Записки русского в швейцарии. Перевал сен готард швейцария


Перевал Сен-Готард. Швейцария: chistoprudov

Вчера я четыре часа бродил по Лужнецкой набережной и изрядно замерз. Решил сегодня выложить что-нибудь теплое и солнечное.Сен-Готард — самый важный горный перевал Швейцарских Альп, причисляется к Лепонтинским Альпам. Его длина 32-48 км, ширина 10-12 км, площадь около 440 кв. км. Высота 2106 метров. Именно через перевал Сен-Готард русский полководец Александр Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы, так как в те времена еще не было 17-километрового тоннеля.

1. Северный склон перевала представляет из себя отлогий скат.

2. Озёра Готарда невелики и большей частью окружены голыми отвесными скалами; часто они представляют просто торфяные болота.

3.

1799 год. Русские войска под руководством А. В. Суворова проходят перевал Сен-Готард. Художник А. Е. Коцебу.

4. Сейчас для автотуриста есть три варианта на выбор: две дороги, которые видны на панораме, либо подземный тоннель.Увеличить изображение

5.

6. Места там фантастические, и я уже думаю, как бы туда вернуться. Променяю любое море с пляжем на горы, не думая.

7. Наш транспорт Astra Sports Tourer на фоне баранов.

8. Бараны (или кто это?) загорали, повернувшись попами к солнцу.

9. Смотровая релакс-точка на одном из холмов перевала.

10. Никакого мусора, чистота и порядок.

11. У Ильи чуть капюшон ветром не сорвало )

12. Айроло. В центре кадра видна двухполосная дорога — это южный портал Сен-Готардского 17-километрового автомобильного тоннеля. Он является третьим из автомобильных тоннелей по протяжённости в мире. Тоннель был открыт в 1980 году. Ограничение скорости — 80 км/ч.

13. На 100 лет раньше был построен соседний железнодорожный тоннель. Его строили в 1872—1881 годах. При этом пришлось преодолеть большие трудности вследствие обильного притока воды и значительного давления породы на стены и своды туннеля. Сооружение туннеля стоило около 4000 франков за погонный метр или 17 тонн золота за весь тоннель.

14. Развязки вместо светофоров.

15. Панорама южного склона перевала.Увеличить изображение

16. Райские места.

17.

18.

19. Метеостанция и лавиноулавливающие конструкции.

20. Вот так выглядит Сен-Готард с автобана из окна автомобиля.

21. А так — с серпантина.

22. Мы выбрали второй вариант маршрута. Первый, наверное, самый красивый, но очень длинный.

23. Качество дорог безупречное.

24.

25. Вдалеке виден городок Оссаско.

26.

27.

28. Главный недостаток альпийских красот — это линии электропередач.

29. А так — все прекрасно!

30. Дальше будет рассказ про Лугано и озеро Комо.

В предыдущих сериях:Перевал ОберальпАндерматт, Чертов мост и Суворов

Каталог всех моих записей в блоге

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту [email protected]

chistoprudov.livejournal.com

Сен-Готард, Gotthard Pass - Люцерн

  • Местоположение: кантон Тичино (неподалеку от кантона Ури), Швейцария
  • Горная система: Лепонтинские Альпы
  • Высота над уровнем моря: 2106 м
  • Длина: 32-48 км
  • Ширина: 10-12 км

Каждый историк с твердой уверенностью и большой заинтересованностью расскажет вам одну из прописных истин – большие цивилизации формируются возле больших транспортных развязок. Перевал Сен-Готард имеет исключительную важность для Швейцарии. Первые союзы городов вокруг Фирвальдшетсткого озера укреплялись с помощью торговых путей, которые пролегали через данный горный переход. А, соответственно, укреплялась и экономика Швейцарии в целом. С твердой уверенностью можно заявить, что без торговых путей через перевал Сен-Готард, которые соединяли между собой север и юг Европы, рассвет этой удивительной страны затянулся бы на многие годы.

Чем знаменит Сен-Готард?

Перевал Сен-Готард был известен еще во времена древних римлян, как один из четырех кратчайших способов пересечь Альпы. Однако пройти этот маршрут представлялось возможным только 5-6 месяцев в году. Впрочем, даже в эти периоды существовала опасность, исходящая от речных ущелий. Слегка нивелировали эту проблему с помощью постройки подвесных мостов. Первый каменный мост здесь появился в 1595 г., и пролегал он через ущелье реки Рёйс. Носил он весьма специфическое название – «Чертов мост». Согласно преданиям, в постройке этого сооружения участвовал сам рогатый, а взамен потребовал душу первого, кто его пересечет. Однако хитроумные селяне провели через мост козла, поэтому и черт остался без своей выгоды. В честь этой легенды сегодня на скале возле основания моста располагаются две фигуры в виде главных героев этого предания.

Перевал Сен-Готард также известен и на страницах учебников истории России. В памяти местных жителей до сих пор хранятся сказания о том, как великий русский полководец А.В. Суворов взял неприступный «Чертов мост». Совершил он свой знаменитый переход через перевал Сен-Готард в сентябре 1799 г. В честь этого события здесь установлен памятник великому полководцу, а в знак памяти и скорби о погибших в скале над ущельем реки Рёйс вырезан 12-метровый православный крест, а над их могилами возведена небольшая часовня.

В 1872 г. впервые начались работы над проектом железнодорожного тоннеля через перевал Сен-Готард. В 1880 г. был проложен идеальный для того времени 15-километровый проход через Альпы, а первые поезда начали курсировать уже с 1885 г. Сегодня это одна из самых оживленных транспортных развязок Швейцарии. Едва ли не каждые 10 минут здесь проходят поезда, перевозя десятки тонн грузов, а рядом был проложен тоннель, позволяющий преодолеть перевал Сен-Готард на автомобиле.

Практическая информация

Альпийский перевал Сен-Готард несет в себе особую важность не только в роли транспортной развязки. Это горный узел, вокруг сошлись несколько хребтов, а сложная система рек и озер позволяет назвать его также одним из самых значимых водоразделов в Швейцарии. Располагается перевал Сен-Готард на границе кантонов Вале, Тичино, Граубюндена и Ури. Территориально он относится к Лепонтинским Альпам. Расположен Сен-Готард на высоте 2106 м, в длину достигает 38 - 42 км, в ширину – 10 - 12 км. Его северный склон представляет собой пологий скат, южный же наоборот, крутой и скалистый.

Как добраться?

Посмотреть знаменитый перевал можно, воспользовавшись общественным транспортом. Из Андерматта курсирует почтовый автобус, который и довезет вас до пункта назначения.

womanadvice.ru

Перевал Сен-Готард – Путешествия на велосипеде по Азии, Европе, Австралии

Сегодня нам предстоит покорить Альпийский перевал Сен-Готард на велосипеде. Мы едем с итальянской части Швейцарии на север в немецкую часть. Мы на ходимся на уровне 400 м, а нужно подняться на 2000 метров. Мы не знаем какая погода будет на перевале, но все говорят, что там очень холодно. Я одеваю с утра гамаши, вместо шорт. Шапку и варежки кладу на всякий случай вверху наших мешков с вещами, чтобы можно было оперативно их достать. Мы проснулись в шесть утра и в 6-40 уже были в пути. 

Должен сказать, что мы удачно выбрали место для стоянки, потому что дальше были только отвесные скалы и опоры огромных мостов – автомобильного и железной дороги. Поражает, как высоко построили этот мост.

Докатили до Ghigioggna, где находится большой кемпинг Gottardo. Здесь еще все спят, поэтому мы набрали воды в фонтанчике и поехали дальше. Ничего не потеряли в том, что ночевали посреди дороги и не катили до позднего вечера. В восемь утра на улицах появились первые люди, которые вышли выгулять собачек. Мы остановились возле водопада, чтобы позавтракать. Доели булки, разделили шоколадку и орехи.

В Файдо мы остановились на площади чтобы поглядеть карту окрестностей. К нам подошел мужичок и распросил нас о планах. Мы сказали, что едем покорять перевал Сен-Готард. Он пару раз был на перевале, но предпочитал с него спускаться, но не катить в гору. Еще он обьяснил, что настоящий подьем начнется в Айроло. Но и Айроло тоже находится на высоте 1000 метров, а сейчас мы на 700. Кстати, в Файдо на каждом заведении и кафешке нарисован велосипед. Или стоит украшенный велосипед возле дверей.

Следующие два городка на нашем пути – это Амбри и Пиотта. И в этом городке в горах есть свой хоккейный клуб, который так и называется HC Ambri-Piotta. Заехали на стадион, и сделали фотки на фоне клубных машин. Клуб входит на национальную лигу А Швейцарии, чемпионат страны высокого уровня. Правда, судя по данными Википедии, ни разу не были чемпионами.

Хоккейный клуб Амбри Пиотта – Швейцария Хоккейный клуб Амбри Пиотта – Швейцария Арена ХК Амбри-Пиотта

Следующие 300 метров подьема до Айроло были очень затяжными, но утром у нас полно сил, чтобы вьехать почти в любую гору. Здесь на автобане стоит весовой контроль, и все грузовики тщательно проверяют, прежде чем дать добро на вьезд в тоннель. Сен-Готард –  самый длинный тоннель в Швейцарии. Из-за это на дороге получается затор. Мы же видим все это со стороны, так как едем совсем по другой дороге с минимальным количеством машин. Также в Айроло большой вокзал и даже на карте нарисован аэропорт. Но мы его не заметили.

В городе я пытался найти супермаркет, но нашел только парковку. Нужно было запастись энергией, поэтому вы заказали какао и выпечку в небольшом кафе. Пока сидели и наслаждались какао и утренней тишиной, я еще раз дал инструкции Петьке. Как мы едем, что мы можем делать остановки как только устанем. Не торопимся и экономим силы. Самый большой мой страх, что будет холодно. Я обьяснил где достать шапку и варежки, на случай сильного холодного ветра.

Ну все, мы стартуем. 12 км подьема от Айроло до перевала. Пятнадцать мы уже проехали с утра. Холода не чувствуется, скорее наоборот – катить в гору очень жарко. Я задаю темп и легко делаю первые три километра. Дожидаюсь Петра сидя под сосной и глядя на разводку солдат в военной части. Петя подьезжает и говорит, что он только что уже останавливался. Поэтому мы просто пьем водичку и катим дальше в гору.

Появляется мощеная дорога. Ну не такая она и страшная, как описано во многих отчетах. Камни плоские и не особо выпуклые. Это вам не по Красной площади кататься, стуча зубами. Дорога вьется вдоль склона как горизонтальный серпантин. На каждом повороте можно перевести дыхание, каждое плечо не такое затяжное, чтобы сильно устать.

Вскоре на одной из площадок встречаю отдыхающих велотуристов. Они спускаются с горы, одеты в куртки. Тоже пугают меня холодом на перевали и тем, что можно замерзнуть при спуске. Они из Германии, Дюссельдорфа. Путешествуют по Европе. Я пошутил, что мне сейчас очень жарко и я не готов утепляться. Хотя на открытых участках ветер чувствуется. Не дождался Петра, но вижу его сверху. Он отстает на пару колен от меня.

Мимо часто проезжают мотоциклисты. Они также выбирают старую дорогу для подьема. Пару раз обгоняют велосипедисты на шоссейниках, которые тренируются вьезжать на перевал и вниз. Дорога расходится на перекрестке, где можно уйти на автомобильную или продолжить путь по старой горной. Жду Петьку и поздравляю его, что 7 км уже позади. Осталось всего пять.

На высоте вполне комфортно себя ощущают коровы. Они здесь пасутся прямо на отвесных склонах. Молодой пастух отгоняет их от края, чтобы не слетели. Все горы напротив уже скрыты шапками облаков. Я доезжаю до начала серпантина, который полностью состоит из мощеной части. Высоко в горах виден тоннель, где проходит автобан и едут машины. Слева падает водопад. Я валяюсь на земле и жду Петра. Просто так лежать холодно и я натягиваю куртку.

Дорога на перевал Сен-ГотардПеревал Сан-Готтард – вид с автомобильного тоннеля. Фотка не моя.

Петр появляется минут через десять. Сильно отстал, но мы и не торопимся.  До перевала всего 3-4 километра. Столбики стоят через каждый километр и это прекрасно мотивирует катить дальше. На каждом повороте можно делать обалденные снимки, поэтому тут останавливаются машины, чтобы пофотографироваться. За 1,5 км до перевала встречаю двух путешественников из Австрии. Они тоже на великах Трек едут. Пообщался, пока не появился в поле зрения Петр. Они покатили вниз, а я в гору.

На последнем километре стоит бюст Суворову. Остановился и дождался Петьку, чтобы вместо пофотографироваться. Ободряю его, что до перевала всего километр. Он выглядит устало и это его не особо радует. Несколько метров он идет пешком, толкая велик. Но это был просто момент усталости, а по факту весь подьем он сделал в седле. Мне 39 лет и это мой первый альпийский перевал на велосипеде. Когда мне было 25 лет я подыхал в Лаосе, когда пытался вьехать на перевал вблизи Кьюкачау. А Петька уже в 16 лет вкатил 12 км подьема на тысячу метров.

Петр и Суворов на перевале

Я практически на перевале. Здесь полно горных ручьев и я набираю настоящий альпийской воды. Дожидаюсь Петра, чтобы финишировать вместе. На перевале бурная жизнь  – туристы, кафешки, велосипедисты. И что самое главное – нифига тут не холодно. Примерно, как у нас в горах тысячниках на Урале. Ветер дует, но не пронизывает нас насквозь. Мы достали по шоколадке и скушали их на высоте 2000 метров. Зашли в сувенирную лавку и нашли в ней наклейку с флагом Швейцарии, которую тут же наклеили на белый Trek. Петр заслужил эту отметку на раме. На перевале много чего есть посмотреть, например, еще один памятник Суворову.

А любители современного искусства понаставили на склонах горы фигурки водолазов. Очень смешная инсталляция. Воздух здесь чистый и звонкая тишина, которую нарушает болтовня туристов. Также стали свидетелями отправки старинной почтовой кареты – той, что которая курсировала в прошлом веке. Ее до сих пор возят четыре лошади и одетые в классические мундиры и платья актеры. Прозвучал оркестр и повозка засеменила по мощенной дороге вниз в Айроло.

горные водолазы

Я посмотрел куда нам ехать дальше по карте и мы начали спуск. Круто спустившись всего на несколько метров мы уткнулись в шлагбаум “Проезд запрещен – ремонт дороги”. Желания снова вьезжать в гору и искать развилку не было. Я пролез под шлагбаумом и помог пролезть Петру. Вскоре мы увидели ремонт – это была полоска выбитой поверхности дороги шириной в метр, которую засыпали песком и не торопились накрывать асфальтом. Ну и правильно сделали, что не вернулись. Зато теперь вся дорога наша.

Начался спуск, от которого было очень страшно. Скорость мгновенно вырастает до 50 км в час, а вдоль дороги нет никакого заграждения. Я жал по максимому тормоза и держал скорость не более 35 км в час. Очень часто останавливался, чтобы сделать фотографии. Эта сторона перевала более солнечная, на горизонте вырастали заснеженные пики, а вдоль склонов паслись коровы. Идеальная картинка прямо как на упаковке шоколадок.

Мы спустились в Андермат (Andermatt) и снова зависли на развилке дорог. Указатель велел ехать направо в город, а логика говорила, что нужно ехать по автомобильной дороге прямо. Вскоре мы спросили проходящего мужика, где находится Чертов мост (Teufelsbrucke). С третьего раза он понял, что речь идет о мосте (brucke). Теперь и я запомнил это слово по-немецки. Мужик сказал, что нужно ехать прямо по автомобильной трассе, и ничто не запрещает нам ехать по ней на велосипедах. Тут как раз мимо нас пронесся велосипедист на шоссере и мы последовали за ним.

Чертов мост – уникальное сооружение – каменный мост через бурную горную реку. Для нас это место имеет еще более важный смысл, так как в 1799 году войска под предводительством Суворова (опять Суворов) с боем прошли мост и победили, защищающую переправу французскую армию. Французы знали о приближении русских и сломали мост. Такая хитрость им ничем не помогла. Русские солдаты быстро разобрали на доски стоящий рядом сарай, связали их веревками и кусками ткани. Перекинули через разрушенную часть и перешли препятствие. Ну а дальше дело техники и отчаяной храбрости.

Тут же в нескольких метрах стоит огромный крест, вытесанный из камня (Суворовский камень). Возле него небольшая площадка, а за ней обрывается вниз водопад. На этой площадке стоят два флага России и Швейцарии.

Скала, в которой высечен памятник (12-метровый крест), небольшая площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка являются российской территорией. Община Урзерна, не уведомив власти Швейцарии, постановила безвозмездно уступить России земельный участок для сооружения памятника возле Чёртова моста, вблизи селения Андерматт (1898 год). Швейцарское правительство обнаружило это только в 70-е годы XX века. (Википедия)

Памятник павшим русским воинам в Швейцарском походе Суворова

Время полдень и солнце нещадно жгет. Но нам это не мешает, так как мы спускаемся вниз. Вьезжаем в тонель, и последующие 30 километров мы все время спускаемся. Несколько участков ремонтируется и движение осуществляется попеременно по светофору. Сначала машины, которые едут вниз, а потом те, что подымаются. Еще раз хочу повторить, что места здесь шикарные, а над всем этим возвышаются огромные пики заснеженных Альпийских вершин.

Едем в Альтдорф, Швейцария Switzerland Едем в Альтдорф, Швейцария Велопоход по Швейцарским Альпам

Нужно перекусить и мы останавливаемся в кафе в небольшом городке. Заказали тарелку салата и чаю с лимоном. У меня от частого употребления холодной колы начало болеть горло. Пока пил чай, я вылез в wi-fi и поискал отель поблизости. Через 20 км в городе Altdorf я забронировал номер на двоих в отеле Zum Schwarzen Lowen. Недешево – EUR 120, но мы это заслужили. Мы переехали через перевал.

На одном из перекрестков обнаружил удивительную разметку – полосу перестроения для велосипеда при повороте налево. Да! Такие существуют. Вот вам фото и доказательство.

Полоса перестроения велосипеда при повороте налево

Восемь километров до города ехали по прямой дороге, от чего мы уже отвыкли. Возле жд станции нашли работающий магазин и успели купить яблок, колбасы, крем, колы, булочек. А потом покатили искать отель. Заселились, отмылись и пошли ужинать. Я не могу сказать, что это крутой отель. Но мне здесь понравились то, что наши велики поставили в гараж. Владелец, он же шеф-повар готовит отличные блюда. Мы заказали равиоли с овощами и томатный суп. Все блюда были вкусными и отлично сервированы. А из наших окон номера мы видели вершины гор. Что еще нужно для счастья.

Швейцарские Альпы Мы сделали это Вода из горных источников Петляющая дорога на перевал Сен-Готард

Когда мы поужинали и решили пройтись по окрестным улицам, небеса разразились грозой, громом и начался ливень, который не прекращался всю ночь. Мы потупили в телевизор. Из 50 каналов не нашли ни одного на английском языке и легли спать. Вот наш трек за сегодня – 30 км в гору, остальное с горы.

antijeans.com

Через перевал Сен-Готтард по следам Суворова (Андерматт, Швейцария)

Путь из центральной части Швейцарии в её южную часть, и дальше в Италию, лежит через высокий горный хребет с перевалом Сен-Готтард. Этот перевал знаменателен ещё и тем, что двести с лишним лет назад через него с боями прошла русская армия под предводительством Александра Суворова. А рядом с Андерматтом, в котором отдыхали солдаты после взятия перевала, даже есть клочок русской земли.

Выезжаю из Люцерна сначала по Пилатусштрассе, затем по автобану Е35, идущему вдоль озера Фирвальдштерзе. Через некоторое время дорога прячется в протяженный тоннель. Выйдя на свет она плавно переходит в горный серпантин и начинает набирать высоту. Большая часть автомобильного потока, следующая в южную часть Швейцарии проходит через пятнадцатикилометровый тоннель Сен-Готтард, пробитый сквозь горную толщу под одноименным перевалом. Этот тоннель был открыт в 1882 году, спустя десять лет после начала работ. Строительство сопровождалось многочисленными трудностями, человеческими жертвами и перерасходом средств. Тоннель сильно облегчил сообщение между двумя частями Швейцарии: ведь перевал в зимнее время заваливает снегом и он становится непроходим. Но в моих планах было подняться на сам перевал, а перед этим посетить легендарный Чёртов мост у Андерматта. Поэтому я сворачиваю на старую дорогу ведущую на самый верх.

В том знаменитом альпийском походе Суворова был установлен своеобразный рекорд: за 14 осенних дней 20-тысячная русская армия прошла с боями через четыре высокогорных альпийских перевала (помните картину Василия Сурикова "Переход Суворова через Альпы"?). Сен-Готтард не был самым высоким из этих перевалов, но вслед за ним состоялось отчаянное сражение за Чёртов мост. Французы, обороняющие этот единственный путь для дальнейшего продвижения русских солдат, частично разрушили мост и держали его под обстрелом. Солдатам пришлось восстанавливать мост под шквальным огнём неприятеля. Этому сражению посвящено немало живописных полотен, а в фильме "Александр Суворов" оно показано весьма наглядно. Этот эпизод из фильма демонстрируется в музее на Сен-Готтарде. В узком горном ущелье Шелленен рядом с небольшим городком Андерматт дорога и проходит по Тефельсбрюкке (Teufelsbruke) или Чертову мосту.

Напротив Чертова моста, на маленькой площадке развеваются два флага: швейцарский и российский, а над ней в скале вырублен 12-метровый крест. Внизу надпись по-русски большими бронзовыми буквами: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году".

Памятник был построен на средства князя Голицына и открыт в 1898 году. Община Урзерн подарила России небольшой кусок земли под мемориалом. В Швейцарии такие вопросы вполне могут решаться на собрании местной общины.Два длинноволосых байкера в кожаных куртках, скорее всего из Германии, в недоумении стояли у надписи на непонятном для них языке. О чём они думали, стоя у памятника русской храбрости?

Старый мост обвалился в прошлом веке, и следы от него еще можно кое-где разглядеть. Выше, один над другим еще два моста: один, возведенный в 19-м веке и повторяющий старый, другой новый, автомобильный. У входа в тоннель на скале изображен дьявол в обнимку с козлом. По старинной легенде первый мост построил дьявол и за это, местными жителями ему была обещана душа того, кто первым, пройдёт через мост. Люди перехитрили сатану: они выпустили вперёд обычного козла.

Метрах в ста от мемориального креста расположен ресторан с тем же названием — "Чертов мост". Над входом — портрет Суворова, в залах — русское и французское оружие, гравюры с батальными сценами. Знакомлюсь с владелицей ресторанчика. Она показывает мне старые альбомы с изображениями моста и сцен сражения за него. Для неё события, происшедшие здесь более двух веков назад, ещё и способ привлечения туристов. Ту же тему продолжает и магазин сувениров. Покинув гостеприимную хозяйку выезжаю дальше, продолжая набирать высоту.

К перевалу я двигался путем противоположным направлению движения солдат Суворова. Войска двигались из Италии к Цюриху на помощь другой русской армии и сражение за Чертов мост происходило уже после взятия перевала. Перевал Сен-Готтард не сильно выражен и если бы не столбик с числом 2091, обозначающем максимальную высоту, то можно было и проскочить его не заметив.

На самом перевале на высокой скале установлен памятник Суворову, выполненный русским скульптуром Тугариновым. Об этом говорит табличка прикрученная к скале, служащей основанием памятнику. Суворов в его исполнении выглядит довольно тщедушным человечком с тонкой длинной шеей, сидящем на коне, которого под уздцы ведёт швейцарец-проводник атлетического сложения. Может быть таким образом художник хотел таким образом выразить предчувствие полководцем неудачи в итоге этой кампании. Ведь в конце концов Суворов, спешащий на помощь союзной австрийской армии, окружённой под Цюрихом, оказался один один с превосходящими силами неприятеля и едва избежал поражения .

Небольшое озеро в обрамлении суровых гор и несколько домов — гостиница, музей Сен-Готтарда и ресторанчик. В музее много экспонатов, связанных с нашим великим земляком. На стенде с рельефной картой массива Сен-Готтард показан путь российской армии от Айроло через перевал и вниз к Фирвальдштетскому озеру.

Уже на перевале сгустились тучи и начал накрапывать дождь. С перевала спускаюсь уже под сильным ливнем сквозь потоки воды, стекающие с гор прямо через асфальтовое покрытие. Внизу уже итальянская Швейцария. В Ariolo поворачиваю на дорогу ведущую к перевалу Нуфенен.

Перевал Нуфенен (2478 м), хотя и не так известен, как сен-готтардский, тем не менее это самый высокий перевал в Швейцарии через который проходит автомобильная дорога. «Гольф» взбирался к нему вверх по серпантину под проливным дождем, натужно гудя мотором и разгребая щетками потоки воды на ветровом стекле. Вот и сам перевал. Небольшая гостиница, ресторанчик и крест на скале.

Внезапно сквозь тучи выглянуло солнце и приоткрылись окрестные горы. За перевалом спуск в долину. А там уже начало новой истории....

turbina.ru

Перевал Суворова | Записки русского в швейцарии

Перевал Сен-Готард, Швейцария. Переход Суворова через Альпы. Teufelsbrucke (Чёртов мост).

 

Альпы … Когда сюда попадаешь, сердце действительно замирает от величия этой красоты. Это горные хребты, крутые повороты, изумрудные долины, горные реки, зеркальные озера. С трудом представляется, как здесь можно было проложить дорогу, чтобы вот так туристы могли прикоснуться к исторической земле. Ведь это кусочек нашей истории, и даже кусочек нашей русской земли. А славу этим местам принес наш великий соотечественник. Теперь эти места прочно связаны с именем основоположника русского военного искусства, полководцем, графом и фельдмаршалом Александром Васильевичем Суворовым. (1729-1800).

И именно здесь, каждый турист, добираясь до этих мест, склоняет голову перед доблестным полководцем и героической армией русских солдат.

Современный перевал Суворова – это горный перевал Passo del San Gottardo (Перевал Сен-Готард)  на высоте 2108 метров. Находится он в ущелье бурной горной реки, которая благодаря каскадным водопадам выглядит совершенно неприступной!

С Чёртова моста открывает вид на дно ущелья, а сама река имеет какой то удивительный оттенок!

Смотришь сейчас на эти суровые скалы и удивляешься. Как такое вообще возможно? Сражаться в этом месте? XVIII век… никаких специальных приспособлений…  Нужно сказать, что в этом месте всегда сильный ветер, который буквально сбивает с ног!

10 сентября 1799 год под руководством Суворова, русские войсковые формирования, получив более полутысячи мулов и полторы тысячи лошадей, начали продвигаться через перевал Перевал Сен-Готард. 13 сентября указанный перевал ими полностью был покорен, а на следующий день они подошли к Teufelsbrucke — Чертову мосту. А к 16 сентября армия Суворова оказалась в окружении практически полностью без провизии и боеприпасов. Для Суворова это было очень тяжелое испытание, ему впервые в жизни пришлось отдать приказ об отступлении со словами: «Мы – русские! С нами Бог!»

Тем не менее, 27 сентября 1799 года русской армии удалось выйти из окружения и уйти в Австрию,чтобы в дальнейшем взять с боем взять Teufelsbrucke (чёртов мост).

Теперь на самом перевале установлена каменная глыба с высеченными словами «1806 Suvorowii victoriis». Считается, что эту надпись сделали местные жители в память о том великом подвиге, который совершил здесь прославленный полководец. Так и возник знаменитый перевал Суворова.

В самой скале есть туннель, где прятались солдаты. Снова задумываешься: как его вырыли в таком месте в 18 веке?

Также возле упомянутого Чертово моста Teufelsbrucke установлен еще один памятник в честь событий 1799 года. Это крест длиной 12 метров, который был высечен непосредственно в скальных образованиях. Здесь же, внизу креста красуется надпись на русском языке, прославляющая Суворова и его доблестных воинов. Это уникальный монумент, который знаменует горы в Швейцарии.

Примечательно, что указанный памятник – это полностью инициатива князя Сергея Михайловича Голицына, потомка Александра Суворова. Первоначально этот проект отклонялся швейцарскими властями, однако позже было все-таки решено увековечить память о подвиге. Местные швейцарцы показывают еще и древнюю липу, которая, как они уверены, была свидетелем воинской доблести.

Но еще раньше в 1237 году здесь была построена церковь Святого епископа Готарда Гильдесгеймского, которая и дала название впоследствии прославленному перевалу. А в 16 веке недалеко от церкви и созданного рядом приюта была воздвигнута Капелла мертвых.

Да, здесь действительно покоятся тела всех погибших, которые рискнули покорить суровые здешние места и так и остались здесь покоиться с миром… Есть здесь и Национальный Музей Сен-Готард, который раскрывает тайны грозного и великого перевала.

 

Сен-Готард или Перевал Суворова — один из трёх знаменитых альпийских перевалов. Путешествие через  Гримсел – Фурка – Сен-Готтард займёт минимум один день. Туристы в течение нескольких часов часов могут обогнуть этот перевал, любуясь его красотами из окна и совершая остановки в специально отведенных местах.  Но никто, никто не может проехать мимо памятника Суворову. Прошло более двух веков, а у Чертова моста ежегодно торжественно возлагают цветы, это дань величию духа русских солдат, потому что до сих пор невозможно себе представить, как все это можно было выдержать и осуществить. И память об этом героизме, силе духа трепетно хранится в горной Швейцарии.

 

 

www.lidaart.ru

Перевал Сен-Готард

Швейцарские Альпы уже давно стали не только символом прекрасной европейской страны, но и своеобразным туристическим брендом.

Многочисленные озёра, заснеженные вершины, перевалы, перечислить все природные богатства, которые природа подарила этой стране вместе с горами, просто невозможно. Однако и среди всего множества живописных мест можно выделить самые-самые, например, перевал Сен-Готард.

Место можно считать самым настоящим горным узлом. Здесь сходятся хребты и долины, располагается немало озёр, из которых берут начало бурные горные реки. Описать словами красоту пейзажей Сен-Готард просто невозможно. Он притягивает, завораживает, вдохновляет и манит к себе вновь и вновь.

Для удобства туристов проложен пешеходный маршрут по дороге, которая в 19 веке была оживленной трассой. Сегодня для автотранспорта построена другая, более современная магистраль с множеством развязок. Те, кто сомневаются в своих физических возможностях, могут посмотреть на красоты перевала из окна туристического автобуса, которые регулярно курсируют по новой трассе.

Однако не только красивыми пейзажами славится Cен-Готард. Именно через него совершил свой легендарный переход через Альпы русский полководец Суворов. В память об этом важном историческом событии возведён монумент Александру Васильевичу. А неподалёку, возле моста, который называется Чёртовым, установлен памятный крест. Небольшая территория возле него, несколько квадратных метров, принадлежит Российской Федерации.

Кстати с мостом, как во времена Суворова, так и в наши дни, связано немало легенд. Долгое время его не могли построить и местные жители, отчаявшись, попросили помощи у самого чёрта. Взамен он потребовал принести в жертву первого пешехода. Но, чтобы обхитрить нечистого, после постройки по нему пустили не человека, а козлёнка. После возведения долгие годы мост считался неприступным. Опровергнуть суеверия удалось лишь Александру Васильевичу Суворову.

Достопримечательности рядом с перевалом Сен-Готард

Сен-Готард - достаточно большая территория, на которой располагается немало архитектурных, природных достопримечательностей и даже музеев. Вполне справедливо можно сказать, что рядом с ним - вся Швейцария с её красотами.

Туристы, отправляющиеся полюбоваться красотами перевала, как правило, не проходят мимо Национального музея в городке Айлоро, экспозиции которого рассказывают об истории местности и известных людях, родившихся и живших здесь.

Рядом с Сен-Готард немало мест, связанных с Александром Васильевичем Суворовым. В деревушке Хоспенталь сохранилась гостиница, где он останавливался, а в Андерматте открыт посвящённый ему музей.

Где остановиться рядом с перевалом Сен-Готард

Для того, чтобы насладиться Сен-Готард можно остановиться и провести несколько дней в отеле, расположенном на его территории. Один из лучших - Albergo San Gottardo, в местечке Айлоро. Выделяется он тем, что располагается в здании хосписа, построенном ещё в 1237 году. Однако это вовсе не значит, что с тех пор в номерах отеля не было ремонта. К услугам гостей все удобства, которые должны быть в европейской гостинице высокого класса. Кроме того, прямо на территории располагается Национальный музей, являющийся одной из главных достопримечательностей Сен-Готард.

Как добраться до перевала Сен-Готард

Лучший способ добраться до перевала Сен-Готард - на личном автотранспорте по трассе. Также насладиться его красотами можно воспользовавшись услугами рейсового автобуса, который курсирует трижды в день с июля по сентябрь.

putevojdnevnik.ru

Евротрип 2009. Перевал Сен-Готард - The Travel Watch

Если вы хотите из северной или центральной Швейцарии попасть в Италию, то самый быстрый способ сделать это - воспользоваться скоростным шоссе А2. Оно начинается в Базеле и тянется до городка Кьяссо на самой границе с Италией. Составной частью этого шоссе является Сен-Готардский тоннель, открытый в 1980 году и имеющий длину 16,9 км. Он позволяет сэкономить огромное количество времени при путешествии в Италию. Но мы никуда не торопимся, поэтому воспользуемся перевалом Сен-Готард, который в свое время был единственным путем на юг. Перевал знаменит еще и тем, что именно через него русский полководец Александр Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. При этом русские войска с боем взяли Чертов мост.

Перевал где-то там, наверху, в облаках.

Через несколько километров мы съедем с шоссе и по извилистому серпантину устремимся на высоту 2100 м.

Часть дороги на перевал пролегает через открытые тоннели, защищающие дорогу от падения камней.

Дорога петляет вдоль реки Рёйс, которая несет свои бурные воды вниз по склону и дальше в озеро Люцерн.

Уже на этой высоте наблюдаются огромные пласты нерастаявшего снега.

Тяжелое серое небо и низко висящие облака придают этому месту особенное очарование.

Подъезжаем к знаменитому Чертовому мосту. Самое тяжелое сражение произошло именно здесь. Тогда русские войска совершили невозможное, прорвавшись через отлично защищенный мост - единственный проход в сторону Цюриха, где должна была произойти встреча с корпусом Римского-Корсакова.

По преданию, давшему название мосту, местным жителям долгое время никак не удавалось построить мост, так как бурный поток сносил все время возобновлявшуюся постройку. Тогда в сговор со строителями вступил чёрт. Он предложил помочь в строительстве моста, с тем условием, что заберёт душу первого, кто перейдет по мосту. Мост был построен, однако местные жители перехитрили чёрта, пустив по мосту козлёнка. В память о легенде на скале возле Чёртова моста красной краской были нарисованы чёрт и козлёнок. Эти изображения сохранились до сих пор. Чёртов мост представлял собой узкую каменную арку длиной около 25 метров, переброшенную над ущельем на высоте 22-23 метра над бурным грохочущим потоком.

Это место легендарного перехода Суворова через Альпы в 1799 году, где русских солдат встретило «царство ужаса» с отвесными обледеневшими кручами и пропастями, которые они называли «гробами смерти». Те, кто смог избежать падения в них, рисковал попасть на пристрелянные французской армией открытые участки склона.

Сейчас через ущелье перекинуто два новых моста: пешеходный, 19-го века, рядом с останками старинного Чертова моста, и автомобильный - 20-го века, повыше и подальше.

Неподалеку от моста в скале высечен 12-метровый крест. Монумент был создан в 1898 году по инициативе и на деньги князя Голицына.

Территория возле креста (495 кв. метров) принадлежит Российской Федерации, в знак чего здесь развевается российский флаг.

Сразу после моста дорога выходит в долину, в которой расположен небольшой городок Андерматт.

Андерматт долгое время ничем особым не выделялся, и лишь в конце 19-го века местные жители решили занять свою нишу в столь выгодном мировом туризме, открыв сразу несколько роскошных отелей. Вслед за этим деревня превращается в один из самых модных курортов Европы. Здесь в 1937 году открывается второй в Швейцарии подъемник.

Однако Вторая Мировая война внесла свои коррективы, туризм практически исчез и Андерматт пришел в запустение. Пока местная община собирала деньги на ремонт уже обветшавших отелей, успели появиться многочисленные другие горнолыжные курорты, оставив Андерматт позади. В настоящее время курорт стал постепенно оживать, в основном за счет публики, старающейся быть подальше от людных модных курортов.

Поднимаемся еще выше, на сам перевал. Высота - 2000 метров, температура падает до +2 градусов.

В середине июня здесь все еще царство снега, но дорога хорошо очищена.

Сен-Готардский перевал открыт с мая по октябрь, в остальное время года автомобилистам предлагается воспользоваться тоннелем.

Основную дорогу регулярно очищают от снега. Качество очистки просто великолепное.

От верхней точки перевала в разные стороны расходятся несколько старых мощеных булыжником дорог. По одной из них мы решили прокатиться.Из-за плотного тумана и тишины ощущения абслютно сюрреалистичные.

С южной стороны Готарда, с высоты 2100 м, узким серпантином, петля за петлей, идет вниз в долину via Tremola. Это настоящее испытание для тех, кто осмелится забраться на эту извилистую горную дорогу. Байкеры считают этот маршрут особенно престижным, и ценят его весьма высоко за чрезвычайную сложность и опасность. Раньше это был единственный спуск с перевала, пока не сделали более пологий и длинный путь. Мы планировали проехать именно здесь, но к сожалению он был закрыт из-за обилия снега.

В настоящее время под Сен-Готардом строится еще один железнодорожный тоннель, который планируется завершить в 2018 году. Он станет самым длинным тоннелем в мире: проектная длина – 57 км, а вместе со служебными и пешеходными ходами она составит 153,4 км. Здесь пройдут железнодорожные пути, что позволит Швейцарии подключиться к европейской системе высокоскоростных железных дорог.

Продолжение следует.

Оглавление записей этой поездки:МюнхенШтаб-квартира BMW в МюнхенеБавария и замок НойшванштайнЛихтенштейнЦюрихАльпийские пейзажи ШвейцарииСуровый ГриндельвальдЛюцерн

При подготовке этого поста были использованы следующие материалы:http://en.wikipedia.org/wiki/Gotthard_Passhttp://en.wikipedia.org/wiki/Gotthard_Road_Tunnelhttp://www.nashagazeta.ch/news/10233http://kriona-design.com/gd/switz/active_more.php

markych.livejournal.com