выставок других художников, которые также творят в рамках фантастического реализма.

Это в зале, где выставляются «коллеги по цеху».

А из окон музея открывается прекрасный вид на улицу старого города и его окрестности.

Друг Гигера, Тимоти Лири, писал о его творчестве:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, кто мы и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки – за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше – в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу».

Насколько вас привлекают подобные слова? Было бы вам интересно посетить такой музей? Мне было интересно, несмотря на то, что кое-что, из того, что я увидела, меня оттолкнуло. Не буду уточнять, что. Но должна признать, что это действительно было интересно как знакомство с внутренним миром уникального человека, настолько непохожего на меня, как если бы он сам был инопланетянином, которых рисует всю жизнь. Человека с абсолютно другой планеты.

Да, ещё насчёт баров его имени. Прочитала, что в меню швейцарских “Гигер-баров” есть коктейль Alien – гремучая смесь из разных сортов водки, ликёра и эля. Самой попробовать не довелось. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» - в Грюйере и на родине художника, в городе Куре. Помещения оформлены в духе космического корабля Чужого – от стен до столиков и кресел.

mujer-soleada.livejournal.com

Грюйер – Это интересно!

Продолжаем путешествие по Швейцарии. Следующая остановка — Грюйер, крохотный средневековый городок, прославившийся на весь мир одноименным сортом сыра. Но это не единственная приманка для туристов. Что совершенно не ожидаешь увидеть в таком месте, так это музей Ганса Рудольфа Гигера, автора концепции и художественного дизайна к фильму “Чужой”. Этот очень необычный музей сильно контрастирует с тихим и спокойным Грюйером. Зато отлично запоминается.

(39 фото)

Источник

1. Наш путь в Грюйер из Туна пролегал через горный перевал Jaunpass.

2. Это невысокий альпийский перевал, достигающий 1509 метров в самой высокой точке.

3.

4. Погода все еще не радовала и поэтому приходилось пробираться сквозь тяжелые облака, медленно ползущие по склонам.

5. У такой погоды есть свое очарование, но все равно хотелось бы побольше солнца.

6.

7.

8. Грюйер — столица бывшего независимого Грюйерского графства.

9. Вот и весь “город”. По большому счету это всего одна улица, которая упирается в средневековый замок. Въезд в город для автомобильного транспорта запрещен. На фото можно увидеть автомобильные стоянки для туристов.

10. Замок Грюйер с окруженным крепостной стеной городом основан в конце XIII века. Его название происходит от французского grue (журавль), геральдической птицы основателя замка графа Грюйера Рудольфа III.

11. Городок имеет всего одну улицу с обычным для туристического места набором кафе, ресторанов и сувенирных лавок.

12.

13.

14.

15. Гора, на которой находится замок — невысокая, примерно 800 м, тем не менее от стен замка открывается потрясающий вид на долину и окрестные холмы.

16. Исторически сложилось так, что в Швейцарии из всех сельхознаправлений развивалась в основном молочная отрасль: горные склоны, которых на территории страны 70%, не давали возможности выращивать хлеб. Зато молоко от коров, пасущихся на альпийских лугах, было и остается превосходным.

17.

18. Хранить молоко без стерилизации, конечно, невозможно, а организовать его регулярную отправку с горных пастбищ в деревни было крайне затруднительно. Результатом этого стали знаменитые швейцарские сыры, многие из которых до сих пор изготавливают вручную прямо на пастбище.

19. Здешний сыр оказался настолько популярным, что Грюйер стали всерьез называть сырной столицей Швейцарии.

20. Именно отсюда родом один из самых известных швейцарских сыров — Грюйер — жёлтый, твёрдый сыр без дырок, имеющий острый пикантный аромат и слегка ореховый вкус. Здесь можно посетить настоящую сыроварню, в которой вас познакомят с секретами приготовления знаменитого сыра.

21. Билетом является упаковка из трех кусочков сыра Грюйер с разным вкусом и сроком созревания: сладкий (6 месяцев), полусолёный (8 месяцев) и солёный (10 месяцев).

22. Экспозиция выстроена вокруг настоящей сыроварни и если попасть сюда в определенное время дня, то можно понаблюдать за различными процессами производства сыра. Мы, конечно же, не попали

23. Европейцы восхищают своим отношением к организации музеев и выставок, а все потому что всей душой любят свое дело. В этих металлических контейнерах — запахи различных альпийских трав и цветов, которые жуют коровы на альпийских пастбищах. А рассказ в буклете ведется от лица коровы Вишенки Есть даже перевод на русский.

Для любителей почитать про секреты различных производств привожу описание процесса изготовления этого сыра. Остальные могут пропустить

24. Молоко на сыроварню привозят 36 фермеров дважды в день. Чтобы получить всего 12 головок сыра по 35 кг, в один такой медный чан нужно залить 4800 литров молока. В чане молоко подогревают до нужной температуры (32 градуса) и, добавив дрожжи и закваску из желудка теленка, держат пока не створожится (50 минут). После этого сыровар измельчает массу с помощью ножей “Транш-кайе” в течении 10 минут. Потом измельченную массу и сыворотку подогревают до 57 градусов в течении 40-45 минут. Задача сыровара не пропустить момент извлечения будущего сыра из чана. Этот момент он определяет по эластичности и структуре зёрен творога.

25. Когда процесс образования сырной массы завершен, ее переливают в формы, прессуют и погружают в соляной раствор. Мощный насос перегоняет содержимое чана в специальные формы меньше чем за 4 минуты. В это время сыровар готовит штампы из протеина молока, указывая день и месяц изготовления сыра и номер сыроварни. Зафиксированные на верхней части сыра штампы позволяют идентифицировать сыры “грюйер”. После идентификации сыр ставится под пресс с первоначальным весом 300 кг. Со временем вес будет увеличиваться до 900 кг. Этот процесс длится минимум 16 часов, при этом сыр регулярно переворачивают.

26. На второй день сыр погружают в соленую ванну с температурой 14 градусов на 20 часов. После того, как первый этап приготовления сыра окончен, он отправляется в хранилище для дальнейшего созревания при температуре 13-14 градусов. В течение всего срока созревания головки сыра регулярно обмываются соленой водой и переворачиваются. Интересно, что здесь все автоматизировано. Даже переворачивание сырных головок производится роботом без участия человека. После четырех с половиной месяцев созревания каждая головка проверяется на предмет качества сыра. Готовность сыра проверяют, постукивая молотком по головке сыра и прислушиваясь к исходящему звуку.

27. При сыроварне есть ресторан, в котором можно пообедать и попробовать знаменитый местный сыр.

28. В меню ресторана он присутствует во всех блюдах Грюйер подают в виде салатов, супов, бутербродов, десертов и, конечно же, сырного фондю.

29. А теперь совершим контрастный переход от пастбищ и сыра в суровый мир фантастического реализма. В Грюйере совершенно неожиданно можно обнаружить музей знаменитого современного художника-графика Ганса Рудольфа Гигера.

30.

31. Сборник его работ 1977 года “Некрономикон” привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ и художественным дизайном своего нового фильма «Чужой». Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар за лучшие визуальные эффекты.

32. Гигер родился в швейцарском городе Кур, а в 1998 году приобрел дом в Грюйере и основал здесь музей, где выставляет свои лучшие работы, а также произведения других художников, выполненные в стиле фантастического реализма. Также его стиль называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили — эротомеханикой и др.

33. Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску.

34. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл.

35. А вот эти милые кресла из стекловолокна можно приобрести на официальном сайте художника. Стоимость одного без учета доставки — $15000.

36.

37. В небольшом закутке, отделенном от остальной экспозиции шторами, в свете красной лампы находятся странные рисунки и скульптуры с пришельцами в компрометирующе-эротических позах (вход только для лиц, достигших 18 лет).

Забавляет также книга отзывов, которая лежит при входе в музей. Это редкий случай, когда вместо восторженно-благодарственных надписей можно увидеть возмущенные фразы типа “Да он больной!”. В целом, я готов разделить эту точку зрения

38. Рядом с музеем есть бар, оформленный в том же стиле.

39.

 

daypic.ru

Грюйер, пряничный город-крепость. - asketic_travel

 По моему глубокому убеждению, сложившемуся у меня после нескольких поездок, в Швейцарию надо ехать за красивой природой и желательно в горы. Но если поездку по Швейцарии вы по какой-то причине решили посвятить осмотру городов, то Грюйер - это одно из тех живописных мест, которые я бы рекомендовал обязательно посетить. И я покажу, почему.

Грюйер находится в стороне от больших дорог, до него можно добраться по узкоколейке из Лозанны или Фрибура. Игрушечный поезд бежит по окружённым горами долинам, залитым мягким солнечным светом, мимо пастбищ, мимо задумчивых швейцарских бурёнок, затерянных среди лугов ферм и через полчаса останавливается у небольшой станции. Немного в стороне от станции начинается дорога, ведущая на холм к городским воротам.

 Грюйер - один из немногих городов, в которые можно войти через старые городские ворота. Именно войти в город, пересечь границу между городом и окружающей природой, оставляя за спиной зелёные лужайки и деревья, а не уродливые кварталы пригородов.

Войдя в ворота, мы сворачиваем за угол и оказываемся на главной площади городка. Впереди виднеется замок Грюйера, а на площади дети играют у фонтана, являющегося обязательным элементом швейцарской городской культуры.

 Двигаясь к замку, мы проходим мимо ресторана, стилизованного под альпийское шале.

 

 Замок Грюйер во всей красе. По некоторым сведениям, первое военное укрепление на этом холме появилось ещё в V веке. Замок, который мы видим, является наследником замка, построенного в XI веке графом де Грюйером Рудольфом III и сгоревшего в 1493 году. Он принадлежал роду де Грюйер до XVI века, когда последний представитель рода объявил о банкротстве и продал замок. До 1938 года у замка сменилось несколько владельцев, а потом его выкупил кантон Фрибур и создал в нём музей.

Я туда не попал - загулялся в Фрибуре и приехал в Грюйер слишком поздно. Впрочем, я не очень расстроился. Почти все посещённые мной в Швейцарии замки были на одно лицо - в лучшем случае. Некоторые были просто скучные. Исключение составлял лишь Шильонский замок, который понравился. Допускаю, что это связано с моим довольно равнодушным отношением к этой эпохе.

Уже вернувшись в Москву, я прочитал в одной статье, что замок в Грюйере является вторым по посещаемости замком в Швейцарии после Шильонского. И тут я даже возрадовался: возможно, именно приехав не вовремя, я избежал толп туристов и большую часть времени ходил по городку почти не встречая людей.

 

 Занятно - если бы я не знал, где сделан этот снимок, я бы подумал, что это какая-то российская деревня. Серые жерди, слегка покосившийся забор - только основательный фундамент выдаёт несвойственную пока нашим деревням основательность.

 Довольно типичный для Швейцарии способ отделки стены дома.

 Шаг в сторону, и мы снова у крепостной стены, окружающей городок сплошным кольцом. Со стены открываются хорошие виды на долину и окружающие её горы.

 А вот те, кто читал про мою поездку в Пампа Каньяхуас, могут потренировать острый индейский взгляд, попробовав разглядеть источник слабого шума, который на непродолжительное время нарушает знойную последобеденную тишину, царящую в долине.

 Это маленький самолёт. Похоже, аэроспорт популярен в Швейцарии: в своих поездках по стране я часто замечал такие самолётики, выполняющие тренировочные полёты.

 Тем временем в церкви закончилась служба, и немногочисленная паства расходится по своим делам.

 

 

 Что за деревня без дров.

Солнце уже клонится к горизонту, свет заметно изменяется.

Это музей, который в Грюйере считается одной из главных достопримечательностей, привлекающих путешественников - музей монстров. В очередной раз, как, например, и в Вадуце, я сталкиваюсь со странной любовью местных жителей ко всяким упырям, ублюдкам и прочим патологиям. 

Кому-то может показаться интересным, что этот дом принадлежит художнику Гигеру, который получил "Оскара" за декорации к фильму "Чужой". Он купил этот дом специально для содержания в нём своей коллекции и открыл здесь музей, вход в который вы имеете удовольствие видеть. Я к таким достопримечательностям равнодушен, фамилию Гигера не слышал, фильм не смотрел и в музей не пошёл.

Идём обратно к главной площади.

 Стилизованное изображение журавля встречается на нескольких домах - название городка происходит от французского слова "grue" - журавль. По одному из предположений связано это с тем, что во время основания города вокруг холма были болота, а в них жило множество журавлей.

 Ну, парочку туристок я всё-таки встретил.

 

 Снова на главной (и единственной) площади, но с другой стороны.

 

Полезные ссылкиГрюйер на GoogleMap.Gruyeres в Wiki.Официальный сайт Грюйера. Здесь, как обычно на официальных сайтах швейцарских городов, можно бесплатно скачать туристические брошюры, посмотреть видео, панорамы и прочие интересные материалы.Сайт замка Грюйера.Статья об истории Грюйера. 

asketic-travel.livejournal.com

Грюйер

Окрестности Грюйера

Грюйер (фр. Gruyere, нем. Greyerz) – деревня в кантоне Фрибур в Швейцарии. Население 1630 человек (на декабрь 2005 года). Название «Грюйер» связано, по всей вероятности, с журавлем (фр. «grue»). В болотистых долинах вокруг местного замка когда-то водилось много этих птиц, чье изображение встречалось на гербе владельцев замка, а в настоящее время стало геральдическим символом Грюйера.

Деревушка Грюйер находится на холме и состоит практически из одной улицы (rue de Bourg) и средневекового замка. Улица начинается от приземистой башни Тур де ла Купил Барба (Tour de la Chupia Barba) и состоит из домов XVII–XVIII вв. со множеством любопытных украшений на фасадах. В домиках располагаются сувенирные магазины с традиционной керамику с яркой бело-голубой или красно-белой глазурью, сырные лавочки, рестораны. В центре улицы Бург расположен фонтан (XVIII в.), а справа от него – каменная мера для пшеницы.

На Бургштрассе

Интерьер маленькой капеллы (поздняя готика) украшен изящными витражами. В одной легенде рассказывается, что как-то в канун Рождества под сводами храма случайно встретились двое – молодая графиня, в слезах просившая Господа послать ей ребенка, и нищий старик, решивший под защитой крепких стен встретить светлый праздник. Старика знали все жители Грюйера и считали его блаженным. Добрая душа, он решил, что женщина жалуется св. Иоанну на голод, и решил отдать несчастной в утешение все, что сам приберег для праздничной трапезы – черствый кусок хлеба. Спрятав подарок под полой плаща, графиня спешила вернуться в замок и улыбалась, чувствуя, что Господь услышал ее молитвы и дал ей знак. Улыбался и божий человек, смотря на тихий свет Рождественской звезды, проникший через окошко в темный храм. А ровно через 9 месяцев весь город праздновал рождение долгожданного наследника графского рода. За замком Грюйера находится церковь Св. Теодула (L'Eglise de Gruyeres a St-Theodule, XVI).

На Бургштрассе

С площадки перед входом в замок открывается удивительный вид на окрестные поля и горы, среди которых выделяется гора Молесон (фр. Le Moleson, высота 2002 м). С 1998 года в стенах средневекового замка Сен-Жермен (Chateau St. Germain) открылась экспозиция Музея Гайнера. Здесь собраны все варианты монстров, любовно созданных художником, скульптором и дизайнером Х.Р.Гайгером, обладателем премии «Оскар» за фильм «Чужой», родившемся в главном городе кантона Граубюнден – Куре. Бар при музее оформлен в той же излюбленной манере автора. В темном пространстве представлен каркас мебели, балки потолка, стойка бара, составленные из сложных переплетений костей, позвонков и черепов пришельцев.

Церковь Св. Теодула

Одной из основных достопримечательностей Грюйера является его замок (Chateau de Gruyeres). Он величественно (на высоте 830 м) возвышается над средневековой деревушкой. 19 поколений графов были хозяевами замка начиная с XII века и до 1554 год. На графе Мишеле, не оставившем наследников, грюйерская династия оборвалась, и кредиторы Берна и Фрибура поделили земли региона. В 1848 году замок продали в собственность представителям знатных семей Бови и Баланд. Новые хозяева вложили немало средств, пытаясь с помощью своих друзей, художников и архитекторов, восстановить средневековые стены и интерьеры. С 1938 года все постройки перешли в собственность кантона Фрибур, и в замке был открыт музей. С 1993 года замок находится в распоряжении Фонда по охране и организации показа его построек и коллекций.

Замок Грюйер

Прогулка по замку – это увлекательное путешествие через восемь веков архитектурного, исторического и культурного наследия. План замка представляет собой довольно распространенную форму, так называемый «савойский квадрат». Нижний этаж и донжон датируются XIII веком, основное здание перестроено в стиле ренессанс. Тогда (в 1476 году) Людовик, бывший графом с 1475 по 1492 год, принимает участие в Бургундской войне на стороне войск Конфедерации. В связи с этим важным событием предпринимаются работы по обновлению замка: возводятся эспланада с часовней и винтовая лестница внутреннего двора, перестраивается главный корпус. Замок приобретает, таким образом, свой крепостной облик и становится обителью господ.

Музыкальный салон замка

Внутреннее убранство в стиле барокко XVII и XVIII веков возвращает нас в эпоху фрибургских бальи. Тогда же появился и французский сад во дворе замка. Начиная с 1850 года Жан-Батист Камиль Коро, гостивший когда-то в замке, Бартелеми Менн и другие знаменитые художники создают пейзажи в духе романтизма и картины на историческую тематику. Витражные окна с геральдическими эмблемами напоминают о роде Грюйер. Отдельно представлены боевые трофеи битвы при Мора. Один из самых загадочных экспонатов музея – «отрезанная рука». По одной из версий, эту странную реликвию привез некий паломник из путешествия в Святую землю, по другой, ее отсек бравый рыцарь у поверженного противника в память о победе над Карлом Смелым. Третья легенда уверяет, что это часть тела жертвы ужасного пожара 1493 года. По результатам исследований, проведенных в 2003 году, установлено, что на самом деле это правая рука египетской мумии, которая, возможно, была отсечена для приготовления лекарства. Средневековые аптекари полагали, что порошок из мумий обладает целебными свойствами.

Французский сад замка

Но главная достопримечательность Грюйера – это одноименный сыр. Не зря главные блюда в ресторанах Грюйера – сырное фондю и раклет. Здесь даже посуда, посвящена главной кормилице этого региона. Недалеко от города расположен комплекс зданий фабрики по производству сыра Ла Мэзон Дю Грюйер (La Maison Du Gruyere). При посещении фабрики всем желающим предоставляется возможность познакомиться поближе со знаменитым сыром Грюйер. Небольшая экспозиция рассказывает об истории сыроварения, через большие стеклянные окна в определенное время можно понаблюдать за всеми двенадцатью этапами создания 35-килограммовых головок Грюйера. Сыр обладает сладковато-солоноватым вкусом, с светлой поверхностью и более темной корочкой. В течение всего срока созревания, головки сыра регулярно обмываются соленой водой и переворачиваются. После четырех с половиной месяцев созревания каждая головка проверяется на предмет качества сыра.

Фабрика по производству сыра

Грюйер имеет разный вкус, зависящий от времени созревания сыра (и соответственно разные названия): сладкий (фр. doux) – 5 месяцев; полусоленый (фр. mi-sale) – 7–8 месяцев; соленый (фр. sale) – 9–10 месяцев; высший сорт или резерв (фр. surchoix / reserve) – от 1 года; старый (фр. vieux) — от 15 месяцев Хорошо плавящийся сыр используют как один из обязательных ингредиентов фондю, посыпают сверху французский луковый суп или Croque Monsieur – бутерброд с сыром и ветчиной. С 2001 года сыроварня Грюйе получила, согласно правилам Appellation d'Origine Controlee право требовать от любых производителей строгого соблюдения рецептуры и правил производства этого сорта.

В память об этой славной деревушке в коллекции остались два колокольчика: традиционный металлический коровий «Швейцария» (в виде сердца) находится в подразделе «Географические объекты», а плюшевая музыкальная игрушка в форме колокольчика – в «Колокольчиках-предметах и предметах-колокольчиках».

По материалам «Швейцария. Лихтенштейн:

Путеводитель – Серия: Вокруг света. – М.: Издательство: Вокруг света, 2009;

буклет «Путеводитель по замку Грюйер» и Википедии

nat922.narod.ru