Во Вьетнаме до сих пор матриархат, едят змей и спят на работе…. Во вьетнаме матриархат


Во Вьетнаме до сих пор матриархат, едят змей и спят на работе…

Виктория Никонорова работает на одном из ведущих предприятий нашей страны — «Беларуськалий». Во время своего отпуска она решила отправиться на отдых во Вьетнам. Девушка не знала, чего ждать от этого путешествия, просто ехала посмотреть, как там живут люди и насладиться времяпровождением на море. 

НАВЕРНУЛИСЬ СЛЕЗЫ, КОГДА УВИДЕЛА МОРЕ ИЗ САМОЛЕТА

В мае мне посчастливилось совершить путешествие во Вьетнам, на курорт Нячанг. На отдых брала с собой только летние вещи, хорошее настроение и фотоаппарат. При покупке тура я оплатила сразу и трансфер до Москвы. Поэтому спокойно доехала до столицы России в удобном микроавтобусе, в котором был Wi-Fi и розетки для зарядки телефона. Во Вьетнам из Москвы летела на самолете компании «Азур Эйр». Несмотря на то, что боинг очень большой, в нем было немного тесновато. При моем росте 165 см колени упирались в спинку соседнего сиденья, поэтому за 10-часовой перелет я очень устала. Но зато во время полета я смогла насладиться прекрасным видом из окна. Контрастное яркое море и голубое небо настолько меня впечатлили, что на глазах навернулись слезы… И вот я во Вьетнаме! Огромный чемодан вещей, жара и счастье внутри меня. А впереди 10 дней исключительного солнца и безоблачного неба!

ДАЖЕ ВОЗЛЕ ЗАБРОШЕННЫХ ДОМИКОВ СТОИТ СКУТЕР

По пути в отель были впечатляющие и радующие глаза пейзажи, но… много мусора и, к сожалению, бедности. Но даже возле заброшенных домиков обязательно стоит хотя бы один скутер. Я собиралась втур во Вьетнам не особо информированной, чтобы наиболее прочувствовать реалии чужой страны. И все, что я видела, оставляло какой-то свой отпечаток в моем сознании. При въезде в город картина резко меняется: теперь это густонаселенный и вечно движущийся город, напоминающий муравейник. Здесь огромное количество сигналящих скутеров под управлением людей в масках, которые своим видом вызывают только чувство страха.

ОКНА ИЗ НОМЕРОВ ВЫХОДИЛИ В КОРИДОР

Я жила в двухзвездочном отеле. И для такой категории, отель был довольно неплохой. К счастью, я взяла номер с видом на море, так как в остальных номерах окна выходят в коридор! Отелей по береговой линии очень много. Но в своем я не встретила ни одного русского или белоруса. Конечно, ожидала большего: думала там будут махровые халатики и удобные тапочки, но всего этого не оказалось… Но это мелочи, ведь в окно ты видишь море!

ЗА ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ ПОДНЯЛИСЬ ВОЛНЫ

Вьетнам омывает Южно-Китайское море, хотя местные жители его называют Восточным, потому что оно омывает восточную часть страны. Для того, чтобы добраться до моря, мне нужно было только выйти из отеля и перейти дорогу. Но это было непросто, ведь по дороге постоянно ездили шальные водители. Я сразу поднимала руку вверх, показывая, что хочу перейти дорогу, а потом быстро проскакивала. Ведь все равно никто не останавливался, будто у всех был девиз: «Вижу цель – не вижу препятствий!» Обычно проводила на пляже время утром до 11 ч. и вечером после 15 ч, чтобы не сгореть. В любое время море было очень теплое, и за 10 дней только один раз поднялись волны. На пляже можно было воспользоваться шезлонгами, сумма которых была 30.000, 60.000 и 100.000 донгов, что в пересчете на доллары соответственно $1,3; $2,7; $4,5.

ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ МАТРИАРХАТ

В целом, вьетнамцы очень приветливые и улыбчивые. Они по-особому относятся к своему здоровью, благодаря чему живут в среднем по 80 лет. Почти все просыпаются не позже 5 утра, чтобы перед работой сделать зарядку, пробежаться и поплавать в море. Еще узнала, что вьетнамцы раз в год съедают змею, чтобы иметь хороший иммунитет. И они практически не прибегают к услугам медиков, поэтому и в местных аптеках очень скудное содержание лекарств. А в некоторых горных поселениях во Вьетнаме еще существует матриархат, что тоже очень удивило. Хотя не скажу, что вьетнамцы – народ аккуратный. И сужу это исходя из того, что в моем номере не всегда вовремя убирали или вовсе не убирали. Вьетнамцы-хитрый народ, который зарабатывает как умеет. К сожалению, у них малый заработок, а пенсии получают только госслужащие. Образование тоже с интересной системой: у них обязательно окончить только 5 классов, а дальше родители сами решают учиться их ребенку или работать.

ТАКСИ ОБХОДИТСЯ ВСЕГО В ДВА ДОЛЛАРА

Вьетнам – это страна, которую нужно видеть, узнавать, а не сидеть на пляже на горячем песочке. Можно съездить куда-нибудь на экскурсию, даже самоходом, используя карту. К слову, такси обходится здесь в пару долларов, но важно следить за таксометром (его могут попросту не обнулить). За десять дней я посетила четыре экскурсии: две из них входили в стоимость путевки во Вьетнам, а две покупала сама, выбирала их исходя из интереса к горам и к островам.

ТРИ ЧАСА ПО СЕРПАНТИНУ И 150 ПОВОРОТОВ

Мне очень понравилась экскурсия в город Далат. Он расположен в горах на высоте, по-моему, приблизительно 1,5 тысячи метров над уровнем моря. Путь от Нячанга до Далата составил где-то 3 часа по серпантину, насчитывающему более 150 поворотов. Пейзаж, конечно, неописуемо прекрасен. Температура в горах порядка 10 градусов ниже, нет такого солнцепека и растительность совсем другая. Вообще, Далат отличается от других курортных городов тем, что его в свое время строили французы. Красивые аккуратные дома, даже движение по улицам не такое, как в Нячанге.

КОФЕ РАСТЕТ ДАЖЕ ВЕРТИКАЛЬНО В ГОРАХ

По дороге в город простираются кофейные плантации, а земли, из-за высокого содержания железа в почве, имеют насыщенно оранжевый цвет. Кофе растет даже вертикально в горах, можно представить, каким трудом достается вьетнамцем его сбор и обработка (Вьетнам занимает 2 место после Бразилии по экспорту кофе). Мы высадились на одной из плантаций кофе, где можно было увидеть, как он растет и даже потрогать его плоды.

ГОРЫ СПАСАЛИ ВЬЕТНАМЦЕВ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

В Далате я посетила несколько интересных мест, из которых был и знаменитый КрейзиХаус. Но больше всего меня впечатлили сами горы. Горы Вьетнама – это настоящие джунгли, где обитает масса диких животных, змей и насекомых. Именно это послужило плюсом Вьетнаму в войне с США. Солдаты спокойно могли прятаться в джунглях, где, например, из десяти высадившехся солдат США, шесть погибали от укусов насекомых и змей, двое – от когтей диких зверей.

Лучше ехать на экскурсию в Далат в первой половине дня. Ведь после 16 ч. в горах опускается очень густой туман.

ПОСИДЕТЬ НА ХОБОТЕ СЛОНА СТОИТ 50 ТЫС. ДОНГОВ

Очень впечатлила меня и экскурсия на остров Обезьян и остров Орхидей. К слову, кроме луковиц орхидей из Вьетнама ничего не разрешается вывозить. Остров Орхидей находится в 20 минутах езды на катере от Нячанга. Здесь можно покормить и покататься на страусах и слоне, а еще увидеть представление медвежат и слонов.

Я решилась попробовать залезть на хобот слона. Стоит такое удовольствие 50.000 донгов, что чуть больше 2 долларов. Мной двигал интерес, как такое большое животное может быть таким аккуратным и добрым. Кажется, гладила бы его и гладила. Он абсолютно аккуратно обхватывает тебя хоботом, если неудобно может слегка подбросить и обхватить сильнее. Можно не бояться, он не уронит, потому что очень осторожен. Не смотря на свою масштабность, он очень нежный и добрый. Мне с даже жалко стало его, когда я представила, сколько людей за день он поднимает своим хоботом.

ЗАРПЛАТА РЫБАКОВ СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 50 ДОЛЛАРОВ

Возле острова Орхидей находится очень много отелей, а также есть домики для рыбаков. Они там постоянно живут, а по выходным им привозят пресную воду и еду. У каждого есть собака, а то и две, которые охраняют дом. Но рыбачат они обычно ночью. У каждого есть своя лодка, купленная в кредит из-за маленькой зарплаты. В месяц рыбаки зарабатывают  буквально 50$.

УЛЫБКА ДЛЯ ОБЕЗЬЯН – СИГНАЛ К НАПАДЕНИЮ

Остров Обезьян называется так из-за огромного количества на нем самих обезьян. Их могут покормить все желающие. Они любят чипсы, их можно купить где-то за 25 000 донгов на входе. Здесь же предупреждают, что улыбаться обезьянам категорически запрещено, так как для них это считается сигналом к нападению. На случай появления вожака, гидам даже выдают рогатки. Хотя мне повезло, накормила обезьянок вдоволь. Некоторые даже запрыгивали на меня. И как тут не улыбнуться? Конечно, наглости у них не занимать. На острове они – полноправные  хозяева. А кормить лучше всех обезьян, иначе остальные будут завидовать.

ВО ВЬЕТНАМЕ СПЯТ НА РАБОТЕ!

Знаете, больше всего мне нравится во Вьетнаме вот этот самый дневной сон, этакий тихий час. Его у нас в Беларуси очень не хватает. Ответственно заявляю!  Тихий час наступает после обеда – люди в офисах, банках и других организациях укладываются спать в гамак, на стол и даже на пол. Как раз в «Outlet Center» экскурсия пришлась на время сна. Девушки спали прямо на рабочих местах, со стороны смотрится очень прикольно.  Правда, запечатлеть не удалось… После тихого часа все вновь с новыми силами приступают к работе.

ПРОДАВЦЫ ПОКАЗЫВАЮТ СУММУ НА КАЛЬКУЛЯТОРЕ

На территории набережной находится центральный парк, где масса ресторанов и кафе на любой вкус. И, к сожалению, там цена выше среднего. Но чем дальше ты отходишь от моря, тем ниже опускается стоимость блюд в кафе и продуктов в магазинах. В Нячанге очень много всяких магазинчиков, размером в 10 кв. м. и со звучными табличками «Гипермаркет», все выглядит очень смешно. Зато универсально. Там можно найти все: от еды до сувениров. Привыкшие к туристам продавцы показывают сумму на калькуляторе, что очень удобно. А валюта абсолютно идентична нашей. Даже курс доллара практически одинаковый, что значительно упрощает жизнь. Донг – очень интересная купюра, некоторые номиналы состоят из пластика, не тонут и не мнутся.

МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ КРОКОДИЛА

Говорят, что вьетнамцы едят всякую живность типа лягушек, крыс и всяких жучков. Но я не видела ничего подобного. И теперь думаю, что это какой-то миф. Хотя жареного крокодила я все-таки увидела на прилавке одного из магазинов. Он стоил 250.000 донгов за кг. Я не решилась попробовать этот деликатес. Нашла в Нячанге хороший итальянский ресторанчик и часто питалась там. Ела, в основном, салаты, рис, и макароны с пастой.

БЕЗ ЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО

Мне было немного трудно во Вьетнаме общаться с персоналом отеля, потому что я не знаю ни вьетнамского, ни английского языков. На кофейной дегустации я заказала кофе в отель. Но не могла долго его забрать на ресепшене, потому что администратор не понимал меня. Когда я показала картинку курьера, он все понял – и я получила свой кофе.

БОЯЛАСЬ ОСТАТЬСЯ БЕЗ СВЯЗИ С РОДНЫМИ…

Я отдыхала во Вьетнаме в мае. В это время там не было дождей. Но из-за жары и влаги в начале отдыха у меня часто отключался телефон. Боялась, что в чужой стране останусь без связи. Но потом все нормализовалось – и я могла связаться со своими родными в любое время.

В целом, мои десять дней отдыха во Вьетнаме были очень интересными и насыщенными. Если будет возможность, обязательно съезжу туда еще раз!

Дополнительную информацию о бронировании отдыха и подаче заявки на участие в проекте можно узнать у наших специалистов. Команда Travel House благодарит Викторию Никонорову за участие в проекте! Путешествовать с Travel House – легко и надежно!

Автор: Виктория Никонорова

Фото автора.

www.holiday.by

Об особенностях вьетнамского матриархата. | Мужчина и женщина: проблемы отношений.

           Об особенностях вьетнамского матриархата.

 

 Не бойтесь гнева императора,

 бойтесь его милостей.

 

Вьетнамский город, экскурсионный автобус и симпатичная гид(ша).

Одеждой и фигуркой она больше походила на тренера по фитнесу, примерно так: - раз – два, ножку поднимем, в ладошки хлопнем, три - четыре…

- Ну хватит, я хочу выйти, остановите автобус!

Наверное, мужчина сидел где-то впереди и не имел возможность полноценно обозревать её прелестную фигурку.

 - Ах, так! - Она превратилась в стерву, и несколько минут безрезультатно отстаивала целостность нашей группы. 

- Купаться на море интересней, чем слушать ваш вздор, -  подытожил возмутитель спокойствия, выбираясь из фирменного автобуса.

Автобус покатил дальше по улочкам вьетнамского города, и гид бойко продолжала: - если посетите наши туры, вы увидите красивейшие водопады, побываете в матриархальной деревне…    

- А в чем особенности местного матриархата? – прозвучал вопрос.

- Особенности? А нет никаких особенностей, просто всё наоборот, чем при патриархате, женщина в семье глава, а муж полностью ей подчиняется.

Позже мы побывали в этой матриархальной деревне, и уже другой гид раскрыл некоторые особенности этого интересного явления.

Глава клана (семьи), живет, как правило, в многомужестве. Мужей столько, сколько в клане накоплено ресурсов для приобретения – нового члена семьи. Авторитет матриархини в доме непререкаемый, что не всегда бытует при патриархате. При патриархате, скорее в авторитете пожилой родитель - отец, мать.

Во всём остальном, казалось бы, перевернутое отражение патриархата, но есть некоторые маразматические отличия, что объяснить эволюционным приобретением не получится.

Например:

- в случае если муж умирает, семья невесты имеет право заменить приобретенную «собственность», взять в качестве нового мужа следующего по возрасту брата умершего, и только если у умершего нет братьев, покупают мужа в другой семье,

- в случае смерти главы матриархального клана дочь, если даже она ещё ребенок, а её братья взрослые, решает вопрос о распределении наследства, и её суждения не оспаривается.

Вот как описывает традиции вьетнамской матриархальной семьи, в своей книге «Война в джунглях Южного Вьетнама» австралийский журналист Уилфред  Бэрчетт, изданной в 1965 г.

- «Браки у племен, где существует матриархат, дело весьма сложное. Мужей покупают, платят за них буйволами и кувшинами со спиртными напитками. Богатая семья платила огромную сумму за особенно дюжего парня, даже если он был из бедной семьи. Жених переселяется в дом невесты и может навещать родителей лишь с разрешения родителей «невесты».

 Дети всегда остаются с матерью, а в случае её смерти их растит ее сестра или ближайшая родственница.

Измен почти не бывает. Если оказывается, что муж изменяет жене с какой-то девушкой, его выгоняют из дому, и он теряет все права на собственность. Если он изменяет с замужней женщиной, то муж последней имеет право убить адюльтера и не несет за это ответственности. Если жена изменяет с мужем какой-то женщины, то рогоносец может убить своего соперника»

И журналист добавляет; – «Это редкий пример равноправия полов у племен при матриархате».

Равноправия? Здесь, даже близко нет следов равноправия, в том или ином случае будет убит мужчина, женщина останется при своём положении и при детях – по мнению либеральных журналюг, она как бы уже жутко пострадавшая сторона, и будет горько оплакивать или мужа или любовника.

 

Впрочем, Уилфред описывает поразительные традиции не только матриархальных племен.

   Так, например он описывает жуткий обычай патриархального племени, войны которого наводили страх врагам одним своим видом:

- «Ежегодно в благоприятный день, устанавливаемый главным старейшиной, собирают всех детей достигших 12-летнего возраста. Пока жители деревни веселятся и пируют, детей привязывают спиной к дереву.  После того как старейшина  произведет ритуал, он передаёт «работу» местному «специалисту». И тут начинается. Детям подпиливают зубы почти до самых десен, и эту процедуру повторяют каждые несколько лет, пока зубы не перестают расти»

Военкору никто из туземцев не мог объяснить, для чего они это делают, откуда взялась эта жестокая традиция?  - Так делали их предки, и значит им так делать и детям их детей. Эту традицию вьетконговцы* обещали искоренить, как только закончится освободительная война.

*Вьетконговцы – бойцы народного фронта освобождения Вьетнама.

Военный журналист описывает обычаи и других племен, иногда понятных, но чаще не поддающихся логическому объяснению. Все же  некоторым он находит своё объяснение.

Так спиливание зубов своим соплеменникам, или существование племени с «испорченным вкусом» питающегося протухшими мясными продуктами, или матриархальные деревни, – все эти «неестественные» традиции были навязаны и привиты «дикарям» их более могущественными противниками во времена французской колонизации в начале 19 века. 

В подтверждении своей версии Уилфред  Бэрчетт приводит услышанную историю «О хитром императоре»

- Когда-то император За-Лонг, открывший французам ворота во Вьетнам, обманул группу вождей, чьи племена после ожесточенных сражений нанесли тяжелый урон его войскам. Тогда он решил взять хитростью и устроил состязание с предводителем войск племен. Было решено, что побежденный должен уступить победителю. Принесли две корзины, наполненные небольшими белыми камнями. Кто съест больше камней, тот и будет победителем, сказал император. В то время как За-Лонг грыз кусочки сахара, вождь племени ломал зубы о камни. Поскольку вождь дал слово, он сдержал его. Император велел ему прорыть с севера на юг ров, отделяющий гористую часть этой прибрежной провинции от долин. Журналиста уверяли что остатки «Страшного рва» ещё существуют в провинциях Куанг-Нам.

 Однако легенда «О хитром императоре» в другой версии звучит совсем иначе, и будто бы относится к временам протектората других императоров.

… Император призвал вождей непокорных племен к переговорам. Уловка с «каменным рафинадом» в первом же поединке по разгрызанию камней не удалась. В последний момент перед состязанием вождь племени «варваров*» смешал в чашах камни, и вновь разделив пополам, предложил продолжить. Судьи, старейшины других племен, не увидев в этом ничего предосудительного, ударили в гонг.    

Состязание проходило почти на равных, крошились камни и крошились зубы… Император, конечно, знал на вкус какие камни «мягкие», но на пятом камне чутьё императору, увы, отказало, и он сразу сломал три зуба….  Боль парализовала его, и поединок был остановлен.  Перед судьями лежали две равные кучи раздробленных камней вперемешку с обломками зубов. Вождь варваров стоял, гордо утирая кровь с беззубого рта, а император удалялся со своей свитой к себе.

На следующий день на собрании племен судьи объявили, что не могут признать ни победителя не побежденного. Тогда встал император, он жестом заставил открыть рты своим приближенным советникам – в их ртах зияла пустота! Насладившись зрелищем беззубых подданных, император бросил пригоршню зубов к ногам варваров и тихо произнес; - Я не нарушу условий нашего договора, и вы уйдёте к себе как народ достойный мира и своей свободы…, но знайте, если мои люди, где бы ни было, схватят кого-либо из вас и у него во рту будет больше зубов чем у вашего вождя, быть этому несчастному рабом моих подданных. И будет так отныне и до скончания веков!

Надо ли говорить, что ни один соплеменник беззубого, но отважного вождя, не стал рабом….

С другим грозным и многочисленным племенем «Радэ**» состязаться условились в меткости стрельбы из лука. Двенадцать лучших лучников племени сразились с двенадцатью лучниками императора. Результаты стрельбы показали, что лучникам Радэ нет соперников.

Император объявил, что признаёт победу противников, и что отныне он не будет направлять своих воинов на хижины доблестного народа Радэ, а будет направлять только обозы с подарками и подношениями от себя и своих подданных.  В подтверждении своих слов войнам Радэ поднесли богатые подарки - дорогие доспехи, ткани и украшения. Мало того, император предложил доблестным лучникам каждому выбрать себе женщину в наложницы из числа своих танцовщиц. Вождю он предложил взять в жены свою любимую дочь, с ней в придачу  слуг и искусных строителей дворцов для будущего королевства Радэ.

… Через 7 лет после смерти вождя народом стала править его жена - королева – дочь императора. Некогда свободный и независимый народ быстро превращался в матриархального сателлита империи. Старейшины, коим не по нраву были новые порядки - были убиты. Королева правила долго пока не передала свой трон дочери. Всё это время маленькое королевство процветало, строились дворцы в джунглях для новой знати и храмы в честь мудрых богинь. Из метрополии шли обозы с подарками и товаром от императорской семьи, а воины Радэ обеспечивали безопасность пути к новым плодородным плантациям императора.

Но благоденствие не длится вечно, в метрополии сменилась династия и новые императоры уже не слали подарки, а обложили народ Радэ данью. Матриархальное правление уже не смогло сплотить народ, наоборот, между знатными семьями разгорались распри и междоусобные войны.

… Уже к середине 20 века от некогда многотысячного народа остались разрозненные матриархальные кланы, а от дворцов и храмов - развалины и запустение. Ученые в наши дни эти развалины заросшие джунглями датируют 2-3 веком до нашей эры и рассказывают байки о матриархальных истоках человеческой цивилизации.

В это же время, племя Кор - «беззубых варваров», пройдя через лютые времена многочисленных войн, не потеряло свою численность, а в 50 - 60х годах 20 века героически сражалось от колониального рабства всего Южного Вьетнама, чему и свидетельствует в своей книге австралийский военкор Уилфред  Бэрчетт.

P.S.

Этнография, история и быт первобытных племен, могут дать поучительные знания об устройстве современного общества. Это как свет далеких звезд, рассказывает нам, что происходило с нашей звездой много сотен лет назад и что может произойти с нами завтра. Однако, увы, трудно отделить правду от вымыслов современных историков как впрочем, и науку от фантазий современных астрофизиков….

Есть предположение, а вернее моё глубокое убеждение, что Россию много раз пытались столкнуть в матриархальную трясину.

Первый «удачный» опыт произошёл при тишайшем царе Алексее Михайловиче Романове. Никоновская реформа - возвеличивание женского культа в православной церкви – «усиление греческого влияния», привел к церковному расколу, сжиганию книг и страшными гонениями старообрядцев. 

Второй «удачный» опыт, проводит Петр I. Его масштабная секуляризация правящей элиты, выводит на российский трон женское владычество. Более 70 лет бесконечного правления императриц и их фаворитов, заговоров и дворцовых переворотов…

Третий «удачный» опыт проводит в жизнь Ленинская гвардия, устанавливая советский матриархат под лозунгом немецких феминисток «Свободу женщине». Выберется ли из матриархального болота Россия?  

maxpark.com

Матриархат народности Чам

(VOVworld) - Группы чамов, которые исповедуют брахманизм и ислам-бани, следуют матриархату. В то время, когда многие народы перешли с матриархата на патриархат, народность Чам по-прежнему сохраняет типичный матриархат.

Праздник «Рамуван» (Ramuwan) у чамов. Фото: baoninhthuan.com.vn

Во Вьетнаме насчитывается много народностей, которые все еще сохраняют матриархат. Однако матриархат каждой народности отличается от других своими оригинальными чертами. Например, женщины народности Эдэ доминируют в семье и играют важную роль в сообществе, в то время как женщины народности Джарай все-таки не имеют права войти в общинный дом Ронг - священный символ народности. Что касается народности Чам, то как рассказал заведующий отделом по изучению культуры Вьетнама при Этнографическом музее Вьетнама, господин Ле Зю Дай, матриархат народности Чам -это форма общества, основанная на материнском родстве и обычаях: «Типичной чертой матриархального общества народности Чам является то, что родство считается по матери. Сестры от одной матери живут в одном доме вместе с матерью. Это распространяется на весь клан. Самая младшая дочка живет с родителями и наследует большую часть имущества семьи. Остальная часть распределяется всем остальным сестрам в семье за исключением сыновей. Что касается брака, то жениха выбирает невеста».

Женщины народности Чам. Фото: baoninhthuan.com.vn

Признаки матриархата хорошо отражаются в бракосочетании. Семья невесты имеет право проявить инициативу в этом деле. Родители невесты выбирают лучшего для своей дочки среди молодых людей в районе. Сватовство осуществляется совершенно секретно, поэтому родители невесты обычно предлагают сватов помочь изучить семью жениха. Невеста имеет право выбрать для себя мужа и жених должен следовать плану невесты и жить с ее семьей. В современном обществе молодожены могут жить отдельно от семьи невесты, однако они сохраняют обряды ее семьи. А когда мужчина умрет, его похоронят на кладбище клана его матери. Матриархальные обычаи народности Чам хорошо отражаются и в ее сегодняшней повседневной жизни. Народность Чам извесна кустарным промыслом по производству керамических изделий. Причем, самые важные этапы в процессе производства этих изделий, такие как создание формы и роспись, выполняют женщины, а мужчины отвечают лишь за подготовку глины и ухаживают за печкой. Легенда народности Чам гласит, что основатель этого ремесла Поклонг Чань передал секреты промысла только женщинам народности Чам. Именно поэтому хотя эта работа тяжелая и трудная, ее сохраняют и передают из поколения в поколение в основном женщины. Примечательно, что хотя чамы сохраняют матриархат, но у них не существует власти женщин. Господин Ле Зю Дай сообщил: «У чамов есть пословицы, которые выражают уважение к мужчинам. Хотя женщину называют хозяином семьи, решения принимает муж. Еще главой рода является мужчина, а именно муж главы рода по материнской линии».

Источник: bietbao.vn

Монах Хан Ван Зау, который служит в храме По Ины Ныга в провинции Ниньтхуан тоже подтвердил, что все работы в семье конкретно распределяются между мужчинами и женщинами. В современной жизни муж и жена разделяют ответственность: «Мужчины занимаются полевыми работами, а женщины - домашними делами, т.е. обе стороны несут общую ответственность за работы семьи и за воспитание детей. Необходимо согласие с обоих сторон для успешного решения всех вопросов».

Женщины народности Чам играют главную роль в семье, хотя они не выполняют работы, требующие мужской силы. Однако в совершении ритуальных обрядов и культе предков заметно четкое определение роли. В семье приношение предкам всегда делают женщины. Они отвечают за все обряды. А в храме наоборот все делают мужчины. Монах Хан Ван Зау сообщил: «В храме все обряды совершаются под руководством мужчин и выполняются мужчинами. А женщины отвечают за сохранение денег».

У народности Чам есть и пословица «Судьба мужчин в боях, а женщин - в родах». Эта простая пословица показала на четкое распределение труда в обществе чамов. Женщины несут благородную миссию - управление семей, а мужчины - управление обществом».

Тхань Нга

vovworld.vn

Тямы. Живущие при матриархате

Кофейные плантации и высокогорный серпантин остались позади. Перед туристским минивэном простиралась, казалось, бесконечная дорога к побережью Южно-Китайского моря, вдоль которой сменяли друг друга рисовые поля и животноводческие фермы. Вдруг за окнами появился небольшой населенный пункт. Внешне его жители несколько отличались от вьетнамцев — более смуглой кожей и более мягкими чертами лица.

— Это тямская деревня, — произнес наш вьетнамский гид по псевдониму Борис, — тямы живут совсем по-другому, чем вьетнамцы. Жена в семье главная.

Первое, что мы увидели в храмовом комплексе «Тямские башни Пошану», — большой самодельный ткацкий станок. За ним сидела женщина лет пятидесяти. Нинь — так ее зовут — говорит, что семейный уклад тямов отличается от патриархальных устоев вьетов, да и других соседних народов.

Тямская мастерица за ткацким станком:

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В ДРУГОЙ ДОМ

— Когда я впервые увидела своего будущего мужа, он мне понравился. Затем мои родные пошли к его родителям, засватали. Мы поженились. Раньше за жениха давали буйволов, сейчас разрешено выкупать за золотые изделия и деньги. У меня хороший муж, потому что он подарил мне двух девочек, значит, есть продолжение рода, — говорит Нинь.

Нинь поведала о своде неписаных правил тямов: если у женщины от первого мужа не родились девочки, ей разрешается привести в дом второго мужа. Если и с ним детей женского пола не будет, можно выйти замуж в третий, и даже в четвертый раз. Но не более — тямкам дозволяется иметь не более четырех мужей. Детей принято воспитывать всем вместе, всех мужей матери дети называют папами.

Раньше за жениха давали буйволов, сейчас разрешено выкупать за золото и деньги.

«Калым» за жениха, который невеста передает его родителям, зависит от финансовой состоятельности сватающихся: сумма может варьироваться от тысячи до пяти тысяч долларов. Это неплохие деньги, так как средняя месячная зарплата во Вьетнаме составляет примерно 200—300 долларов.

Тямские девушки приводят своих избранников в дом родителей, жених меняет свою фамилию, все дети записываются тоже на фамилию матери. После рождения первой дочери молодая семья может покинуть родительский дом, но старшая внучка остается у бабушки по материнской линии.

— Родители больше внимания уделяют воспитанию дочерей. Потому что дочери, повзрослев, помогают родителям и кормят их, а мальчики — нет. Сыновья уходят в другой дом, — рассказывает Нинь.

Вьетнамский гид Борис объясняет, что после установления власти коммунистической партии во Вьетнаме государство пыталось призвать тямов отказаться от полигамии. Но тямы возразили, что не могут изменить свои древние законы, и сохранили многомужество, хотя второй и последующие браки в официальных органах не регистрируется.

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Тямы не только хорошие ткачи, но и ювелиры, отличные резчики по камню и дереву. «А еще они замечательные каменщики», — говорит гид Борис, провожая туристов к древним башням.

Часть башен Пошану, несмотря на то что возведены в 8-м веке, сохранились неплохо. Они построены из красного кирпича, а вот секрет скрепляющего кирпичи состава не разгадан до сих пор. Судя по конусообразному дизайну башен и симметрии зданий, древние тямы умели производить сложные математические расчеты.

Тямские башни Пошану. Вьетнам, 31 июля 2013 года. По всей видимости, башни использовались как культовые сооружения и остаются таковыми, внутри них установлен столик с цветами и угощениями — чтобы задобрить своих богов. Большинство тямов, с которыми довелось пообщаться, относили себя к последователям религиозного течения Баламон, объясняя, что их вера имеет много общего с индуизмом. Часть тямов, если верить немногочисленной научной литературе на эту тему, исповедует ислам суннитского толка. Но встретить тямов-мусульман, несмотря на последующие поиски, так и не удалось, как и не получилось уточнить, живут ли они при матриархате либо поддерживают патриархальный уклад.

По совету местных жителей мы поехали к зданию, которое в округе называют тямской мечетью. Внутри культового сооружения, вопреки канонам ислама, помещены все же скульптуры мужчины и женщины. Сооружение отличается от буддистских пагод и католических костелов, встречающихся во Вьетнаме. Однако тямов в этой деревушке не оказалось. По словам мужчины, вьета по происхождению, присматривающего за храмом и открывшего нам двери, тямы-мусульмане живут за сотни километров, но приезжают сюда на религиозные праздники.

КОРМИЛЕЦ — МОТОЦИКЛ

На обратном пути из «мечети» мы заехали в небольшую деревушку. Босоногие ребятишки, увидев автомобиль, поспешили к нам поинтересоваться, что за гости прибыли. Узнав, что мы ищем тямов, проводили нас в дом, где живет женщина-тямка.

Мэк 39 лет, она замужем за вьетом. Смешанные браки среди тямов, по словам нашего гида, встречаются редко, поэтому ее история не могла не заинтересовать нас.

Вьетнамец Ни рядом со своим мотоциклом. Провинция Биньтхуан, 31 июля 2013 года. Мэк рассказала, что сама жила в семье с тремя папами. Но судьба, говорит она, распорядилась так, что она полюбила вьета и, несмотря на протест родителей, вышла за него замуж. Выкупать мужа не пришлось, и на собранные на «калым» деньги родители Мэк подарили ей дом, в котором сейчас живет молодая семья. Сейчас у Мэк и ее мужа Ни трое детей: двое мальчиков и одна девочка. Получился своего рода компромисс — каждый из супругов видит в разнополых детях продолжение своего рода.

— Я не жалею, что встретила Ни. Значит, судьба такая, что вышла не за тяма. Мы живем душа в душу. Всё хорошо, — говорит Мэк.

Муж Мэк с ней соглашается. В их семье единственный кормилец — мотоцикл. Ни зарабатывает тем, что сдает это транспортное средство в аренду за 10 долларов в день или сам возит на нем по заказу соседей пустую тару в пункт приема либо овощи в ближайший город. Семья с трудом набирает деньги на оплату учебы детей в школе и самое необходимое.

В скромном, почти без мебели, домике Мэк готовила на ужин отварной рис и коренья маниока.

Совсем недалеко, буквально в паре километров от ее дома, идет добыча титана — очень дорогого металла, используемого в самолетостроении и производстве нановолокон. На окраине деревушки протекает ручей, на дне которого черные пятна — следы добычи того самого титана.

rus.azattyq.org

Во Вьетнаме до сих пор матриархат, едят змей и спят на работе...

В рамках нового проекта туристической компании Travel House «Путешествуй с Travel House!» туристы рассказывают о своем отдыхе. Эта история о девушке, которая совсем недавно вернулась из Вьетнама.

Виктория Никонорова работает на одном из ведущих предприятий нашей страны — «Беларуськалий». Во время своего отпуска она решила отправиться на отдых во Вьетнам. Девушка не знала, чего ждать от этого путешествия, просто ехала посмотреть, как там живут люди и насладиться времяпровождением на море. 

НАВЕРНУЛИСЬ СЛЕЗЫ, КОГДА УВИДЕЛА МОРЕ ИЗ САМОЛЕТА

В мае мне посчастливилось совершить путешествие во Вьетнам, на курорт Нячанг. На отдых брала с собой только летние вещи, хорошее настроение и фотоаппарат. При покупке тура я оплатила сразу и трансфер до Москвы. Поэтому спокойно доехала до столицы России в удобном микроавтобусе, в котором был Wi-Fi и розетки для зарядки телефона. Во Вьетнам из Москвы летела на самолете компании «Азур Эйр». Несмотря на то, что боинг очень большой, в нем было немного тесновато. При моем росте 165 см колени упирались в спинку соседнего сиденья, поэтому за 10-часовой перелет я очень устала. Но зато во время полета я смогла насладиться прекрасным видом из окна. Контрастное яркое море и голубое небо настолько меня впечатлили, что на глазах навернулись слезы… И вот я во Вьетнаме! Огромный чемодан вещей, жара и счастье внутри меня. А впереди 10 дней исключительного солнца и безоблачного неба!

ДАЖЕ ВОЗЛЕ ЗАБРОШЕННЫХ ДОМИКОВ СТОИТ СКУТЕР

По пути в отель были впечатляющие и радующие глаза пейзажи, но… много мусора и, к сожалению, бедности. Но даже возле заброшенных домиков обязательно стоит хотя бы один скутер. Я собиралась в тур во Вьетнам не особо информированной, чтобы наиболее прочувствовать реалии чужой страны. И все, что я видела, оставляло какой-то свой отпечаток в моем сознании. При въезде в город картина резко меняется: теперь это густонаселенный и вечно движущийся город, напоминающий муравейник. Здесь огромное количество сигналящих скутеров под управлением людей в масках, которые своим видом вызывают только чувство страха.

ОКНА ИЗ НОМЕРОВ ВЫХОДИЛИ В КОРИДОР

Я жила в двухзвездочном отеле. И для такой категории, отель был довольно неплохой. К счастью, я взяла номер с видом на море, так как в остальных номерах окна выходят в коридор! Отелей по береговой линии очень много. Но в своем я не встретила ни одного русского или белоруса. Конечно, ожидала большего: думала там будут махровые халатики и удобные тапочки, но всего этого не оказалось… Но это мелочи, ведь в окно ты видишь море!

ЗА ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ ПОДНЯЛИСЬ ВОЛНЫ

Вьетнам омывает Южно-Китайское море, хотя местные жители его называют Восточным, потому что оно омывает восточную часть страны. Для того, чтобы добраться до моря, мне нужно было только выйти из отеля и перейти дорогу. Но это было непросто, ведь по дороге постоянно ездили шальные водители. Я сразу поднимала руку вверх, показывая, что хочу перейти дорогу, а потом быстро проскакивала. Ведь все равно никто не останавливался, будто у всех был девиз: «Вижу цель – не вижу препятствий!» Обычно проводила на пляже время утром до 11 ч. и вечером после 15 ч, чтобы не сгореть. В любое время море было очень теплое, и за 10 дней только один раз поднялись волны. На пляже можно было воспользоваться шезлонгами, сумма которых была 30.000, 60.000 и 100.000 донгов, что в пересчете на доллары соответственно $1,3; $2,7; $4,5.

ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЕТ МАТРИАРХАТ

В целом, вьетнамцы очень приветливые и улыбчивые. Они по-особому относятся к своему здоровью, благодаря чему живут в среднем по 80 лет. Почти все просыпаются не позже 5 утра, чтобы перед работой сделать зарядку, пробежаться и поплавать в море. Еще узнала, что вьетнамцы раз в год съедают змею, чтобы иметь хороший иммунитет. И они практически не прибегают к услугам медиков, поэтому и в местных аптеках очень скудное содержание лекарств. А в некоторых горных поселениях во Вьетнаме еще существует матриархат, что тоже очень удивило. Хотя не скажу, что вьетнамцы – народ аккуратный. И сужу это исходя из того, что в моем номере не всегда вовремя убирали или вовсе не убирали. Вьетнамцы-хитрый народ, который зарабатывает как умеет. К сожалению, у них малый заработок, а пенсии получают только госслужащие. Образование тоже с интересной системой: у них обязательно окончить только 5 классов, а дальше родители сами решают учиться их ребенку или работать.

ТАКСИ ОБХОДИТСЯ ВСЕГО В ДВА ДОЛЛАРА

Вьетнам – это страна, которую нужно видеть, узнавать, а не сидеть на пляже на горячем песочке. Можно съездить куда-нибудь на экскурсию, даже самоходом, используя карту. К слову, такси обходится здесь в пару долларов, но важно следить за таксометром (его могут попросту не обнулить). За десять дней я посетила четыре экскурсии: две из них входили в стоимость путевки во Вьетнам, а две покупала сама, выбирала их исходя из интереса к горам и к островам.

ТРИ ЧАСА ПО СЕРПАНТИНУ И 150 ПОВОРОТОВ

Мне очень понравилась экскурсия в город Далат. Он расположен в горах на высоте, по-моему, приблизительно 1,5 тысячи метров над уровнем моря. Путь от Нячанга до Далата составил где-то 3 часа по серпантину, насчитывающему более 150 поворотов. Пейзаж, конечно, неописуемо прекрасен. Температура в горах порядка 10 градусов ниже, нет такого солнцепека и растительность совсем другая. Вообще, Далат отличается от других курортных городов тем, что его в свое время строили французы. Красивые аккуратные дома, даже движение по улицам не такое, как в Нячанге.

КОФЕ РАСТЕТ ДАЖЕ ВЕРТИКАЛЬНО В ГОРАХ

По дороге в город простираются кофейные плантации, а земли, из-за высокого содержания железа в почве, имеют насыщенно оранжевый цвет. Кофе растет даже вертикально в горах, можно представить, каким трудом достается вьетнамцем его сбор и обработка (Вьетнам занимает 2 место после Бразилии по экспорту кофе). Мы высадились на одной из плантаций кофе, где можно было увидеть, как он растет и даже потрогать его плоды.

ГОРЫ СПАСАЛИ ВЬЕТНАМЦЕВ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

В Далате я посетила несколько интересных мест, из которых был и знаменитый КрейзиХаус. Но больше всего меня впечатлили сами горы. Горы Вьетнама – это настоящие джунгли, где обитает масса диких животных, змей и насекомых. Именно это послужило плюсом Вьетнаму в войне с США. Солдаты спокойно могли прятаться в джунглях, где, например, из десяти высадившехся солдат США, шесть погибали от укусов насекомых и змей, двое – от когтей диких зверей.

Лучше ехать на экскурсию в Далат в первой половине дня. Ведь после 16 ч. в горах опускается очень густой туман.

ПОСИДЕТЬ НА ХОБОТЕ СЛОНА СТОИТ 50 ТЫС. ДОНГОВ

Очень впечатлила меня и экскурсия на остров Обезьян и остров Орхидей. К слову, кроме луковиц орхидей из Вьетнама ничего не разрешается вывозить. Остров Орхидей находится в 20 минутах езды на катере от Нячанга. Здесь можно покормить и покататься на страусах и слоне, а еще увидеть представление медвежат и слонов.

Я решилась попробовать залезть на хобот слона. Стоит такое удовольствие 50.000 донгов, что чуть больше 2 долларов. Мной двигал интерес, как такое большое животное может быть таким аккуратным и добрым. Кажется, гладила бы его и гладила. Он абсолютно аккуратно обхватывает тебя хоботом, если неудобно может слегка подбросить и обхватить сильнее. Можно не бояться, он не уронит, потому что очень осторожен. Не смотря на свою масштабность, он очень нежный и добрый. Мне с даже жалко стало его, когда я представила, сколько людей за день он поднимает своим хоботом.

ЗАРПЛАТА РЫБАКОВ СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 50 ДОЛЛАРОВ

Возле острова Орхидей находится очень много отелей, а также есть домики для рыбаков. Они там постоянно живут, а по выходным им привозят пресную воду и еду. У каждого есть собака, а то и две, которые охраняют дом. Но рыбачат они обычно ночью. У каждого есть своя лодка, купленная в кредит из-за маленькой зарплаты. В месяц рыбаки зарабатывают  буквально 50$.

УЛЫБКА ДЛЯ ОБЕЗЬЯН – СИГНАЛ К НАПАДЕНИЮ

Остров Обезьян называется так из-за огромного количества на нем самих обезьян. Их могут покормить все желающие. Они любят чипсы, их можно купить где-то за 25 000 донгов на входе. Здесь же предупреждают, что улыбаться обезьянам категорически запрещено, так как для них это считается сигналом к нападению. На случай появления вожака, гидам даже выдают рогатки. Хотя мне повезло, накормила обезьянок вдоволь. Некоторые даже запрыгивали на меня. И как тут не улыбнуться? Конечно, наглости у них не занимать. На острове они – полноправные  хозяева. А кормить лучше всех обезьян, иначе остальные будут завидовать.

ВО ВЬЕТНАМЕ СПЯТ НА РАБОТЕ!

Знаете, больше всего мне нравится во Вьетнаме вот этот самый дневной сон, этакий тихий час. Его у нас в Беларуси очень не хватает. Ответственно заявляю!  Тихий час наступает после обеда – люди в офисах, банках и других организациях укладываются спать в гамак, на стол и даже на пол. Как раз в «Outlet Center» экскурсия пришлась на время сна. Девушки спали прямо на рабочих местах, со стороны смотрится очень прикольно.  Правда, запечатлеть не удалось… После тихого часа все вновь с новыми силами приступают к работе.

ПРОДАВЦЫ ПОКАЗЫВАЮТ СУММУ НА КАЛЬКУЛЯТОРЕ

На территории набережной находится центральный парк, где масса ресторанов и кафе на любой вкус. И, к сожалению, там цена выше среднего. Но чем дальше ты отходишь от моря, тем ниже опускается стоимость блюд в кафе и продуктов в магазинах. В Нячанге очень много всяких магазинчиков, размером в 10 кв. м. и со звучными табличками «Гипермаркет», все выглядит очень смешно. Зато универсально. Там можно найти все: от еды до сувениров. Привыкшие к туристам продавцы показывают сумму на калькуляторе, что очень удобно. А валюта абсолютно идентична нашей. Даже курс доллара практически одинаковый, что значительно упрощает жизнь. Донг – очень интересная купюра, некоторые номиналы состоят из пластика, не тонут и не мнутся.

МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ КРОКОДИЛА

Говорят, что вьетнамцы едят всякую живность типа лягушек, крыс и всяких жучков. Но я не видела ничего подобного. И теперь думаю, что это какой-то миф. Хотя жареного крокодила я все-таки увидела на прилавке одного из магазинов. Он стоил 250.000 донгов за кг. Я не решилась попробовать этот деликатес. Нашла в Нячанге хороший итальянский ресторанчик и часто питалась там. Ела, в основном, салаты, рис, и макароны с пастой.

БЕЗ ЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО

Мне было немного трудно во Вьетнаме общаться с персоналом отеля, потому что я не знаю ни вьетнамского, ни английского языков. На кофейной дегустации я заказала кофе в отель. Но не могла долго его забрать на ресепшене, потому что администратор не понимал меня. Когда я показала картинку курьера, он все понял – и я получила свой кофе.

БОЯЛАСЬ ОСТАТЬСЯ БЕЗ СВЯЗИ С РОДНЫМИ…

Я отдыхала во Вьетнаме в мае. В это время там не было дождей. Но из-за жары и влаги в начале отдыха у меня часто отключался телефон. Боялась, что в чужой стране останусь без связи. Но потом все нормализовалось – и я могла связаться со своими родными в любое время.

В целом, мои десять дней отдыха во Вьетнаме были очень интересными и насыщенными. Если будет возможность, обязательно съезжу туда еще раз!

Дополнительную информацию о бронировании отдыха и подаче заявки на участие в проекте можно узнать у наших специалистов. Команда Travel House благодарит Викторию Никонорову за участие в проекте!Путешествовать с Travel House – легко и надежно!

Автор: Виктория Никонорова

Фото автора.

th.by

Как живут во Вьетнаме / Туристический спутник

Это Нья Чанг. Самое популярное место отдыха во Вьетнаме. Всего 5 лет назад здесь не было огромных отелей и толпы российских туристов, да и с местными жителями приходилось объясняться на пальцах. А 100 лет назад здесь не было и самого города. Только маленькая деревушка, стихийно образовавшаяся вокруг дома французского бактериолога Александра Йерсена. По одной из версий Нья Чанг (Белый дом) назван в честь него. На набережной стоит памятник бактериологу. На въезде в город, вдоль залива и на берегах реки, живут рыбаки. Сейчас рыбачить очень прибыльно — много туристов приходят в рестораны поесть морской экзотики. на тазиках проверяют нычки с устрицами, а может и еще какой живностью. Готовятся к завтрашней рыбалке Некоторые не заморачиваются лодками а некоторые и живут прямо на воде -) Вернемся к наземным жителям. окраины Нья чанга — сюда туристы не забредают. ну только такие как мы -) местные жители -) а это среднестатистический «городской» дом. налог взимается в зависимости от ширины дома. поэтому ширина фасада как правило стандартная — 3-4 метра. но есть и особо жадные вьетнамцы -) Как правило, на первом этаже находится рабочее помещение или гараж. Некоторые совмещают. Если прогуляться вечером по узким улочкам в глубине Нья-Чанга, там, куда не заходят туристы, то можно увидеть как вьетнамцы проводят свои вечера — там на первых этажах гостиные, причем двери открыты так же, как если бы это были магазины. то есть передней стены нет вообще. А там например сидят люди на диване, телек смотрят, ужинают. салон красоты -) спорт-бар? кто-то совмещает рабочий кабинет с парковкой. тротуар=парковка. пешком тут ходят не дальше чем на 20 метров. светофорами не заморачиваются, переходами тоже. перекрестки — отдельный аттракцион. про скутеры наверно все уже давно все знают, но выложу несколько видео для наглядности =) ну а теперь — самое любопытное -) это дача на соляных плантациях. квадраты заполняют морской водой и под солнцем она выпаривается. мы нагребли себе мешочек морской соли -) за домиком — курятник. куры тут тоже своеобразные. сомневаюсь, что из них варят суп. а это уже другой «курятник», в дворе одного из домов. разгар рабочего дня, мужики развлекаются. Но не все такие кровожадные. Эту сцену мы наблюдали из окна отеля. С утра пораньше на площадь стали стекаться мужики с клетками, ставили их в кучку и рассаживались кружком на табуретки из ближайшего кафе. сидят, смотрят. время от времени кто-то встает и переставляет клетки местами. на другой день поставили конструкцию… на самом деле это «говорящие» птички, и их приносят сюда чтобы они пообщались друг с другом. птичий треп записать не получилось, но говорят они как вьетнамцы — крякают и мяукают. вот что интересно — а где же дамы? неужели им пофиг на общение птичек? на эту тему нашла только инфу про махровый матриархат во Вьетнаме. может, мужчины так свое психическое здоровье восстанавливают? -) во время экскурсии нас привезли к самому старому дому — я так и не поняла — во всем вьетнаме или в этой местности. ничего особенного — алтарь, магазин, грибочки… а вот веранда со столиками понравилась. вырезал все муж хозяйки магазина. найди кота -) проехали мимо школы. и мимо администрации -) на той же экскурсии мы посмотрели как делают женские шапки и циновки и в дом заглянули. аскетичненько живут. в этой семье делают кофе. обжаривают и упаковывают. за забором несколько домов, большой двор, во дворе — фирменный фургончик. похоже, прибыльное дело. дворик между рабочим помещением и кухней. хозяева много путешествуют — на стенах семейные фото из разных стран. ребенок спит. пили кофе очень тихо -) да, парковками для байков тут тоже не заморачиваются. ну и как же без храмов -) есть в Нья чанге и древняя пагода, и католический собор… а это — пагода Чуа Лонг Сон, находится в центре города, ни разу не древняя, но популярная у местных туристов и попрошаек, и с нее отличный вид на город. Будда на вершине холма над храмом. совсем свеженький. как и положено — сидит на лотосе. в окружении горящих монахов. в 1963 году местные монахи сожгли себя заживо. можно залезть в комнатку под задницей Будды и увидеть сценки с монахами на стенах, а также стебель этого самого лотоса, который растет из спины маленькой, но очень сильной черепашки. под деревом рядом с клабищем — маленькая конюшня. мы приехали как раз в разгар отмечания нового года. еще лошадки на алтаре у пагоды в горах. сюда туристы тоже забредают редко. подниматься в гору по ступенькам высоко и долго, но оно того стоит. вид на рисовые поля еще один свеженький Будда у дороги. а вокруг кипит сторительство. А такими песнями нас развлекал гид по дороге на остров орхидей… но это — уже совсем другая история. И напоследок прекрасная вьетнамская луна -)

tursputnik.com

2015, VIET NAM: Поговорим о вьетнамцах. Часть II

Итак, настала пора продолжить наш разговор о вьетнамцах. 

Язык

 Если вам взбрело в голову учить вьетнамский, то не стоит это делать в Нячанге или на юге страны. В стране очень много наречий в зависимости от географического положения, и частенько сами вьетнамцы с трудом понимают друг друга, если они из разных регионов. Более «правильным» вьетнамским считается северное наречие, на котором говорят в Ханое. А вообще сама затея учить язык практически обречена на провал. Ведь во вьетнамском языке 6, а местами 7 тонов! И если вы неправильно употребили хотя бы один звук в слове, собеседник воспримет всю сказанную вами фразу как тарабарщину.

Туристу достаточно знать несколько простых слов, а можно и без них обойтись, ведь не факт, что вы употребляете данные слова правильно. Мы пытались здороваться или говорить «спасибо», но ни разу не заметили сколько-нибудь радостного отклика. Гораздо проще общаться на русском и английском, благо в туристических городах большинство обслуживающего персонала знает хотя бы несколько слов и прекрасно вас поймет.

А можно изучать вьетнамские слова по банкам и бутылкам колы. 😉 В XVII веке европейские миссионеры разработали латинизированную вьетнамскую письменность, которая называется «куок нгы» и официально употребляется во Вьетнаме с 1945 года, заменив иероглифы. Правда, если вы не знаете, как правильно читать такую письменность (а тоны в ней тоже учитываются), толку от нее маловато.

Небольшой словарик

Xin chào – Синь тяо – ЗдравствуйтеTạm biệt – Там биет – До свидания, До встречиCam on – Кам он – СпасибоLàm ơn – Лам он – ПожалуйстаTot – Тот – ХорошоCà phê – Ка фэ – Кофе

По причине тональной сложности вьетнамского языка жители этой страны обладают большой музыкальностью и способностью к изучению других языков. Еще бы, наверное, английский кажется им совсем простым… Схватывают они быстро, прямо на слух. Во всяком случае мы заметили, что многие слова обслуживающие нас официанты или девушка на ресепшен отеля с каждым разом (после общения с нами в том числе) произносили все лучше. А мадам-владелица ресторана «17», где мы частенько пили утренний кофе, однажды вынесла банку со сгущенным молоком и пакетик сахара и несколько раз повторила за нами по-русски «мо-ло-ко» и «сак-хар», пока не добилась правильного произношения. 

Работа

 Работают вьетнамцы как муравьи – от восхода до заката. То есть примерно с 4 утра до 6 вечера. И неважно, в провинции живет вьетнамец или в большом городе, встает он все равно в 3 часа утра. Завтракает супом фо, делает зарядку, выпивает чашку кофе и едет на работу. Ведь нужно полить газон, пока солнце неяркое…

…возделывать поля риса или сахарного тростника…

…встречать гостей отеля в национальной одежде Ао Зай…

…или, накупив фруктов и вкусняшек, предлагать их туристам на пляже. В общем, неважно, главное трудиться.

Дело в том, что во Вьетнаме пенсия положена не всем категориям населения. Пенсия дается государственным служащим, военным, полицейским и еще небольшому ряду профессий. Все остальные должны позаботиться о старости сами.

По этой причине почти у всех вьетнамцев имеется какое-нибудь собственное семейное дело. Даже если они работают на государство или в частной фирме. И свой бизнес и семья всегда будут первостепенными перед другой деятельностью.

Примерно с 11-12 часов дня большинство вьетнамцев уходят на сиесту. Опять же, исключая тех, кто работает в туризме. То есть в туристическом квартале вы не заметите различий, но если забредете чуть глубже в город, обратите внимание, что заведения для вьетнамцев закрыты приблизительно на три часа в середине дня. Все спят.

Причем спать могут и прямо там, где застала сиеста. На клумбе или на скамейке в тени дерева. Такие картины мы наблюдали несколько раз. Этот человек не пьян и не бродяга, это сиеста…

В грязелечебнице Thap Ba мы видели, как местные работники спали в тени днем, подвесив к забору гамаки. Это вполне распространенная практика. А на экскурсиях наш водитель на каждой остановке раскладывал кресла и спал, пока мы бродили по достопримечательностям.

К слову, в это время – с 11-12 до 14-15 – на улице стоит такая жара, что мы пару раз тоже заваливались в отеле на боковую.

Если вы работаете с вьетнамцами, вам стоит учитывать такие вещи как свое дело, сиеста и… опоздания. Вьетнамцы хронические «опаздуны», не в их привычках спешить. Этому в немалой степени способствуют многочисленные кафе, где столики стоят прямо на тротуарах, а для сидения предлагаются маленькие стульчики или детские табуреты, и колени оказываются на уровне стола, а то и выше. Вьетнамец может просидеть в таком кафе несколько часов, уплетая суп фо или потягивая густой кофе со льдом.

Но не думайте, что такие заведения с едой «на тротуарах» только для вьетнамцев. Вас там с удовольствием накормят, и обойдется обед гораздо дешевле, чем в кафе для туристов, хоть и дороже, чем для своих.

 

Дети

 

К детям во Вьетнаме отношение очень трепетное, их любят и всячески лелеют, как своих, так и чужих. Раньше существовал запрет на рождение третьего ребенка, сейчас власти его отменили, но с оговорками. Однако этот запрет никогда не мешал тем, кто живет в деревне на своей земле. В провинции в семьях всегда было много детей.

В Нячанге очень много школ, садов и других детских учреждений. Все они очень ухоженные и сразу понятно, что это.

В садах большие детские площадки – целые городки для игр. В некоторых местах есть даже настоящие карусели. У будущего поколения должно быть красивое и счастливое детство.

Дети, которых мы встречали, как правило очень веселые и непосредственные. Некоторые школьники живо интересовались туристами, фотографировали на смартфоны, махали рукой и улыбались.

Постарайтесь не проходить мимо школ и детсадов во время окончания или начала учебы. Родители на мотобайках и на машинах, спешащие или ждущие своих мам и пап дети – все это создает невообразимую толпу, занимающую всю проезжую часть и оба тротуара… Пройти мимо по-быстрому довольно сложно.

Как мы помним, Вьетнам – социалистическая республика. И, конечно, здесь есть пионеры! В которые принимают не всех подряд, между прочим…

 

Женщины

 Красота, по мнению вьетнамских (как и китайских, кстати) девушек, напрямую зависит от того, насколько белая у тебя кожа. Чем белее – тем красивее. Истоки этого понятны – если ты незагорелый, значит, у тебя есть деньги, чтобы не работать целый день под солнцем. Мне это напомнило, что на Руси девушки зубы смолой мазали, чтобы казалось что гнилые от сахара 😉

Чтобы сохранить белизну кожи, девушки не то что не загорают (Боже упаси!), а всячески прикрываются, выходя на улицу. Это обязательно широкополый головной убор, будь то обычная шляпка или национальная шляпа Нон Ла. Одежда с рукавами, перчатки и носки (с «пальцами», чтобы можно было надеть вьетнамки). И… маска на лице плюс нередко темные очки. Фактически ни кусочка тела солнцу не достается. По этой же причине почти вся косметика у них с отбеливающим эффектом. Девушки, учитывайте это, если соберетесь купить грязи, маски или крем для себя любимой.

В таком виде дамы ходят по улицам, ездят на велосипедах и мотобайках. В случае с мотобайком маска также защищает лицо от пыли на дорогах. Надевается она на уши.

Большинство женщин ходят в современной европейской одежде, но частенько встречаются и девушки в национальных костюмах Ао Зай – широкие брюки и длинное платье с разрезами по бокам, очень красивая одежда.

Также дамы ходят в чем-то наподобие пижамы, из шелка или бамбукового волокна. И все женщины – в брюках. Наверное, за две недели мы ни разу не встретили на улице женщину-вьетнамку в платье или юбке.

По большому счету, во Вьетнаме – неофициальный матриархат. То есть мужчина вроде бы глава семьи, но решает все женщина, и это заметно невооруженным глазом, особенно в семейных заведениях. Муж голова, а жена – шея 😉

Конечно, это не все, что можно сказать о вьетнамцах и их культуре, и я обязательно буду еще вспоминать интересные факты и рассказывать о них в следующих статьях. Подписывайтесь на новости, следите за обновлениями, оставляйте комментарии!

Наталья Деревягина

dndi.ru