Морской флот Швейцарской Конфедерации во время Второй мировой войны. Швейцария море


Море и горы: из Италии в Швейцарию

Mayel Travel приглашает Вас в незабываемое приключение! Вас ждет знакомство с лучшими городами севера Италии – загадочной Венецией, романтичной Вероной, элегантным Миланом, респектабельным Турином. Вы побываете в двух главных городах Швейцарии – официальной столице страны Берне и одном из ведущих мировых деловых центров – Цюрихе, а также в столице княжества Лихтенштейн — городе Вадуц.

Для любознательных путешественников предусмотрена возможность увидеть «город, излучающий свет» – швейцарский Люцерн и франкоязычный курортный городок Монтрё, знаменитый своим джазовым фестивалем. К услугам туристов комфортабельные автобусы класса gran turismo, лучшие русскоговорящие гиды на экскурсиях, размещение в отелях 4*.

Маршрут: Болонья – Милан – Турин – Лозанна – (Монтрё) – Фрибур – Берн – (Люцерн) – Цюрих – (Шаффхаузен) – Вадуц – Верона – Венеция – Болонья

День 1

Вылет в Италию.По прибытии в зале прилета встреча с сопровождающим.Трансфер в город.Свободное время для самостоятельной прогулки по Болонье.Переезд и размещение в отеле.Ужин*.

День 2

Завтрак в отеле.Переезд в Милан.По прибытии свободное время для прогулки по исторической части Милана.Дополнительная экскурсия с гидом по Милану (27€ с человека).Отъезд в Турин.Дополнительная экскурсия с гидом по Турину (27€ с человека).Свободное время в Турине.Размещение в отеле в окрестностях Турина.Ужин*.

День 3

Завтрак в отеле.Переезд в Лозанну.Свободное время.Дополнительная экскурсия с гидом по Лозанне (30€ с человека).Дополнительная  экскурсия с гидом в городок Монтрё (35€ с человека).Переезд и размещение в окрестностях Фрибура.Ужин*.

День 4

Завтрак в отеле.Отъезд в Берн.Свободное время.Дополнительная экскурсия с гидом по Берну (30€ с человека).Дополнительная поездка в Люцерн (60€ с человека).Возвращение в отель.Ужин*.

День 5

Завтрак в отеле.Переезд в Цюрих.Обзорная пешеходная экскурсия с гидом по Цюриху.Свободное время.Дополнительная поездка в Шаффхаузен на Рейнский водопад (60€ с человека).Размещение в отеле в окрестностях Цюриха или Вадуца.Ужин*.

День 6

Завтрак в отеле.Переезд в княжество Лихтенштейн.Прибытие в г. Вадуц.Дополнительная экскурсия на паровозике с гидом по г. Вадуц (30€ с человека).Свободное время.Отъезд в регион Венето.По дороге остановка в Вероне.Свободное время.Дополнительная экскурсия с гидом по Вероне (27€ с человека).Размещение в отеле в регионе Венето.Ужин*.

День 7

Завтрак в отеле.Переезд в Венецию (автобус до пристани Тронкетто).Далее на катере по каналу Джудекка до площади Сан-Марко, проезд на катере оплачивается дополнительно (25€ с человека).Обзорная пешеходная экскурсия с гидом по Венеции.Свободное время.Дополнительная экскурсия с гидом во Дворец Дожей (27€ с человека, входные билеты оплачиваются дополнительно — 23€ с человека).Дополнительно предлагается катание на гондолах (25€ с человека).Возвращение на пристань по каналу Джудекка и посадка в автобус.Дополнительно предлагается возвращение по Большому Каналу (30€ с человека).Переезд и размещение в отеле в области Эмилия-Романья.Ужин*.

День 8

Завтрак в отеле.Трансфер в аэропорт.Вылет в Москву.

* — ужин для тех, у кого забронирован полупансион (завтрак и ужин).

Стоимость тура — от 515 Евро на человека при двухместном размещении в отеле 4*.

В стоимость тура на человека при двухместном размещении входит:

— Авиаперелет: Москва – Болонья (Римини) – Москва— Размещение:* область Эмилия-Романья (1 ночь)* окрестности Турина (1 ночь)* окрестности Фрибур (2 ночи)* окрестности Цюриха/Вадуц (1 ночь)* регион Венето (1 ночь)* область Эмилия-Романья (1 ночь)— Питание: по выбору – континентальные завтраки или полупансион (завтрак и ужин)— Экскурсии с гидом по программе— Посещение:* Болонья* Милан* Турин* Лозанна* Берн* Вадуц* Верона— Групповой трансфер— Сопровождающий по всему маршруту— Медицинский страховой полис

Дополнительно оплачивается:

— При заказе полупансиона: вино, соки и минеральная вода во время ужинов— Чаевые гиду и водителю— Городской налог— Бронирование места в автобусе— Консульский сбор— Страховка от невыезда— Топливный сбор— Стоимость посадочного талона для ребенка от 0 до 2-х лет

Оплачивается на месте (цена на человека):

— входные билеты во Дворец Дожей  (23€) во время проведения экскурсий— наушники для прослушивания экскурсий с гидом  (25€ за все экскурсии по тур)— проезд в Венеции на катере по каналу Джудекка до площади Сан-Марко(25€  в обе стороны)

Стоимость дополнительных экскурсий и услуг (на человека):

* Экскурсия по Милану — 27€* Экскурсия по Турину — 27€* Экскурсия по Лозанне — 30€* Экскурсия в г. Монтрё — 35€* Экскурсия по Берну — 30€* Экскурсия по г. Вадуц — 30€* Экскурсия по Вероне — 27€* Экскурсия во Дворец Дожей — 27€* Поездка в Люцерн — 60€* Поездка в Шаффхаузен на Рейнский водопад (билет включен) — 60€* Катание на гондолах — 25€* Возвращение на катере по Большому Каналу (Венеция) — 30€ (доплата к стоимости проезда по каналу Джудекка)

Окончательная стоимость тура фиксируется в зависимости от количества человек в группе и запроса на индивидуальный тур.

www.mayel.ru

Швейцария: о стране

Официальное название - Швейцарская Конфедерация, небольшое, не имеющее выхода к морю государство в Центральной Европе, граничащее на севере с Германией, на юге — с Италией, на западе — с Францией, на востоке — с Австрией и Лихтенштейном. Название происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».

Швейцария — федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999. Сейчас Швейцария — федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная — Федеральному совету (правительству).

 В Швейцарии 4 государственных языка (немецкий, французский, итальянский и ретороманский). Поэтому, побывав в разных частях Швейцарии у Вас будет ощущение, что Вы побывали минимум в трех.

Географическая и климатическая характеристика: Швейцария — страна без выхода к морю, территория которой делится на три природных региона -Горы Юра на севере, -Швейцарское плато в центре, -Горы Альпы на юге, занимающие 61 % всей территории Швейцарии.

Северная граница частично проходит по Боденскому озеру и Рейну, который начинается в центре Швейцарских Альп и образует часть восточной границы.

Западная граница проходит по горам Юра, южная — по Итальянским Альпам и Женевскому озеру. Большая часть страны расположена на территории Альп.

Швейцария богата и знаменита своими озёрами, наиболее привлекательные из них расположены по краям Швейцарского плато — Женевское, Фирвальдштетское, Тунское на юге, Цюрихское на востоке, Бильское и Нёвшательское на севере. Большинство из них имеет ледниковое происхождение. За один день, проехав расстояние, которое мы тратим каждый день на дорогу к работе, Вы можете покататься на лыжах, потом искупаться в озере и понежиться в термальной воде.

В Швейцарии преобладает континентальный климат, типичный для Центральной Европы, со значительными колебаниями в зависимости от высоты над уровнем моря. На Западе страны велико влияние Атлантического океана, на Востоке и в горных районах климат приобретает черты континентального. Зимы холодные, на плато и в долинах температура достигает нуля, а в горных районах −10 °C и ниже. Средняя температура летом в низинах — +18-20 °C, несколько ниже в горах. В Женеве средние температуры июля около 19 °C, января примерно 9 °C. За год выпадает около 850 мм осадков. Особенность — сильные северные и южные ветры. Швейцарский климат необычен тем, что для каждой области Швейцарии свойственен свой пейзаж, свой климат. Именно здесь Арктика соседствует с тропиками. Здесь можно обнаружить, как в Арктике, мхи и лишайники, а также пальмы и мимозы, — по существу как на побережье Средиземного моря. Путешествие по Швейцарии можете рекомендовать в любое время года. Это один из огромных плюсов страны.

Путешествовать по стране комфортно и приятно благодаря уникальной Швейцарской Системе путешествий. Транспортная сеть очень разветвлена: общественным транспортом можно добраться до любой точки страны. Во всех поездах предусмотрено всё необходимое для перевозки багажа, велосипедов, лыж. А купив специальный проездной Swiss Pass или Swiss Flexi Pass, вы сможете свободно перемещаться по всей стране на любом виде транспорта. Проездной служит также музейным абонементом с правом бесплатного посещения почти 400 музеев и выставок, а также дает скидку 50% при покупке билета на большинство горных железных дорог, фуникулёров и подъемников. В Швейцарии очень удобно сочетать город для экскурсий и шопинга с отдыхом на озере или на термальном курорте. Швейцария - спокойная страна с удивительной по красоте природой необычайно подходит для лечения, восстановления сил и отдыха. Популярны и горнолыжные курорты, не похожи один на другой. Отличное катание, ледяные дворцы, шикарные подъемники, потрясающая кухня и многое другое.

Отели в Швейцарии известны во многих странах благодаря отличному сервису и высокому уровню предоставляемых услуг. Вы всегда можете выбрать отель любого уровня - от класса "люкс" (их в Швейцарии 35) до уютного недорогого шале.

Добро пожаловать В Швейцарию,страну и делового туризма, которая может предложить Вам не только идеальную природу, но разнообразие больших и малых городов. Где бы не началось знакомство с городами Швейцарии, Вы увидите, что каждый обладает своей уникальной культурой, а их компактность позволяет делать это пешком.

www.euro-travel.ru

Когда Швейцария вышла в море…: y4astkoviu

Морской флот Швейцарской Конфедерации во время Второй мировой войны

Морской флот под красным флагом с белым крестом не только существует, но и отмечает в этом году свое 70-летие. О том, какие трудности пришлось преодолеть Конфедерации, не имеющей прямого выхода к морю, чтобы обзавестись собственными кораблями, и почему членами швейцарского экипажа нередко становились русскоязычные матросы и офицеры.

("Albula" - один из четырнадцати швейцарских кораблей, бороздивших моря во время Второй мировой войны) Всем известно, что Швейцария не имеет прямого выхода к морю, однако мало кто знает, что столь немаловажное обстоятельство не помешало ей обзавестись собственным морским флотом. Более того, это единственная страна, в которой права на маневрирование судном, полученные на озере, действительны для хождения по морям.

Однако отношения Конфедерации с морским флотом не всегда были столь ровными, как сегодня, и много воды утекло с тех пор, когда в открытое море вышло первое судно под красным флагом с белым крестом.

(морской флаг Швейцарской Конфедерации)Начиная с XVII века, банковское и торговое дело оказалось в непосредственной зависимости от морских путей. В XIX веке правительство Конфедерации получает многочисленные просьбы о создании национального флота. Исходят они, в основном, от швейцарских компаний с зарубежными филиалами в портовых городах, которые нередко обладают своими собственными кораблями, вынужденными ходить под иностранными флагами. Еще одним аргументом в пользу создания флота были некомфортабельные условия на иностранных кораблях, перевозивших эмигрантов в Северную Америку, учитывая, что все больше швейцарцев желает отправиться в Новый свет. К тому же, собственные корабли позволили бы Конфедерации получить контроль над морскими торговыми путями и относительную независимость на морях. Многие швейцарцы к тому времени служат на флоте других стран, за неимением родного. Однако пока еще не существует никакого международного права, которое гарантировало бы безопасность судов страны, не имеющей выхода к морю, в иностранных портах, и морские державы нередко трактуют законы в свою пользу. Предпринятая Швейцарией попытка «прощупать» настроения заграницей – 17 консульств, расположенных в государствах, обладающих морскими портами, получили задание изучить возможности регистрации в них швейцарских кораблей, - закончились неудачей. Швейцарский консул в Гавре открыто назвал идею смехотворной, министерства большинства стран затягивали с ответом, ожидая решения Франции, чтобы к нему примкнуть. В конце концов, Конфедерация сама отказалась от переговоров. (Швейцарский "Generoso" на пристани) Однако несколько десятилетий спустя, когда началась Первая мировая война, необходимость обладания собственным флотом проявилась со всей силой. Дело в том, что Швейцария получала большую часть сырья и важнейшие продукты питания, в частности, зерновые, благодаря импорту, и состояние морских путей, блокированных враждующими государствами, непосредственно сказывалось на благосостоянии страны. Конфедерация, заручившись поддержкой частных предпринимателей, попыталась договориться о создании нейтрального торгового флота с могущественной лондонской компанией Interallied Chartering Executive. Однако англичане не спешили удовлетворить просьбу: предложенные ими условия оставались крайне невыгодными и, ко всему прочему, далеко не всегда выполнялись.

В марте 1917 года Швейцария создает специальное бюро для решения проблем экспорта и импорта (FERO), которое, в частности, должно заниматься организацией доставки зерновых в страну. FERO заключает договор с американской военной транспортной службой (US War Transport Office), регулирующий доставку зерновых для Швейцарии в нейтральные европейские порта на американских кораблях и парусниках. Эти судна можно было отличить по красному флагу с белым крестом и крупной надписи SUISSE на корме: таким образом их пытались обезопасить от нападений немецкого флота, хотя надежда была слабая. По окончании войны прогулки швейцарского флага на морях закончились, ибо США не продлили контракта. Провалом закончились и переговоры швейцарской делегации с Лондоном и Парижем, и попытки создания швейцарско-нидерландской и швейцарско-бельгийской судоходных компаний.Тем не менее, натянутая ситуация в международных отношениях и приход к власти в Германии Гитлера в 1933 году, предвещавший новую войну, волновали Конфедерацию, не желавшую снова остаться без ресурсов. В мирные времена большая часть импортируемого сырья и продовольствия приходила в порты Антверпена, Роттердама и Амстердама, а затем отправлялась до Базеля речным путем. Однако представлялось все менее очевидным, что в случае военного конфликта Германия позволила бы торговым кораблям и дальше беспрепятственно ходить по Рейну. Опасения вскоре подтвердились, и Швейцария вновь оказалась отрезанной от моря, а вместе с ним – от импортируемых товаров.

("Chasseral" ) В стране был объявлен чрезвычайный режим: не хватало ни хлеба, ни электричества. Специально созданное Военное бюро транспорта в срочном порядке ведет переговоры с морскими державами, которые, наконец-то, завершаются относительным успехом: 15 сентября 1939 года Конфедерация подписывает с греческой судоходной компанией Rethymnis & Kulukundis Ltd. договор о временной аренде. С весны 1940 года и до конца войны в распоряжение Швейцарии предоставляются 15 кораблей под греческим флагом.

Однако с мая 1940 года отношения Швейцарии и Третьего Рейха становятся натянутыми: из Германии поступают ультиматумы и угрозы, с недоверием относятся к Конфедерации, балансирующей «меж двух огней», и союзники. Когда в июне Италия вступает в войну, доступ к Средиземному морю оказывается закрытым. Греция требует возврата части кораблей, Великобритания блокирует товарные суда в Гибралтаре, независимо от их флага и порта приписки. В октябре Италия оккупирует Грецию, и итальянские порты теперь окончательно закрыты для швейцарских кораблей под греческим флагом, что еще больше усугубляет ситуацию в стране, отрезанной от жизненно необходимого сырья. С этого трагического момента и начинается подлинная история швейцарского морского флота.

(На палубе швейцарского "Chasseral") Еще летом 1940 года Швейцарская навигационная компания приобретает два грузовых судна, CALANDA и MALOJA, зарегистрированные в Панаме. К панамскому порту приписан и корабль ST. CERGUE, принадлежащий крупному лозаннскому предприятию по торговле зерновыми André & Co, которое в 1941 году создает свою собственную судоходную компанию Suisse-Atlantique SA. Обе навигационные компании требуют от швейцарского правительства зарегистрировать их под национальным флагом, но получают отказ под предлогом отсутствия крайней необходимости и неоправданных затрат для столь маленького флота. Кроме того, морского законодательства у Швейцарии по-прежнему нет.

Однако, когда ситуация в военной Европе становится критической, отношение правительства к проекту резко меняется. По поручению Федерального совета, в январе 1941 года профессор из Базеля Роберт Хааб, специалист по морскому праву иностранных держав, за рекордный срок в 30 дней создает для Швейцарии первое в ее истории морское законодательство. Постановление одобрено правительством 9 апреля 1941 года и входит в силу немедленно.

("Maloja" - одно из первых суден, вставших под швейцарский флаг ) Остается только одно препятствие к созданию полноценного морского флота: в условиях войны не так-то просто найти свободные судна. Корабли, выставленные на продажу, находятся в плачевном состоянии, часто представляют собой обломки, которые стоят в 10-20 раз выше, чем в довоенное время. Но у Конфедерации в тот момент нет выбора: она скупает лучшие из предлагаемых суден, вкладывая огромные суммы в ремонт будущего флота. Новые корабли принадлежат правительству, точнее, Военному бюро транспорта (OGT), ибо нейтральным суднам, находящимся в руках частных владельцев, закрыты пути к Гибралтару и Средиземному морю. Всего во время Второй мировой войны под швейцарским флагом ходит 14 кораблей.

Четыре судна, приобретенные OGT, одновременно перевозят посылки британского и американского Красного Креста, однако вскоре заказов последних становится так много, что не хватает места для остального груза. Тогда Международный Красный Крест в Женеве (CICR) решает приобрести свои собственные корабли, которые также ходят под швейцарским флагом и эксплуатируются Швейцарской навигационной компанией. В конце войны правительство продаст свои судна частным компаниям, а Красный крест перепродаст корабли их прежним владельцам.Как только проблема с суднами была решена, возникла новая: с экипажем. Теоретически, на нейтральных кораблях могут работать только граждане нейтральных государств. Так на швейцарских суднах оказался пестрый состав из португальцев, бельгийцев, датчан, голландцев, эстонцев, греков, норвежцев, поляков, испанцев, шведов и эмигрантов из царской России, обосновавшихся во Франции и считающихся апатридами. Последним, именно по причине их шаткого международного положения и отсутствия национального паспорта, в некоторых портах было запрещено спускаться на сушу.

Сами швейцарцы охотно отправлялись в открытое море, занимая на палубе самые разные посты. Однако капитан швейцарской национальности во время войны был только один. Звали его Фриц Гербер, и свою карьеру он начал в 1898 году, в восемнадцатилетнем возрасте, на паруснике, приписанном к Бремену, и продолжил капитаном на немецких кораблях, отправлявшихся в Сибирь и на Дальний Восток. В начале Второй мировой войны Гербер сначала был назначен капитаном ST. CERGUE, а затем возглавлял команду на других швейцарских суднах.

(параход "St. Cergue") Надо сказать, что единственными специалистами на флоте, получавшими образование в Швейцарии, были радисты. Их роль на борту в то время считалась необыкновенно важной, а потому Конфедерация приложила все усилия к формированию собственных связных. Их образованием занималось предприятие Radio Suisse SA, предок Swisscom. Приемная станция была установлена в военном аэропорту Дюбендорфа, неподалеку от Цюриха. В 1949 году она переедет в новый гражданский аэропорт Клотен, а затем в Берн.Не так-то просто было ходить по морям в военное время. Союзники и Германия установили для нейтральных кораблей многочисленные пункты контроля и строгие правила. Так, например, членам экипажа запрещено было иметь при себе блокноты, личные дневники, тетради с зарисовками, сигареты, фотоаппараты: все эти вещи конфисковались на проверках. Помимо обычных документов для навигации, швейцарские нейтральные корабли должны были возить с собой кипу документов и разрешений обоих военных блоков, о любом перемещении необходимо было сообщать специальным органам контроля.

И снова волшебным знаком, защищающим от любой опасности, должна была стать надпись SWITZERLAND и белый крест на красном фоне. Название страны фигурировало на этот раз с двух сторон кормы, выведенное большими белыми буквами, которые освещались ночью. Швейцарский флаг был нарисован или растянут везде, где только позволяло место.

(Затонувший "Generoso") Помогло ли это защитить швейцарские корабли? Увы, лишь отчасти: спасти от воздушных и подводных атак, также как от мин, красно-белый флаг был бессилен. Корабль MALOJA был потоплен в результате воздушной атаки англичан у берегов Корсики в 1943 году, CHASSERAL пострадал от нападения английской авиации в Средиземном море, но впоследствие был отремонтирован. ALBULA затонул в порту Марселя в июле 1944 года, незадолго до освобождения города союзниками: в ночь с 20 на 21 августа немецкие солдаты взорвали стену набережной, и упавшие обломки потопили пришвартованное швейцарское судно.Трагическая судьба ожидала GENEROSO и его русскоязычного капитана Анатолия Гурецкого. 14 сентября 1944 года в марсельском порту французские и американские военные судна, разыскивающие мины, попросили швейцарский корабль переправиться в более безопасное место. Однако во время маневра GENEROSO наплыл на бомбу. Взрыв был настолько сильным, что капитана и швейцарского связного выбросило в воду. Капитан погиб на месте, тяжело раненного телеграфиста удалось спасти… (Гибель "Albula" в марсельском порту ) Швейцарские корабли во время войны не раз совершали добрые дела, спасая экипажи терпящих бедствия суден. В июне 1942 года, ST. CERGUE, на пути из Нью-Йорка в Геную, пришел на помощь тонущему голландскому кораблю и смог спасти 214 человек. В числе уцелевших оказались американские офицеры, и капитан Гербер опасался, как бы на предстоящем пункте контроля их не обнаружил немецкий патруль. По предложению капитана, офицеры выбросили свою форму за борт, а сами спрятались под палубой. Когда патруль поинтересовались, почему швейцарский корабль сбился с курса, Гербер, скрывая волнение, свалил всю вину на неожиданные течения. Немецкая служба, удовлетворенная ответом, не стала проводить обыск корабля.

Согласно международному праву, каждый корабль должен иметь порт приписки в стране, под флагом которой он ходит. Таким образом, родной гаванью для всех швейцарских кораблей стал Базель, где сегодня располагается Швейцарское бюро морской навигации. Флот Конфедерации теперь подчиняется федеральному закону 1957 года, сменившему чрезвычайное положение 1941 года.Сегодня швейцарский флот насчитывает 38 кораблей – настоящий рекорд для маленькой озерной страны, не имеющей прямого выхода к морю. А вот число моряков со швейцарским паспортом, достигнув апогея в 1965 году – 62% экипажа – теперь застыло на минимальной отметке. Из 708 матросов и офицеров на суднах, ходящих под швейцарским флагом, всего шестеро – швейцарцы. Большую часть экипажа составляют сегодня граждане Филиппин, Украины и Хорватии, по статистике Швейцарского бюро морской навигации. Причиной упадка интереса к судоходству на морях стали экономические кризисы 70-х годов. Сегодня же Конфедерация пытается поправить ситуацию, сделав ремесло моряка более привлекательным: поднимает зарплату тем, кто решил посвятить себя морю, и даже предлагает частично оплатить образование в обмен на три года службы во флоте.

("Chasseral" в порту) Судна, курсирующие под красно-белым флагом, - грузовые, контейнеровозы, назначения, - принадлежат шести судовладельцам, зарегистрированным в Швейцарии. Некоторые иностранные корабли сегодня также ходят под швейцарским флагом, несмотря на строгие правила регистрации. В случае необходимости и чрезвычайного положения Конфедерация может реквизировать торговые суда для снабжения страны продовольствием, - в конце концов, ведь когда-то именно для этой цели она и создала свой собственный флот.

y4astkoviu.livejournal.com

Когда Швейцария вышла в море…

Всем известно, что Швейцария не имеет прямого выхода к морю, однако мало кто знает, что столь немаловажное обстоятельство не помешало ей обзавестись собственным морским флотом. Более того, это единственная страна, в которой права на маневрирование судном, полученные на озере, действительны для хождения по морям. Однако отношения Конфедерации с морским флотом не всегда были столь ровными, как сегодня, и много воды утекло с тех пор, когда в открытое море вышло первое судно под красным флагом с белым крестом.

Начиная с XVII века, банковское и торговое дело оказалось в непосредственной зависимости от морских путей. В XIX веке правительство Конфедерации получает многочисленные просьбы о создании национального флота. Исходят они, в основном, от швейцарских компаний с зарубежными филиалами в портовых городах, которые нередко обладают своими собственными кораблями, вынужденными ходить под иностранными флагами. Еще одним аргументом в пользу создания флота были некомфортабельные условия на иностранных кораблях, перевозивших эмигрантов в Северную Америку, учитывая, что все больше швейцарцев желает отправиться в Новый свет.

К тому же, собственные корабли позволили бы Конфедерации получить контроль над морскими торговыми путями и относительную независимость на морях. Многие швейцарцы к тому времени служат на флоте других стран, за неимением родного. Однако пока еще не существует никакого международного права, которое гарантировало бы безопасность судов страны, не имеющей выхода к морю, в иностранных портах, и морские державы нередко трактуют законы в свою пользу. Предпринятая Швейцарией попытка «прощупать» настроения заграницей – 17 консульств, расположенных в государствах, обладающих морскими портами, получили задание изучить возможности регистрации в них швейцарских кораблей, - закончились неудачей. Швейцарский консул в Гавре открыто назвал идею смехотворной, министерства большинства стран затягивали с ответом, ожидая решения Франции, чтобы к нему примкнуть. В конце концов, Конфедерация сама отказалась от переговоров.

Однако несколько десятилетий спустя, когда началась Первая мировая война, необходимость обладания собственным флотом проявилась со всей силой. Дело в том, что Швейцария получала большую часть сырья и важнейшие продукты питания, в частности, зерновые, благодаря импорту, и состояние морских путей, блокированных враждующими государствами, непосредственно сказывалось на благосостоянии страны. Конфедерация, заручившись поддержкой частных предпринимателей, попыталась договориться о создании нейтрального торгового флота с могущественной лондонской компанией Interallied Chartering Executive. Однако англичане не спешили удовлетворить просьбу: предложенные ими условия оставались крайне невыгодными и, ко всему прочему, далеко не всегда выполнялись.

В марте 1917 года Швейцария создает специальное бюро для решения проблем экспорта и импорта (FERO), которое, в частности, должно заниматься организацией доставки зерновых в страну. FERO заключает договор с американской военной транспортной службой (US War Transport Office), регулирующий доставку зерновых для Швейцарии в нейтральные европейские порта на американских кораблях и парусниках. Эти судна можно было отличить по красному флагу с белым крестом и крупной надписи SUISSE на корме: таким образом их пытались обезопасить от нападений немецкого флота, хотя надежда была слабая. По окончании войны прогулки швейцарского флага на морях закончились, ибо США не продлили контракта. Провалом закончились и переговоры швейцарской делегации с Лондоном и Парижем, и попытки создания швейцарско-нидерландской и швейцарско-бельгийской судоходных компаний.

Тем не менее, натянутая ситуация в международных отношениях и приход к власти в Германии Гитлера в 1933 году, предвещавший новую войну, волновали Конфедерацию, не желавшую снова остаться без ресурсов. В мирные времена большая часть импортируемого сырья и продовольствия приходила в порты Антверпена,  Роттердама и Амстердама, а затем отправлялась до Базеля речным путем. Однако представлялось все менее очевидным, что в случае военного конфликта Германия позволила бы торговым кораблям и дальше беспрепятственно ходить по Рейну. Опасения вскоре подтвердились, и Швейцария вновь оказалась отрезанной от моря, а вместе с ним – от импортируемых товаров.

В стране был объявлен чрезвычайный режим: не хватало ни хлеба, ни электричества. Специально созданное Военное бюро транспорта в срочном порядке ведет переговоры с морскими державами, которые, наконец-то, завершаются относительным успехом: 15 сентября 1939 года Конфедерация подписывает с греческой судоходной компанией Rethymnis & Kulukundis Ltd. договор о временной аренде. С весны 1940 года и до конца войны в распоряжение Швейцарии предоставляются 15 кораблей под греческим флагом.

Однако с мая 1940 года отношения Швейцарии и Третьего Рейха становятся натянутыми: из Германии поступают ультиматумы и угрозы, с недоверием относятся к Конфедерации, балансирующей «меж двух огней», и союзники. Когда в июне Италия вступает в войну, доступ к Средиземному морю оказывается закрытым. Греция требует возврата части кораблей, Великобритания блокирует товарные суда в Гибралтаре, независимо от их флага и порта приписки. В октябре Италия оккупирует Грецию, и итальянские порты теперь окончательно закрыты для швейцарских кораблей под греческим флагом, что еще больше усугубляет ситуацию в стране, отрезанной от жизненно необходимого сырья. С этого трагического момента и начинается подлинная история швейцарского морского флота.

Еще летом 1940 года Швейцарская навигационная компания приобретает два грузовых судна, CALANDA и MALOJA, зарегистрированные в Панаме. К панамскому порту приписан и корабль ST. CERGUE, принадлежащий крупному лозаннскому предприятию по торговле зерновыми André & Co, которое в 1941 году создает свою собственную судоходную компанию Suisse-Atlantique SA. Обе навигационные компании требуют от швейцарского правительства зарегистрировать их под национальным флагом, но получают отказ под предлогом отсутствия крайней необходимости и неоправданных затрат для столь маленького флота. Кроме того, морского законодательства у Швейцарии по-прежнему нет.

Однако, когда ситуация в военной Европе становится критической, отношение правительства к проекту резко меняется. По поручению Федерального совета, в январе 1941 года профессор из Базеля Роберт Хааб, специалист по морскому праву иностранных держав, за рекордный срок в 30 дней создает для Швейцарии первое в ее истории морское законодательство. Постановление одобрено правительством 9 апреля 1941 года и входит в силу немедленно.

Остается только одно препятствие к созданию полноценного морского флота: в условиях войны не так-то просто найти свободные судна. Корабли, выставленные на продажу, находятся в плачевном состоянии, часто представляют собой обломки, которые стоят в 10-20 раз выше, чем в довоенное время. Но у Конфедерации в тот момент нет выбора: она скупает лучшие из предлагаемых суден, вкладывая огромные суммы в ремонт будущего флота. Новые корабли принадлежат правительству, точнее, Военному бюро транспорта (OGT), ибо нейтральным суднам, находящимся в руках частных владельцев, закрыты пути к Гибралтару и Средиземному морю. Всего во время Второй мировой войны под швейцарским флагом ходит 14 кораблей.

Четыре судна, приобретенные OGT, одновременно перевозят посылки британского и американского Красного Креста, однако вскоре заказов последних становится так много, что не хватает места для остального груза. Тогда Международный Красный Крест в Женеве (CICR) решает приобрести свои собственные корабли, которые также ходят под швейцарским флагом и эксплуатируются Швейцарской навигационной компанией. В конце войны правительство продаст свои судна частным компаниям, а Красный крест перепродаст корабли их прежним владельцам.

Как только проблема с суднами была решена, возникла новая: с экипажем. Теоретически, на нейтральных кораблях могут работать только граждане нейтральных государств. Так на швейцарских суднах оказался пестрый состав из португальцев, бельгийцев, датчан, голландцев, эстонцев, греков, норвежцев, поляков, испанцев, шведов и эмигрантов из царской России, обосновавшихся во Франции и считающихся апатридами. Последним, именно по причине их шаткого международного положения и отсутствия национального паспорта, в некоторых портах было запрещено спускаться на сушу.

Сами швейцарцы охотно отправлялись в открытое море, занимая на палубе самые разные посты. Однако капитан швейцарской национальности во время войны был только один. Звали его Фриц Гербер, и свою карьеру он начал в 1898 году, в восемнадцатилетнем возрасте, на паруснике, приписанном к Бремену, и продолжил капитаном на немецких кораблях, отправлявшихся в Сибирь и на Дальний Восток. В начале Второй мировой войны Гербер сначала был назначен капитаном ST. CERGUE, а затем возглавлял команду на других швейцарских суднах.

Надо сказать, что единственными специалистами на флоте, получавшими образование в Швейцарии, были радисты. Их роль на борту в то время считалась необыкновенно важной, а потому Конфедерация приложила все усилия к формированию собственных связных. Их образованием занималось предприятие Radio Suisse SA, предок Swisscom. Приемная станция была установлена в военном аэропорту Дюбендорфа, неподалеку от Цюриха. В 1949 году она переедет в новый гражданский аэропорт Клотен, а затем в Берн.

Не так-то просто было ходить по морям в военное время. Союзники и Германия установили для нейтральных кораблей многочисленные пункты контроля и строгие правила. Так, например, членам экипажа запрещено было иметь при себе блокноты, личные дневники, тетради с зарисовками, сигареты, фотоаппараты: все эти вещи конфисковались на проверках. Помимо обычных документов для навигации, швейцарские нейтральные корабли должны были возить с собой кипу документов и разрешений обоих военных блоков, о любом перемещении необходимо было сообщать специальным органам контроля.

И снова волшебным знаком, защищающим от любой опасности, должна была стать надпись SWITZERLAND и белый крест на красном фоне. Название страны фигурировало на этот раз с двух сторон кормы, выведенное большими белыми буквами, которые освещались ночью. Швейцарский флаг был нарисован или растянут везде, где только позволяло место.

Помогло ли это защитить швейцарские корабли? Увы, лишь отчасти: спасти от воздушных и подводных атак, также как от мин, красно-белый флаг был бессилен. Корабль MALOJA был потоплен в результате воздушной атаки англичан у берегов Корсики в 1943 году, CHASSERAL пострадал от нападения английской авиации в Средиземном море, но впоследствие был отремонтирован. ALBULA затонул в порту Марселя в июле 1944 года, незадолго до освобождения города союзниками: в ночь с 20 на 21 августа немецкие солдаты взорвали стену набережной, и упавшие обломки потопили пришвартованное швейцарское судно. Трагическая судьба ожидала GENEROSO и его русскоязычного капитана Анатолия Гурецкого. 14 сентября 1944 года в марсельском порту французские и американские военные судна, разыскивающие мины, попросили швейцарский корабль переправиться в более безопасное место. Однако во время маневра GENEROSO наплыл на бомбу. Взрыв был настолько сильным, что капитана и швейцарского связного выбросило в воду. Капитан погиб на месте, тяжело раненного телеграфиста удалось спасти…

Швейцарские корабли во время войны не раз совершали добрые дела, спасая экипажи терпящих бедствия суден. В июне 1942 года, ST. CERGUE, на пути из Нью-Йорка в Геную, пришел на помощь тонущему голландскому кораблю и смог спасти 214 человек. В числе уцелевших оказались американские офицеры, и капитан Гербер опасался, как бы на предстоящем пункте контроля их не обнаружил немецкий патруль. По предложению капитана, офицеры выбросили свою форму за борт, а сами спрятались под палубой. Когда патруль поинтересовались, почему швейцарский корабль сбился с курса, Гербер, скрывая волнение, свалил всю вину на неожиданные течения. Немецкая служба, удовлетворенная ответом, не стала проводить обыск корабля.

Согласно международному праву, каждый корабль должен иметь порт приписки в стране, под флагом которой он ходит. Таким образом, родной гаванью для всех швейцарских кораблей стал Базель, где сегодня располагается Швейцарское бюро морской навигации. Флот Конфедерации теперь подчиняется федеральному закону 1957 года, сменившему чрезвычайное положение 1941 года.

Сегодня швейцарский флот насчитывает 38 кораблей – настоящий рекорд для маленькой озерной страны, не имеющей прямого выхода к морю. А вот число моряков со швейцарским паспортом, достигнув апогея в 1965 году – 62% экипажа – теперь застыло на минимальной отметке. Из 708 матросов и офицеров на суднах, ходящих под швейцарским флагом, всего шестеро – швейцарцы. Большую часть экипажа составляют сегодня граждане Филиппин, Украины и Хорватии, по статистике Швейцарского бюро морской навигации. Причиной упадка интереса к судоходству на морях стали экономические кризисы 70-х годов. Сегодня же Конфедерация пытается поправить ситуацию, сделав ремесло моряка более привлекательным: поднимает зарплату тем, кто решил посвятить себя морю, и даже предлагает частично оплатить образование в обмен на три года службы во флоте.

Судна, курсирующие под красно-белым флагом, - грузовые, контейнеровозы,  назначения, - принадлежат шести судовладельцам, зарегистрированным в Швейцарии. Некоторые иностранные корабли сегодня также ходят под швейцарским флагом, несмотря на строгие правила регистрации. В случае необходимости и чрезвычайного положения Конфедерация может реквизировать торговые суда для снабжения страны продовольствием, - в конце концов, ведь когда-то именно для этой цели она и создала свой собственный флот.

nashagazeta.ch

Швейцария: озера вместо моря - Статьи

Женевское озеро

Ольга Бебекина20 мая 2014

Знакомство со швейцарскими озерами лучше всего начать с Женевы и Женевского озера. Добраться до города можно всего за 3 с половиной часа авиакомпанией SWISS по цене от 280 евро (билет туда-обратно, включая все сборы).

Женевское озеро всегда притягивало своим уникальным климатом, необыкновенными видами и курортной атмосферой. Неслучайно, здесь в свое время жили Одри Хепберн, Чарли Чаплин, Фредди Меркьюри, Владимир Набоков и многие другие знаменитости.

В самой Женеве оборудованы несколько городских пляжей: одни устроены на траве возле озера, другие прямо на каменистых платформах. Часто в инфраструктуру пляжа входит бассейн, ресторан или бар, площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса.

Пожалуй, одним из самых лучших пляжей Женевы считается GenevePlageв Port Noir. Здесь оборудован галечный пляж и пляж на траве в парке, также к услугам гостей несколько бассейнов, водные развлечения (дайвинг, водные лыжи и прочее), рестораны, бары, массаж, водные горки, пляжный волейбол и другие спортивные игры. Сезон открыт уже с 17 мая, завершение намечено на 14 сентября. Стоимость входа на пляж – 7 франков для взрослых, 3,5 для детей. 

На набережной du Mont-Blanc в центре города прямо на пирсе протянулся пляж BainsdesPâquis с бассейном, баней и хаммамом. Стоимость входа – 2 франка. 

Все города вдоль озера – от Женевы до Монтре – живописны и предлагают множество летних развлечений на любой вкус. Купальный сезон длится, как правило, все лето. Вода здесь чистая и прохладная, песчаных пляжей нет, а без них нет и пляжной суеты морских курортов.

Невшательское озеро

Недалеко от Женевского находится менее известное озеро Невшатель. Вода, правда, в нем прохладнее, так что сезон ограничивается лишь июлем и августом. На его берегах также расположены городские пляжи, например, PiscinesduNid-du-Crô. В его инфраструктуру входят три бассейна, площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса, ресторан и бар. Менее известный городской пляж - Plage Suchard.

На южном берегу озера, в районе курорта Ивонан, можно найти песчаные пляжи среди соснового бора. Самый известный из них - PlageduCampingVD8, что-то вроде кемпинга с развитой инфраструктурой – игровыми площадками, барами и ресторанами, и, конечно, зоной для купания.

Озеро Лугано

В «итальянской» части Швейцарии, кантоне Тичино, царит средиземноморская атмосфера. Пальмы, цветы, старинные виллы – все это в окружении гор, которые создают благоприятный климат для отдыха летом.

Воды озера Лугано заметно теплее, поэтому именно сюда стремятся любители пляжного отдыха. Здесь обязательно стоит наведаться на песчаный пляж LidodiLugano, для которого специально завезли песок из Италии. К услугам посетителей все пляжные развлечения такие, как бассейн, волейбол, настольный теннис, так и удобства: душевые и кабинки для переодевания. Стоимость входа на пляж – 10 франков. 

Озеро Маджоре

На юге Швейцарии находится кусочек знаменитого озера Маджоре, которое тоже славится подходящим климатом для отдыха и летом, и зимой. Живописные виды гор, цветущие парки и сады – здесь сочетается благородство озерного отдыха с бурной средиземноморской атмосферой.

На берегу озера расположены многочисленные города, из которых можно выделить Локарно и Аскону.

LidoLocarno – целый водный комплекс на берегу озера с многочисленными бассейнами – крытыми, детскими, термальными – водными горками, фитнес-центром и всем необходимым для отдыха. В комплексе представлены разнообразные занятия для детей – от уроков плавания до спортивных занятий. Стоимость входа – от 13 франков.

В Асконе славится комплекс LidodiAscona, который включает песчаный пляж, оборудованный зонтиками и шезлонгами, ресторан, бар и игровые площадки.

Читайте также

www.euromag.ru

Швейцария – морская держава, или как низкие налоги заменяют выход к морю

Любой энциклопедический источник скажет, что Швейцария – это государство, расположенное в центре Западной Европы и не имеющее выхода к морю. Данный факт, однако, не находится в противоречии с тем, что в мировом океане плавает множество гражданских кораблей, над которыми развевается швейцарский флаг. Каким образом Альпийской республике удаётся быть морской державой и какова в этом роль налогов – читай в материале Портала «Швейцария Деловая».

Die Schweiz erwägt Steuerprivilegien für Seefahrt Der Branchenverband Geneva Trading and Shipping Association schlägt vor, dass Reedereien mit Sitz in der Schweiz im Laufe der Unternehmenssteuerreform III steuerlich begünstigt werden sollen.

Юридический трюк и никакого мошенничества Не всем государствам посчастливилось иметь морскую береговую линию. Международное морское право, однако, пытается исправить данное неравенство, наделяя так называемые «внутренние» страны правом предоставлять гражданским судам свой флаг. То, какое полотно развевается над кораблём, имеет далеко не только символическое значение: судно приобретает национальность государства-флага, а законодательство последнего (в том числе, и налоговое) подлежит применению к кораблю и всему, что на нём находится, вне зависимости от того, где фактически находится судно.

Данную абсолютно легальную юридическую конструкцию довольно успешно использует Швейцария, которая, к удивлению многих, является довольно крупной морской державой. Так, в Альпийской республике, а именно – в Женеве, зарегистрирована корпорация Mediterranean Shipping Company (MSC), являющаяся второй крупнейшей компанией гражданских судов в мире (примерная доля рынка – 13%). Помимо MSC город мира является домом для Geogas и Riverlake. Всего же, по оценкам специалистов отрасли, из Женевы контролируется более 20% всех логистических операций с участием гражданских судов.

Налоговые привилегии для морских перевозчиков С помощью предстоящей корпоративной налоговой реформы Швейцария планирует привлекать новые международные фирмы из самых разных отраслей экономики. Авторы реформы, среди прочего, рассматривают возможность налоговых привилегий для компаний, занимающихся морскими перевозками и зарегистрированных на территории Швейцарии.

В качестве налоговой базы для них предлагается установить не прибыль (как в сценарии с классическим налогом на прибыль предприятия), а тоннаж судна. Хорошая новость для обозначенной категории компаний заключается, во-первых, в том, что налог по новой схеме обычно сам по себе меньше, чем налог на прибыль, и, во-вторых, в Швейцарии он будет составлен таким образом, что бремя по нему будет меньше, чем в других юрисдикциях. https://business-swiss.ch

Важно ещё отметить, что введение налога на тоннаж является допустимой практикой в международном налоговом праве. Так, подобный налог известен и применяется в Норвегии, Дании, Финляндии, Греции, Ирландии, Италии, США, Японии, Гонконге и Индии. Еврокомиссия недавно проверяла тоннажный налог на его соответствие праву ЕС и не нашла каких-либо противоречий.

Читай также: Швейцария морская держава Кантон Цуг взял курс на 12% налога на прибыль предприятия Заявки на гражданство Швейцарии в Кантоне Берн «повисли в воздухе» Министр финансов Швейцарии попросит иностранные компании уплатить по НДС

Ключевые слова: Швейцария морская держава, Низкие налоги, Выход к морю

business-swiss.ch

Морской флот Швейцарской Конфедерации во время Второй мировой войны: picturehistory

Морской флот под красным флагом с белым крестом не только существует, но и отмечает в этом году свое 70-летие. О том, какие трудности пришлось преодолеть Конфедерации, не имеющей прямого выхода к морю, чтобы обзавестись собственными кораблями, и почему членами швейцарского экипажа нередко становились русскоязычные матросы и офицеры.("Albula" - один из четырнадцати швейцарских кораблей, бороздивших моря во время Второй мировой войны)Всем известно, что Швейцария не имеет прямого выхода к морю, однако мало кто знает, что столь немаловажное обстоятельство не помешало ей обзавестись собственным морским флотом. Более того, это единственная страна, в которой права на маневрирование судном, полученные на озере, действительны для хождения по морям.Однако отношения Конфедерации с морским флотом не всегда были столь ровными, как сегодня, и много воды утекло с тех пор, когда в открытое море вышло первое судно под красным флагом с белым крестом.(морской флаг Швейцарской Конфедерации)Начиная с XVII века, банковское и торговое дело оказалось в непосредственной зависимости от морских путей. В XIX веке правительство Конфедерации получает многочисленные просьбы о создании национального флота. Исходят они, в основном, от швейцарских компаний с зарубежными филиалами в портовых городах, которые нередко обладают своими собственными кораблями, вынужденными ходить под иностранными флагами. Еще одним аргументом в пользу создания флота были некомфортабельные условия на иностранных кораблях, перевозивших эмигрантов в Северную Америку, учитывая, что все больше швейцарцев желает отправиться в Новый свет.К тому же, собственные корабли позволили бы Конфедерации получить контроль над морскими торговыми путями и относительную независимость на морях. Многие швейцарцы к тому времени служат на флоте других стран, за неимением родного. Однако пока еще не существует никакого международного права, которое гарантировало бы безопасность судов страны, не имеющей выхода к морю, в иностранных портах, и морские державы нередко трактуют законы в свою пользу. Предпринятая Швейцарией попытка «прощупать» настроения заграницей – 17 консульств, расположенных в государствах, обладающих морскими портами, получили задание изучить возможности регистрации в них швейцарских кораблей, - закончились неудачей. Швейцарский консул в Гавре открыто назвал идею смехотворной, министерства большинства стран затягивали с ответом, ожидая решения Франции, чтобы к нему примкнуть. В конце концов, Конфедерация сама отказалась от переговоров.(Швейцарский "Generoso" на пристани)Однако несколько десятилетий спустя, когда началась Первая мировая война, необходимость обладания собственным флотом проявилась со всей силой. Дело в том, что Швейцария получала большую часть сырья и важнейшие продукты питания, в частности, зерновые, благодаря импорту, и состояние морских путей, блокированных враждующими государствами, непосредственно сказывалось на благосостоянии страны. Конфедерация, заручившись поддержкой частных предпринимателей, попыталась договориться о создании нейтрального торгового флота с могущественной лондонской компанией Interallied Chartering Executive. Однако англичане не спешили удовлетворить просьбу: предложенные ими условия оставались крайне невыгодными и, ко всему прочему, далеко не всегда выполнялись.

В марте 1917 года Швейцария создает специальное бюро для решения проблем экспорта и импорта (FERO), которое, в частности, должно заниматься организацией доставки зерновых в страну. FERO заключает договор с американской военной транспортной службой (US War Transport Office), регулирующий доставку зерновых для Швейцарии в нейтральные европейские порта на американских кораблях и парусниках. Эти судна можно было отличить по красному флагу с белым крестом и крупной надписи SUISSE на корме: таким образом их пытались обезопасить от нападений немецкого флота, хотя надежда была слабая. По окончании войны прогулки швейцарского флага на морях закончились, ибо США не продлили контракта. Провалом закончились и переговоры швейцарской делегации с Лондоном и Парижем, и попытки создания швейцарско-нидерландской и швейцарско-бельгийской судоходных компаний.Тем не менее, натянутая ситуация в международных отношениях и приход к власти в Германии Гитлера в 1933 году, предвещавший новую войну, волновали Конфедерацию, не желавшую снова остаться без ресурсов. В мирные времена большая часть импортируемого сырья и продовольствия приходила в порты Антверпена, Роттердама и Амстердама, а затем отправлялась до Базеля речным путем. Однако представлялось все менее очевидным, что в случае военного конфликта Германия позволила бы торговым кораблям и дальше беспрепятственно ходить по Рейну. Опасения вскоре подтвердились, и Швейцария вновь оказалась отрезанной от моря, а вместе с ним – от импортируемых товаров.

("Chasseral" )В стране был объявлен чрезвычайный режим: не хватало ни хлеба, ни электричества. Специально созданное Военное бюро транспорта в срочном порядке ведет переговоры с морскими державами, которые, наконец-то, завершаются относительным успехом: 15 сентября 1939 года Конфедерация подписывает с греческой судоходной компанией Rethymnis & Kulukundis Ltd. договор о временной аренде. С весны 1940 года и до конца войны в распоряжение Швейцарии предоставляются 15 кораблей под греческим флагом.

Однако с мая 1940 года отношения Швейцарии и Третьего Рейха становятся натянутыми: из Германии поступают ультиматумы и угрозы, с недоверием относятся к Конфедерации, балансирующей «меж двух огней», и союзники. Когда в июне Италия вступает в войну, доступ к Средиземному морю оказывается закрытым. Греция требует возврата части кораблей, Великобритания блокирует товарные суда в Гибралтаре, независимо от их флага и порта приписки. В октябре Италия оккупирует Грецию, и итальянские порты теперь окончательно закрыты для швейцарских кораблей под греческим флагом, что еще больше усугубляет ситуацию в стране, отрезанной от жизненно необходимого сырья. С этого трагического момента и начинается подлинная история швейцарского морского флота.

(На палубе швейцарского "Chasseral")Еще летом 1940 года Швейцарская навигационная компания приобретает два грузовых судна, CALANDA и MALOJA, зарегистрированные в Панаме. К панамскому порту приписан и корабль ST. CERGUE, принадлежащий крупному лозаннскому предприятию по торговле зерновыми André & Co, которое в 1941 году создает свою собственную судоходную компанию Suisse-Atlantique SA. Обе навигационные компании требуют от швейцарского правительства зарегистрировать их под национальным флагом, но получают отказ под предлогом отсутствия крайней необходимости и неоправданных затрат для столь маленького флота. Кроме того, морского законодательства у Швейцарии по-прежнему нет.

Однако, когда ситуация в военной Европе становится критической, отношение правительства к проекту резко меняется. По поручению Федерального совета, в январе 1941 года профессор из Базеля Роберт Хааб, специалист по морскому праву иностранных держав, за рекордный срок в 30 дней создает для Швейцарии первое в ее истории морское законодательство. Постановление одобрено правительством 9 апреля 1941 года и входит в силу немедленно.

("Maloja" - одно из первых суден, вставших под швейцарский флаг )Остается только одно препятствие к созданию полноценного морского флота: в условиях войны не так-то просто найти свободные судна. Корабли, выставленные на продажу, находятся в плачевном состоянии, часто представляют собой обломки, которые стоят в 10-20 раз выше, чем в довоенное время. Но у Конфедерации в тот момент нет выбора: она скупает лучшие из предлагаемых суден, вкладывая огромные суммы в ремонт будущего флота. Новые корабли принадлежат правительству, точнее, Военному бюро транспорта (OGT), ибо нейтральным суднам, находящимся в руках частных владельцев, закрыты пути к Гибралтару и Средиземному морю. Всего во время Второй мировой войны под швейцарским флагом ходит 14 кораблей.

Четыре судна, приобретенные OGT, одновременно перевозят посылки британского и американского Красного Креста, однако вскоре заказов последних становится так много, что не хватает места для остального груза. Тогда Международный Красный Крест в Женеве (CICR) решает приобрести свои собственные корабли, которые также ходят под швейцарским флагом и эксплуатируются Швейцарской навигационной компанией. В конце войны правительство продаст свои судна частным компаниям, а Красный крест перепродаст корабли их прежним владельцам.Как только проблема с суднами была решена, возникла новая: с экипажем. Теоретически, на нейтральных кораблях могут работать только граждане нейтральных государств. Так на швейцарских суднах оказался пестрый состав из португальцев, бельгийцев, датчан, голландцев, эстонцев, греков, норвежцев, поляков, испанцев, шведов и эмигрантов из царской России, обосновавшихся во Франции и считающихся апатридами. Последним, именно по причине их шаткого международного положения и отсутствия национального паспорта, в некоторых портах было запрещено спускаться на сушу.

Сами швейцарцы охотно отправлялись в открытое море, занимая на палубе самые разные посты. Однако капитан швейцарской национальности во время войны был только один. Звали его Фриц Гербер, и свою карьеру он начал в 1898 году, в восемнадцатилетнем возрасте, на паруснике, приписанном к Бремену, и продолжил капитаном на немецких кораблях, отправлявшихся в Сибирь и на Дальний Восток. В начале Второй мировой войны Гербер сначала был назначен капитаном ST. CERGUE, а затем возглавлял команду на других швейцарских суднах.

(параход "St. Cergue")Надо сказать, что единственными специалистами на флоте, получавшими образование в Швейцарии, были радисты. Их роль на борту в то время считалась необыкновенно важной, а потому Конфедерация приложила все усилия к формированию собственных связных. Их образованием занималось предприятие Radio Suisse SA, предок Swisscom. Приемная станция была установлена в военном аэропорту Дюбендорфа, неподалеку от Цюриха. В 1949 году она переедет в новый гражданский аэропорт Клотен, а затем в Берн.Не так-то просто было ходить по морям в военное время. Союзники и Германия установили для нейтральных кораблей многочисленные пункты контроля и строгие правила. Так, например, членам экипажа запрещено было иметь при себе блокноты, личные дневники, тетради с зарисовками, сигареты, фотоаппараты: все эти вещи конфисковались на проверках. Помимо обычных документов для навигации, швейцарские нейтральные корабли должны были возить с собой кипу документов и разрешений обоих военных блоков, о любом перемещении необходимо было сообщать специальным органам контроля.

И снова волшебным знаком, защищающим от любой опасности, должна была стать надпись SWITZERLAND и белый крест на красном фоне. Название страны фигурировало на этот раз с двух сторон кормы, выведенное большими белыми буквами, которые освещались ночью. Швейцарский флаг был нарисован или растянут везде, где только позволяло место.

(Затонувший "Generoso")Помогло ли это защитить швейцарские корабли? Увы, лишь отчасти: спасти от воздушных и подводных атак, также как от мин, красно-белый флаг был бессилен. Корабль MALOJA был потоплен в результате воздушной атаки англичан у берегов Корсики в 1943 году, CHASSERAL пострадал от нападения английской авиации в Средиземном море, но впоследствие был отремонтирован. ALBULA затонул в порту Марселя в июле 1944 года, незадолго до освобождения города союзниками: в ночь с 20 на 21 августа немецкие солдаты взорвали стену набережной, и упавшие обломки потопили пришвартованное швейцарское судно.Трагическая судьба ожидала GENEROSO и его русскоязычного капитана Анатолия Гурецкого. 14 сентября 1944 года в марсельском порту французские и американские военные судна, разыскивающие мины, попросили швейцарский корабль переправиться в более безопасное место. Однако во время маневра GENEROSO наплыл на бомбу. Взрыв был настолько сильным, что капитана и швейцарского связного выбросило в воду. Капитан погиб на месте, тяжело раненного телеграфиста удалось спасти…(Гибель "Albula" в марсельском порту )Швейцарские корабли во время войны не раз совершали добрые дела, спасая экипажи терпящих бедствия суден. В июне 1942 года, ST. CERGUE, на пути из Нью-Йорка в Геную, пришел на помощь тонущему голландскому кораблю и смог спасти 214 человек. В числе уцелевших оказались американские офицеры, и капитан Гербер опасался, как бы на предстоящем пункте контроля их не обнаружил немецкий патруль. По предложению капитана, офицеры выбросили свою форму за борт, а сами спрятались под палубой. Когда патруль поинтересовались, почему швейцарский корабль сбился с курса, Гербер, скрывая волнение, свалил всю вину на неожиданные течения. Немецкая служба, удовлетворенная ответом, не стала проводить обыск корабля.

Согласно международному праву, каждый корабль должен иметь порт приписки в стране, под флагом которой он ходит. Таким образом, родной гаванью для всех швейцарских кораблей стал Базель, где сегодня располагается Швейцарское бюро морской навигации. Флот Конфедерации теперь подчиняется федеральному закону 1957 года, сменившему чрезвычайное положение 1941 года.Сегодня швейцарский флот насчитывает 38 кораблей – настоящий рекорд для маленькой озерной страны, не имеющей прямого выхода к морю. А вот число моряков со швейцарским паспортом, достигнув апогея в 1965 году – 62% экипажа – теперь застыло на минимальной отметке. Из 708 матросов и офицеров на суднах, ходящих под швейцарским флагом, всего шестеро – швейцарцы. Большую часть экипажа составляют сегодня граждане Филиппин, Украины и Хорватии, по статистике Швейцарского бюро морской навигации. Причиной упадка интереса к судоходству на морях стали экономические кризисы 70-х годов. Сегодня же Конфедерация пытается поправить ситуацию, сделав ремесло моряка более привлекательным: поднимает зарплату тем, кто решил посвятить себя морю, и даже предлагает частично оплатить образование в обмен на три года службы во флоте.

("Chasseral" в порту)Судна, курсирующие под красно-белым флагом, - грузовые, контейнеровозы, назначения, - принадлежат шести судовладельцам, зарегистрированным в Швейцарии. Некоторые иностранные корабли сегодня также ходят под швейцарским флагом, несмотря на строгие правила регистрации. В случае необходимости и чрезвычайного положения Конфедерация может реквизировать торговые суда для снабжения страны продовольствием, - в конце концов, ведь когда-то именно для этой цели она и создала свой собственный флот.

picturehistory.livejournal.com