Как называються вьетнамские шляпы? Фото. Как называется вьетнамская шапка


Как называються вьетнамские шляпы? Фото

Кто не увлечен Азией и ее культурой? Сейчас, пожалуй, почти никто, ведь восточные обычаи и традиции так манят к себе туристов, что не хочется возвращаться обратно. Говоря о Вьетнаме, люди чаще всего упоминают странную для них деталь гардероба – конусообразную шляпу. Что это за "фрукт" такой? Как называются вьетнамские шляпы? Это может стать открытием, но такие головные уборы распространены во всех азиатских странах, только называются немного по-разному.

Таинственное название

Имя у такой шляпки в каждом языке свое. Например, жители Кореи называют ее "саткат", но носят ее в основном только буддийские монахи.

Китайцы и тайваньцы дали ей имя «доу ли», что в дословном переводе означает «шляпа на десять литров». Это неудивительно, поскольку такой предмет гардероба в прошлом использовался не только как головной убор, но и как емкость для воды.

В Японии коническую шляпу называют «сугэгаса», что переводится как «шляпа из осоки», или "амигаса" («плетеная шляпа»). Японские названия тоже очень практичны – подобные головные уборы чаще всего плетутся из растительных материалов, но об этом - немного позже.

Во Вьетнаме шляпа получила название «нон» или «нон ла», что в переводе значит «шляпа-лист». Разновидность конической шляпы, которая производится в Хюэ, названа буквально – «нонбайтхо». Слово переводится как «шляпа-стихотворение», и это связано с ее внешним видом. Такие уборы вручную расписываются различными узорами, на них пишут различные китайские стихотворения, видно которые только на свету.

Вьетнамская легенда возникновения головного убора

Жители этой страны очень любят различные предания, одно из них касается знаменитых вьетнамских шляп. Легенда рассказывает о прекрасной высокой женщине в волшебной шляпке из странных листьев, соединенных бамбуком. Она ходила из одного поселения в другое, и всякий раз, как она появлялась, тучи в небе мгновенно расходились и наступала хорошая погода. Эта женщина научила вьетнамский народ многому: как выращивать овощи, фрукты и деревья, как возделывать поля… А затем она исчезла. Никто не знал, по какой причине, но все были уверены, что она попала в рай. С тех самых пор люди начали делать шляпы, как у той волшебницы, потому что верили – ее изобретение защитит их от солнца, дождя, болезней и невзгод, как это делала его хозяйка.

Мода на вьетнамские шляпы

Несмотря на то что головной убор традиционно считается крестьянским, вьетнамские девушки обожают эти шляпки. Во-первых, это удобно – некоторые красавицы крепят на вершину конуса потайное зеркальце, чтобы незаметно следить за своим внешним видом. Во-вторых, это считается безумно привлекательным: юная девушка в традиционном вьетнамском платье аозай и в шляпе нон выглядит таинственно и очаровательно, словно героиня легенды о шляпе.

Функциональная «шапочка»

Как уже говорилось ранее, вьетнамские шляпы очень практичны. Прежде всего, это очень удобный и изысканный предмет гардероба. Его носят, чтобы скрыть голову от палящего солнца. Также эта шляпа очень удобна в качестве зонтика – нет необходимости держать его в руке, ведь он прочно закреплен над головой.

Ее используют как корзину на рынке, как веер в жару, как тарелку во время пикника, как стилизованный светильник. Если головной убор соломенный или сделан из рогожи, то его можно окунуть в воду и использовать как еще одно средство охлаждения в жару. Однако молодежи нравится другой вариант использования шляпы – ее радиус хорошо скрывает целующуюся парочку во время свиданий.

Как сделать вьетнамскую шляпу?

Традиционно этот предмет гардероба изготавливается из высушенных пальмовых листьев, бамбука и натуральных ниток, которые в современном производстве заменились леской. Со стороны может показаться, что этот процесс не такой уж и сложный, однако это не так.

Сначала необходимо собрать листья и подготовить их к шитью. Чаще всего берутся листья дерева пальмы вида Sabal palmetto, когда они еще зеленые. Их режут на полосы, проглаживают и оставляют сушиться на солнце, чтобы отбелить. Затем они обрабатываются серой для защиты от плесени и насекомых.

Для каркаса шляпы берется бамбук. Он крепится на кухнях, где дым защищает их от порчи и воздействия насекомых. Для шляпы берутся побеги с длинными поленьями, которые после разрезаются на узкие полоски.

Затем начинается процесс изготовления шляпы. Какой она будет, зависит от таланта и умений мастера – некоторые способны сделать такой убор, что на нем не будет заметно отверстий от иглы, а сами листья будут мягко переливаться на свету. Шляпа в итоге представляет собой каркас – несколько бамбуковых колец от 4 до 40 см в диаметре – и закрепленные на нем пальмовые листья, сшитые воедино. Закрепляется головной убор или кожаным ремешком, или шелковыми лентами в зависимости от предназначения.

Простой вариант изготовления шляпы

Процесс, описанный выше, очень сложен, но иногда головной убор подобного кроя просто необходим, например как декорация интерьера или как украшение для тематической вечеринки. Выходом из положения станут немного нетрадиционные, изготовленные из бумаги вьетнамские шляпы. Такой головной убор будет под силу каждому.

Нам понадобится:

  • Бумага или картон.
  • Ножницы.
  • Клей.
  • Веревочки или ленты.
  • Краски, блестки, вырезки и т. д.

Как сделать вьетнамскую шляпу из бумаги? Просто и легко, ведь шляпа похожа на конус, который делают школьники на уроках геометрии. Необходимо вырезать из бумаги или картона круг необходимого диаметра. Далее нужно сделать разрез до центра и склеить шляпу в нужном месте, проследив, чтобы конус не был слишком острым. Далее можно украсить изделие красками, блестками, вырезками из журналов, чтобы головной убор заиграл яркими цветами.

Еще один вариант – гофрированный картон. На его поверхности есть складки, которые будут имитировать солому. Издалека такая шляпа будет смотреться так, словно она была изготовлена настоящим вьетнамским мастером.

Вьетнамцы очень привязаны к своему национальному головному убору, хотя в столичных городах шляпы носят в основном туристы или велосипедисты. Тем не менее этот предмет гардероба станет отличным сувениром, который не только недорого стоит, но и передает неповторимую атмосферу азиатской культуры.

загрузка...

worldfb.ru

Дело в шляпе: вьетнамский нон | Народы мира | Интересное в мире

Автор: Дарья Мишукова

Коническая шляпа из паль­мовых листьев считает­ся неофициальным наци­ональным символом Вьетнама. На вьетнамском языке этот экзотиче­ский головной убор называется нон. Вьетнамцы издавна делали голов­ные уборы разнообразных форм и размеров из листьев пальмы и про­чего растительного материала. Од­нако самую большую популярность снискала именно островерхая кони­ческая шляпа.

Эта пальмовая шляпа заслужи­вает названия экологически чисто­го головного убора, ведь материа­лом для ее изготовления служат вы­сушенные добела под жарким тро­пическим солнцем пальмовые ли­стья и специальным образом обра­ботанные бамбуковые прутья. Из этих гибких и одновременно проч­ных прутьев делают кольца разного диаметра, которые образуют каркас шляпы. Все шляпы делаются одно­го, универсального размера. Диа­метр самого большого кольца дол­жен быть не менее 40 см, самого маленького — 4 см. Для создания одной шляпы требуется минимум 15 тонких, постепенно сужающих­ся колец-ободков, которые одновре­менно служат каркасом и дарят ей столь запоминающуюся форму. По­верх обручей основы накладывают пальмовые листья, которые сшива­ют нитками из натуральных воло­кон. (В современном производстве эти нити с успехом заменила тонкая прозрачная леска). Нон носят муж­чины и женщины, крестьяне и горо­жане, старики и молодежь.

В зависимости от возраста, пред­почтений и достатка обладателя шляпы нон, к ней прилагается сит­цевая, шелковая или бархатная лен­та, которая помогает надежно фик­сировать головной убор. Моло­дые девушки украшают нон ярки­ми шелковыми лентами всех цветов радуги. Пожилые горожанки отда­ют предпочтения мягкой бархатной тесьме. Простые крестьяне в дерев­не повязывают нон полоской хлоп­чатобумажной ткани. Вьетнамцы по-прежнему широко используют нон в качестве повседневного головного убора.

В туристических центрах стра­ны знаменитую на весь мир кониче­скую шляпу чаще всего можно уви­деть на головах иностранных тури­стов. Большую популярность сни­скали сувенирные версии нона: ма­ленькие шляпки, которые иногда по ошибке принимают за детские.

В верхних строчках списка продаж любого уличного торговца значатся гирлянды из нескольких миниатюр­ных нонов.

Вьетнамский нон — замечатель­ный многофункциональный голов­ной убор. Он защищает голову от па­лящего летнего солнца и служит зон­том во время дождя. В душный пол­день он заменяет веер. Нон исполь­зуется и для бытовых целей — в ка­честве тарелки для еды либо корзин­ки для фруктов и цветов. На бере­гу водоема нон превращается в чашу для воды или чашу для умывания.

Им можно зачерпнуть воду в стре­мительном горном ручье и утолить жажду в жаркий день. Нон также яв­ляется символом присутствия свое­го владельца: в послевоенные годы продуктового дефицита вьетнамцы оставляли нон вместо себя у бакалей­ных магазинов, к которым с четырех часов утра выстраивались очереди за порцией риса для семьи.

Однако нон используется не толь­ко для утилитарных целей. При по­мощи этой чудесной шляпы заговор­щики могли подать друг другу тай­ный знак, а молодые люди — красиво признаться в любви. В старину люди могли судить о настроениях и намерениях

владельца шляпы по ее положению на голове: сдвину­тая на затылок и открывающая лицо и ясную улыбку, ко­кетливо наклоненная, таинственно прикрывающая лоб и тем усиливающая сияние лукавых глаз либо опрокину­тая на плечи.

В провинциях Центрального Вьетнама и в наши дни можно найти знаменитый «поэтический» нон. При из­готовлении этой шляпы между слоями пальмовых ли­стьев вкладывают картинки и пишут короткие сти­хотворения либо излюбленные цитаты из знаменитых поэтических произведений, которые можно увидеть только на просвет.

В концертной программе любого вьетнамского фольклорного ансамбля обязательно присутствует зна­менитый танец с нонами. Это яркое, красочное и за­поминающееся зрелище. Танцовщицы в удивительно женственных и изящных шелковых национальных платьях «аозай» с коническими головными уборами в ру­ках исполняют красивые фигуры танца, который за­вершает эффектный круговорот соломенных шляп, ежесекундно освещаемый вспышками фотокамер вос­торженных зрителей.

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:

www.mega-tour.info

Как называються вьетнамские шляпы? Фото

Кто не увлечен Азией и ее культурой? Сейчас, пожалуй, почти никто, ведь восточные обычаи и традиции так манят к себе туристов, что не хочется возвращаться обратно. Говоря о Вьетнаме, люди чаще всего упоминают странную для них деталь гардероба – конусообразную шляпу. Что это за "фрукт" такой? Как называются вьетнамские шляпы? Это может стать открытием, но такие головные уборы распространены во всех азиатских странах, только называются немного по-разному.

Таинственное название

Имя у такой шляпки в каждом языке свое. Например, жители Кореи называют ее "саткат", но носят ее в основном только буддийские монахи.

Китайцы и тайваньцы дали ей имя «доу ли», что в дословном переводе означает «шляпа на десять литров». Это неудивительно, поскольку такой предмет гардероба в прошлом использовался не только как головной убор, но и как емкость для воды.

В Японии коническую шляпу называют «сугэгаса», что переводится как «шляпа из осоки», или "амигаса" («плетеная шляпа»). Японские названия тоже очень практичны – подобные головные уборы чаще всего плетутся из растительных материалов, но об этом - немного позже.

Во Вьетнаме шляпа получила название «нон» или «нон ла», что в переводе значит «шляпа-лист». Разновидность конической шляпы, которая производится в Хюэ, названа буквально – «нонбайтхо». Слово переводится как «шляпа-стихотворение», и это связано с ее внешним видом. Такие уборы вручную расписываются различными узорами, на них пишут различные китайские стихотворения, видно которые только на свету.

Вьетнамская легенда возникновения головного убора

Жители этой страны очень любят различные предания, одно из них касается знаменитых вьетнамских шляп. Легенда рассказывает о прекрасной высокой женщине в волшебной шляпке из странных листьев, соединенных бамбуком. Она ходила из одного поселения в другое, и всякий раз, как она появлялась, тучи в небе мгновенно расходились и наступала хорошая погода. Эта женщина научила вьетнамский народ многому: как выращивать овощи, фрукты и деревья, как возделывать поля… А затем она исчезла. Никто не знал, по какой причине, но все были уверены, что она попала в рай. С тех самых пор люди начали делать шляпы, как у той волшебницы, потому что верили – ее изобретение защитит их от солнца, дождя, болезней и невзгод, как это делала его хозяйка.

Мода на вьетнамские шляпы

Несмотря на то что головной убор традиционно считается крестьянским, вьетнамские девушки обожают эти шляпки. Во-первых, это удобно – некоторые красавицы крепят на вершину конуса потайное зеркальце, чтобы незаметно следить за своим внешним видом. Во-вторых, это считается безумно привлекательным: юная девушка в традиционном вьетнамском платье аозай и в шляпе нон выглядит таинственно и очаровательно, словно героиня легенды о шляпе.

Функциональная «шапочка»

Как уже говорилось ранее, вьетнамские шляпы очень практичны. Прежде всего, это очень удобный и изысканный предмет гардероба. Его носят, чтобы скрыть голову от палящего солнца. Также эта шляпа очень удобна в качестве зонтика – нет необходимости держать его в руке, ведь он прочно закреплен над головой.

Ее используют как корзину на рынке, как веер в жару, как тарелку во время пикника, как стилизованный светильник. Если головной убор соломенный или сделан из рогожи, то его можно окунуть в воду и использовать как еще одно средство охлаждения в жару. Однако молодежи нравится другой вариант использования шляпы – ее радиус хорошо скрывает целующуюся парочку во время свиданий.

Как сделать вьетнамскую шляпу?

Традиционно этот предмет гардероба изготавливается из высушенных пальмовых листьев, бамбука и натуральных ниток, которые в современном производстве заменились леской. Со стороны может показаться, что этот процесс не такой уж и сложный, однако это не так.

Сначала необходимо собрать листья и подготовить их к шитью. Чаще всего берутся листья дерева пальмы вида Sabal palmetto, когда они еще зеленые. Их режут на полосы, проглаживают и оставляют сушиться на солнце, чтобы отбелить. Затем они обрабатываются серой для защиты от плесени и насекомых.

Для каркаса шляпы берется бамбук. Он крепится на кухнях, где дым защищает их от порчи и воздействия насекомых. Для шляпы берутся побеги с длинными поленьями, которые после разрезаются на узкие полоски.

Затем начинается процесс изготовления шляпы. Какой она будет, зависит от таланта и умений мастера – некоторые способны сделать такой убор, что на нем не будет заметно отверстий от иглы, а сами листья будут мягко переливаться на свету. Шляпа в итоге представляет собой каркас – несколько бамбуковых колец от 4 до 40 см в диаметре – и закрепленные на нем пальмовые листья, сшитые воедино. Закрепляется головной убор или кожаным ремешком, или шелковыми лентами в зависимости от предназначения.

Простой вариант изготовления шляпы

Процесс, описанный выше, очень сложен, но иногда головной убор подобного кроя просто необходим, например как декорация интерьера или как украшение для тематической вечеринки. Выходом из положения станут немного нетрадиционные, изготовленные из бумаги вьетнамские шляпы. Такой головной убор будет под силу каждому.

Нам понадобится:

  • Бумага или картон.
  • Ножницы.
  • Клей.
  • Веревочки или ленты.
  • Краски, блестки, вырезки и т. д.

Как сделать вьетнамскую шляпу из бумаги? Просто и легко, ведь шляпа похожа на конус, который делают школьники на уроках геометрии. Необходимо вырезать из бумаги или картона круг необходимого диаметра. Далее нужно сделать разрез до центра и склеить шляпу в нужном месте, проследив, чтобы конус не был слишком острым. Далее можно украсить изделие красками, блестками, вырезками из журналов, чтобы головной убор заиграл яркими цветами.

Еще один вариант – гофрированный картон. На его поверхности есть складки, которые будут имитировать солому. Издалека такая шляпа будет смотреться так, словно она была изготовлена настоящим вьетнамским мастером.

Вьетнамцы очень привязаны к своему национальному головному убору, хотя в столичных городах шляпы носят в основном туристы или велосипедисты. Тем не менее этот предмет гардероба станет отличным сувениром, который не только недорого стоит, но и передает неповторимую атмосферу азиатской культуры.

загрузка...

dayswoman.ru

Головные уборы в армиях мира

Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили  некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира, которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке.

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853—1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.

Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.

Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.

Берет. Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.

О беретах в элитных подразделениях армий мира я писал в своей статье http://paraparabellum.ru/uniforma/berety-v-elitnyx-vojskax/

Бескозырка — форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков. Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы.

Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков — давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка — известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.

Куфия (другие возможные варианты написания – каффия, кафия и кеффия) является традиционным арабским головным убором для мужчин. Как правило, делается из куска хлопка и представляет собой шарф, иногда с кистями на концах. Его складывали по диагонали и повязывали на голову разнообразными способами при помощи агала (петли или кольца из толстого скрученного шнура) или ленты. Чаще всего этот головной убор можно встретить в засушливых районах, носят его для защиты головы от солнца, а глаз и рта от пыли и песка. Активно используется в вооруженных силах многих стран.

Кепи представляет собой разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком. Кепи изначально был наиболее распространенным головным убором во французской армии. Его предшественник появился в 1830-х годах в ходе оккупации Алжира, и представлял собой легкий тростниковый каркас, обтянутый тканью. Позже дешевизна сделала кепи самым популярным головным убором военных, начиная с середины 19 века. В настоящее время кепи несколько видоизменился и стал очень популярным головным убором.

Кепка Корпуса Морской Пехоты США (utility cover, utility cap, eight-pointed cover). Используется также на флоте и в Береговой Охране США.

Медвежья шапка. Знаменитые шапки королевских гвардейцев Великобритании сделаны из меха североамериканского медведя-гризли. У офицеров шапки более высокие и более блестящие. Дело в том, что их делают из меха самца, а шапки рядовых и унтер-офицеров – из меха самки гризли (он не столь эффектно выглядит). Но и шапки рядовых гвардейцев, которые, так сказать, передаются по наследству, от демобилизующихся солдат – молодым призывникам, служат, чуть ли не сто лет, так что члены общества охраны животных могут быть спокойны за поголовье медведей.

Пакол, пакуль или читарли. Пакуль получил большую популярность среди пуштунских племен в начале XX века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.

Папаха. В русской армии этот головной убор появился в 1817 году в войсках, ведущих боевые действия на Кавказе. Впрочем, тогда он представлял собой лишь меховую шапку. С 1855 года папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск. Шилась она обычно из каракуля, овчины или медвежьего меха. Приказ 1871 года по Военному ведомству вводил черную папаху из смушки или мерлушки (шкура ягненка) высотой от 15 до 25 см. А в Сибирском и Оренбургском казачьих войсках были приняты и так называемые трухменки — мохнатые папахи туркменского образца. К Русско-японской войне 1904-1905 годов в действующей армии носили папахи из черного бараньего меха. В 1913-м, накануне Первой мировой войны, на папахи перешла вся армия. Изготавливались они из серой смушки, а разработаны и введены были еще в 1910 году. В Красной Армии папаха по идеологическим соображениям («это атрибут царских войск и белогвардейщины») была отменена (так же, как и погоны). Но ненадолго. Приказом наркома обороны СССР от 23 апреля 1936 года она вводилась вновь — правда, только для донских казачьих частей. Но уже 1 февраля 1941 года приказом военного наркома эта казачья папаха была вновь отменена: с 1 октября 1941 года армия должна была начать переход на новые виды обмундирования. Папаха в ее современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов. А в 1943-м ее смогли примерить и полковники. Папаха была исключена из перечня предметов экипировки защитников Отечества в 1994-м указом Ельцина, который тогда ввел новую, нынешнюю, форму одежды военнослужащих. Президент Владимир Путин вернул армии папаху в 2005 году.

Пилотка (garrison cap, side cap, wedge cap, field service cap). Предполагается, что пилотка впервые появилась в австрийской армии в конце XIX века. Прототипом для неё послужила национальная сербская шапочка шайкача, которую носили отряды австрийских сербов, нападавших на приграничные турецкие территории. В российской армии пилотка была введена во время первой мировой войны в качестве головного убора для лётчиков. Её можно было легко спрятать в карман и одеть вместо шлема после окончания полёта, фуражка в этом случае не походила. По этой причине пилотка (от слова пилот) первоначально называлась полётной шапкой или полёткой. Со временем пилотка стала форменным головным убором различных военных и полувоенных (пионеры, кадеты, скауты и др.) формирований.

Полевая кепка (patrol cap, field cap) — мягкая кепка с жестким, округлым козырьком и плоской вершиной, которую военнослужащие некоторых стран используют, когда не требуется боевой шлем.

Рыбацкая шляпа (bucket hat, fishing hat, beanie hat). Представляет собой мягкую хлопковую шляпу с широкими сильно наклоненными вниз полями. В тулье чаще всего делают несколько отверстий, в результате чего происходит вентиляция, и в шляпе не так жарко. Такие шляпы используются в ВМС и армии США, а также в армиях других стран. У нас такая шляпа называется «панамой», хотя это не совсем верно.

Терай (terai). Представляет собой шляпу для защиты от солнца, с широкими полями и вентиляцией в тулье, чаще всего сделанную из войлока. Эта шляпа приобрела огромную популярность в конце 19 века. Использовалась в качестве альтернативы тропическому шлему. Сейчас эти шляпы носят в основном подразделения непальских гуркхов.

Тропический шлем. Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.

Тюрбан (turban) — мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки — полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.

Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.

Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих — из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Шляпа рейнджера (campaign hat). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.

В этой статье я конечно описал не все головные уборы, используемые в армиях мира, так как их очень много. Не коснулся я и боевых шлемов, предназначенных для защиты головы солдата, но об этом уже в следующих статьях.

Использованы материалы сайтов: http://tomall.ru и http://www.softmixer.com

paraparabellum.ru